- Магия Рождества: традиции, история и легенды любимого всеми праздника
- Рожде ство 2019: и стория праздника
- Приготовление блюд на Рожде ство
- Приглашение гостей на праздничный ужин
- Колядующие
- Гадания на Рожде ство
- Что нельзя делать в рождественскую ночь
- Символы Рождества
- Рождественские приметы
- Рождество Христово, или в чем смысл праздника
Магия Рождества: традиции, история и легенды любимого всеми праздника
Праздник Рождества — один из самых важных в году. Он символизирует рождение новой жизни и объединение мира в единое целое. Эта дата — одна из самых популярных в мире, поэтому для вас собрала интересную информацию про Рождество, его историю и традиции.
После новогодних праздников плавно переходим к празднованию Рождества.
Рождество входит в список наиболее важных для верующих праздников.
Считалось, что в этот день открываются врата между небом и землей, и все что происходит, имеет свой смысл и особое значение: приходят новые мысли, встречаются или созваниваются люди, о которых забыли, а в ночь с 6-го на 7-ое января снятся вещие сны. Наши предки обращали внимание даже на день недели, на который приходится Рождество — в этот же день недели начинали сбор урожая летом.
Рожде ство 2019: и стория праздника
Все языческие праздники были связаны с космическими законами: днями равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния, с фазами луны и т.д. Церковь лишь заменяли уже существующие языческие празднования на религиозные. Так как в Библии не было указано точной даты рождения Христа, то ничто не мешало выбрать 25 декабря в качестве новой праздничной даты. Рождество ввел папа Юлий I в 354 году, заменяя им «день плодородия» у язычников и праздник Бога Солнца, который почитали римляне.
В Украине до христианской эпохи также существовал культ Солнца. Главному светилу молились, радовались, просили защиты от тьмы, хорошего урожая, здоровья и достатка. Наши предки верили, что в декабре и январе Солнцем рождается новая чудодейственная сила, которая наполняет души людей, животных и все создания живого и неживого мира. Праздник этот ждали с особой радостью и надеждой.
Приготовления к Рождеству 2019: подготовка к празднику
Подготовку к празднику начинали с лета: заготавливали лучшие дрова, готовили большое количество съедобных запасов и всевозможных наливок, варили мед, покупали новую посуду. Хозяйка заботилась о новой одежде для себя, мужа и детей, которая обязательно должна была быть светлых оттенков (т.е. нести в себе радость).
По церковной традиции Рождеству предшествует сорокадневный пост (Рождественский пост). Во время него очищалось не только тело, но и наводился порядок в доме и на дворе: чинился воз и сани, белили комнату, мазался пол глиной, вывешивали лучшие рушники. Печь раскрашивалась фантастическими цветами и птицами, а стены символами, которые теперь можно встретить на писанках. Уголок, в котором висела икона, торжественно украшали и ставили туда светящуюся лампадку.
Хозяин с хозяйкой в это время рассчитывались с долгами и возвращали то, что сами одолжили в течение года. В наше время этот период можно использовать и для подведения итогов: как в материальном, так и духовном плане — пересмотреть все вещи в доме и избавится от ненужных и с благодарностью вспомнить прошедший год, события и людей.
Приготовление блюд на Рожде ство
Чтобы успеть приготовить все кушанья, хозяйка просыпалась очень рано — в час или два ночи. Воду для приготовления еды набирала до восхода солнца. Печь разжигала 7 или 12 бревнами, которые были заготовлены с лета. Считалось, что необходимо приготовить 12 постных блюд — по количеству апостолов. В дохристианской эпохе 12 блюд соответствовали месяцам года. Кушанья включали все плоды, которые выращивались хозяевами на огороде, чтобы задобрить духов и попросить об урожайности в наступающем году.
Кутья и узвар варились первыми. Для кути был особенный горшочек. Он всегда покупался новый, либо в нем ничего не варилось, кроме кутьи. Узвар варился из сушеных яблок, груш, слив и вишни. Хозяйка также готовила голубцы, капустняк с пшеном и фасолью, горох, борщ постный с карасями, гречневую и пшенную кашу, вареники с капустой и картошкой. Жарила рыбу, пекла блины из кислого теста, готовила блюда с грибами. И хотя на Святой вечер выпадало много работы, женщина сохраняла в доме чистоту. Считалось, что если будет много мусора то летом лен, морковь и лук зарастут травой.
