Армянские национальные праздники трндез

Что за праздник Терендез в Армении 2019: традиции, история

Древний армянский праздник Терендез или Трндез – один из самых любимых и массовых в Армении, который празднуют 13 февраля

Sputnuk Грузия рассказывает, что за праздник Терендез в Армении, а также об истории и традициях этого народного торжества.

Что за праздник Терендез

История возникновения праздника Терендез в Армении восходит к языческим временам — он символизировал проводы зимы и радостное ожидание весны.

Праздник в древней Армении был связан с поклонением богу Огня – громовержцу Ваагну. По легенде, Ваагн, рожденный из божественного огня утреннего Солнца, убил дракона, охраняющего источник воды, который в обмен на человеческие жертвы давал людям воду. С приходом воды земля зацвела. Так огонь помог победить зиму.

В дохристианские времена праздник в Армении отмечали как фестиваль пробуждения природы, поскольку люди считали, что сломать холод зимы и сделать поля плодородными может сила огня. Поэтому на Терендез зажигали костры, чтобы помочь Солнцу и ускорить приход весны.

Люди верили, что после праздника Терендез погода становилась теплее.

Традиции праздника

После принятия христианства Терендез привязали к одному из главных церковных праздников – Сретению Господня.

Армянская апостольская церковь ежегодно празднует Сретение Господне или Тъярнэндарач (встреча с Творцом) на 40-й день после Богоявления – 14 февраля. Богоявление как единый праздник Рождества и Крещения Господня Армянская церковь отмечает 6 января.

По ветхозаветному закону, женщине, родившей мальчика, в течение 40 дней было запрещено входить в Божий храм. По истечении этого времени она приходила в храм с младенцем, чтобы принести благодарственную жертву Господу.

Навстречу Богоматери, переступившей с младенцем на руках порог храма, вышел древний старец — Симеон, которому Духом Святым было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя.

По церковному уставу, накануне праздника, после завершения вечернего богослужения, совершается обряд освящения четырех сторон света — Андастан, а затем — обряд благословения свечи.

По древнейшей традиции, восходящей к дохристианской эпохе, от благословленной свечи разжигают костер, символизирующий спасительный свет Христа, а молодожены и влюбленные, взявшись за руки, прыгают через огонь.

В народе верят, если пары смогут трижды перепрыгнуть через костер, не разнимая рук, их семья будет крепкой, а любовь — вечной. В качестве залога счастья и благополучия молодоженов, по традиции, осыпают семенами пшеницы и конопли.

Через огонь, по традиции, прыгают бездетные женщины в надежде обзавестись потомством, а также другие участники Терендеза, чтобы привлечь удачу и благосостояние. Затем все берутся за руки и водят вокруг костра хороводы.

На Терендез, по традиции, костры разжигают и на улицах, и во дворах домов в городах и селах Армении, через которые прыгают все желающие. Особую радость это традиция доставляет детям и молодым.

На Терендез в Армении можно увидеть необыкновенно романтическое зрелище – поздно вечером юноши и девушки гуляют, держа в руках стаканчики с маленькими свечками.

В сельских местностях собирают пепел, оставшийся от костров, и развеивают по полям, чтобы год был удачным, а урожай хороший.

Праздник Сретения Господня Католикос Всех Армян Гарегин Второй объявил Днем благословения молодоженов. Во всех армянских церквях, по традиции, 14 февраля, после праздничной литургии Тъярнэндарача проводится обряд благословения молодых.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Источник статьи: http://sputnik-georgia.ru/spravka/20190212/244309808/Chto-za-prazdnik-Terendez-v-Armenii-2019-traditsii-istoriya.html

Что за праздник Терендез в Армении 2020: традиции, история

Древний армянский праздник Терендез или Трндез – один из самых любимых и массовых в Армении, который празднуют 13 февраля

Sputnuk Грузия рассказывает, что за праздник Терендез в Армении, а также об истории и традициях этого народного торжества.

Что за праздник Терендез

История возникновения праздника Терендез в Армении восходит к языческим временам — он символизировал проводы зимы и радостное ожидание весны.

