- Порадуй скотину: необычные приметы на 27 января
- История праздника
- ПО ТЕМЕ
- Сюжеты Православные праздники
- Равноапостольная святая Нина
- Нина – обряды скотины: традиции на 27 января
- Приметы
- Молитвы святой равноапостольной Нине
- Именины 27 января
- Русская Православная Церковь
- Официальный сайт Московского Патриархата
- Главные новости
- В Неделю о Страшном Суде Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
- Святейший Патриарх Кирилл удостоил председателя Правительства РФ М.В. Мишустина ордена благоверного князя Даниила Московского
- В Неделю о блудном сыне Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
- Предстоятель Русской Церкви совершил панихиду по приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II
- Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина и министра обороны РФ С.К. Шойгу с Днем защитника Отечества
- Архив
- Богослужебные указания за 27 января 2021 года
- Отдание праздника Богоявления
Порадуй скотину: необычные приметы на 27 января
Продолжение: День колдунов: названа жуткая опасность 28 января
История праздника
Богоявление, или Теофания, претендует на звание одно из самых древних христианских праздников. Первые его упоминания встречаются еще во втором веке. Торжества посвящены рождению Иисуса Христа, поклонению волхвов и крещению Спасителя в Иордане.
ПО ТЕМЕ
Шумные попойки, воровство цветов и молитвы: неожиданные традиции на Татьянин день
Сюжеты Православные праздники
С течением времени в разных церквях смысл этого события претерпел различные изменения. В православной традиции Богоявление было привязано по смыслу с Крещением. Теперь это разные названия одного и того же праздника.
Православное толкование слова Богоявление указывает на явление Бога во время Крещения в полноте Троицы – Сын крестился в реке, Отец говорил с небес, а Святой Дух сходил в виде голубя. Само Богоявление (более распространенный и привычный в России вариант – Крещение Господне) празднуется 19 января.
27 января происходит отдание праздника Богоявления. В храмах еще раз звучат крещенские песнопения, а верующие вспоминают описанные в Евангелиях события, когда Иоанну Предтечи выпала честь возложить руки на самого Иисуса Христа.
Равноапостольная святая Нина
Также 27 января почитают равноапостольную просветительницу Нину. В IV веке она обратила Грузию в христианскую веру. Согласно преданиям, на этот апостольских подвиг ее благословил сам Господь, а Дева Мария вручила крест из виноградных лоз.
Нина – обряды скотины: традиции на 27 января
Первую часть своего названия в народной календаре этот день получил в честь святой. Вторая же часть никакого отношения к церковному календарю не имеет, и берет свое начало из старого крестьянского обычая
На святую Нину порадуй скотину
Традиции наших предков велели 27 января заняться уходом за домашней скотиной. Хлевы очищали от грязи и навоза, а пол застилали новой соломой. Эта традиция, по всей видимости, была продиктована банальным здравым смыслом, поскольку за прошедшие холодные месяцы животные могли успеть весьма сильно загрязнить место своего обитания.
Одновременно с этим народ баловал скотину. Домашний скот выводили на улицу, кормили свежим хлебом и овощами.
Приметы
И хоть наши предки не всегда могли достаточно уверенно ответить на вопрос, какой праздник 27 января они собираются отмечать вместе с домашним скотом, в наблюдательности им отказать невозможно. С попыткой связать текущую погоду с изменениями в будущем связаны некоторые приметы.
Так, считалось, что деревьев в инее предвещают потепление. Снег, прошедший в морозный день, говорил о том же самом. Стужу же обещали белые облака или столб белого света, который можно было заметить перед заходом солнца.
Не обошлось и без гаданий по животным. Ранний крик петуха зовет тепло, были уверены в народе. А вот ворона утром сможет накаркать только метель.
Молитвы святой равноапостольной Нине
Просветительница считается покровительницей не только тех, кто был крещен под таким же именем, но и всех, кто связан с обучением, передачей знаний. Помогает она и всем, кто просит ее о заступничестве. Также перед иконой святой можно просить об излечении разных болезней и душевных недугов – с ними она боролась при помощи подаренного Богородицей креста из виноградной лозы.
