- Хыдыр Наби: жители Азербайджана пустились вслед за весной
- Первый предвестник весны: Хыдыр Наби взмахнул своим волшебным посохом
- В Музее истории Азербайджана отметят праздник «Хыдыр Наби»
- Азербайджанский праздник хыдыр наби
- Интересные факты о Новрузе — Секреты любимого праздника
- Как вырастить семени — Пошаговая инструкция — ФОТО
- Как отмечать Новруз — праздничный стол, традиции, обряды
Хыдыр Наби: жители Азербайджана пустились вслед за весной
Новости
- 22:29 Наталья Раджабли: мало быть чемпионом, надо оставаться человеком
- 21:35 Дважды Мать-героиня из Астары: моей главной работой было воспитание детей
- 20:46 Призыв к равенству: резонансный концерт феминисток в Баку
- 19:58 Четкая цель: студентка Морской академии готовится войти в историю Азербайджана
- 19:02 Женский праздник в карантин: как в Баку отметили 8 Марта
Все новости
To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video
Праздник Хыдыр Наби как вестник прихода весны отмечают в Азербайджане. Смотрите на видео Sputnik традиции жителей Товузского региона, встречающих весну раньше всего Азербайджана.
Хыдыр Наби — традиционный праздник, связанный с именем пророка Хыдыр Наби, отмечается до начала наступления предпраздничных вторников (чершенбелер) Новруз байрамы. Он отмечается в период с 12 по 20 февраля, в день, когда полнолуние приходится на пятницу. В селе Ойсюзлю Товузского региона праздник встречают раньше остальных регионов страны.
Считается, что это праздник добра и исполнения желаний. Для женщин наступает особая череда уборки своих жилищ и приготовления блюда говуд (обжаренная ячменная мука, смешанная с тутовым соком, сахарным сиропом), которое раздается друзьям, родственникам, соседям и нуждающимся.
Кстати, активно во время праздника проявляет себя молодежь и устраивает праздничное веселье: парни и девушки поют, танцуют, принимают участие в различных играх. Главное в эти дни — загадывать правильные желания от души.
После праздника Хыдыр Наби следует так называемый «ложный, но оповещающий» вторник (чершенбе), как вестник скорого прихода весны.
Источник статьи: http://az.sputniknews.ru/video/20170216/408947519/xidir-nabi-prazdnik-vstreca-vesni.html
Первый предвестник весны: Хыдыр Наби взмахнул своим волшебным посохом
Праздник Хызыр Наби является традиционным для жителей Товузского района и отмечается по окончании первых десяти дней последнего месяца зимы.
БАКУ, 11 фев — Sputnik, Ильхам Мустафаев. Жители села Юхары Ойсюзлю Товузского района бережно хранят самобытные традиции. Именно они самыми первыми отмечают день, когда на смену зиме приходит весна, посвящая ему сложившиеся веками обряды и ритуалы.
По окончании первых дней зимнего периода — Кичик (малой) чилле — начинается ночь Хызыр, которая предвещает скорое наступление весны. Согласно поверьям древних тюрков, Кичик чилле в ночь с 31 января на 1 февраля приходит на смену Бёюк (большой) чилле, которая в свою очередь продолжается 40 дней.
Как сообщает региональный корреспондент Sputnik Азербайджан, праздник в Товузе связан с именем почитаемого во всех трех мировых религиях пророка Хызыр или Хыдыр (в Библии это пророк Илия). Он известен под разными схожими названиями — «Ночь Хызыр Наби», «Праздник Хызыр», «Хызыр баба», а отмечается всем миром – и взрослыми, и детьми. В этот день в Юхары Ойсюзлю съезжаются также жители соседних сел и деревень.
Люди собираются у старого платана у реки на окраине села, разжигают костры и факелы, загадывают желания, ходят вокруг дерева, раздают угощения. Благодаря этим обрядам достигается символическое соединение четырех главных стихий – земли, воды, огня и воздуха.
