- 14 августа
- Чтения Священного Писания и Богослужебные указания
- Богослужебные указания
- Богослужения
- Тропари, кондаки, молитвы и величания
- В пятницу, св. Кресту
- Тропарь в пятницу, св. Кресту, глас 1
- Кондак в пятницу, св. Кресту, глас 4
- Креста Господня
- Тропарь Креста Господня, глас 1
- Кондак Креста Господня, глас 4
- Всемилостивому Спасу
- Тропарь Всемилостивому Спасу, глас 8
- Кондак Всемилостивому Спасу, глас 4
- Молитва Всемилостивому Спасу
- Ин тропарь Всемилостивому Спасу, глас 4
- Мученикам Маккавеям, матери их Соломонии и учителю Елеазару
- Тропарь мученикам Маккавеям, матери их Соломонии и учителю Елеазару, глас 1
- Кондак мученикам Маккавеям, матери их Соломонии и учителю Елеазару, глас 2
- Преподобной Софии Суздальской
- Тропарь преподобной Софии Суздальской, глас 4
- Кондак преподобной Софии Суздальской, глас 1
- Мысли свт. Феофана Затворника
- Притча дня
- О празднике «Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня»
14 августа
Чтения Священного Писания и Богослужебные указания
Богослужебные указания
Креста: 1 Кор. 1:18–24 _VS_Jn.5:1-4$$$ (зач. 125). Ин. 19:6–11, 13–20, 25–28, 30–35_VS_1Cor.1:18-24$$$ (зач. 125). Ин. 19:6–11, 13–20, 25–28, 30–35_VS_Jn.19:6-11,13-20,25-28,30-35$$$ (зач. 125). Ин. 19:6–11, 13–20, 25–28, 30–35 _VS_Hebr.11:33-12:2$$$ (зач. 125). Ин. 19:6–11, 13–20, 25–28, 30–35 _VS_Mt.10:32-36,11:1$$$ (зач. 125). Ин. 19:6–11, 13–20, 25–28, 30–35 _VS_Hebr.2:11-18$$$ (зач. 125). Ин. 19:6–11, 13–20, 25–28, 30–35 _VS_Jn.5:1-4$$$ (зач. 60). Мчч.: Евр. 11:33–12:2_VS_1Cor.1:18-24$$$ (зач. 60). Мчч.: Евр. 11:33–12:2_VS_Jn.19:6-11,13-20,25-28,30-35$$$ (зач. 60). Мчч.: Евр. 11:33–12:2_VS_Hebr.11:33-12:2$$$ (зач. 60). Мчч.: Евр. 11:33–12:2 _VS_Mt.10:32-36,11:1$$$ (зач. 60). Мчч.: Евр. 11:33–12:2 _VS_Hebr.2:11-18$$$ (зач. 60). Мчч.: Евр. 11:33–12:2 _VS_Jn.5:1-4$$$ (зач. 330). Мф. 10:32–36, 11:1_VS_1Cor.1:18-24$$$ (зач. 330). Мф. 10:32–36, 11:1_VS_Jn.19:6-11,13-20,25-28,30-35$$$ (зач. 330). Мф. 10:32–36, 11:1_VS_Hebr.11:33-12:2$$$ (зач. 330). Мф. 10:32–36, 11:1_VS_Mt.10:32-36,11:1$$$ (зач. 330). Мф. 10:32–36, 11:1 _VS_Hebr.2:11-18$$$ (зач. 330). Мф. 10:32–36, 11:1 _VS_Jn.5:1-4$$$ (зач. 38). На водоосвящении: Евр. 2:11–18_VS_1Cor.1:18-24$$$ (зач. 38). На водоосвящении: Евр. 2:11–18_VS_Jn.19:6-11,13-20,25-28,30-35$$$ (зач. 38). На водоосвящении: Евр. 2:11–18_VS_Hebr.11:33-12:2$$$ (зач. 38). На водоосвящении: Евр. 2:11–18_VS_Mt.10:32-36,11:1$$$ (зач. 38). На водоосвящении: Евр. 2:11–18_VS_Hebr.2:11-18$$$ (зач. 38). На водоосвящении: Евр. 2:11–18 _VS_Jn.5:1-4$$$ (зач. 306). Ин. 5:1–4_VS_1Cor.1:18-24$$$ (зач. 306). Ин. 5:1–4_VS_Jn.19:6-11,13-20,25-28,30-35$$$ (зач. 306). Ин. 5:1–4_VS_Hebr.11:33-12:2$$$ (зач. 306). Ин. 5:1–4_VS_Mt.10:32-36,11:1$$$ (зач. 306). Ин. 5:1–4_VS_Hebr.2:11-18$$$ (зач. 306). Ин. 5:1–4_VS_Jn.5:1-4$$$ (зач. 14).
