День российской анимации 2019. Как появились мультики?
Ежегодно 8 апреля отмечается замечательный праздник — День российской анимации. Прошло уже 107 лет со дня первой официальной анимационной премьеры в России. Давайте узнаем, как развивался отечественный мультфильм.
Историки кино считают, что первый показ мультипликационного фильма состоялся до рождения игрового кино, в 1892 году, когда французский художник и изобретатель Эмиль Рейно представил публике, собравшейся в парижском музее Гревен, свои «светящиеся пантомимы». А задолго до этого, 30 августа 1877 года, он положил начало искусству мультипликации, запатентовав праксиноскоп — оптический прибор, при помощи которого можно было рассматривать движущиеся изображения. Сегодня, когда мы отмечаем день российской анимации, стоит вспомнить и об отечественном вкладе в это искусство. Тем более что анимация — это, пожалуй, один из главных предметов гордости СССР.
Советские мультфильмы по достоинству ценят не только выросшие на них россияне, но и зарубежные зрители. О признании анимационных фильмов СССР за рубежом говорит не только искренняя любовь взрослых и детей из разных стран, но и многочисленные награды международных фестивалей. Так в Японии наш Чебурашка успешно составляет конкуренцию местным покемонам. А один из наиболее выдающихся режиссёров-аниматоров современности Хаяо Миядзаки рассказывал, что именно мультфильм Льва Атаманова «Снежная королева» в своё время убедил его в правильности сделанного им профессионального выбора.
Первым русским мультипликатором был Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра, который уже в 1906 году создавал первые в мире кукольные мультфильмы. Будучи в одной из своих заграничных поездок в Лондоне, он приобрёл 17,5-мм кинокамеру «Biokam». И в 1904 году обратился в Дирекцию императорских театров с просьбой разрешить ему безвозмездно снимать балерин театра. Однако ему не просто отказали, а даже запретили заниматься подобной съёмкой. И тогда он организовал в комнате съёмочный павильон и на маленькой сцене специального ящика, имитировавшего театральные кулисы в несколько ярусов с электрическим освещением изнутри, реализовывал мультипликационные фильмы-балеты. Его целью было не создание нового искусства, а попытка воспроизведения человеческого движения, воссоздание той самой хореографии, которую ему не дали запечатлеть.
«Пьеро-художники», 1907 год:
Подход к созданию картин у каждого советского аниматора был свой. Если Александр Ширяев снимал кукол, то Владислав Старевич работал с препарированными жуками. В 1910 году он приехал в Москву с целым чемоданом жуков и желанием снимать про них фильмы. Во французских кинокомпаниях ему хохотали в лицо, а соотечественники встретили с интересом. Знаменитый кинопредприниматель Александр Ханжонков взял проект под свое крыло. 8 апреля 1912 года в России состоялась премьера отечественного мультфильма «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», в котором жуки пародировали героев рыцарских романов. Именно это событие празднуется ежегодно как День российской анимации. Фильм пользовался нереальным успехом и был продан за рубеж. Забавно, что зрители искренне удивлялись: «Как Старевич сумел добиться таких невероятных вещей от насекомых с помощью дрессировки?!»
Читайте также: День театра 2019: от античности до современности
Кстати, сотрудники фирмы Ханжонкова еще много лет не раскрывали свой секрет, умалчивая о том, что насекомые вовсе не живые. Один цирковой артист умолял Старевича открыть секрет воспитания жуков, на что тот, театрально взмахивая руками, восклицал: «Никогда! Слышите — никогда!».
А ведь действительно, насекомые выглядят, как выпускники жучиного театрального училища. Давайте убедимся в этом, посмотрев «Стрекозу и муравья» Владислава Старевича:
А ведь здорово бы было по-настоящему дрессировать жуков: платить им за игру не надо, к ролям не привередливы, да и стрекоза неплохо бы смотрелась на обложке глянцевого журнала.
Еще один великий отечественный аниматор Александр Алексеев создавал свои проекты при помощи игольчатого экрана, который он запатентовал 11 июля 1935 года. Игольчатый экран представляет собой полотно с 500 000 или 1 млн маленькими штырями, которые можно отодвигать вперед и назад. За счет изменения отбрасываемых ими теней создается картинка, а из тысяч таких картинок образуется мультфильм. Алексеев нередко говорил, что именно этот метод позволяет сделать анимацию поэтичной, а не комичной, как при рисованной мультипликации.
