19 января крещение святое богоявление народные праздники
(6 января по старому стилю)
Это — день Святого Богоявления, одного из главнейших православных праздников. За века он претерпел много изменений, но изначально он был посвящен рождению Христа и тем событиям, что его сопровождали.
Согласно легенде, Христа крестили в реке Иордан, и по сей день на Крещение прорубь в речном льду называют «иорданью» и делают в форме креста.
Речной воде в этот праздник приписывали особые свойства, целебные и даже волшебные. Верующие и сегодня запасаются ею из рек или берут освященную в церквях, и верят, что таковой она остается целый год. Используют ее в религиозных обрядах, в качестве лекарства, а также для обрядов освящения полей и домов.
Если же кто купался на Крещенье в проруби, то ему, как гласила молва, можно было не бояться болезней весь год.
В этот девицы последний раз гадали на суженого, выходя за околицу, и тут уж как повезет: встретит первым молодца, в этом году выйдет замуж, а если первым встречным будет старик – добра не жди.
В народной культуре к Крещенью нет особых плясок и песен, но немало примет и поверий. Так, после окончания службы крестьяне спешили раньше соседей оказаться дома, чтобы быть и первыми, когда придет пора собирать урожай.
Оградить скотину от болезней могло сено, на котором постояла кутья, поэтому его давали понемногу, растягивая на подольше. А если очень хотелось, чтобы сбылось заветное желание, ночью молились небу.
«Крещенские морозы» были жесткими, но стоило их переждать, и погода менялась в лучшую сторону. Об этом в народе говорили: «Трещи не трещи, а минули водокрещи». И, хотя эти морозы были обычным делом, добрых хлебов после них не ждали: «Силен мороз на Водокрещи — на хлеба не ропщи». Правда, примету можно было «исправить», приметив снег хлопьями или туман.
Источник статьи: http://text-master.ru/folk/january/january-19.html
Крещение, Святое богоявление
19 января (6 января по старому стилю) по народному календарю празднуют Крещение, также именуемое Святым богоявлением. Согласно библейскому преданию в данную дату происходило крещение сына Пресвятой Богородицы и Господа – Иисуса Христа.
На Крещение обычно наступали сильные морозы. Накануне люди держали однодневный пост, а на заре шли на водоем и выдалбливали во льду прорубь в форме креста. Деревенский священник зачитывал молебен и опускал в прорубь крест, после того вода считалась освященной. Крестьяне верили, что такая вода имеет лечебные свойства и помогает от разных бед.
Каждый набирал воду из водоема и нес домой. По поверью, тот, кто первым брал окрещенную воду, был здоров в течение года. Чем быстрее доносили ее домой, тем больше земля давала урожая. А того, кто разливал воду или падал с ней, настигало несчастье.
Освященная вода могла храниться в течение года и не портиться. Ею умывались, брызгали на больные места, окропляли дом по углам, дабы не завелась нечистая сила. Также ее пили сами для лучшего здоровья и наливали домашнему скоту, чтобы не болел и много плодился.
К Крещению заканчивались святки, убирались новогодние украшения для дома до следующего года. С Рождества по канун Крещения совершали святочные гадания, которые считались в церкви грешным деянием. Чтобы снять с себя грех, нужно было окунуться в освященную воду замерзшего водоема трижды. Отсюда пошла традиция купания в проруби в данный день.
По приметам на Крещенские праздники узнавали о будущем урожае. Если мела сильная метель, то поля давали летом много зерна. Ночь с яркими звездами сулила богатый сбор лесных ягод и бобовых. Долгий лай пса предвещал отличную охоту на зверя и птицу. Если в проруби надо льдом сочилась вода или туманы окутывали реку, люди ожидали весной выход воды из берегов.
