25 января праздник день штурмана вмф

День штурманов Военно-Морского Флота Российской Федерации

Дата в 2022 году: 25 января , вторник

приказ № 253 Главнокомандующего ВМФ РФ Ф. Громова от 15.07.1996

Другие названия: День штурмана ВМФ, День навигатора
Учрежден:
Значение: дата приурочена к формированию первой школы штурманов ВМФ Российской империи 25.01.1701
Традиции: торжественные парады; вручение правительственных наград, званий; объявление благодарностей

Чтобы попасть в любое нужное место, в котором раньше не приходилось бывать, достаточно обратиться к современным девайсам (ввести координаты в навигатор, который мгновенно проложит оптимальный маршрут следования) или по старинке воспользоваться картой. Эти варианты подходят для простых обывателей и любителей-путешественников.

Определением оптимальных маршрутов с учетом особенностей транспорта, цели следования, перевозимых грузов и предстоящего пути занимаются специалисты – штурманы. В некоторых случаях они работают в паре с логистами. Штурман – это своего рода опытный проводник, который превосходно ориентируется в незнакомой обстановке при любых условиях с помощью различных навигационных устройств и приборов. Данная категория специалистов особенно востребована в транспортной отрасли: морском деле, авиации и других. Именно таким профессионалам и посвящен этот праздник.

Когда отмечается

День штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации принято отмечать 25 января ежегодно. Событие было учреждено приказом Главнокомандующего ВМФ РФ Ф. Громова от 15 июля 1996 г. № 253. В 2022 году дату справляют 26-й раз.

Кто празднует

Событие отмечают военные морские штурманы: помощники капитанов (шкиперы), капитаны корабельных судов, учащиеся военно-морских училищ и все те, кто связал свою жизнь с этой увлекательной, ответственной и опасной профессией.

Читайте также:  Международные экологические праздники даты

История праздника

Календарной точкой отсчета для празднования Дня штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации стал день основания Петром Великим в Москве «Школы математических и навигацких наук» 25 января 1701 года.

Сама профессия штурмана возникла с момента зарождения кораблестроения на Руси, когда появилась необходимость длительных морских путешествий. Все рыбаки для того, чтобы обеспечить свою семью (ловля рыбы для еды или на продажу), вернуться домой живыми и с уловом, просто не могли игнорировать погодные условия, особенности морского ландшафта и фарватера, а также другие моменты.

До 1997 г. морские штурманы отмечали свой профессиональный праздник в дни весеннего равноденствия дважды в году – 21 марта и 23 сентября, поскольку в эти даты очень легко определять стороны света без специальных навигационных приборов и устройств.

О профессии

Штурман (в переводе с голландского – «человек за рулем») – это первоклассный специалист, умеющий грамотно работать с соответствующим оборудованием. При необходимости он может легко справиться с поставленной задачей и без него. Штурман не просто следит за работой приборов, способных выйти из строя в самый неподходящий момент, и сопоставляет адекватность показаний. Он вместе с капитаном принимает решения, от которых зависит судьба членов экипажа.

Данный специалист должен обладать обширнейшим багажом знаний в различных областях: география и топография, картография, радиоэлектроника и кораблестроение, метеорология и другие. От него требуется умение владеть собой в критических ситуациях, наличие аналитического креативного мышления и способности быстро оценивать ситуацию.

Интересные факты

Существительное «небоскреб» вошло в наш язык благодаря морякам. Так в древности (более 2 сотен лет назад) называли верхние треугольные паруса, которые при сильном ветре могли гнуть мачту.

Источник статьи: http://my-calend.ru/holidays/den-shturmanov-voenno-morskogo-flota-rf

25 января – День штурмана Военно-Морского Флота России

Эту дату выбрали потому, что 25 января 1701 года российский император Петр I издал Указ об основании Школы математических и навигацких наук, которая расположилась в Москве, в здании Сухаревой башни.

А спустя почти три столетия, 15 июля 1996 года, согласно приказу Главнокомандующего ВМФ России адмирала флота Феликса Громова, 25 января стали ежегодно официально отмечать как День штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации.

Собственно, до этого штурманы тоже отмечали свой праздник, но в другой день. Точнее, в отличие от большинства профессиональных праздников, на него было выделено две даты в году – 21 марта и 23 сентября. Такой выбор объяснялся просто: это дни весеннего и осеннего равноденствия. Только два дня в году морякам не нужны приборы, чтобы определять стороны света. Ведь не все знают, что только 21 марта и 23 сентября солнце восходит строго на востоке, а садится на западе.

Теперь же российские навигаторы отмечают свой праздник, опираясь на военно-морские традиции и факт из отечественной истории.

