Армяне обычаи традиции праздники

Армянские традиции

Сквозь века пронесла и сумела сохранить от вражеских набегов свое истинное духовное богатство Армения. И сегодня армяне строго соблюдают свою религию и культуру, а также такие многовековые национальные традиции, как прочность брака и почитание старших, крепость родственных связей, взаимопомощь и гостеприимство. Армяне немного темпераментный и вспыльчивый, но при этом открытый и добродушный народ, известный своим гостеприимством.

Как и при посещении любой другой страны, посещая Армению, стоит знать нюансы культуры поведения. Не будет большой беды, если по незнанию иностранный гость нарушит какую–либо традицию. Его лишь любезно поправят. Но дабы избежать неловких ситуаций, предлагаем вам познакомиться с основными армянскими обычаями.

Начнем с приветствия

При первой встрече или новом знакомстве армяне просто пожимают руки. При встрече лиц мужского пола, хороших или близких друзей пожатие рук дополняется дружеским поцелуем. Именно это дополнение порой смущает многих иностранцев. Также, дружеским поцелуем, приветствуют друг друга и девушки. Поцелуй в этом случае является символом дружбы и длительного знакомства.

Армянское гостеприимство

Широко известно уважительное отношение к иностранцам и армянское гостеприимство. Встречая гостя, армянин старается сделать все возможное и не возможное, чтобы он полюбили его родину так же сильно, как и он сам, а во время путешествия чувствовал себя хорошо и комфортно.

Читайте также:  Когда праздник день пфр

Нередки случаи, когда туриста приглашают в гости совершенно незнакомые люди, угощают его национальными блюдами, предлагают показать город и его достопримечательности. Не стоит искать в этих предложениях ничего корыстного. Это лишь признак искреннего армянского гостеприимства.

Культура общения

В общении армяне просты и открыты. Привычное дело смотреть при разговоре друг другу прямо в глаза, задавать подробные и даже личные вопросы. Армяне очень вежливы и сострадательны. Чужие проблемы и невзгоды принимаются ими очень близко к сердцу.

Если у вас уже есть опыт общения с армянами, то вы не раз слышали свое имя в сочетании с ласкательным словом «джан». Это непереводимое на русский язык слово выражает ласковое отношение говорящего к собеседнику. Еще одно весьма колоритное выражение нежности у армян – фраза «цавт танем». Дословно перевести ее можно так – «возьму твою боль на себя».

Пусть вас не удивляет французское «мерси», которое можно часто услышать в Армении. Им здесь заменяют армянское спасибо «шноракалуцюн». Попробуйте. Правда, французский аналог произнести намного легче?

Армянская свадьба

Как и для многих других народов, для армян свадьба является очень важным и большим праздником. Церемониал свадьбы состоит из нескольких частей: сговора, обручения и самого свадебного торжества. И пусть сегодня уже не гуляют на протяжении недели, как это делалось раньше, но количество гостей на свадьбе по–прежнему очень велико. Свидетелями на армянской свадьбе становятся «крестные свадьбы». Ими просят стать самую близкую и уважаемую семейную пару из окружения невесты и жениха. Кстати, считается, что именно они несут ответственность за новую семью: от дня ее образования до самого конца.

Наутро после свадьбы в дом невесты приносится красное яблоко. Так женщины из рода мужа подтверждают невинность невесты.

На свадьбе невесте дают подержать ребенка. Причем, это обязательно должен быть мальчик. Считается, что это предопределит род первенца пары. Традиционно армянские семьи многодетны. Рождению в семье ребенка всегда радовались. Но рождению мальчика радовались и радуются особо. Кстати, в течение 40 дней после рождения младенца не показывают никому, кроме близких.

Народные праздники в Армении

В этом разделе мы попробуем рассказать вам о наиболее почитаемых армянами праздниках.

«Трндез»

Отмечаемый в конце зимы, он пришел из языческих времен, когда люди еще поклонялись огню. Большой костер – главный атрибут праздника – разводится непосредственно во дворе церкви. Считается, что молодожены, перепрыгнувшие через него, очищаются от всего плохого, в том числе зла, высокомерия и несчастий. Именно с этим днем в Армению приходит весна.

«Цахказард» или «Царзардар»

Еще один праздник, посвященный приходу весны. В этот день армяне приносят в церковь опушившиеся веточки вербы и ивовые веночки. Последние после освящения в церкви надевают на головы молодых и детей.

