Ночь перед Рождеством. Действие1 картина2
Дорогой читатель! Полную версию пьесы можно скачать в интернете в моём сборнике «Новогодние пьесы». https://ridero.ru/books/novogodnie_pesy/
Картина вторая
ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ
Хата богатого козака Чуба. Перед зеркалом вертится его дочь Оксана.
В хату тихо заходит кузнец Вакула, мнётся у двери.
Оксана: (всматривается в зеркало)Что людям вздумалось расславлять, буд-то я хороша? Лгут люди. Я совсем не хороша. Разве что чёрные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздёрнутом кверху носе? И в щеках? И в губах? Буд-то хороши мои чёрные косы? Ух! Их можно испугаться вечером: они как длинные змеи, перевелись и обвелись вокруг моей головы! Я вижу теперь, что я совсем не хороша! Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя! Он зацелует меня насмерть!
Вакула: (в зал) Чудная девка! И хвастовства у нее мало! С час стоит глядясь в зеркало и не наглядится, и ещё хвалит себя вслух!
Оксана: ( Не замечая Вакулы, кружится перед зеркалом) Да, парубки! Вам ли чета я? Вы поглядите на меня, как я плавно выступаю! У меня сорочка шита красным шёлком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Всё это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете! Ах (увидела кузнеца, сурово остановилась перед ним).
Кузнец растерянно опускает руки
Оксана: Зачем ты пришёл сюда? Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою? Все вы мастера подъезжать к нам. Вмиг пронюхаете, когда отцов нет дома. О, я знаю вас! Ято, сундук мой готов?
Вакула: Будет готов, моё серденько, после праздника будет готов. Если бы ты знала, сколько возился возле него: две ночи не выходил из кузницы; зато ни у одной поповны не будет подобного сундука. А как будет расписан! По всему полю будут раскиданы красные и синие цветы! Гореть будет, как жар! Не сердись же на меня! Позволь же поговорить, хоть поглядеть на тебя!
Оксана: Кто ж тебе запрещает, говори, гляди! – (садится на лавку и любуется собой перед зеркалом).
Вакула: Позволь и мне сесть возле тебя.
Вакула: Чудная, ненаглядная Оксана, позволь поцеловать тебя ( потянулся к Оксане, пытаясь обнять Оксану, но та отталкивает кузнеца)
Оксана: Чего тебе ещё хочется? Ему когда мёд, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жёстче железа! Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею.
Сталкивает Вакулу со скамейки, дальше разглядывает себя в зеркале. Вакула хочет уйти, но передумал.
Вакула: (Говорит в зал) Не любит она меня. Ей всё игрушки: а я стою перед ней, как дурак и очей не свожу с неё. Чудная девка! Чего бы я не дал, чтобы узнать, что у неё на сердце, кого она любит. Но нет, ей и нужды нет ни до кого. Она любуется сама собою; мучит меня бедного. А я её так люблю, как ни один человек на свете никогда не любил и не будет никогда любить.
Оксана: Как, ты ещё здесь? Правда ли, что твоя мать ведьма? (смеётся)
Вакула: Что мне до матери? Ты у меня мать и отец и всё, что ни наесть дорогого на свете! Если б меня призвал царь и сказал: «Кузнец Вакула, проси у меня всего, что ни наесть лучшего в моём царстве, всё отдам тебе». «Не хочу, — сказал бы я царю, ничего из твоего царства, дай мне лучше мою Оксану».
Оксана: (усмехается) Видишь, какой ты! Только отец мой сам не промах! Увидишь, когда он не женится на твоей матери. (отворачивается и произносит капризно) Однако ж, девчата не приходят. Что б это значило? Давно уж пора колядовать. Мне становится скучно.
Вакула: Да бог с ними, моя красавица!
Оксана: Как бы не так! (лукаво) С ними, верно, придут парубки. Тут-то пойдут балы! Воображаю, каких наговорят историй!
Вакула: (обиженно) Тебе так весело с ними?
Оксана: Да уж, веселее, чем с тобою! А!(встрепенулась) Кто-то стукнул: видно дивчата!
Вакула: (в зал) Чего мне больше ждать? Она издевается надо мною.
В двери стучат, слышен крик: «Отвори!»
Вакула: Постой, я сам открою.
На сцену с хохотом вбегают подруги Оксаны с мешками для колядок.
Оксана бежит им навстречу.
Оксана: Дивчата, ох и долго же вы! (останавливается и с удивлением) Одарка, у тебя новые черевики? Ах, какие хорошие, с золотом! Хорошо тебе, Одарка, у тебя есть такой человек, который тебе всё покупает; а мне некому достать такие славные черевики (с вызовом смотрит на Вакулу).
