Основные приёмы активизации аудитории.
Как известно самая хорошая культурно-досуговая программа должна начинаться с изучения аудитории, ее интересов и потребностей. Необходимо, чтобы посетители учреждений культуры чувствовали себя не зрителями, а соучастниками программы. Для этого используют различные сценарные ходы и решения. Это могут быть вопросы, обращенные к залу, коллективное исполнение песен, разбрасывание в зале листовок, выход актеров в зрительный зал и т.д. Ведь в массовой аудитории могут быть люди с разным образованием, возрастом, социальным положением, культурным уровнем. Одни требуют высокого качества мероприятия, другие об этом не задумываются, поэтому нужно удовлетворить вкусы представителей и низкого и высокого уровня подготовки, надо дать материал, выполняющий простые и более сложные педагогические функции. Таким образом организатор досуга имеет дело с множеством потребностей (и в отдыхе, и в общении, и в познании, и наслаждении) и с множеством различных интересов. Поэтому он должен обладать педагогической оперативностью в выявлении и использовании этих моментов. Нужно учитывать особенности рекламы мероприятия, рассмотреть мотивы посещения культурно-досугового учреждения.
Понять эти мотивы, помогает изучение посетителей учреждения культуры или участников мероприятия. На основе этого получаются данные об общей ориентации людей в сфере досуга и отдыха, предоставляется динамика случайного и закономерного в поведении их, и на этой основе строится перспектива перехода посетителей от пассивного восприятия материала – к более активному – в форме обмена по интересующему вопросу. Затем даётся возможность приобретения соответствующих практических умений и навыков, связанных с развитием способностей, потребности углубления интересов, меняющих в определенной степени даже общую направленность личности.
Сценарий праздничных массовых культурно-досуговых программ обязательно предусматривает способы активизации посетителей учреждений культуры. Активизация аудитории — стремление организаторов театрализованной игровой программы к вовлечению людей в активное личностное участие в действии.
Одной из специфических черт драматургии досуговой программы (ДП) является активное участие зрителя в мероприятии, поэтому способы активизации зрителя возникают еще в замысле, закладываются в сценарном плане, выстраиваются в сценарии и реализуются в ходе проведения мероприятия. Издавна театральные деятели всего мира мучаются над проблемой, как заставить зрителя стать активным соучастником сцен, действия.
Основными приемами активизации аудитории в процессе театрализованного действия являются : вербальная активизация, дающая участникам возможность самовыражения посредством слова; физическая активизация, побуждающая массу к движению, перемещению и другим физическим действиям; художественная активизация, стимулирующая эмоциональную сферу участников.
Живое слово несет большую эмоциональную информацию, создает словесные образы, которые могут передавать действия, чувства, настроения и переживания человека. Оно создает атмосферу общения между массовой аудиторией и сценической площадкой. Такого рода приёмом является приём «длинные шнуры» — (вопрос-ответ) разговор с залом, разговор-интервью. В театрализованных формах аудитория воспринимает актера не только на слух, но и визуально. Отсюда важен не только голос, но и поза, движение, жест. Слово должно быть ярким, четким, а диалог героев иметь свою цель и двигать действие вперед.
Здесь очень важен диалог персонажей с аудиторией, актеры могут задавать провокационные вопросы, спрашивать совета, искать подсказку, вместе думать, как найти выход из трудной ситуации и т.д. Человеку присуща потребность не только сопереживаться, но и деятельно соучаствовать в том или ином творческом художественном действии.
Праздник, как социально-художественный феномен обладает в этом смысле большими преимуществами. Подлинный праздник – это когда не смотрят, а когда действуют, играют, радуются, веселятся все, демонстрируя публично свои творческие дарования и возможности. Такими подлинными праздниками, когда все участники действовали, были праздники Древней Греции, раннего Средневековья, французской и октябрьской революций. Активизация публики, вовлечение ее в коллективное действие, творчество масс – эти задачи ставит и выполняет сценарист и режиссер ДП. Иными словами мы должны как бы заманить зрителя в совместное действие посредством общей игры.
Вербальные контакты детей ярко проявляются в этом ведущем виде деятельности младших школьников. Во время игровой ситуации персонажи в качестве поддержки просят поддержать игроков, скандируя имя играющего. В действие могут быть включены загадки, буриме, загадки-розыгрыши и т.д.
Необходимость использования в театрализованной игровой программе активных видов деятельности не вызывает сомнения. Одна из главных задач театрализованной игровой программы – включение детей в действие. Это успешно решается при помощи игры, при помощи которой достигается физическая активизация.
В театрализованной программе широко применяются командные и соревновательные игры ,так называемый «приём заманивания»– одним из основных приемов вовлечения зрителя в действо является традиционный прием игры среди публики, переходящий в игру с самой публикой. А затем постепенное заманивание и втягивание в эту театральную игру всех зрителей. (эстафета – выполнение одинаковых заданий двумя командами) : «собиралки» — собрать, донести, сложить, вернуться обратно; «рисовалки» — добежать, нарисовать одну деталь, передать маркер следующему участнику; «обгонялки» — добежать, преодолеть препятствия, вернуться обратно и др. Могут быть использованы следующие игры с залом: передача мяча от первых рядов к последним и обратно, бросание мяча в различных вариантах герою (в сачок, ведро, обруч…).Так же используется метод «игровое действие» – это игровая ситуация, возникшая в празднике, где надо совершить действие за определенное время. Во время проведения игры нельзя забывать о похвале, словах поддержки и поощрении.
