Анализ произведения подарок паустовский

Паустовский Подарок: главные герои. Какова главная мысль рассказа?

В рассказе “Подарок” Константин Паустовский говорит о незыблемости законов природы, о том, что любое живое существо за долгие годы эволюции приспособилось жить согласно смене сезонов года, и обмануть эти внутренние живые часы невозможно.

Герои рассказа наивно попытались сохранить для себя память об уходящем лете, перенеся молодую зеленую березку из сада в дом, в теплое и светлое место. Но когда пришла пора листопада, эта береза, точно также как деревья в саду, пожелтела и облетела. Обмануть природу не получилось.

Но автор не был бы собой, если бы не использовал этот обычный случай для неожиданного вывода о родстве всего живого, вывода о том, что у каждого дерева есть душа, есть друзья, и есть своя, немного отличающейся от нашей жизнь.

Главные герои рассказа:

  1. Автор. Рассказчик. Любитель природы, натуралист, охотник и рыболов. Человек умный, наблюдательный, умеющий делать выводы.
  2. Рувим Исаевич. Друг автора. Такой же любитель природы, азартный охотник и рыболов.
  3. Ваня Малявин. Внук лесника. Добрый и отзывчивый мальчик.
  4. Лесничий. Человек практичный, ученый, знающий.
  5. Дед Митрий. Любитель природы, романтик, сказочник.

Главная мысль рассказа:

Природа, нас окружающая, живая. Живые деревья, животные, рыбы, птицы, даже камни имеют душу. И все вокруг нас подчиняется своим собственным законам, законам природы, нарушать которые нельзя даже людям.

Читайте также:  Подарки сами себя не подарят

Полный список произведений для читательского дневника для 3 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.) можно посмотреть здесь.

Источник статьи: http://portalonline.ru/literatura/3564-paustovskij-podarok-glavnye-geroi-kakova-glavnaya-mysl-rasskaza.html

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

05.05.2019

Паустовский К. «Подарок»

Паустовский К, «Подарок»

Жанр: рассказ о природе

Главные герои рассказа «Подарок» и их характеристика

  1. Автор-рассказчик. Натуралист и охотник. Человек умный, внимательный, наблюдательный.
  2. Рувим. Рум Исаевич. Его друг, охотник.
  3. Ваня Малявин. Добрый внук лесника.
  4. Митрий. Мудрый старик по прозвищу «Десять процентов».

План пересказа рассказа «Подарок»

  1. Осень пришла
  2. Подарок Вани
  3. Береза в ящике у окна
  4. Первый заморозок
  5. Пожелтевшая береза
  6. Слова лесника
  7. Объяснения Митрия

Кратчайшее содержание рассказа «Подарок» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Настала осень и герои грустили об уходящем лете.
  2. Ваня Малявин подарил им молодую березку, чтобы она напоминала героям про лето.
  3. Березку посадили в ящик у окна и она долго стояла зеленой.
  4. Но после первого заморозка березы в саду пожелтели и стали опадать.
  5. Пожелтела и береза в ящике, а лесничий сказал, что таков закон природы.
  6. Но дед Митрий объяснил это дружбой, которая есть между всеми живыми существами, в том числе между березами.

Главная мысль рассказа «Подарок»
Даже в природе дружба остается самой великой силой.

Чему учит рассказ «Подарок»
Рассказ учит любить природу, замечать ее закономерности, наблюдать за сезонными изменениями. Учит дружбе и верности. Учит не выделяться, не отрываться от коллектива.

Отзыв на рассказ «Подарок»
Мне понравился этот рассказ, в котором дается такое необычное объяснение листопада. Оказывается березка в доме не хотела отставать от своих друзей и собиралась разделить с ними общую судьбу.

