Адыгейский праздник первого шага

Адыгейские народные игры в контексте обрядового праздника
статья по физкультуре на тему

Скачать:

Вложение Размер
adygeyskie_narodnye_igry_v_kontekste_obryadovogo_prazdnika.docx 16.81 КБ

Предварительный просмотр:

АДЫГЕЙСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ В КОНТЕКСТЕ ОБРЯДОВОГО ПРАЗДНИКА
«ЛЪЭТЕГЪЭУЦУ» — «ПЕРВЫЙ ШАГ»

Работая в школе достаточно долгое время, пришла к выводу, что при изучении детьми адыгейского языка, необходимо как можно больше применять игровых, театрализованных (мероприятий) моментов. Первым моим опытом стало написание сценария «450-летие присоединения Адыгеи к России» в 2000-ом году. При разработке и постановке этой музыкально-литературной композиции мы с ребятами 10-го класса погрузились в изучение исторического материала, обрядового этикета, изучали адыгские старинные песни, ремесла. Результаты не заставили себя долго ждать: ребята познакомились с историей своего народа, научились произносить трудные согласные, познакомились с народными старинными пенями, пословицами, историей национального костюма, оружия, узнали злее подробно о национальных особенностях физического воспитания.

Приобщение детей школьного возраста к богатейшему миру национальной культуры адыгов и народов, наседающих республику Адыгея, считаю одной из главных воспитательных целей.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

• изучение исторического материала,
• обрядового этикета, ремёсел

• сплочение классного коллектива

• повышение культурного уровня учеников, родителей, учителей.

Мы разработали сценарий адыгейского обрядового праздника

«Лъэтегъэуцу» – «Первый шаг», адресованный, в первую очередь, для использования в работе учителей физического воспитания, адыгейского языка, истории общеобразовательных школ, как наглядный исторический материал для проведения внеклассной работы с целью воспитания уважения к культуре и традициям народа республики Адыгея.

Все это возможно осуществить в ходе театрализованных занятий

Изучение народных традиций, обычаев, обрядов привлекают преподавателей школ не только в силу академического интереса, но и с целью большей актуализации их воспитывающего воздействия на подрастающее поколение. Проблема возрождения, сохранения и развития народных традиций особенно важна для процесса воспитания новых поколений адыгов.

Обращение к традициям народа, обрядам, играм не случайность, а закономерные поиски нового в учебно-воспитательном процессе, происходящем в сложном современном мире, где происходит смешение рас, народов, религий и культур.

Оградить детей от мощного потока компьютерной информации не по силам ни родителям, ни учителям. Главная задача — научить ребенка выбирать из потока информации нужные, важные, «правильные» знания. И такими путеводными линиями могут стать проверенные веками традиции и устои каждого народа.

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Адыгейские игры можно разделить на имитационные ролевые игры, разнообразные игры — забавы.

Имитационные игры — это игры, содержанием которых является подражание известным животным, птицам. Например, «Бзэу» — игра, развивающая мелкую моторику рук ребенка.

Игры-забавы имеют определенные правила и позволяют развивать двигательные качества — ловкость, быстроту, силу одновременно с двигательными действиями — ходьбой, бегом, метанием.

Такие игры как «Т1ы зэуал» («Драчливый баран»), «Мэлакъо» оказывают оздоровительное влияние на организм учащихся, поэтому их целесообразно проводить на свежем воздухе, тем более что для многих игр это обязательное условие. Пользуясь тем, что адыгейские игры требуют инвентарь из подручных природных материалов, возникает необходимость проведения экскурсий с целью заготовки инвентаря.

Адыгейские игры в значительной степени способствуют познанию детьми окружающего мира, развивают их умственные способности, позволяют изучить личность учащихся, прогнозировать их способности, стимулировать устойчивый интерес к процессам, протекающим в окружающем мире.

  1. Культура и быт адыгов. Этнографические исследования выпуск I. Майкоп, 1976. – 200 с.
  2. Чермит К., Коблев Я., Куприна Н. Адыгейские народные игры в системе физического воспитания детей. – Майкоп: Адыг. отд. Краснодар , кн. изд-ва, 1989. – 68с.
  3. Этюды по истории и культуре адыгов: Сб. ст. – Майкоп : Меоты, 1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация внеклассного мероприятие для 3-6 классов «Народные игры и забавы на православных праздниках Руси. Пасха». В презентации представлены традиции этого праздника и народные игры.

Задачи: -подводить детей к самостоятельному творчеству на празднике, -расширять знания о народном празднике, — продолжать учить выразительно исполнять знакомые музыкальные и литературные произведени.

Чередой Троицких праздников начинается лето. Троицей называется праздник, установленный христианской церковью во имя единого Бога в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Праздник раньше начинался за .

Символ коня на протяжении всей истории человечества остается одним из самых значимых символов. Сегодня образ коня ассоциируется, с одной стороны, с силой, благородством и стремительностью, с другой — .

