14 февраля — Трифон Зарезан — праздник виноградарей
14 февраля — Трифон Зарезан — праздник виноградарей
В любой стране, где выращивают виноград и занимаются производством вина, с особой пышностью отмечают праздники, посвященные виноградарству и виноделию. Чаще всего они приурочены к периоду сбора нового урожая, но бывают и такие, которые знаменуют собой начало полевых работ. Именно с этим событием связан праздник, получивший название Трифон Зарезан, который 14 февраля каждого года отмечают в Болгарии.
История появления праздника
Все дело в том, что на территории Балканского полуострова в античные времена проживали фракийские племена, славящиеся своими винодельческими традициями. Они и научили болгар, поселившихся на этой территории только в 7 в. н. э., выращивать вкусный виноград и делать из него великолепные винные напитки. В начале каждого сельскохозяйственного года фракийцы праздновали День обрезания виноградной лозы. Эта традиция так понравилась болгарам, что они тоже стали отмечать это событие. Правда, позднее они посвятили его христианскому святому Трифону, который был казнен в городе Никея именно 14 февраля 250 года.
Как гласит древняя легенда, в день смерти мученика Трифона все местные виноградники внезапно подверглись нашествию полчищ вредителей, которые стали поедать молодые побеги. Отчаявшись спасти будущий урожай самостоятельно, виноградари обратились с молитвой к Трифону, прося святого избавить их от этой напасти. Каким-то чудесным образом насекомые исчезли, и в благодарность за это волшебство день обрезания виноградной лозы болгары назвали Праздником Трифона Зарезана (в переводе на русский – Трифона Подрезанного).
Как отмечается Трифон Зарезан — Праздник виноградарей
На Трифона Зарезана веселье в сельскохозяйственных районах Болгарии продолжается в течение четырех дней, так как это последняя возможность для виноградарей расслабиться и от души отдохнуть. После этого вплоть до осени они будут постоянно трудиться на плантациях, чтобы в итоге получить отличный урожай ягод и сделать из них качественное вино. Чтобы не упустить ни минуты драгоценного времени праздника, каждый год 14 февраля женщины в болгарских селениях встают с первыми лучами солнца. Они пекут свежий душистый хлеб и готовят традиционную фаршированную рисом курицу.
Рецепт ее приготовления достаточно прост, но требует довольно большого количества времени, так как сначала птицу нужно хорошенько протушить, а затем быстро обжарить на специальной сковороде из меди, которую в Болгарии называют сачак. Все приготовленные блюда и самое лучшее домашнее вино, разлитое по деревянным сосудам (буклицам), складываются в специально купленную для этого праздника новую шерстяную сумку и отдаются хозяину дома.
Ближе к полудню на близлежащих виноградных плантациях собирается все мужское население, которое затем будет здесь трудиться. Все они читают молитвы и крестятся, прося святых, а особенно Трифона, защитить растения от болезней и вредителей и даровать им в этом году хороший урожай. После этого проводится традиционный обряд обрезания винограда, когда каждый из присутствующих с помощью садового ножа укорачивает три самые длинные виноградные лозы. Ну и напоследок мужчины поливают растения вином, которое им положили в сумку их хозяйки, чтобы деревья впитали в себя качественный напиток и одарили тружеников вкусными и сочными ягодами для изготовления отличного вина.
Следующим этапом празднования становятся выборы Короля виноградников. Как правило, главными кандидатами на это звание являются самые зажиточные хозяева, так как впоследствии им придется накормить и напоить вином все население своей деревни. Поэтому в некоторых селениях год от года Королем виноградников становится один и тот же человек. Его голову венчают короной, сплетенной из виноградных лоз, и вместо шелковой перевязи также перекидывают через плечо ветки винограда. Затем Короля усаживают на празднично украшенную цветами и лентами телегу, в которую вместо лошадей впрягаются самые сильные участники праздника. Остальные выстраиваются за импровизированной королевской каретой, и вся эта процессия, распевая веселые песни и пританцовывая, отправляется домой.
Достигнув первого же дома, шествие останавливается, и тогда на порог выходит его хозяйка и угощает Короля и его «свиту» вином, разлитым в красиво расписанные кувшины. Такой же ритуал проделывается перед каждым порогом, пока процессия не обойдет всю деревню. При этом Король выпивает только половину поднесенной ему чаши, а остальное выплескивает на землю. Эту процедуру сопровождают громкие крики собравшихся, которые желают всем хозяевам богатого урожая и семейного благополучия. А Король осеняет себя крестным знамением и отвечает «Аминь».
