7 декабря праздник эрмитаж

День Эрмитажа и ВСЕ ФИЛИАЛЫ — бесплатно 7 декабря 2020

7 декабря в Эрмитаже + ВСЕ ФИЛИАЛЫ бесплатный день в честь дня рождения!

В главном музее Петербурга — Эрмитаже — в такой день очереди… поэтому предлагаем в этот же день посетить БЕСПЛАТНО его филиалы Дворец Меншикова, Главный музейный комплекс, Главный Штаб, Зимний дворец Петра I, Музей Императорского фарфорового завода и Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня»

Главный петербургский музей традиционно 7 декабря отмечает День Эрмитажа. Вход для посетителей в этот день в Главное здание и ВСЕ ФИЛИАЛЫ будет бесплатным!

Музею исполняется 256 лет. Государственный Эрмитаж — один из крупнейших и самых значительных художественных и культурно-исторических музеев России и мира.

Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы, главным из которых принято считать Зимний дворец, а также Восточное крыло Главного штаба на Дворцовой площади. Коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.

Источник статьи: http://piterzavtra.ru/den-ermitazha/

Дни Эрмитажа 2020. 1-9 декабря

Опубликовано 1 декабря 2020

Ежегодно 7 декабря Государственный Эрмитаж торжественно празднует День святой Екатерины, в честь которой названа при крещении основательница музея императрица Екатерина Великая.

Годом основания Эрмитажа считается 1764, когда Екатерина II приобрела коллекцию произведений живописи у берлинского купца И.-Э. Гоцковского.

Эрмитаж каждый год готовит специальную программу, получившую название Дни Эрмитажа. В этом году праздничные мероприятия начались 1 декабря. Завершатся Дни Эрмитажа традиционно 9 декабря – в День святого Георгия – покровителя Российского государства.

В эти дни Эрмитаж подводит предварительные итоги года, делится планами на будущее, дарит подарки своим посетителям, организует праздничные мероприятия и открывает целый ряд новых выставок.

Дни Эрмитажа 2020

Вторник, 1 декабря

11:00 Интернет-беседа с Михаилом Пиотровским

1 декабря 2020 года состоялась традиционная Интернет-встреча с Михаилом Борисовичем Пиотровским, генеральным директором Государственного Эрмитажа. Интернет-беседа традиционно знаменует собой начало Дней Эрмитажа. Тема беседы – «Итоги года и планы на будущее». Михаил Пиотровский ответил на вопросы интернет-пользователей о том, что произошло в музее за прошедший год, как прошла «Интеллигентная изоляция», как Эрмитаж осваивает онлайн-форматы и живёт в новых условиях. Рассказал о выставочной политике музея, музейных связях и центрах-спутниках Эрмитажа, а также о планах на 2021 год:

16:00 Оман – страна ладана. Церемония открытия выставки

Выставка посвящена археологическим сокровищам 3–1-го тысячелетия до н. э., здесь представлено 14 предметов из знаковых археологических раскопок, проводившихся в Султанате Оман в последние 50 лет. Самая поздняя находка – уникальный комплект металлического оружия, включает наиболее ранние из когда-либо найденных на территории Аравии колчанов и луков. Помимо предметов из металла, на выставке экспонируются также древнейшие каменные курильницы-миджмары, индская печать с надписью и удивительный каменный лик из храма бога луны Сина.
После церемонии открытия выставки ее куратор, Мария Сологубова, провела экскурсию по новой экспозиции:

Среда, 2 декабря

День Пальмиры в Эрмитаже.

День Пальмиры, который должен был состоятся в ноябре в рамках Культурного Форума, пройдет в Эрмитаже 2 декабря. В этот день в музее откроются 3 выставки и состоится круглый стол, посвященный проблеме охраны памятников и их реставрации.

15:00 Пленарное заседание: День Пальмиры. Проблемы сохранения объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. «Археологические памятники Пальмиры»

Открытое пленарное заседание участников профессионального сообщества с докладами и модерированием, построенное на открытой дискуссии на тему «Проблемы сохранения объекта всемирного наследия ЮНЕСКО «Археологические памятники Пальмиры»».