Сценарий спортивного праздника «Народные игры». Цели и задачи.1.Привитие чувства уважения к народным играм.2.Воспитание патриотизма, здорового образа жизни, волевых качеств.3.Формироватьустойчиво.

Цель : — укрепление атмосферы культурного и нравственного согласия и взаимообогащения в многонациональном пространстве школьного коллектива. Задачи:- обучающ.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2018/01/14/adygeyskie-narodnye-igry-v-kontekste-obryadovogo

Традиции и обычаи адыгов

Адыги – это коренной народ Северного Кавказа и Сочинского Причерноморья. Их корни на территории современной республики Адыгея уходят в глубокие тысячилетия. Они являются потомками носителей древней меотской культуры. Обжитые земли покидают неохотно, общая численность адыгов 125 тысяч человек, распределяется следующим образом:

  • чуть больше 95 тыс. человек проживает в Адыгее,
  • чуть больше 20 тыс. человек — территория Краснодарского края,
  • малая толика переселилась в Турцию и на Ближний Восток.

Давайте познакомимся с традициями и обычаями этого гордого горского народа, уважающего законы предков и свято чтящего воинскую доблесть и человеческое достоинство.

Социальное устройство адыгского общества

Адыгское общество — это конгломерат разрозненных племен (субэтнических групп), каждая из которых обладала своим геополитическим устройством, традициями и обычаями. К началу XX столетия складываются устойчивые современные этнические подгруппы, которые дошли до наших дней. Иноземцам, в том числе русскими, эти племена назывались черкесами. Самоназвание же этого народа «адыгэ». Более привычное для нас адыги. Самые крупные этнические группировки вошедшие в состав адыгов: адыгейцы, шапсуги и кабардинцы.

В начале-середине XIX века адыгское общество в своем развитии принадлежало к феодально-рабовладельческому строю. Сословная иерархия была незыблима. Князь — управлял, дворяне — воевали (защищали свои земли и захватывали сопредельные территории), крестьяне и рабы трудились (собирательство, охота, земляделие, садоводство). Мезальянсы были не мыслимы. Никогда князь не мог жениться на простолюдинке. При этом в противовес аристократическому управлению князя существовали племена, где власть принадлежала выборным старейшинам — некий элемент демократии, который ограничивал власть знати.

Сторогие сословные рамки регламиентировали обязанности в общине, быт и поведение ее членов. При этом существовали в обществе адыгов уникальные обычаи, которые, порой стирали сословную разницу. Аталычество — обычай отдавать маленького ребенка князя в семью уважаемого знатного адыга. Там он воспитывался наравне с другими детьми, изучал кодекс правил поведения и обязанностей адыгов — «Хабза». В родительский дом мальчики возвращались уже взрослыми мужчинами — в возрасте 16-ти (шестнадцати) лет, а девочки только перед замужеством.

Прошли годы, но правильное воспитание по сей день в высокой цене у черкесов: высокая культура, нравственность, уважительность к окружающим и храбрость — эти качества не отделимы от образа и современного адыга. Как нельзя лучше характеризует «правильный тип поведения» старая черкесская мудрость, она заставляет задуматься в определенный момент: «Разве ты не адыгеец?».

Воинская доблесть и честь

Далеко за пределами своей Родины адыги прослыли храбрыми войнами. Воинской науке черкеса обучали с детства. Еще в колыбели он слышал старые песни и были о том какой великий народ черкесы и какая судьба отважного война ему уготована. Бабушка склонялась над младенцем и произносила старые слова, которые передавались из уст в уста ни одно поколение.

В возрасте 3 (трех) лет мальчика сажали на коня, начиналась наука: метать нож, управляться с кинжалом, а затем и стрелять из лука. Адыги были отменными наездниками и меткими стрелками. Бегство с поля боя, страх перед смертью были не допустимы. Если воин показал трусость, его подвергали унизительной процедуре: надевали грязную шапку, сажали на больную лошадь и в таком виде выводили напоказ. Все окружающие должны были осмеивать и потешаться над осужденным. Жалость к трусу была запрещена. Трус становился изгоем, отверженным.

Только смелостью настоящий адыг и мог привлекать к себе внимание, так как наравне с храбростью в адыгах ценилась скромность. Адыги считали: в центре внимания человек может быть только 3 (три) раза в жизни — в момент появления на свет, в день свадьбы и в день смерти. Каждый из них имел свои традициями и обряды.

Рождение ребенка. Каноны и обычаи

Когда в доме рождался ребенок на крышу дома отец вывешивал флаг. Пестрый флаг – родилась девочка, однотонный — мальчик. Пусть все знают — в дом пришла радость. В перый год жизни нового члена семьи во дворе дома дедушка по отцу сажал дерево. Ухаживать за ним позже будет подрастающий черкесс. Как растет это дерево, так и ребенок набирается разума и воспитания.

