Нанхуа
Новоафонский монастырь (Фото: А.Карпенко)
28 августа во всех православных храмах Абхазии проходят богослужения в честь одного из главных православных праздников — Успения Пресвятой Богородицы.
На абхазском языке этот день называется Нанхуа. В этот день абхазы-христиане накрывают дома поминальную трапезу.
Христиане знают, что на земле существуют четыре удела Божьей Матери. Одним из них является Абхазия. Абхазы особо почитают Мать — Анпсха.
Самые большие и самые значительные храмы Абхазии посвящались Богородице. Всемирно известная святыня — храм в Лдзаа, близ Пицунды (Анан Лдзааных) посвящен Пресвятой Богородице.
С чудом пицундской иконы Богородицы исторически связана знаменитая победа 737 года над арабами под стенами Анакопии, когда Абхазия навсегда отстояла свою независимость в то время, когда соседние с Абхазией страны — Грузия и Хазарский каганат — потерпели от них поражения, закончившиеся для хазар временным принятием ислама, а для Грузии — еще и многовековым включением в состав халифата.
В память об Анакопийском чуде в древней Анакопии — современном Новом Афоне — братия русского староафонского Пантелеймонова монастыря (Русикон) выстроила в XIX веке Новоафонский монастырь, крупнейший в сегодняшней Абхазии, принеся с собой из старого Афона список чудотворной Иверской иконы с надвратной церкви староафонского монастыря Ивирон.
На средневековых картах на месте нынешнего села Алахадзы (между Пицундой и Гагрой) показано место, которое называется Санта-София. Это означает, что и здесь был храм, посвященный Богоматери.
В Лыхны (Гудоутский район), который является историческим центром абхазской культуры, каждая семья почитает Анан-Лыхных — Храм Лыхненской Богоматери, построенный в 1066 году.
В Абхазии христианство удивительно переплелось с более древними языческими традициями. Христианскими святынями стали и языческие святилища. Например, с именем Богородицы связано и самое известное святилище в Абхазии — Дыдрыпщь-ныха. Немного не доходя до вершины горы, лежит большой камень под дубом, с вырезанным на нем Образом Божьей Матери.
Носит Ее имя и самый старый храм Абхазии — собор в cеле Мыку (10 век).
Другие праздники в разделе «Праздники Абхазии»
Источник статьи: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1476/98/
День празднования Нанхуа в среду будет выходным в Абхазии
Согласно традициям, 28 августа в Абхазии почитают память умерших, готовят угощения и зажигают поминальные свечи.
СУХУМ, 27 авг – Sputnik. Согласно производственному календарю Абхазии, среда 28 августа в республике будет праздничным выходным днем.
Жители республики отметят Нанхуа, который совпадает с христианским праздником – День Успения Пресвятой Богородицы.
В этот день в абхазских семьях принято вспоминать умерших родственников. В качестве угощений на стол обязательно кладут фрукты нового урожая: вареную кукурузу, инжир, дыню.
Также подают к столу абхазскую халву и зажженную свечу. Считается, что пока горит свеча, в доме присутствуют духи умерших родственников. Пока горит свеча, никто не должен разговаривать и выходить из комнаты. За трапезу принимаются только после того, как свеча догорит.
Хозяин поднимает бокал молодого вина и просит у Бога, чтобы весь следующий урожай был использован только по хорошему поводу.
Считается, что в ночь перед праздником на свет выходит вся нечисть, злые духи, которые гуляют по улицам и приносят беды в дома. В старину, чтобы защитить себя от злых духов, крепили к волосам кусочек воска, а у порога вешали самодельный круг из веток деревьев.
Подробнее о том, как отмечают Нанхуа в Абхазии, читайте на национальной версии портала.
Источник статьи: http://sputnik-abkhazia.ru/Abkhazia/20190827/1028284491/Den-prazdnovaniya-Nankhua-v-sredu-28-avgusta-budet-vykhodnym-v-Abkhazii-.html
Праздник успения Богородицы отмечают православные христиане Абхазии
Во всех православных храмах республики с утра начались праздничные службы в честь успения Пресвятой Богородицы.
