Дистинг — языческий праздник отмечают 14 февраля
Москва, 08.03.2021, 12:46:48, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Инна Мордасова.
Последний месяц зимы предлагает нам множество праздников, среди которых есть религиозные, государственные и международные. Но в первую очередь многие люди при упоминании 14 февраля вспоминают лишь об одном торжестве — дне Святого Валентина, который также называют Днем всех влюбленных. Но у язычников эта дата была связана отнюдь не с любовью. Для них наступал один из самых почитаемых периодов в году — Дистинг. В этот день почитали дис — так называли сверхъестественных существ женского пола, которые были призраками богинь и предков. Удивительно, но обряды данного торжества вспоминаются во многих летописях. К примеру, в Скандинавии известно о сагах Heimskringl, Hervarar, Egils и Víga-Glums. В память о традициях предков в Швеции до сих пор ежегодно отмечают торжество Disting, в честь которого была традиция проводить ярмарок.
Дистинг 14 февраля, языческий праздник
В процессе празднования Дистигна наступал переломный момент, при котором зима постепенно расходовала свои кондиции, после чего на наши земли спускалось тепло. На помощь людям приходило Солнце, благодаря усилиям которого темнота и зимний мороз проигрывали битву, чтобы вновь прийти следующей зимой. Торжество являлось символическим, и в процессе празднования пробуждались жизненные силы, которые в течение последних месяцев были в спячке.
Нет единого мнения относительно истоков празднования Дистинга. О нем известно в писаниях викингов, которые зафиксировали красную дату в своей мифологии. В честь праздника проводился день Дисаблот, который напоминал о зарождении жизни и женском начале.
Торжества, проводившиеся во время празднования Дистинга, знаменовались робким приходом тепла, после чего начиналась подготовка к весне. Крестьяне, которые специализировались на обработке полей, в это время занимались пересчетом крупного скота и подготовкой семян. Принято было считать, что теленок, родившийся в этот день, владельцам приносил много богатства в течение всего года.
На данный момент нет государства, где бы на официальном уровне или хотя бы в народе праздник сохранил свою популярность. Причиной тому — отказ от языческих традиций. Тем не менее, наиболее праздная часть торжества — ярмарка, осталась и по наши дни. В честь пробуждения весны принято было дарить друг другу подарки. Если же человек хотел заключить брак, в этот период Небеса благоволили семейным начинаниям. Именно в это время боги помогали создать счастливые семьи. На сегодняшний день осталось не так много истинных язычников, которые продолжают хранить все традиции, и некоторые из них делают все, чтобы вернуть славу предков. Этот период был символическим, поэтому чтился многими народами и культурами мира. Тепло побеждало зиму, и весна считалась особенной порой года, когда зарождалась новая жизнь. По мнению представителей древних цивилизаций, в этот период сверхъестественные силы приходили на помощь людям.
Что значит этот день
Праздник Дистинга язычники связывали с богом Вали, который считался покровителем перерождения природы и плодородия. Среди язычников в это время вспоминали о предках и воздавали дань богам. Дистинг считали торжеством поздних морозов, которые постепенно ослабевали под действием Солнца. Небесное светило выходило на небосвод, чтобы победить темные силы. В семьях язычников обменивались подарками. Праздника ждали не только взрослые, но и дети. Даже в те времена данный период считали очень выгодным для влюбленных, которые хотели создать семью. Брак, заключенный в этот день, обещал благополучие, здоровье и вечную любовь.
Еще одним обрядом, который проводили в честь праздника Дистинга, было вспахивание первой борозды, которая давала покровительство для дальнейших сельскохозяйственных работ. Прямо в землю клали пироги, которые были своеобразным жертвоприношением земле и духам, которые опекали поле. Сохранились некоторые исторические документы, свидетельствующие о восхвалении первой борозды. Так, на скальном изображении, выполненном в бронзовом веке у населенного пункта Литлсбей, присутствует тематический сценарий. Здесь фаллический человек с топором либо молотом в одной рукой, в другой держит палку, при помощи которой начинает распахивать бороду. Таким образом, он совершал ритуал, которым вызывал плодородие земли, которая в течение последних месяцев пребывала в спячке.