К вечеру все жители селения от мала до велика собираются в доме Короля и усаживаются за огромный стол, чтобы отдать дань великолепным блюдам из мяса, дичи, овощей и фруктов. Главными его украшениями становятся многочисленные сосуды с вином, которое ни в коем случае не должно заканчиваться, и вкуснейший свежеиспеченный хлеб. Застолье продолжается до тех пор, пока последний гость не соберется домой. Однако на следующее утро после пробуждения и дети, и взрослые вновь собираются за накрытыми столами или в собственном доме, или у родственников и друзей. Женщинам приходится отпаивать мужскую половину населения компотами и рассолом, чтобы к ним вернулись силы после обильных возлияний накануне. И опять все пьют вино и много едят, распевают народные песни, устраивают веселые состязания и зажигательные танцы под аккомпанемент традиционных музыкальных инструментов.
Оставшиеся два дня праздника проходят более спокойно. По традиции именно они даруют людям защиту от их главных врагов – голодных волчьих стай. Женская половина деревень снова оказывается занятой на кухне: им предстоит испечь достаточное количество специального обрядового хлеба, чтобы накормить им всех домочадцев и добавить в корм скотине. Согласно старинным преданиям этот волшебный хлеб способен уберечь домашних животных и их хозяев от нападения волков. Кстати, в это время запрещается использовать любые колющие и режущие предметы, будь то ножницы, ножи, спицы или иголки.
Так что если вы хотите окунуться в безудержное веселье и познакомиться с традициями, которые свято чтят потомки древних болгар, отправляйтесь в Болгарию именно в те дни, когда там празднуется Трифон Зарезан. Хотя, даже если вам не удастся взять отпуск, нет ничего проще, чем устроить такой же праздник прямо у себя дома. В российских супермаркетах всегда можно найти хорошее болгарское вино, а в интернете – интересные рецепты традиционных болгарских блюд. Главное, что это будет еще один повод собрать за одним столом всех близких и родных и подарить друг другу немного счастья и радости.
Хочется также отметить, что праздник виноградарей Трифон Зарезан отмечается не только в Болгарии, но и в некоторых других странах. Например, в Молдове уже давно работает Центр бессарабских болгар. Ежегодно 14 февраля его сотрудники приглашают к себе высокопоставленных гостей — чиновников и дипломатов, а также передовиков местных винодельческих предприятий, чтобы в торжественной обстановке наградить их памятными подарками и поблагодарить за отличную работу. Нередко в празднике принимают участие и представители российской науки и культуры.
Источник статьи: http://polzaili.ru/14-fevralya-trifon-zarezan-prazdnik-vinogradarej/
Трифон Зарезан праздник виноделия
Трифон Зарезан в Болгарии празднуют 14 февраля ( болг. Трифоновден ) – день вина, виноделов, владельцы винных таверн и садовников. Хотя каждый год праздник пользуется большим вниманием и весело отмечается, мало кто знает историю его возникновения. Вот почему в следующих строках попытаемся познакомить вас с обычаями и традициями, связанными с этим праздником.
Согласно православной церкви, святой мученик Трифон родился примерно в 225 году: в деревне Комсада. Он живет праведно и погибает из-за своего отказа отвергнуть христианскую веру. Во время гонений на христиан святой был арестован, подвергнут пыткам и обезглавлен. И хотя жизнь святого Трифона знакомит нас с человеком, путешествие которого полно страданий, народные традиции в некоторых частях страны утверждают, что он был братом Божией Матери .
Святой мученик Трифон
Согласно л егенде, однажды в начале февраля, когда Трифон обрезал виноградник и , он увидел Деву Марию с младенцем в руках, он по смеялся над ней. Ей стало обидно , но она ему ничего не сказ ала. Как только она прошла мимо его дома, она сказала его жене, что ее муж по резала себе нос. Же на Трифона тут же побежала и увидела, что Трифон, немного не в себе и отрезал старые наросты.
Он был удивлен, увидев ее такой испуганной, она быстро поделилась тем, что сказала ей Дева Мария. Трифон снова засмеялся, сказав, что он не был пьян, чтобы порезать себе нос . Когда он по пытался до казать, что это не так, он порезал себе нос – и отсюда пошли различные названия праздника – Зарезанов день , Трифун, Чипия, Трифун Заре зан , Трифун Пьяны й .
В Болгарии праздновали Трифон зарезан 14 февраля – в честь святого мученика Трифона, считавшегося покровителем виноградарей и виноделов . После принятия григорианского календаря празднование перешло на 1 февраля , а 14 февраля начался День вино делия . Несмотря на несоответствие и путаницу, в болгарской традиции два праздника продолжают переплетаться, о чем свидетельствует тот факт, что святого часто изображают как молодого человека, который носит различные режущие инструменты.
По словам этнографов, празднование Трифона Зарезана восходит к временам, когда фракийские племена населяли болгарские земли . Производимое ими ароматное и крепкое вино было известно во всем мире. Согласно сказаниям фракийцев, действие алкогольного виноградного напитка помогало священникам войти в контакт с богами и по этой причине они создали культ винного напитка.