СУХУМ , 28 авг – Sputnik. Православные христиане Абхазии 28 августа отмечают Успение Пресвятой Богородицы, праздник посвящен воспоминанию об успении Божией Матери.
Во всех православных храмах республики с утра начались праздничные службы. В Сухумском кафедральном соборе в этот день традиционно многолюдно, верующие пришли с рассветом и намерены достоять до конца службы, которая длится несколько часов.
«Я стараюсь ходить в церковь не только по праздникам, но и в обычные дни. Несмотря на нашу занятость, мирские дела, которым нет конца, мы не должны забывать о Всевышнем и Божьей Матери, которая дала ему жизнь. Хочется, чтобы в нашей с вами жизни было больше доброты, взаимопомощи и помнить нужно всегда, не только в такие светлые дни, как сегодня», — сказал прихожанин Федор.
28 августа в Абхазии также традиционно почитают память умерших, этот праздник у абхазов называется Нанхуа. Традиция совпадает с празднованием христианского праздника Успения Пресвятой Богородицы. В домах накрывают столы с плодами сезонного урожая, зажигают свечи. В день праздника важно, чтобы на столе был новый урожай, все, что созрело у хозяина за лето. Этот день в стране традиционно официальный выходной.
Праведникам, согласно христианским догматам, уготована вечная жизнь. Именно о ней и напоминает праздник Успения, даже его церковнославянское название говорит о «сне». То есть смерть — лишь сон, после которого человек просыпается в новой реальности, в «жизни вечной».
Согласно преданию, к моменту своей кончины Богоматерь жила в Иерусалиме и часто посещала Голгофу, где был распят ее сын. Однажды во время молитвы там ей явился архангел Гавриил, возвестивший о том, что «Сын Твой и Бог Наш приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время».
В ознаменование своих слов он вручил Деве Марии ветвь от райского дерева. Ее архангел повелел нести перед гробом при погребении.
Перед смертью Богоматери в Иерусалим пришли все апостолы, кроме Фомы. Они несли ее тело в Гефсиманский сад, где десятками лет ранее произошло успение праведной Анны – матери Богородицы.
А во время погребения апостолам явился Господь Иисус Христос, который сам забрал ее душу в Царство Небесное.
Спустя три дня в Иерусалим прибыл апостол Фома. Другие ученики Спасителя ему рассказали об увиденном и тот попросил отвалить камень от гробницы, чтобы он мог попрощаться с Божьей Матерью. Когда они это сделали, то обнаружили, что тела там нет. Господь воскресил Богородицу и вознес ее тело в Рай.
Размещено: Apsny Online
Источник: Спутник-Абхазия
Источник статьи: http://news.myseldon.com/ru/news/index/236547660
Праздник Нанхуа в Абхазии
Сегодня в Абхазии отмечают праздник Успения Пресвятой Богородицы. По-абхазски он называется Нанхуа. И вот уже в четвертый раз, начиная с 2014 года, это в республике – праздничный выходной день.
Такое нововведение было неслучайным. Абхазы издревле с особым трепетом почитают Божью Матерь (Анпсха). В стране построено много храмов в честь Девы Марии, в частности храм в Лдзаа, недалеко от Пицунды (Анан Лдзааных). Имя Пресвятой Девы носит собор в селе Мыку Очамчырского района, датируемый Х веком. В Гудаутском районе – Лыхненский храм Успения Божьей Матери, сооруженный на рубеже X-XI веков. Новоафонскому монастырю недавно в честь Успения подарили икону Божьей Матери Никопеи Абхазской (Победоносицы).
«Икона воссоздана пожертвованием группы мирян во спасение народа Абхазского, в ознаменование 20-летия победы, одержанной промыслом Божьим и подвигом народа Абхазского в Отечественной войне 1992-1993 гг. и в память тех, кто ценой жизни спас Абхазию от погибели», – говорится в сопроводительном документе иконы.