_VS_1Cor.1:18-24$$$ (зач. 14).
_VS_Jn.19:6-11,13-20,25-28,30-35$$$ (зач. 14).
_VS_Hebr.11:33-12:2$$$ (зач. 14).
_VS_Mt.10:32-36,11:1$$$ (зач. 14).
_VS_Hebr.2:11-18$$$ (зач. 14).
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
В пятницу, св. Кресту
Тропарь в пятницу, св. Кресту, глас 1
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Даруй победы над врагами православным христианам, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.
Кондак в пятницу, св. Кресту, глас 4
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.
Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.
Креста Господня
Тропарь Креста Господня, глас 1
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы православным христианам над иноплеменными даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.
Кондак Креста Господня, глас 4
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на супоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра// непобеди́мую побе́ду.
Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.
Всемилостивому Спасу
Тропарь Всемилостивому Спасу, глас 8
С Вы́шних призира́я, убо́гия прие́мля,/ посети́ нас, озло́бленныя грехи́, Влады́ко Всеми́лостиве,// моли́твами Богоро́дицы да́руй душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: С небес милостиво взирая, нищих принимая, посети нас, изнемогших от грехов, Владыка всемилостивый: по молитвам Богородицы даруй душам нашим великую милость.
Кондак Всемилостивому Спасу, глас 4
Вся́кия скве́рны, Всеми́лостивый Спа́се, аз бых де́латель,/ и во отча́яния ров впа́дся,/ но стеню́ от се́рдца, и вопию́ к Тебе́, Сло́ве:/ ускори́, Ще́дрый, и потщи́ся на по́мощь на́шу,// я́ко Ми́лостив.
Перевод: Всякого дела скверного исполнителем был я, Всемилостивый Спаситель, и в ров отчаяния пал; но стенаю от сердца и взываю к Тебе, Слово: «Поспеши, о Сострадательный, и обратись к нам на помощь, как Милостивый!»
Молитва Всемилостивому Спасу
Влады́ко Го́споди Святы́й, в Вы́шних живы́й и всеви́дящим Твои́м о́ком призира́яй на всю тварь! Тебе́ приклоня́ем вы́ю души́ и те́ла, Тебе́ мо́лимся, Свя́те святы́х, простри́ ру́ку Твою́ неви́димую от свята́го жили́ща Твоего́, и благослови́ вся ны, и прости́ нам вся́кое согреше́ние во́льное и нево́льное, сло́вом или́ де́лом соде́янное. Да́руй нам, Го́споди, умиле́ние, да́руй сле́зы сокруше́нныя души́ во очище́ние мно́гих грехо́в на́ших, да́руй ве́лию Твою́ ми́лость ми́ру Твоему́ и нам, недосто́йным рабо́м Твои́м, я́ко благослове́но и препросла́влено есть И́мя Твое́ ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Ин тропарь Всемилостивому Спасу, глас 4
Свети́льниче со́лнечный, Всеми́лостивый Спа́се,/ просвеще́нием сия́ния Твоего́ пода́й и нам сло́во,/ да восхва́лим чи́стою со́вестию/ Твое́ пребоже́ственное пра́зднество,/ Тебе́ же, Единоро́днаго Сы́на,/ единосу́щна с Ду́хом, сла́вяще,// да́руеши бо нам мир и ве́лию ми́лость.
Перевод: Светильник солнечный, Всемилостивый Спаситель, просвещением сияния Твоего подай и нам слово, чтобы мы восхвалили с чистой совестью Твой божественнейший праздник, Тебя же, Единородного Сына, единосущного с Духом, прославляя, ибо даруешь нам мир и великую милость.
Мученикам Маккавеям, матери их Соломонии и учителю Елеазару
Тропарь мученикам Маккавеям, матери их Соломонии и учителю Елеазару, глас 1
Боле́зньми святы́х, и́миже о Тебе́ пострада́ша,/ умоле́н бу́ди, Го́споди,/ и вся на́ша боле́зни исцели́,// Человеколю́бче, мо́лимся.
