- Будистский праздник Перахера
- Старый зуб Будды. Фестиваль Эсала Перахера на Шри-Ланке
- Основные буддийские праздники и торжественные даты
- Религиозные традиции буддизма
- Весак или День рождения Будды
- Асала или День Дхаммы
- Асола Перахара
- Сагаалган – Новый год
- Праздник слонов
- Бун-Катхин
- Другие торжественные даты
- Заключение
Будистский праздник Перахера
Один раз в год в городе Канди, что расположен в самом центре Шри-Ланки, проходит фестиваль Перахера (в переводе с сингальского — Шествие) — одно из самых важных событий в жизни буддийского мира. Здесь в специально построенном в XVI веке храме Далада Малигава хранится священная реликвия, обладание которой дарует возможность видеть низкое и благородное, проникать взором в грубые и нежные уровни существования, предвидеть последствия мыслей и действий. Это Зуб Будды.
Будда родился в Непале, в местечке Лумбини, за 623 года до рождества Христова. В процессе медитации он достиг просветления, проповедовал свое учение и умер в возрасте 80 лет. Как гласит легенда, в момент кремации земного тела Учителя один из его учеников выхватил из погребального костра Божественный Зуб. В течение восьми веков сокровище хранилось в Индии, но в 361 году принцесса Хемалатхи, спрятав Зуб в пышной прическе, перевезла его на Цейлон, чтобы спасти от воинственных индуистов. С тех пор было много охотников похитить, уничтожить или подменить Зуб, но все попытки оказывались тщетными, и он чудесным образом каждый раз снова и снова оказывался на Цейлоне.
Ежедневно в храм Далада Малигава приходят верующие и кладут на алтарь свои подношения: с утра — сок и цветы лотоса, в обед — рис с карри, к вечеру — сладости. В ритуал входят также возжигание светильников и воскурение ароматических веществ.
Сам Зуб хранится в «Зале прекрасного вида», вход в который разрешен только избранным служителям культа. Вот как описывает это место русская путешественница княгиня Щербатова, посетившая храм в 1890 году: «Войдя в алтарь, мы увидели большой стол, ярко освещенный множеством свечей, посреди которого под стеклянным колпаком возвышался ковчег — карандува. Внутри него помещаются один в другом шесть таких же ковчегов, все из чистого золота, а последний из них весь украшен драгоценными камнями и содержит знаменитый Зуб».
Увидеть эту реликвию не имеет права никто из непосвященных. Исключения делались редко и только для самых выдающихся людей — например, для королевы Елизаветы или для Валентины Терешковой. Только раз в год, в конце месяца эсала (июль-август), в последние десять ночей перед полнолунием, Божественный Зуб, не вынимая из карандувы, выносят из храма в сопровождении торжественной процессии с участием представителей государственной власти, танцоров, музыкантов и слонов. Это связано с тем, что когда-то давно, в такую же полнолунную ночь, в страшной битве грозный Бог Вишну победил крылатых демонов-асуров.
Начинается Перахера церемонией «кап» — выбором важнейшего лица процессии. Этот «капурала» находит дерево породы эсала, окуривает его благовониями и опрыскивает душистой водой. Затем возжигает девятисвечник и раскладывает вокруг него девять разных цветков в честь девяти небесных тел. Потом наряжается в белые одежды, срубает дерево и распиливает ствол на четыре части. Из них вытесывает столбы, которые устанавливают в каждом из храмов, посвященных богам-покровителям, принимающим участие в Перахере: Натхе (Будде в предстоящем новом рождении), Вишну, Сканде и богине непорочности Паттини.
С самого раннего утра десятки тысяч паломников стекаются в Канди, чтобы занять место на тротуарах тех улиц, по которым ночью пойдет процессия. На жаре им приходится сидеть весь день — иначе можно оказаться в последних рядах и ничего не увидеть. А билет на нормальные места на сколоченных из досок трибунах стоит 20-30 долларов, что недоступно для большинства местных жителей. Там сидят иностранные туристы и предста вители ланкийской власти.
В девять вечера, когда на небе по является луна, со стороны храма доносится пушечный выстрел. Из темноты возникает шеренга мужчин в белых одеяниях, которые одновременно щелкают бычьими хлыстами, отгоняя злых духов. Впереди идет карлик.
Затем движутся люди на ходулях, жонглирующие горящими кокосами. Вслед за ними — знаменосцы со штандартами, на которых изображены покровительствующие верующим животные: львы, слоны, павлины. Начинают греметь барабаны, слышен пронзительный звук флейт. Появляются танцоры в сверкающих украшениях, браслетах и поясах, надетых на голое тело К их ступням привязаны бубенцы, а на головах колышутся уборы из перьев.