Модератор: Михаил Борисович Пиотровский — генеральный директор Государственного Эрмитажа

Трансляция будет доступна по ссылке: https://youtu.be/b3ssdcis6XI

17:00 День Пальмиры в Эрмитаже. Церемонии открытия выставок «Две Пальмиры»

Трансляция церемоний открытия выставок будет доступна по ссылке:

Две Пальмиры. Архитектура

Выставка посвящена взаимосвязям Пальмиры и Санкт-Петербурга, начавшимся со сравнения Екатерины Великой с царицей Зенобией и проявившимся в архитектуре и градостроительстве Северной столицы, в первую очередь в облике арки Главного штаба, композиция которой повторяет Триумфальную арку в Пальмире.

Две Пальмиры: реальная и виртуальная

Экспозиция включает детальный макет территории античной Пальмиры в масштабе 1:300, изготовленный методом 3D-печати по материалам фотограмметрического сканирования, выполненного специалистами Института истории материальной культуры РАН и компании «Геоскан»; детальный макет храма Бела в масштабе 1:33 в двух стадиях – полной реконструкции и состояния накануне разрушения, – изготовленный по цифровой реконструкции, выполненной специалистами Архитектурной мастерской М. Атаянца, и выполненное на основе этой реконструкции интерактивное приложение с возможностью виртуальной прогулки по территории храма; материалы об архитектуре античной Пальмиры, экспедициях 2016 и 2019 годов и сопоставительный ряд фотографий, показывающий изменение состояния памятников за последние двести пятьдесят лет.

Две Пальмиры. Археология

Выставка посвящена археологическим находкам из Пальмиры в собрании Эрмитажа. Она рассказывает об археологическом открытии Пальмиры, о том, как в Санкт-Петербурге – Северной Пальмире – изучали и продолжают изучать пальмирские памятники. На выставке будут показаны экспонаты из собрания Государственного Эрмитажа, архива Института истории материальной культуры РАН и коллекции архитектора М.Б. Атаянца.

Четверг, 3 декабря

13:00 Эрмитаж – детям. Онлайн-квест «Приключения Мюнгхаузена в Зимнем дворце». Программа для детей с особыми возможностями здоровья в рамках Всероссийского фестиваля «Эстафета доброты»

Запись программы будет доступна в социальных сетях Эрмитажа

Пятница, 4 декабря

12:00 Мероприятие, посвященное 30-летию со дня основания Реставрационно-хранительского центра “Старая деревня”

Генеральный план строительства Фондохранища Эрмитажа был утвержден в 1984 году. Изначально комплекс не предполагалось открывать для публики, однако ещё в процессе реализации замысла возникла новая концепция: огромные площади позволили организовать показ фондов для посетителей, практически не меняя архитектурный проект. В 1990-м году, 4 декабря, в торжественной обстановке был заложен первый камень и “капсула времени”. В 2020 году, во время “Интеллигентной изоляции”, новая “капсула времени” с посланием будет заложена в символический закладной камень третьей очереди строительства.

Трансляция мероприятия будет доступна по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=FzNkjRJmbAA

16:00 Посвящение Дмитрию Виноградову. Рождение фарфора «из земли российской». Церемония открытия выставки

Выставка-событие посвящена 300-летию со дня рождения изобретателя русского фарфора Дмитрия Ивановича Виноградова (1720–1758).

На экспозиции будут представлены уникальные экспонаты виноградовского фарфора из собрания Государственного Эрмитажа. Среди них известная в единственном экземпляре чаша с рельефной виноградной лозой, отмеченная личным синим подглазурным клеймом Д.И. Виноградова «W» и датой «1749»; пакетовая табакерка на высочайшее имя императрицы Елизаветы Петровны – основательницы фарфорового производства в России (1744); пасхальное яйцо с «живописью цветов» и маркой в виде российского двуглавого орла; предметы Собственного сервиза императрицы Елизаветы Петровны. После церемонии открытия об экспозиции расскажет её куратор Ирина Багдасарова: https://www.youtube.com/watch?v=N84sqg2Kaeo

5-6 декабря

Дни Эрмитажа на Дворцовой площади

С 18:00 «Образ Победы в коллекциях и судьбе Эрмитажа»

Сегодня все мы оказались в ситуации растерянности и борьбы с неведомым доселе врагом. Вот почему в День Эрмитажа мы решили поговорить на языке шедевров его коллекций о том, что волнует сегодня каждого — о Победе. О ее разных образах и ликах, но главное — о ее неизбежности. Разумеется, при условии сохранения всеми нами здравого смысла, упорства и человеческого достоинства.

