Что можно дарить чиновникам на Новый год и другие праздники?
CITAlliance / Depositphotos.com |
Подарки на Новый год лучше начинать искать заранее, как раз в начале декабря. Вряд ли Правительство РФ руководствовалось именно этой логикой, но тем не менее на днях внесло в Госдуму целый пакет антикоррупционных законопроектов, которым предлагается в числе прочего определить перечень допустимых подарков чиновникам. В связи с этим событием и надвигающимися праздниками разберемся, что вообще можно дарить чиновникам – пока по действующему законодательству.
В настоящее время действует общее правило, в соответствии с которым лицам, замещающим государственные должности РФ и регионов, а также муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим запрещено получать от физлиц и юрлиц подарки. Недопустимо, что важно, дарение в связи с должностным положением или с исполнением служебных обязанностей (подп. 3 п. 1 ст. 575 Гражданского кодекса, п. 7 ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п. 6 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Однако ГК РФ устанавливает исключение из этого правила – указанные лица могут получать подарки, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб. В то же время указано – запрет не действует, если речь идет о дарении в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Причем подарки дороже обозначенной суммы признают федеральной, региональной или муниципальной собственностью (п. 2 ст. 575 ГК РФ). В иных перечисленных законах уточняется, что должностные лица в принципе не могут получать подарки, кроме как на официальных мероприятиях.
Но и с подобными «официальными» подарками не все так просто. Правительство РФ в специальном Типовом положении установило правило, в соответствии с которым государственные и муниципальные служащие, служащие Банка России, работники ПФР, ФСС России, ФФОМС и иных организаций должны уведомлять своих нанимателей и работодателей обо всех случаях получения подарка, причем в течение трех дней с момента его получения или возвращения из командировки (п. 1, п. 2, п. 5 Типового положения).
Чиновнику вернут сданный подарок обратно, если его стоимость не превышает 3 тыс. руб. А более дорогой презент или тот, стоимость которого невозможно определить, останется у организации. В то же время служащий или работник вправе его выкупить. Если же этого не произойдет, и к тому же выяснится, что организации нецелесообразно использовать для своих нужд полученное чиновником, подарок реализуют на торгах. Наконец, если продажа не состоится, дар перейдет в благотворительную организацию, либо его уничтожат (п. 12, п. 15, п. 17 Типового положения). Перечисленные правила однако не распространяются на канцелярские принадлежности, которые и так раздают всем участникам мероприятий, цветы и ценные подарки, врученные в качестве поощрения ли награды.
О существующих запретах регулярно напоминают многие госорганы – они ежегодно в декабре выпускают соответствующие информационные письма. Подчеркивается, что получение подарка, не связанное с официальными мероприятиями, является нарушением установленного законом запрета и создает условия для конфликта интересов. Возможные последствия для чиновника – привлечение к ответственности вплоть до увольнения в связи с утратой доверия. И более того, в случае, если подарок расценивается как взятка, должностное лицо могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 290 Уголовного кодекса (письмо Федерального казначейства от 19 декабря 2017 г. № 07-04-05/07-984 «О запрете дарить и получать подарки», письмо Минобрнауки России от 20 декабря 2017 г. № 12-1326 «О запрете дарить и получать подарки»). Минтруд России при этом рекомендовал работникам своих подведомственных организаций воздерживаться и от безвозмездного получения услуг, результатов выполненных работ, а также имущества, в том числе во временное пользование. Он обосновал это тем, что получение подарков в виде любой материальной выгоды должностному лицу запрещено (письмо Минтруда России от 3 декабря 2018 г. № 10-9/В-633).
Также отдельные госорганы не рекомендуют должностным лицам получать подарки или вознаграждения в том числе на личных торжественных мероприятиях от своих друзей или связанных с ними людей, которые одновременно являются лицами, в отношении которых чиновники непосредственно осуществляют функции госуправления. Уточняется, что прием и таких подарков может скомпрометировать их получателей и повлечь возникновение сомнений в их честности, беспристрастности и объективности.
Резюмируем – должностным лицам в связи с исполнением их обязанностей можно делать подарки стоимостью до 3 тыс. руб., причем преимущественно в рамках официальных мероприятий. Тогда подарок останется у своего получателя, если удастся обосновать его стоимость (например, приложив чек). Процесс вручения должен быть явно безвозмездным действием, чтобы подарок не расценили как взятку.
