КонсультантПлюс:Форумы
Страницы: 1
#1 21.11.2006 10:16:57
ПОМОГИТЕ ЗАКОННО ПОДАРИТЬ СУВЕНИР.
Добрый день!
В декабре, организация, в которой я работаю, решила провести рекламную акцию. Человек (физическое лицо), выполнивший необходимое условие, получает новогодний подарок от организации. Это мы хотим осветить в СМИ и другой рекламе.
Бухгалтерия говорит, что ракламную акцию сложно провести из — за того, что нам придется дополнительно выплачивать НДС и, на каждого получившего подарок, отправвлять в налоговую 2-НДФЛ . Подарок по стоимости не бутет привышать 500 рублей. ПОЖАЛУЙСТА , подскажите, каким образом можно этого избежать.
Можно ли дарить подарки, как рекламную продукцию (тем более, что она будет с логотипом компании). Есть предчувствие, что должен быть какой — то выход. Ведь если бы все было так сложно, то никто не дарил бы подарки, а такие акции сейчас везде проходят!
Заранее БОЛЬШОЕ спасибо и с наступающим Новым годом.
#2 21.11.2006 13:51:45
Re: ПОМОГИТЕ ЗАКОННО ПОДАРИТЬ СУВЕНИР.
«Главбух», 2005, N 9
РЕКЛАМНЫЕ АКЦИИ: КАК СВЕСТИ НЕГАТИВНЫЕ
НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ К МИНИМУМУ
Минфин России в Письме от 28 марта 2005 г. N 03-04-11/66 в очередной раз заявил, что на стоимость сувениров, розданных в рамках рекламной акции, нужно начислять НДС. Мы в свою очередь неоднократно писали о полной несостоятельности такой позиции. Но тем не менее оспорить точку зрения налоговиков по-прежнему можно только в суде.
Увы, но НДС по сувенирам — это далеко не единственная проблема, с которой сталкивается бухгалтер фирмы, решившей провести ту или иную рекламную акцию. Обо всех налоговых сложностях и о способах их преодоления читайте в этой статье.
Бесплатные подарки покупателям
Раздача подарков — это одна из самых распространенных рекламных акций. Суть ее сводится к тому, что покупатель определенного товара получает от продавца в подарок какой-либо сувенир. Бывает и так, что покупателю нескольких одинаковых товаров бесплатно дарят еще один экземпляр («три по цене двух» и пр.).
Но какими бы ни были условия акции, ее можно оформить, как:
— безвозмездную передачу товаров;
— раздачу сувениров в рамках рекламной кампании;
— скидку.
Два первых варианта невыгодны.
Заявив о безвозмездности акции, фирма, во-первых, лишает себя возможности даже с помощью судей обойти проблему с НДС, о которой мы сказали в начале статьи. Во-вторых, стоимость подарков не удастся исключить из налогооблагаемой прибыли. Это запрещает делать п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ.
И наконец, в-третьих, если сувениры вручают физическим лицам, возникает проблема с НДФЛ. Если стоимость подарков превышает 2000 руб., то фирме необходимо сообщить о невозможности удержать НДФЛ с покупателя.
Когда раздача подарков оформляется как рекламная кампания, нужно издать соответствующий приказ директора, а также утвердить у него программу акции. В этом случае у фирмы есть шанс доказать в суде, что на стоимость призов не нужно начислять НДС. Кроме того, продавец сможет включить стоимость подарков в расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход. Но тут есть следующий отрицательный момент. Подарки, розданные в рамках рекламных кампаний, учитывают при налогообложении прибыли только в пределах 1 процента от полученной выручки (п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ). А «входной» НДС по подаркам можно принять к вычету лишь пропорционально той части их стоимости, которая укладывается в норматив. Это правило прописано в п. 7 ст. 171 Налогового кодекса РФ.
Что касается НДФЛ, то рекламная кампания проблемы с этим налогом также не решает. В этом случае фирме придется проинформировать налоговиков о том, что ее клиенты — физические лица получили подарки стоимостью более 2000 руб.
Таким образом, чтобы полностью уйти от проблем с налогообложением, подарки покупателям надо оформить как продажу товаров со скидкой. Она будет равна продажной стоимости подарка. В результате проверяющие увидят, что фирма никому ничего безвозмездно не передавала. А значит, отпадают все вопросы с начислением НДС по безвозмездно переданному имуществу (его на бумаге просто нет), нормируемым рекламным расходам (таких расходов фирма формально не понесла) и с налогообложением покупателей — физических лиц.