«Вардавар»

Летний веселый праздник воды «Вардавар» отмечается в начале августа. Именно на этот период приходится особенная жара и поля в республике страдают от засухи. И здесь, в традиционном обливании водой, можно увидеть древние корни языческих обрядов. В незапамятные времена помолвленные девушки за три недели до свадьбы бросали в миску с водой пшеницу и овес, и ждали когда зерна прорастут. Именно этой водой молодые и поливали друг друга.

День Святого Саркиса

Отмечаемый 13 февраля (накануне европейского Дня Святого Валентина) праздник очень ждут армянские девушки. В этот день они пекут специальное соленое печенье (мука и соль в пропорции 1:1) – «ахаблит». Скушать его нужно перед самым сном. Считается, что во сне девушке обязательно явится суженый и поднесет ей воды, чтобы напиться.

Армянское вино и коньяк

Любой армянин расскажет вам, что основал традиционное виноделие Ной. Именно он посадил первую виноградную лозу, спустившись с ковчега на эту священную землю. Однако, археологические раскопки доказывают, что вино на территории современной Армении изготавливали ещё в XI–X столетиях до н.э. А упоминание о вине изготовленном в Наири (одном из племен, проживавших на территории Армянского нагорья) можно встретить у Страбона и Геродота.

Армянские сорта винограда отличаются высоким содержанием сахара. За счет этого в вине «вырабатывается» больше спирта. Самыми распространенными сортами винограда, которые используются для изготовления сладких, полусладких и сухих вин являются: ахтанак, каберне, арени, саперави, мускат, султана и ркацетели.

Но для большинства из нас Армения больше ассоциируется с коньяком, чем с вином. Процесс изготовления коньяка, сложнее, чем вина. А его промышленное производство было налажено здесь лишь в XIX столетии. Изготовляют его лишь из высококачественных отборных виноградных сортов, которые выращиваются в Араратской долине. Благодаря таким сортам как кахет, мехали, воскеат, гаран-дмак и чилар напиток насыщается необычайно бархатистым и терпким ароматом, вкусом армянской земли.

Источник статьи: http://well.ru/geo/asia/armeniya/habit.html

Народные традиции: Армения

Давно заме­чено, что люди, глу­боко чув­ству­ю­щие свое наци­о­наль­ное само­со­зна­ние и куль­тур­ное един­ство, с осо­бым почи­та­нием строят свою жизнь в соот­вет­ствии с обы­ча­ями пред­ков. Арме­ния сумела сохра­нить свое истин­ное духов­ное богат­ство — рели­гию, куль­туру и наци­о­наль­ные мно­го­ве­ко­вые тра­ди­ции, кото­рые они строго соблю­дают, как в радо­сти, так и в горе. На сего­дняш­ний день устой­чиво сохра­ня­ются такие армян­ские тра­ди­ции как проч­ность брака, почи­та­ние стар­ших, кре­пость и широта род­ствен­ных свя­зей, обы­чай род­ствен­ной и сосед­ской вза­и­мо­по­мощи, гостеприимство.

Погребальные обычаи

В народ­ных погре­баль­ных обы­чаях сохра­ня­ется этика почи­та­ния памяти усоп­ших. Поми­наль­ные обряды устра­и­ва­ются в день похо­рон, на сле­ду­ю­щий день, на 7‑й день, на 40‑й день и в годов­щину смерти.

Свадьба

Сва­дьба у армян — это очень боль­шой празд­ник. Ее цере­мо­ниал вклю­чает сго­вор, обру­че­ние и само сва­деб­ное тор­же­ство. Сего­дня уже изжила себя тра­ди­ция гулять, как гово­рится, «семь дней, семь ночей». Хотя раньше гуляли именно так.

Всем селом. Гостей на армян­ской сва­дьбе дей­стви­тельно много. В роли сви­де­те­лей на армян­ской сва­дьбе высту­пают «крест­ные сва­дьбы». Как пра­вило, это самая близ­кая, самая ува­жа­е­мая семей­ная пара из окру­же­ния жениха и невесты.

В крест­ные выби­рают семью, кото­рая сама явля­ется при­ме­ром, чтобы новая семья была похожа на них. Крест­ный делает самый доро­гой пода­рок на сва­дьбу. Кстати, под­не­се­ние даров – отдель­ный сва­деб­ный обряд. Род­ствен­ники жениха и неве­сты, а также гости дарят моло­до­же­нам дра­го­цен­но­сти, ткани, пред­меты домаш­него оби­хода, деньги. Сва­дьба сопро­вож­да­ется мно­же­ством раз­лич­ных весе­лых обрядов.