Режиссёр-постановщик, Всеволод Мейерхольд, использовал в своей работе прием «подсадки». Многие режиссеры стали откровенно размещать актеров среди зрителей, переносить действо в зрительный зал, стремясь к непосредственному контакту с аудиторией. Впоследствии опыты по изменению формы сцен, площадки и выносу ее в зрительный зал продолжали другие режиссеры. Цельность программы, ее зрелищность достигаются не только соблюдением вышеизложенных условий, но и логически оправданным, органичным введением выразительных средств: декораций, игрового реквизита, светотехнических эффектов и музыкального оформления, которые составляют художественное оформление программы и обеспечивают художественную активизацию .У художественного оформления программы две задачи: создание определенной зрительной среды и организация сценического пространства.
Оформление игрового пространства – это первое, что видит участник программы, входя в зал. Именно от этого складывается первое впечатление. Реквизит — это все то, что используется организаторами для проведения игр и конкурсов. Чтобы игра была интересной, игровой реквизит должен привлекать к себе внимание, быть ярким, увлекательным и вызывать желание поучаствовать в игре. Визуальное декоративное оформление (декорации и реквизит) – один из ключей успеха вашей программы.
Костюмы, грим, оформление должны сочетаться друг с другом, все детали должны быть продуманы до мелочей, никакой небрежности, неудобства и неаккуратности.
Основой содержания музыкальных образов является, прежде всего, чувства и эмоции, переживания. Музыка должна сопровождать аудиторию на протяжении всей программы, держать темпоритм программы.
Таким образом , можно смело говорить о том ,что активизации аудитории в культурно-досуговых мероприятиях является не только неотъемлемой частью программы ,но и залогом успеха всего мероприятия.
Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s9237t4.html
Активизация зрительского восприятия
АКТИВИЗАЦИЯ ЗРИТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Задача сценариста и режиссера массового театрализованного праздника состоит не только в организации материала, но, что особенно важно, в организации аудитории, зрителей. Театрализация при этом выступает как особым образом организованное и художественно оформленное действие масс. Уместно вспомнить здесь высказанную еще в 1919 г. известным театроведом мысль о том, что «празднество останется мертвым и холодным, если сама толпа не явится активным действующим лицом его, а будет лишь спокойным, театральным зрителем. Празднество не будет празднеством, если толпа своим творческим участием не превратит его в таковое. Без активности масс – нет и празднества, нет и радости».
Совершенно идентичная документально-художественная канва праздников может вызвать совершенно различный эмоциональный накал в зависимости от того, как понимается суть методики театрализации. В одном случае документально-художественный материал может стать самоцелью, превратив праздник в добротную литературно-музыкальную композицию в честь победных свершений, в спектакль для собравшихся, в другом – явится резонатором действия в эпизоде. В центре же его будут находиться конкретные герои, их торжественные проходы и шествия, напутствия ветеранов молодежи, рапорты, переклички, другие коллективные действия, превращающие театрализованный праздник в массовое реально-художественное выступление.
Действие реальной массы – это тот фактор, который разделяет сценический монтаж с нагнетанием оркестровой музыки, громким пафосным текстом, мнимой торжественностью и подлинную театрализацию. «К торжественности обычно прибегают, – писал Б. Брехт, – пытаясь придать какому-либо делу значение, которого оно начисто лишено. Когда дело само по себе значительно, одно сознание этой значимости уже порождает торжественность». Отсутствие коллективного художественно оформленного действия самой массы изменяет суть театрализации, подменяя ее более или менее удачно построенным театральным зрелищем.
Коллективная художественная деятельность использует язык образности для передачи идейно-нравственной информации, создавая тем самым художественную ценность на основе внеэстетического материала. Характерной особенностью такой деятельности является также ее высокая эмоциональная насыщенность.
Необходимо учитывать следующие основные типы реального действия: коллективные выходы и шествия; коллективные выступления, рапорты, переклички; церемониальные действия; игровые действия. Каждый из них, в свою очередь, разделяется на большое количество разновидностей, связанных с местом проведения и границами общности участников праздника.
Коллективные выходы и шествия, реальное действие в виде различного рода коллективных проходов героев театрализации принципиально меняет форму и настрой праздничного мероприятия, превращает его из литературно-музыкальной, документальной, сценической композиции в массовое театрализованное действо митингового характера, активизирующее аудиторию, настраивающее ее на нужное восприятие.
При этом важно, чтобы коллективный выход, шествие были органичны в сценарно-режиссерском замысле театрализованного праздника. Они могут быть как прологом, что дает эмоциональный настрой всем участникам, активно включает их в происходящее, так и кульминацией – проявлением высшей степени энтузиазма собравшимися на празднике людьми, подготовленными к этому всей цепью разворачивающегося художественного действия.
