25 декабря было римским праздником

25 декабря: Рождество или Sol Invictus?

Возникновение мифа

Одно из самых распространенных заблуждений, связанных с Рождеством Христовым — языческое происхождение его даты, якобы Рождество Христово — не что иное, как Dies Natalis Solis Invicti (день рождения непобедимого солнца), официальный римский праздник конца III века, введенный одним из первых императоров домината — Аврелианом. Некоторые современные христиане (и не только) считают, что празднуют Рождество 25 декабря, потому что отцы Церкви взяли дату у языческого праздника.

На деле это утверждение не имеет под собой никаких оснований и легко опровергается источниками.

На момент введения языческого праздника «Dies Natalis Solis Invicti», учрежденного римским императором Аврелианом 25 декабря 274 года, дата 25 декабря уже имела свое значение для римских христиан. Таким образом, «языческое происхождение Рождества» — это просто миф.

Откуда же вообще взялось данное заблуждение?

Впервые информация о том, что празднование Рождества Христова 25 декабря имеет языческие корни появилось у Пауля Эрнеста Яблонского, немецкого протестантского теолога, который искал в истории проявления «паганизации» католической церкви. Ему вторил французский иезуит Жан Гардуэн, считавший (в отличии от протестантов), что выбор даты языческого праздника не подразумевает никоим образом не подразумевает паганизацию.

В юлианском календаре, созданном в 45 г. до н.э. при Юлии Цезаре зимнее солнцестояние приходится на 25 декабря, и поэтому Яблонскому и Гардуэну казалось очевидным, что этот день имел языческое религиозное значение, а не христианское. Но на самом деле эта дата не имела никакого религиозного значения в классической Римской империи и получила его только в 274 году.

Читайте также:  Как называют по другому праздники

В Риме было два храма солнца, один из которых проводил празднества 9 августа (он поддерживался «родом» (gens), в котором состоял Аврелиан), а другой — 28 августа. Но оба этих культа оказались в запущенном состоянии к третьему веку, когда восточные культы солнца стали завоевывать последователей в Риме. В любом случае ни у одного из этих культов, старых или новых, нам не известно праздников, связанных с солнцестоянием или равноденствием.

Аврелиан по-видимому, способствовал учреждению фестиваля «Рождение непобедимого Солнца» как средства объединения различных культов. Именно при нем Римская империя начала праздновать ежегодно «день рождения непобедимого солнца». Аврелиан возглавлял империю, которая, казалось, рушилась перед лицом внутренних волнений, восстаний в провинциях, экономического упадка и варварских набегов германских племен на севере и новоперсидской империи на востоке.

Создавая новый праздник, он выбирал дату, связанную с началом удлинения дневной части суток и отступлением тьмы. Таким образом было избрано 25 декабря как символ ожидаемого «возрождения» или вечного омоложения Римской империи благодаря поклонению богам, чья опека привела Рим к величию и правлению Ойкуменой. Этот праздник совпадал с христианским Рождеством.

Дата Рождества

Действительно, первые многочисленные данные касательно празднования 25 декабря как даты Рождества Господня появились в Риме уже при императоре Константине, в 336 году. Однако есть упоминания как на греческом Востока, так и на латинском Западе того, что христиане пытались выяснить дату рождения Христа задолго до того, как они начали праздновать его литургически, даже во II-III веках. Назначение этой датой именно 25 декабря появилось в результате долгих поисков.

Вскоре после убийства Коммода 31 декабря 192 года Климент Александрийский предоставляет первую дошедшую до нас датировку Рождества. Он пишет, что с того времени прошло 194 года, 1 месяц и 13 дней, что соответствует 19 ноября в александрийском календаре и 6 января в нашем (в александрийском календаре отсутствуют промежуточные 49 дней).

Ипполит Римский, младший современник Климента, отнес Рождество к 25 декабря в своем «Толковании на книгу пророка Даниила», IV.23.3. Позднее он повторил это утверждение в 235 году, сказав что Иисус был рожден спустя девять месяцев после годовщины сотворения мира, которое он относил к 25 марта («Пасхальная хроника», 686ff). Таким образом Рождество выпадало на 25 декабря.