Еще во времена Тевтонских рыцарей особо чтили плуг, вспахивающий землю. В скандинавской религии есть история о Фрейре и Герд, где рассказывалось о важности проявления любви к земле. В те времена отмечали праздник, в ходе которого Скирнир едет в дальнюю поездку и вынужден благодаря магии одолевать чары Герд. Таким образом, у Фрейра появлялась возможность жениться на ней и оплодотворить вторую половинку. В скандинавских летописях присутствует альтернативный способ «разморозить» влияние богини зимы. Каждый из древних мифов сегодня мог бы оказаться сценарием для популярного фильма, снятого талантливым режиссером.
В книгах скандинавских народов любовная борьба между Скади и Герд повествует о том, каким образом происходило завоевание сердца богини. Известная глава, повествующая о Фро Инге, связана с ритуальным подношением Богам. Герои мифа сохранили лошадиный фаллос Вёлси, чтобы передавать его по кругу друзьям, которые обращались к небесам со словами: «Пусть Мёрнир возьмёт это благо».
Традиции, обряды, поверья
Судя по всему, описанные ритуалы проходили во времена, когда весь народ Скандинавии праздновал Дистинг. Сразу во время праздников разбивали замерзшие поля. Таким образом, крестьяне призывали землю оттаять. Глядя на старания своих подопечных, зимние боги снимали плащи в виде снега, чтобы вновь подарить земле плодородие. Каждому из крестьян приходилось создавать собственного Вёлси, чтобы призвать божество к помощи в возделывании земли.
Источник статьи: http://pronedra.ru/disting-yazycheskij-prazdnik-otmechayut-14-fevralya-450343.html
Дистинг
Возвещает пробуждение жизненных сил, заснувших во время Зимней Ночи (Фото: jarowan power, Shutterstock)
14 февраля отмечается один из главных языческих праздников — Дистинг. Это праздник поздних морозов, посвященный победе света Солнца над темными днями зимы. Он возвещает пробуждение жизненных сил, заснувших во время Зимней Ночи.
Считается, что земля в это время готовится к приему новых семян. Также этот период называют символичным временем подготовки к грядущим событиям.
Зарождение этого праздника произошло в древней Швеции, где на протяжении многих лет он был очень популярен. Там празднование Дистинга (в более привычном скандинавском варианте — «Тинг дис») проводилось в форме ярмарки в начале февраля.
Также есть версия, что происхождение праздника в большей степени связано не с Зимними Ночами, а с другим праздником, упоминаемым как Дисаблот. Различия здесь региональные: праздник Зимних Ночей отмечался на северо-западе Скандинавии (в Норвегии и Исландии), а Дисаблот — на востоке (в Швеции). Здесь проводилось нечто вроде общественных мероприятий — общих ярмарок, которые были, очевидно, первыми большими собраниями года.
Также в этот день традиционно проходят семейные торжества с обменом подарками. День Дистинга считается подходящим временем для свадебных обетов и проведения свадеб.
Другие праздники в разделе «Языческие праздники»
Источник статьи: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1173/
День Святого Валентина — неприличный языческий праздник?
Как известно, многие праздники, связанные с именами христианских святых, на самом деле имеют языческие корни. Так праздник Рождества Иоанна Предтечи — попытка подменить в народном сознании Иванов день или Купальскую ночь — народный праздник восточных славян, посвященный летнему солнцестоянию. А Ильин день — праздник памяти пророка Илии гармонично заменил день, посвященный громовержцу Перуну — богу, покровительствующему князю и его дружине. Подобным образом обстоит ситуация и с Днем Святого Валентина.
