ЛЕГЕНДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АНДЕГРАУНДА. ГРУППА “ЧЕРНОЗЁМ”
ЛЕГЕНДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АНДЕГРАУНДА. ГРУППА “ЧЕРНОЗЁМ”
Эта группа входит в число лучших коллективов, которые дала стране Сибирь. Её харизматичный лидер играл с такими легендами отечественного панк-рока как Янка Дягилева и Егор Летов. Но в истории группы порой случаются такие провалы, которые заставляют задаваться вопросом, а собственно, жива ли она до сих пор?
Лидер группы Евгений “Джексон” Кокорин начинал в конце 1980-х годов, как музыкант гипотетического “Всесибирского панк-клуба” Егора Летова, играл на ударных с Янкой Дягилевой, в “Инструкции По Выживанию” времён альбома “Конфронтация в Москве”, с Ником Рок-н-Роллом и многими другими сибирскими музыкантами тех героических лет. Свой же собственный проект он (гитара, вокал) основал в конце 1980-х в Тюмени вместе с двумя друзьями- Дмитрием Колоколовым (бас, тексты) и Вадимом “Ротаном” (или “Вэ”) Зуевым (ударные). Как говорится в Википедии:
Музыка представляла собой отчаянное квартирно-дворовое рубилово с текстами типа «ты уехала надолго, падла…». С первых квартирных концертов зрители сбегали, забывая даже обувь. Альбомы записывались на самопальной аппаратуре, на одну катушку. После записи альбом прослушивался, выносился вердикт — «круто!», и садились записывать следующий — на ту же ленту.
О тех далёких временах осталась единственная запись, датируемая 1989 годом плёнка была почему-то озаглавлена, как группа “Сазонова Прорва”, а альбом – “Библиотека молодого дезертира”.
С 1991 года Димон и Вэ собрали параллельный проект “Мёртвый ТЫ”, а Джексон сосредоточился на работе гитаристом и аранжировщиком в группе “Инструкция По Выживанию”. В 1993 году члены “ЧернозЁма” встречаются и записывают альбом “Покорители Вселенной”. Но тут же теряют его оригинал и вновь разбегаются. В августе 1994 года при невыясненных обстоятельствах в Москве погиб Вадим Зуев (по одной из версий – утонул), в то время работавший уже над третьим сольным альбомом. Осенью того же года “ЧернозЁм” впервые играет в Москве, на фестивале “Сибирский драйв” в ЦДКЖ. Состав представлял собой классическую “Инструкцию По Выживанию” (Евгений Кокорин, Аркадий Кузнецов, Евгений Кузнецов), но без Неумоева, зато с Димоном Колоколовым на басу. В 1994 году во время продолжительного тура “Русский Прорыв”, Джексон был гитаристом и в “ИПВ”, и в “Гражданской Обороне”.
После окончания “Русского Прорыва” в январе 1995 года Кокорин с женой Оксаной снимают в Тюмени избушку, где на полулюбительской аппаратуре записывается первый альбом “ЧернозЁма” — “Подарок для самого слабого”. Параллельно тем же составом был записан альбом “Чёрного Лукича” “Ледяные каблуки” и альбом “Родины” “Быть живым”. Чуть позже там же Джексон записывает два альбома “Чернозём №7” и “Криминальный альбом” (он же “Романтика”). Но, поскольку, Димон участия в записи не принимал, то дабы не было ненужных вопросов от него, озаглавил это всё как проект “Нечерноземье”. Группа играет несколько концертов и вновь разбегается, а Джексон в 1997 году опять играет в “ГО”.
Осенью 1997 года, через неделю после записи своего сольного альбома “Предупредительный выстрел в упор” (он же “МечТамерлана” (именно так в одно слово, что впоследствии дало возможность смысловых игр – “Меч Тамерлана” – “Мечта мерлана”)), при невыясненных обстоятельствах погибает Дмитрий Колоколов. Его обезглавленное тело было найдено на железнодорожном полотне, недалеко от той самой избушки, где записывались “ЧернозЁм”, “Чёрный Лукич” и “Родина”.
Кокорин вновь собирает группу на основе золотого состава “ИПВ” – ударные – Евгений Кузнецов, бас – Аркадий Кузнецов, гитара- Игорь Гуляев, а так же клавишные – Максим Шарков. Они готовят программу, состоящую на этот раз только из песен Джексона. Чрезвычайно плотный саунд, богатство, изобретательность и мелодичность аранжировок приобретают черты фирменного стиля группы. Выпускается сборник песен разных лет “Когда любовь исчезает”, имевший крайне малое хождение на кассетах.