25 марта и 6 апреля были не только предполагаемыми датами смерти Христа, но также Его зачатия или Рождества. Есть некоторые свидетельства того, что, по крайней мере, некоторые христиане первого и второго веков считали 25 марта или 6 апреля датой рождения Христа, но довольно быстро преобладало назначение 25 марта как даты зачатия Христа.

Латинские христиане второго века в Риме и Северной Африке хотели установить историческую дату смерти Иисуса. Юлий Секст Африканский обозначил 25 марта как дату зачатия в своей «Хронографии» около 221 года. (последняя дата в его труде). Это привело некоторых христиан к мысли, что Рождество приходится на 25 декабря более чем за два десятка лет до учреждения культа Sol Invictus императором Аврелианом в 274 году. Ко времени Тертуллиана (середина III века) они пришли к выводу, что он родился в пятницу 25 декабря. Это было основано на Евангелии от Луки:

Шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария
Лк 1:26-27

Еврейский Новый год (Рош ха-Шана) приходится на сентябрь-октябрь, значит послание Гавриила в шестой месяц соответствует концу марта-началу апреля.

Какова продолжительность беременности? Девять месяцев. Добавьте девять месяцев к 25 марта, и вы получите 25 декабря; добавьте его к 6 апреля, и вы получите 6 января. 25 декабря — Рождество, а 6 января — Богоявление.

Заключение

Дата Рождества Христова не была «ответом» или попыткой заместить некий языческий праздник — исторических свидетельств празднования 25 декабря каких-либо праздников до 274 года попросту не существует. Датировка рождения Иисуса появилась в результате сравнительно долгих исследований датировок Библии в предшествующие Аврелиану десятилетия, причем христиане достигли схожих заключений как в Египте, так и в Африке и Риме. Легализация христианства в Римской империи в начале IV века позволила твердо придти к консенсусу касательно даты рождения Иисуса, что было лишь окончательно закреплено в 336 году. Сам же праздник, как мы показали, появился значительно ранее.

Источник статьи: http://vk.com/@basilikn-25-dekabrya-rozhdestvo-ili-sol-invictus

25 декабря: Рождество или Sol Invictus?

Возникновение мифа

Одно из самых распространенных заблуждений, связанных с Рождеством Христовым — языческое происхождение его даты, якобы Рождество Христово — не что иное, как Dies Natalis Solis Invicti (день рождения непобедимого солнца), официальный римский праздник конца III века, введенный одним из первых императоров домината — Аврелианом. Некоторые современные христиане (и не только) считают, что празднуют Рождество 25 декабря, потому что отцы Церкви взяли дату у языческого праздника.

На деле это утверждение не имеет под собой никаких оснований и легко опровергается источниками.

На момент введения языческого праздника «Dies Natalis Solis Invicti», учрежденного римским императором Аврелианом 25 декабря 274 года, дата 25 декабря уже имела свое значение для римских христиан. Таким образом, «языческое происхождение Рождества» — это просто миф.

Откуда же вообще взялось данное заблуждение?

Впервые информация о том, что празднование Рождества Христова 25 декабря имеет языческие корни появилось у Пауля Эрнеста Яблонского, немецкого протестантского теолога, который искал в истории проявления «паганизации» католической церкви. Ему вторил французский иезуит Жан Гардуэн, считавший (в отличии от протестантов), что выбор даты языческого праздника не подразумевает никоим образом не подразумевает паганизацию.

В юлианском календаре, созданном в 45 г. до н.э. при Юлии Цезаре зимнее солнцестояние приходится на 25 декабря, и поэтому Яблонскому и Гардуэну казалось очевидным, что этот день имел языческое религиозное значение, а не христианское. Но на самом деле эта дата не имела никакого религиозного значения в классической Римской империи и получила его только в 274 году.

В Риме было два храма солнца, один из которых проводил празднества 9 августа (он поддерживался «родом» (gens), в котором состоял Аврелиан), а другой — 28 августа. Но оба этих культа оказались в запущенном состоянии к третьему веку, когда восточные культы солнца стали завоевывать последователей в Риме. В любом случае ни у одного из этих культов, старых или новых, нам не известно праздников, связанных с солнцестоянием или равноденствием.

