- Значение слова «буржуазный»
- буржуа́зный
- Делаем Карту слов лучше вместе
- 14 февраля буржуазный праздник или триумф великой любви
- Новости Челябинск
- 20.12.2019
- Новости , Кратко , Популярное , Экспертиза , Спецпроекты
- «Гадкий праздник буржуазный…» Спецпроект РИА Новый День «Песенки под елочкой»
- Челябинск. Другие новости 20.12.19
Значение слова «буржуазный»
1. Прил. к буржуазия; свойственный буржуазии. Буржуазная пресса. Буржуазные партии. Буржуазный быт.
2. только полн. ф. Характеризующийся господствующей ролью буржуазии; осуществляемый в интересах буржуазии. Буржуазная революция. Буржуазная республика. Буржуазная демократия. □ Буржуазное общество живет и держится исключительно на наемном труде миллионов. Ленин, Об одном открытии.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
БУРЖУА’ЗНЫЙ, ая, ое; -зен, зна, зно. Свойственный буржуазии. Б. предрассудок. Его замашки слишком буржуазны (разг.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
буржуа́зный
1. связанный, соотносящийся по значению с существительным буржуазия; свойственный, характерный для буржуазии ◆ Он был счастливой наружности, хотя почему-то несколько отвратительной, лет тридцати восьми, одевался безукоризненно, принадлежал к семейству немецкому, в высшей степени буржуазному, но и в высшей степени почтенному… Ф. М. Достоевский, «Идиот», 1869 г. ◆ Оппозиция буржуазии стала сама буржуазной. К. И. Чуковский, «Конспекты по философии», 1901-1902 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Капитализм в России прививается правительством насильно и не имеет никакого будущего, буржуазная республика нам не нужна! Н. А. Морозов, «Повести моей жизни», Земля и воля (1913), 1965 г. (цитата из НКРЯ)
2. обнаруживающий особенную любовь к грубым материальным благам в ущерб умственным и духовным наслаждениям; неутончённый, грубоватый, мещанский ◆ Недомолвки расширяли эти лучи, и простые человеческие чувства становились буржуазны, мелки, недостойны. Н. С. Лесков, «Некуда», 1864 г. ◆ Но родители у нас были милые и, точно так же как и мы, воспитывались в чувствах рыцарства и в правилах утончённой вежливости. Ничего буржуазного, ничего такого, что напоминало бы скучный семейный очаг (a la Dickens) не было и в помине. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Незавершенные замыслы и наброски», 1869-1872 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: расцветка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B6%D1%83%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B9
14 февраля буржуазный праздник или триумф великой любви
Что делать маркистке/марксисту на 14 февраля?
Ответ очевиден! Почитать книжки, а не отмечать этот буржуазный праздник. Итак разберемся, что же не так с «Днем всех влюбленных».
- Индивидуальная половая любовь — это прекрасно. По Энгельсу («Происхождение семьи, государства и частной собственности») на данный момент это самая прогрессивная и высшая стадия отношений. С того момента ничего не изменилось. Важно, что речь шла именно о пролетарской любви. У буржуазии чаще браки заключались по расчету ( тут можно взять более четкие цитаты Энгельса). Святой Валентин заключал браки по любви в те времена когда это было не принято, что было исключением из правил.
Энгельс разъяснял, что современная ему (и нам тоже) половая любовь существенно отличается от простого полового влечения, от эроса древних. Во-первых, она предполагает у любимого существа взаимную любовь, в этом отношении женщина находится в равном положении с мужчиной, тогда как для античного эроса отнюдь не всегда требовалось её согласие. Во-вторых, сила и продолжительность половой любви бывают такими, что невозможность обладания и разлука представляются обеим сторонам великим, если не величайшим несчастьем, они идут на огромный риск, даже ставят на карту свою жизнь, чтобы только принадлежать друг другу. В древности это бывало разве только в случаях нарушения супружеской верности. В конце концов, в феодальный и буржуазный периоды появился новый нравственный критерий для половой связи. Стали спрашивать не только о том, была ли она брачной или внебрачной, но и о том, возникла ли она по взаимной любви или нет? Понятно, что в феодальной или буржуазной практике это была формальность. С этим критерием всерьёз не считались.