Во время выкупа неве­сты род­ные могут назна­чить за нее любую сумму, и дело чести крест­ного найти эти деньги, хотя, как пра­вило, суммы чисто сим­во­ли­че­ские. Неве­сту ведет к алтарю – поса­жен­ный отец, а крест­ные несут ответ­ствен­ность за семью с начала ее обра­зо­ва­ния и до самого конца. На сва­дьбе неве­сте дают подер­жать ребенка, при­чем обя­за­тельно муж­ского пола, чтобы пер­ве­нец родился маль­чи­ком. Наутро после сва­дьбы, жен­щины из рода мужа при­но­сят в дом неве­сты крас­ное яблоко, кото­рое сим­во­ли­зи­рует невин­ность невесты.

Рождение ребенка

Тра­ди­ци­онно (осо­бенно в селах) в армян­ских семьях много детей. Рож­де­ние ребенка – сча­стье. Этому собы­тию все­гда радовались.

Осо­бенно радо­ва­лись рож­де­нию сына. В дни цер­ков­ных празд­ни­ков перед домом, где родился мла­де­нец, играла музыка, а дом укра­шали зеле­ными вет­вями – сим­вол про­дол­же­ния рода. Ребенка не пока­зы­вают никому, кроме близ­ких, в тече­ние 40 дней после рождения.

При любом радост­ном собы­тии винов­ник тор­же­ства кла­дет руку на голову дру­зьям и близ­ким, говоря «таросе кес» («пере­даю тебе») — желая им того же сча­стья, что и у него.

Армянское гостеприимство

Про госте­при­им­ство армян­ского народа знают во всем мире. По любому слу­чаю радо­сти и сча­стья обя­за­тельно надо накрыть стол там, где у тебя есть близ­кие люди: в доме, на работе и т.д.

Обя­за­тельно нужно выпить и поку­шать — если ты не сде­ла­ешь этого, то ты не жела­ешь сча­стья. Чем чаще ты накры­ва­ешь стол (по любому поводу) тем больше тебе вер­нется — искренне счи­тают армяне.

Традиции виноделия и изготовления коньяка

Каж­дый армя­нин знает, что Ной, сту­пив на землю в этом свя­щен­ном месте, поса­дил тут первую вино­град­ную лозу. Так было поло­жено начало тра­ди­ци­он­ному вино­де­лию в Арме­нии. Что ж, рас­копки дей­стви­тельно сви­де­тель­ствуют, о том, что вина здесь делали еще в XI–X веках до н.э. О винах страны Наири (одно из пле­мен­ных госу­дарств на тер­ри­то­рии Армян­ского наго­рья) писали еще Стра­бон и Геродот.

Армянское вино

Любому армя­нину известно, что Ной, сту­пив на эту свя­щен­ную землю, поса­дил там первую вино­град­ную лозу. Так в Арме­нии было осно­вано тра­ди­ци­он­ное вино­де­лие. На самом деле, согласно рас­коп­кам вино здесь стали изго­тов­лять ещё в XI–X веках до н.э. Вино, изго­тов­лен­ное в Наири (одного их пле­мени, про­жи­ва­ю­щего на тер­ри­то­рии Армян­ского наго­рья), упо­ми­на­лось даже Стра­бо­ном и Герод­о­том. Еще в древ­ние вре­мена, армяне могли делать хоро­шее вино, а их методы выра­щи­ва­ния вино­града и ухода за ним, раз­ра­бо­тан­ные ещё со вре­мён суще­ство­ва­ния госу­дар­ства Урарту, не меня­лись веками.

У дома или в саду хозяйств, зани­ма­ю­щихся вино­де­лием, устра­и­вали вин­ный пресс «хан­д­зан». Внутри пресса нахо­дился длин­ный чан, сло­жен­ный из камня или кир­пича и покры­тый тол­стым слоем извест­ко­вого рас­твора, дно чана дела­лось слегка наклон­ным, а его отвер­стие выхо­дило в камен­ный кув­шин, вры­тый в землю. Муж­чины, сняв обувь и тща­тельно вымыв ноги, давили в этом чане вино­град. Полу­чив­ше­еся вино­град­ное сусло пода­ва­лось из пер­вого кув­шина во вто­рой, затем боль­шими чер­па­ками с длин­ной руч­кой раз­ли­ва­лось по «кара­сам» (гли­ня­ным кув­ши­нам), кото­рые хра­ни­лись зако­пан­ными в землю, как было при­нято в Урарту. Само вино исполь­зо­ва­лось и для при­го­тов­ле­ния вин­ного уксуса, а его жмых шёл на изго­тов­ле­ние водки в спе­ци­аль­ных вино­ку­рен­ных аппаратах.