Пословицы к рассказу «Подарок»
За дружбу дружбой платят.
Друг познается в беде.
Не бросай друга в несчастье.
Знал дружка в радости, не оставляй в горести.
Вместе и горе легче переносится.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Подарок»
Каждую осень автор с Рувимом обсуждали, что все в природе устроено не так, как надо, зимы длинные, а лето короткое. Их разговоры любил слушать Ваня Малявин, внук лесника с Урженского озера. Однажды он принес молоденькую березку, которую только что выкопал, и посоветовал посадить ее в кадку, чтобы она всю зиму напоминала героям о лете. Об этом его надоумил дед.
Герои принесли из сарая ящик, наполнили его землей и посадили березку. Ящик поставили в самом светлом углу, возле окна, в теплой комнате. И пока за окном усыхали листья бересклета и винограда, березка стояла веселая и зеленая.
Но однажды ночью ударил заморозок. Утром автор вышел в сад и увидел, что за ночь все березы пожелтели и теперь с них медленно опадали листья.
Он вошел в дом и заметил, что и молодая березка в ящике тоже пожелтела и несколько листьев уже лежали на полу. Герои огорчились, они уже привыкли к мысли о том, что березка будет зимой напоминать им о лете.
Но знакомый лесничий только усмехнулся, услышав про их попытку. Он сказал, что листопад — закон природы, и без него деревья бы погибали. От тяжести снега на ветках, от вредных веществ в листьях, от испарения влаги через листья.
Но дед Митрий имел свое мнение. Он считал, что дело в дружбе, которая не только промеж людей бывает. Ведь в природе тоже все друг с другом дружат и как тогда посмотрит березка в глаза товаркам, которые исстрадались зимой, а она простояла в тепле и с листвой.
Березу герои пересадили в сад, а ее листья засушили между страниц журналов. Так закончилась их попытка сохранить память о лете.

Источник статьи: http://coolchtivo.blogspot.com/2019/05/blog-post5.html

Детский час

для детей и родителей

Отзыв о рассказе Паустовского «Подарок»

Главные герои рассказа Константина Паустовского «Подарок» — горожане, отдыхавшие летом в деревне. С приближением осени они стали в разговорах сожалеть об уходящем лете. И тогда местный мальчик по имени Ваня принес им подарок.

По совету своего деда мальчик сходил в лес и выкопал маленькую березку. Он посоветовал горожанам посадить березку в кадку с землей, чтобы всю зиму их радовало зеленеющее дерево.

Березку посадили в деревянный ящик, заполненный землей, и поселили ее в доме. Какое-то время она действительно радовала жильцов шелестом зеленых листьев. Но когда наступили осенние холода и деревья в лесу принялись сбрасывать листву, домашняя березка последовала их примеру и тоже сбросила все листья.

Когда горожане рассказали об этом случае знакомому лесничему, тот усмехнулся и сказал, что березка подчинилась закону природы, по которому деревья вынуждены сбрасывать листву, чтобы не погибнуть под тяжестью снега.

А местный дед Митрий рассказал горожанам свою версию. Он считал, что у деревьев, как и у людей есть понятие дружбы. И если все березы в лесу сбросили листья, то их подруга-березка, очутившаяся в доме у людей, последовала примеру своих подружек, чтобы те на нее не обиделись.

После того случая герои рассказа пересадили березку из ящика на улицу, и больше уже не пытались перехитрить законы природы.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Паустовского «Подарок» заключается в том, что природа мудрее человека, а ее законы формировались на протяжении длительного времени. И попытка людей обмануть эти законы не привела к успеху, домашняя березка впала в зимний сон, как и ее лесные подруги.

Рассказ Паустовского «Подарок» учит одинаково уважительно относиться ко всем временам года, потому что у каждого из них есть свои достоинства и положительные стороны.

В рассказе мне понравился мальчик Ваня, который решил сделать приятный подарок своим городским знакомым – поселить в доме кусочек лета, зеленеющую березку. И не беда, что березка отказалась нарушать законы природы. Главное, что подарок Вани был сделан от души.

Какие пословицы подходят к рассказу Паустовского «Подарок»?

От осени к лету повороту нету.
И малый подарок не внаклад.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник статьи: http://detskiychas.ru/school/rodnoye_slovo/otzyv_paustovsky_podarok/

Урок внеклассного чтения по литературе на тему К. Паустовский «Подарок» (4 класс)

Подойдёт и взрослым и детям

Тема: К Паустовский «Подарок».

Цель : формировать умение анализировать литературное произведение.

Задачи : формировать умение выделять главную мысль, работать по содержанию текста; развивать логическое мышление, связную речь, умение находить в тексте языковые средства, литературные приемы; воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире.

1.Организация учебного процесса.

2.Проверка домашнего задания.

— С каждого ряда по одному учащемуся рассказывают наизусть стихотворение. Остальные анализируют, выбирают понравившегося.

3.Работа над новым материалом.

— Сейчас послушаем героев произведений, в которых тоже рассказывается о взаимоотношениях людей и животных. Я, надеюсь вы их узнаете, и назовете рассказы, героями которых они являются.

