Агеева светские ежегодные праздники русского двора

Светские ежегодные праздники русского двора от Петра до Екатерины Великой (стр. 1 из 3)

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО «Российский Государственный Профессионально-Педагогический Университет»

Кафедра истории России

Светские ежегодные праздники русского двора от Петра до Екатерины Великой

Исполнитель: Байбосунова А.Т.

О журнале «Отечественная история»

1) «Царские» праздники

2) Военные «викториальные» праздники

3) Полковые праздники

4) Кавалерские и орденские праздники

5) Организация торжеств

О журнале Отечественная история

Журнал «Отечественная история» — самое известное академическое периодическое издание по истории России — СССР — Российской Федерации.

Среди авторов журнала — известные отечественные и зарубежные историки различных поколений и политических взглядов, а также научная молодежь.

Публикуются дискуссионные материалы, материалы «круглых столов», историографические обзоры, рецензии (отдел критики и библиографии — самый большой из всех аналогичных отделов отечественной исторической периодики), хроника научной жизни.

Публикуются также перечень новой литературы по истории России, темы утвержденных ВАК РФ докторских диссертаций по отечественной истории, а также информация о новых поступлениях зарубежной литературы по истории России в Государственную историческую библиотеку в Москве.

Периодичность: выходит 6 раз в год.

Основан в 1957 г.

Учредители: Российская академия наук, институт российской истории РАН

Входит в Перечень российских научных журналов ВАК Министерства образования и науки РФ

Агеева Ольга Гениевна — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Центр по изучению отечественной культуры Института Российской истории РАН

Тема, поднятая Агеевой Ольгой Гениевной особенно актуальна на сегодняшнее время. Нынешнее поколение не знает время появления многих праздников. Также тех, кто принял эти торжества в русскую культуру.

Эти проблему изучали многие историки, такие как О.А. Корнилович, К. Масальский, С.Н Шубинский и др. И Агеева О.Г. почерпнула много интересной информации из их источников, например из очерков о балах, маскарадах, рыцарских каруселях и аллегорических маскарадах в России в XVIII в. Основательно изучен стиль торжеств и увеселений русского двора XVIII в., хорошо описаны отдельные праздники (в том числе дни тезоименитств, полтавские годовщины и проч.) Однако для воссоздания целостной картины ежегодных придворных торжеств необходимо очертить круг празднеств такого рода, показать историю их появления в XVIII веке, описать свойственные им формы празднования, что и сделала автор данной статьи.

Целью моего изучения этой статьи в темы в целом является изучение праздников и торжеств, празднуемых во время правления от Петра I до Екатерины Великой. Оказывается, все праздники, которые мы обычно отмечаем, берут свои корни именно с этих времен!

Для себя ставлю задачи понять логику автора и глубже изучить каждый вид увеселений.

Реформы начала XVII в. Перевернули русскую жизнь. Выход России в Европу был связан с усвоением европейской культуры высшими слоями русского общества и предопределил отказ от значительной части наследия Московского государства. Постепенно происходила и европеизация стиля придворной жизни, важной составляющей которой была праздничная культура. В XVIII в. Она отличалась исключительным разнообразием, включая в себя грандиозные коронации на западноевропейский манер, царские погребения, свадьбы, крещение детей Романовых, пышные военный триумфы и мирные торжества в честь завершения войн. Между тем тогда и сложилась и та новая система ежегодных официальных светских празднеств и увеселений (куртаги, ассамблеи, балы, маскарады), которая структурировала повседневную жизнь двора.

Ежегодные светские праздники двора делились на военные, связанные с крупнейшими победами русской армии, «царские », посвященные эпизодам из жизни правящей династии, полковые и орденские. Проведение государственных праздников способствовало утверждению идей государственности, а также значимости властных структур и персон.

В отечественной историографии празднества всегда вызывали живой интерес. Начало разработке темы положили биографии русских монархов и высшего общества. В них описывались коронации, петровские ассамблеи, празднование Нишдатского мира, и елизаветинские маскарады.