Дочь Александра Алексеева Светлана Алексеева-Рокуэлл рассказала о том, как создавался первый игольчатый экран:
Мой отец отправил маму покупать иголки в какой-то большой парижский универмаг. Я была с ней. Мы пришли в швейный отдел, и мама попросила продать нам три фунта иголок. Продавщица посмотрела на маму с удивлением: «Три фунта иголок?! Обычно люди покупают простой маленький набор для шитья. Вы просите целых три фунта?» Продавщица подумала, что моя мама сумасшедшая. И вот, когда пришли, мы положили холст на столе и начали втыкать иголки одну за другой, одну за другой. У нас ушло несколько дней на то, чтобы заполнить холст иголками. Наши пальцы были исколоты до крови.
К сожалению, работа с игольчатым экраном была очень трудоемкой, и на создание одного мультфильма длиной в несколько минут уходили долгие месяцы непрерывного труда. А учитывая то, что этот метод не позволял создавать динамичные картины, развить сюжет тоже не получалось. Именно поэтому Александр Алексеев не смог зарабатывать на своем искусстве. Самые известные мультики, сделанные Алексеевым на игольчатом экране, — это «Ночь на Лысой горе» и «Нос». Всего успел он сделать менее 10 мультиков с помощью данной техники.
«Ночь на Лысой горе», 1933 год:
Основным источником заработка для него стало создание коротких рекламных роликов. Столкнувшись с финансовыми трудностями, Алексеев начал делать рекламу для кофе, сигарет, мыла, бензина и т.д. Для ее создания мультипликатор использовал бытовые предметы, различные хитроумные приспособления и визуальные эффекты. Эти рекламные ролики дают нам понять, что Алексеев не боялся экспериментов с анимацией и не ограничивался своим главным изобретением. И, безусловно, — это настоящее искусство. Убедитесь сами:
Это слайд-шоу требует JavaScript.
В развитии отечественной мультипликации были и переломные моменты. В 1933 году в кинотеатре «Ударник» открылся фестиваль американских мультфильмов, на котором произвели фурор картины «Пароход Вилли» и «Три поросенка» студии Уолта Диснея. Стиль и метод производства диснеевских картин были признаны эталоном, так как товарищ Сталин дал очень высокую оценку этим работам. В том же году на первом Всесоюзном совещании по кинокомедии был выдвинут единогласный лозунг: «Даешь советского Микки Мауса!». Еще через два года мультфильмы Диснея вышли в широкий прокат.
Ориентировка на диснеевские стандарты приводит к тому, что в 1936 году создается точная копия студии Диснея «Союздетмультфильм», впоследствии — «Союзмультфильм». Так советская анимация утратила самобытность.
Но после Великой Отечественной войны все изменилось. Госзаказ в рамках борьбы с космополитизмом стал диктовать художникам следовать принципам реалистичности и народности, результатом чего стало появление таких мультипликационных сказок, как «Аленький цветочек», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев», на которых выросло множество поколений. Да и по сей день родители воспитывают своих детей, включая в досуг эти замечательные сказки. Советская мультипликация сформировала свой собственный стиль, за очарование и самобытность которого ее любят и ценят во всем мире.
Кстати, полюбившиеся нам сюжеты сказок «Аленький цветочек» и «Двенадцать месяцев» скоро разыграются на сценах московских театров. Купить билеты на все спектакли можно на сайте и в кассах Пономиналу (жмите на удобную дату).
- 6 апреля 2019 года — спектакль «Аленький цветочек» в Театре имени Пушкина
- 13 апреля 2019 года — спектакль «Аленький цветочек» в Театре-студии Откровение
- 14 апреля 2019 года — спектакль «Двенадцать месяцев» в МДТ Джигарханяна
- 21 апреля 2019 года — спектакль «Двенадцать месяцев» в Детском Музыкальном Театре имени Натальи Сац
- 4 мая 2019 года — спектакль «Аленький цветочек» в Московском Губернском театре
- 23 ноября 2019 года — спектакль «Двенадцать месяцев» в Театриуме на Серпуховке
А еще не упустите возможность весело провести время за просмотром любимых мультфильмов в День советской анимации. Во многих городах устраивают даже тематические акции, выставки, фестивали. Телевидение также празднует этот день, показывая различные сюжеты про начинающих и уже известных мультипликаторов. Лучших награждают приуроченной ко Дню российской анимации национальной премией «Икар». А киноцентры делятся шедеврами отечественной мультипликации. Например, в 2016 году сеть Московских кинотеатров совместно с «Союзмультфильмом» на протяжении апреля устраивали бесплатный показ ряда картин.