Бесплатные билеты можно получить на сайте https://hermitageday.ru/

6 декабря в 21.30 показ 3D mapping шоу состоится на сайте “Фонтанка.ру”, а также на сайте проекта hermitageday.ru.

Учитывая высокие риски заражения коронавирусной инфекцией в публичных местах, а также острую общественную реакцию на проведение в настоящий момент массовых мероприятий, Государственный Эрмитаж и Комитет по культуре решили провести в режиме онлайн 3d-mapping шоу на Дворцовой площади, запланированное на 5 и 6 декабря. Комбинированные съемки, проведенные с разных ракурсов и в разное время, создадут новое по стилю художественное произведение, которое будет показано широкой публике в социальных и телевизионных сетях по всему миру.

6 декабря с 17.00 до 22.00 в начале каждого часа шоу будут показывать на сайте петербургского сетевого издания «Фонтанка.ру». Также просмотр будет доступен в группе «Фонтанки» ВКонтакте.

6 и 7 декабря День Эрмитажа в онлайн формате можно будет посмотреть на сайте hermitageday.ru с 14.00 до 23.00 каждые полчаса.

Забота о здоровье и общественном порядке вдохновляет нас на новые художественные и просветительские приемы, о чем и свидетельствует опыт работы Эрмитажа в течение всего завершающегося уже года.

Подробнее о проекте вы можете узнать на сайте hermitageday.ru

Воскресенье, 6 декабря

17:00 Детское лебединое. Онлайн-трансляция спектакля из Зала Матисса

Представляем новую серию благотворительного проекта «Детское Лебединое», посвященную шедеврам эрмитажной коллекции — картинам «Музыка» и «Танец». Уникальный проект помогает детям, находящимся на длительной изоляции, получить возможность соприкоснуться с великим музеем, его шедеврами, залами и историей через прямые эфиры и специально подготовленные образовательные Программы, посвященные культуре и искусству. Ко дню рождения Эрмитажа подготовлена онлайн экскурсия об истории шедевров Анри Матисса и показ Неаполитанского танца из балета «Детское Лебединое», основанного на композиции и внутренней драматургии известных полотен «Музыка» и «Танец» в хореографической версии руководителей проекта — заслуженной артистки России Ирины Перрен и Марата Шемиунова. Под музыку Петра Чайковского в год его 180-летия танцуют солисты балета Михайловского театра.

Понедельник, 7 декабря

12:00 Пресс-конференция М. Б. Пиотровского

Традиционная пресс-конференция Михаила Пиотровского, генерального директора Эрмитажа, посвященная итогам 2020 года.

Трансляция пресс-конференции будет доступна в социальных сетях Эрмитажа: https://www.youtube.com/watch?v=bf3NiZ1tRiY

Вторник, 8 декабря

Бесплатный вход в музей

Традиционно в Дни Эрмитажа музей дарит подарки своим посетителям и гостям города. 8 декабря вход в Основной музейный комплекс, Главный штаб, музей Императорского фарфорового завода ‒ бесплатный для всех индивидуальных посетителей.

Для желающих посетить музей в этот день бесплатно необходимо оформить билет на специальном сайте – tickets.hermitagemuseum.org. На сайте можно выбрать экспозиционный комплекс, один из предложенных маршрутов, а также время сеанса. Бесплатные входные билеты в этот день доступны только на маршруты, не предполагающие экскурсионного обслуживания: маршрут № 1 по Главному музейному комплексу (вход со стороны Иорданской лестницы), маршрут № 2 по Главному музейному комплексу (вход со стороны Церковной лестницы), маршруты по Главному штабу и Музею Императорского фарфорового завода. Количество билетов в одном заказе не может превышать 4-х.

После завершения оформления на сайте посетитель получит письмо с электронным билетом, который можно распечатать или сохранить на смартфоне. Для прохода в музей необходимо приложить штрих-код билета к считывающему устройству на турникете. Электронный билет действителен в выбранный комплекс на определенный сеанс и маршрут только в день посещения.

12:00 Программа «15 лет сотрудничества. Государственный Эрмитаж и компания «Хейнекен». Время открытий новых источников энергии в искусстве». Представление результатов проекта по энергоэффективности и онлайн-дискуссия

В 2020 году исполняется 15 лет с момента подписания меморандума о сотрудничестве музея и компании «Хейнекен». Также в этом году заканчивается реализация совместной трехлетней программы по повышению энергоэффективности, которая осуществляется на средства, предоставленные компанией «Хейнекен».