Хыдыр Наби – один из наиболее древних праздников, отмечаемых на территории Азербайджана. При этом больше всего он был распространен среди земледельцев, рассказывает местная жительница Малахат Гаджиева: «По легенде, пророк Хызыр появлялся в это время, касался своим волшебным посохом земли, и она пробуждалась от зимнего сна. Таким образом начиналась весенняя пора».
Праздник этот, по ее словам, кроет в себе глубокий смысл, и каждый обряд имеет свое объяснение. Не случайно, что он приходится на время, когда у людей заканчиваются зимние припасы. У кого-то осталось немного муки, у кого-то – зерно, у кого – коза или куры, продолжает она. Люди собирали все, что имели, чтобы так, всем вместе, дотянуть до наступления весны, до первых урожаев. Они подбадривали друг друга в последние дни уходящей зимы, превращая их в праздник.
В Хызыр Наби люди зажигают свечи, факелы, что является символом перехода из холода в теплое время года, рассказывает местный житель Асиф Гасымов. По его словам, праздник является традиционным для всего региона, обряды веками передавалось из поколения в поколение. Радует, что в Юхары Ойсюзлю его не забывают, каждый год люди приходят со своими просьбами, надеждами и желаниями к священному месту и отмечают этот день, сказал он.
Источник статьи: http://az.sputniknews.ru/life/20200211/423121975/vesna-hyzyr-prazdnik-tradicija-tovuz.html
В Музее истории Азербайджана отметят праздник «Хыдыр Наби»
Этот праздник отмечается во второй декаде февраля, в промежутке от 12 до 20 февраля, когда полнолуние приходится на пятницу. Праздник имеет тысячелетнюю историю как праздник добра, исполнение желаний
БАКУ, 6 февраля – «Новости-Азербайджан», Кямал Али. 10 февраля 2009 года в Музее истории Азербайджана НАНА состоится организованное Музеем истории Азербайджана и Институтом археологии и этнографии мероприятие, посвящённое древнему курдскому празднику «Хыдыр Наби».
Этот праздник отмечается во второй декаде февраля, в промежутке от 12 до 20 февраля, когда полнолуние приходится на пятницу. Праздник имеет тысячелетнюю историю как праздник добра, исполнение желаний.
Именно в Шумере были написаны первые клинописные таблички, относящихся к периоду конца III тысячелетия до н.э. (около 2050 г. до н.э.), в которых содержатся сведения о празднике Весны – Наврозе, традиции которой непосредственно связаны с земледельческой культурой древних обитателей Месопотамии. Этот праздник вошел в быт народов – соседей курдов еще в доисламскую эпоху. И сегодня он сохраняет свое значение не только среди курдов, но и соседних народов – христиан и мусульман (у армян – День святого Саркиса).
Согласно поверью, ангел мечты и любви Хыдыр Наби в эти дни путешествует по земле на своем белом коне. Чтобы помочь Хыдыр Наби свободно путешествовать по земле в этот день нельзя стирать и мыться в бане (иначе перед ним возникнет море), использовать расчески (ему преградой вырастит густой лес), воспользоваться мылом (на пути явится непреодолимое ледяное поле), иголкой (символизирует колючее поле). Все это затрудняет ему посетить своих почитателей.
Хыдыр Наби путешествует верхом на белом летающем коне, который после приземления уменьшается до размера детской игрушки и может легко зайти в дверь. Поэтому в праздничную ночь с четверга на пятницу никто не закрывает дверей.
Источник статьи: http://az.sputniknews.ru/culture/20090206/42716802.html
Азербайджанский праздник хыдыр наби
Как у многих народов Востока, большие праздники у курдов приурочивают к новым периодам года, который начинается 21 марта. Именно таким праздником является Навруз (Новый год). Ему предшествовали менее значительные, но являвшиеся традиционно народными праздники, которые рассматривались курдами как предтеча предстоящих новогодних торжеств. Такими предшественниками Навруза являются праздник Хыдыр-Наби и отмечаемый только курдами-езидами праздник обновления «Эйде серсале» (Навруз).