День всех влюбленных, отмечаемый во многих странах, предположительно связан с именем одного из двух раннехристианских мучеников — Валентином Интерамнским или Валентином Римским. Однако сам праздник возник не на пустом месте. Как считал французский историк XVII века Тиллемон, христианский праздник берет свое начало от Луперкалий — древнеримского дня плодородия в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februato и бога Фавна, покровительствующего стадам. Также праздник оказался связан с культом выкормившей легендарных основателей Рима. На первый взгляд, странная связь, ведь волки как раз скотоводам мешают. Причина здесь, скорее всего, лингвистическая. Слово «lupa» — «волчица» имеет в латинском языке омоним со значением «блудница», а ведь именно эти персонажи играли в Луперкалиях не последнюю роль.
В ночь на 15 февраля из их шкур жертвенных животных изготавливались бичи, и после пира молодые люди выходили с ними в город пороть женщин. Женщины охотно подставляли себя, считая, что эти удары дадут им плодовитость и легкие роды. В конце торжеств женщины тоже раздевались догола. Существовали в эту ночь другие обряды, связанные с праздником, и даже сегодня выглядящие слишком уж разнузданными и неприличными.
Тем не менее, Луперкалии были столь популярны, что даже когда многие другие языческие праздники были отменены с приходом христианства, этот еще долгое время существовал. В 494 г. Папа Геласий I, видя, что запретить языческий праздник не получается, предпринял удачную попытку изгнать его, изящным ходом подменив содержание.
У нового праздника, который пришел на замену Луперкалиям, был назначен и небесный покровитель — Святой Валентин. Примерно в это же время появилась история, призванная объяснить, почему Святой Валентин покровительствует влюбленным.
На Западе праздник начал набирать популярность в XIX веке, чему способствовала активная деятельность торговцев, в первую очередь кондитеров и цветочников. Именно тогда появились валентинки — красные открытки с трогательным признанием.
В нашу страну День Святого Валентина пришел в середине 90-х годов прошлого века из англоязычных стран, уже лишенный какой-либо религиозной составляющей. Особую популярность он получил у молодежи. Впрочем, сегодня у Валентина есть серьезный конкурент.
В 2008 году официальный статус всероссийского праздника получил День семьи, любви и верности. Он возник по инициативе жителей Мурманска и получил поддержку в Госдуме. Этот праздник связан с именами святых — легендарного муромского князя Петра и княгини Февронии. (День почитания — 25 июня по старому стилю (8 июля по новому).) Святые были канонизированы в 1547 году.
Очевидна связь Дня Петра и Февронии с купальскими играми, после которых определялись пары суженых. По народным поверьям, в этот день заключались счастливые браки. В Белоруссии до сих пор сохранилась поговорка: «До Петра девка хитра, а на Петры — хоть лицо ей подотри» (имеется в виду, от слез, что не вышла замуж).
Источник статьи: http://katun24.ru/news/125458
14 февраля праздник древних славян
Февраль и март – два удивительных месяца русского календаря, где наиболее ярко показано дуальное восприятие нашими предками этого мира и самих себя.
Все праздники февраля связаны с образом прощания с зимой, своеобразным плачем, и, в тоже время, с буйством морозов и днями почитания нечестии, как в мужских, так и женских образах. А март – это троекратное чествование и призыв весенних сил, опять же и мужских, и женских, но уже в их божественной ипостаси.
Славянские праздники в феврале
5 лютеня/февраля праздновали День Велеса, Волчьего пастыря – культ неукротимой лютой мужской яри. По-русски лют – волк, отсюда и название февраля – лютень – в честь волчьих свадеб, что проходят в это время. Почитание врага и признание в нем достойного противника и даже гордость и любовь к нему – вот характерная особенность русского мира.
10 лютеня/февраля праздновался Велес-Быкоглав, что представлялся в виде златорогого тура.
«Об ину пору Мороз обожжет после Велеса до слез». Сшибет Велес рог Зиме, обожжет Велесов утренник зазевавшегося мужика до слез. А там и Окличка на дворе стоит, пора Мороза окликать.