16:00 Церемония открытия выставки «Сесил Битон и культ звезд».

Ретроспективная выставка знаменитого фотографа Сесила Битона в Главном штабе позволит увидеть трансформацию звёздной индустрии XX века и проследить развитие истории фотографии, ставшей мастерской по созданию ярких, притягательных личностей. Экспозиция насчитывает более ста работ, выполненных Битоном в разные годы, из архива студии фотографа, музея Виктории и Альберта, Лондон; архивов журнала «Vogue» и «Vanity Fair». Это не только самые известные фотографии Сесила Битона, но и работы, рассказывающие о «кухне» модной съёмки середины века — серии контрольных отпечатков с авторскими пометками, коллажи, снимки со следами ретуши. Особое внимание будет уделено связям Сесила Битона и русской культуры — один из разделов экспозиции посвящён съёмкам для «Русских балетов».

После завершения официальной части экскурсию по выставке проведёт её куратор Дарья Панайотти:

Среда, 9 декабря

12:00 Торжественная церемония, посвященная Дню Св. Георгия

В Георгиевском зале Зимнего дворца пройдет традиционная торжественная церемония по случаю Дня Святого Георгия.

16:00 Церемония открытия выставки «Линия Рафаэля. 1520-2020»

Источник статьи: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/news/news-item/news/2020/news_273_20/?lng=ru

Бал для великого музея. 7 декабря — 250 лет Эрмитажу

Интервью Михаила Пиотровского Российской газете

Опубликовано 4 декабря 2014 г.

Как Эрмитаж подводит итоги своей 250-летней истории и каким видит свое будущее, «РГ» рассказывает его директор Михаил Пиотровский.

С 7 по 9 декабря Эрмитаж празднует свое 250-летие. Столь великолепных старых музеев в мире всего два — Эрмитаж и Британский музей. Наше собрание шедевров изобразительного искусства давно воспринимается миром как величайшее. Цель Екатерины Великой — собранием Эрмитажа создать образ могущественной державы, способной соперничать блеском своей культуры с другими государствами Европы, достигнута сполна. О том, чем живет и чем удивляет сегодня Россию и весь мир великий музей, наш рассказ.

250 лет — серьезная дата. Помимо положенных в таких случаях гордости и торжественности что испытывает Эрмитаж? Перед кем и в чем отчитывается?

Михаил Пиотровский: Я стараюсь всем своим речам дать названия. Одно из них — «Отчет святой Екатерине». Так мы ежегодно отчитываемся перед небесной покровительницей нашей основательницы, перед самой основательницей — Екатериной Великой. Эрмитаж — это прежде всего заслуги отцов. Заслуги наших предков, заложивших этот музей и развивавших его. С высоты 250 лет очень ясно видно развитие музея — и по степени доступности его коллекций, и по переходу от частной императорской картинной галереи к галерее представительской, затем к музею, открытому частично, потом к музею, открытому совсем, и наконец — к энциклопедическому музею.
Спрашивая себя, достойны ли мы своих предков, мы должны особенно отчитаться перед ними за то, что сделано нами за последние 25 лет (примерно столько работаем в музее я и мои коллеги).

Постсоветский период — 25 лет из 250 — десятая часть его истории. И что же сделано?