Праздник в древней Армении был связан с поклонением богу Огня – громовержцу Ваагну. По легенде, Ваагн, рожденный из божественного огня утреннего Солнца, убил дракона, охраняющего источник воды, который в обмен на человеческие жертвы давал людям воду. С приходом воды земля зацвела. Так огонь помог победить зиму.

В дохристианские времена праздник в Армении отмечали как фестиваль пробуждения природы, поскольку люди считали, что сломать холод зимы и сделать поля плодородными может сила огня. Поэтому на Терендез зажигали костры, чтобы помочь Солнцу и ускорить приход весны.

Люди верили, что после праздника Терендез погода становилась теплее.

Традиции праздника

После принятия христианства Терендез привязали к одному из главных церковных праздников – Сретению Господня.

Армянская апостольская церковь ежегодно празднует Сретение Господне или Тъярнэндарач (встреча с Творцом) на 40-й день после Богоявления – 14 февраля. Богоявление как единый праздник Рождества и Крещения Господня Армянская церковь отмечает 6 января.

По ветхозаветному закону, женщине, родившей мальчика, в течение 40 дней было запрещено входить в Божий храм. По истечении этого времени она приходила в храм с младенцем, чтобы принести благодарственную жертву Господу.

Навстречу Богоматери, переступившей с младенцем на руках порог храма, вышел древний старец — Симеон, которому Духом Святым было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя.

По церковному уставу, накануне праздника, после завершения вечернего богослужения, совершается обряд освящения четырех сторон света — Андастан, а затем — обряд благословения свечи.

По древнейшей традиции, восходящей к дохристианской эпохе, от благословленной свечи разжигают костер, символизирующий спасительный свет Христа, а молодожены и влюбленные, взявшись за руки, прыгают через огонь.

В народе верят, если пары смогут трижды перепрыгнуть через костер, не разнимая рук, их семья будет крепкой, а любовь — вечной. В качестве залога счастья и благополучия молодоженов, по традиции, осыпают семенами пшеницы и конопли.

Через огонь, по традиции, прыгают бездетные женщины в надежде обзавестись потомством, а также другие участники Терендеза, чтобы привлечь удачу и благосостояние. Затем все берутся за руки и водят вокруг костра хороводы.

На Терендез, по традиции, костры разжигают и на улицах, и во дворах домов в городах и селах Армении, через которые прыгают все желающие. Особую радость это традиция доставляет детям и молодым.

На Терендез в Армении можно увидеть необыкновенно романтическое зрелище – поздно вечером юноши и девушки гуляют, держа в руках стаканчики с маленькими свечками.

В сельских местностях собирают пепел, оставшийся от костров, и развеивают по полям, чтобы год был удачным, а урожай хороший.

Праздник Сретения Господня Католикос Всех Армян Гарегин Второй объявил Днем благословения молодоженов. Во всех армянских церквях, по традиции, 14 февраля после праздничной литургии Тъярнэндарача проводится обряд благословения молодых.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Источник статьи: http://sputnik-georgia.ru/spravka/20200212/247718278/Chto-za-prazdnik-Terendez-v-Armenii-2020-traditsii-istoriya.html

Что такое трндез, и как отмечают его в Армении?

Трндез (Тярндарач) – один из самых романтичных армянских праздников наряду с Днем св. Саркиса. Отмечается Тярндарач Армянской апостольской церковью ежегодно 14 февраля, а не 13, как принято считать. Испокон веков, будучи еще язычниками, поклонявшимися богу солнца Мигру, армяне отмечали Трндез (Дрндез) не только, как праздник плодородия и благополучия, но и как день молодоженов.

В этот день на молодых бросали обжаренное пшено, горох, коноплю как символ достатка. Позже традиция несколько трансформировалась. Если к моменту наступления празднества молодые были обручены, то он справлялся в доме невесты, а если уже женаты, то, естественно, в доме жениха. Особо благоприятная примета — играть свадьбы именно в этот день.

Трндез всегда расценивался как одна из красивых народных традиций, которую не смог искоренить даже суровый атеистический период. Дрндез – от слов «дур» (дверь) и «дез» (стог сена) — в буквальном смысле означал «стог сена у двери». Стог сена выставляли перед дверью, что должно было принести в дом удачу. Однако главным символом обряда был костер.

