Что такое брендовый праздник

Что такое брендовый праздник

Александр Березин — заслуженный работник культуры России, профессор кафедры режиссуры Санкт-Петербургского Государственного университета культуры и искусства, лауреат Всероссийской премии «Грани театра масс» — дал интервью корреспонденту «МК в Мурманске», приехав в столицу Заполярья судить фестиваль народного творчества «Салют Победы». О волне патриотизма, брендовых праздниках и режиссуре митингов рассказал тот, кого называют одним из ведущих российских постановщиков массовых мероприятий и фестивалей.

— Александр Иванович, вы уже 40 лет работаете режиссером массовых праздников и мероприятий. Время, наверное, диктует свои правила? Каков сегодня запрос общества?

— Если руководствоваться запросом общества, то мы можем потерять и то, что имеем. Сегодня общество зациклено на корпоративных праздниках, которые мы извратили. Ведь что такое корпоративный праздник? Это праздник определенного сообщества. А в нашем сознании корпоративный праздник — это ведущий, веселье, артисты. Проблема в том еще, что нет государственного запроса на праздник. Например, День России — он должен быть главным праздником. Но так на практике не получается. Единственный праздник, который остался в сознании людей, на который есть запрос и государства, и каждого отдельного человека — это День Победы. А если праздник утрачивает исторические основы, он исчезает из интереса общества. Возьмем 8 Марта. Он ведь возникал совсем не как праздник всех женщин. Сегодня уже никто не знает, чему он посвящен. Содержательная сторона исчезла, осталась оболочка. А оболочка деформировалась так, что мы уже и не особо празднуем 8 Марта. А возьмем 23 февраля. Какой же это День защитников Отечества, день Красной армии, если эти защитники сегодня в армию не хотят идти? Надо или трансформировать праздник, или искать другую историческую основу. Ведь Красной армии уже не существует. Мне лично кажется, что запрос другой: такие гражданские праздника, как дни города, юбилеи поселений — нужны, и не исходя из госзаказа, а исходя из потребностей общества. Мне кажется, сегодня возрос интерес к профессиональным праздникам. Даже 15 лет назад было по-другому. А я могу сравнивать, ведь, как вы заметили, занимаюсь праздниками уже 40 лет.

Читайте также:  Праздник фестиваль февраль март

— Но как вынести свой профессиональный праздник в широкие массы?

— А это не обязательно делать. Празднуйте в своем сообществе. Например, День оленевода отмечает не вся страна, а некое сообщество. А вот День шахтера — вся страна. И тот, и другой — хорошие праздники.

— А как заинтересовать людей? Ведь праздник — это толпа, а не несколько человек, на то он и называется массовым мероприятием. И важно ведь не только заинтересовать, но и удержать внимание, и контролировать эту толпу, чтобы не было беспорядков, например.

— О, это вы уже в крайности уходите. Кто пришел кидать окурки, он на Масленицу не придет. Понимаете, на праздник никто не заставляет идти, там и так всегда есть люди, своя аудитория. Наоборот, как показывает статистика, в праздники фактически не бывает происшествий — и это при огромном скоплении народа.

— То есть это общее настроение? Общий позитив?

— А зачем еще человек приходит? Отдохнуть, раскрепоститься, пообщаться. На празднике нет начальников и подчиненных, там все равны. Нет рабочей рутины и домашних проблем. Конечно, праздник — это позитив, это настроение.

«Гражданская позиция формируется с помощью праздников»

— В своих интервью вы всегда отмечаете, что власть должна уделять внимание праздникам…

— А как же! Ведь так формируется гражданская позиция — через систему праздников, отражающих нашу историю. День Победы — он же жив. Все хотят сделать этот праздник хорошим, лучшим, все хотят принять участие. Это патриотизм, это гражданская позиция, чувство гордости. Это то, что сейчас есть у молодежи. Я всю жизнь работаю с молодежью, поэтому я это точно знаю.

— Тогда поделитесь опытом. Как молодежь поднять и привести на тот же праздник, как заинтересовать?