К вечеру выходил жрец за околицу капи, клал по три низких поклона на все четыре стороны света белого. Помолившись Велесу — Пастырю Стад Небесных и Защитнику Земных, становится он на разбросанную овечью шерсть и произносит особую Окличку:
Мороз, Мороз — Зимин Тесть,
Не ходи на нашу весь,
Ни на уток, ни курей,
Ни на малых детей…
Волк и тур – два вечных супротивника в народном сознании соединились в одно: нет без волка здоровых коровушек, нет без тура(быка) сытости волку. По сути они отражали и мировоззрение социальное: воину-волку нужен крестьянин-кормилец, а крестьянину нужен воин-защитник.
А 12 лютеня/февраля праздновалась Велесова Среча – праздник встречи весны и зимы. Велесова среча считается началом плодородного года. Это первая закличка Весны, богини Живы и Ярилы-солнца, согревающего землю живительными лучами, а плодотворящий Белобог готовится выйти из Земли, чтобы поддержать своих питомцев – травы и деревья, птичек и зверюшек, и человека.
Это начало весны по солнечному календарю, а по природе ещё обычно стоит лютая зима, которая характеризуется такими словами – лютень, сечень, вьюжень, крутень. “Весной пахнет, но кликать рано”,- говорят в народе.
Этот праздник плодородия отмечался с незапамятных времен, и отголоски его сохранились в Европе, как День Святого Валентина, или День всех влюбленных. Исторический аналог – римские Луперкалии, пастуший или волчий праздник.
Славяне праздновали этот праздник на холмах да взгорках, обойдя холм да поднявшись на него, приветствовали Богов. Собрав в соседних лесах хворост, подготавливали огонь. Все лепили из снега фигуры мужчины, женщины и ребёнка – символическое изображение семьи и плодородия – Сварога, Ладу и образ их многочисленного потомства, все фигуры смотрели на восходящее солнце.
Для тех, кто хочет узнать, как праздновать Кологодные праздники, в помощь материал «Праздники Солнцестояний и Солнцеворотов».
Из папоротника, соломы, ветвей и тряпичных лоскутков собрали куклу Марену – олицетворяющую зиму, ей предстояло сгореть в ритуальном костре. Облачившись в праздничные одежды, празднующие собрались вокруг костра.
Волхв обходил присутствующих караваями пшеничного и ржаного хлеба, и каждый отламывал свой кусок каравая. Все трижды кормили огонь со словами: “Прими и благослови!”, “Прими и научи!”, “Прими и сохрани!”.
Приносили и медовую жертву Чуру, особливо те, у кого была потеряна связь с предками, обмазав Богов медом с четырех сторон, и оставляли у их подножия жертву-память предкам: кусочек хлеба с сыром, медом или маслом – кто что принёс с собой специально по этому случаю. После, кланяясь Земле и вдыхая от неё, возносили хвалу Солнцу.
Участники обряда передавали друг другу яйцо – символ творения мира. После были очистительные прыжки через костёр, песни, хороводы. Завершился праздник совместной трапезой – братчиной.
Обязательной пищей на Велесову Сречу являются ритуальные блины, замешанные на талой воде – символ набирающего силу Солнца и пробуждающейся природы. К блинам полагается творог как символ творения мира.
Первый блин посвящается предкам, его отдают птицам. Лучи Солнца, разорвавшие после обряда в южной стороне неба тучи, сулили собравшимся плодородный богатый год.
Вскоре после Власия отмечали Онисима Зимобора (Онисима Овчара) — 15 лютеня/февраля. В этот день «Зиме время вспять поворотить»; ночью «окликали» звёзды, чтобы овцы лучше телились, а по утру бабы «зорнили пряжу» — выставляли первый моток пряжи «на зорю», дабы вся пряжа (равно как и судьба, которую «прядёт» Богиня Макошь) была бела, чиста и крепка.