Все что нужно малышу (пеленки, распашенки, игрушки и т.п.) готовят уже после его рождения. Делать это заранее не принято. Постельные принадлежности собирают родственники со стороны матери. Почевать на белье, приготовленном родственниками отца — дурная примета, сулит в будущем малышу несчастье в браке. А вот в колыбельку ребенка укладывает его бабушка по отцу.

Женская половина дома

Свадьба у адыгов

Заключение брака — один из самых удивительных и необычных канонов адыгского общества. Обычай вобрал в себя простоту и рациональность гармонии с природой. Автолитарное общество здесь демонстрирует огромное уважение к личности человека и его свободе выбора.

Девушке сама выбирала жениха по сердцу. Ни когда отец не мог навязать ей свою волю. Объяснение этому кроется в канонах адыгского традиционного общества: семья должна быть крепкой и счастливой, разводы не приветствуются. Лучшая основа крепкой семьи – любовь и взаимоуважение.

Период сватовства не быстрый. Молодые парни и девушки встречаются на праздниках и гуляниях, приглядываются друг к другу. Девушки приглашают юношей в гости. Девушке разрешается принимать гостей дома в своей комнате, здесь они беседуют, знакомятся с претендентами на «руку и сердце». Не возбраняется одной девушке принимать нескольких юношей, а юношам знакомиться с несколькими девушками. Если возникли взаимные чувства и юноша определился с выбором, он делает девушке предложение. При согласии невесты, назначается день свадьбы. Вот только гарантии что свадьба произойдет нет до последнего момента. Если девушка передумала, она может забрать свое слово — до момента входа гостей в ее дом в день свадьбы. Делается это в весьма деликатной форме, причины не объясняются. На отказ не обижаются, это традиция.

Свадьба проходит традиционно для Кавказа. Родители невесты и жених на свадьбе не присутствуют. Молодые находятся в разных домах, в компании своих друзей. Родственники жениха привозят в семью невесты символический «калым» — знак уважения к будущим родственникам. Родители девушки в свою очередь передают в ее будущий дом приданое. В дом зятя родственники невесты не ходят. Для них есть отдельная дверь и быть в новом доме дочери они могут совсем короткое время, не более пары часов.

Свадьба проходит весело. Невесту обсыпают монетами, сладким и зернами, а в дом она входит по шелковому полотну. Считается, что под порогом дома живут души предков, Невесту вносят в дом на руках, чтобы она не потревожила усопших. По доброму обычаю каждый должен помочь молодой семье, все гости дарять подарки.

Помочь молодой семье дело святое

Есть и другие традиционные обычаи. Например, бабушка жениха собирает узелок с пожитками и демонстративно уходит из дома, громко провозглашая, что молодая хозяйка выгоняет ее из родных стен, не ужиться двум хозяйкам под одной крышей. Молодая, в свою очередь, уговаривает ее вернуться, уверяет, что будет уважать и любить. В конце концов старшая хозяйка возвращается, воцаряется «мир».

Персона женщины в адыгской семье довольно значима. Да, она беспрекословно подчинялась мужу, но супруг ни когда не мог ее бить или наказывать. Женщина — хозяйка дома, хранительница очага. Несмотря на то, что с конца XVIII века адыги окончательно приняли мусульманство, многоженство так и не прижилось на Кавказе.

Обряд прощания с усопшим сложился довольно давно. Основу похоронного процесса составляют мусульманские обычаи.Над умершим читают молитвы, тело заворачивают в белую ткань, после похорон раздают близким его одежду. Однако есть внимательно погрузиться в исследование траурной церимонии, то можно найти доисламские черты:

  • после похорон первые три дня еду в доме усопшего не готовят, ее приносят родственники и соседи;
  • соблюдается траур: женщины одевают черное, зеркала в доме завешиваются материей;.
  • адыги скорбят по ушедшему, этот обычай идет в разрез с исламом, который предписывает не плакать над покойником,;
  • дети на похоронах не присутствуют: их уводят из дома к родственникам или соседям.

Традиции адыгов в современном обществе

Многие древние обычаи на Кавказе существуют по сей день. Современные адыги предпочитают умеренность в еде, не многословны и сдержаны в чувствах на людях. Если кто-то просит помощи у соседей или родных, они непременно должны прийти на выручку. Традиции адыгского гостеприимства подкупают каждого, кто посещает этот благословенный край. Гостя подчуют лучшими блюдами, дают лучшее место, обеспечивают безопасность не только в гостях, но и по дороге домой…

Чтобы погрузиться в традиции адыгов надо обязательно посетить республику. Наиболее востребованные туры в Адыгею представлены ниже:

Источник статьи: http://nunataka.ru/tradicii-i-obychai-adygov/

Читайте также:  Пожелания еще раз праздника
Оцените статью