Свой подход к исследованию придворных увеселений выработал В.О. Михневич, рассматривавший историю карточной игр, музыки и танцев XVIII в. Д.А. Ровинский открыл изучение огненных потех.

Историки и искусствоведы уделяли внимание декоративному оформлению торжеств, искусству фейерверков, триумфальных сооружений, музыке и театру при дворе. Новаторский характер носят очерки придворной жизни Зимнего дворца второй половины XVIIIв. В книге американского исследователя Р.С. Уортмана изложен взгляд на церемонии и обряды русского двора как на публичное представление, рассчитанное на восприятие на Западе и внутри русского общества «мифов» и символов русской монархии, имевших западное происхождение.

В Московском государстве XVI-XVII вв. стержнем публичной жизни дворца являлись выходы государя и его свиты на православные праздники. Знаток московского двора И.Е. Забелин отмечал, что такие выходы составляли «одну из самых видных сторон древнего царского быта». Даже «самые обыкновенные, почти каждодневные выходы царя к обедне и вообще к церковной службе в известные праздники были не что иное, как церемониальные шествия».

В XVII в. Возникает новая система ежегодных торжеств. Значительную их часть стали составлять светские празднества, называемые торжественными и викториальными днями.

Начали угасать традиционные праздники, но сформировались новые для России светские торжества. 30 сентября 1696 г. в честь возвращающегося с победой из-под Азова войска в Москве был организован первый «победительный» въезд, положивший начало целой веренице петровских триумфов. Затем в первые десятилетия XVIII в. возник стройный цикл ежегодных светских торжеств российского двора, включавший царские, военные праздники.

С 1 января 1700 г. императорский двор и вся страна начинали праздновать гражданский Новый год, тогда церковное новолетие наступало 1 сентября. По знаменитому указу 20 декабря 1699 г. о праздновании Нового года, полагалось учинить перед воротами некое украшение из древ.

В оформлении новогодних «огненных потех» всегда обыгрывались политические темы. Так, в новогоднем фейерверке 1703г. изображались аллегорические фигуры Времени и Фортуны, план штурма Нотебурга и др., фейерверк 1704 г. украшали статуи Юпитера, Марса и аллегорические картины, посвященные взятию Канец (Ниеншанца), а в 1711 г. га фейерверке были два плана — транспаранта на темы предстоящей войны с Турцией. Политические события отражались и в новогодних фейерверках послепетровского времени. Так, великолепный фейерверк 1760 г. напоминал о победах под Пальцигом и Франкфуртом. Перед зрителями предстали раскаленное солнце с именем Елизаветы, фигуры Славы и Вечности, а также Храм славы с изображением Петра Великого. Впрочем, «огненные потехи» нередко ограничивались иллюминацией, для которой создавались пышные брачные декорации.

В Петербурге 1 января царская чета и первые лица государства с утра слушали литургию в Троицком соборе. Затем следовало пиршество, которое проходило во дворце А.Д. Меншикова на Васильевском острове, в доме его величества, в аудиенц-камере Сената. После обеда царь гулял по улицам города, наблюдая за весельем народа, а завершалось торжество в 8-9 часов вечера, когда в небо взмывали огни фейерверка. В правление Анны Иоанновны новогодние торжества проходили в стенах дворца. 1 января в Большой церкви Зимнего дворца в присутствии августейшей фамилии и петербургского общества совершалась литургия. По выходе из церкви, приглашенные поздравляли императрицу с праздником и целовали ей руку. Затем в пяти парадных помещениях дворца следовал двухчасовой обед. За столы усаживались царская семья, российские и иностранные министры, придворные дамы, и кавалеры, генералитет, старшие офицеры и духовные персоны. Вечером во дворце проходил бал, завершаемый фейерверком на льду Невы и праздничной иллюминацией города.

Литургия, поздравления, целование руки, обеденный или вечерний стол, бал и огненные потехи были характерны для большинства торжеств времени Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, и Екатерины II.