16 лютеня/февраля отмечали Именины Кикиморы — Маремьяну Праведную, или Маремьяну-Кикимору. В этот день особливыми подношениями старались задобрить Кикимору (потворницу Морены и Макоши, супругу Домового), чтобы она не путала пряжу и не проказила по ночам. Тако же в народе говорили: «На Маремьяну Ярило — с вилами». Ибо, по поверьям, о сию пору Ярило Велесич «воздевает Зиму на вилы».
18 лютеня/февраля— кланялись овсяничками (пирожками из овсяной муки) Яриле-Весеню, который, по поверьям, заставлял о сию пору петь птицу овсянку: «Покинь сани! Покинь сани!» Птичка овсянка с желтоватым зобком и зеленоватой спинкой слыла вестницей скорого тепла.
21 лютеня/февраля ВЕСНОВЕЙ (СТРИБОГ ЗИМНИЙ) — зимние ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущем весеннем тепле. В народе говорили: «Весновей теплом привечает», «Тимофей Весновей— уж тепло у дверей», «Февральские Тимофеи — Весновеи; как ни злись метелица, всё весной повеивает», «Дожить до Весновея, а там и зима не страшна», «Весновей вешнюю ярь приносит».
29 лютеня/февраля – КОЩЕЕВ ДЕНЬ — отмечается один раз в четыре года (в високосный год). В этот день Кощный Бог «возвращает» людям в виде всевозможных бедствий сотворённую ими неправду. Но мудрые учат не бояться этого, а обращаться в Сердце к Родным Богам за вразумлением и силой, дабы возмочь отринуть кривду и жить по Правде.
Славянские праздники в марте
А с 1 по 8-9 марта наступали Весенние Святки, которые были по своей сути подобны зимнему Карачуну, предшествующему Коляду – время Безвременья, кое давалось людям для очищения от всего марного и показания Богам своей охоты и готовности прихода Весны. Считалось, что в это время Перун с Кощеем борются, как и тетерев (птица Перуна) с морозом: ледовую шапку наста песней ломает.
Поэтому и первый день Святок звался «Тетëрником». Вот и стряпали хозяйки из теста «жаворонков» и «тетерок» в виде круга, состоящего из трех околов-обводов, завитых посолонь. Днем ходили парни и девки в поле окликать Весну, прогонять дружно своим криком мрак да стужу.
Прилетите к нам!
Увидят в небе стаю летящих птиц — жди скорой весны.
Вторак: Зовется это день «гадальником». Варит люд честной свиные желудки и режет гусей. По внутренностям гадают о Весне.
Срода: Зовется этот день «сродокресие». В ночь со сроды на чатверг ломаются святки пополам. Пекут в сроду специальное печенье в виде креса, а также в виде сохи, косы, бороны. В кресы вкладывают ржаное зернышко. Кому попадется такой крес — считается счастливым. Сродокресное печенье хранят до первого весеннего выезда в поле.
Чатвер: Зовется этот день «чистяк». Ходит люд на проруби Весну закликать, дома же палят солому, окликают мертвых, сжигают мусор.
Пята: Зовется этот день «грачевник». «Налетели грачи, стали Зиму толчи»; в этот день хозяйки пекут хлеба в виде грачей, а хозяева кикимору заговорами выживают.
Нава: Зовется этот день «хортица». В продолжении всего дня женщины не прядут, не ткут и не шьют одежд, ибо по поверью, «Кто наденет на себя платье сработанное в этот день — того волки разорвут». Мужчины же ходят в лес — волков задабривать, дары оставлять
8-9 березозола/марта наступала Радуница – первые настоящие заклички Весны. Вооружившись гуделками-сопелками, палками-стучалками и вениками-метёлками молодеж поднимала гвалт-галдёшь – погнали Зиму: “Вон, зима, из хаты, а лето в хату”, “Провожу зиму до бору, а сама вернусь до дому”. А затем в костёр на общей площади деревни летели старые веники, нательные вещи, мусор, выметенный из-под кроватей и шкафов.