Осо­бен­ность армян­ских сор­тов вино­града заклю­ча­ется в их высо­ком содер­жа­нии сахара, за счёт кото­рого «выра­ба­ты­ва­ется» больше спирта. Это довольно про­стое объ­яс­не­ние. Самыми рас­про­стра­нен­ными сор­тами вино­града, исполь­зу­е­мыми в каче­стве основы при изго­тов­ле­нии хоро­ших слад­ких, полу­слад­ких и сухих вин явля­ются: ахта­нак, арени, каберне, сапе­рави, сул­тана, мускат, ркацетели.

Армянский коньяк

У боль­шин­ства из нас Арме­ния ассо­ци­и­ру­ется с конья­ком. Про­цесс изго­тов­ле­ния коньяка, на самом деле, слож­нее, чем вина. Про­мыш­лен­ное про­из­вод­ство коньяка Арме­ния нала­дила только в XIX веке. Армян­ский коньяк про­из­во­дится из высо­ко­ка­че­ствен­ных отбор­ных вино­град­ных сор­тов, выра­щи­ва­е­мых в Ара­рат­ской долине. Такие сорта как мехали, кахет, гаран-дмак, воскеат, чилар насы­щают напи­ток необы­чайно бар­ха­ти­стым и терп­ким аро­ма­том, вку­сом род­ной земли. В про­цессе пер­вого сбра­жи­ва­ния вино­града полу­ча­ется вино, кото­рое затем под­вер­гают трёх- четы­рёх разо­вой дистил­ля­ции, в резуль­тате кото­рой и полу­ча­ется 60–70-градусный спирт. Полу­чен­ный спирт раз­ли­ва­ется по дубо­вым бочкам.

Нема­ло­важ­ную роль в коньяч­ном про­из­вод­стве играют и бочки. Для их изго­тов­ле­ния из Фран­ции, Рос­сии и стран Восточ­ной Европы постав­ля­ется дре­ве­сина, спе­ци­ально ото­бран­ных пород дуба. Спирт в таких боч­ках выдер­жи­ва­ется от 3 до 20 лет. И только после этого, высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные про­фес­си­о­налы под­би­рают состав коньяка из смеси 3‑, 5- или 6- коньяч­ных спир­тов с род­ни­ко­вой водой из армян­ских гор­ных источ­ни­ков. Чистая и про­зрач­ная вода явля­ется важ­ным уси­ли­те­лем вкуса напитка, без кото­рого ни один букет не будет полным.

Перед окон­ча­тель­ным роз­ли­вом, в зави­си­мо­сти от каче­ства, коньяк в ста­рых дере­вян­ных боч­ках выдер­жи­ва­ется не менее 12 меся­цев, а мароч­ные на менее 3 лет. Армян­ский коньяк настолько хорош и изве­стен своим непо­вто­ри­мым бар­ха­ти­сто-шоко­лад­ным вку­сом, что даже сам ста­рина Чер­чиль еже­годно при­об­ре­тал не менее 400 буты­лок этого напитка.

Традиции армянских народных праздников

Празд­ник «Трн­дез» отме­ча­ется в конце зимы. Этот празд­ник при­шел из язы­че­ских вре­мен покло­не­ния огню. Прямо во дворе церкви раз­во­дят боль­шой костер и моло­до­жены пры­гают через него, чтобы очи­ститься от всего пло­хого: зла, высо­ко­ме­рия и несча­стий. С этим днем на землю Арме­нии при­хо­дит весна…

Празд­ник «Цах­ка­зард» или «Цар­за­рдар» тоже посвя­щен при­ходу весны. В этот день люди при­хо­дят в цер­ковь с опу­шив­ши­мися веточ­ками вербы и, после освя­ще­ния в церкви, наде­вают на головы моло­дых и детей иво­вые веночки.

Летом, в начале авгу­ста, когда стано­вится осо­бенно жарко и поля стра­дают от засухи, насту­пает спа­си­тель­ный празд­ник воды «Вар­да­вар». В тра­ди­ци­он­ном обли­ва­нии водой друг друга на ули­цах города также уга­ды­ва­ются древ­ние корни язы­че­ских обря­дов. С неза­па­мят­ных вре­мен помолв­лен­ные девушки за три недели до сва­дьбы должны были бро­сить в миску с водой пше­ницу и овес, а когда зерна про­рас­тали, то этой водой моло­дые поли­вали друг друга. Вар­да­вар про­хо­дит доста­точно весело.