Обложка: Pinterest
Источник статьи: http://sova.ponominalu.ru/novosti/den-rossiyskoy-animatsii/
День российской анимации
8 апреля отмечается добрый и веселый праздник – День российской анимации, которая в 2012 году отметила своё 100-летие. Точнее – 100-летие со дня первой официальной анимационной премьеры в России.
Именно (26 марта) 8 апреля 1912 года состоялась премьера первого российского мультипликационного фильма – «Прекрасная Люканида». Широкая публика впервые в истории увидела анимационную картину. Это была работа биолога Владислава Старевича про несчастную любовь из жизни насекомых.
Кукольная анимация В.Старевича имела огромный успех и не только на Родине, но и за рубежом. Для своего времени это был прорыв в мировом анимационном искусстве. Мультфильм поразил зрителей именно своей техникой – многие из них были уверены, что смотрят уникальные натурные съемки и мастерство дрессировщика насекомых, а не рукотворные модели.
С тех пор российская анимационная школа завоевала в мировом анимационном искусстве твердые позиции, в ней работали и работают выдающиеся мастера, чьи работы вошли в золотой фонд мировой мультипликации и сегодня продолжают радовать нас. Кстати, в истории не так много игровых фильмов, которые могли бы соревноваться с «мультиками» в долголетии и «преданности» зрителей.
В настоящее время российская школа мультипликации не теряет своих высоких позиций, а её разнообразие стилей и направлений поражает воображение.
В юбилейный, 2012-й, год по всей стране было проведено множество мероприятий и акций, посвященных российской мультипликации. Так, в кинотеатрах страны прошли демонстрации мультфильмов лучших российских аниматоров, а также были показаны малоизвестные фильмы, которые по тем или иным причинам не были доведены до широкого зрителя – это архивные находки, «полочное» кино, учебные работы, экспериментальные ролики, незавершенные фильмы, авторские версии и многое другое.
Ещё к юбилею были приурочены различные выставки, концерты, фестивали и другие мероприятия. С того момента и было принято решение сделать этот праздник – День российской анимации – ежегодным и отмечать его 8 апреля. В последующие годы традиция проведения праздничных мероприятий и бесплатных показов мультипликационных фильмов в различных кинотеатрах страны продолжилась.
Организаторы праздника надеются, что День российской анимации будет способствовать продвижению российской анимации на отечественном рынке проката. Ведь это те качественные детские мультфильмы, по которым мы давно соскучились, они учат детей любви, дружбе, честности, взаимопониманию, и, конечно же, несут образовательную и развивающую функции.
Напомним, что Международный день анимации отмечается ежегодно 28 октября.
Другие праздники в разделе «Праздники России»
Источник статьи: http://www.calend.ru/holidays/0/0/3234/
Анимации с советскими праздниками
День российской анимации: от почивших жуков Российской империи до взлета «Союзмульфильма»
День российской анимации отмечают сегодня, 8 апреля, в этот день в 1912 году впервые в Российской империи показали кукольный мультфильм про насекомых биолога Владислава Старевича, куклами там выступали сами почившие жуки. Творение называлось «Прекрасная Люканида или Война усачей с рогачами». На самом деле создание кукольных мультфильмов в царской России началось чуть ранее, но назвать все это национальной анимацией очень сложно, кинотеатры располагались лишь в столицах и не все дети имели доступ к новому развлечению.
Настоящий интерес к нашей анимации возник уже в советское время, и многие тогдашние мультфильмы вошли в золотой мировой фонд, чего, к сожалению, о сегодняшних мультиках сказать пока нельзя.