Праздник Хыдыр-Наби покровителя скота и растительности, олицетворяющего вечную жизнь и весну, устраивается между рождественским и великим постами, соблюдаемыми христианами. Курды постятся три дня, после чего разговляются. Вечером третьего дня и наутро следующего из каждого дома разносят соседям еду в память умерших.
Курдянки жидким тестом рисуют на притолоке и потолочных балках магические знаки-обереги: курды-езиды изображают диски солнца, луны, а также фигурки человечков, скота, круги и точки. Все эти знаки призывали милость Хыдыр-Наби и обеспечивали благополучие дома и богатый приплод. У курдов-езидов совершали в это время обряд колядования. Дети и молодежь, взяв мешочек (или новый шерстяной носок) на длинной нитке (называемый «Доли-данг»), ходят по домам с песнями. Детям непременно дают фрукты и сладости.
Песни излюбленный вид народного творчества у курдов. Они передаются из поколения в поколение, приобретая новое содержание. Наиболее распространены массовые песни, но исполняются и сольные. Музыкой и песнями сопровождаются и народные курдские пляски, преимущественно групповые, типа хороводных танцев.
В ночь на праздник Хыдыр-Наби кладут муку в деревянное корыто и ставят на середину комнаты. Считают, что конь Хыдыр-Наби оставляет на муке свои следы; хозяин дома радуется и говорит: «Благословение и милость пророка Хыдыра нынче снизошла ко мне в дом».
Источник статьи: http://assembly.kz/ru/ethnos/ru/kurdy/natsionalnye-traditsii/khydyr-nabi/
Интересные факты о Новрузе — Секреты любимого праздника
Праздник Новруз был, есть и остается любимым праздником азербайджанцев. Нам дорого все, что связано с ним: весенняя символика, костры, шапки под дверью и даже предпраздничная суета — уборка, покупки, приготовление угощений.
Думаю, в Азербайджане не найдется человека, кто не праздновал бы Новруз, не ждал бы с нетерпением праздничных сладостей и торжеств. Этот праздник, пришедший из глубины веков и связанный с наступлением весны, близок каждому своей добротой, красотой и интересными традициями. Праздник символизирует собой весну, хочется дышать полной грудью, радоваться красоте, привнести в свою жизнь что-то новое.
Дети с нетерпением ждут «каникул» и традиционные праздничные сладости. В день праздника мальчишки идут на любые хитрости, чтобы остаться незамеченными для тех, к кому стучат в дверь, соревнуются, кто получит больше сладостей. Во дворах жгут костры, в домах накрывают праздничный стол, а получившие в подарок хончу возвращают поднос наполненным угощениями.
Одно из укоренившихся в сознании азербайджанцев правил Новруза гласит: в эти дни нельзя проклинать, сквернословить, сплетничать, убивать животных, словом, надо остерегаться дурных поступков, проявлять милосердие к нуждающимся.
Мне кажется, что причина всенародной любви к Новрузу в Азербайджане заключается в его демократической философии, ведь это праздник не только весеннего равноденствия, но и равенства людей, их сплоченности. Что важно — этот праздник любят и празднуют не только азербайджанцы, но и множество других народов, живущих в нашей стране. Новруз сближает людей самых различных национальностей, укрепляет взаимоуважение, взаимопонимание и мир в обществе. Не случайно 30 сентября 2009 года Новруз был включен ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
Как вырастить семени — Пошаговая инструкция — ФОТО
Традиции Новруза — это отдельный разговор.
Праздник Новруз с древних времен был насыщен различными обрядами и традициями, полными символического смысла.
Праздник начинается со «вторника воды», потому что вода играет спасательную роль в очищении всех грехов.