Пока жена с дочерьми готовили блюда, мужчина обходил весь двор: стелил свежую солому, вычищал хлева, давал животным есть и пить, готовил зерно курам, чтобы не делать этого во время праздника. После всюду посыпал маком, чтобы злая сила не смогла проникнуть к нему во двор, ни к людям, ни к животным. В течение всего дня семья постилась, только маленьким детям разрешалось съесть чуть-чуть отварного картофеля.
Приглашение гостей на праздничный ужин
Наступление сумерек означало, что хозяйке пора накрывать на стол, а появление на небосклоне первой звезды — что Святой вечер (Сочельник) начался. Перед началом ужина вся семья молилась за умершие души, за тех, кто пропал без вести, а затем за всех присутствующих.
После молитвы хозяин брал несколько ложек кутьи и по ложке от каждого блюда, мешал все с зерном и снова шел в хлев угощать животных, чтобы и они могли разделить праздник. Затем со свечой и кутьей в руках выходил в сени, закрывал за собой двери и трижды громко приглашал солнце, месяц, и все праведные и грешные души на Святой вечер. После выходил во двор и снова трижды приглашал мороз, буйный ветер и метель.
Вернувшись домой, он закрывал за собой все двери и уже никто из взрослых в этот вечер из дому не выходил, кроме детей и молодежи. После того, как все силы были приглашены в гости, семья рассаживалась за столом, предварительно продув место на лавке, чтобы нечаянно не придавить святую душу, которая могла прийти к ужину. Отец садился в центре стола, а все остальные рассаживались по старшинству. Первым кутью ел хозяин, трижды отчерпнув ложкой из посуды. Затем блюдо передавалась по ходу солнца (по часовой стрелке) другим членам семьи.
Если в семью приходил нежданный гость, его радушно принимали. Считалось, что он приносит счастье. Хорошей приметой было пригласить на рождественский ужин одиноких, бездомных и обездоленных. Святая вечеря считалась ужином всего рода. Стол после ужина не убирали, а на окно ставили кувшинчик с водой, верили, что ночью придут праведные души и еще раз сядут за стол.
В конце ужина глава семьи дарил детям сладости, а с женой обменивался рождественским подарками. Уже после ужина мама готовила узелок с едой, и дети несли его старейшинам рода. Считалось, что чистый и невинный ребенок своим приходом принесет в дом счастье, здоровье и достаток. «Нести вечерю» означало уважать старейшин, вместе делить судьбу, добро, надежду, богатство со старейшинами рода и помнить об умерших.
Колядующие
После Святого вечера начинались колядования. В зависимости от традиций села колядующие ходили в гости или в сам Святой вечер, или на следующий день, а некоторые и через день после Рождества. Готовились колядовать (учили колядки, делали рождественскую звезду, разучивали сценарий вертепа и т.д.) с 27 ноября (дня св. Филиппа).
Колядовали только мальчики, так как на все большие праздники хорошей приметой считалось, что в доме должен появляться первым мужчина. В группе выбирали бойкого атамана, «михоношу» с торбой для подарков и ответственного за ношение рождественской звезды. Атаманом чаще всего был юноша, почитаемый в селе, который умел пошутить и запеть песню, чтобы все подхватили.
Колядующие не имели права брать подарки в руки, хозяин их должен был положить прямо в торбу. Расплачивались за колядки орехами и яблоками, пампушками и блинами, улыбками и шутками. Просить деньги или шутливо угрожать было не принято. Ведь главной миссией колядующих было бескорыстно поделиться новостью о рождении Иисуса.
Гадания на Рожде ство
Наших предков в первую очередь интересовали вопросы о здоровье членов семьи и женитьбе детей. Поэтому все гадания на Рождество строились так, чтобы возможно было отыскать вопросы на эти ответы. Любое гадание на Рождество было в первую очередь забавой и не несло в себе злого умысла.
Чтобы определить с какой стороны ждать суженную или суженного, парни и девушки выбегали на улицу и слушали откуда «гавкнет собака» — там и искать свою судьбу. Если же лай собак слышался во время ужина, то верили, что скоро в семью придут сваты и дочь будет счастлива в браке.