600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;» title=»Ежик в тумане, мультфильм, СССР(2019)|Фото: cherinfo.ru»/>
Многим до сих пор непонятно, почему именно мультфильм Старевича, снятый в 1912 году, взят за стартовую дату для отечественной анимации. Так, например, еще в 1906 году балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев создал первый в мире отечественный кукольный мультфильм, в котором изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций — сцены. Танцующие куколки Ширяева были сняты только для знакомых, он показывал свои работы и студентам, но широкая общественность так и не увидела «первого в России» мультика. Таким образом, именно мультфильм про борьбу за самку-жучиху по средневековому сюжету Старевича считается стартом для истории отечественной анимации. Но, по сути, история эта была в Российской империи не такой блистательной и долгой, главное — охватывала небольшое количество зрителей.
С приходом новой власти, для которой кино было важнейшим из искусств, ситуация изменяется — появляется больше кинотеатров – залы организуют при клубах, которые строятся во всех регионах и крупных городах, кино идет в народ.
«Действительно, к началу 1920-х гг. власти в нашей стране сталкиваются с серьезными трудностями в связи с неразвитостью сети кинотеатров, — рассказывает Накануне.RU старший научный сотрудник отдела истории Музея истории и археологии Урала Екатерина Кушниренко. — По данным члена правления Акционерного общества «Пролетарское Кино», директора 1-й фабрики Константина Фельдмана, в США на момент 1924 года было 30 тыс. кинотеатров, а в СССР – всего 800″.
Фельдман видел решением этой проблемы ставку на киноклуб, расширение сети кинотеатров через обеспечение клубов киноустановками. «Идея использовать для кинопоказов клубы позволила резко увеличить количество кинозрителей в стране. Первоначально фильмы показывали бесплатно: прокат обеспечивал профсоюз», — рассказывает эксперт. Что касается мульт-кино, то в 1936 году в СССР появилась знаменитая киностудия «Союзмультфильм» (из объединения мелких коллективов Мосфильма, Совкино, Межрабпомфильма и Экспериментальной Мультипликационной Мастерской). Эту дату, наверное, можно считать и рождением отечественной анимации в большей степени, нежели единичный мультик с жуками в главных ролях.
Советская мультипликация прославилась не только своими массовыми и хорошо принятыми зрителями работами — до сих пор многие родители воспитывают детей именно на примерах добра советских мультиков, не принимая современных отечественных «маш и медведей» и «смешариков», но и «странноватыми», на взгляд некоторых, авангардными мультиками, до сих пор вызывающими восхищение у современников.
600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;» title=»Простоквашино(2018)|Фото: союзмультфильм»/>
Ранней советской мультипликации свойственен максимальный реализм – сюжетами часто являются экранизации классических произведений или известных сказок, анимация в то время не только развлекала, но и имела воспитательный характер. В 60-ые годы начинаются эксперименты, появляется особая авангардная манера, используются различные техники (рисовка по стеклу, например). В 80-ых выходит знаменитый полнометражный фильм «Тайна третьей планеты».
«Союзмультфильм» был самой крупной в Европе студией, производящей по 40 мультфильмов в год. В 1990-ые годы мульт-индустрия, как и кинематограф в целом, потерпели немалый урон, количество выпускаемых мультфильмов снизилось, «Союзмультфильм» даже лишился своего здания и находился на грани выживания. Сегодня отечественная массовая анимация сосредоточена на выпуске сиквелов, например, «Союзмультфильм» представил «Трое из Простоквашино» — ленту подвергают критике, зрители считают, что кинематограф «уже не тот». При этом старые советские хиты, такие как «Ежик в тумане» Юрия Норштейна, до сих пор удостаиваются самых высоких оценок среди критиков и зрителей — в 2003 году его признали лучшим анимационным фильмом всех времен на фестивале в Токио в 2003 году.
«Почему сейчас нет тех шедевров, которыми было богато советское мульт-производство? Сейчас нет творцов, — считает кинокриткик Дмитрий «Гоблин» Пучков. – Я так думаю, что все зависит от творцов — если у них есть какие-то идеи, то им есть, что сказать людям, и это, можно сказать, остается навсегда жить в веках. Ну, а если творец глуп и бездарен, ему и сказать нечего, а зрителю смотреть неинтересно. К сожалению, советская анимация умерла, а детей после себя не оставила. Что касается сиквелов, то они обречены на провал, потому что это были советские мультфильмы про советских детей, а не про жадность или зависть нашего общества».
Источник статьи: http://www.nakanune.ru/news/2019/04/08/22537747/