Вакула: Не тужи, моя ненаглядная Оксана! Я тебе достану такие черевики, какие редкая панночка носит.
Оксана: (надменно) Ты? Посмотрю я, где ты достанешь черевики, которые я могла бы надеть на свою ногу. Разве принесёшь те самые, которые носит царица.
Девушки: (с хохотом) Вишь, чего захотела!
Оксана: Да!(гордо) Будьте все вы свидетельницы, если кузнец Вакула принесёт те самые черевики, которые носит царица, то вот моё слово, что выйду тот час же за него замуж!
Все девушки хохочут, затем начинают рассматривать обновки Оксаны, забыв про кузнеца.
Вакула: Смейся, смейся! Я сам смеюсь над собою! ( в зал) И куда девался мой ум? Она меня не любит. Ну, бог с ней. Будто только на всём свете одна Оксана. Слава богу, дивчат много хороших и без неё на селе. Да что Оксана? С неё никогда не будет хорошей хозяйки: она только мастерица рядиться. Нет, полно, пора перестать дурачиться.(уходит)
Оксана: (удивлённо проважает глазами Вакулу, но тут же насмешливо произносит) Пусть уходит. Скучно с ним.
1-я девушка: Ах, Оксана, говорят, что его мать Солоха – ведьма!
Оксана: Мне то что до неё?
Одарка: Точно ведьма! Говорят, что парубок Кузяколупенко видел у неё сзади хвост, величиною не более бабьего веретена.
2-я девушка: А ещё говорят, что она в позапрошлый четверг оборотилась чёрной кошкою и перебежала дорогу козаку Свербыгузу…
3-я девушка: А один раз к попадье прибежала свинья, закричала петухом, надела на голову шапку отца Кондрата и убежала назад.
Оксана: Ну и что. И при чём же здесь Солоха? Правда, она мне сама не нравится. Но Вакула не чета ей. Ни кто ни будь, а именно он намалевал на стене церковной в правом притворе картину, где Святой Пётр в день страшного суда изгоняет злой дух.
Одарка: Тю, Оксана, да ты, никак, защищаешь Вакулу…
1-я девушка: (ехидно) Уж не влюбилась ли?
Оксана: (вскакивает) Вот ещё! Дивчата, айда колядовать, а то и ночь пройдёт.
Девушки с хохотом убегают со сцены.
Занавес закрывается.
Источник статьи: http://proza.ru/2009/11/24/997
Будет готов мое серденько после праздника
Ночь перед Рождеством
Истории старого пасечника
Стоит ясная морозная ночь накануне Рождества. Светят звёзды и месяц, искрится снег, над трубами хат клубится дымок. Это Диканька, крохотное село под Полтавой. Заглянем в окошки? Вон старый казак Чуб надел тулуп и собирается в гости. Вон его дочка, красавица Оксана, прихорашивается перед зеркальцем. Вон влетает в печную трубу очаровательная ведьма Солоха, радушная хозяйка, к которой любят захаживать в гости и казак Чуб, и сельский голова, и дьяк. А вон в той хате, на краю села, сидит, попыхивая люлькой, какой-то старичок. Да ведь это пасечник Рудый Панько, мастер рассказывать истории! Одна из самых весёлых его историй о том, как чёрт украл с неба месяц, а кузнец Вакула летал в Петербург к царице.
Всех их – и Солоху, и Оксану, и кузнеца, и даже самого Рудого Панька – придумал замечательный писатель Николай Васильевич Гоголь (18091852), и в том, что ему так точно и правдиво удалось изобразить своих героев, нет ничего необыкновенного. Гоголь родился в небольшом селе Великие Сорочинцы Полтавской губернии и с самого детства видел и хорошо знал всё то, о чём позже писал. Отец его был помещиком и происходил из старинного казацкого рода. Николай учился сперва в Полтавском уездном училище, потом – в гимназии в городе Нежине, тоже недалеко от Полтавы; здесь-то он впервые и попробовал писать.
В девятнадцать лет Гоголь уехал в Петербург, служил какое-то время в канцеляриях, но очень скоро понял, что призвание его не в этом. Он начал понемногу печататься в литературных журналах, а чуть позже выпустил и первую книжку «Вечера на хуторе близ Диканьки» – сборник удивительных историй, будто бы рассказанных пасечником Рудым Паньком: о чёрте, укравшем месяц, о таинственной красной свитке, о богатых кладах, которые открываются в ночь накануне Ивана Купалы. Сборник имел огромный успех, очень понравился он и А. С. Пушкину. Гоголь вскоре с ним познакомился и подружился, и в дальнейшем Пушкин не раз помогал ему, например, подсказав (конечно, в самых общих чертах) сюжет комедии «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души». Живя в Петербурге, Гоголь издал и следующий сборник «Миргород», куда вошли «Тарас Бульба» и «Вий», и «петербургские» повести: «Шинель», «Коляска», «Нос» и другие.