Праздник Нанхуа в Абхазии
No media source currently available
По преданию, икона Богоматери спасла абхазов почти тринадцать веков назад, в 736 году. Тогда у стен Анакопийской крепости расположилось войско арабских завоевателей. Накануне решающего сражения абхазские воины во главе с Леоном I всю ночь коленопреклоненно молились перед иконой Богородицы-Никопеи, чтобы она дала им силы для победы. И арабы были вынуждены навсегда отступить с этой земли.
И даже в атеистические советские времена день 28 августа в абхазских семьях почитался. Помню, как одна моя пожилая одинокая родственница, не обращавшая внимания почти ни на один другой праздник, к этому дню считала своим долгом во что бы то ни стало накрыть дома «стольчик», как она говорила, и зажечь на нем свечку в память покойных родных.
Праздник Успения посвящен не смерти, как может показаться на первый взгляд. Славянское слово «успение» означает «сон»: считается, что мать Христа отошла в мир иной засыпая и вознеслась на небо. На месте захоронения Богородицы в Иерусалиме ежегодно проходят торжественные мероприятия в день Успения. В честь этого дня названы храмы, населенные пункты, улицы. Кстати, Асунсьон – столица Парагвая – назван именно в честь Успения Богородицы, ведь с испанского языка слово переводится как «успение».
В ночь с 27 на 28 августа во всех православных храмах Абхазии прошло всенощное бдение, а с утра сегодня отслужили Божественную литургию.
Нанхуа открывает на этой неделе в Абхазии целую череду выходных дней. Завтра, 29 августа, у нас выходной, перенесенный с субботы, поскольку нынче праздничный День международного признания Абхазии выпал на субботу 26 числа. (Напомню, что девять лет назад, 26.08.2008, Российская Федерация признала независимость Абхазии и Южной Осетии.) Затем следуют два рабочих дня – 30 и 31 августа, среда и четверг, а в пятницу 1 сентября – снова религиозный праздник, мусульманский Курбан-байрам, появившийся в календаре праздничных и памятных дат Абхазии с 1994 года и именуемый здесь Курбанныхуа.
Да, Абхазия – многоконфессиональная страна, и при принятии этого календаря после обретения ею фактической независимости данный фактор был учтен. Праздничными выходными днями в нем тогда были определены два православных праздника – Рождество и Пасха, один мусульманский – Курбан-байрам. И еще один, Ажьырныхуа, 14 января, можно воспринимать как дань и традиционной абхазской религии, когда абхазы проводят родовые моления, и православию, ибо в ряде православных стран этот день отмечается как Старый Новый год (по юлианскому календарю).
А в апреле 2014 года к прежним праздничным выходным абхазский парламент, усилиями, прежде всего, своего депутата теолога по образованию Саида Харазия, присовокупил также понедельник, следующий за Православной Пасхой, День святого апостола Симона Кананита (23 мая) и День Успения Пресвятой Богородицы. Таким образом, в республике теперь пять праздничных нерабочих дней, связанных исключительно с православной конфессией.
Возвращаясь к теме наступившей рекордно короткой рабочей недели, скажу: совсем не исключено, что в скором будущем на последней неделе августа, помимо всяких переносов, будет три праздничных выходных дня. Ведь не так давно парламент Абхазии принял в первом чтении законопроект, в котором, в частности, календарь памятных выходных дней дополняется Днем независимости 25 августа (поскольку прежний День независимости 30 сентября в большинство в обществе давно и настоятельно хочет переименовать в День победы в Отечественной войне народа Абхазии).
Среди аргументов сторонников этого предложения то, что в таком случае в разгар курортного сезона будет почти сплошная праздничная неделя: 25 августа – День независимости, 26 августа – День международного признания независимости (получается к тому же вот такая логическая цепочка), 28 августа – Нанхуа. Правда, в ходе обсуждения законопроекта в парламенте некоторые стали возражать, говоря, что принятие 25 августа 1990 года Верховным Советом Абхазской АССР Декларации о суверенитете Абхазии вовсе не было каким-то судьбоносным моментом в ее истории, такие декларативные акты принимались в тот период парламентами многих союзных и автономных республик. Но не думаю, что что-то помешает сторонникам этой инициативы среди парламентариев и в дальнейшем при осуждении данного законопроекта набрать необходимое число голосов. Что-что, а попраздновать в Абхазии любят.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Виталий Шария
В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.