Среди «царских» ежегодных праздников наиболее многочисленными являлись традиционные для допетровской России тезоименитства и относительно новые дни рождения. В московской Руси праздновались только дни царских ангелов, которые по всей стране отмечались церковными службами, выходами в церковь царя и его наследника, столами Золотой и Грановитой палатах и раздачей чинам водки и именинных пирогов в Передней палате или с Золотого крыльца. Празднование дней рождения в России началось только с царствования Федора Алексеевича. С 1676 г. в «Книгах царских выходов», появились отметки о службах в день рождения этого государя. Впервые день рождения царя отмечали при дворе 30 мая 1676 г. традиционней раздачей коврижек и водки. Впоследствии начали праздновать дни рождения других членов царской семьи. С наибольшим размахом проходили дня рождения и тезоименитства подросших дочерей Петра- Анны и Елизаветы, относительно которых уже строились планы брачных союзов. Что касается дня рождения императрицы Екатерины Алексеевны, о котором возвещали утром пушки петербургских крепостей, то он приходился на Великий пост и вследствие этого праздновался «при дворе тихо». Эти праздники явно преследовали политические цели. Брак Петра при живой царице с непородной иноземкой имевшей уже двух внебрачных дочерей, требовал особых законодательных актов и мероприятий, направленных на то, чтобы русское общество свыклось со второй семьей самодержца.

Источник статьи: http://smekni.com/a/129718/svetskie-ezhegodnye-prazdniki-russkogo-dvora-ot-petra-do-ekateriny-velikoy/

Праздники эпохи Петра Великого

Начнём свой рассказ с ежегодных светских праздников при дворе Петра I.

Реформы проводимые в XVIII веке перевернули русскую жизнь. Отказавшись от большой части наследия Московского государства, высшие слои русского общества начали перенимать опыт европейской культуры (С этого времени курс развития России был ориентирован на Европу). Постепенно происходила европеизация стиля придворной жизни, важной составляющей которой была праздничная культура.

Ежегодные светские праздники двора целесообразно разделить на военные («викториальные» проводились в честь побед русского оружия), «царские» (связанные с жизнью правящей династии), полковые и орденские. Празднуя ежегодно какой-либо знаменательный день, участники событий ностальгировали, что служило укреплению (интерпретации праздника в государстве, которая играла на руку также и правящей власти) в настоящем и будущем, а самой идее торжества придавало стабильность.

Таким образом, проводимые государством праздники укрепляли идеи государственности, а также повышали авторитет властных структур и персоналий. Все вышеупомянутые праздники по своей сути были «открытыми» (отмечались публично), а по общественной значимости и масштабности различались как государственные, столичные, свойственные отдельным социальным группам и собственно придворные.

В Московском государстве в XVI-XVII века основой публичной жизни дворы были, так называемые, выходы государя и его свиты на православные и иные праздники. Совершались они пешком, в карете а зимой в санях, всегда у государя была в сопровождении свита (до 700 человек), в парадном платье, под звон колоколов и т. п. Выходами в церковь ознаменовыавлись и такие события: как царские тезоименитства, годовщины стояния на р. Угре, освобождение от поляков в начале XVII века и другие. Всего к концу XVII века обычаем были закреплены около 60-ти выходов в год, не считая воскресных.

В XVIII веке начинает формироваться новая система ежегодных придворных торжеств. Большую их часть стали составлять светские празднества (торжественные и викториальные дни, или же днями табельными— Табели с праздничными датами вывешивались в церквах). Значительные перемены в жизни царского двора пришлись на конец XVII века. В 1690-1691 годах молодой отец царь Пётр Алексеевич ещё праздновал родины и крестины царевичей Алексея и Александра Петровичей с соблюдением всех православных обрядов и застолий в духе Московского обычая. Однако при рождении сыновей Пётр в последний раз участвовал в церемониях подношения даров от различных слоёв подданных, которые «отправлялись как обыкновенно». Вскоре и «выходы в соборную церковь» стали «изсякать», «публичные авдиенции» многим чинам также прекратились, прекратилось использование парадных платьев и др. Но прежние «выходы» несколько лет ещё имели место, благодаря брату-соправителю Ивану Алексеевичу и прекратились после его смерти в январе 1696 года.