После ужина молодые девушки забегали в дровяной сарай и быстро брали в охапку бревна. Дома пересчитывали: если парное число — выйдут замуж в этом году. Те, кто сорвал в день Андрея вишневую ветку и поставил в воду, ждали: расцветет ли она? Если да, то это тоже означало быстрое замужество. А весной эту веточку высаживали возле дома.
Молодожены гадали на пол ребенка. Кольцо подвешивали на волоске или нитке и медленно опускали возле руки мужчины. Если кольцо начинало совершать круговые движения — родится девочка, если движения маятника — мальчик, если кольцо не двигались — в этом году детей не будет.
Что нельзя делать в рождественскую ночь
Нельзя было спать, тяжело работать, выносить мусор и заметать в хате. Мусор и солома символизировали старость, смерть, потусторонний мир. И хотя на Пасху и Ивана Купала существовал обычай очищения — сжигания мусора, на Рождество верили, что в соломе могут собираться души умерших, которые слетелись на праздник в родные дома и которые могли там пробыть до Старого Нового года. Поэтому сжигали мусор и солому после 14 января, а иногда и после Крещения.
Символы Рождества
«Дидух» делался из колосков пшеницы или жита, собранных в августе в конце жныв. Он был символом семейного достатка, а в дохристианские времена считалось, что в нем живет дух опекуна и защитника людей. Зерна с «дидуха» сохраняли до весны, и затем добавляли их к посевным. Считалось, что тогда урожай будет богаче. Вносили «дидух» в хату 6 января, ставили в уголок возле иконы и поручалось это только мужчине.
Кутья — главное и поминальное блюдо Святого вечера, приготовленное из зерен пшеницы и заправленное маком и сладким медом. Зерна имеют способность долго сохраняться и оживать после столетия «сна». А цепочка «семя-растение-семя» символизирует вечный круговорот и бесконечную жизнь.
Хлеб — символ жизни, смерти и воскрешения. На рождество выпекали много разных видов хлеба. Рождественский калач круглый, как солнце, и заплетенный в косу. Кныш — круглый хлеб с малюсеньким хлебчиком сверху — для душ умерших. Пироги с капустой, фасолью и маком, которые символизировали семейный достаток.
Стол , за которым вся семья собиралась во время ужина, был символом единения. За ним происходил обмен духовными ценностями и традициями. Если кого-то из семьи на Рождество не было дома, ему все равно оставляли на столе прибор.
Рождественские приметы
С 6 на 7 января небо звездное — год будет урожайным.
Если метель в канун Рождества — будет ранняя листва.
Если Рождество теплое — весна будет холодная.
Снег 7 января — к хорошему году.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник статьи: http://mudrost.mirtesen.ru/blog/43241149574/Magiya-Rozhdestva:-traditsii,-istoriya-i-legendyi-lyubimogo-vsem
Рождество Христово, или в чем смысл праздника
06.01.2019
Уже не верится, что были времена, когда праздник Рождества Христова в нашей стране совсем не отмечался. Мы уже привыкли к «рождественским скидкам» и к «рождественским каникулам». Мы бегаем по магазинам и выбираем подарки близким и сувениры знакомым.
В канун Рождества Христова мы делаем массовую рассылку красивых рождественских картинок по всем вайберо-вотсапп направлениям, мало разбираясь в символике этих картинок. Поздравляем друг друга: «С Рождеством!» — и вновь усаживаемся за праздничный стол, продолжая череду новогоднего веселья.
А какой смысл на самом деле кроется в празднике Рождества Христова? Уж наверняка смысл не только во взаимном обмене подарками. И как мы слышим поздравления? «С Рождеством!» С «Рождеством» чего, кого? Взрослый человек, быть может, и знает, что Рождество, всё-таки, Христово.
И вот, друзья, мы с вами подобрались к самому интересному для нас, для взрослых. Давайте напомним сами себе о том, что именно мы празднуем в день Христова Рождества. Что это за праздник? Какие у него традиции? Какой в них заложен смысл?
