- От Петра Первого до наших дней: в России исполняется 300 лет Морскому уставу
- Трехсотлетие флота российского
- Необычная просьба
- Портрет Ельцина как связь времен
- Политики на лотерейных билетах
- Какие деньги?
- Неподконтрольность и безнаказанность
- Постановление Правительства РФ от 11 марта 1996 г. N 268 «О мероприятиях, проводимых в связи с празднованием в 1996 году 300-летия Российского флота»
- Триста лет Российскому флоту
От Петра Первого до наших дней: в России исполняется 300 лет Морскому уставу
24 января исполняется 300 лет Морскому уставу — важнейший законодательный документ российского флота. Он был утвержден в 1720 году Петром I, который принимал личное участие в его разработке, уделяя этому по четырнадцать часов в день. Документ собрал воедино все ранее существовавшие и разрозненные документы.
В честь праздника у здания Адмиралтейства лучшим представителям морской отрасли, по традиции, вручили патенты профессионального плотника — топоры в скрипичных футлярах, и удостоили звания «Почетный корабел». 300 лет назад Петр Первый получил такой же патент на учебе в Голландии — первый для России документ о морском образовании.
Единственный в России рукописный экземпляр Морского Устава хранится в здании Главного Адмиралтейства, в филиале Центральной Военно-Морской Библиотеки, а первый печатный экземпляр — в самой Центральной Военно-Морской Библиотеке в Санкт-Петербурге.
Устав Петра I состоял из пяти книг. Первая содержала положения о высшем командном составе Военно-морского флота и статьи, определявшие тактику эскадры. Во вторую были включены постановления о старшинстве чинов, о почестях и внешних отличиях кораблей, «о флагах и вымпелах, о фонарях, о салютах и флагах торговых. ».
Третья книга раскрывала организацию боевого корабля и обязанности приписанных к нему должностных лиц. Книга четвертая состояла из шести глав, которыми регламентировались правила поведения на корабле, численность офицерских слуг согласно рангам, порядок раздачи провианта, способы определения вознаграждения за взятие неприятельских судов, боевые раны и выслугу лет. Книга пятая — «О штрафах» — представляла собой военно-морской судебный и дисциплинарный уставы.
Также к Морскому уставу прилагались формы ведомостей судовой отчетности, книга сигналов и правила дозорной службы.
После доработки Морской устав Петра I был переиздан в 1724 году и с незначительными изменениями действовал до 1797 года, когда был заменен новым, учитывавшим изменение представлений о способах ведения боя.
«В 1797 году только императором Павлом Первым был утвержден новый морской устав, который фактически был переводом устава английского флота. Просуществовал он очень недолго, больше десяти лет не просуществовал, и продолжали пользоваться военные моряки именно петровским уставом», — рассказала заведующая филиалом Центральной военно-морской библиотеки Ольга Станковская.
Появление в России Морского устава было связано с новым этапом истории страны. В ходе борьбы за выход к морю в самые сжатые сроки на Балтике был создан сильный Военно-морской флот, позволивший России превратиться в морскую державу, считает представитель Департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ по ВМФ капитан 1-го ранга Игорь Дыгало.
Источник статьи: http://tvzvezda.ru/news/forces/content/2020124720-k5FgG.html
Трехсотлетие флота российского
В марте 1996-го Правительство Российской Федерации принимает постановление № 268 — «О мероприятиях, проводимых в связи с празднованием в 1996 году 300-летия Российского флота«. В плане 171 пункт, начиная от праздничного концерта в Государственном Кремлевском Дворце и заканчивая передвижной выставкой, посвященной главному событию года.
Общий бюджет торжеств оценивается в 199,4 млрд. рублей (сумма до деноминации) + 5,5 млн долларов. Финансирование за счет средств федерального бюджета, а также из Фонда 50-летия Победы, Фонда содействия культуре и искусству, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и других источников
Некоторые региональные власти, в меру своих скромных возможностей, тоже желают поучаствовать в славном деле чествования российского флота.