Именины 27 января
Свои именины на отдание праздника Богоявления и день почитания святой равноапостольной Нины празднуют:
Источник статьи: http://dni.ru/society/2020/1/26/441576.html
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
В Неделю о Страшном Суде Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Святейший Патриарх Кирилл удостоил председателя Правительства РФ М.В. Мишустина ордена благоверного князя Даниила Московского
В Неделю о блудном сыне Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Предстоятель Русской Церкви совершил панихиду по приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II
Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина и министра обороны РФ С.К. Шойгу с Днем защитника Отечества
Архив
Богослужебные указания за 27 января 2021 года
14. Среда. Отдание праздника Богоявления. Св. равноап. Нины, просветительницы Грузии.
Преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных (службу зри 13 января).
Совершается славословная служба отдания праздника Богоявления (А). Приводим также порядок совершения службы отдания Богоявления в соединении с полиелейной службой св. равноап. Нины, просветительницы Грузии (по Марковой главе Типикона под 25 мая о соединении службы отдания Вознесения со службой Обретения главы Иоанна Предтечи) (Б).
А. На вседневной вечерне кафизма 9-я.
На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 2-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Приклонил еси главу…».
Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет.
На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Еже от Девы Солнце. ».
По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
Отпуст: «Иже во Иордане. » (с поминовением рядовых святых дня)[1].
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праздника. Псалом 50-й.
Каноны[2]: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды).
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно…»[3].
По 3-й песни – ипакои праздника, глас 5-й (единожды).
По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й.
На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу»[4]. (Совершается обычное каждение.)
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Водами Иорданскими. », «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Христос…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
Отпуст: «Иже во Иордане. » (с поминовением рядовых святых дня).
На часах – тропарь и кондак праздника.
На Литургии антифоны изобразительны.
Блаженны праздника (обоих канонов), песнь 9-я – 8 (1-го канона – со ирмосом).
На входе – «…во Иордане крестивыйся…».
По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника.
Апостол и Евангелие – дня.
Отпуст: «Иже во Иордане. » (с поминовением рядовых святых дня).
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 2-й – 6 (см. 6 января на «Господи, воззвах»; первые две стихиры – дважды), и равноап. Нины, глас 4-й и глас 8-й – 4. «Слава» – равноап. Нины, глас 2-й: «Приидите, вси вернии…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Приклонил еси главу…».
Вход. Прокимен дня. Паримии равноап. Нины – 3[5].
На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (см. 6 января на стиховне вечера; со своими припевами). «Слава» – равноап. Нины, глас 8-й: «Чашу благодати…», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Еже от Девы Солнце…».
По Трисвятом – тропарь равноап. Нины, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Отпуст: «Иже во Иордане. » (с поминовением рядовых святых дня).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь равноап. Нины, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праздника.
Полиелей. Величание равноап. Нины и избранный псалом. Седален равноап. Нины, глас 3-й: «Всю страну нашу…» (см. по 1-м стихословии), ин седален равноап. Нины, глас 8-й: «Приидите вси. » (см. по 1-м стихословии), ин седален равноап. Нины, глас тот же: «Митрополие святая…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален равноап. Нины по полиелее, глас тот же: «Предызбранная от Бога…», «И ныне» – седален праздника по полиелее, глас 4-й: «Приидите, увидим…» (см. 6 января). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен равноап. Нины, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие равноап. Нины – Мф., зач. 34 (от полу). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святыя равноапостольныя Нины…». Стихира равноап. Нины, глас 6-й: «Приидите вси…».
Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), равноап. Нины на 4 и праздника 2-й на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно…».
По 3-й песни – кондак и икос равноап. Нины, глас 2-й; седален равноап. Нины, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – ипакои праздника, глас 5-й.
По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й.
На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу»[6]. К тропарям канона равноап. Нины – припев: «Святая равноапостольная Нино, моли Бога о нас»[7]. (Совершается обычное каждение.)