Разберемся теперь, как может измениться законодательство в этой части, если законопроект кабмина, с которого мы начали, примут в текущей редакции. Правительство намерено установить перечень подарков, которые могут получить чиновники в связи с исполнением их обязанностей и осуществлением полномочий.
В их число включены:
- подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями;
- канцелярская печатная продукция с логотипом госоргана, органа местного самоуправления, организации (кроме случаев, если они изготовлены из драгоценных металлов или драгоценных камней);
- цветы;
- ценные подарки, врученные в качестве поощрения (награды) от госоргана, органа местного самоуправления, организации, в которых одаряемый замещает должность, от вышестоящего органа и организации, а также от иных органов в специально установленном порядке.
Как видно, концептуально изменения не очень существенные, и в целом в правилах получения чиновниками подарков мало что изменится. Они так же, как и сегодня, должны будут сообщать о полученных на официальных мероприятиях презентах соответствующим органам и передавать их по акту. Правда, это правило не будет распространяться на канцелярскую печатную продукцию, цветы и ценные подарки, врученные в качестве поощрения.
Источник статьи: http://www.garant.ru/news/1232289/
Могут ли госслужащие получать подарки?
Могут ли госслужащие получать подарки?
Определение подарка и ограничения госслужащих в получении подарков
Понятие подарка законодательно не определено. В то же время из определения договора дарения следует, что подарок — это прежде всего вещь или имущественное право, которые даритель безвозмездно передает одаряемому в собственность. Если имеет место встречное обязательство, то такая передача вещи (права) дарением не признается (п. 1 ст. 572 ГК РФ).
По общему правилу государственным гражданским служащим (далее — госслужащим) запрещено получать подарки в связи с исполнением должностных обязанностей. Подарки, полученные госслужащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта РФ и подлежат сдаче в орган, в котором госслужащий проходит службу (п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ; п. 7 ч. 3 ст. 12.1 Закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ).
Справка. Протокольное и официальное мероприятия
Протокольное мероприятие — мероприятие, при проведении которого предусмотрен сложившийся в результате ведомственных, национальных, культурных особенностей порядок (церемониал) и (или) ведение протокола — документа, фиксирующего ход проведения мероприятия.
Официальное мероприятие — мероприятие, проведение которого подтверждено (санкционировано) соответствующим распоряжением, приказом или иным распорядительным актом (например, служебная командировка, включая встречи и иные мероприятия в период командирования, проведение совещаний, конференций, приемов представителей, членов официальных делегаций, должностных лиц государственных (муниципальных) органов, организаций, иностранных государств, прибывающих с официальным и рабочим визитом, встреч и переговоров) (п. 2 Разъяснений Минтруда России).
Подарок в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями — это подарок, полученный госслужащим от физических или юридических лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им служебных (должностных) обязанностей. Не относятся к таким подаркам канцелярские принадлежности, которые предоставлялись каждому участнику официальных мероприятий в целях исполнения обязанностей, цветы и ценные подарки, которые вручены в качестве поощрения (награды) (п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 10).
Также установлен запрет на дарение подарков госслужащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Исключением являются обычные подарки, стоимость которых не превышает 3 000 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ).
Отметим, что законодательство не содержит явного запрета на получение подарков госслужащими в случаях, не связанных с их должностным положением (в семейных, дружественных отношениях).
Вместе с тем должностным лицам не рекомендуется получать подарки или какие-либо иные вознаграждения, в том числе на личных торжественных мероприятиях, от своих друзей или связанных с ними людей, если они одновременно являются лицами, в отношении которых должностные лица непосредственно осуществляют функции управления или контроля. Прием таких подарков может их скомпрометировать и повлечь возникновение сомнений в их честности, беспристрастности и объективности (Письмо Минтруда России от 11.10.2017 N 18-4/10/В-7931).
Действия госслужащего при получении подарка
Госслужащие обязаны уведомлять обо всех случаях получения подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями государственный орган, фонд или иную организацию, в которых они проходят государственную службу или осуществляют трудовую деятельность (далее — госорган) (п. 4 Положения N 10).