1)- Раньше я был бродягой и бандитом. Воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды даже стащил жестяную банку с червями. Долго меня ловили, но не могли поймать, пока я не попался в узкий лаз под домом. Да, было страшновато. Но люди меня накормили и оставили жить у себя. Я перестал воровать, и даже совершил благородный поступок. Меня стали называть кот-милиционер.

2) — Сейчас я живу у Вани Малявина и его деда. Когда-то я спас деда Лариона, вывел его из лесного пожара. Правда у меня самого были опалены задние лапы и живот. После того, как деревенский ветеринар отказался меня лечить, дед с внуком отнесли меня в город, к детскому врачу, который меня и вылечил. С тех пор я живу у деда с внуком в деревне.

-Из каких литературных произведений эти герои? («Кот-ворюга», «Заячьи лапы»)

-Кто объединяет их? (Автор К.Г.Паустовский)

Библиографическая справка .(учитель)

— О чем писал Паустовский? (о природе)

-Действительно, природа для него — это открытая книга. Он видел в ней много удивительного и необычного, с любовью и трепетом относился к ней.

Сообщение темы урока.

— Отгадав ребус, узнаете название произведения, с которым сегодня познакомимся.

Игра «Юный толкователь»

— В тексте встретятся слова устаревшие, или которые мы редко употребляем в речи. Нам с вами надо раскрыть их значение. Группа ребят получила задание заранее, остальные помогайте.

не столкуешься товарки

— Творческое задание — фантазирование.

— Не дочитав до конца, учитель задает вопросы.

-Как вы думаете, чем закончится рассказ? Что будет с березкой?

— Вопросы после чтения.

— Какой подарок принес Ваня писателю?

— Удалось сохранить память о лете всю зиму?

Работа над содержанием.

-На сколько смысловых частей можно поделить текст?

-О чем говорится в первой части?

Чтение первой части.

-Зачитайте, как люди относились к приближению осени?

-Как вы думаете, писатель любил это время года? Докажите словами из текста.

-Почему Ваня подарил писателю и его другу березку? Зачитайте.

-Что сделали с березкой? Прижилась она дома? (выборочное чтение)

-О чем повествует вторая часть?

-Когда будете читать, обратите внимание на описание осеннего сада и первых заморозков?

Чтение про себя второй части.

-Каким увидели осенний сад? (словесное рисование)

-Как автор описывает березы? Какие языковые средства использует?

-Что происходит с березой в комнате?

-Какой литературный прием использовал автор при описании первых заморозков? Что такое олицетворение? Докажите, что описывая первые заморозки, писатель использует олицетворение.

— Что произошло с березками в саду и с березкой дома, после первых заморозков?

Жужжащее чтение третьей части.

-Когда будете читать, обратите внимание на то, что лесничий сказал о попытке сохранить листву на березе? И как дед Митрий объяснил облетевшие листья?

-Какое объяснение вам больше нравится? Почему?

-Какая основная мысль произведения? (в природе все идет своим чередом, подчиняется своим законам, и человек не должен стремиться изменить ее, а должен уметь радоваться и наслаждаться тем, чем одаривает его природа)

-Посмотрим, насколько вы внимательны и быстры. Я читаю начало предложения, вы должны его найти и закончить.

-Какой корень у слова подарок?

-Что такое подарок? Какой должен быть подарок?

-Я думаю, вы со мной согласитесь, что дарить подарки и радовать друг друга можем не только мы, но и природа нас одаривает. Наступила — зима. Какие подарки готовит она для нас?

Источник статьи: http://infourok.ru/urok-vneklassnogo-chteniya-po-literature-na-temu-k-paustovskiy-podarok-klass-733415.html

Урок литературного чтения: Константин Паустовский «Подарок» (3 класс)

Подойдёт и взрослым и детям

Городской семинар в рамках работы Школы молодого педагога

Учитель начальных классов КГУ «Средняя школа № 6» Зуборева Елена Вадимовна

Урок литературного чтения

Тема урока: Константин Георгиевич Паустовский «Подарок »

Дата: 30 января 2018 год

Константин Георгиевич Паустовский «Подарок »

Совершенствование навыка анализа художественного произведения, используя приемы критического мышления.

высказывать отношение к прочитанному произведению;

составлять портретное описание героя (синквейн); писать письмо, используя прием РАФТ.

Будут творчески подходить к выполнению заданий.

Будут понятно, аргументировано излагать свои мысли.

Над каким произведением работаем?

Кто автор произведения?

Определение темы урока.

Постановка задач урока.

Проверка домашнего задания

Работа над содержанием текста:

Почему рассказ называется «Подарок»?