— Не нужно поднимать молодежь, нужно четко чувствовать, что ей надо, и идти за ней, но не на поводу. Молодежь разная — студенческая, рабочая молодежь, целеустремленная, амбициозная. Я 40 лет работаю в вузе. И мы проводим массу праздников, массу мероприятий, в которых участвует и хочет участвовать молодежь. Мы создаем атмосферу, будим положительные чувства.

— Как к профессору, как к преподавателю университета культуры и искусства у меня к вам такой вопрос: а у театра праздника есть будущее?

— У театра праздника есть и настоящее, и будущее. Вот сейчас огромный запрос на брендирование территорий. Должен быть брендовый праздник. Например, я был в Архангельске недавно. У них брендируется каждый район — проходят свои характерные праздники и мероприятия. А это уже скачок для развития туризма. Славянский базар в Витебске, где я имел счастье 10 лет работать режиссером. Он тоже начинался просто, а сейчас это уже бренд. Я считаю, каждая территория должна придумать свой бренд и свой праздник. Праздник — это атмосфера, это колорит, это действие. Он привлечет туристов, будет развиваться инфраструктура. Праздник — это толчок для развития.

— В нашем городе есть праздник, который проводит телеканал «Арктик-ТВ». Это фестиваль живых скульптур. Сначала участников было немного, а теперь приезжают со всего Северо-Запада.

— Это очень хорошая идея. Свистните — и все улицы встанут в живые скульптуры. От участников отбоя не будет. Брендовые праздники можно делать не только с размахом. Однажды я приехал в маленький поселочек, а там всего две улицы. Я говорю: давайте сделаем праздник — одна улица приглашает в гости другую. Так прошло много лет, а традиция живая. Поселок уже разросся, а соревнуются только эти две улицы, но что там происходит — шоу, представление, праздник!

— Еще одно мероприятие, которое выводит массы на улицы — это митинг. Как вы считаете, митингом можно управлять, нужен ли режиссер на митинге?

— У нас с митингами есть проблемы. Вы, наверное, видели: сначала первый выступает в партии, например, потом второй, потом самый низкий по должности. А может он-то — лучший оратор, самый яркий, а первый — и говорить не умеет! Может, ему нужно первому слово давать. Ведь как у Гитлера было — он выходил последним. Все эмоционально уже были готовы, выходили ораторы один ярче другого. С точки зрения режиссуры все гениально было построено. А у нас все по должности, от этого митинги не имеют эмоционального эффекта. Прошел — и ладно. Мне так кажется, но я могу и ошибаться.

— Александр Иванович, вас в Мурманск привел патриотический фестиваль «Салют Победы»…

— Да, и это капелька в мощной волне празднования освобождения от фашизма. Это не российское событие, это событие планетарное. И сегодня набирает популярность, особенно на фоне событий в мире. Радует, что молодежь так близко принимает эту тему. Ветераны только смотрят и радуются. Ветеран. он что? «Катюшу» заиграли — и он уже плачет. А участники фестиваля заставляют плакать и друг друга. Значит, не забудут…

— Вы — председатель жюри фестиваля. Каковы критерии отбора? Что оценивается в первую очередь?

— Оценивается художественное воплощение темы. Великая Отечественная война — тема огромная, необъятная. Надо выбрать ту линию, которая тебе ближе. Ставится задача — рассказать о своей территории. Например, чукотский коллектив рассказал про одного старейшину — про трагедию человека, у которого уходили сыновья и не возвращались. Ни единого грома, ни единого выстрела — а как это было пронзительно! Потому что они рассказали историю, близкую им, их краю. Камчатка рассказала про себя: «мы маленькие, но мы в общей России» — это их патриотизм. Обращаем внимание на песни, не только пес­ни времен войны, но и на современные, которые пишет молодежь — как она переживает, как чувствует. Сегодня система выразительных средств тоже изменилась. Раньше рваную куклу пронесешь — все плачут, а сейчас нужен экран, нужны спецэффекты.