В 1998 году в группе появилась скрипачка Саша Белогузова и гитарист Тимур Латфуллин. Этим составом создается новая программа, а в декабре 1999 года “ЧернозЁм” впервые попадает в настоящую студию — “МизАнтроп” на Остоженке, где записывает сборник песен разных лет “Прекрасное далёко”. По окончании записи Игорь Гуляев по контракту уходит воевать в Чечню сержантом спецназа ГРУ. Весной 2000 года он вернулся. Но за неделю до презентации в Москве компакт-диска “Прекрасное далёко” Игорь умер у себя дома от остановки сердца. Группа приехала на презентацию практически с кладбища — в 14:00 вылезли с поезда, отыграли концерт и так же вечером уехали обратно, вернувшись в Тюмень на 9-й день.
К 2001 году Евгений Кокорин окончательно разочаровался в творческих возможностях профессиональных студий и решил записываться дома — «пусть жутко неформатно, зато — КРУТО». Весной 2001 года был готов альбом “Не навсегда”, но издать его удалось лишь через год. Перед этим была выпущена промо-кассета с 4 песнями с альбома. За это время постепенно сменился почти весь состав “ЧернозЁма” — Евгений Кузнецов вахтовым методом уехал добывать нефть, и в силу этого не стыковался с концертным графиком группы, Аркадий Кузнецов уехал на пару месяцев в экспедицию за Полярный Круг, по тундре на снегоходах, Тимур предпочёл уют семейной жизни безумной судьбе рокера.
Весной Кокорин собирает новый состав: бедовая тюменская девушка Лёля 17-ти лет, бывшая хоккеистка – гитара (иногда ударные), москвичи Александр Поляков – бас, бэк-вокал, и Сергей Слюсаренко – ударные. На клавишах неизменный Максим Шарков. Обновлённая группа чрезвычайно успешно выступает на фестивале “Яйцо” в сентябре 2002 г., активно гастролирует. Песня “Над заборами” без ведома группы попадает в передачу “Оно вам надо?” “Нашего радио”, где к ужасу ведущей впервые в истории программы собирает 100% положительных отзывов бесхитростных слушателей. Концерты “ЧернозЁма” отличаются удивительным разнообразием, однако представленный в 2004 году на CD “Паводок. Непонятный праздник” особенно нехарактерен. Он игрался в клубе “Форпост”, расположенном в жилом доме, отчего как следует разгуляться музыкантам не дали. Тем не менее наличие в клубе многоканальной аппаратуры позволяло осуществить качественную запись, что и было сделано. Определённая стилевая противоречивость группы и специфические вокальные данные Кокорина зачастую вызывают неоднозначную реакцию, однако, например, белорусский журнал “Бес шума” назвал “ЧернозЁм” группой 2003 года!
В 2005 году группа принимает участие в трибьюте композитора Алексея Рыбникова (“Приключения Буратино”, “Про Красную Шапочку”, “Тот самый Мюнхгаузен”, “Вам и не снилось”, “Юнона и Авось” и многие другие фильмы и спектакли) с “Песней шарманщика” из рок-оперы “Звезда и смерть Хоакина Мурьеты”. А вот с тех пор группа никаких записей не выпускала. Концерты игрались нечасто – по несколько за год. Я тоже как-то организовал совместный с “Родиной” концерт группе в Подольске. Но последние года 3 ни о концертах, ни о записях ничего не слышно. Джексон играет с “Инструкцией По Выживанию”, В 2019 году принимает участие в концертах, посвящённых 35-летию группы “Гражданская Оборона”, обучает в Тюмени подрастающее поколение игре на гитаре, а также (что совсем неожиданно) профессионально занимается компьютерным дизайном.
1989 — Библиотека молодого дезертира
1995 — Чернозём №7
1996 — Криминальный альбом (Романтика)
1993 — Покорители Вселенной (оригинал альбома утерян)
1995 — Подарок для самого слабого (переиздан в 2013 году на CD. В бонусы добавлена видеосъемка 4 песен с концерта В ДК “Юность” (Москва, 20.01.98))
1997 — Когда любовь исчезает (сборник, издан очень маленьким тиражом на кассетах.)
2000 – Живьём (издан на кассетах, включает в себя запись концерта 10 января 2000 г в ДК “Строитель”, г Тюмень + 1 песню с концерта в Лефортово , Москва 11 июня 2000 г.)