Параллельно с угасанием традиционных празднеств началось формирование новых для России светских торжеств. 30 сентября 1696 года в честь победы войска в битве под Азовом в Москве был организован первый «победительный» въезд (подобно «триумфу» в Древнем Риме), положивший начало целой веренице петровских триумфов.

В 1700-1710-е годы возник целый цикл ежегодных светских торжеств русского двора (он включал в себя праздники царские, военные, один орденский и один календарный — всего около 20 празднеств). Центром празднований стал петербургский двор (на который приглашались высшие чиновники, высшее духовенство, гвардия, зарубежные дипломаты). Нектороые праздники проводились не только в столицах, но и порой принимали общероссийский характер.

Начиная с 1 января 1700 года императорский двор и вся страна стали торжественно праздновать гражданский Новый год, тогда как церковное новолетие по прежнему начиналось 1 сентября. Новогоднее торжество в XVII веке значительно отличалось от современного. По знаменитому указу 20 декабря 1699 года «О праздновании Нового года», предписывалось 1 января:

«После должного благодарения Бога и молебного пения в церквах», «по большим и проезжим улицам… перед вороты учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, елевых, можжевеловых», да «генваря в 1 день в знак веселия друг друга поздравляя Новым годом и столетним веком, учинить сие: Когда по Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам… из небольших пушечек… мушкетов или иного мелкого ружья учинить троежду стрельбу и выпустить несколько ракетов»

До 7 января (Крещенский сочельник) по ночам зажигались огни и смоляные бочки. В организации новогодних «огненных потех» всегда обыгрывались политические темы прошедшего или грядущего года.

Так например, в новогоднем фейерверке 1703 году аллегорически изображались фигуры Времени и Фортуны, план штурма Нотебурга и др., на фейерверке 1704 года украшением выступали статуи Юпитера, Марса и аллегорические картины, посвящённые взятию Канец (Ниеншанца), в 1711 году были два плана-транспоранта на темы предстоящей войны с Турцией (Один представлял собой звезду с надписью «Господи, покажи нам пути Твоя» и второй представлял собой столп, на котором были прибиты были ключ и палаш, с подписанием «Идеже правда, тамо и помощь Божия»), а новогодний фейерверк 1723 года посвящался взятию Дербента. В последующем эта традиция также продолжала существовать. Впрочем «огненные потехи» нередко ограничивались иллюминацией, для которой создавались пышные барочные декорации.

Петербург в петровское время 1-го января.

День начинался с слушания литургии в Троицком соборе, на которой присутствовали царская чета и первые лица государства. После которого, происходило пиршество, которое могло проходить в дворце А. Д. Меншикова на Васильевском острове, также оно могло проходить и в доме его величества, бывало и то, что пиршество проходило в аудиенц-камере сената и других местах. Отобедавши, царь гулял по улицам города, наблюдал за народным весельем, а праздничный день оканчивался в 8-9 вечера, когда в небо взмывались огни фейерверка.

Традиционные праздники

Среди «царских» ежегодных праздников наиболее многочисленными являлись традиционные для допетровской России тезоименитства и относительно новые дни рождения. В Московской Руси праздновались только дни царских ангелов, которые по всей стране отмечались церковными службами, Выходами в церковь царя и его наследника, столами в Золотой и Грановитой палатах и раздачей чинам водки и именинных пирогов в Передней палате или с Золотого крыльца. Во времена правления Петра I обычными были тезоименитства: Тезоименитство Петра Великого 29 июня , день св. ап. Петра и Павла;Тезоименитство царевича Алексея (17 марта);Царевны Натальи Алексеевны (26 августа);Дни ангелов Екатерины Алексеевны (24 ноября) и царевен Анны, Елизаветы, Натальи.