С ноября 2013 по ноябрь 2015 года в России проходит IV Всероссийский фестиваль народного творчества «Салют Победы», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Традиционно участие в фестивале принимают тысячи певцов, танцоров, артистов, художников с оригинальными мультижанровыми программами, вовлекая миллионы зрителей в разных регионах страны. Победители Всероссийского фестиваля «Салют Победы» становятся участниками гала-концерта в Москве. Организатор фестиваля — Государственный Российский дом народного творчества.

Источник статьи: http://g-tm.ru/media/smi/novye_trendy-_brendirovanie_territoriy_i_professionalnye_prazdniki/

Что такое брендовый праздник

Продвижение и социально-культурное развитие современных территорий Российской Федерации относится к одному из приоритетных направлений государственной политики. Одним из эффективных способов продвижения и социально-культурного развития территорий является бренд. Именно поэтому актуальным является изучение сущностных характеристик бренда, регионального культурного бренда, где главное условие – опора на историко-культурные события региона, наличие природных объектов, местных обычаев и традиций.

Цель исследования: изучить потенциал культурного бренда, разработать и реализовать проект по формированию и продвижению территории посредством культурного брендирования. Цель обусловила необходимость решения следующих задач: изучить понятие и специфические характеристики культурного бренда; проанализировать региональные культурные бренды как тренд продвижения и социально-культурного развития территорий Белгородской области; разработать и реализовать проект по продвижению и социально-культурному развитию сельских территорий Ивнянского района Белгородской области посредством культурного брендирования.

Материалы и методы исследования

Методы исследования: теоретические – анализ научной, социологической, культурологической, педагогической и психологической литературы; эмпирические – наблюдение, сравнение, контент-анализ, анкетирование.

Понятие бренд характеризуется как популярный товарный знак, получивший известность благодаря успешным маркетинговым процедурам.

Бренд – это торговая марка со сложившимся имиджем. Бренд – это набор восприятий в воображении потребителя [1, с. 192].

Формирование бренда основывается на позитивном имидже населенного пункта, удовлетворяющем запросы потребителей. Это высшее проявление эмоциональных потребительских предпочтений, важнейший фактор конкурентных преимуществ и доходов, ценный актив экономики [2, с. 20].

В России есть невероятное количество объектов культурного наследия, духовно-нравственных идеалов, художественно-эстетических символов, которые по праву могут выступать как культурные бренды, имея при этом федеральное, региональное и муниципальное значение.

Несмотря на то, что брендирование городов на территории России стало развиваться гораздо позже, чем за рубежом, сейчас в России можно выделить немало регионов, имеющих свой культурный стиль, имидж, бренд. Например, культурным брендом России вправе называться туристический маршрут «Золотое кольцо России», в состав которого входят города богатые историческим и культурным наследием [3, с. 12].

Помимо городов «Золотого кольца» есть еще города-бренды, например город Великий Устюг признан родиной Деда Мороза, более того, этот бренд вышел на общероссийский уровень и теперь узнаваем как национальный культурный бренд России. Бренд создан в 1998 г., в его основу заложен социокультурный феномен – Дед Мороз, являющийся самым добрым, мудрым и справедливым волшебником, который исполняет желания. Популярность бренда с каждым годом растет, увеличивается количество приезжих туристов, так по сравнению с 2017 г. уровень посетителей в 2018 г. увеличился на 13 %. Сегодня «Родина Деда Мороза» находится в тройке самых популярных мест новогоднего отдыха. Великий Устюг стал местом, где предоставлены комфортные условия не только для отдыха, но и для проживания, ведения бизнеса. Это, безусловно, уникальный город, где присутствует элемент духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Созданный бренд, положительно сказался на экономике города, повлекший за собой увеличение роста занятости населения, развитие инфраструктуры и коммуникаций региона, стимуляцию производства товаров и услуг.