Социально-педагогическая ценность включения выходов и шествий в сценарий праздника состоит в том, что они вносят реальное содержание в театрализацию, создают эмоциональную атмосферу единства сценической площадки и всей аудитории, активизируют массу участников действия, предоставляя ей конкретный канал проявления активности, выражения отношения к отмечаемому событию.
Другим типом реального действия массы в театрализованных праздниках являются коллективные выступления, рапорты, переклички, превращающие праздник в коллективную трибуну. Потребность в такой трибуне чрезвычайно велика, так как собственное выступление всегда конкретизирует и выражает отношение человека к событию, дает возможность приобщения к нему.
Этот тип реального действия чрезвычайно разнообразен. Прежде всего, это собственные выступления участников того или иного события. Уникальная воспитательная возможность здесь состоит в том, что любая дата, любое событие рассматривается не в общем виде, а очень конкретно, через призму жизненного опыта самих масс. Именно сам жизненный опыт масс, актуализированный в выступлениях, превращается в средство идейно-эмоционального воздействия на личность.
Коллективное выступление может проходить в форме рассказа о каких-либо событиях целой группы людей, причастных к ним. Обратимся к театрализованному празднику трудовых династий в г. Горьком. Праздник был построен на коллективных выступлениях представителей наиболее знатных трудовых династий всех районов и крупнейших предприятий города. С помощью таких коллективных выступлений удалось показать целые семьи замечательных тружеников, которые не только демонстрируют высокие результаты в работе, но и ведут за собой детей, внуков и даже правнуков. Выступления представителей всех трудовых династий вызывали активный отклик, встречались дружными аплодисментами.
Наиболее активной разновидностью коллективного выступления является перекличка. Обычно в ней участвуют представители фабрик, заводов, совхозов, различных районов города, студенческих строительных отрядов, т. е. больших коллективных общностей. Такая зримая перекличка, художественно оформленная, усиленная музыкой, песней и другими выразительными средствами, представляет собой реальное действие участников слета. Но в то же время – это зрелищный эпизод театрализованного праздника с коллективными героями и высокой эмоциональной активностью собравшихся.
Итак, мы видим, что коллективные выступления, рапорты, переклички требуют сочетания информационно-логического и эмоционально-образного начал в сценарном замысле и режиссерском воплощении; ставят человека в положение активного участника, оратора в массовом действии, а само это действие делают своеобразной трибуной масс; обладают широким диапазоном – от единичного до массового выступления.
Третий тип реального действия массы в театрализованных праздниках – церемониальное действие. Он также чрезвычайно разнообразен. Мы видим в нем прежде всего официально принятое, традиционно-торжественное действие, выработанное обычаем, повторяющееся из года в год и имеющее свой порядок. Принимая тип действия и поведения, традиционный для подобных мероприятий, человек принимает и идеи, которые в этом действии отражаются.
Церемониал имеет отношение не только к датам праздничного календаря, но и ко всем театрализованным формам художественно-массовой работы, которые составляют реальное действие. Торжественной церемонией стали, например, момент выноса знамени на мероприятия любого рода – от тематического вечера до манифестации на площади, зажжение и эстафета огня, принятие клятвы и т. д. Причем каждый раз характер церемонии окрашивается содержанием торжественного события. Так, вынос знамени имеет совершенно разную смысловую нагрузку во время мемориального действия у могилы Неизвестного солдата или открытия спортивных состязаний.
Помимо церемониального действия выделяется также игровое действие. Его существование тесно связано с понятием спонтанной массовой самодеятельности, представляющей собой эмоциональную реакцию, активный действенный отклик на событие, дающей человеку возможность персонификации, опробования себя как личности в различных ролях, подражания избранным в качестве положительного примера героям. Возникающая игровая ситуация ставит человека в положение участника, а не зрителя театрализованного действия.
Проводя театрализованный праздник с помощью игрового действия, можно, например, превратить празднование 1 Мая в маевку. Сотрудники прямо на рабочем месте получают пригласительные билеты-листовки с указанием прочитать и передать товарищу! На билетах указывается маршрут следования и пароль. В назначенный день участники добираются до места назначения, где «связные», проверив пароль, указывают дальнейший путь. «Патрули» с красными повязками по тропинке проводят прибывших на поляну, где горит костер, негромко звучат песни. В назначенное время начинается художественно-массовое мероприятие, включающее в себя составной частью выступление руководителей предприятий.
Верно найденная организаторами с помощью игры ассоциативная образность создает необходимую для театрализованного действия атмосферу, помогает активному эмоциональному настрою собравшихся.
Игровые действия очень важны для театрализованного праздника, так как дают возможность участникам не только сопереживать происходящим событиям, но и самим деятельно проявлять отношение к ним, «опробовать» себя как личность в разнообразных ролях.
Любое реальное коллективное действие должно быть органично вписано в сценарий. Театрализованное действие для каждой новой аудитории всякий раз является органичной потребностью, а не желанием сценариста. Реальное действие вообще не бывает повторимым, ибо, как гласит мудрость философов, нельзя в одну реку войти дважды.
Источник статьи: http://pandia.ru/text/80/145/28986.php