Началось празднование дней рождения в России только с царствования Фёдора Алексеевича. С 1676 года в « Книгах царских выходов» появились отметки о службах в день рождения этого государя. Впервые день рождения царя отмечали при дворе 30 мая 1676 года традиционной раздачей коврижек и водки. Вскоре праздновать начали дни рождения и других членов царской семьи. С наибольшим размахом проходили дни рождения (20 января и 18 декабря) и тезоименитства (3 февраля и 5 сентября) подросших дочерей Петра — Анны и Елизаветы, относительно которых уже строились планы династических браков. А вот день рождение императрицы Екатерины Алексеевны (5 апреля), о котором возвещали пушки петербугских крепостей, то он приходился на «Великий пост» и вследствие этого праздновался «при дворе тихо». Подобные праздники проводились в политических интересах и преследовали важные цели. Бракосочетание Петра при живой царице с непородной иноземкой («чухонкой»), которая уже имела двух внебрачных дочерей, требовало особых законодательных актов и мероприятий, направленных на то, чтобы русский народ свыкся со второй семьёй самодержца. По этой же причине дни рождения законных вдовствующих цариц Марфы Матвеевны и Прасковьи Фёдоровны и дочерей царя Ивана на государственном уровне не праздновались.

Политический подтекст имело также и празднование царского бракосочетания с Екатериной Алексеевной (19 февраля 1712 года). Впервые его отмечали в кругу семьи в 1715 году, вскоре этот семейный праздник стал отмечаться на государственном уровне. Так например, в 1721 году в этот день после литургии в Троицком соборе состоялось катание на линеях, после этого следовал бал на Почтовом дворе, вечером пускали фейерверк с надписью «Виват» и вензелем «P. C.» под короною (P. — Пётр, C. — Екатерина). В дальнейшем в XVIII веке празднование царских бракосочетаний развития не получило.

Другой была судьба праздника по случаю дня коронования правящего монарха.

В начале XVIII века он был широко распространён в европейских дворах.

В России день венчания на царство начали отмечать в ближайшем окружении Петра I в 1719 году, а 16 мая 1721 года вышел Указ Сената и Синода «О торжествовании дня короновании его царского величества», в котором предписывалось «во всём российском государстве день коронования его царского величества, а именно июня 25 числа, торжествовать молебным ко всеблагому Богу пением, равно как торжествуется день его величества рождения и день его же величества тезоименитства…».

Параллельно с царскими ежегодными праздниками при Петре Великом появился ряд военных празднеств, которые праздновали в целях укрепления авторитета новой регулярной армии и флота, а также для прославления достижений русской армии в изматывающей страну Северной войне.

К 1725 году, ежегодными торжествами отмечались 7 викторий и заключение Ништадтского мира. Повторяемый ежегодно праздничный военный цикл открывался 27 июня воспоминаниями о славной Полтавской баталии (Всероссийский праздник), через месяц, 27 июля, праздновали морские победы при Гангуте и Гренгаме, 9 августа – взятие Нарвы, 28 сентября – Победу при Лесной, 11 октября – взятие Шлиссельбурга, 16 октября – Битву при Калише. Наконец, 30 августа ежегодно отмечались годовщина Ништадтского мира (Всероссийский праздник).

Торжества в основном проводились в местах пербывания царя, чаще всего они проходили в Петербурге. Однако когда царь находился в поездках торжества устраивались также и в Астрахани, Риге, Торуни (Польша), Карлсбаде и Ростоке (Германия), Копенгагене (Дания), в Спа (Франция).

Форма проведения военных торжеств в основном была единой. В Петербурге утренняя церковная часть («ордин духовный») состоял из литургии, молебна и последующей проповеди в Троицком соборе в присутствии царской семьи, знати и выстроенных в параде войск. После следовал пушечный и ружейный салют. После обеда начиналась светская часть праздника («ордин политический»). На царицыном лугу царь-полковник церемониально угощал вином и пивом стоящие полукругом гвардейские полки. Угощение передавалось в деревянных чашках величиною со станкан. Вскоре после залпов салютов гвардейцы под полковую музыку уходили в город. В это время в летнем саду собирался высший свет города — дипломаты, знатное купечество, мастеровые и духовенство. У кромки Невы устраивалась к этому дню галерея, в которой накрывались столы и устраивались бальные танцы. Ближе к полуночи на Неве зажигался многочасовой красочный фейерверк с барочной символикой на тему праздничного дня. На флагштоке Петропавловской крепости в торжественные дни поднимался императорский штандарт.