Аврелиан по-видимому, способствовал учреждению фестиваля «Рождение непобедимого Солнца» как средства объединения различных культов. Именно при нем Римская империя начала праздновать ежегодно «день рождения непобедимого солнца». Аврелиан возглавлял империю, которая, казалось, рушилась перед лицом внутренних волнений, восстаний в провинциях, экономического упадка и варварских набегов германских племен на севере и новоперсидской империи на востоке.

Создавая новый праздник, он выбирал дату, связанную с началом удлинения дневной части суток и отступлением тьмы. Таким образом было избрано 25 декабря как символ ожидаемого «возрождения» или вечного омоложения Римской империи благодаря поклонению богам, чья опека (как думали римляне) привела Рим к величию и правлению Ойкуменой. Этот праздник совпадал с христианским Рождеством.

Дата Рождества

Действительно, первые многочисленные данные касательно празднования 25 декабря как даты Рождества Господня появились в Риме уже при императоре Константине, в 336 году. Однако есть упоминания как на греческом Востока, так и на латинском Западе того, что христиане пытались выяснить дату рождения Христа задолго до того, как они начали праздновать его литургически, даже во II-III веках. Назначение этой датой именно 25 декабря появилось в результате долгих поисков.

Вскоре после убийства Коммода 31 декабря 192 года Климент Александрийский предоставляет первую дошедшую до нас датировку Рождества. Он пишет, что с того времени прошло 194 года, 1 месяц и 13 дней, что соответствует 19 ноября в александрийском календаре и 6 января в нашем (в александрийском календаре отсутствуют промежуточные 49 дней).

Ипполит Римский, младший современник Климента, отнес Рождество к 25 декабря в своем «Толковании на книгу пророка Даниила», IV.23.3. Позднее он повторил это утверждение в 235 году, сказав что Иисус был рожден спустя девять месяцев после годовщины сотворения мира, которое он относил к 25 марта («Пасхальная хроника», 686ff). Таким образом Рождество выпадало на 25 декабря.

25 марта и 6 апреля были не только предполагаемыми датами смерти Христа, но также Его зачатия или Рождества. Есть некоторые свидетельства того, что, по крайней мере, некоторые христиане первого и второго веков считали 25 марта или 6 апреля датой рождения Христа, но довольно быстро преобладало назначение 25 марта как даты зачатия Христа.

Латинские христиане второго века в Риме и Северной Африке хотели установить историческую дату смерти Иисуса. Юлий Секс Африканский обозначил 25 марта как дату зачатия в своей «Хронографии» около 221 года. (последняя дата в его труде). Это привело некоторых христиан к мысли, что Рождество приходится на 25 декабря более чем за два десятка лет до учреждения культа Sol Invictus императором Аврелианом в 274 году. Ко времени Тертуллиана (середина III века) они пришли к выводу, что он родился в пятницу 25 марта. Это было основано на Евангелии от Луки:

Шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария
Лк 1:26-27

Еврейский Новый год (Рош ха-Шана) приходится на сентябрь-октябрь, значит послание Гавриила в шестой месяц соответствует второй половине марта-началу апреля.

Какова продолжительность беременности? Девять месяцев. Добавьте девять месяцев к 25 марта, и вы получите 25 декабря; добавьте его к 6 апреля, и вы получите 6 января. 25 декабря — Рождество, а 6 января — Богоявление.

Заключение

Дата Рождества Христова не была «ответом» или попыткой заместить какой-либо языческий праздник — исторических свидетельств празднования 25 декабря каких-либо праздников до 274 года попросту не существует. Датировка рождения Иисуса появилась в результате сравнительно долгих исследований датировок Библии в предшествующие Аврелиану десятилетия, причем христиане достигли схожих заключений как в Египте, так и в Африке и Риме. Легализация христианства в Римской империи в начале IV века позволила окончательно придти к консенсусу касательно даты рождения Иисуса, что было лишь окончательно закреплено в 336 году. Сам же праздник, как мы показали, появился значительно ранее.