Единственная загвоздка такого варианта кроется в ст. 40 Налогового кодекса РФ. Напомним: она позволяет инспекторам доначислять налоги, если выручка от продажи товара оказалась более чем на 20 процентов ниже его рыночной цены. Но и с этой проблемой можно справиться, если столь значительные скидки будут предусмотрены маркетинговой политикой компании. Дело в том, что, определяя рыночную цену товара, налоговики обязаны учитывать маркетинговую политику фирмы (п. 3 ст. 40 Налогового кодекса РФ).
Пример. ЗАО «Меркурий» производит стационарные телефонные аппараты для офисов. Чтобы увеличить продажи, фирма объявила, что оптовый покупатель 9 телефонов получает еще один телефон бесплатно.
Продажная цена одного телефона составляет 590 руб. (в том числе НДС — 90 руб.). В тех случаях, когда покупатель приобретает 9 телефонов, на каждый из них устанавливается скидка, равная 1/10 стоимости одного аппарата. С такой же скидкой продается «бесплатный» телефон. Таким образом, в учете ЗАО «Меркурий» отражается реализация 10 телефонов по цене 531 руб. (590 руб. — 590 руб. : 10 шт.) за штуку, включая НДС — 81 руб. (90 руб. — 90 руб. : 10 шт.).
Выручка фирмы от продажи 9 телефонов без скидки составляет 5310 руб. (590 руб. x 9 шт.). Такой же будет сумма выручки от реализации 10 аппаратов со скидкой (531 руб. x 10 шт.). Только во втором случае у фирмы не возникнет проблем с безвозмездной передачей товаров. А поскольку выручка со скидкой отклоняется от обычной продажной стоимости телефона всего лишь на 10 процентов ((590 руб. — 531 руб.) : 590 руб. x 100%), то налоговики не смогут придраться к ценовой политике ЗАО «Меркурий».
Сувениры на выставках
Обычно участники выставок раздают посетителям сувениры или устраивают так называемые промоакции — предлагают продегустировать или опробовать продукцию фирмы. Проблемы, с которыми здесь сталкивается бухгалтер, те же, что и в предыдущем случае. А именно: налоговики требуют начислять по таким сувенирам НДС, как по безвозмездно переданному имуществу, а также сообщать о доходах физических лиц, получивших сувенир, стоимость которого превышает 2000 руб. Другое дело, что уйти от этих проблем с помощью скидок в данном случае не удастся. Ведь получить сувенир на выставке или принять участие в промоакции, как правило, может любой желающий. И никаких встречных действий, наподобие покупки товара, от него не требуется.
Таким образом, оптимальный способ минимизации налогов в данном случае состоит в том, чтобы оформить раздачу сувениров или промоакцию как рекламную кампанию. Отметим, что средства, истраченные на участие в выставке, при расчете налогооблагаемой прибыли не нормируются (п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Распространяется ли это правило на сувениры и товары, розданные во время такого мероприятия? Увы, но налоговики в регионах считают, что к выставочным сувенирам данная норма не применима. Их стоимость нужно списывать на расходы в пределах норматива. Например, об этом заявило УМНС России по г. Москве в Письме от 12 мая 2003 г. N 26-12/25950.
Конечно, данный вывод весьма спорен. Ведь Налоговый кодекс РФ не конкретизирует перечень ненормируемых расходов на участие в выставке. А значит, ничто не мешает отнести к ним все затраты, поименованные в смете, включая стоимость сувениров и товаров, израсходованных в ходе промоакции. Но, поступив таким образом, фирма скорее всего будет доказывать свою правоту в суде. Чем кончится дело, предсказать трудно, поскольку на сегодняшний день подобная судебная практика не сложилась.
Еще один распространенный вид рекламных акций — розыгрыш призов среди покупателей (или что то же самое — стимулирующая лотерея). Например, всем желающим предлагают прислать несколько эмблем, вырезанных с упаковок определенного товара, а затем выбирают победителей и вручают им призы. В данном случае бухгалтер также сталкивается с проблемой НДС при безвозмездной передаче товаров, нормированием расходов и налогообложением призеров — физических лиц.
Сразу предупредим: единственная проблема, которой в данном случае можно избежать, — это начисление НДС. Да и то для этого придется идти в суд. Нормировать же стоимость призов в налоговом учете придется. Этого прямо требует п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ.