При получении подарка подтвержденной стоимостью до 3 000 руб. госслужащему необходимо представить в уполномоченное структурное подразделение госоргана уведомление о получении подарка в двух экземплярах. К нему нужно приложить документы, подтверждающие стоимость подарка (кассовый или товарный чеки, иной документ об оплате (приобретении) подарка). Уведомление представляется в течение трех рабочих дней со дня получения подарка или возвращения из командировки. Подарок при этом госслужащий вправе оставить себе (п. п. 5, 6 Положения N 10).
Если подтвержденная стоимость полученного подарка превышает 3 000 руб. или неизвестна, одновременно с уведомлением необходимо сдать подарок в уполномоченное структурное подразделение госоргана в течение пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления. До передачи подарка по акту приема-передачи госслужащий несет ответственность за утрату или повреждение подарка.
Если стоимость подарка неизвестна, она определяется экспертным путем. Подарок стоимостью не более 3 000 руб. должен быть возвращен госслужащему. При стоимости подарка свыше 3 000 руб. госслужащий вправе его выкупить. Для этого нужно не позднее двух месяцев со дня сдачи подарка направить на имя представителя госоргана заявление (п. п. 7 — 9, 12 Положения N 10).
При обнаружении подарка, оставленного на рабочем месте подчиненным, представителем поднадзорных (подконтрольных) органов и организаций, участником судопроизводства либо иного порядка рассмотрения дел, в которых госслужащий принимает или принимал участие, гражданами, обращения которых он рассматривает или рассматривал, либо их представителями, рекомендуется принять меры для возвращения подарка оставившему его лицу. Если это невозможно, следует незамедлительно письменно уведомить об этом уполномоченное структурное подразделение, одновременно сдав подарок. Возврат такого подарка должностному лицу и его выкуп в таком случае невозможны (п. 16 Разъяснений Минтруда России).
Отличие подарка от взятки
За нарушение установленных ограничений, в том числе в отношении получения подарков, госслужащий может быть привлечен к дисциплинарной (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение в связи с утратой доверия), а также к административной ответственности (ст. 19.28 КоАП РФ; п. 1.1 ч. 1 ст. 37, ст. ст. 59.1, 59.2 Закона N 79-ФЗ).
Также возможно привлечение госслужащего к уголовной ответственности за взятку при наличии в его действиях состава преступления (ст. 290 УК РФ).
Подарок и взятка различаются по мотиву и характеру получения.
Мотивами для вручения подарка является уважение, симпатия, благодарность, чувство морального долга у дарителя к одаряемому. В связи с подарком у одаряемого не возникает встречных обязательств.
Мотивом для дачи взятки является корыстный умысел в виде достижения правовой, имущественной, коммерческой, иной цели для получения выгоды, обогащения либо освобождения от ответственности. У взяткополучателя также присутствует мотив обогащения.
Взятка носит возмездный характер, так как от взяткополучателя ожидается соответствующее поведение (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24):
- входящие в служебные полномочия действия либо бездействие в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;
- способствование в силу должностного положения совершению указанных действий (бездействию);
- общее покровительство или попустительство по службе;
- совершение незаконных действий (бездействие).
Источник статьи: http://34.xn--b1aew.xn--p1ai/document/20341460
Подарки чиновникам новые правила
В январе вступило в силу новое Постановление Правительства РФ N 10, утвердившее Типовое положение о сообщении чиновниками сведений о полученных ими подарках (далее — типовое положение).
Правительство РФ в рамках Национальной стратегии противодействия коррупции проводит работу, направленную на профилактику коррупционных правонарушений и борьбу с коррупцией в государственных органах и организациях . Издание Типового положения — результат проводимой работы.
Запрет на дарение подарков чиновникам — одна из наиболее обсуждаемых антикоррупционных мер российского законодательства.
Гражданский кодекс не допускает дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 рублей, лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (ст. 575 ГК РФ).
В этой же статье уточнено, что указанный запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, стоимость которых превышает 3 000 рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.