Перевод: Страданиями святых, которые они за Тебя претерпели, умилостивься, Господи, и все наши болезни исцели, Тебе, Человеколюбец, молимся.
Кондак мученикам Маккавеям, матери их Соломонии и учителю Елеазару, глас 2
Прему́дрости Бо́жия столпи́ седмочи́сленнии,/ и Боже́ственнаго Све́та свети́льницы седмосве́щнии,/ Маккаве́и всему́дрии,/ пре́жде му́чеников преве́лии му́ченицы,/ с ни́миже всех Бо́гу моли́теся,// спасти́ся почита́ющим вас.
Перевод: Семь столпов премудрости Божией и семь светильников ярких Божественного света, Маккавеи премудрые, прежде мучеников величайшие мученики! С ними Бога всего мира молите о спасении почитающих вас.
Преподобной Софии Суздальской
Тропарь преподобной Софии Суздальской, глас 4
Вы́шняго красото́ю я́вственно украша́яся,/ по́стническими бо труды́ подвиза́ся преподо́бная Софи́я,/ и бысть насле́дница Небе́сному Ца́рствию,/ и вни́де в Небе́сный Черто́г наслади́тися Христо́вы красоты́,/ Его́ же моли́ спасти́ся гра́ду Су́ждалю/ от пога́ных нахожде́ний и междоусо́бныя бра́ни// и пода́ждь душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: Небесной красотой ты ясно украшалась, ибо постническими трудами подвизалась, преподобная София, и была наследницей Небесного Царства, и вошла в Небесный Чертог, чтобы насладиться Христовой красотой, Его же моли о спасении города Суздаля от языческих нападений и междоусобной войны, и подай душам нашим великую милость.
Кондак преподобной Софии Суздальской, глас 1
Но́щи стра́стныя избе́гши, Богому́драя Софи́е преподо́бная,/ к Незаходи́мому же Со́лнцу, Христу́, прише́дши,/ умертви́ла еси́ плотско́е мудрова́ние посто́м же, воздержа́нием и моли́твами,/ показа́ся равна́ А́нгелом,/ на земли́ бо поживе́ и ду́хи нечи́стыя от челове́к отгна́ла еси́,/ и разли́чная исцеле́ния подава́еши, от мно́гих бед и зол избавля́еши,/ Софи́е преподо́бная,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Избежав тьмы страстей, Богомудрая София преподобная, к Незаходящему же Солнцу, Христу, придя, ты умертвила плотское мудрование, постом же, воздержанием и молитвами оказалась равной Ангелам, ибо прожив на земле и духов нечистых отгоняешь ты от людей, и различные исцеления подаешь, от многих бед и зол избавляешь, София преподобная, моли о спасении душ наших.
Мысли свт. Феофана Затворника
«Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф.10:32 ) . Трудно ли исповедать Господа? Никакого нет труда. Какой труд сказать, когда требуется, что Господь наш Иисус Христос единородный Сын Божий и Бог, Который ради нас пришел на землю, воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился, был распят, пострадал, погребен, воскрес в третий день, восшел на небеса и сидит одесную Бога Отца, и опять придет судить живых и мертвых, – послал Духа Святого на Св. апостолов, силою Его устроивших на земле святую Церковь, которая, научая истине и освящая таинствами, незаблудным путем ведет всех верных чад своих в Царство Небесное?
Все это мы повторяем всякий раз, когда слышим и читаем Символ веры. Так возьми эти истины, напечатлей их в сердце своем, и будь готов, не боясь никакого лица человеческого, предъявить, что так, а не иначе, должно веровать, чтоб быть спасену, готовясь вместе потерпеть и то, что за это в ином случае достанется тебе. Заграждай уста учителей лжи и хулителей христианства словом истины, — и получишь то, что обетовано Господом. Ты исповедуешь Его Богом и Спасителем пред человеками, а Он пред Богом-Отцем исповедует, что ты верный Его последователь и исповедник.
Притча дня
Брат сказал авве Сисою: «Авва! Что делать мне? Я пал во грех». Старец отвечал: «Покайся и встань». Брат сказал: «Я встал и опять пал». Старец отвечал: «Снова – Покайся и встань».
Брат: «Доколе же мне – каяться, вставать и падать?»
«До кончины твоей. – Пока тебя не настигнет смерть – Павшим или Поднявшимся», – ответил ему старец.