Источник статьи: http://vk.com/@darknessemokid-25-dekabrya-rozhdestvo-ili-sol-invictus

Истоки Рождества лежат в праздновании древнеримских сатурналий

Но Иисус был рожден не 25 декабря и даже не зимой. Даже Римская Католическая Церковь вынужденно признает, что «Дата рождения Христа не известна».

Обратим внимание на то, что сказано в Библии относительно рождения Иисуса:

1. «И были в той стране пастухи, жившие в полях, сторожа отары по ночам» (Лк. 2:8). В одну из ночей, когда они сторожили своих овец в открытом поле, явился им ангел с вестью о рождении Христа.

Давно и совершенно точно установлено, что, из-за ветра дождя и холода, пастухи Иудеи сами не жили и стада свои не держали в открытом поле позднее конца октября. «Пастухи всегда пригоняют свои отары с горных склонов и полей домой на зиму не позднее 15 октября». Отсюда ясно, что рождение Христа никак не могло случиться посреди зимы — 25 декабря.

2. Библия также регистрирует, что в то время, когда был рожден Христос, цезарь Август издал указ «сделать перепись по всей земле (для обложения налогом). И пошли все записываться, каждый в свой город» (Лк. 2:1,3). Из-за этой переписи Иосиф отправился в Вифлеем, чтобы «записаться с Мариею, которая была беремен- на» . Придя в Вифлеем и, не сумев найти свободной комнаты для постоя, Мария родила свое дитя в хлеву постоялого двора. Конечно, это не могло произойти посреди зимы, потому, что путешествие зимой было крайне трудным. Цезарь не назначил бы перепись на зимнее время , ибо многие просто не смогли бы исполнить такой указ. Путешествие поздней зимой было настолько трудным и опасным, что сам Иисус говорил народу молить Бога, чтобы их бегство последних дней перед концом света не случилось зимой.

Изучение исторических документов подтверждает, что эти переписи населения всегда происходили в конце уборки урожая, то есть где-то в сентябре или октябре, что более логично как с точки зрения условий путешествия, так и для целей налогообложения. Нам известны даты рождения многих знаменитых людей с древних времен , от цезарей до фараонов. На самом деле «. празднования дней рождений в Египте можно задокументировать, начиная с 13-го века до Рождества Христова». Но ни в одной из 66 книг Библии, а также нигде в ранних писаниях Церкви не упоминается дата рождения Христа. Очевидно, что Бог не хотел, чтобы мы знали дату рождения Его Сына

Но 25 декабря действительно имеет огромное религиозное значение.

25 декабря было самым широко распространенным, бурно празднуемым фестивалем древности среди народов, поклонявшихся идолам. Этот день был всеми признанным праздником рождения богов солнца, Митры, — Осириса, Гора, Геркулеса, Бахуса, Адониса, Юпитера, Таммуза, Сатурна, и других, . Время шумного веселья, пированья и попоек (именно так многие празднуют его в наши дни). Большинство из существующих ныне рождественских обычаев — убранная елка, огни, обмен подарками, вечеринки и пирушки, — все они являлись важными элементами языческого зимнего фестиваля.

Митра
Родился 25 декабря в результате непорочного зачатия. Он же персидский бог солнца, он же Мессия, имевший 12 учеников. Принял на себя грехи человеческие. Был убит, затем воскрес, став воплощением Бога и объектом поклонения. Культ Митры включает причастие, крещение и др.

Адонис
Родился 25 декабря. Финикийский бог плодородия, он же вавилонский Таммуз, он же сирийский Спаситель. Был убит и погребен, по прошествии трех дней воскрес.

Аттис
Тот же Адонис, но фригийского разлива. Рожден девственницей. Был убит у подножия сосны 24 марта, погребен в скале, затем 25 марта воскрес (на Пасху — хе-хе). Обязательные элементы культа — причастие и крещение.