В полдень на высокой горке иль капище, после ритуальная чаша с горячим медовым взваром четырежды обходила круг, звучали здравницы Роду, Ладушке-плодородице, Весне и женщинам. После женщины брали пироги, мужчины – сопелки, дуделки, шумелки, и, дудя и улюлюкая, все пошли к украшенной березе – древу Лели – Весну закликать.
Весна, приди, три угодья принеси!
Первое угодье – В лугах половодье
Второе угодье – Солнце на подворье!
Третье угодье — Зелёное раздолье!
Девушки кликали, мужчины подкликали, а блины поели, на древо повесили и по сторонам раскидали – птиц покормить да Землю уважить.
Мужчины играли в «крёгли» – что-то среднее между городками и кеглями. Две команды на своих участках расставляют крёгли – небольшие чурочки, напиленные поперёк ствола, – и соревнуются, кто выбьет палкой больше крёглей у другой команды, а также другие яровые игры – чем больше яри выпустят, тем скорее и земля заярится.
9-12 березола/марта – Сороки. Вторые Заклички Весны, творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе «Ярилиными Плешами».
Согласно славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц, знаменующих собой приближение Девы Весны Лели. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай.
Женщины совершают энергетическое очищение дома: окуривают по углам дом вереском или можжевельником, зажигая его на сковороде. Затем все домашние перескакивают через этот огонь, чтобы очиститься от порчи и болезней.
За вереском и можжевельником ходят в лес до восхода солнца с такими словами: “Царь лесной и царица лесная, дайте мне на доброе здоровье, на плод и на род”. Хвойными ветками украшают дом.
На Вторую закличку хозяйки пекут из ржаного или любого другого теста пичуг: жаворонков и грачей, внутрь закладывают конопляное или льняное семя, сверху обмазывают мёдом.
Некоторые лепят птиц по образу и подобию, но делают и схематично: раскатывают тесто, из него вырезают треугольники – на вершине втыкают два зернышка-глаза, основание разрезают на несколько полосок: крайние заворачивают наверх, это крылья, а посередине – хвост.
Печёных птах посылают родным и близким. Дети бегают по улицам с испечёнными птицами, подбрасывают их вверх, разбрасывают крошки и кричат: “Жаворонки прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела”.
Обычно обряд закликания Весны проводят на возвышенном месте, на восходе Солнца. Приходят пораньше, чтобы на заре увидеть, как играет Солнце. «Солнышко, солнышко, Красное вёдрышко! Выгляни из-за горы, да до вешней поры!».
По игре Солнца судят, какой будет урожай, или загадывают свою судьбу на ближайший год. При появлении Солнца женщины умываются с золота и серебра, чтобы стать богаче и краше.
На праздник приносят крашеные яйца (яйца-крашенки). Этот обычай не христианский, а старинный, природный, вызванный самой жизнью. Яйцо – символ мироздания. На Закличку красят во все цвета Солнца и Весны – красный, жёлтый, рыжий, зелёный.
Яйца подкидывают вверх – кто выше подкинет, катают с горки – у кого дальше укатится. Стоящие рядом устраивают состязание: зажимают в руке яйцо и ударяют им об яйцо соседа. Разбивая яйцо, человек ритуально помогает родиться новому миру, новой Весне.
Затем победившие, у кого яйцо не разобьётся, состязаются между собой, пока не останется один с не разбитым яичком. Победителю дают приз или качают его на руках.
24 березозола/марта МАСЛЕНИЦА, КОМОЕДИЦА (КОМОЕДИЦЫ) — один из четырёх важнейших праздников Кологода, приуроченный к Весеннему Равноденствию и отмечаемый, а также предшествующая ему Масленичная седмица (с 18 по 24 березозола/марта).