Согласно исследованиям азербайджанских специалистов, еще от наших дедов и прадедов известно, что перелом зимы измеряется сорокадневиями, которые называются большое сорокадневие и малое сорокадневие (Беюк чилле и Кичик чилле).
До начала праздника, то есть со 2 по 21 февраля в течение 20 дней в Азербайджане отмечается женский праздник Кичик Чилля. В это время женщинам, являющимся символом доброты и плодородия, дарят подарки, режут Чилля гарпызы, а затем на семечках арбуза гадают.
Период со 2 по 12 февраля отмечается как традиционный праздник, связанный с именем пророка Хыдыр Наби. Он проводится в период с 12 по 20 февраля — в это время жареную пшеницу перемалывали и готовили говуд. Считается, что он восстанавливает энергию, утраченную за зимний период. Сразу после этого начинаются чершенбе и подготовка к Новрузу.
В действительности есть четыре чершенбе, однако, кроме этих четырех, в народе соблюдаются ритуалы еще двух чершенбе — яланчи чершенбе (Ложная чершенбе) и муждечи чершенбе (Предвестница).
На праздник Новруз на столе не должно быть мясных блюд, что связано с принципами не убивать, ведь в этот период начинается размножение скота. На Новруз исполняется мугам, причем каждая чершенбе имеет присущий ей мугам. Эта музыка отражает женственность, боль, возрождение, в ней нет агрессии.
Вот еще один интересный факт, о котором, возможно, немногие знают. Новруз считается женским праздником, но у азербайджанцев есть и мужской праздник, символизирующий начало зимы. Это праздник «Азер». Он был в старину не менее грандиозным, чем Новруз. Из книги известного азербайджанского кулинара Таира Амирасланова можно узнать, что в дни «Бойук Чилле» (40 дней, с 22 декабря по 2 февраля) готовили блюдо, которое называлось «Гюльичи» (внутри цветка), впоследствии трансформировалось в «Кулче» и сохранилось до наших дней в русской кухне как «Кулич».
Но вернемся к Новрузу. К празднику пекут шор-гогал, пахлаву, олицетворяющую женское начало, и шекербуру, которая символизирует женщину в положении, ведь в древности большинство женщин беременели к весне. Испокон веков на животе беременной женщины писали специальные молитвы — дуа, и те узоры, которые мы наносим на шекербуре, — это не случайные черточки, а руны. Это научно доказанный факт — есть такая руна Алгыш (оберег), которая рисовалась на животе беременной женщине, чтоб Бог оберегал ее.
Не будет ошибкой сказать, что самой любимой сладостью Новруза у большинства является пахлава. Поэтому поговорим о ней поподробнее и предоставим слово специалисту.
Президент Ассоциации национальной кулинарии Азербайджана (АНКА), председатель комитета ЮНЕСКО по традиционному питанию, глава Центра национальной кулинарии (ЦНКА), заслуженный работник культуры Таир Амирасланов:
«При обзоре азербайджанской национальной и общетюркской кухонь видно, что здесь широко распространены блюда из тонкого теста.
Интересно проследить историю создания начинки пахлавы. Первой начинкой было масло, которым промазывали слои теста, чтобы они не слиплись. А сахарную пудру, мед, бекмез в старину клали сверху, как и при изготовлении фесели. В дальнейшем сладкую начинку стали намазывать на масло между слоями, после чего изделия готовили в тендире, кюре или в масле на сковородке. Со временем сахар начали добавлять также и в тесто.
Источники говорят о том, что с давних времен наши предки в праздник Новруз готовили шахам — смесь грецких орехов с сахарным песком, которая заворачивалась в лаваш. Постепенно эта традиция трансформировалась в приготовление теста вместе с шахамом, что можно считать началом появления хорошо нам знакомой пахлавы.