Дионис
Родился 25 декабря в результате непорочного зачатия у царицы Семелы от самого Зевса. Греческий бог виноделия. Он же Вакх, он же спаситель и освободитель человечества. Ежегодные вакханалии сопровождались изображениями смерти, схождением в ад и последующим воскрешением Диониса. Ну, естественно, с причащением 🙂

Кришна
Рожден девой Деваки, принцессой, в результате непорочного зачатия. О его рождении возвестил хор ангелов. Он же единственный сын Вишну, он же Альфа и омега вселенной, он же третье лицо индуистской Троицы. Момент смерти, принятой им ради людей, ознаменовался затмением солнца. Воскрес и вознесся на небо. Индуисты верят во второй приход Кришны, во время которого тот устроит Последний суд.

Осирис
Родился в конце декабря у Девственницы. Египетский бог солнца и подземного мира, он же Судья мертвых, он же один из египетской Троицы. Греки считали его Дионисом (см. выше). Правил двенадцатью царями. Был предан, убит, погребен. Пробыл в аду 3 дня, был воскрешен.

Гор
Родился 25 декабря у Исиды в результате непорочного зачатия (от духа Осириса). Бог солнца и света, один из египетской Троицы. После долгой борьбы победил Сатану злого Сета. Олицетворял собой воскресение.

Самыми веселыми и любимыми в народе были декабрьские Сатурналии, их справляли и горожане, и сельские жители. Посвящены они были древнеиталийскому земледельческому богу Сатурну, которого римляне отождествили с греческим Кроном и считали отцом Юпитера, Юноны и Нептуна.

По преданию, Сатурн стал царем в Лации и царствование его было временем добра и справедливости, всеобщего благоденствия, любви и братства. В «золотой век» — aurea aetas — не было хозяев и рабов, люди были равны и счастливы. Сатурналии продолжались пять дней. Люди веселились на улицах, ходили в гости, устраивали пиршества для богов и людей. Рабы в это время получали временную свободу, и на шутливых застольях рабам прислуживали хозяева. С тех далеких дней сохранился обычай дарить в декабрьские праздники друг другу восковые свечи. Возжигание их было жертвоприношением богу. Следовало обязательно в эти дни дарить подарки. Существовали даже законы проведения Сатурналий , согласно которым не дозволялось произносить никаких речей, кроме веселых и насмешливых, полагалось заранее приготовить деньги, одежду, серебро, чтобы разослать их друзьям. Причем богач не должен был одаривать богача. С зимними веселыми Сатурналиями схожи знакомые нам святочные, рождественские праздники.


«В пятом веке Римская Католическая церковь указом установила, чтобы рождение Христа впредь отмечать в день 25 декабря — день древнего римского праздника рождения Сола (одно из имен бога-солнца). Вот как случилось, что 25 декабря, — время римских Сатурналий, стало Рождеством, унаследовав убранство этого языческого фестиваля.

В Риме Сатурналии являлись. временем распутства, пьянства и оргий, храмовой проституции. Повсюду воцарялся дух шумного веселья, и весь город бездумно впадал в самые грязные из представимых видов безнравственности.

Многие полагают, что традиция обмениваться подарками на Рождество олицетворяет приношение волхвами даров Иисусу. Но это совершенно не верно. Существуют неоспоримые доказательства того, что обмен подарками в это время года был важной частью празднования римских Сатурналий .

Откуда мы знаем, что это не были подарки ко дню рождения? Потому, что волхвы (мудрецы) пришли поклониться Иисусу, когда Ему было почти два года! (МФ. 2:16) Когда Иисус родился, пастухи с полей пришли повидать Его, а волхвы прибыли почти два года спустя.

Как Рождество, так и Богоявление (Крещение), празднуемое спустя 12 дней 6 января, представляют собой преобразованные праздники зимнего солнцестояния, и так тесно связаны, что их происхождение нельзя обсуждать раздельно. 25 декабря в Риме. была дата языческого фестиваля. дня рождения непобедимого (бога) солнца». Яснее не бывает. 25 декабря является празднованием языческих божеств солнца, а никак не днем рождения Христа!

Комментарий: Существуют убедительные доказательства в пользу того, что историческим прототипом Иисуса Христа был Гай Юлий Цезарь. Читайте книгу Франческо Каротты Jesus was Caesar.

Источник статьи: http://ru.sott.net/article/1638-istoki-rozhdestva-lezhat-v-prazdnovanii-drevnerimskikh-saturnaliy

Оцените статью