Источник статьи: http://kakoj-segodnja-prazdnik.com/narodnyj-kalendar/kreshhenie-bogojavlenie
Праздник Крещения: история, традиции
Только-только минули радостные рождественские дни, как на пороге другой важнейший христианский праздник: 19 января Православная Церковь празднует Крещение Господне, или иначе — Богоявление. В этот день христиане всего мира вспоминают событие, которое описывают все евангелисты — крещение Иисуса Христа в реке Иордан пророком Иоанном Предтечей (Крестителем).
История праздника
После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Он говорил народу о приближении Спасителя, о покаянии и призывал всех креститься во оставление грехов. Это не было таким таинством крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.
Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, и многие крестились в Иордане. И вот однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос, достигший 30 лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был изумлен и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос настаивал и принял Крещение от Иоанна.
А. Иванов. «Явление Христа народу»
Этот праздник также называют Богоявлением. Второе название дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения: на Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя. Евангелист Лука так пишет об этом: «Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!».
Это было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики (апостолы).
Традиции празднования Крещения
Крещение Господне начали праздновать еще в те времена, когда были живы апостолы. Но сначала Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление. Начиная примерно с конца IV века, Крещение стало праздноваться отдельно.
В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных, поэтому этот день часто называли «днем Просвещения» — в знак того, что таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.
Сейчас в Православной Церкви оба эти праздника, соединенные Святками (с 7 по 17 января), составляют единый период.
» Празднику предшествует крещенский сочельник, или навечерие Богоявления. Накануне праздника, как и в рождественский сочельник, православные христиане соблюдают строгий пост.
Он установлен в знак особого почитания Крещенской воды как великой святыни: не принято ничего есть до ее освящения. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из отваренной пшеницы или риса, добавив мед, изюм, сухофрукты, орехи, мак.
Время праздника Крещения в наших широтах обычно совпадает с самыми сильными «крещенскими» морозами. Конечно, бывают исключения, но всё же, если не в сам день Крещения, то в предыдушие или последующие дни морозы чаще всего бывают. Да и неудивительно – как-никак, самая середина зимы!
Освящение воды
Главная особенность крещенского богослужения — это освящение воды, или великое водосвятие. Воду освящают два раза. Первый — 18 января, в крещенский сочельник, чином великого освящения воды, в купели, стоящей в центре храма. Второй раз — в сам день Крещения Господня, 19 января.
» Вода, освященная 18 января, ничем не отличается от воды, освященной 19 января.
Освященную воду можно взять в храме в день самого праздника, после водосвятия, либо в последующие дни.
Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой — великой Святыней. К крещенской освященной воде христиане с древних времен относятся с большим почтением. По традиции, крещенскую воду хранят год, до следующего праздника Крещения. Пьют ее обычно натощак, благоговейно и с молитвой.
С освященной водой священники в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя жилища и их самих. Сейчас среди православных христиан принято самим в день праздника окроплять святой водой свои дома.
В праздник Крещения издавна было принято освящать воду в любом местном водоеме: реке, озере. Во льду прорубалась «иордань» — прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест. После литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, трижды опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду.
фото с сайта pravoslavie.ru
» Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, есть описание шведского посланника в Москве о том, как освящали воду в реке Неглинной 6 января 1699 года, в присутствии самого Петра I.
Окунаться ли в прорубь на Крещение?
Многие даже окунаются в ледяную купель, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) — это вовсе не церковное таинство. Церковь учит нас, что грехи прощаются только покаянием, через таинство исповеди. А крещенские погружения («купания») — это просто интересная народная традиция празднования Крещения Господня, совсем не обязательная для христиан.
фото с сайта foma.ru
Если же вы все-таки решили окунуться в иордань, то должны делать это разумно, учитывая состояние своего здоровья, и благоговейно, с молитвой. И, конечно, купание в проруби не сможет заменить присутствие на праздничном богослужении в храме.