Михаил Пиотровский: Самое главное, я считаю, преодоление ситуации разрухи и полного неуважения к музею. Всякого неуважения — и общественного, и журналистского, и политического. Причем преодолевали мы его в довольно «агрессивной», наступательной манере. В эти трудные годы мы буквально ходили «по миру», но при этом вели себя так, как будто у нас все в порядке. У нас бюджета нет, а мы как ни в чем не бывало разговариваем о создании филиалов в Лондоне и Амстердаме. Мы одновременно собирали деньги на ремонт стен и набирались мирового опыта.
И своим поведением мы объясняли всем вокруг, как надо жить. Прежде всего пинками выгонять тех, кто рекомендует поправить положение, распродавая музейные коллекции. И наша позиция вскоре стала лидирующей в музеях России. А коллекции удалось не только сохранить, но и приумножить.
А вообще-то положение было столь кризисным, что Эрмитажа за последние 25 лет могло и не быть. Однако он не просто выжил, но добился того, что его общественная роль сегодня выше, чем была в советское время. Да, тогда гордилисьЭрмитажем, но и только. Мы же сегодня имеем право настаивать на том, что Эрмитаж — это некий эталон. Образец того, как общество должно жить и оценивать себя.
Сегодня Эрмитаж — глобальный энциклопедический музей, присутствующий во всем мире. И нас оттуда уже не выгнать! Эрмитаж всюду несет Россию и служит очень важным культурным мостом. И еще у нас сейчас появляется новая миссия — сохранение культурных связей.
Когда не было денег (притом что все вокруг мерилось деньгами), рушился знаменитый эрмитажный дух, эрмитажные традиции. Но мы их восстанавливали, сохраняли. Сохранили, например, эрмитажную науку. Сохранили и людей, старались никого не выгонять. Все новое создавали своими силами. Я с собой никого в Эрмитаж не привел из друзей, коллег, у меня даже советника вначале не было. Все потому, чтобы ничего здесь не нарушить, не перевернуть, сохранить дух и стиль музея.
Сейчас мы не боимся ничего нового. Но и не теряем ничего драгоценного из старого. Недаром мы остаемся самым консервативным музеем в мире с полным набором новейших технологий. Включая и новейшие политтехнологии.

Во второй половине XX века возник особый миф Эрмитажа: «Каждый культурный человек должен побывать в нем». Каким будет следующий миф о великом музее?

Михаил Пиотровский: Честно говоря, я мифы не конструирую. С реальностью бы разобраться. Хотя, может быть, стоит пофантазировать, чтобы потом можно было сверить с реальностью.
Одно я точно знаю — ЧТО должно из этого мифа исчезнуть. Фантастические представления о запасниках, в которых неизвестно что хранится. Одним кажется, что какая-то запретная арт-порнография, другим, что великие шедевры. Заработает по-настоящему наше открытое фондохранилище, и все поймут. Вообще глубину следующего мифа об Эрмитаже будет задавать как раз большая открытость музея. Я думаю, это будет миф о музее удивительной открытости — и в хранилище тебя допускают, в прозрачных лабиринтах которого можно заблудиться, и на заседания.
А может быть, это будет миф о музее, в котором хранится не только красота, но и некое сокровенное знание. А еще мы надеемся придумать некий рецепт того, как должно жить общество, в чем-то подражая опыту музея.

Какими будут следующие 50 лет Эрмитажа? Вокруг чего будут выстраиваться главные сюжеты?

Михаил Пиотровский: Я думаю, мы уже достаточно расширились — динамичная система наших музеев-спутников в стране и во всем мире будет работать, и дальше расширяться не нужно. Главные изменения в будущем будут связаны скорее с пополнением коллекции. И нужно будет найти правильные ходы ее пополнения. Примером в этом может быть все та же Екатерина Великая. Она мастерски находила лучшие коллекции и легко доставала на них деньги.
Наверное, надо будет думать и о науке, об углублении знания. Каталоги, коллекционирование, все это важно, но, я думаю, появится наука каких-то глубинных знаний музейного дела, философствования на основе музейных коллекций. Сейчас музею как бы не до этого. Но я думаю, что это у него впереди. Скажем, фильм Сокурова о Юбере Робере — это еще пример привычных для нас эссе об Эрмитаже в стиле Александра Бенуа. Ну а «Русский ковчег» уже попытка философствования.

Как Эрмитаж будет отмечать свой юбилей?

Михаил Пиотровский: 6 декабря вечером на Дворцовой площади мы устроим для гуляющих 3D-шоу, условно называющееся «Бал истории». Это будут разные сцены, связанные с историей музея, будет играть музыка, можно будет и смотреть, и танцевать.
7 декабря откроется Европейский культурный форум, приуроченный к 250-летию Эрмитажа. Всем гостям форума мы представим нашу новую экспозицию в Восточном крыле Главного штаба.
А вообще празднество у нас идет целый год, мы все время что-то в честь праздника открываем: выставочный зал в МаломЭрмитаже, мастерские и хранилища в Запасном доме Зимнего дворца, целую серию больших выставок.
Наш праздник — это подарки нашим верным друзьям и посетителям.

Почему Эрмитаж празднует свой день рождения 7 декабря?