Следующие десять лет Николай Васильевич провёл за границей, лишь изредка возвращаясь на родину: понемногу жил то в Германии, то в Швейцарии, то во Франции; позже на несколько лет поселился в Риме, который очень полюбил. Здесь был написан первый том поэмы «Мёртвые души». В Россию Гоголь вернулся лишь 1848 году и поселился под конец жизни в Москве, в доме на Никитском бульваре.
Гоголь – писатель очень разносторонний, произведения его такие разные, но объединяет их остроумие, тонкая ирония и добрый юмор. За это больше всего ценил Гоголя и Пушкин: «Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе…»
Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа[1]. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.
Если бы в это время проезжал сорочинский заседатель на тройке обывательских[2] лошадей, в шапке с барашковым околышком, сделанной по манеру уланскому, в синем тулупе, подбитом чёрными смушками[3], с дьявольски сплетённою плетью, которою имеет он обыкновение подгонять своего ямщика, то он бы, верно, приметил её, потому что от сорочинского заседателя ни одна ведьма на свете не ускользнёт. Он знает наперечёт, сколько у каждой бабы свинья мечет поросёнков, и сколько в сундуке лежит полотна, и что именно из своего платья и хозяйства заложит добрый человек в воскресный день в шинке[4]. Но сорочинский заседатель не проезжал, да и какое ему дело до чужих, у него своя волость[5]. А ведьма между тем поднялась так высоко, что одним только чёрным пятнышком мелькала вверху. Но где ни показывалось пятнышко, там звёзды, одна за другою, пропадали на небе. Скоро ведьма набрала их полный рукав. Три или четыре ещё блестели. Вдруг, с противной стороны, показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко. Близорукий, хотя бы надел на нос вместо очков колёса с Комиссаровой брички, и тогда бы не распознал, что это такое. Спереди совершенно немец[6]: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке[7]. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий[8]в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто чёрт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.
Между тем чёрт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдёрнул её назад, как бы обжёгшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдёрнул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый чёрт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки[9]; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чём не бывал, побежал далее.
В Диканьке никто не слышал, как чёрт украл месяц. Правда, волостной писарь, выходя на четвереньках из шинка, видел, что месяц ни с сего ни с того танцевал на небе, и уверял с божбою в том всё село; но миряне качали головами и даже подымали его на смех. Но какая же была причина решиться чёрту на такое беззаконное дело? А вот какая: он знал, что богатый козак Чуб приглашён дьяком на кутью[10], где будут: голова; приехавший из архиерейской певческой родич дьяка в синем сюртуке, бравший самого низкого баса; козак Свербыгуз и ещё кое-кто; где, кроме кутьи, будет варенуха[11], перегонная на шафран водка и много всякого съестного. А между тем его дочка, красавица на всём селе, останется дома, а к дочке, наверное, придёт кузнец, силач и детина хоть куда, который чёрту был противнее проповедей отца Кондрата. В досужее от дел время кузнец занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всём околотке. Сам ещё тогда здравствовавший сотник[12]Л…ко вызывал его нарочно в Полтаву выкрасить дощатый забор около его дома. Все миски, из которых диканьские козаки хлебали борщ, были размалёваны кузнецом. Кузнец был богобоязливый человек и писал часто образа святых: и теперь ещё можно найти в Т… церкви его евангелиста Луку. Но торжеством его искусства была одна картина, намалёванная на церковной стене в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный чёрт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключённые прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленами и всем чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал её на большой деревянной доске, чёрт всеми силами старался мешать ему: толкал невидимо под руку, подымал из горнила в кузнице золу и обсыпал ею картину; но, несмотря на всё, работа была кончена, доска внесена в церковь и вделана в стену притвора, и с той поры чёрт поклялся мстить кузнецу.
Колядовать у нас называется петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто остаётся дома, колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто от того пошли и колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает сатане. Однако ж если сказать правду, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют часто про Рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому.
Замечание пасичника. (Примеч. Н. В. Гоголя.)
Обывательские (лошади) – т. е. крестьянские: «сельскими обывателями» в царской России назывались крестьяне.
Источник статьи: http://www.litmir.me/br/?b=552039&p=3