Наконец выступают слоны, украшенные горящими разноцветными лампочками, в расшитых золотом попонах, с серебряными наконечниками на бивнях. На спине первого лежит свиток из пальмовых листьев, где перечислены все победы и подвиги кандийских правителей. На втором восседает Главный махаут (начальник царских слоновников), держа в руках символ власти — серебряный багор. А на третьем, самом крупном слоне, под шелковым балдахином, в блестящем позолоченном ларце, покоится сам Зуб. С каждой ночью процессия становится все многочисленнее и красочнее, а самое эффектное зрелище приходится на ночь полной луны.
Шествие продолжается три часа, а по его окончании народ начинает плясать и запускать в небо фейерверки. Кстати, ни одного пьяного во время Перахеры встретить невозможно. Буддисты и так-то почти не пьют, а в эти дни продажа спиртного строжайше запрещена по всей стране. Даже в отеле, где проживают исключительно европейцы, трудно достать бутылочку пива. И правильно. Скопление множества людей в кромешной темноте, пиротехника и участие в процессии до сотни слонов таят большую опасность. Однажды случилась жуткая трагедия. Слон наступил на горящий фитиль и стал метаться, обезумев отболи. Люди бросились врассыпную. Солдаты открыли огонь на поражение, но попали в животное не сразу. Было много жертв. Причем слон сбил только двух человек, а остальные пострадали в давке, утонули в озере или попали под шальные пули. Впрочем, не следует и преувеличивать опасность. С тех пор во время Перахеры на каждом шагу дежурят полицейские, готовые в любой момент организовать эвакуацию.
На следующий день после главной церемонии происходит обряд «разрезания воды». На середину кандийского озера выплывают расписные челны, в которых сидят «капуралы» и жрецы -представители всех храмов. На поверхности воды очерчивается магический круг, глава храма Катарагамы священным мечом своего воинственного бога рассекает озеро и погружает в него кувшин, черпая свежую воду. Считается, что она обладает магической силой. До следующей Перахеры кувшин будет храниться в храме, а через год воду выльют обратно и снова наполнят кувшин священной влагой.
Источник статьи: http://www.treeland.ru/article/eko/heyday/praa/budictckii_prazdnik_perahera.htm
Старый зуб Будды. Фестиваль Эсала Перахера на Шри-Ланке
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Две с половиной тысячи лет назад прошли по Земле ноги просветленного Будды, и в память от тех времен почти ничего не осталось. Единственная часть тела Будды, которая пережила тысячелетия — это, как вы уже поняли, его старый зуб . Хранится он в городе Канди, в храме Далада Малигава. Вероятность увидеть его своими глазами для обычного человека — не больше, чем достичь нирваны. Ведь даже сундук с драгоценным зубом, так называемую карандуву, лишь раз в году выносят из храма. Да-да, это происходит именно в день Эсала Перахера.
Собственно, «Перахера» переводится как «шествие», а «Эсала» — название месяца, который примерно соответствует августу. Как видите, до праздника этого года осталось немного, а подготовка к нему началась уже давно, потому что обстановка выноса Священного Зуба Будды — самая торжественная. Во-первых, в одном городе Шри-Ланки в честь такого дела собирают не только всех священников, но и всех храмовых слонов страны. Около сотни огромных животных украшают яркими коврами и попонами, да еще и обвешивают фонариками — мало на каком празднике увидишь таких нарядных слонов.
Во-вторых, в шоу участвуют еще и сотни факельщиков. Впрочем, их правильнее назвать «фаерщиками» — подобно участникам яркого огненного фестиваля в Киеве, огненосцы ловко жонглируют и танцуют с пылающим реквизитом. К шествию присоединяются и музыканты, и обычные танцоры, и конечно же простолюдины, которым может посчастливиться увидеть сундук со старым зубом Будды . Если, конечно, они протиснутся в первые ряды. А можно ни на какой праздник не ходить, а просто достичь Просветления — и нащупать языком священные зубы в собственном рту.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник статьи: http://kulturologia.ru/blogs/070711/14859/
Основные буддийские праздники и торжественные даты
Здравствуйте, уважаемые читатели.
Несмотря на большое количество направлений буддизма, основные религиозные даты в нем связаны с важными событиями жизни Сиддхартхи Гаутамы (Будды), а потому едины практически для всех буддийских традиций. Эта статья расскажет об основных буддийских праздниках и знаковых для верующих датах.
Учение Гаутамы Будды – одна из крупнейших мировых религий, которая существенно отличается от более привычного для нас христианства или ислама. Основные буддийские праздники имеют свои особенности, так как проходят они в атмосфере аскезы, особенно строгого соблюдения обетов, традиций.
Религиозные традиции буддизма
Согласно религиозному учению Будды (Дхамма, Дхарма) в дни праздников любые воздействия на карму усугубляются многократно, поэтому в эти торжественные периоды особенно важно вести праведный образ жизни, не совершать поступков, которые могут негативно отразиться на карме. Приверженцы Дхармы верят в мистическую сущность всего происходящего на Земле. Своими праведными поступками они делают все возможное, чтобы улучшить карму не только свою, но и всего человечества.