В 1975-1991 годах работал в газете «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».
С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».
Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.
Источник статьи: http://www.ekhokavkaza.com/a/28701506.html
Праздник Успения: абхазские особенности
Успение Пресвятой Богородицы православные христиане отмечают 28 августа. Для верующих это день победы вечной жизни над смертью.
Сария Кварацхелия, Sputnik
В Абхазии Успение Богородицы, Нанхуа, (Моление Матери Божьей, Анане — ред.) – один из самых почитаемых праздников. Абхазы считают, что страна находится под покровительством Богоматери.
«Сколько я себя помню, мы отмечали Нанхуа наравне с Пасхой. Всегда готовили много еды. Стол ломился от праздничных яств. И всегда в изобилии были виноград, яблоки и инжир», — вспоминает Мери Жиба.
Мери Жиба, жительница села Дурипш, родилась в советское время, когда запрещалось ходить в церковь, но, чтобы создать «аромат праздника», под праздничный стол в железном сосуде ставили тлеющие угли, в которые бросали кусочки воска.
«Вся комната наполнялась необычным ароматом. Создавалось чувство, будто мы находились в церкви», — рассказывает она.
Застолье для ушедших
«В праздник Успения мы накрывали стол ровно на столько человек, сколько покойников ушли из нашей семьи. В этот день мы отдавали дань уважения мертвым. Мама одевалась в белое одеяние, прикрывала голову белым платком. Она бросала в тлеющие угольки воск и начинала молиться. Во время молитвы все присутствующие в комнате должны были молчать, так как считалось, что за столом сидят покойники. Разговаривала только молельщица. Была какая-то непередаваемая атмосфера чего-то запредельного», — вспоминает Мери Жиба.
После распада Советского Союза Мери Жиба впервые за свои 55 лет узнала настоящий запах ладана.
«В 2004 году мы всей семьей приняли христианство. Теперь многие в праздник ходят в церковь, стоят на службе. Дома практически никто не зажигает свечи, как это делалось раньше. Но в нашей семье мы продолжаем отмечать так, как показали нам старшие. Что-то, конечно, мы уже подзабыли. Но стол по-прежнему накрываем для гостей из прошлого. А самые главные гости в этот день – наши покойные родственники», — рассказывает она.
Костер на перекрестке
Успение Богородицы у абхазов полно тайн. И это связано не только с праздничным столом.
По словам Мери Жиба, вечером на перекрестке двух дорог разжигали костер. Нужно было три раза перепрыгнуть через него, чтобы отогнать злых духов.
«А в саму ночь Успения можно услышать и даже увидеть покойников. В это верили наши предки, в это верим и мы. Обычно выходят после полуночи на балкон с небольшими деревянными палочками, чтобы понаблюдать за покойниками или услышать их», — делится мистическими подробностями она.
Каждый звук имеет свое значение. Например, разбивающаяся посуда – к свадьбе, а крик – к смерти.
«Многие считают, что это чепуха. Но на моей памяти был один случай. Ночью 28 августа мы услышали крик возле одного дома. Через трое суток парень из того дома умер», — вспоминает женщина событие многолетней давности.
Успение Пресвятой Богородицы завершает годичный круг великих (двунадесятых) православных церковных праздников. По преданию, архангел оповестил Пресвятую Богородицу о том, что время ее земной жизни подходит к концу. А когда настал час ее успения (смерти-ред.), Спаситель в окружении ангелов сошел к ней, чтобы забрать ее с собой.
Источник статьи: http://sputnik-abkhazia.ru/Abkhazia/20170828/1021751347/prazdnik-uspeniya-abxazskie-osobennosti.html