Необычная просьба
В июне 1996-го губернатор Приморского Края Е. Наздратенко пишет президенту Ельцину письмо, «с несколько необычной просьбой». Текст настолько хорош, что стоит привести его полностью:
« С чувством глубокой благодарности мы, дальневосточники, восприняли Ваше обращение к жителям Приморского края. Мы полностью согласны с Вашей программой и поддержим Вас во всех начинаниях, направленных на развитие экономики России и благополучия россиян.
Борис Николаевич! Обращаемся к Вам с несколько необычной просьбой. Дело в следующем.
На рабочем совещании Правления Приморского отделения Фонда Президентских программ при обсуждении мероприятий, посвященных 300-летию Российского флота, поступило предложение о проведении Всероссийской благотворительной лотереи, посвященной этой дате.
Мы понимаем, что военно-морской флот в настоящее время находится в трудных финансово-экономичных условиях, объективно обусловленных периодом перестройки всего народного хозяйства РФ.
Дальневосточникам хорошо известны трудности моряков, вот поэтому и родилась идея помочь флоту, а именно, провести благотворительную лотерею, а выручку адресным образом направить на то или другое мероприятие по согласованию с командованием, т.е. на техническое переоснащение кораблей и на улучшение социально-жилищных условий ветеранов флота.
1996 год — юбилейный для Российского флота, что придает планируемой лотерее особую значительность и масштабность.
Просим Вас, Борис Николаевич, разрешить на билетах планируемой лотереи разместить Ваш портрет, который совместно с портретом Петра I будет символизировать связь времен: периодов Великих перемен и переустройств на благо России »
То самое письмо…
Портрет Ельцина как связь времен
Спустя три дня, Председатель Фонда президентских программ Н. Малышев направляет письмо В. В. Ильюшину, с просьбой рассмотреть возможность получения разрешения Б. Н. Ельцина по поводу инициативы приморцев. К нему прилагается и макет планируемой лотереи, на котором портреты Петра I и Б. Ельцина символизируют связь времен.
Портреты Петра I и Ельцина как связь времен: «периодов Великих перемен и переустройств на благо России»
Политики на лотерейных билетах
Правда, просьба о размещении портрета президента на лотерейном билете была, похоже, слишком смелой даже для бурных 90-х. Несмотря на обилие выпускаемых в тот период лотерей, а также разнообразии различных сюжетов и даже лиц, на них отметившихся, действующие политики в этот список не входили. Исторические — да, встречались:
Характерный пример: лотерея «Лица истории» в которой использовались портреты Петра I, Ивана Грозного, Екатерины II, Николая II а также Ленина, Сталина, Хрущева и Брежнева
24 июня (обратите внимание, какая впечатляющая скорость принятия решений!) появился официальный ответ, где данное предложение, по заключению Государственной Герольдии при Президенте РФ (Вилинбахов Г. В.) и Штаба по поддержке Б.Н. Ельцина на выборах Президента РФ (Шахрай С.М.) было признано неприемлемым, так как:
— нецелесообразно использовать имя Президента РФ в проведении подобных акций;
— нельзя использовать портрет действующего Президента на денежных знаках, лотерейных билетах и других финансовых документах, т.к. это будет противоречить мировой практике и государственной этике.
Поэтому на лотерейном билете осталось только изображение Петра I. Правда, упоминание о Фонде Президентских программ осталось, именно он считается учредителем данной лотереи.
Билет лотереи «300 лет российскому флоту» лицевая сторона и
Впрочем, Фонд, в качестве учредителя, не стал гарантом того, что собранные деньги были использованы по назначению. Не смотря на столь внушительную поддержку лотерея запомнилась дальневосточникам как очередной пример обмана.
Какие деньги?
« Первые сложности владельцам билетов принесла расплывчатая формулировка «таблица тиража будет опубликована в центральных газетах». Потом у тех, кто нашел эти «центральные газеты», возникли сложности с получением призов. Но это все был легкий бриз. Заштормило, когда народ дошел до Фонда президентских программ.