Согласно славянским верованиям, о сию пору «отверзается» Сварга, и Светлые Боги «возвращаются» в Явь — входят в силу после зимы, а души предков «прилетают на птичьих крылах» из Ирия Небесного навестить нас — своих потомков.
Время возрождения — весеннего «воскрешения» (от «крес» — «огонь») Земли-Матушки и всей Природы. Основные обрядовые блюда на Масленицу: блины, сыр, творог, масло. Во время Масленичной седмицы тако же празднуют Комоедицу —Медвежий праздник.
По поверьям, о сию пору Медведь (Лесной Хозяин, воплощение Самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки с травой, «Егорий с теплом, а Никола с кормом», «Егорий Храбрый — зиме ворог лютый».
Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище — на Ярилину росу. Иногда этот праздник праздновали позже – 6-12 апреля. Это считалось Третьи Заклички Весны.
Третью закличку Весны – Вербохлёст – обычно проводят на Благовещенье, ведь тёплая весна – это благая весть для природы. Хотя быть может более подходящим сроком будет полнолуние, или ближайший выходной на растущей луне.
Это уже поистине весенний праздник. Его проводят у живого дерева, которое наряжают, украшают.
Весна красная, тёплое летице,
Ой, Лёли-лёли, тёплое летице!
Лето тёплое, зима холодная,
Ой, Лёли-лёли, зима холодная!
Зароди, лето, жито густое,
Ой, Лёли-лёли, жито густое!
Жито густое, колосистое,
Ой, Лёли-лёли, колосистое!
Загодя вкапывают столбы, навешивают веревки, прикрепляют доски – возводятся качели. Без катания на качелях, хороводов, игр аграрной и брачной обрядности, обливания водой не обходится ни один весенний праздник.
К празднику пекут традиционное весеннее печево – «кресты»: такие квадратные печенья с четырьмя точками-зернышками, разделёнными крестом – символ плодородия. Такие «кресты» обычно толкут до крошек и смешивают с посевными семенами – для лучшего урожая.
Праздник начинается караваем. Каждый отламывает себе кусочек хлеба, который делится на три части: одна отдаётся Земле-плодородице, другая – Огню, дарителю жизни. Последний кусочек каждый съедает сам. Хороводница вносит в круг вербные ветки.
Со стародавних времен люди видели в вербе могучую жизненную силу и в момент цветения вербы стегали ею детей, больных и всех, кому хотели передать эту силу.
«Будь здоров на весь год!
Будь так весел, как весна!
Будь так крепок, как зима!
Будь здоровый, как вода,
Будь богатый, как земля,
А расти как верба!»
Когда хлестают друг друга вербными прутиками по спине и по плечам, приговаривают: “Не я бью, верба бьёт”, “Хвороба в лес, а здоровье в кости”, “Как вербочка растёт, так и ты расти”, “Верба-хлёст, бей до слез, будь здоров!”.
После играют в весенние игры, парни качают своих Лель на качелях. На костре готовят яичницу или омлет. По обычаю, скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек, приговаривали: «Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти!»
А также: «Не я бью — верба бьёт», «Будь высокий, как верба; будь здоровый, как вода; будь богатый, как земля», «Вербохлёст — бей до слёз!».
Купались в росе, приговаривали: «Будь здоров, как Ярилина роса!».
Говорили: «Ярилина роса от семи недугов», «На Юрия роса — не надо коням овса», «Гони животину на Юрьеву росу».
Просили Ярилу (Егория) — Покровителя пастухов, Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря — оберечь скот от всякого хищного зверя. На Юрия запахивали пашню, говорили: «На Юрия выезжает и ленивая соха», «С Егорья — начало сева яровых».
По Юрьеву дню определяли урожай яровых хлебов: «На Юрия мороз — будет просо и овёс», «На Егория мороз — под кустом овёс», «На Юрия мороз — гречихи воз», «На Егория роса— будут добрые проса».
Источник статьи: http://arina-nikitina.ru/prazdniki-fevral/