Рождество Христово является одним из двенадцати великих праздников православной Церкви, иначе: двунадесятых праздников. Это торжественный день для всех христиан. Ведь в этот день в человека воплотился сам Бог, Спаситель рода человеческого. То есть, Бог пришёл к людям младенцем Иисусом, рождённым у Пресвятой Девы Марии.
Справедливости ради стоит отметить, что об обязательном праздновании Рождества Христова в Священном Писании ничего не сказано. Более того, ни один евангелист не указывает точной даты рождения Иисуса, в то время как другие события жизни Марии, Иосифа и Иисуса указаны с хронологической точностью. Это связано с тем, что иудеи не отмечали дни рождения. Первое упоминание о Рождестве было у римского епископа Либерия в 360 году. А во II веке о Рождестве говорили в день Богоявления. В этот праздник отмечали сразу три события: Рождение Иисуса, принесение даров и Крещение. А в старых требниках Рождество называют «Зимней Пасхой», ведь Воскресение Христово было следствием Рождества.
Ровно за 9 месяцев до рождения Иисуса Христа к Марии явился Архангел Гавриил и принёс ей Благую весть о том, что она станет Божьей Матерью. Именно поэтому это событие вспоминают в праздник Благовещенье. «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами. Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца». Мария смутилась, ведь она была невинна. Действительно, как она сможет родить, если она «мужа не знает»? На это Гавриил сказал: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, и рожденный наречется Сыном Божьим».
В те времена Иудея была восточной частью Римской империи. Римский император Октавиан Август решил провести перепись населения. Причём, иудеи должны были переписываться не по месту проживания, а по месту происхождения. Сама Мария и обручившийся с ней Иосиф были потомками царя Давида, происходившего из Вифлеема. Поэтому, не смотря на то, что Мария с Иосифом жили в галилейском Назарете, им следовало для переписи отправляться в Вифлеем, раз уж их предок – царь Давид – был родом из Вифлеема.
Факт того, что Иосиф и Мария — потомки царя Давида очень важен. Ведь задолго до Рождества Христова пророки говорили о том, что придёт Спаситель, Мессия, и будет он из рода царя Давида.
Итак, Мария с Иосифом отправляются в Вифлеем. Из-за большого количества людей, которые прибыли в город для переписи, для Иосифа и Марии не нашлось места в гостинице. И им ничего не оставалось, как устроиться на ночлег за гордом в пещере, где в ненастье пастухи прячут скот. В эту ночь у Марии и родился Сын Божий — Иисус. Мария спеленала своего Сына и положила в ясли – место, куда обычно кладут корм для скота. А животные своим дыханием согревали младенца.
Вот как пишет Иосиф Бродский:
В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,
чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе,
Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;
мело, как только в пустыне может зимой мести.
Ему все казалось огромным: грудь Матери, желтый пар
из воловьих ноздрей, волхвы — Бальтазар, Каспар,
Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.
Он был всего лишь точкой. И точкой была Звезда.
Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
на лежащего в яслях Ребенка издалека,
из глубины Вселенной, с другого ее конца,
Звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.
Иосиф Бродский 24 декабря 1987 первая публикация — 1988, Париж
О рождении Спасителя первыми узнали пастухи. Как повествует евангелист Лука, к пастухам явился Ангел Господень и возвестил им Великую Радость: «Ныне родился в городе Давидовом Спаситель! Вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». А вместе с Ангелом явилось целое воинство небесное, возвестившее: «Слава в вышних Богу!» Простые пастухи были первыми, кто поклонился Спасителю. И простые же люди стали первыми проповедниками Христа.
Персидские Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар давно наблюдали за звёздами и искали в движении звёзд закономерности. Когда они увидели на Востоке Вифлеемскую звезду, то поняли: означает она рождение Спасителя. Волхвы отправились в путь, чтобы поклониться Спасителю и принести ему дары: золото – знак царской власти, ладан – знак священства и смирну – благовоние, которым умащивали тела усопших (символ того, что Иисус Христос умрёт, как человек, но Воскреснет, как Бог).