2000 — Прекрасное далёко (CD)
2001 — Ненавсегда ( издан в 2002 году на кассетах, переиздан в 2007 году на CD фирмой “Выргород”, включает в себя “Люберецкий бонус” -запись на студии Люберецкого Коврового Комбината + видео)
2002- Ненавсегда (рекламный промо-сингл с флаером, издан на кассетах в количестве 100 экз. перед презентацией основного тиража кассет)
2004 — Паводок (Непонятный праздник) (Концерт в клубе “Форпост” 7 ноября 2003 года, CD )
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5e4aadf53880365bb315f814/legendy-otechestvennogo-andegraunda-gruppa-chernozem-5e95d2a4faa668570a7a3055
Чернозём – Подарок Для Самого Слабого
Tracklist
1 | Ветряные Мельницы |
2 | Колыбельная |
3 | Что Я? |
4 | Висёлый Марш |
5 | Закон Тяготения |
6 | Б/П |
7 | Паводок |
8 | На Последней Пристани |
9 | Каннибализм |
10 | Прогноз Погоды |
11 | Дивиноста Первый Год |
12 | Все Лучше И Лучше |
13 | Если Бы Мы Знали |
Концерт В ДК «Юность» (Москва, 20.01.98) | |
Video 1 | Мы Все В Конце |
Video 2 | Дивиноста Первый Год |
Video 3 | Ветряные Мельницы |
Video 4 | Северная Страна |
Companies, etc.
- Phonographic Copyright ℗ – Полдень Music
- Copyright © – ИзБа Рек
- Pressed By – ООО «Уральский Электронный Завод»
Credits
- Backing Vocals – Манго Шруб* , Вова «Джагер»* , Димон Колокольчиков* , Манагер
- Bass – Аркаша Кузнецов* , Игорь «Джеф» Жевтун*
- Cover – Анна «N» Шаркова * , Вадим «Кен» Казанцев *
- Drums – Александр Андрюшкин , Джек Кузнецов*
- Guitar – Игорь Гуляев , Игорь «Джеф» Жевтун*
- Liner Notes – Борис Рудкин*
- Vocals – Аркаша Кузнецов* ( tracks: 2 ) , Жека «Джексон» Кокорин* , Игорь «Джеф» Жевтун* ( tracks: 4, 11 )
Notes
Packaged in a jewel-case with 4-page booklet.
(с) «ИзБа Рек» 1995 (p) «Полдень Music» 2013
Источник статьи: http://www.discogs.com/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B7%D1%91%D0%BC-%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D0%94%D0%BB%D1%8F-%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE/release/5014403
Чернозем «Подарок для самого слабого»
Исполнитель: Чернозем; название: «Подарок для самого слабого»; стиль: панк-рок; год переиздания: 2013
Есть группы, о концертах которых ходят легенды, но которые фатально неспособны преподнести толком свое наследие на студийных дисках. Тюменский «Чернозем» относится именно к этой категории.
Запись второго альбома «Прекрасное далеко» настолько не устроила музыкантов, что они спешно переименовались на время в «Чернозем-2» и порекомендовали приобретать диск только самым упертым поклонникам. Пятилетние мытарства с изданием на CD их вершинного альбома «Ненавсегда» чудом завершились в 2007-м шикарным релизом.
Дебютнику «Чернозема» «Подарок для самого слабого» повезло в этом плане намного меньше. Альбом был записан еще в 1995-м, когда лидер группы Евгений «Джексон» Кокорин снял для себя и друзей-музыкантов уютную избушку, ставшую своеобразным «местом силы». Судя по всему, в жилище царила полная идиллия, ради которой даже не нужно было произносить заветное: «Повернись к лесу задом, а ко мне передом». Пока кто-то досыпал, кто-то допивал, а кто-то вскапывал огород, «Чернозем», «Родина» и Черный Лукич записали свои легендарные пластинки.
Тогда же, в середине 90-х все три альбома были выпущены на кассетах андеграундным лейблом «Минус Девять Кельвина», но в случае с «Черноземом» дальше этого дело не пошло. Неоднократные попытки издать «Подарок» на CD проваливались — и лишь в этом году лейбл «Полдень Music» героически довел дело до конца. Оформление релиза в корне отличается от кассетной версии: вместо группового снимка музыкантов на обложке красуется девочка с «калашом», недвусмысленно намекающая на суть таинственного подарка. Тексты песен присутствуют в обеих версиях, а CD дополнен еще и в видеобонусом с кустарно отснятого концерта в столичном ДК «Юность (20.01.98).
Долгое время «Чернозем» был сибирским вариантом супергруппы. «Подарок для самого слабого» дает наиболее исчерпывающее представление об этом периоде. Наряду с основным двигателем процесса Джексоном, здесь исполняют свои песни Аркадий Кузнецов (акустическая «Колыбельная») и Игорь Жевтун. Жевтуновская «Дивиноста первый год» (так в авторской транскрипции) вообще должна была войти в исполнении Егора Летова в альбом «Сто лет одиночества», а ее рукопись удостоилась публикации в летовских «Автографах».