Надо помнить и о правилах предосторожности:
- купаться можно только там, где обустроен специальный вход в воду;
- нельзя предпринимать это в одиночестве, рядом должен быть человек, который сможет помочь при необходимости;
- разумеется, необходимо быть трезвым;
- желательно иметь с собой плед или одеяло, а одежда должна быть удобной для быстрого надевания.
Источник статьи: http://dom.sibmama.ru/Kreschenie-istoriya.htm
Крещение Господне — Святое Богоявление
Народно-христианский праздник Святое Богоявление, Крещение Господне, отмечается 19 января. Православная церковь в этот день отмечает великий двунадесятый праздник — Крещение Господне и Богоявление. В этот день православный народ вспоминает Крещение Иисуса Христа от Иоанна Крестителя в Иордане.
Свое второе название — Богоявление — праздник получил в связи с тем, что при крещении Спасителя свершилось «явление трех лиц Божества: Отец с небес гласом свидетельствовал о крещеном Сына, а на Иисуса сошел Святой Дух в облике голубя, тем самым подтверждая слова Отца». В народе праздник назвали Водокрещи. Название появилось из-за основных крещенских обрядов — водоосвящения, или водокрещения.
В народном календаре Крещение Господне являлось одним из важнейших праздников с начала года. С этого дня завершались Святки, и прерывался контакт людей с иным миром. В связи с этим основная часть крещенских обрядов имела очистительный характер.
К Крещению готовились еще накануне: мыли избы и тщательно выметали сор, в котором, по мнению наших предков, мог спрятаться чертенок. По поверью, утром перед водоосвящением в воде должны утонуть все чертенята. Вечером по возможности все люди шли в церковь на службу, по окончанию которой совершалось великое водосвятие.
По возвращению со службы люди проводили очистительные обряды, всей семьей пили святую воду, окропляли ей скотину, дом и хозяйственные постройки. На Крещение собирали снег, а получившуюся из него воду сливали в кувшин и берегли на случай болезни.
Считается, что эта вода исцеляет судороги, головокружение, онемение ног. Если снеговою крещенскою водою спрыснуть холстину, то это так ее выбелит, как не сделают ни зола, ни солнце. Крещенский снег добавляли и в корм лошадям, чтобы они не болели, давали курам, чтобы они начали раньше нестись.
По народным представлениям, ночью накануне Рождества открываются небеса. По поверьям, происходит это в момент, когда Спаситель входит в реку. Знамением этого события является волнение воды в стакане или чашке, которое чаще всего происходит в полночь. Дождавшись этого знака, нужно быстрее идти на улицу. Если человеку повезет увидеть «разверстые небеса», то он может просить у Господа все, что его душе угодно.
Традиции и обряды 19 января:
Главным торжеством праздничного дня являлось водосвятие и «хождение на Иордань». Для этого на одном из водоемов на ранее установленном месте делали прорубь — Иордань. Весь день Крещения для христиан был полон особенного значения. Они принимали участие в торжественном крестном ходе и получении святой воды. После молебна купались в реке, чтобы очиститься от грехов и излечиться от болезней. Те, кто на Святки рядились, купались в проруби, чтобы смыть с себя «бесовскую личину».
Прорубь и место возле него считают священными. В прорубь втыкали палку, чтобы плодились голуби и пчелы. К Иордани пригоняли скот, который священники окропляли водой, освященной в реке. После обедни хозяева во дворе раскладывали не обмолоченные снопы различных культур, разломленные на кусочки хлеб и ржаные лепешки, оставленные для Крещения с праздников Нового года и Рождества Христова.
К разложенной пище из хлевов выпускали скотину и, пока она ела, ее окропляли водой, принесенной из проруби. При этом хозяин, окроплявший животных, надевал шубу мехом наружу. Использование в обряде новогоднего и рождественского хлеба, а также вывороченной шубы связано с идеей приплода: мех и обрядовая пища в традиционном сознании наделялись продуцирующие силой. Кормление различными видами необмолоченного хлеба проводили для того, чтобы скот весь год был сыт.
