День подвига Ивана Сусанина
Подвиг Ивана Сусанина
30 марта 1613 года считается днём, когда костромской крестьянин Иван Сусанин совершил свой подвиг, воспетый историками, поэтами и ставший центральной фигурой одного из известнейших музыкальных произведений периода становления русской классической музыки – оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».
Время хранит, время лечит, время и стирает из памяти… Многое в нашей жизни связано с этим поразительным феноменом, именуемым «временем». Не обошло стороной время и имя одного из многих русских героев прошлых времён. Оно обросло легендами и мифами, с ним связаны многие исследования отечественных историков, где гипотезы, выдвигавшиеся ими многократно, противоречили друг другу, одно есть точно в имени его – это факт его бытия и свершённого подвига.
Все дискуссии исследователей – лишь попытка более точно воссоздать образ героя, его социальный статус на момент свершения подвига, сами обстоятельства свершённого, включая время, место гибели, истинное положение дел в местности, где герой жил и погиб, а также местонахождение тех, за кого он отдал свою жизнь.
Согласно сложившейся трактовке, в конце зимы – начале весны 1613 года наречённый царём юный Михаил Фёдорович Романов со своей матерью инокиней Марфой Романовой находился в вотчинном селе Домнино Костромского уезда.
Нельзя забывать о том тяжёлом периоде Русской истории, не зря названном Смутным временем, когда на карту был поставлен вопрос о независимости и самом дальнейшем существовании Московского государства. Русь стояла на пороге национальной катастрофы: конец династии Рюриковичей, гибель семьи Годуновых, самозванцы у власти, боярская грызня за престол или за место возле него, крестьянские бунты, польско-литовская интервенция и сопутствовавший ей беспредел, чинимый интервентами, шведская интервенция и захват ключевых городов-крепостей северо-западной Руси, набеги Крымских татар…
Вот в таких исторических реалиях поляки встретили на пути к Домнину вотчинного старосту Ивана Сусанина, пытаясь выпытать у него местоположение юного царя Михаила Романова. Возвращаясь к официальной трактовке, дальнейшие события развивались следующим образом. Сусанин соглашается показать полякам дорогу к месту проживания Михаила Романова, увлекая их в противоположную сторону, одновременно отправив своего зятя Богдана Сабинина в Домнино предупредить о грозящей опасности молодого царя и его мать – инокиню Марфу. Благодаря этому решению, Михаил Фёдорович с матерью успевают бежать в Кострому и укрыться за стенами Ипатьевского монастыря.
Поляки же, догадавшись об обмане Сусанина, подвергли его жестоким пыткам и убили (согласно имеющимся сведениям, он был изрублен саблями). Местом гибели Ивана Сусанина принято считать село Исупово или Исуповское болото, пересохшее к настоящему времени.
Основными спорными моментами, связанными с жизнью и смертью Ивана Сусанина, были для историков следующие. Первый – это насколько тесно был связан с семьёй Романовых их вотчинный староста (отсюда – мог ли он знать об избрании Михаила царём, или о том, что Михаил – претендент на царский престол; знал ли он истинное местонахождение Михаила Романова и его матери в том случае, если их не было в Домнине на момент встречи его с поляками). Второй – действительно ли Михаил и его мать были в Домнине, находились где-то поблизости или же были в безопасности (отсюда – целенаправленно ли он уводил их от Домнина или вёл просто в труднопроходимые и удалённые от дорог места). Третий – где истинное место смерти – болото или само село Исупово. Четвёртый – где находится могила Ивана Сусанина (до наших дней дошло лишь несколько версий). Ну и, наконец, пятый вопрос – когда был совершён подвиг: в марте 1613 года или осенью 1612 года.