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – светилен равноап. Нины, «И ныне» – светилен праздника.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3, и равноап. Нины, глас тот же – 3 (первая стихира – дважды). «Слава» – равноап. Нины, глас 2-й: «Днесь силы Небесныя…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь Христос…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь равноап. Нины, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Отпуст: «Иже во Иордане. » (с поминовением рядовых святых дня).
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь равноап. Нины. Кондаки праздника и равноап. Нины читаются попеременно.
На Литургии антифоны изобразительны.
Блаженны праздника (обоих канонов), песнь 9-я – 4 (1-го канона – со ирмосом), и равноап. Нины, песнь 3-я – 4.
На входе – «…во Иордане крестивыйся. ».
По входе – тропарь праздника, тропарь равноап. Нины. «Слава» – кондак равноап. Нины, «И ныне» – кондак праздника.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и равноап. Нины.
Апостол и Евангелие – дня и равноап. Нины.
Отпуст: «Иже во Иордане. » (с поминовением рядовых святых дня).
[1] См.: Минея, 14 января.
[4] По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.
[5] По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.
[6] По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.
[7] Ср.: Типикон, 8 мая, 6-я Маркова глава.
Источник статьи: http://www.patriarchia.ru/bu/2021-01-27/
Отдание праздника Богоявления
Меня всегда интересовал один практический вопрос:
Откуда и зачем? — в Православии появилось столько праздников в году?
И если их все праздновать, тогда и работать будет — некогда и некому.
Из истории известно, что все так называемые церковные праздники — приурочивались и замещали собой праздники языческие, тесно связанные с естественными природными циклами и явлениями.
Древним жрецам были известны законы природы более основательно, чем новым служителям культа. Религии в основе своей — один из институтов власти, управления и подчинения масс — правящим классам. И замещая знания верой в сверхестественное, формировали бездумное восприятие действительности и природы явлений. Слепую и безусловную веру в жреческое сословие и в высшие силы, природу которых — разум обычного человека — не в состоянии постичь. Ведь всё непознаваемое — служителям культа можно толковать по своему и в своих интересах.
Итак Праздник Богоявления тесно связан с праздником и таинством Крещения Господня.
А что за праздник был у языческих славян, в данное время года, и какие природные явления сопутствовали ему?
Всем известно, что Крещенская(Богоявленская) вода обладает рядом ценных качеств: — она способна исцелять, улучшать здравие и самочувствие обычного человека,
— может долго храниться и не терять при этом, своих целебных и священных качеств.
Чем, не прекрасный инструмент — укрепления христианской веры и послушания масс правящим классам и жреческому сословию. Не, так ли?
Когда-то практически весь мир был «языческим». Сейчас, когда половину человечества обратили либо в христианство, либо в ислам, язычников гораздо меньше, однако это ещё не доказательство того, что «язычество» менее ценно по сравнению с мировыми религиями.
Календарь праздников для язычников – это годичный круг, это зима и весна, это жизнь, смерть и возрождение. В календаре в наиболее законченном виде выражается любая традиция, в нём собрано самое главное, что каждый народ знает о времени и о вечности. Календарь показывает родство всех живущих под Солнцем и Луной. Вокруг календаря вращается весь круг труда и отдыха.
Календарь с его праздниками, помогает живущим со вниманием смотреть на Природу, восстановить силы и сохранить чувство своей неслучайности на Земле. Воплощённая в календаре народная мудрость отражает всё богатство настроений и обликов Живой Природы – вечно преображающейся, умирающей и неизменно воскресающей, а потому – бессмертной.
Языческие праздники были не просто красными датами календаря, это особые времена, когда истончаются границы меж мирами. И не они зависят от календаря, а он от них.
Течение времени определяли сезоны повторяющихся праздников.Таких точек перехода было 8. Непростая цифра для всей древней традиции. Отмечали зимнее и летнее солнце стояния (22 декабря; 21 июня), осенние и весеннее равноденствия (21 марта, 22 сентября), кроме того, смену годовых сезонов (1 ноября, 1 мая, 2 февраля и 1 августа).