Но правит бал здесь, безусловно, Евгений Кокорин. Первый же номер «Ветряные мельницы» бьет наповал мелодикой советских ВИА, изощренными гитарными переборами и куртуазным текстом, изобилующим античными образами. «Паводок» и «Б/п» («На западном фронте без перемен») давно стали визитными карточками «Чернозема», однако пристальное внимание стоит обратить даже не на них. «Прогноз погоды» — дерзкий эксперимент с наложением телеметеосводки на зубодробильные пост-панковые риффы. «Каннибализм» — очень точное описание современной Мовсквы, жителей которой окружают неискренние «профессиональные друзья», а река Яуза сравнима с кляксой.
К счастью, «Подарок для самого слабого» не сводится к сплошной эскалации традиционного сибирского пессимизма. По-детски наивный взгляд Кокорина на мир скрашивает многие мрачные образы. К тому же Джексон интуитивно чует правоту высказывания богослова Тертуллиана «душа по природе своей христианка». Не устаешь поражаться точности определения «на девятый день все будет понятно, на сороковой станет спокойно», ведь с девятого по сорокового дня душа проходит «экскурсию» по аду, уже предчувствуя свою участь, после чего настает Страшный суд.
Источник статьи: http://www.km.ru/muzyka/2013/06/26/rok-muzyka/714551-chernozem-podarok-dlya-samogo-slabogo
Подарок для самого слабого
Первый официальный альбом.
Записан на «Изба рек.» — импровизированной студии основанной на всей бытовой аппаратуре имевшейся под руками, и с помощью чуда инженерной мысли, способной произвести запись.
Готовится переиздание на CD.
Когда что-то происходит, оно редко происходит постепенно, по каплям; нет, магия накапливается в тайных резервуарах времени, чтобы излиться неожиданно и вся. Весна 1995-го года в Тюмени была своего рода оргазмом эпохи — в снятой Джексоном-Кокориным избушке под Тюменью были записаны три альбома, ставших тайным магическим паролем 1990-х и всей пост-советской эпохи.
Я говорю о «Подарке для самого слабого» Чернозёма, «Быть живым» Манагера и Ледяных Каблуках.
Миша Вербицкий
Призрак «Гроб-Рекордз» продолжает мозолить оглохшее ухо российской публики. Низведенные до полной неизвестности либеральным бойкотом в СМИ, пластинки -9К когда-нибудь всплывут утонувшим Титаником — последние материальные свидетели эпохи, проглоченной симулякрами.
В незапамятные 80-е, когда еще Егор Летов был прилично-прилизанным панком и любимцем отечественной рок-критики, на «Гроб-Рекордз» были выпущены полсотни альбомов, ужасных в своей залихватской гениальности. «Гроб-Рекордз» более нет, и Егор в общем не у дел, но в его отсутствие еще отчетливее видна безудержная, льющаяся через край энергия сибирского полюса нашей музыки. Десятки альбомов, вышедших на -9К — тому подтверждение.
«Чернозем» — это вроде как похоже сольный проект Жеки «Джексона» Кокорина, с участием Игоря «Джеффа» Жевтуна и Игоря Гуляева на гитаре, Аркаши Кузнецова на басу, Александра Анрюшкина на барабанах и разной публики на подпевках, включая Манагера (Олега Судакова). Большая часть перечисленных играла в разных составах «Гражданской Обороны», «Кооператива Ништяк», «Инструкции по Выживанию» и Манагеровской «Родины». Это не значит, что результат звучит предсказуемо — скорее наоборот. Возьмем песню «Прогноз Погоды» — дичайший в своей неудержимости гитарный рифф наложен на (surprise, surprise!) прогноз погоды. А вообще сочетание панковской жесткой гитары, тройных темпов и залихватской такой попсово-фольклорной мелодики — в отечественном панке скорее редкость (хотя и совсем не редкость на Западе). Тексты, как всегда у сибирских панков, выше любых похвал, но и здесь свои извращения — типа исправленного правописания на двух песнях, написанных Аркашей Кузнецовым
Загарелся быстро
Диревяный лес
Далитят ли искры
Да сырых нибес
или энергичного такого bargain basement-классицизма у Кокорина:
. За завесой век
В летаргических недрах сна
Вдруг узнал человек
Что за окном творится весна
И сразу — ветер с горячих мест
Над Руаном поверх голов.
Абсолютно отвязанная поэзия, непривязывающаяся, но и не занудная мелодика, бездумная, рефлекторно-увесистая игра на инструментах — в общем, один из лучших альбомов декады.
Источник статьи: http://musclub.ru/chernozem/music/podarok-dlya-samogo-slabogo-934