Я — НЕ Я, ЛОТЕРЕЯ НЕ МОЯ
ИЗ ОТВЕТОВ фонда следовало: правоохранительными органами в начальном периоде подготовки лотереи были выявлены финансовые нарушения, допущенные руководством проведения лотереи. В связи с чем все средства лотереи были переданы на доверительное управление инвестиционной компании «Инвест Информ Капитал Консалтинг» . Так что вроде как фонд и ни при чем, а лотереи, по идее, и быть не должно было. А что это за «Инвест Информ Капитал Консалтинг»? Выяснилось,
что учредителем этого «ИИККа» является… Фонд президентских программ! Впрочем, «ИИКК» тоже не пожелал оставаться крайним и, как говорит, заключил договор о выплате выигрышей с ЗАО «Феникс». Что это за структура, нам неизвестно: только в Москве компаний с таким названием более 200. Теперь обманутым людям рекомендуется обращаться в «Объединенную инвестиционную корпорацию» (бывший «ИИКК»), которая занимается «разборками» с владельцами билетов. А где, собственно, деньги, которые платили люди? К кому они в конечном итоге поступили?« (АИФ, 1998 год, статья «Азартные игры с государством)
Краткое упоминание о том, куда делись собранные деньги, можно найти уже в другом СМИ:
— «Когда пришло время выплачивать дивиденды, неожиданно выяснилось, что большая часть выручки и лотерейных билетов оказалась похищена в Приморском крае. Между устроителями лотереи начались разборки, и делом заинтересовалась Генпрокуратура.
Однако скандал тихо замяли, «ИИКК» быстренько поменяло название на «Объединенную инвестиционную корпорацию», а также там полностью сменилось руководство. Не совсем помогло — уже в 2001 году Фонд поддержки малого предпринимательства подал в Арбитражный суд иск к «Объединенной инвестиционной корпорации» о взыскании долга, взятого на проведение «нехорошей» лотереи, — 8 млн 639 тысяч рублей.
Сейчас бывший гендиректор «ИИКК» Константин Евченко — советник посла РФ в Венесуэле, а его заместитель Юрий Мурзин — один из совладельцев преуспевающего предприятия » (novayagazeta.ru)
Неподконтрольность и безнаказанность
Одним из аргументов в пользу монополизации российского лотерейного рынка (оформленную в 2014-м году) стало множество проводимых в стране лотерей: количество выданных лицензий исчислялось тысячами, а компаний, занимавшимся этим бизнесом (по состоянию на июнь 2011-го) было 197.
Предполагалось, что столь большое количество участников рынка не позволяет наладить жесткий контроль и необходимую отчетность. Правда, как показала история лотереи «300 лет российскому флоту», проведение которой было согласовано на самом высоком уровне, проблема совсем в другом: уровень вовлечения государственных представителей не гарантирует результат, если организаторы, укравшие деньги, остаются безнаказанны.
Источник статьи: http://timelottery.ru/lottery/trehsotletie-flota-rossijskogo/
Постановление Правительства РФ от 11 марта 1996 г. N 268 «О мероприятиях, проводимых в связи с празднованием в 1996 году 300-летия Российского флота»
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 710 «О подготовке и проведении 300-летия Российского Флота» и в соответствии с перечнем основных мероприятий на 1996 год, проводимых в связи с днями воинской славы (победными днями) России и другими памятными событиями военной истории Отечества, утвержденным 20 ноября 1995 г. председателем Российского организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий в связи с памятными событиями военной истории Отечества и по делам ветеранов, Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий, проводимых в связи с празднованием в 1996 году 300-летия Российского флота (далее именуется — план).
2. Установить, что финансирование мероприятий, предусмотренных планом, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, Фонда 50-летия Победы, Фонда содействия культуре и искусству, а также добровольных взносов, вкладов и пожертвований российских и зарубежных юридических и физических лиц.
3. Разрешить коллегии Российского государственного морского историко-культурного центра (Морского центра) по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями при необходимости вносить в план отдельные изменения и дополнения.
4. Контроль за реализацией плана возложить на Российский государственный морской историко-культурный центр (Морской центр).
Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственным за реализацию мероприятий плана, в 2-недельный срок после выполнения соответствующего мероприятия направлять Морскому центру материалы о его проведении для подготовки сводного отчета по выполнению указанного плана.
Председатель Правительства
Российской Федерации
11 марта 1996 г.