Недавно поженившиеся супруги, обрученные и просто влюбленные пары, взявшись за руки, перепрыгивали через него. Если им удавалось это сделать, не разомкнув руки, — быть их любви вечной, а семье — крепкой и многодетной. Замужние женщины, тщетно пытавшиеся забеременеть, «сжигали», перепрыгивая через костер, все свои болезни — как в переносном, так и в прямом смысле слова. Считалось, если подол платья будет обласкан языками пламени, то в них вместе с кусочками одежды сгорят и все недуги. В конце над полыхающим огнем взмывали все желающие. Золу от затухшего костра смешивали с водой и давали выпить будущей роженице, а также вместе с головешками угольков разбрасывали по земле, как бы способствуя богатому урожаю и хорошему приплоду. Часть золы сохраняли. В дальнейшем, при засухах или избытке влаги, их бросали в воздух с пожеланиями хорошей погоды. А все вместе это символизировало пробуждение земли от долгой зимней спячки.

В дальнейшем, когда язычество вынужденно уступило место христианству, церковь, в свою очередь, была вынуждена сохранить народные традиции, придав им несколько другую интерпретацию. Трндез, как церковный праздник, получил название «Тярндарач» (Сретение Господне). Дословно он переводится как «предстать пред Господом» и связан с очищением Марии на сороковой день после рождения Христа.

Разжигание костров, считающееся символом язычества и в определенный период не принимаемое Апостольской церковью, также получило новое объяснение. Костер — символ любви Христа, его теплоты. В процессе праздничной вечерни освящаются заранее подготовленные свечи. Исполняется «Луйси шаракан», в котором воспевается свет и очищающий огонь. Старший священнослужитель зажигает свечу от света лампады, пламя которой затем переносится на остальные свечи. Огнем освященной свечи во дворе церкви разжигается костер, поются духовные, народные песни. Освященную свечу, зажженную от святого огня или от любой другой горящей в церкви свечи, можно затушить и вновь зажечь уже дома. Догорая, она приносит в дом тепло любви Христа…

Самое интересное совпадение – сама дата праздника. Проводимый по народному календарю 13 февраля, Трндез совпадает по дню с церковным праздником Тярндарач, отмечаемом 14 февраля. 13-го вечером разжигаются во дворах костры, приблизительно в это же время начинается праздничная вечерня в церквах. Согласно церковному календарю, день меняется на следующий, уступив место 14 числу. По традиции, введенной Католикосом Всех Армян Гарегином Вторым, 14 февраля официально провозглашено Днем новобрачных. Это вовсе не означает, что обрученные не могут его отмечать. Однако 14 февраля, днем, в церковь для получения благословения идут лишь новобрачные.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5f0c60e74b389b3ac6176543/chto-takoe-trndez-i-kak-otmechaiut-ego-v-armenii-60270ba1331cb76352891353

Трндез

Трндез или Дрендез древний армянский праздник для любви и брака. Это национальный праздник, который связан с огнем. Армяне отмечают его 14 февраля Да, это действительно падает на день Святого Валентина!

Этот праздник долгожданной всеми, особенно молодыми людьми и молодоженам. Причиной этого является то, что, по преданию, во время празднования Трндеза можно предсказать, если одна выйдет замуж или нет. Или, будут ли молодожены скоро иметь ребенка, или год принесет богатый урожай.

Другое название праздника « Теарн’ндарач » (Сретенье день).

В древние времена, когда родители их первого ребенка, они взяли его в правый висок, когда ребенок был 40 дней.

Согласно Евангелию, через 40 дней после рождения Христа, Марии и Иосифа взял ребенок в Иерусалим, чтобы представить его к Господу, а также освятить в храм.

Они встретили старый и благочестивый человек по имени Симеон. Он просил Бога дать ему долгую жизнь, чтобы он мог видеть Сына Божьего, Спасителя.

Симеон во время презентации 40-дневного младенца Иисуса в Иерусалимском храме, увидел ребенка и понял, что он был бы спасательный круг и новый свет для человечества. Он взял Иисуса на руки, провозгласив, что теперь он видел Спасителя. Таким образом, праздник был создан и назван «Tearn’ndaraj». Это на самом деле означает «прийти на встречу с Господом, Христа».