Источник статьи: http://azbyka.ru/days/2020-08-14
О празднике «Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня»
В некоторых месяцесловах празднование «Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня» отождествляется с «Празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Марии». Этим самым дается повод думать, что оба празднества не имеют никаких своих особенностей и представляют в сущности одно и то же празднование, известное под двумя различными наименованиями. Но подобная мысль совершенно неправильна. Это для нас станет ясным и несомненным, если мы рассмотрим сущность и повод установления этих двух различных празднеств.
Первого августа совершается также празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его, установленное в 1158 году в России при митрополите Киевском Константине, а в Греции — при Царьградском патриархе Луке. Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами 1 августа, а в Греции — победа в один и тот же день греческого императора Мануила над магометанами-арабами или сарацинами.
Всякий раз, когда только приходилось благочестивому русскому князю Андрею Боголюбскому отправляться в поход на неприятелей, он брал с собой икону Пресвятой Богородицы и Честный Крест Господень. Был у него и другой благочестивый обычай, тесно связанный с только что указанным. Прежде чем вступить в кровавую битву, он выносил св. икону Богоматери с Честным Крестом к своим войскам и вместе с ними, пав на землю, возносил к Богоматери слезную молитву:
— О, Владычице, родившая Христа Бога нашего! Всякий уповающий на Тебя не погибнет; и я, раб Твой, имею Тебя по Бозе стену и покров, и Крест Сына Твоего — оружие на врагов обоюду острое. Умоли держимого Тобою на руках Спасителя мира, да будет сила крестная как огнь, попаляющий лица сопротивных, и Твое всесильное предстательство да поможет нам победить врагов наших.
После этой молитвы сам князь Андрей, а за ним и все его воины лобызали святую икону Богоматери и Честный Крест Господень. Потом только с твердой надеждой на помощь Божию и заступничество Пречистой Богоматери они дружно устремлялись на врагов.
Так было и первого августа 1158 года. Войска князя Андрея Боголюбского, одушевленные молитвой своего любимого предводителя и поддерживаемые небесной помощью, отважно бросились на волжских болгap и скоро одержали над ними полную победу. Вид погибших соратников не омрачал их радостных мыслей, вызываемых столь благоприятным исходом кровавого столкновения. Когда русские воины возвратились с поля битвы в свой стан, они были поражены дивным видением: огненные лучи, исходившие от Честного Креста и св. иконы Божией Матери, своим блеском озарили все войско. Тогда русские полки, обрадованные этим чудесным знамением, еще с большим мужеством и отвагой стали преследовать своих врагов: они сожгли и опустошили до пяти их городов, оказавших сопротивление и не пожелавших добровольно сдаться, наложили на жителей дань, обычную в то время, и после этого возвратились с торжеством на родину.
С этим довольно крупным событием в жизни Руси совпало другое не менее важное событие в Греции. В том же 1158 году греческий император Мануил принужден был выступить со своими войсками против сарацин, намеревавшихся покорить под свою власть Грецию. Осуществление этого их намерения повело бы за собой многочисленные бедствия для греков: помимо того, что они потеряли бы свою политическую самостоятельность, они понесли бы еще и большую утрату — лишились бы своей святой христианской веры, вместо которой должны были бы исповедывать магометанскую веру своих победителей. Первого августа император Мануил видел от Честного Креста и иконы Богоматери, которые он брал с собой в поход, чудо подобное вышеописанному — огненные лучи, озарявшие своим блеском все войско. И когда после этого была одержана победа над неприятелем, греческий император Мануил всецело приписал ее чудесной помощи Божией.
Между греческим царем и русским князем в то время не прекращались письменные сношения. Поэтому князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил — о подобном же чуде в России. Оба они прославили Бога за одновременно явленное над ними обоими чудодейственное промышление Его, а потом после совета со своими архиереями и сановниками решили установить 1-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери.
Итак, из сделанного нами краткого описания повода и содержания совершаемых первого августа двух празднеств ясно видно, что оба они различны по своему характеру и установлены по совершенно различным причинам: одно празднество установлено в связи с распространившейся смертоносной эпидемией, а другое — по поводу чудесного видения и победы над врагом. Поэтому-то в «Житиях», составленных митрополитом Московским Филаретом, не отождествляются эти два празднества, но одно из них называется «Происхождением Древа Честного и Животворящего Креста Господня», а другое «Празднеством Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его».
Из книги «Сказания о чудотворных иконах Богоматери». Публикуется с сокращениями.
Источник статьи: http://pravoslavie.ru/2483.html