План*
мероприятий, проводимых в связи с празднованием в 1996 году 300-летия Российского флота
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 марта 1996 г. N 268)
Источник статьи: http://base.garant.ru/6174870/
Триста лет Российскому флоту
В свое время были споры по поводу того, какую именно дату, какое событие принимать за точку отсчета Ведь началом славного 300-летия могут быть признаны и некоторые иные страницы той же петровской истории с разбросом дат от 1688 года (находка ботика, ставшего «дедушкой русского флота») до 1714 (первая большая победа при Гангуте). Однако при зрелом размышлении и современные исследователи присоединяются к «официальной» точке зрения, высказанной в альманахе Морского министерства двести с лишним лет назад: «Начало Русского флота — 1696 год».
Известна и точная дата — 20 октября этого года. Иногда полагают (так и написано в ряде публикаций), что в этот день Петр Великий подписал знаменательный указ. Но на самом деле это всего лишь дата заседания Боярской думы. Сохранилась часть любопытного документа — «приговора», протокола этого заседания. В левой колонке перечислены обсуждаемые по предложению Негра вопросы, в правой — принятые по каждому пункту решения. Еще раньше, разбирая причины неудачи первого Азовского похода. Петр и «консилия» из трех его военачальников пришли к выводу, что для взятия морской крепости Азов необходим флот, ибо здесь «воевать морем» многократ удобнее, «нежели сухим путем». Теперь, на заседании думы, на против петровской фразы — «Потребен есть флот, или караван морской, в сорок или вяще судов состоящий», появилась четкая «резолюция» — «Морским судам быть!» Только эта резолюция была лишь принципиальным, декларативным решением. Важно, что «приговор» на следующем заседании думы 4 ноября — был уже подкреплен расчетами тогдашних возможностей страны. Расписано, например. было, что 18 кораблей должны построить «кумпанства», составленные на дворян (один корабль от 10 тыс. дворов), 17 — духовенство, 12 купечество.
Это был первый опыт общегосударственного планирования, предусматривающего создание, как мы сказали бы сейчас, целой отрасли промышленности. Наряду с подготовкой моряков и приглашением мастеров-иноземцев пришлось спешно налаживать заготовку корабельного леса, подъем металлургии, пушек, выработку парусины, изготовление тросов, блоков, ценен и т.д. и т.п.
Если успешному решению всех этих задач, безусловно, помогло предшествующее знакомство юного Петра с судостроением при создании Потешной флотилии. то постройка самого Азовского флота дала неоценимый опыт, который сделал возможным ошеломившее современников чудо: у России неожиданно для европейских «потентантов» появился флот, способный надежно защитить пробитое Петром ‘‘Окно в Европу». Па гравюре, отпечатанной в честь победы в Северной Войне, роль молодого Балтийского флота оценена была короткой и значительной фразой: «Конец сей войне и юл учен ни чем иным, только флотом».
Под стук тысяч плотничьих топоров континентальная Россия вошла в число великих морских держав и в дальнейшем делала все, чтобы оставаться в этом строю. Отказывая себе во многом необходимом, страна «великим иждивением» строила и оснащала соответствующий ее интересам большой флот, иногда воссоздавая его практически заново — на голом месте, как это было после Крымской войны или трагедии Цусимы. Можно вспомнить в этой связи и тяжелые годы сталинских пятилеток. и недавнюю гонку вооружении в годы холодной войны. Разве постройка в послевоенный период одних только 130 современных подводных лодок (включая 240 атомных субмарин) не была всенародным подвигом?
Вся отечественная история вплоть до нынешней перестройки подтверждает ^правильность вынесенной в качестве эпиграфа мысли Петра I о значении военно-морских сил. Любое ослабление флота как инструмента внешней политики, любое падение престижа русского флота неминуемо отражалось на значимости России в мировых делах. И, наоборот. Можно привести немало примеров, доказывающих, что именно благодаря боевому флоту Россия оказывала серьезное влияние на решение ряда европейских геополитических проблем. И не только европейских. Достаточно, пожалуй, упомянуть одновременное появление в 1863 г. сразу и у атлантического, и у тихоокеанского побережья США двух мощных русских эскадр А. Попона и С. Лесовского: этот неожиданный реши тельный и красноречивый демарш предотвратил вмешательство Англии и Франции в гражданскую войну на стороне рабовладельцев-южан. во многом обусловил победу северян.