Увы, но налоговыми неприятностями розыгрыш призов не ограничивается. Дело в том, что довольно строгие требования к стимулирующим лотереям предъявляет Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ «О лотереях». Чтобы организовать розыгрыш призов, нужно за 20 дней до его начала уведомить об этом налоговую инспекцию (п. п. 1 и 3 ст. 7 Закона о лотереях). К уведомлению нужно приложить документы, перечисленные в п. 2 ст. 7 Закона о лотереях. Их список довольно внушительный и, в частности, включает в себя нотариально заверенные копии учредительных документов.
Инспекторы изучают полученные документы в течение 15 дней. При этом у них есть право запретить лотерею, в том числе из-за того, что у ее организатора есть задолженность по налогам (п. 3 ст. 7 Закона о лотереях).
Если фирма не уведомит налоговиков о предстоящей стимулирующей лотерее, с нее взыщут от 50 000 до 500 000 руб. Штраф же, угрожающий в этом случае директору, составляет от 4000 до 20 000 руб. (п. 1 ст. 14.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Распространение печатной продукции
Бесплатное распространение печатной продукции (брошюр, буклетов, листовок и т.п.), содержащей информацию о фирме и ее товарах, — один из самых популярных видов рекламных акций. Одна из причин этого состоит в том, что данный вид рекламы не нормируется при налогообложении прибыли. Правда, тут есть несколько нюансов.
Во-первых, в п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ прямо упомянуты среди ненормируемых видов рекламной печатной продукции только брошюры и каталоги. Поэтому налоговики считают, что расходы на изготовление другой бумажной рекламы, скажем листовок и буклетов, нормируются. Несомненно, вывод чиновников довольно спорный. Но фирма вполне может решить эту проблему, не вступая в конфликт с инспекторами. Для этого нужно договориться с типографией, что во всех документах, которые попадут в бухгалтерию рекламодателя (договоре, накладных, счетах-фактурах), листовки будут называться брошюрами. Тогда проблема нормирования отпадет. В документах же, которые не могут попасть на глаза проверяющим (техническое задание, спецификации и т.д.), вполне можно назвать вещи своими именами.
Второй нюанс связан с затратами на распространение печатной продукции. Дело в том, что Налоговый кодекс РФ позволяет не нормировать только расходы на изготовление брошюр и каталогов. Средства же, истраченные на их распространение, среди ненормируемых рекламных расходов не упомянуты. Означает ли это, что стоимость почтовой рассылки и зарплату распространителей листовок нужно списывать на расходы в пределах норматива? Вовсе нет. Ведь затраты на почтовые услуги можно полностью списать на прочие расходы на основании пп. 25 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ. А зарплата распространителей целиком относится к расходам на оплату труда (ст. 255 Налогового кодекса РФ). То есть эти расходы в принципе не относятся к рекламным.
Если налоговики будут возражать против такого подхода, стоит напомнить им норму, прописанную в п. 4 ст. 252 Налогового кодекса РФ. В ней идет речь о налоговом учете затрат, которые в равной степени можно отнести к нескольким группам расходов. Сталкиваясь с такими затратами, налогоплательщик вправе классифицировать их по своему усмотрению.
Теперь перейдем к НДС. Напомним: по мнению Минфина России, этот налог нужно начислять на стоимость любого бесплатно переданного товара. Для печатной рекламной продукции чиновники никакого исключения не делают (см., например, Письмо Минфина России от 26 ноября 2004 г. N 03-04-11/211). Поэтому и в случае с распространением листовок фирме придется отстаивать свое право не платить НДС в судебном порядке.
Что же касается проблемы с НДФЛ, то при раздаче буклетов, листовок и каталогов она не возникает. Ведь в подавляющем большинстве случаев стоимость одного экземпляра такой продукции не превышает 2000 руб.