Аналогичный запрет установлен и в ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Кроме того, в законе указано, что лицо, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой и другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соответствующие запреты закреплены и в специальном законодательстве, регулирующем особенности прохождения службы отдельных категорий служащих (например, в ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В начале 2012 г. был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы (утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. N 297). В подп. «г» п. 2 данного акта было предусмотрено, что в срок до 1 октября 2012 г. должен быть издан типовой нормативный акт, обязывающий указанные выше категории лиц сообщать в случаях, установленных федеральными законами, о получении ими подарка в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
В типовом акте предполагалось определить такие понятия, как «получение подарка в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей», «подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями», установить срок, в течение которого необходимо сообщить о получении подарка, и определить порядок сдачи подарка, порядок его оценки, реализации и зачисления средств, вырученных от его реализации, в соответствующий бюджет, а также порядок выкупа подарка.
Этот типовой акт (Типовое положение) был издан в январе этого года, значительно позже предполагаемого срока. Типовое положение разъясняет порядок действий органа, фонда или иной организации, в которой одаряемый работает или проходит службу: от момента получения подарка до его выкупа, реализации или уничтожения.
Попробуем разобраться в деталях нового Постановления Правительства РФ от 09.01.2014 N 10.
Получение подарка: кто, где, когда
Впрочем, сразу оговоримся, что называть лиц, на которые распространяет действие Типовое положение, чиновниками или госслужащими не совсем правильно, ведь речь идет о более широкой группе работников и служащих, а именно:
— о лицах, замещающих государственные или муниципальные должности;
— о государственных или муниципальных служащих;
— о служащих Центрального банка Российской Федерации;
— о работниках Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
— о работниках иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
В комментарии Аппарата Правительства Российской Федерации к постановлению Правительства РФ, утвердившему Типовое положение, пояснено, что действие данного типового положения распространяется на:
— членов Правительства Российской Федерации;
— руководителей министерств и ведомств;
— губернаторов;
— мэров городов и других глав муниципальных образований;
— глав местных администраций, членов Совета Федерации;
— депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов Российской Федерации;
— депутатов представительных органов муниципальных образований;
— судей;
— членов контрольно-счетных органов и других лиц, замещающих государственные и муниципальные должности;
— всех государственных и муниципальных служащих;
— служащих Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, ОАО «Газпром», государственных корпораций, научных и учебных заведений, учредителями которых является Российская Федерация, и других организаций, созданных для выполнения задач федеральных государственных органов .
Важно, что Типовое положение регулирует порядок сдачи не любых подарков, а только тех из них, которые были получены от физических или юридических лиц в ходе протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий, участие в которых связано с должностным положением одаряемых или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей.
При этом исключение составляют канцелярские принадлежности, которые предоставляются каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения им своих служебных (должностных) обязанностей, цветов и ценных подарков, которые вручаются в качестве поощрения (награды).
Примечание: получение подарка через посредника не отменяет действие Типового положения и не влияет на порядок сдачи подарка.
Теперь одаряемые обязаны сообщать обо всех случаях получения подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей в государственный (муниципальный) орган, фонд или иную организацию, в которых указанные лица проходят государственную (муниципальную) службу или осуществляют трудовую деятельность.
Порядок предоставления уведомления о получении подарка
В течение трех рабочих дней со дня получения подарка одаряемый обязан представить уведомление о получении подарка в уполномоченное структурное подразделение (уполномоченную организацию) государственного (муниципального) органа, фонда или иной организации, в которых одаряемый проходит государственную (муниципальную) службу или осуществляет трудовую деятельность.
Если подать уведомление в трехдневный срок невозможно по причине, не зависящей от одаряемого, оно представляется не позднее следующего дня после ее устранения.
Образец уведомления приведен в Приложении к Типовому положению.
Приложение
к Типовому положению о сообщении отдельными
категориями лиц о получении подарка
в связи с их должностным положением или
исполнением ими служебных (должностных)
обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации
(выкупе) и зачислении средств, вырученных от его
реализации
Уведомление о получении подарка
Примечание: в случае если подарок получен во время служебной командировки, уведомление представляется не позднее 3 рабочих дней со дня возвращения лица, получившего подарок, из служебной командировки.
Уведомление составляется в 2 экземплярах, один из которых возвращается лицу, представившему уведомление, с отметкой о регистрации, другой экземпляр направляется в комиссию по поступлению и выбытию активов государственного (муниципального) органа или соответствующий коллегиальный орган фонда или иной организации (уполномоченной организации), образованные в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете (далее — комиссия или коллегиальный орган).