Героические подвиги российских моряков «потомству в пример» вошли славными страницами в историю страны. На боевом счету нашего флота беспримерные походы и громкие победы на многих близких и далеких морях. Не будем злоупотреблять перечислением. Упомянем лишь одни эпизод из эпохи наполеоновских войн. Чтобы приостановить проникновение Франции на Ближний Восток, в Средиземное море была направлена эскадра адмирала Ф. Ушакова. Показав классический пример ведения осады сильной приморской крепости, а затем умелого взаимодействуя корабельной артиллерии и десанта, в феврале 1799 г. Ушаков одержал решительную победу, овладев Корфу. Великий Суворов, выражая восхищение этой баталией сказал, что хотел бы участвовать в ней «хотя бы мичманом». Отмечая «славу оружия союзника», горячо поздравил Ушакова с победой английский адмирал Горацио Нельсон.
В тяжелую годину флот погибал, не спуская флага, подо конца исполнял свой долг на море и на суше. Вспомним годы Великой Отечественной войны. Около500 тысяч моряков сошли наберет, воевали под Москвой, в Заполярье, на Кавказе, обороняли Таллинн, Ленинград. Одессу. Севастополь. Флот 123 раза высаживал десанты, моряки шли на смерть, но приближали Победу. Без самоотверженных действий флотилий было бы невозможным победное продвижение на запад.
Но не только подвигами героев славна 300-летняя история флота. Нельзя не сказать о признанной всеми передовой роли российских мореплавателей в исследованиях Мирового океана. Нашему флоту принадлежит приоритет в открытии Антарктиды, пролива между Азией и Америкой, о-вов Северной Земли, многих островов в Тихом и Индийском океанах. Сотни русских фамилий и названий российских кораблей увековечены на картах.
В памяти мирных жителей многих стран сохраняется образ русского моряка. который пришел на помощь в чрезвычайных обстоятельствах. Широко известно. например, участие экипажей русских кораблей в спасении пострадавших во время землетрясения жителей итальянского города Мессина (1908 г.). В наши дни благодарную память заслужила самоотверженная работа участников боевого траления в водах порта Читтагонг (Бангладеш), на судоходных путях Красного моря и Персидского залива.
Стоит сказать и о серьезном благотворном влиянии флота на самые основы существования и демократизации российского общества. Потребности флота вызвали к жизни хотя бы и насильственное распространение начал грамотности, развитие ряда прикладных, а затем и фундаментальных наук. Передовые, наиболее широко мыслящие флотоводцы, такие, как П. Нахимов и С. Макаров, во весь голос говорили о необходимости уважения матроса как «главного двигателя на корабле», о важности воспитания «нижних чинов» как грамотных специалистов, хорошо подготовленных физически и главное — свободных от рабской психологии. Неслучайно же на флоте телесные наказания были отменены раньше, чем в армии. Неслучайно и широкое участие демократически настроенного флотского офицерства в общественно-политическом движении, в развитии мысли, литературы и искусства. становлении спорта. Неслучайно и то. что в лучшие голы Морское министерство называли «министерством общественного прогресса». Широко известен Российский флот и как колыбель многих научно-технических открытий, смелых новаторских решении в развитии подводного плавания и минно-торпедного оружия, ствольной артиллерии и ракетного вооружения. СВП и СПК. радио и морской авиации. Уровень отечественного кораблестроения и тактико-технические данные наших подводных и надводных боевых кораблей оцениваются в мире достаточно высоко даже в наши дни. когда промышленность и наука страны находятся в тисках экономического кризиса.
Флот, как неотъемлемая часть нашего общества, переживающего далеко не простое время, вынужден нести боевую службу в тяжелейших условиях. Падает престиж морской службы. На грани развала судостроительная промышленность.
И тем не менее, внимание, проявленное к 300-летнему юбилею флота всем нашим обществом, внушает определенную надежду. Будем же делать все возможное для возрождения России как крупнейшей морской державы, флаг которой будут по-прежнему уважать на всех морях и океанах.
Пожелаем семи футов под килем нашим морякам! Новых успехов — корабелам!
Источник статьи: http://www.barque.ru/stories/1997/three_hundred_years_of_russian_fleet