В наши дни на флоте 25 января проходит награждение наиболее отличившихся штурманов. Они получают от командования поощрения, благодарности и награды, а от сослуживцев и родных принимают поздравления с профессиональным праздником.

Редакция «Военного обозрения» также поздравляет штурманов, несущих службу, а также тех из них, кто сейчас в отставке, особенно ветеранов штурманской службы. Каждому, кто обеспечивал и обеспечивает навигационную безопасность боевых кораблей, подводных лодок, судов и морской авиации, мы желаем крепкого здоровья и всех земных благ!

Источник статьи: http://topwar.ru/179340-25-janvarja-den-shturmana-voenno-morskogo-flota-rossii.html

День штурмана Военно-морского флота Российской Федерации

Ежегодно 25 января в нашей стране отмечается профессиональный праздник – День штурмана Военно-морского флота Российской Федерации. Это профессиональный праздник всех российских военнослужащих, чья деятельность непосредственно связана с прокладкой курса кораблей, судов и авиации ВМФ России, а также контролем за исправной работой навигационных приборов и исчислением перемещений. Иногда данный праздник называют также Днем навигатора.

Интересным представляется тот факт, что еще сравнительно недавно День штурмана ВМФ отмечался в нашей стране два раза в год. Для празднования были выбраны даты весеннего (20-21 марта) и осеннего (22-23 сентября) равноденствий. Именно в эти дни можно было легко без использования специальных инструментов и приборов определить стороны света – Солнце всходило строго на востоке, а заходило, соответственно, на западе. Такая практика существовала вплоть до 1997 года. Изменения в дату празднования внес занимавший в то время пост Главнокомандующего ВМФ РФ адмирал флота Феликс Николаевич Громов, соответствующий приказ «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности» он подписал 15 июля 1996 года. В соответствии с приказом День штурмана Военно-морского флота Российской Федерации следовало отмечать 25 января.

Стоит отметить, что дата празднования была выбрана неслучайно. Именно в этот день 25 января 1701 года Пётр I издал Указ, в котором, в частности, отмечалось: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». Для реализации воли царя в стране была образована «Школа математических и навигацких наук», располагалось новое учебное заведение в Москве, в Сухаревской башне. Этот день сегодня справедливо считается официально датой основания штурманской службы российского флота.

Само словом штурман пришло к нам из Голландии (stuurman, от stuur — «руль» и man — «человек»). Буквально его можно было бы перевести, как человек за рулем. Данное определение достаточно точно отражает смысл данной профессии. При этом и несколько веков назад, и сегодня на штурмане лежит огромная ответственность, так как в море корабль всегда может столкнуться с непредвиденными обстоятельствами. Конечно, современное оборудование значительно упростило работу штурманов, но от них все еще требуется умение выполнять свою работу без современной электронной техники, которая может выйти из строя по различным причинам.

Пётр I заложивший основы российского флота прекрасно отдавал себе отчет в важности штурманской службы. При этом обязанности штурмана и подштурмана корабля были документально определены в 1720 году, они содержались в первом для России Морском уставе. На корабле в зависимости от его вооружения (количества орудий) необходимо было иметь 1-2 штурмана, у которых в подчинении находилось по 1-2 подштурмана. К примеру, на линейных кораблях с 50-90 орудиями по штату полагалось иметь двух штурманов и двух подштурманов, при наличии 32 орудий – по 1 штурману и 2 подштурмана, 14-16 орудий – по 1 штурману и 1 подштурману. При этом на тот момент времени должность штурмана на флоте стояла по старшинству между шкипером и боцманом. По вопросам кораблевождения штурман подчинялся непосредственно командиру корабля.

Штурманы обязаны были получать необходимые припасы по штурманской части (компасы, магниты для намагничивания компасных стрелок, лоты, песочные часы и др.). На линейном корабле в те годы полагалось иметь сразу 8 магнитных компасов и до 10 песочных часов разной продолжительности: от полминуты до получаса, включительно. При завершении кампании штурманы докладывали капитану о расходовании припасов, после чего сдавали остатки на склады (в магазины). При этом штурманы должны были иметь свои личные атласы морских навигационных карт, навигационные пособия и инструменты (квадранты, градштоки, ноктуралы, циркули и др.). Также штурманы обязаны были содержать в порядке компасы, периодически заниматься их проверкой, следить за песочными часами.

Непосредственно перед морским походом в обязанности штурману вменялось осматривать руль. В море штурманы отвечали за аналитические расчеты, записывая в свой журнал курс, дрейф корабля, пройденное кораблем расстояние, склонение компаса, течение моря, ветер и множество другой информации. При совершении плавания вблизи побережья штурманы обязаны были его изучать, нанося на карты все незнакомые мели, скалы и крупные камни. При постановке судна на якорь они занимались контролем времени его бросания в зависимости от дрейфа, а после постановки на якорь следили за перемещениями корабля.