Знак «Место подвига Ивана Сусанина» (Фото: Денис Лавров, www.calend.ru)
Историки спорят, приводят аргументы в пользу своих гипотез. Однако, сам факт свершения подвига Иваном Сусаниным остаётся неоспоримым. Даже если подвиг был совершён осенью 1612 года, когда Михаил Романов ещё не был избран царём, то, защищая своего юного барина и его мать, Сусанин всё равно спас царя, а самопожертвование по отношению к барину лишний факт, подтверждающий незыблемость патриархальных ценностей и устоев русского общества того времени и глубинного противления чуждым устоям, рубившим национальные корни. Это же относится и к вопросу о том, где находился Михаил Романов с матерью на момент встречи Сусанина с поляками. Поляков увели от Домнина – факт, увели в район труднопроходимого болота или села (Исупова) в противоположной стороне от Домнина и в стороне от направления Домнино-Кострома – факт. Сусанин был зверски убит – факт, подтверждаемый царской грамотой, на пустом месте не даровавшейся. Да и сама грамота, мало того, что подтверждала жертвенную гибель Ивана Сусанина, освобождала от податей его зятя и всех потомков, что также было большой редкостью для того времени.
Костроме стоит памятник Ивану Сусанину, воздвигнутый в 1967 году напротив спуска к Волге. Он стал вторым в Костроме после снесённого в 1918 году памятника, воздвигнутого по проекту В.И. Демут-Малиновского. Сегодня один из районных центров Костромской области носит название Сусанино. Неподалёку от этого посёлка по-прежнему стоит село Домнино, рядом, в стороне от дороги – часовня на месте бывшей деревни Деревеньки или Деревнищи, где жил герой, а на дороге рядом с Исуповским болотом – знак «Место подвига Ивана Сусанина» и памятный камень.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник статьи: http://nespeshnyrazgovor.mirtesen.ru/blog/43829012424/Den-podviga-Ivana-Susanina
День Народного единства. Подвиг Ивана Сусанина.
классный час по теме
Материал и презентацию можно использовать при подготовке е мероприятию, посвященному Дню народного единства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_narodnogo_edinstva._podvig_ivana_susanina.docx | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
День Народного единства. Подвиг Ивана Сусанина.
— пробудить интереса к русской истории и литературе, расширение читательского кругозора;
— показать взаимосвязь исторического и литературного процессов, отражение исторических событий, взглядов в литературе;
— развитие эмоциональной сферы; воспитание чувства сопереживания, чувства прекрасного;
— привитие любви к родной истории, к русской поэзии;
— внедрение использования мультимедийных технологий в проведении мероприятий, связанных с изучением предметов гуманитарного цикла;
Методические приёмы : показ презентации, рассказ учителя.
План проведения мероприятия
Сегодня в День народного единства мы вспомним о событиях и героях, которые положили начало празднику.
1 6 век…Это было тяжелое время для России. Смерть Ивана Грозного, русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну. Многим современникам казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства».
В глухие дни Бориса Годунова,
Во мгле Российской пасмурной страны,
Толпы людей скиталися без крова
И по ночам всходило две луны.
Среди людей блуждали смерть и злоба,
Узрев комету, дрогнула земля.
И в эти дни Димитрий встал из гроба,
В Отрепьева свой дух переселяя
И этот страшный период длился годами. Разрасталась настоящая национальная катастрофа.
Власть в Москве захватила «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава
Трудно было даже представить, что такое разложившееся общество сможет не то что дать отпор интервенции, но просто сохраниться, встать на ноги, если бы даже и не было никакой внешней угрозы.
И, тем не менее, нашлись здоровые силы — и в простом народе, и среди правящей элиты. Мы помним их предводителей Кузьму Минина и князя Димитрия Пожарского, они объединились, спасли, сохранили страну, сделали возможным ее будущее возрождение.
Москва была освобождена в январе 1613 года. Земский Собор избрал царём 16-летнего Михаила Романова — сына патриарха Филарета. Избрание царя означало возрождение страны, ограждение её суверенитета и самобытности.
После освобождения России от польских и шведских интервентов во многих городах то тут, то там объявлялись цари — самозванцы. Борьба не закончилась. И как тут не вспомнить о подвиге простого русского крестьянина Ивана Сусанина. Сведений о его жизни практически нет. Жил в деревне Деревеньки или Деревнищи (?) — 1613 или 1612)
Согласно легенде (не подтвержденной научными изысканиями), поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино.
Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу.
Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Сабинина с известием о грозящей опасности.