Волхвы пришли в Иерусалим и там начали расспрашивать: где же новорожденный Царь Иудейский, где он, чтобы ему поклониться? В те времена Иудеей правил жестокий царь Ирод. Он был мнителен, подозрителен и беспощаден. От знатоков священного писания Ирод узнал, что пророки действительно говорили о рождении Царя Иудейского, Спасителя в роде Давидовом в городе Вифлееме. Ирод даже не подумал, что речь идёт о Царстве Небесном. Больше всего на свете он беспокоился за свой трон и за свою власть. Поэтому он решил хитростью узнать у волхвов время и место рождения Спасителя, чтобы убить Его: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».
Так волхвы отправляются в Вифлеем, а новая звезда указывала им путь. Ровно над тем местом, где был Иисус, звезда остановилась. С великой радостью волхвы вошли в пещеру и увидели Марию и Спасителя. Они поклонились Ему и принесли свои дары. Но во сне волхвы получили откровение не возвращаться к Ироду, а идти в свою страну другим путём. Когда же волхвы отправились домой, к Иосифу явился Ангел Господень и сказал, чтобы он с Марией и Младенцем бежали в Египет и были там, пока Ангел не возвестит.
Как раз в это время Ирод понял, что Волхвы обманули его и, в страхе за свой трон, приказал убить всех мальчиков Вифлеема возрастом до двух лет. В Египте Мария, Иосиф и Иисус прожили до самой смерти царя Ирода.
На том месте, где Спаситель пришел в наш мир, сейчас стоит базилика Рождества Христова. Её заложила равноапостольная императрица Елена. Под базиликой находится пещера, её место отмечено звездой с 14-ю лучами. Базилика действует непрерывно, не смотря на то, что она страдала от войн и пожаров.
Так зачем же вочеловечился Сын Божий? Суть человека соединилась с Божественной сутью – Иисус облёкся в человека, чтобы исцелить человечество и принести нам удивительный дар благодати. А от нас требуется этот дар принять. Явление Бога – это жертва, которой искупились человеческие грехи не только прошлые, но и будущие.
Праздник Рождества наполнен символами и традициями.
Сам праздник Рождества Христова начинается с поста, который длится с 28 ноября по 6 января. Пост готовит тело, а молитва – душу к восприятию самого события Рождения Христа. Подобно волхвам, принесшим свои дары, мы приносим Господу свои, дары духовные.
Канун Рождества Христова – предпраздничный день – Сочельник. Это день очень строгого поста. В этот день не едят до появления на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде. В Сочельник готовят праздничные блюда: сочиво и кутью. Они готовятся из пропаренных злаков и мёда.
Основным символом Рождества была и остаётся Рождественская ель. А ещё Священные дары: золото, ладан и смирна – и конечно, Вифлеемская звезда. Именно эта звезда привела язычников-волхвов к яслям Спасителя. Считается, что после этого волхвы сами приняли христианство и проповедовали Христа. Теперь Вифлеемскую звезду крепят на макушках Рождественских елей в домах.
Ель же всегда была символом Рождества. Связано это вот с чем. Когда Ирод, опасаясь за своё положение, приказал убить всех младенцев, считается, что Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели.
Ангел и колокольчики напоминают нам о возвещении Рождения Господа пастухам. Звон колокольчиков прославляет Господа.
В России укрепилась традиция делать Рождественский вертеп, то есть пещеру Рождества. Её делают своими руками верующие и устанавливают и в храмах, и на площадях, и в домах.
А в Рождественский Сочельник на окна принято ставить горящую свечу. Свеча – символ человеческой души, которая горит перед Богом и освещает путь другим. Зажжённая свеча в окне перед Рождеством говорит, что в этом доме готовы к встрече и ждут Христа.
И конечно, даря подарки близким на Рождество Христово, мы уподобляемся волхвам, которые принесли Младенцу Иисусу золото, ладан и смирну.
Вы спросите: зачем нам праздник Рождества Христова? Митрополит Антоний Сурожский сказал: «Христос стал Человеком для того, чтобы все мы, все без остатка, включая тех, которые в себя потеряли всякую веру, знали, что Бог верит в нас, верит в нас в нашем падении, верит в нас, когда мы сами изверились друг во друге и в себе, верит так, что не боится стать одним из нас».
Не знаете как рассказать ребёнку о Рождестве Христовом? Мы спросили об этом отца Михаила, священника храма Казанской Божьей Матери.
Источник статьи: http://gorodok-tlt.ru/articles/interest/30929/