Брендинг как вид деятельности существует давно (масштабное применение методов брендинга имеет место последние 150 лет в России и за рубежом) [4], однако активно в сфере культуры бренды стали развиваться относительно недавно. Основные причины этого процесса в следующем:

– снижение государственного финансирования сферы культуры;

– рост значимости некоммерческого сектора (третьего сектора);

– получение дополнительной прибыли учреждениями культуры и другие.

На современном этапе развития учреждений культуры важное значение приобретают региональные культурные бренды. Региональный культурный бренд – это ресурс продвижения региона, который основан на каком-либо историко-культурном событии или памятнике культуры, а также может быть основан на конкретной исторической личности [5, с. 25].

Социально-культурный аспект бренда отражает в своих публикациях Ю.А. Запесоцкий, который считает, что «в социально–культурном плане бренд можно представить как совокупность символов, формирующих конвенциальное поле, объединяющее субъекты маркетинговой коммуникации и среду внутри единого символического пространства, удерживающего сегмент социальной среды в границах нормативной валентности (т.е. в состоянии реальной и потенциальной потребительской активности)» [6, с. 76].

Привлекательность культурного бренда также состоит в том, что он является действенным инструментом социально-культурной коммуникации. Этот компонент необходим в процессе позиционирования и социально-культурного развития территории [7, с. 515].

Эффективность регионального культурного бренда во многом зависит от технологии его продвижения, которая рассматривается как сложный многоуровневый процесс, с детальной проработкой конкретных действий и операций [8, с. 55] (рис. 1).

Разработка и продвижение культурных брендов является одним из основных направлений деятельности учреждений культуры Белгородской области. Губернатором Белгородской области было принято распоряжение от 23.05.2013 № 235-р «О Концепции брендирования территорий в Белгородской области», которое способствовало активному включению брендирования в деятельность учреждений культуры области [9].

В процессе исследования нами были выделены следующие характеристики территории, обладающие потенциалом для формирования бренда на территории Белгородской области.

Во-первых, это природные объекты (уникальные памятники природы, особо охраняемые территории, водоёмы и другое).

Во-вторых, историческое наследие Белгородской области.

Рис. 1. Технология продвижения региональных культурных брендов

В третьих, это культура как совокупность материального и духовного богатства, искусственно созданного народом.

В-четвертых, важным компонентом культурного брендирования является быт народа, который отражает наследие территорией или укрепление за ней интересных, оригинальных признаков, мифов на житейском уровне.

Важными факторами брендирования территории в Белгородской области можно рассматривать известных и знаменитых личностей, оставивших яркий след в истории и культуре края.

В двадцати двух муниципальных районах и городских округах Белгородской области разработаны культурные бренды территорий, которые способны поднять инвестиционную и туристическую привлекательность городов и сёл.

Масштабными и красочными мероприятиями стали фестивали и праздники, проводимые в рамках культурного бренда сельских территорий Красненского района Белгородской области. Сегодня фестиваль – это одна из активных форм досуга населения, направленная на активизацию культурной жизни территории, он служит укреплению творческих связей между муниципальными районами, даёт возможность жителям и гостям района знакомиться с местными традициями, обычаями и обрядами [10].

В июне на территории Лесноуколовского сельского поселения проходит межрайонный праздник садовой земляники «Ягодный рай». Брендовое мероприятие Лесноуколовского сельского поселения собирает делегации из различных районов Белгородской области и Репьёвского района Воронежской области.

В июле на территории Горкинского сельского поселения проходит праздник любителей рыбалки и охоты «Праздник карася». Праздник собирает любителей самодеятельного народного творчества и рыбной ловли. Это брендовое мероприятие является визитной карточкой Горкинского сельского поселения.

В это же время на территории села Расховец проходит праздник красоты и здоровья «Живая вода» – брендовое мероприятие Расховецкого сельского поселения. Праздник проходит на берегу сельского пруда, куда приглашаются все желающие. В программе праздника принимают участие народные коллективы Ураковского Дома культуры, мастера декоративно-прикладного творчества, проводятся игровые программы и конкурсы.