День Свя­того Сар­киса отме­ча­ется 13 фев­раля, нака­нуне евро­пей­ского Дня Свя­того Вален­тина — Дня всех влюб­лен­ных. В этот день девушки пекут спе­ци­аль­ное соле­ное пече­нье — «ахаб­лит». Пече­нье съе­да­ется перед сном и тот, кто явится девушке во сне и под­не­сет воды, чтобы напиться, тот и явля­ется суженым.

Традиционное жилище

Тра­ди­ци­он­ные дома в армян­ских селе­ниях имеют ряд своих осо­бен­но­стей. Жилище пред­став­ляет собой квад­рат­ную в плане постройку, с камен­ными сте­нами и зем­ля­ной кры­шей, кото­рая уста­нав­ли­ва­лась на дере­вян­ных столбах.

Един­ствен­ным источ­ни­ком света было окно или дымо­ход в крыше. В доме на боль­шом воз­вы­ше­нии поме­щался откры­тый очаг, в кото­рый был врыта гли­ня­ная печь. Исполь­зо­вался также и при­стен­ный очаг – камин. Внут­рен­нее убран­ство жилых поме­ще­ний у армян дол­гое время оста­ва­лось неизменным.

В тра­ди­ци­он­ном армян­ском доме основ­ное место зани­мали сун­дуки, полки с гли­ня­ной, мед­ной и дере­вян­ной посу­дой, а также осо­бого вида пере­движ­ной дере­вян­ный амбар на нож­ках с отде­ле­ни­ями для зерна и муки. Сидели на полу, на под­стил­ках. Ели за низ­ким сто­ли­ком или за рас­сте­лен­ной на полу скатертью.

Ниши с двер­цами заме­няли шкафы. Вме­сто кро­ва­тей вдоль стен тяну­лись боль­шие дере­вян­ные тахты. Тра­ди­ци­он­ные эле­менты инте­рьера – ковры, стопка сте­га­ных одеял и тюфя­ков, ста­рин­ная утварь.

Традиционная армянская одежда

Тра­ди­ци­он­ная армян­ская одежда очень кра­сочна и раз­но­об­разна. Основу тра­ди­ци­он­ного муж­ского костюма состав­ляла сши­тая из шелка или хлопка цвет­ная рубашка с низ­ким воро­том и боко­вой застеж­кой, а также широ­кие шаро­вары из тем­ной шер­сти или хлопка.

Поверх рубашки армяне наде­вали хлоп­ко­вый или шел­ко­вый арха­лук – верх­нюю одежду с низ­ким сто­я­чим ворот­ни­ком, засте­ги­ва­ю­щи­еся от ворот­ника до талии на крючки или мел­кие пуго­вицы и дохо­див­шую до колен. Поверх арха­лука наде­вали более длин­ную тем­ную шер­стя­ную чуху (верх­няя муж­ская одежда типа чере­ски), при­сбо­рен­ную в талии и под­по­я­сан­ную узким поя­сом с высо­кой пряжкой.

Западне армяне поверх рубашки носили жилет, а на него наде­вали куртку до пояса, с цель­ными рука­вами и без засте­жек спе­реди. Пояс заме­нял длин­ный широ­кий ткан­ный шарф, обмо­тан­ный несколько раз.

Жен­ская тра­ди­ци­он­ная одежда и восточ­ных и запад­ных армян была одно­родна. Верх­няя одежда – это длин­ное пла­тье типа арха­лука с выре­зом на груди и про­ре­зами ниже бедер. Талию повя­зы­вали длин­ным шел­ко­вым или шер­стя­ным шар­фом, сло­жен­ным в несколько слоев. Непре­мен­ной частью костюма запад­ных армя­нок был рас­ши­тый перед­ник. И много украшений.

Голов­ными убо­рами у муж­чин слу­жили шапки раз­ных фасо­нов: мехо­вые – у восточ­ных, вяза­ные и тка­ные – у запад­ных армян. Более слож­ным был жен­ский голов­ной убор, осо­бенно у восточ­ных армя­нок, — свое­об­раз­ные «башенки» из бумаж­ной ткани с укра­ше­ни­ями, обвя­зы­ва­е­мые несколь­кими плат­ками, закры­ва­ю­щим часть лица. У запад­ных армя­нок широ­кое рас­про­стра­не­ние имели голов­ные ободки с укра­ше­ни­ями, поверх кото­рых набра­сы­ва­лись накидки.

Источник статьи: http://azbyka.ru/deti/narodnye-tradicii-armeniya

Оцените статью