Самый простой способ войти в этот мир единым неотъемлемым целым, как входили наши предки и те, что, будут жить после нас – это пройти Круг Года вместе с умирающим и обновляющимся миром.
Начиная с простого представления о сильных точках года, мы постепенно учимся улавливать моменты перехода, те точки, когда грань миров открыта, вместе со стихиями и силами мира, мы взлетаем и падаем на волнах возрождения и смерти, с каждым разом всё большее понимание неподвижной точки центра, в которой находится сам мир — независимо от происходящих в нём изменений и в которую, стремясь к высшей гармонии, когда-нибудь попадём и мы.
Вместе с пониманием этих волн придет неожиданно новое восприятие народных праздников, обычаев, имён и путей Богов, противоборствующего единения стихий. Единство и целостность – не это ли есть то, что мы ищем сегодня в язычестве?
Всего в разделе — праздника. Зеленым цветом обозначены фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова. Красным цветом отмечены государственные выходные.
18 января Поздравить с праздником
Интра (Индра)
Интра — покровитель змей
Интра (Индра, Змиулан, Индрик-зверь, Вындрик) — сын Земун от Дыя (Ночное Небо), брат «Ящера» и его противник. Интра является богом источников, колодцев, змей и туч. Связь с водными стихиями указывает на его Навью природу (Навь в восточнославянской мифологии дух смерти, а также мертвец).
В ночь ведуны заговаривали трубы домов, через которые Навь проникал в дома. Интра — обитатель подземелья, и в преданиях славян сказано так: «Как Солнце на небе, так и Интра — в Нави».
В индийских ведах Интра — это демон, и царь-змей. На последнее указывает то, что Интерию населяют змеи, а сам Интра — муж Змеи Параскевы. По славянским ведам, Змиулан — победитель козла-Пана (сына Вия), по сути — своего двоюродного брата (так как Дый и Вий — братья).
В деяниях Интры есть и доблесть, и низость, и честные победы, и жестокость. Несмотря на то, что он муж демона-змеи, он сражается на одной стороне с Перуном. Больше всех он близок людям из «Воинского Триглава» (Перун-Интра-Волх). Если Перун — это чистая «воинская правда», Волх — чародейство, жестокость и тёмный гнев, то Интра — это Свет и Тьма, борьба противоположностей.
Интра, скачущий верхом на единороге, — покровитель воинов, символ, олицетворяющий ратную доблесть и отвагу.
Чуткий Интра, услышь наш призыв!
Восприми наши ты воспевания!
О, мы знаем тебя, ярый бык!
Победи врага, мощный Интра!
Сокруши мощь Виева племени!
Турицы
19 января
Турицы
Много лет дикие быки служили людям, как символ чести и храбрости.
Турицы посвящены туру — одному из древнейших почитаемых среди славян животных, обладающих магической силой. В туре воплощается союз Велеса и Перуна во славу и процветание Рода славянского.
Сын Велеса и Макоши, Тур, как и греческий Пан, покровительствует пастухам, гуслярам и скоморохам, молодецкой удали, играм, пляскам и веселью, а также рощам и зверью лесному. На Севере Тур предстает гордым оленем, а в таёжных лесах сохатым.
В этот день гадают на весь будущий год, так как праздник закрывает зимние святки. 12-й день святок соответствует 12 месяцу года. Гадания происходят под вечер, с наступлением темноты. Собирают снег для отбеливания холстины. Снег, собранный в этот вечер, брошенный в колодец, может сохранить воду на весь год.
Славяне видели в празднике Тура древнейший обряд юношеских посвящений в мужчины, когда, воплощаясь волком, юноша должен был проявить охотничьи способности и воинскую отвагу и завалить своего первого тура.
Славяне видели в празднике Тура древнейший обряд юношеских посвящений в мужчины.
Древние славяне брали пример с этих грозных животных, которые не заботились о себе, чтобы защитить стадо. Они старались научить юное поколение нападать и обороняться, проявлять находчивость и стойкость, выносливость, храбрость, умение объединяться для отпора врагам, защищать слабых и находить слабое место у противника.