В сентябре на территории Сетищенского сельского поселения уже традиционным стало брендовое мероприятие – фестиваль вкуса «Молочные реки – творожные берега». В фестивале принимают участие индивидуальные предприниматели, которые организуют выставку молочной продукции. Для гостей и жителей села проходит праздничный концерт с участием творческих коллективов Центра культурного развития (ЦКР) «Радужный» и Сетищенского модельного Дома культуры.

В сентября в селе Большое проходит фестиваль крестьянского быта «Мамкины земли» – культурный бренд Большовского сельского поселения. Особенностью этих фестивалей является то, что каждый из них раскрывает зрителям какую-то новую сторону быта наших предков. Например, театрализованное представление III фестиваля было посвящено одному из элементов женской крестьянской одежды – платку. Эта тема прослеживалась в репертуаре всех коллективов самодеятельного художественного и декоративно-прикладного творчества, в играх и конкурсах.

«Удеровский листопад» – областной музыкально-литературный праздник в Мухоудеровском сельском поселении Алексеевского района – стал брендовым мероприятием для жителей села. Он собирает поэтов и писателей из многих городов России: Белгорода, Воронежа, Москвы, районных центров Белгородской и Воронежской областей.

«Холковский сполох» – фестиваль казачьей культуры в Ездоченском сельском поселении Чернянского района. Казачество пользуется большим интересом у белгородцев и гостей области. Участники праздника могут познакомиться с вокальным и хореографическим искусством казаков, оценить их мастерство рукопашного боя, владения клинковым и рубящим оружием, ощутить колорит казачьих мужских и женских костюмов.

Специалисты Троицкого Центра культурного развития Губкинского района активно продвигают исторически сложившийся бренд Троицкой территории: в поселке проводится праздник-фестиваль «Троицкая Нюша и другие хрюши», инсталляция этого фестиваля представляется на выставке-ярмарке «Губкинский карагод». Так в июне 2017 г. команда ЦКР представила инсталляцию брендового мероприятия на V Межрегиональном фестивале народности и исторических реконструкций «Маланья», где была награждена Дипломом Лауреата I степени.

«День лука» – праздник-ярмарка в селе Стригуны Борисовского района. 14 августа в Стригунах проходит традиционный праздник-ярмарка «День лука», на котором гости праздника смогут попробовать блюда народной кухни, вдоволь и «поплакать», глядя на главный продукт ярмарки, и повеселиться на праздничном концерте с участием самодеятельных коллективов поселения. Везде присутствует логотип мероприятия – лук.

Результаты исследования и их обсуждение

Проанализировав деятельность учреждений культуры Ивнянского района по разработке и продвижению культурных брендов, мы выяснили, что в данном районе реализуется всего пять культурных брендов.

В целях активизации культурного брендирования нами был разработан проект «Создание и продвижение культурных брендов сельских территорий Ивнянского района». Определены цели и задача, сформулирован и утвержден план реализации.

Первым и основным блоком работ в системе реализации проекта стало определение культурных брендов территории. Для этого в десяти сельских поселениях района были организованы заседания участников социально-культурного кластера, в ходе которых путём открытого голосования были определенны: концепция бренда территории, культурно-брендовые мероприятия, логотипы и сопутствующая сувенирная продукция.

По итогам заседаний были известны ориентировочные даты проведения культурно-брендовых мероприятий, на основании которых составлен график проведения мероприятий.

Одним из первых брендовых мероприятий стал «Верхопенский вернисаж» – брендовое мероприятие Верхопенского сельского поселения, посвященное уроженцу села Верхопенье художнику Крамскому Михаилу Сергеевичу. На территории Верхопенского модельного дома культуры работали площадки – «Музыкальная акварель», «Палитра радости», «Лаборатория фантазии и мастерства», «Ребячья забава», «Радуга идей».