К.С.Каляев
Эксперт журнала «Главбух»
Подписано в печать
26.04.2005
Источник статьи: http://forum.consultant.ru/viewtopic.php?id=2993
Что не раздача то подарок
+7 495 / 143-14-15
наши блоги:
ф
Статья «Что выгоднее: раздача подарков или розыгрыш призов?» |
Проводимые сегодня турфирмами различные раздачи и розыгрыши призов стали одним из популярных способов привлечения новых и повышения интереса постоянных клиентов компании. Получить к путевке подарок всегда приятно, особенно перед отпуском, когда семейный бюджет «расписан» буквально по каждой покупке. Поэтому, выбирая между доступной стоимостью «горящей» путевки и возможностью отдохнуть, выиграв приз, туристы иногда отдают предпочтение последнему предложению. Для бухгалтера турфирмы такие акции оборачиваются дополнительным объемом работ и возникающими трудностями в учете призов и подарков, их документального оформления, в расчетах со «счастливчиками» и налогообложении, которые действующее законодательство не всегда может разрешить. Что лучше: раздать подарки или разыграть призы? В каком порядке эти операции следует отразить в бухгалтерском учете? Нужно ли уплачивать налог на имущество? Следует ли помнить о налоге на доходы физических лиц, вручая приз его счастливому обладателю? На эти и другие вопросы читатели найдут ответы в статье. Более того, представленный материал будет интересен не только турфирмам. Возможно, работники финансовых служб гостиниц и отелей, которые также радуют своих постояльцев подарками, найдут в нем решения той или иной наболевшей проблемы. Как можно привлечь клиентов?Порадовать постоянных клиентов и привлечь новых можно несколькими способами. Организатор-турфирма может провести бесплатную раздачу недорогих подарков всем клиентам, которые приобрели путевки на определенных условиях (например, в текущем месяце или не менее установленной «призовой» стоимости). Можно поступить по-другому: приобрести один или несколько дорогих призов и разыграть их между всеми клиентами турфирмы в лотерее. Можно ли считать проведение таких мероприятий рекламными акциями? Обратимся к Закону о рекламе . В нем говорится о том, что рекламой признается информация, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования. Она может распространяться любым способом и должна быть адресована неопределенному кругу лиц. Если последнее условие не выполняется, то есть раздача подарков или розыгрыш призов производится среди ограниченного круга лиц (среди избранных), то такое мероприятие не может рассматриваться как рекламная акция. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе». Заметим, по затратам на приобретение вручаемых подарков и разыгрываемых призов предложенные два варианта можно «уравновесить», однако поставить знак равенства между порядком бухгалтерского учета и налогообложения в этих ситуациях не удастся. Дело в том, что, разыгрывая призы между участниками, турфирма фактически проводит игру, в которой одна сторона проводит розыгрыш, а вторая получает право на приз. Такая игра признается лотереей независимо от того, за счет кого сформирован призовой фонд (п. 1 ст. 2 Закона о лотереях) . В прибыльной лотерее он формируется за счет ее участников. В проводимой турфирмой в целях привлечения клиентов лотерее получение дохода не планируется, поэтому ее призовой фонд формирует организатор, а сама лотерея является стимулирующей. Как правило, право на участие в такой лотерее подтверждается специальным купоном или в ином выбранном организатором порядке, позволяющем «идентифицировать» участников. Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях». По сравнению с обыкновенной раздачей призов к проведению лотереи (в том числе и стимулирующей) предъявляется ряд требований. Но стоит ли их выполнять, если раздать призы без розыгрыша намного проще? Да, в этом есть резон, если сравнивать налоговые обязательства перед бюджетом: при проведении стимулирующей лотереи их меньше, чем при передаче подарков и призов. Однако, чтобы минимизировать налоговые платежи, проводить такую лотерею нужно не по собственному усмотрению, а по установленным Законом о лотереях правилам. В чем они заключаются и как их выполнить компании, основная деятельность которой не связана с проведением лотерей? К чему обязывает розыгрыш призов?