С какой целью Ваня принес березку?

Как это характеризует мальчика?

1 практическое задание (упражнение)

Закрепление знаний и способов действий.

Группа № 1, 3, 5 (уровень В, С) – написать синквейн «Ваня»

Группа № 2 (уровень А) – написать письмо Ване от имени березки

Группа № 4 (уровень А) – написать письмо Ване от своего имени

Группа № 6 (уровень А) – написать письмо березке от своего имени

2 практическое задание (упражнение)

Взаимооценивание синквейнов (группа №2, №4, №6 – уровень А).

Два правильных прилагательных – 2б

Одно правильное прилагательное – 1б

Нет задания – 0б

Три правильных глагола – 3б

Два правильных глагола – 2б

Один правильный глагол – 1б

Нет задания – 0б

Предложение из четырех слов и соответствует содержанию – 4б

Предложение из трех или более слов, но соответствует содержанию – 2б

Предложение не соответствует содержанию – 0б

Синоним соответствует названию – 1б

Синоним не соответствует названию – 0б

Нет повторов – 1б. Есть повторы – 0б

Во время оценивания синквейна группы №1, №3, №5 (уровень В и С) выполняют тест.

Текст «Подарок» – это:

А) рассказ Б) сказка В) повесть

А) В. Одоевский Б) К. Паустовский В) Г. Сапгир

Какое дерево принес Ваня в подарок?:

А) яблоньку Б) осинку В) берёзку

Какой литературный приём использовал писатель «В саду поселилась осень»?:

А) сравнение Б) олицетворение В) эпитет

«И у всякой травы и дерева тоже дружба иногда бывает». Чьи это слова?:

А) Вани Б) знакомого лесничего В) деда Митрия

6. Чем закончилась история?

А) Берёзу высадили в сад Б) Берёзу высадили в лес В) Берёзу оставили в доме

Самопроверка результатов теста по ключу:

1 — А 2 – Б 3 – В 4 – Б 5 – В 6 – А

«2» — 3 балла и меньше

Комментарии спикеров, которые оценивали синквейн. Рекомендации.

1. Чем закончилась попытка сохранить память о лете?

2. Можно ли обмануть закон природы?

3. Как объяснить причину опавших листьев с научной точки зрения?

4. Как эту же причину событий объяснил дед Митяй с житейской точки зрения?

3 практическое задание (упражнение)

Чтение писем, написанных, используя стратегию РАФТ.

— Представьте, что это та самая березка, которую посадили под окнами дома. Посмотрите, как она выросла. За окном возможно мелькнет лицо Вани.

— Давайте послушаем письма, которые написали ребята

Взимооценивание писем с помощью тонких стикеров.

Как бы вы объяснили причину случившегося?

В чем основная идея произведения?

Кого я хочу поблагодарить за работу на уроке? (на стикерах)

— Как вы понимаете значения данных фразеологизмов?

Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:

ИКТ: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация PowerPoint

Раздаточный материал: стикеры, тест, листы оценивания.

Справочный материал: толковый словарь русского языка С. Ожегова

Придумать продолжение рассказа

Правила написания писем.

Писать следует разборчиво, без ошибок.

Композиция (построение письма)

Заключительные формулы вежливости.

Писать необходимо начать со слов приветствия и обращения.

Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя получателя или его фамилию. После обращения ставится восклицательный знак или точка.

Текст письма начинается с красной строки с заглавной буквы.

Заключительную форму вежливости и подпись лучше написать справа, внизу.

Дату не следует обозначать цифрами (12.01. 2018). Следует писать 12 января 2018 год.

Заключительная формула вежливости (так же, как и обращение) зависит от того, в каких отношениях вы находитесь с адресатом. Здесь могут быть два варианта.

Первый – вы пишите другу или родственнику, хорошему знакомому. В этом случае можно закончить письмо следующим образом:

Искренне твой (ваш)…

Твой искренний друг…

Твой любящий сын…

Второй – недостаточно хорошо знакомым людям или официальным лицам обычно пишут:

Памятка по написанию синквейна.

Название: одно слово (кто? что?)

Описание: два слова (какой? какая? какое? какие?)

Действие: три слова (что делает?)

Предложение: четыре слова (чувства, отношение)

Вывод: одно слово (синоним названию)

Номер материала: ДБ-1105257

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник статьи: http://infourok.ru/urok-literaturnogo-chteniya-konstantin-paustovskiy-podarok-klass-2527074.html

Оцените статью