В июле в селе Сырцево Ивнянского района в рамках проекта прошли народные посиделки «Душистый чаёк да свежий медок». Для гостей праздника организованы: детская игровая площадка, дегустация травяных чаёв, выставка-продажа сувенирной продукции, конкурсы для чайных гурманов, а также угощения – уха, солдатская каша, шашлык, и, конечно же, демонстрировалась яркая и красочная концертная программа.

В рамках проекта 19 августа на площади у Сухосолотинского СДК прошло культурно-брендовое мероприятие «Спас – целебное яблочко припас», посвящённое Преображению Господню. В рамках праздника организованы: выставки-продажи сувенирной продукции, тематические фотозоны, театрализованные представления, освящение яблок, концертные программы, детские игровые площадки. На празднике собрались жители села Сухосолотино и гости со всего Ивнянского района. С приветственным словом и поздравлениями к гостям праздника обратился глава администрации Ивнянского района, глава администрации Сухосолотинского сельского поселения и настоятель Храма Вознесения Господня с. Кочетовка, после чего совершилось праздничное богослужение и освящались яблоки. Также организаторами праздника предусмотрено праздничное угощение, приготовленное из сухосолотинских яблок – яблочный компот, пироги с яблочной начинкой, печеные с яблоками и мёдом.

Кроме этого, в рамках проекта были разработаны брендовые мероприятия: в Сафоновском сельском поселении культурно-брендовое мероприятие «Тыквенный рай», в селе Федчёвка культурно-брендовое мероприятие «Урожайная Федчёвка», в селе Песчаном культурно-брендовое мероприятие «Цветочный ряд», в селе Покровке культурно-брендовое мероприятие «Покров Пресвятой Богородицы», в селе Кочетовка брендовый праздник села «Кочетовка – клёвое место!».

Таким образом, на территории Ивнянского района сформировалась карта культурных брендов (рис. 2).

Проанализировав культурные бренды многих районов Белгородской области, мы заключили, что на сегодняшний день все сельские территории районов имеют неповторимый брендовый продукт.

Процесс продвижения и социально-культурного развития территории на основе культурного брендирования развивается. Посредством реализации мероприятий культурного бренда создается креативный рынок услуг в сфере культуры, повышается конкурентноспособность всех учреждений культуры региона [11]. В ходе подготовки брендовых мероприятий население активно включается в процесс сохранения и рационального использования культурно-исторического наследия русского народа, в частности Белгородской области.

Рис. 2. Карта культурных брендов Ивнянского района Белгородской области

Брендирование территорий способно принести социально-экономические эффекты:

— позитивное влияние на степень идентификации граждан с территорией своего проживания;

— обеспечение формирования солидарного общества;

— повышение качества и уровня жизни населения;

— повышение деловой и социально-экономической активности в связи с увеличением потоков ресурсов и улучшением имиджа территории.

— повышение узнаваемости территории;

— повышение статуса территории, ее конкурентоспособности [12].

В общем виде разработка стратегии продвижения территориального бренда может состоять из следующих этапов:

— оценка стартовых позиций;

— реализация стратегии продвижения регионального бренда;

Данные этапы применимы и к культурным брендам, которые, в свою очередь, способствуют продвижению и социально-культурному развитию территорий регионов России.

При разработке бренда акцент делается на оригинальность, неповторимость, сложность копирования бренда территории. Это дает нам право рассматривать региональный культурный бренд в контексте позиционирования территории не столько с экономической точки зрения, сколько с его социально-культурной значимости. Так, в России в качестве культурного бренда выступают достопримечательные места, памятники, ансамбли и сами города с исторически сложившимся прошлым. В результате анализа брендирования известных территорий России замечена тенденция активизации внимания на богатом историко-культурном наследии. Практика брендирования территорий осуществляется исключительно посредством создания визуальных образов, таких как слоган и логотип города и региона.

Культурный бренд не может быть создан, эффективно и успешно сконструирован без учета имеющегося культурного достояния местности. В целом отечественная и зарубежная практика может быть основанием для разработки регионального брендирования территорий как способа их продвижения и социально-культурного развития.

Источник статьи: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37756

Оцените статью