Михаил Пиотровский: У Эрмитажа нет специальной даты его основания. Никакого декрета об учреждении царского хранилища, мы же не конвент, не парламент. Мы считаем наше начало с момента приобретения Екатериной Великой коллекции Гоцковского, а она была приобретена в 1764 году. Решение об этом было принято в начале года, а когда ее привезли, мы не знаем. И когда нам захотелось праздновать не только большие юбилеи, но и ежегодные дни рождения Эрмитажа, мы решили праздновать с 7 по 9 декабря, с дня святой Екатерины до дня святого Георгия. Да и по логике событий картины скорее всего приехали в Петербург осенью и разместились в Зимнем дворце зимой. В неюбилейное 7 декабря я обычно делаю отчет перед коллегами о том, что мы сделали за год. На следующий день у нас собираются друзья Эрмитажа. А на третий день в Георгиевском зале происходит торжественная церемония с военным оркестром, награждениями кого-то из сотрудников Эрмитажа или деятелей культуры. Вот такую традицию мы создали.
До нас юбилеи Эрмитажа праздновали в любую подходящую выбранную дату. А теперь мы уточнили свою «биографию» и празднуем их 7-9 декабря.

Какой период за 250 лет был самым трудным?

Михаил Пиотровский: Я думаю, что самым страшным был период войны. Под угрозой тогда была не только коллекция, Эрмитаж мог погибнуть как культурный институт. Если бы город был взят, музей должен был быть уничтожен. И мировая и русская культура очень много бы потеряла. Коллекции, собранные в Эрмитаже, совершенно уникальны именно потому, что они собраны здесь вместе. Покинув Эрмитаж и оказавшись в разных местах, они многое потеряют. Пока же есть Эрмитаж, то даже картины из нашего собрания, оказавшиеся в Нью-Йорке, воспринимаются как часть коллекции Эрмитажа. А вот если бы Эрмитажа не стало, то все бы разлетелось.

Какой период был самым счастливым?

Михаил Пиотровский: Я думаю, Эрмитаж все периоды своей жизни старался сделать периодами расцвета. Этому помогали и императоры, покупающие картины, и хранители, собиравшие коллекции, и журналисты, помогшие, особенно после войны, превратить пережитую во время войны трагедию в некий укор злу, и пример того, как добро борется со злом. Сочетание инициатив тех, кто работает в музее, с инициативами наших друзей и с инициативами власти дает что-то необыкновенное каждому периоду истории Эрмитажа. Например, период моей работы в Эрмитаже был очень трудным, и язык не повернется назвать его периодом расцвета музея. Но именно в нашем времени музей стал расширяться, стал по-настоящему глобальным. Оказалось, что наш выход из проблем как раз в глобализации, в глобальности. В очень сложное время мы вышли в большой мир, Эрмитаж стал игроком на мировой глобальной арене и зазвучал так, как никогда не звучал.

9 фактов из жизни эрмитажа

Факт 1

Коллекцию Эрмитажа начинали создавать цари и царицы.
В 1764 году императрица Екатерина II приобрела более 200 картин у немецкого коммерсанта И.-Э.Гоцковского, что и положило начало музею. Она активно и с помощью хороших советчиков (Дидро, Фальконе) собирала галерею и в конце концов собрала «образцовые произведения искусства». Фламандская школа, Рембрандт, «малые» голландцы и итальянские художники появились при ней. В первоклассности собрания уже никто не сомневался после приобретения коллекций Кроза (1772) и Уолпола (1779). Последнее стало настоящей сенсацией и вызвало сожаление английской аристократии. Собиранию картин императрица придавала политический смысл — ей нужно было создать образ могущественной державы, способной соперничать блеском своей культуры с другими государствами Европы. При Александре I Эрмитаж продолжал пополняться уникальными картинами и скульптурами из Европы, при нем также впервые в собрании стали появляться полотна отечественных художников. Николаем I была куплена коллекция галереи Барбариго с полотнами Тициана. Он также по совету жены и Жуковского приобрел картины известного немецкого художника Каспара Давида Фридриха, благодаря чему в России оказалось одно из лучших собраний его работ. Но при Николае I начались и первые распродажи картин из коллекции.

Эрмитаж открылся для публичного посещения только в 1852 году.
При Екатерине II, Павле I и Александре I Эрмитаж был подобием дворцового музея, куда мало кто был вхож. А.С.Пушкину пришлось добиваться возможности поработать с коллекцией Эрмитажа через В.А. Жуковского, как учителя будущей жены Николая I. Впервые он был открыт для посещения публики при Николае I в 1852 году.