Поэт-декабрист К. Ф. Рылеев написал думу, в которой воспел подвиг Сусанина. Рассказывая о тех событиях. Он писал:
Мой сын, поспешай же к царю молодому,
Скажи Михаилу, чтоб скрылся скорей,
Что гордые ляхи, по злобе своей,
Его потаенно убить замышляют
И новой бедою Москве угрожают!
Скажи, что Сусанин спасает царя,
Любовью к отчизне и вере горя.
Скажи, что спасенье в одном лишь побеге
И что уж убийцы со мной на ночлеге».
За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски» на Исуповском (Чистом) болоте или в самом Исупове.
И вновь вспомним думу К. Рылеева.
«Злодей!— закричали враги, закипев,—
Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»
Всё в том захолустье и мертво и глухо.
«Куда ты завел нас?» — лях старый вскричал.
«Туда, куда нужно!— Сусанин сказал.—
Убейте! замучьте!— моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».
Михаил Фёдорович и инокиня Марфа нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре.
Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября 1619 года о даровании зятю Сусанина Богдану Сабинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…»:
Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князьМихаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти …
На месте предполагаемого места смерти Ивана Сусанина сегодня стоит поминальный камень .
В 1838 году Николаем I был подписан указ о даровании центральной площади Костромы имени Сусанинская и возведении на ней памятника «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина — спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни — спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения».
В 1918 году с памятника были сброшены бюст Михаила и скульптура Сусанина, тогда же Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции (историческое название возвращено в 1992 году
В 1967 году в Костроме был установлен новый памятник Сусанину. На постаменте надпись: «Ивану Сусанину — патриоту Земли Русской
«Иван Сусанин» Алекс Беляничев
В старинном граде Костроме, на Волге,
Стоит непраздно памятник один.
С широкой бородой, в кафтане долгом
– Сусанин, патриот и гражданин.
Себя на смерть в мученьях обрекая,
Что думал ты? Мне надо знать. Скажи!
Из глубины веков, туманом тая,
Мне время посылает миражи…
– Псякрев! Кто знает в Домнино дорогу?! –
Но будто крови алая заря
Бросает на кирасы понемногу.
И мысль одна: «Спасти Государя!»
– Я… знаю. – Конь, храпя, грызет удила.
Поляк в кривой улыбке щерит рот,
Не ведая, что ждет его могила
Средь русских топких девственных болот.
Шагал неспешно, в лапотки обутый,
О скорой смерти Господа просил…
Доколь черпать кровавых распрей Смуты
– Злодеи! Такова, видать, судьбина…
Мне на Руси и помирать легко!
Болотом будет ваша домовина*!
А тот, кто нужен вам – уж далеко.
Глядел в лицо врагам открыто, смело.
Спасенье – смерть! И вознеслась душа,
Покинув вдрызг растерзанное тело
Под дьявольским ударом палаша…
Твой подвиг не сотрется временами!
…Мне кажется порой, что это я
Шепчу врагам кровавыми губами:
«За веру! За Отчизну! За Царя!»
Гражданская война продолжалась до 1618 года. Смута оставила тяжёлые последствия. Многие города, поселения лежали в развалинах. Россия потеряла многих своих сыновей и дочерей.
Но уже к середине XVII века Русь снова была сильной державой, причем не только в военном, политическом, экономическом отношениях. Вернулось национальное самосознание. Укрепились духовные, патриотические начала.
По указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, в честь этого великого события был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконы Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация создана с целью познакомить первоклассников с историей и значением Дня народного единства.
Материал для проведения классного часа с использованием ИКТ.
Внеклассное мероприятие для 7 — 8 классов посвященное Дню народного единства.
Методическая разработка классного часа патриотического направления для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: познакомить учащихся с историей праздника; подчеркнуть значимость событий 1612.
Внеклассное мероприятие посвященное периоду Смутного времени и освобождению Москвы.
Внеклассное мероприятие направленное к любви и уважению к своей Родине, традициям русского народа.
Внеклассное мероприятие направленное к любви и уважению к своей Родине, традициям русского народа.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2013/11/30/den-narodnogo-edinstva-podvig-ivana-susanina