Как и в Крещенский сочельник, так и в день Крещения после водосвятия проводили обряд очищения домов и хоз. построек, чтобы отовсюду выгнать святочную нечисть. Для этого использовали освященную воду. Молодые люди верхом на конях ездили по дворам, били кнутами и метлами по всем закоулкам и темным углам с криком и визгом, читая специальное заклинание.
С 19 января и в течение всей недели запрещалось полоскать на реке белье. По народным представлениям, нечистая сила, уходящая после Святок в воду, может схватиться за белье и выбраться наружу.
Свечу, которую приносили вместе со святой водой со службы в Крещенский сочельник, бережно хранили. Ее зажигали во время грозы, чтобы предотвратить пожар. Ей приписывали предохранительную силу от нечистой силы. В день первого выгона скота кусочек этой свечи крепили коням под гриву или под челку, а коровам — между рогов. Считали, что это поможет защитить скотину от лешего и водяного.
В народе верили, что ребенок, окрещенный в Крещение, станет очень счастливым человеком. А тот, кто мечтал стать богатым и успешным, или приобрести шапку-невидимку проводил в Крещение специальный ритуал.
Надо было одеться во все новое и во время крещенского водоосвященя зарыться в копну сена, которую накосили абсолютно новой косой в ночь на Ивана Купала. Собирать такое сено нужно новыми граблями и переносить на новых носилках. Пока человек будет находиться в копне, нечистый начнет его выманивать оттуда разными обещаниями. Выходить следует после того, как черт даст шапку-невидимку, в противном случае он может заколоть человека вилами.
Сразу после Крещения начинался мясоед — пора свадеб. Поэтому популярным в день Крещения был обряд «Выбор невест». Молодежь в этот день рядилась в лучшие наряды. Девушки надевали по несколько рубах с вышитыми подолами, белились и румянились.
Поверх рубах надевали сарафан, а на него 3-4 передника с обильной вышивкой. Поверх одежды накидывали овчинную шубу, опушенную мерлушечьим мехом. В более крупные местные центры по случаю обряда «Выбор невест» на водосвятие и праздничную службу съезжались из соседних деревень парни и девушки, планирующие создать семью в новом году.
Присматривать невест начинали еще в церкви во время службы, на водосвятии, когда девушки стояли на возвышенности над рекой, а парни — снизу. Непосредственно смотрины проводили после обеда. Девушки становились в один или несколько рядов недалеко от проруби или возле церковной ограды, а парни прогуливались между ними.
Кроме парней «невест» разглядывали и их родители. Оценивали не только внешние качества девушки, но и ее умение ткать, прясть, шить, плести кружева и вышивать, что обнаруживалось при просмотре надетых нарядов. Уделялось внимание и здоровью будущих невест. Кроме внешних данных, критерием крепкого здоровья являлись теплые руки: матери парней брали девушек за руки, которые оставались без рукавиц во время смотрин. Если руки у девушки были холодными, то ее считали больною и неподходящей для брака.
Народные поговорки и приметы 19 января:
— Если на Крещение метель, то и в конце апреля жди метели.
— Холодная и ясная погода — к засушливому лету, снежная и пасмурная — к хорошему урожаю.
— Пасмурное небо, большой иней и идущий снег предвещают плодородный год.
— Ясный день — к неурожаю.
— В полдень синие облака — к урожаю.
— Сильные вихри на Крещение поднимаются — к хорошему роению пчел.
— Если день теплый, то хлеб будет густой.
— Звездная ночь — к урожаю гороха и ягод.
— Полный месяц — к полноводию весной.
— Если день солнечный и теплый, то хорошая погода продлится еще несколько недель.
— Если идет дождь, то будет дождливо до конца месяца.
— Если снег к забору привалил, лето плохое будет. Если же есть промежуток, то урожайное.
Источник статьи: http://rus.team/holidays/kreshchenie-gospodne