Из истории известно, что турки готовили пахлаву, состоящую из ста слоев. Учитель Университета «Сакарья» доктор Ариф Билгин указывает, что в 15-17 веках во дворце готовилась «рикак пахлава». Эта пахлава, получившая постоянное место на столах во время праздников и во время вечерних трапез (ифтар) Рамазана, раздавалась и солдатам в 15-й день месяца Рамазан. В пахлаву, предназначенную для отправки янычарам, для вкуса добавляли мед и немного меньше сахара, и в начинку клали миндаль.
Как отмечать Новруз — праздничный стол, традиции, обряды
Что касается азербайджанской пахлавы, то из-за того, что количество слоев в ней имеет сакральное значение, она сначала состояла из 3-х слоев теста, затем — из 7-ми, 8-ми, 9-ти, 12-ти и 40-ка слоев. Увеличение числа слоев пахлавы соответствует правилам увеличения числа струн азербайджанского саза. Тот факт что и в пути преобразования джура (маленького саза) в саз мы встречаемся с цифрами 3, 7, 8, 9, 12, доказывает, что и пахлава, и саз являются порождением одного и того же подсознательного мышления.
Еще один важный фактор — это ее форма. Только предметы, имеющие форму ромба, на нашем языке именуются пахлавой. Пахлаву сделала пахлавой именно ее форма. Например, шекинскую халву из рисовой муки стали называть пахлавой только после того, как ее начали украшать ромбовидным узором. Интересно, что идентичное изделие, готовящееся в Губе, всегда называлось «Губа пахлавасы», а все потому, что на стол она подается нарезанной в форме ромба.
Независимо от себя, женщины Азербайджана нарезают хянгял, газмаг для плова, кюкю и т.д. в форме ромба. По мнению специалистов, раскрытие некоторых мугамов на плоскости тоже имеет форму ромба. Если принять во внимание то, что мугам тоже состоит из слоев, раскрывающихся в пространстве, то он имеет один корень с пахлавой.
Скрытое сакральное значение ромба связано с развитием. То, что ромб крепко сидит в подсознании народа, говорит о том, что народ владеет очень сильным потенциалом к развитию.
Обратите внимание — в Азербайджане никогда не готовят пахлаву, например, на Новый год. У местных хозяек просто не возникает желания печь эту сладость. Зато с приближением Новруза на наших женщин словно действует невидимая сила. По своему сакральному значению пахлава связана со сладким, мягким, дающим жизнь женским началом, с материнством, она является утилизированной формой женского начала. Кроме того, пахлава символизирует также солнце, зарождение и пробуждение жизни, глаз, открывающийся после суровой зимней спячки. Фундук, миндаль или орех, который кладут посередине пахлавы, еще более усиливает это сходство. Кстати, связь пахлавы и ромба с глазом мы видим и в исследованиях известного российского офтальмолога Е. Мулдашева. Е.Мулдашев, который исследовал офтальмо-геометриаграфическую характеристику части лица, где расположены глаза, выявил в области глаз 2 ромба. По Мулдашеву, внутренний и внешний ромб в области глаз у волевых и добрых людей бывает правильной формы, а у трусливых и злых эти ромбы сплющиваются и меняют форму.
Одним словом, ромб является символом добра, гуманизма, рождения, творчества, что полностью совпадает с философией Новруза».
Вот такие вот интересные подробности, которые заставляют взглянуть на нашу пахлаву не просто как на произведение кулинарного искусства. Воистину, ничто не делалось нашими предками просто так, и каждая традиция, каждый рецепт подлежат серьезному и глубокому изучению. За каждым таким фактом целая вселенная, каждая традиция и обряд расскажут нам о нашем мире не меньше, чем чья-то докторская диссертация.
Вот, например, предки принимали первый день Новруза за весну, второй — за лето, третий — за осень, а четвертый — за зиму и прогнозировали, каким будет каждый из сезонов на последующий год. И ведь чаще всего прогнозы совпадали!
Источник статьи: http://news.day.az/society/984838.html