В свое время многие известные российские флотоводцы начинали свою воинскую карьеру именно с должности штурмана корабля. Среди них были адмиралы, которые заложили основу современного флота нашей страны, такие как С. Горшков, В. Михайлин, А. Михайловский и многие другие. В истории великих географических открытий имена штурманов стояли в одном ряду с именами командиров кораблей. К примеру, в одном только Приморском крае именами штурманов российского флота были названы 64 мыса, 12 остров, 9 бухт и 3 полуострова, таким образом, их имена были увековечены для истории.

С момента появления в России флота прошло уже более трехсот лет, с тех пор судостроение, наука и морское дело проделали огромный путь, но труд штурмана по-прежнему востребован и почитаем на флоте. По словам главного штурмана ВМФ Российской Федерации контр-адмирала Эдуарда Луйка, штурманская специальность, которая появилась в нашей стране одновременно с появлением первых военных кораблей, в наши дни в высшей степени востребована, эту специальность можно назвать одной из главных морских специальностей в ВМФ России. Адмирал подчеркивает, что без штурмана и в наше время невозможно представить себе ни движение корабля, ни его действия по применению имеющихся на борту штатных систем вооружения. В условиях, когда российские боевые корабли и подлодки снова решают ответственные задачи военно-морского присутствия в Мировом океане, роль и ответственность, которая ложиться на плечи флотских штурманов, только увеличивается.

По данным на 2017 год штурманская служба Военно-морского флота России насчитывала порядка 3000 специалистов, порядка 1000 из них – это офицеры. Также это более 200 человек профессорско-преподавательского состава различных российских военно-морских учебных заведений. Порядка 50 из них имеют ученую степень, а более 30 преподавателей – ученое звание. Сегодня к штурманской службе ВМФ России относится более 10 учебных подразделений, основными из которых можно назвать кафедры штурманской службы ВМФ в Военно-морской академии, кафедры кораблевождения в высших военно-морских учебных заведениях, расположенных в Санкт-Петербурге, Севастополе, Калининграде и во Владивостоке, а также в учебных центрах ВМФ России. В распоряжении штурманской службы российского флота сегодня находятся как специальные тренажеры для морской подготовки будущих штурманов, так и современные учебные лаборатории. Также для морской подготовки штурманов активно используются несколько учебных кораблей и порядка 10 учебных катеров.

При этом престиж и востребованность штурманской профессии по-прежнему велики. Это подтверждается и достаточно высоким конкурсом при поступлении на учебу. Так в 2016 году конкурс в российские военно-морские учебные заведения на штурманскую специальность составлял 3,5 человека на место. Российский флот заинтересован в качественном отборе кандидатов для поступления на первый курс на штурманскую специальность. От качества отбора и подготовки будущих штурманов напрямую зависит успешное выполнение боевыми кораблями и судами обеспечения ВМФ России поставленных задач, без различных происшествий и навигационных аварий, которые в море могут иметь самые печальные последствия и для корабля, и для его команды.

«Подготовка штурманов для ВМФ Российской Федерации учитывает сегодня и активный процесс обновления флота в рамках Государственной кораблестроительной программы, получения в состав флота новых надводных и подводных кораблей нового поколения, оснащения военно-морского флота новыми вооружениями, современными навигационными системами и комплексами. Перед кораблями российского флота все чаще ставятся ответственные задачи, которые напрямую связаны с действиями в составе разнородных, межвидовых и однородных по составу группировок. Все это требует от специалистов штурманских служб всех российских флотов и Каспийской флотилии еще более высокого уровня профессиональной и практической подготовки», – отмечает контр-адмирал Эдуард Луйк. По его словам, навигационное обеспечение выполнения поставленных задач в море приобретает в наши дни еще большее значение, так как российские корабли все чаще появляются в различных районах Мирового океана, зачастую еще малоизученных.

25 января коллектив «Военного обозрения» поздравляет всех штурманов ВМФ России и ветеранов штурманской службы с их профессиональным праздником. День штурмана ВМФ России – это праздник всех людей, кто по долгу своей службы исполнял или продолжает исполнять очень важные задачи по обеспечению навигационной безопасности плавания надводных кораблей и подлодок, а также различных судов обеспечения российского флота в самых разных регионах нашей планеты – от жарких тропиков до ледяных арктических широт.

Источник статьи: http://topwar.ru/134436-den-shturmana-voenno-morskogo-flota-rossiyskoy-federacii.html

Оцените статью