Много лет туры, дикие быки, служили людям как символ чести и храбрости. Из турьих рогов делали кубки и рожки, которые призывно трубили в воинских походах, а из особо крупных рогов делали даже луки.
Но Турицы еще и пастуший праздник, в это время община приглашает к себе пастуха на очередной сезон, договаривается с ним о работе, доверяя ему драгоценное стадо на длительное время. Пастух, слуга Велесов, ставит на общий стол хмельные напитки, а община — кушанья, и праздником отмечают свой сговор.
С этого момента пастух принимает заботу о стаде, а тур помогает ему в этом деле, защищая молодых телков и готовящихся в феврале к отёлу коров от различных напастей и болезней.
Просинец — 21 января — Просинец
Крышень, проливающий на землю волшебную Сурью.
Просинец — название января, его отмечают водосвятием. Славят сегодня Небесную Сваргу — Сонм всех Богов. «Просиять» — означает возрождение Солнца.
Просинец приходится на середину Зимы — считается, что Холод начинает спадать, и в земли славян по велению богов возвращается солнечное тепло.
В этот день в ведических храмах вспоминают, как в древности Крышень дал огонь людям, погибавшим от холодов во время Великого Оледенения. Потом он пролил из небесной Сварги на Землю волшебную Сурью.
Сурья — мед, на травах бродивший!
Сурья — также и Солнце Красное!
Сурья — Вед понимание ясное!
Сурья — след Всевышнего Вышня!
Сурья — истина бога Крышня!
На столе в этот день непременно должны были присутствовать молоко и молочные продукты.
Излитая на землю Сурья в этот день делает все воды целебными, поэтому верующие купаются в освященных водах.
В годовом круге Перуновых празднеств этот день соответствует также победе Перуна над Скипером-зверем и купанию Живы, Марены и Лели в молочной реке.
В этот день славяне купались в холодной речной воде и давали грандиозные пиры, в которых непременно должны были присутствовать молоко и молочные продукты.
День деда Мороза и Снегурочки
30 января
День деда Мороза и Снегурочки
Дед Мороз и Снегурочка — главные персонажи этого праздника.
Но что со мной: блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!
О Мать-Весна, благодарю за радость,
За сладкий дар любви! Какая нега
Томящая течет во мне! О Лель,
В ушах твои чарующие песни,
В очах огонь. и в сердце. и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю, таю
От сладких чувств любви! Прощайте, все
Подруженьки, прощай, жених! О милый,
Последний взгляд Снегурочки тебе.
А.Н. Островский «Снегурочка»
День Мороза и Снегурочки – это древний языческий праздник. В эти дни обычно рассказывают сказки и легенды о Деде Морозе и о Снегурочке.
Люди вспоминали о том, как Снегурочка по прихоти бога любви Леля полюбила человека и потому с приходом Весны не стала улетать на Север. Но как только «яркий луч солнца прорезает утренний туман и падает на Снегурочку», она тает, превращаясь в легкое облачка пара, и уносится прочь.
В этот день славяне почитали противника Перуна — Мороза — ипостась Велеса. Можно сказать, что Мороз — зимняя ипостась Велеса, так же как Яр (сын Велеса и Дивы) — весенняя.
Мороз был женат на Снежной Царице, дочери Мары и Кощея. У Мороза и Снежной Царицы была красавица-дочь — Снегурочка.
День Деда Мороза и Снегурки был символичным окончанием зимы, за ним уже была не за горами широкая и щедрая Масленица.
Отдание праздника Богоявления
По церковному уставу праздник Богоявления продолжается со 2 (15)-го по 14 (27)-ое января; первые четыре дня служат как бы приготовлением к празднику, а последний — отданием, завершением.
Попразднство праздника Богоявления продолжается восемь дней; отдание праздника совершается 14 (27) января.
Суббота и воскресенье, следующие за праздником Богоявления, называются субботой и Неделей (Воскресеньем) по Просвещении. В эти дни читаются особые прокимен, Апостол и Евангелие, имеющие отношение к празднику.
Источник статьи: http://proza.ru/2020/01/27/664