На Неве против дворца бросал якорь украшенный флагами и вымпелами царский фрегат. Ночью город, крепости и фрегат освещала иллюминация.

Иностраннцы бывавшие в России отмечали что 30 ежегодных праздненств при императорском дворе «отличались однообразием». Однако некоторые из них имели свои неповторимые отличительные черты.

Так например, в день празднования Полтавской битвы император в Троицкий собор являлся в старом потёртом мундире полковника-преображенца с простреленной шведской пулей «простой шляпой», в которой он был в памятный день на поле брани.

Необычно проходили также годовщины взятия Шлиссельбурга. Ежегодно 11 октября царь и приближённые к нему отправлялись в Шлиссельбург, где совершали церковную службу с крестным ходом по стненам крепости, после чего устраивалось застолье и веселье. В послепетровское время число военных ежегодных праздненств сильно уменьшилось.

Численный состав участников ежегодных царских и военных торжеств была различной. К сожалнию, точных сведений найти не удалось. А состав участников ежегодных табельных торжеств во дворце в основном определялся получением чина по Табелю о рангах, и каждое лицо имевшее соответствующий ранг и находящееся в столице, имело право и неукоснительно получало повестку во дворец.

Полковые праздненства.

На более узкий круг участников были расчитаны полковые праздненства лейб-гвардии. Они отмечалиь только в полках и во дворце, где устраивались обеды для высших гвардейских офицеров. Подобные застолья, появившиеся во дворце при Петре I , к концу века превратились в устойчивую традицию и приурочивались к полковым дням.

Орденские, или кавалерские, празднества.

Особое место занимали орденские, или кавалерские, праздники при дворе.

При Петре I сложился обычай праздновать «кавалерский день» св. Андрея Первозванного (30 ноября). Орденские праздники являются одними из наиболее оригинальных ежегодных торжеств российского двора и имели хорошо разработанный церемониал. Андревский праздник начали ежегодно отмечать в середине 1700-х годов через несколько лет после его учреждения. Праздновался день ордена там где находился монарх, — за границей в Риге, Москве, но в основном, конечно же, в Петербурге, где андреевское торжество сначало праздновало в «австерии»(трактире) или спуском коробля на воду.

Затем сложилась традиция, согласно которой прославленные кавалеры ордена собирались утром в Троицкой церкви, а после литургии до позднего вечера ходили друг другу в гости всем орденским обществом, наподобие святочных разъездов. В домах гостей ждал накрытый стол, за которыми произносились посты за небесного покровителя (святого апостола Андрея Первозванного) и за «здоровье Ивана Михайловича» (То есть за русский флот, которым ведал И.М. Головин). Завершался день иллюминацией Петербурга и фейерверком, в котором голубыми огнями горела орденская символика — андреевский крест с надписью «За Веру и верность» или крест под императорской короной, окружённый орденской цепью.

30 августа в день окончания Северной войны ещё при Петре I и Екатерине I русский двор участвовал в литургии в Александро-Невском монастыре, что вошло затем в церемониал праздника ордена св. Александра Невского. Обеды были, как правило малочисленны по составу. Столы на обедах были фигурные,в центре столов стояли действующие фонтаны.

Итог:

Созданный при Петре I светский праздничный календарь стал основой придворных торжеств XVIII века. В 1723 году был составлен «Реестр торжественным и викториальным дням, какие были празднуемы в С. Петербурге в 1723 году с молебствием или без оного». После смерти Петра I этот календарь корректировался и дополнялся с каждым новым правителем.

Cоветую тем кого заинтересовало почитать научную литературу:

— Агеева О.Г. Преобразование русского двора от Петра I до Екатерины II;

—Агеева О. Г. Светские ежегодные праздники русского двора от Петра до Екатерины Великой // Отечественная история. № 2, 2006. с.11-26;

— Увеселения русского двора от Петра I до Екатерины Великой // Отечественная история. 2006. № 5. С. 3-15. 1 п.л.

Источник статьи: http://vk.com/@slognovsegdakaktotak-prazdniki-epohi-petra-velikogo

Читайте также:  Какие праздники нельзя продавать спиртное
Оцените статью