Бог Дионис
Д ревнегреческий бог плодородия, вина и радости известен как Дионис и считается, что Святой Трифон его более поздний «наследник». Хотя в его жизни не упоминается о лозах и вине, факт, что праздник святого почти совпадает с празднованием Дионисийских праздников, во время которых буй ные вакханки танцевали с маленькими серпами в руках в честь вина.
Не смотря на свое происхождение, Трифон Зарезан был связан со многими обычаями, некоторые из которых сохранились до наших дней. Традиция требовала, чтобы хозяйка вставала рано утром, чтобы испечь ритуальный хлеб, украшенный листом винограда. В дополнение к пирогу, готовила куриц у фаршированную рисом. Она склад ы вала вс ю еду вместе с баклажкой с вином в н овый шерстяной мешок, после чего отправила мужа на виноградник.
Там винодел крестился и с помощью резака срезал три ветки с трех корней. Из палочек он делал венок и надевал поверху шляпы. К орни поли вал принесенным вином, святой водой и посыпали пеплом, сохранившимся в канун Рождества – этот ритуал назывался « зарезание ».
Затем все собирались и выбирали «короля виноградников», который чаще всего был самым щедрым и уважаемым мужчиной в деревне или т от , в чье предыдущее правление на виноградниках имел и благоприятную погоду и богатый урожай. Король виноградников надевает на голову венок из самшита и молодых веток винограда. Э тот ритуал напоминает о древне грече ско м бог е Дионисе.
Затем все мужчины достают пищу из сумок, приготовленную ранее их женами и устр аивают шумный пир. Когда угощение заканчивается , царь забирает ся на «колесницу» и все по очереди везут его в деревн ю. Там они ход ят со двора на двор, благословля я всех жителей . Хозяева приветствуют их вином из бело й баклажки, давая сначала «королю» выпить, а затем и его спутникам.
Остальным вином они поливали голову короля и произносили благословение: « Пускай будет хороший урожай ! Пусть переливается через наши пороги !» На что король отве чает : «Аминь». После того, как все дома были благословлен ы, мужчины отправляются в царский дом, где король одевался в новую одежду и праздник и веселье продолжались, либо в его доме за его столом, либо на общей площади деревни (болг. мегдан ) под звук и волынок, гаду лок(болг. народн ы й инструмент) и бараб анов до следующего утра, до первых криков петухов.
Сегодня празднуют все кто носит имена: Радко, Рачо, Трифон, Трифонка, Лозан, Лозана, Гроздан, Гроздана, Веселин, Веско, Весо, Веселина, Веса, Радка
Понравился пост? Поделись с друзьями!
Источник статьи: http://nashabolgaria.ru/bolgarskie-traditsii/trifon-zarezan.html
Трифон Зарезан — праздник виноградарей
Трифонов день — праздник южных и восточных славян, связанный с наступлением весны. Особо весело и размашисто он отмечается в Болгарии, где Трифон Зарезан (Орезач) считается покровителем виноградарей и виноделов. На иконах святого Трифона изображали в виде юноши, держащего специальный нож для обрезки винограда — косер. В народе Трифона иногда называют пьяницей, так как, по преданию, во время обрезки лозы он, будучи навеселе, порезал себе нос.
Приходится этот день на 14 февраля, как раз на тот период, когда природа готовится к весне. Принято отмечать этот праздник в течение четырёх суток. На него впервые в году обрезают виноградные лозы. Стоит отметить, что обрезка носит символический характер, настоящую обрезку начинают лишь спустя несколько недель. Болгары на Трифона идут в церкви, где проходят службы, а также проводятся моления против вредителей. Прихожане берут из храмов специально освящённую воду. В некоторых местностях священнослужители совершают крестный ход с символической обрезкой трёх виноградных лоз и окроплением их святой водой.
Хотя праздник начинается со службы в церкви, исследователи утверждают, что он имеет языческие корни. Дело в том, что на территории Балканского полуострова проживали фракийцы, которые занимались виноделием и с размахом отмечали начало сельскохозяйственного года. А уже намного позднее болгары совместили этот праздник с днём казни христианского святого Трифона.
На Трифона разрешается пить вино, веселиться и гулять. Считается, что, чем больше выпито вина, тем лучше будет урожай винограда. На праздничную трапезу все приносят душистый хлеб, фаршированную рисом курицу и фляжки с вином, куда вставляют виноградные веточки. Празднующие поливают корни винограда вином.
В этот разгульный день принято выбирать царя, или короля, праздника. По поверьям, это должен быть всеми уважаемый, зажиточный мужчина. Если выбор царя сделан верно, то погода будет благоволить виноградарям. Его носят на руках, поливают вином и всячески чествуют. Процессия, состоящая из короля и его «свиты», долго гуляет по дворам и пробует угощения радушных хозяев. В другие оставшиеся дни празднования женщины готовят обрядовый хлеб и кормят им своих домочадцев и скотину, дабы избежать нападения волков.
Источник статьи: http://kakoj-segodnja-prazdnik.com/prazdniki-bolgarii/trifon-zarezan