Название «Трндез», однако, является более востребованным среди людей. Это означает , что « Господь с вами ».

По словам армян, слово «Трндез» происходит от имени Бога тира.

Ритуалы и традиции Трндез

Трндез имеет языческое происхождение. Он назывался Derendez, который по-армянски означал «связку сена перед вашим домом». Это было хорошее желание для дома.

В древней Армении праздник был связан с поклонением Ваагну.

Ваагн был богом Огня и Солнца.

В дохристианской Армении Трндез отмечался как фестиваль пробуждения природы. Люди полагали, что сила огня может сломать холод зимы и сделать поля плодородными. Они также полагали, что после праздника погода становилась все теплее. Таким образом, ритуалы Tearnyndaraj очень связаны с очищающими качествами огня.

Главный ритуал Трндеца стреляет. Огонь символизирует свет, теплоту, радость, а также защиту от зла.

Newlyweds jumping over bonfire

После того, как люди делают большой костер во дворе храма, все начинают кричать «Ожог зимой!». Люди, принимающие участие в ритуале, также поют песни о своих пожеланиях и пожеланиях. Например, некоторые люди поют «Пусть мои куры приносят яйца, коровы – дают молоко, невестки рожают младенцев». Пары поют песни, связанные с любовью. Женщины, у которых не было детей, прыгают через огонь, полагая, что они забеременеют. Больные люди подошли к огню с надеждой, что они будут исцелены.

Костры также изготавливаются во дворах домов, вокруг которых новорожденные пары сосредоточились в свадебной одежде. Это похоже на вторую свадьбу.

Хотя праздник теперь христианизирован, обычаи и ритуалы почти одинаковы.

Люди собираются на улицу, чтобы засвидетельствовать особый момент: священники вызывают свечи, освещенные от алтаря, а затем, с помощью молодоженов, зажигают костер.

Люди держат друг друга за руки, семь раз кружатся вокруг огня. Когда огонь идет немного вниз, люди начинают прыгать через него три раза, надеясь, что огонь коснется их.
Затем молодожены, крестный и крестная, перепрыгивают через костер. Бывают времена, когда Крестный отец берет в руки жениха и невесту и прыгает через огонь вместе с ними.
Молодые пары прыгают через огонь для удачи в будущем. Они начинают предсказывать будущее. Перепрыгивая через костер, люди оставляют от них различные болезни и несчастье.

В последние годы Армянская Апостольская Церковь также празднует праздник как благословенный день молодоженов.

Существует много разных убеждений, связанных с Трндез.

Здесь вы увидите несколько из них.

  • Если священный огонь касается молодоженов, когда они перепрыгивают через него, это означает, что у них скоро будет ребенок. Для незамужних людей, если огонь касается их, это означает, что они скоро выйдут замуж.
  • Другое убеждение связано с золой костра. Люди ставят пепел огня по углам своих домов. Они надеются, что это принесет им успех в течение года. Некоторые люди кладут золу под выводок. Таким образом, они ожидают, что цыплята вылупится без каких-либо травм. Дети также могут взять курицу на руки и пойти рядом с огнем, надеясь, что курица будет класть больше яиц.
  • Люди также считают, что, следуя указанию пожара, незамужние люди будут знать, в каком направлении они найдут свою любовь. Для женатых, направление дыма показывает, где найти успех и удачу.
  • По словам старших, направление дыма может предсказать осенний урожай года. Если дым ударит либо на юг, либо на восток, это хорошее предзнаменование для пшеницы. Если он ударит по Севере или Западу, это плохое предзнаменование и плохой урожай.

Люди всех возрастов перепрыгивают через огонь. Они поют специальные песни и танцуют национальные танцы. Они держатся за руки, обходят вокруг огня и подсчитывают семь кругов, которые они должны сделать, прежде чем прыгать через костер. Некоторые люди собирают пепел огня и забирают домой. Затем они делают костер в своих садах или дворах.

Источник статьи: http://www.iarmenia.org/ru/%D1%82%D1%80%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%B7/

Читайте также:  Что будем делать завтра праздник
Оцените статью