Провести розыгрыш призов в ходе лотереи может любое юридическое лицо, однако для этого нужно получить разрешение. Объясняется это требование тем, что все лотереи, независимо от вида, масштаба и иных особенностей, подлежат обязательной государственной регистрации. Лотереи не лицензируются, поэтому разрешение на их проведение, можно сказать, то же самое, что и лицензия для туристических фирм до 2007 г. Без этих документов ни лотереи, ни туристическая деятельность не могут осуществляться, так как их наличие является одним из обязательных требований к законному предпринимательству в этих сферах деятельности. Однако разрешение на проведение лотереи нужно получать не всегда — при проведении не прибыльной, а стимулирующей лотереи ее организатор может ограничиться лишь уведомлением уполномоченных органов. Как для получения разрешения, так и для направления уведомления организаторам лотерей нужно подготовить пакет документов. Для прибыльных лотерей их необходимо больше, для стимулирующих — меньше. В такой пакет входят само уведомление, в котором должна содержаться информация о сроке (не более 12 месяцев), способе и месте проведения лотереи, а также наименование услуги (распространение туристических путевок), с оказанием которой связано проведение стимулирующей лотереи. К нему прилагаются (п. 2 ст. 7 Закона о лотереях): — условия стимулирующей лотереи; — описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях; — описание признаков или свойств оказываемых услуг, позволяющих установить их взаимосвязь с проводимой стимулирующей лотерей; — описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником; — описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения; — нотариально заверенные копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи — турфирмы; — порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей. Позаботиться об этих документах организатору лотереи необходимо за 20 дней до проведения лотереи. К указанному списку можно приложить справку из налоговой инспекции об отсутствии задолженности турфирмы перед бюджетом. Тогда у уполномоченных органов будет меньше оснований отказать организатору стимулирующей лотереи в ее проведении. Как видим, нельзя сказать, что список «уведомительных» документов небольшой. А можно ли организатору стимулирующих лотерей пренебречь этим и не высылать уведомление и перечисленные документы, раз ему не нужно получать разрешения на ее проведение? Да, разрешение не требуется, но регистрация лотереи, в том числе и стимулирующей, обязательна. Поэтому право на ее проведение возникает после того, как уполномоченному органу направлено уведомление. Если лотерея проводится в пределах субъекта РФ, то отправить уведомление нужно в уполномоченный орган исполнительной власти этого субъекта. В пределах муниципального образования ее организатору нужно уведомить орган местного самоуправления. Только после этого, если документы «в порядке» и уполномоченный орган не нашел оснований для отказа организатору стимулирующей лотереи, она может проводиться на законных основаниях. В обратном случае турфирмы, которые «не афишируют» лотерею, могут быть наказаны. За не отправленное налоговикам уведомление о проведении лотереи в соответствии со ст. 14.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа: для должностных лиц — от 4000 до 20 000 руб., для организаций — от 50 000 до 500 000 руб. Поэтому вряд ли стоит рисковать в такой ситуации. Но на «уведомительном» пакете документов «бумажные» вопросы, связанные с проведением стимулирующей лотереи, не заканчиваются. По требованию уполномоченного органа организатор лотереи обязан представить отчетность о проведении лотереи (пп. 5 п. 1 ст. 4 Закона о лотереях). Форма отчетности о стимулирующих лотереях, а также Правила, по которым они должны проводиться, утверждены Приказом N 66н . Приказ Минфина России от 09.08.2004 N 66н «Об установлении сроков и форм представления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей». В отчетности организаторов стимулирующих лотерей основными показателями являются: количество распространенных и использованных билетов, сформированный и фактически выплаченный призовой фонд, перечень договоров, заключенных организатором лотереи. Из документов согласно Приказу N 66н организатор должен представить образцы лотерейных билетов (или купонов) и акты нереализованных и уничтоженных билетов. При отсутствии прибыли от проведения лотереи такой контроль объясним. Поэтому организаторам подобных лотерей не стоит уходить «в тень», подвергая себя возможным рискам. Автор рекомендует уведомить уполномоченный орган и представить отчетность. Организаторы стимулирующей лотереи кроме квартальной отчетности представляют отчет по окончании проведения лотереи в течение месяца. Из основных правил, которые должны соблюдать организаторы стимулирующих лотерей, следует отметить соблюдение условий проведения лотерей, формирование и расходование средств призового фонда исключительно на выплату выигрышей, а также выполнение обязательных нормативов лотереи. Однако последнее требование касается только прибыльных лотерей, так как только для них установлены обязательные отчисления на финансирование социальных мероприятий развития физической культуры и спорта в размере от 50 до 80% полученной выручки (ст. 10 Закона о лотереях). У стимулирующей лотереи ее нет, поэтому с призового