К уведомлению прилагаются документы (при их наличии), подтверждающие стоимость подарка (кассовый чек, товарный чек, иной документ об оплате (приобретении) подарка). Подарок, стоимость которого подтверждается указанными документами и превышает 3000 рублей либо стоимость которого неизвестна, сдается ответственному лицу уполномоченного структурного подразделения (уполномоченной организации).
Исключением являются подарки, полученные лицами, замещающими государственную (муниципальную) должность: они передаются на хранение независимо от их стоимости.
За несоблюдение требований об уведомлении и сдаче подарка, полученного на официальном мероприятии в связи с исполнением должностных обязанностей, одаряемый должен быть привлечен к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения за несоблюдение ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции .
Хранение, возврат и выкуп подарка
Ответственное лицо принимает подарок на хранение по акту приема-передачи не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации уведомления в соответствующем журнале регистрации. До этого момента ответственность, согласно законодательству Российской Федерации, за утрату или повреждение подарка несет лицо, получившее подарок.
Следующий этап — определение стоимости подарка. Оно проводится на основе либо рыночной цены, действующей на дату принятия к учету подарка, либо цены на аналогичную материальную ценность в сопоставимых условиях с привлечением при необходимости ее установления комиссии или коллегиального органа.
Сведения о рыночной цене подтверждаются документально, а при невозможности документального подтверждения — экспертным путем.
Когда цена определена, и выяснено, что стоимость подарка не превышает 3000 рублей, последний возвращается сдавшему его лицу по акту приема-передачи.
Если же стоимость подарка оказывается больше 3000 рублей, уполномоченное структурное подразделение (уполномоченная организация) обеспечивает его включение в реестр федерального имущества или соответствующий реестр субъекта Российской Федерации (реестр муниципального образования).
Типовое положение предоставляет одаряемому лицу право выкупить принадлежащий ему подарок. Для этого одаряемый должен направить на имя представителя нанимателя (работодателя) соответствующее заявление не позднее двух месяцев со дня сдачи подарка.
В течение 3 месяцев со дня поступления заявления уполномоченное структурное подразделение (уполномоченная организация) организует оценку стоимости подарка для реализации (выкупа) и уведомляет в письменной форме лицо, подавшее заявление, о результатах оценки, после чего в течение месяца заявитель выкупает подарок по установленной в результате оценки стоимости или отказывается от выкупа.
Примечание: оценка стоимости подарка для реализации (выкупа) осуществляется субъектами оценочной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Если же лицо, получившее подарок, не захочет его выкупать, государственный (муниципальный) орган, фонд или иная организация руководствуется следующим порядком:
— подарок может использоваться государственным (муниципальным) органом, фондом или иной организацией с учетом заключения комиссии или коллегиального органа о целесообразности использования подарка для обеспечения деятельности государственного (муниципального) органа, фонда или иной организации;
— в случае нецелесообразности использования подарка руководитель государственного (муниципального) органа, фонда или иной организации принимает решение о реализации подарка и проведении оценки его стоимости для реализации (выкупа) посредством проведения торгов;
— если подарок не выкуплен или не реализован, руководитель государственного (муниципального) органа, фонда или иной организации принимает решение о повторной реализации подарка, либо о его безвозмездной передаче на баланс благотворительной организации, либо о его уничтожении в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Средства, вырученные от реализации (выкупа) подарка, зачисляются в доход соответствующего бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Государственные, муниципальные органы и организации в трехмесячный срок (до 9 апреля 2014 г.) должны разработать и принять свои нормативные правовые акты, определяющие на основе Типового положения порядок уведомления о получении подарка, его сдачи, выкупа и реализации с учетом особенностей деятельности этих органов и организаций .
Отметим, что до момента принятия нового Типового положения схожие порядки сообщения о получении подарков уже были установлены в ведомственных и локальных нормативных актах государственных и муниципальных органов, однако зачастую противоречили друг другу. Утверждение Правительством Типового положения, безусловно, решит эту проблему. Однако окажется ли это эффективным методом борьбы с коррупцией — покажет лишь практика.
Источник статьи: http://info-personal.ru/zakon/podarki-chinovnikam-novye-pravila/