Стасов считал Эрмитаж культурной неудачей.
В XIX веке известный критик Владимир Стасов назвал Эрмитаж неудачей, или, как сейчас бы сказали, «неудачным проектом».

В 1929-1934 годах картины из Эрмитажа варварски распродавались на международных аукционах, это нанесло непоправимый урон собранию.
На Запад отправили 2880 полотен из собрания Эрмитажа, 1600 из них вернули. В ходе распродаж Россию навсегда покинули 48 знаменитых шедевров, включая картины Тициана, Рембрандта, Рафаэля. Картины, купленные Эндрю Меллоном, составили позднее ядро коллекции Национальной галереи в Вашингтоне.

19 октября 1941 года в блокадном Ленинграде в Эрмитаже был отпразднован 800-летний юбилей Низами.
Вызванный с фронта поэт Николай Тихонов написал , что «в Ленинграде жив могучий дух торжествующего творчества». Участники торжества сидели в пальто. После юбилея съели привезенный с фронта подарок — банку шпрот, каждому досталось по рыбке. А 10 декабря 1941 года, когда в блокадном Ленинграде перестали ходить трамваи, Эрмитаж провел торжественное заседание, посвященное 500-летию Навои.

В годы блокады по Эрмитажу водили экскурсии по пустым залам.
Из Эрмитажа в начале Великой Отечественной войны увезли многие картины, но рамы от них остались. И этикетки тоже. Это было сделано сознательно, чтобы при возвращении было удобно быстрее повесить их обратно на свое место. И для редких посетителей музея — а это были либо курсанты, либо вновь прибывшие «жильцы» блокадного общежития — два человека водили экскурсии по Эрмитажу. Они ходили по пустым залам, и экскурсоводы рассказывали, что было изображено на висевших здесь, а теперь уехавших в эвакуацию картинах.
Этими экскурсоводами по пустому Эрмитажу были старший научный сотрудник Петр Губчевский и декан факультета истории искусств Академии художеств Лев Пумпянский. В 1943 году Лев Пумпянский умер от голода.

15 июня 1985 года в Эрмитаже произошло «покушение» на знаменитую картину Рембрандта «Даная».
48-летний житель Каунаса Бронюс Майгис выплеснул на картину серную кислоту из литровой банки и с криком «Свободу Литве!» дважды ударил полотно ножом. Стоявший неподалеку милиционер кинулся к вандалу и остановил его. Часть кислоты попала на милиционера. Человек пожертвовал карьерой и здоровьем, чтобы защитить картину. А шедевр сразу стали спасать, промывая полотно водой. Химическая реакция была остановлена, но около 30 процентов авторского письма было утрачено навсегда. Над восстановлением «Данаи» 12 лет трудилась бригада реставраторов. Картина вернулась в экспозицию Эрмитажа в 1997 году. Бронюса Майгиса освободили от уголовной ответственности как душевнобольного и отправили на принудительное лечение.

Эрмитаж стал центром современного искусства.
В 2014 году в Эрмитаже прошла «Манифеста 10» — знаменитая европейская арт-биеннале современного искусства. Но Эрмитаж занимался современным искусством со времен Екатерины II. Когда в конце 50-х годов на третьем этаже Эрмитажа открылась выставка Пикассо, это было ультрасовременное искусство, это теперь оно воспринимается почти классикой. Из-за самой скандальной выставки современного искусства — «выставки такелажников» — был уволен тогдашний директор Эрмитажа Виталий Артамонов. Музей находился и находится на острие борьбы за понимание современного искусства как достойного быть в стенах такого музея, как Эрмитаж.

Своеобразной эмблемой Эрмитажа стали живущие в его подвалах кошки.
В эрмитажных подвалах живут кошки, их примерно 50, это оптимальное количество. Два с половиной века они несут в музее свою службу — ловят мышей и крыс. 28 марта в Эрмитаже устраивается в их честь ежегодный праздник — День эрмитажного кота. Кошки приходят в Эрмитаж сами или их подкидывают. Они содержатся исключительно за счет пожертвований посетителей и сотрудников музея. После того, как немецкая телекомпания сняла фильм об котах Эрмитажа, помощь им стала приходить и из-за границы. Бренд Эрмитажа — черно-белые и серые полосатые коты. Когда количество котов превышает оптимальное, их раздают в «хорошие руки».

Источник статьи: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/director-blog/blog-post/4dec2/?lng=ru

Читайте также:  Праздник любви 2 часть
Оцените статью