фонда, сформированного ее организатором, отчисления производить не нужно. Не следует забывать и о бухгалтерской отчетности, составляемой по данным бухгалтерского учета, которую организаторы лотерей представляют в общеустановленном порядке. В чем особенности отражения в учете расходов по проведению акции в виде бесплатной раздачи призов или их розыгрыша? Бухгалтерский учетТурфирме как организатору «призового» мероприятия следует позаботиться об отражении в учете расходов, связанных с ее проведением (о доходах в данной ситуации говорить не приходится). Первоочередными в их числе являются затраты на приобретение призов. Возникают два вопроса: — как учитывать подарки и призы: как материалы или товары? — в состав каких затрат включается их стоимость: в состав расходов на продажу или прочих расходов компании? Для ответа на первый вопрос обратимся к ПБУ 5/01 . Данный бухгалтерский стандарт устанавливает три условия, выполнение которых дает право признать актив в составе материально-производственных запасов (п. 2 ПБУ 5/01). Он должен использоваться: — в качестве сырья, материалов при выполнении работ, оказании услуг; — для управленческих нужд организации. Положение по ведению бухгалтерского учета «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н. Также он может быть предназначен для перепродажи, так как товары являются частью МПЗ. Эти условия необязательно должны выполняться одновременно — достаточно, чтобы приобретенное имущество отвечало одному из них, а срок его использования не превышал 12 месяцев (п. 4 ПБУ 5/01). Призы, как вручаемые, так и разыгрываемые в ходе лотереи, используются для привлечения клиентов турфирмы. Поэтому их в бухгалтерском учете следует рассматривать в составе МПЗ на счете 10 «Материалы», а не 41 «Товары». Ведь товары изначально предназначены для перепродажи и получения дохода, а призы приобретаются турфирмой с иной целью — они предназначены для бесплатной передачи (розыгрыша) клиентам. Поэтому организация может учесть призы и подарки на отдельном субсчете, открытом к счету 10 «Материалы». В отличие от обычной раздачи недорогих подарков и сувениров клиентам турфирмы в стимулирующей лотерее могут разыгрываться дорогие призы. Тем не менее это не меняет порядка их учета. Ведь высокая стоимость — это только один из критериев, который дает право включить имущество в состав объектов основных средств. В п. 4 ПБУ 6/01 указан еще ряд обязательных условий, при выполнении которых приобретенное имущество считается основным средством. Одним из них является использование имущества в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев. Для разыгрываемых призов это условие вряд ли выполнимо на практике, какими бы дорогими они не были. Например, проводить розыгрыш более года вряд ли целесообразно, так как приз может превратиться в антирекламу турфирмы, которая не торопится с ним расстаться. Таким образом, бухгалтер просто не сможет определить срок полезного «использования» призового имущества, если будет принято решение об учете его в составе объектов ОС. При этом приз, разыгрываемый в ходе стимулирующей лотереи, сам по себе не изнашивается, поэтому в учете также нет оснований уменьшать его стоимость амортизационными отчислениями (п. 17 ПБУ 6/01). Положение по ведению бухгалтерского учета «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н. Итак, приз, передаваемый или разыгрываемый между клиентами турфирмы, в учете отражается в составе МПЗ. В его стоимость включаются все затраты на его приобретение, за исключением НДС, если со стоимости призов нужно начислить налог. В обратном случае, если раздача или розыгрыш не подпадают под обложение этим налогом, то предъявленный поставщиком НДС следует включить в стоимость призов. Этому мы уделим внимание в разделе налогообложения. В дальнейшем приобретенный приз списывается в состав текущих расходов, но каких? Мы подошли к ответу на второй поставленный вопрос. С точки зрения положений п. 11 ПБУ 10/99 затраты по приобретению призов и подарков являются прочими расходами турфирмы, так как они не связаны с обычными видами деятельности и отражаются в том периоде, в котором были произведены. Но есть и другая сторона «медали». Такие расходы связаны с привлечением клиентов и увеличением реализации туристских путевок, поэтому бухгалтер также может их учесть как затраты по обычным видам деятельности на основании п. 5 ПБУ 10/99 и отразить на счете 44 «Расходы на продажу». Какому варианту отдать предпочтение? Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н. По мнению автора, выбирая порядок учета, следует исходить из того, является раздача (розыгрыш) призов рекламной акцией или нет. В случае положительного ответа на данный вопрос «призовые» затраты можно учесть в составе расходов на продажу. Ведь одним из требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету, является приоритет содержания перед формой, установленный п. 7 ПБУ 1/98 . По своему экономическому содержанию передача или розыгрыш призов и подарков в рекламных целях связаны с основным, а не с прочими видами деятельности. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утв. Приказом Минфина России 09.12.1998 N 60н. Однако в иной ситуации, когда подарки раздаются только ограниченному кругу лиц, затраты на их приобретение следует считать прочими расходами компании. Данный порядок учета расходов может подойти организации гостиничного хозяйства, которая с целью создания лучших условий проживания для постояльцев бесплатно раздает им подарки, доставляет в номер фрукты и шампанское. Так же как и в бухгалтерском учете бесплатной передачи подарков и розыгрыша призов, в их налогообложении есть ряд отличий.Налогообложение Единый налог.Меньше всего проблем при налогообложении «призовой» акции может возникнуть у турфирм и гостиниц, находящихся на специальных налоговых режимах. ЕНВД от величины произведенных расходов в виде раздачи подарков и призов не зависит, так же как единый налог при «упрощенке», если в качестве объекта налогообложения выбраны «доходы». Другое дело, если налоговая база определяется как разница между доходами и расходами. Из разрешенного списка расходов «упрощенца», установленного ст. 346.16 НК РФ, наиболее подходящими для учета затрат на приобретение призов являются рекламные расходы. Но они уменьшают полученные доходы в порядке, установленном ст. 264 НК РФ, то есть не более 1% полученной от реализации путевок прибыли. Поэтому если компания распространяет или разыгрывает призы среди неограниченного круга лиц, то она может учесть связанные с рекламной акцией расходы в пределах установленного ограничения. Если «подарочное» мероприятие проводится среди постоянных клиентов, то учесть расходы на приобретение призов как рекламные не удастся. Вряд ли возможно учесть такие расходы и по другим основаниям (например, как материальные), так как они не отвечают критерию экономической обоснованности, который применяется и к расходам «упрощенца» (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Аналогичная ситуация с налогом на прибыль складывается у тех фирм, которые находятся на традиционной системе налогообложения. Налог на прибыль рассчитывается с учетом нормируемых расходов на приобретение подарков, которые распространяются только в ходе рекламной акции, не ограниченной постоянными клиентами. Однако если призы разыгрываются в лотерее, то, по мнению Минфина, высказанному в Письмах от 16.08.2006 N 03-03-04/1/631, от 06.05.2006 N 03-03-04/1/419, затраты на их приобретение не могут быть учтены независимо от того, можно ее считать рекламной акцией или нет. Выводы финансового ведомства основываются на том, что согласно п. 2 ст. 17 Закона о лотереях их организатору запрещается обременять призовой фонд какими-либо обязательствами. На основании этого расходы, связанные с формированием призового фонда лотереи, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль у организатора стимулирующей лотереи. С Минфином можно не согласиться, потому что налогом обременяется прибыль, а от проведения стимулирующей лотереи ее нет, есть только расходы. Прибыль у турфирмы может быть только от осуществления основной деятельности. Если не учитывать средства, направленные на создание призового фонда в уменьшение прибыли, то не исключено, что налог придется уплатить и из этих средств, что противоречит логике чиновников и требованиям Закона о лотереях, запрещающим обременять призовой фонд налоговыми и иными обязательствами. В такой ситуации следует исходить из того, что призовой фонд — экономически оправданные расходы организатора стимулирующей лотереи, направленные на привлечение клиентов и в итоге — на получение дохода. Указанные основания являются достаточными для учета таких расходов при расчете налога на прибыль согласно ст. 252 НК РФ, однако учесть их можно только по нормам рекламных расходов. Данная позиция расходится с мнением финансового ведомства, поэтому организации, взявшей ее на вооружение, следует быть готовой отстаивать «призовые» рекламные расходы перед проверяющими. Заметим, в результате нормирования расходов между бухгалтерским и налоговым учетом появляется разница, которая формирует в бухгалтерском учете турфирмы постоянное налоговое обязательство — Дебет 99 Кредит 68 (п. 7 ПБУ 18/02) . У гостиничного комплекса расходы в виде раздачи подарков постояльцам не являются рекламными и не могут быть включены в расчет налогооблагаемой прибыли по п. 4 ст. 264 НК РФ, а также по иным основаниям, так как они поименованы в составе неучитываемых расходов в п. 16 ст. 270 НК РФ. Поэтому в данном случае постоянная разница возникает по всей сумме неучитываемых расходов, с которой и начисляется постоянное налоговое обязательство. Не меньше трудностей возникает у бухгалтера при расчете налоговых обязательств перед бюджетом по НДС. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н. Облагать ли НДС?В целях исчисления НДС любая безвозмездная передача признается реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). По общему правилу она обязывает бывшего владельца имущества начислить налог с его рыночной стоимости (п. 2 ст. 154 НК РФ), в том числе и при проведении рекламной акции (Письмо Минфина России от 31.03.2004 N 04-03-11/52). Однако этого можно избежать. Обратимся к ст. 149 НК РФ, в которой поименованы операции, не подлежащие налогообложению. Избежать начисления НДС можно при раздаче в ходе рекламной акции подарков, стоимость которых не более 100 руб. (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). В нее входит цена приобретения с учетом НДС (использование материальных ценностей в необлагаемых операциях), поэтому такие недорогие подарки вряд ли заинтересуют клиентов. Можно пойти по другому пути и разыграть дорогие призы в ходе проведения стимулирующей лотереи, которая не подлежит обложению налогом по пп. 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ. Получаемые участниками лотереи призы не облагаются НДС, но при условии, если лотерея проводится по решению уполномоченного органа исполнительной власти. В Налоговом кодексе не сказано, о каком решении идет речь, но если обратиться к Закону о лотереях, то можно предположить, что организатор стимулирующей лотереи может воспользоваться льготой по НДС только после того, как он уведомил об этом уполномоченный орган. Только в этом случае организатор лотереи может не начислять НДС со стоимости разыгранных между ее участниками призов. Но тогда может возникнуть необходимость ведения раздельного учета по облагаемым и необлагаемым операциям, если доля последних превышает 5% в числе всех расходов компании (п. 4 ст. 170 НК РФ). Для того чтобы избежать раздельного учета, лучше разыгрывать недорогие призы, стоимость которых не превышает вышеуказанного ограничения в общих расходах компании. Отдельно остановимся на вопросе применения налоговых вычетов по НДС. По подаркам и призам, с которых налог не начисляется, предъявленную поставщиком сумму НДС можно включить в стоимость, которая «нормируется» при налогообложении. Но если со стоимости подарков, переданных клиентам, согласно требованию п. 2 ст. 154 НК РФ начислен НДС, то предъявленный налог может быть принят к вычету, если выполнены условия ст. 172 НК РФ. Однако при налогообложении прибыли расходы на приобретение призов и подарков, вручаемых (разыгрываемых) в ходе рекламной акции, нормируются, а в остальных случаях — не учитываются. Тогда выгоднее использовать последний вариант, так как отказа в применении налогового вычета по неучитываемым при налогообложении прибыли расходам гл. 21 НК РФ не содержит (см., например, Постановление ФАС СЗО от 31.08.2004 N А56-50026/03). По нормируемым расходам сумма налога принимается к вычету только в той части, которая приходится на учитываемые при налогообложении прибыли суммы расходов (п. 7 ст. 171 НК РФ). Как видим, в каждом из имеющихся случаев порядок налогообложения имеет свои плюсы и минусы. Какой из них более оптимален с точки зрения налогообложения, можно сказать только в конкретной ситуации, оценив на «цифрах» налоговую базу не только по НДС, но и по прибыли. Пример. ООО «Континент» произвело раздачу подарков в ходе рекламной акции на сумму 147 500 руб. (в том числе НДС — 22 500 руб.). Предположим, цена приобретения призов соответствует рыночной стоимости. Стоимость каждого подарка превышает 100 руб. Организация находится на традиционной системе налогообложения и при расчете налога на прибыль учла расходы на приобретение подарков как рекламные в пределах установленного норматива. Выручка от реализации за отчетный период составила 1 500 000 руб. При передаче подарков в ходе рекламной кампании организации следует начислить к уплате в бюджет НДС — 22 500 руб. (125 000 руб. x 18%). При этом к вычету организация может принять только часть налога, соответствующую учтенным по нормам рекламным расходам. Они составят не более 1% выручки — 15 000 руб. Сумму НДС, которую организация сможет предъявить к вычету, составит 2700 руб. (22 500 x 15 000 / 125 000). Оставшаяся часть «входного» налога составит 19 800 руб. (22 500 — 2700). До принятия к учету подарков ее следует включить в их стоимость. Но если на момент приобретения подарков сумма выручки за отчетный период не определена, то стоимость подарков формируется без учета невозмещаемой части налога, которая включается в состав прочих расходов. В бухгалтерском учете ООО «Континент» будут сделаны следующие проводки: Источник статьи: http://rusloterei.ru/content/view/662 |