Буддисты пользуются лунным календарем, а потому праздники в нем скользящие – каждый год они приходятся на разные даты. К наиболее важным торжествам относятся:
- Весак – День рождения, Просветления и смерти Будды;
- Асалха – день первой проповеди Будды;
- Асола Перахара – праздник зуба Будды;
- Саагалган – буддийский Новый год;
- Праздник слонов – день памяти об одной из важнейших проповедей Гаутамы;
- Бун-Катхин – день одаривания монахов.
На заметку. Далеко не все памятные дни носят характер культа. Какие-то праздники посвящены достаточно обыденным событиям, являются скорее мирскими – направленными на то, чтобы привлечь интерес к учению Гаутамы, сделать людей добрее, справедливее.
Весак или День рождения Будды
Это одна из наиболее знаковых дат для любого буддиста. Согласно легенде, Будда родился, достиг просветления и умер в один день (но в разные годы) – во время майского полнолуния. По григорианскому календарю праздник приходится на конец мая – начало июня. Кстати, само слово «Весак» означает название месяца (второго по древнеиндийской календарной традиции), когда произошли все эти события.
Традиционно празднование продолжается целую неделю. В храмах устраивают праздничные молебны с песнопениями и зажиганием сотен свечей. Буддисты всего мира усиленно молятся, рассказывают о жизни и учении своего гуру, зажигают бумажные фонарики, медитируют. Присоединиться к прославлению учителя и молитвам могут все желающие. Приветствуются групповые медитации, подношения монастырям, доказывающие приверженность ценностям буддизма.
Асала или День Дхаммы
В буддийской традиции этот день вполне можно сравнить с христианской пасхой – настолько значим и важен он для каждого приверженца учения Гаутамы Будды. Именно в этот день, приходящий на первое полнолуние древнеиндийского восьмого месяца (июль), великий гуру впервые выступил с проповедью перед своими пятью учениками, поведав о Дхамме – учении, позволяющем достичь Просветления.
По традиции каждый верующий буддист должен провести этот день также – за медитациями и попытками достичь состояния сатори (пробуждение от сна неведения, позволяющее постичь истинную природу мира).
Асола Перахара
Это больше мирской праздник, отмечаемый в честь интересного события – находке чудом оставшегося целым после сожжения Будды его зуба. Он долгое время хранился в индийском храме, но потом был перевезен на Шри-Ланку, чтобы уберечь реликвию от захватчиков и недоброжелателей. Там зуб находится и по сей день.
Асола Перахара особенно популярно именно на Шри-Ланке. Отмечают праздник целых две недели, провозя ларец с реликвией на спинах слонов по крупным городам и религиозным центрам острова.
Сагаалган – Новый год
Одно из немногих буддийских торжеств, которое отмечается различными течениями в разное время. Кстати, этот день посвящен не столько самому Будде, сколько богине Шридеви – повелительнице времени и хранительнице тайн жизни и смерти.
Традиции празднования примерно одинаковые во всех буддийских традициях. Монахи и приверженцы культа Дхаммы в эту ночь не спят, а усердно молятся и поют мантры. Считается, что это позволит привлечь удачу в будущем году. Эту ночь буддисты обычно проводят в кругу семьи, а в качестве праздничных блюд традиционно используют молочные продукты.
Праздник слонов
Этот мирской праздник посвящен одной из самых важных и знаковых притч буддизма о диких слонах, которых ставят в одну упряжку с дрессированными, чтобы обучить. Так и люди должны следовать за Просветленными, чтобы самим приблизиться к гуру и познать учение Дхамму. В этот день приняты традиционные шествия и обряды – медитация, молитвы, песнопения, зажигание лампад и бумажных фонариков.
Бун-Катхин
Еще один мирской праздник, в который принято приглашать в гости монахов, кормить их и одаривать одеждами. Цель такого обычая – сделать весь мир и людей, которые еще не пришли к Дхамме, более терпимыми и добрыми. Особенность традиций в том, что одеяние, подготовленное для подарка, должно быть сшито своими руками, что придает ему особую значимость и символизм.
Другие торжественные даты
Список буддийских праздничных дат гораздо обширнее. Некоторые торжества отмечаются лишь отдельными направлениями религии, некоторые являются более общими. Среди других знаковых дат следует упомянуть:
- Лхабаб Дуйсэн – нисхождение Будды в земной мир для финального перевоплощения, празднуемое в октябре – ноябре;
- День рождения Далай-ламы – событие, отмечаемое по европейскому календарю ежегодно 6 июля;
- Зула Хурал – день памяти основателя тибетской школы буддизма Богдо Цзонхавы.
Заключение
Эти, а также другие вышеперечисленные главные праздники имеют особенное значение не только для верующих, но и для мирян, проживающих в традиционно буддийских регионах. Поэтому они почти всегда сопровождаются красивыми шествиями, совместными молитвами, проповедями учения Гаутамы.
Уважаемые читатели, если статья показалась вам интересной, поделитесь ею в социальных сетях.
Источник статьи: http://o-buddizme.ru/prazdniki-i-obryady/osnovnye-buddiyskie-prazdniki