Энгельс пишет «Полная свобода при заключении браков может, таким образом, стать общим достоянием только после того, как уничтожение капиталистического производства и созданных им отношений собственности устранит все побочные, экономические соображения, оказывающие теперь ещё столь громадное влияние на выбор супруга. Тогда уже не останется больше никакого другого мотива, кроме взаимной склонности.
Так как половая любовь по природе своей исключительна, – хотя это ныне соблюдается только женщиной, – то брак, основанный на половой любви, по природе своей является единобрачием…
Но при этом от моногамии безусловно отпадут те характерные черты, которые ей навязаны её возникновением из отношений собственности, а именно, во-первых, господство мужчины и, во-вторых, нерасторжимость брака.
Господство мужчины в браке есть простое следствие его экономического господства и само собой исчезает вместе с последним. Нерасторжимость брака – это отчасти следствие экономических условий, при которых возникла моногамия, отчасти традиция того времени, когда связь этих экономических условии с моногамией ещё не понималась правильно и утрированно трактовалась религией… Эта нерасторжимость брака уже в настоящее время нарушается в тысячах случаев. Если нравственным является только брак, основанный на любви, то он и остаётся таковым только пока любовь продолжает существовать. Но длительность чувства индивидуальной половой любви весьма различна у разных индивидов, в особенности у мужчин, и раз оно совершенно иссякло или вытеснено новой страстной любовью, то развод становится благодеянием как для обеих сторон, так и для общества. Надо только избавить людей от необходимости брести через ненужную грязь бракоразводного процесса.
Таким образом, то, что мы можем теперь предположить о формах отношений между полами после предстоящего уничтожения капиталистического производства, носит по преимуществу негативный характер, ограничивается в большинстве случаев тем, что будет устранено. Но что придёт на смену? Это определится, когда вырастет новое поколение: поколение мужчин, которым никогда в жизни не придётся покупать женщину за деньги или за другие социальные средства власти, и поколение женщин, которым никогда не придётся ни отдаваться мужчине из каких-либо других побуждений, кроме подлинной любви, ни отказываться от близости с любимым мужчиной из боязни экономических последствий. Когда эти люди появятся, они отбросят ко всем чертям то, что согласно нынешним представлениям им полагается делать; они будут знать сами, как им поступать, и сами выработают соответственно этому своё общественное мнение о поступках каждого в отдельности, – и точка».
2. На сегодняшний день праздник полностью буржуазен и создан исключительно для увеличения продаж. (В рождество, 8 марта и черную пятницу используются те же методы стимуляции спроса), то есть люди совершают необдуманные ненужные покупки, в данном случае обязательные подарки любимым. У потребителя вырабатывается рефлекс на покупки к этому дню, причем он не отдает себе отчет для чего.
«На носу День святого Валентина! И это идеальное время для того, чтобы усилить рекламную активность вашего бизнеса. Влюбленные и не только покупают друг другу подарки, устраивают сюрпризы, посещают рестораны, кинотеатры и торгово-развлекательные центры. А что говорить о популярности цветочных лавок и салонов красоты! В День святого Валентина практически любой бизнес может увеличить свои продажи. При грамотном подходе к рекламе, конечно!» — Типичное объявление у тех, кто продвигает бизнесы в соцсетях в эти дни.
3. К сожалению, у молодежи и подростков праздник формирует искаженные представления о межполовых отношениях.
Зачастую подростки страдают от одиночества в День Валентина и находят случайную пару для себя (лишь бы казаться крутым среди подростков). Или не находят никакой и начинают комплексовать по этому поводу. Такие отношения в итоге формируют недоверие к межполовым отношениям. Отсюда возникает стигма «злые бабы не дают» или «все мужики козлы». Также этот праздник дискриминирует тех, кто еще не нашел пару и сознательно выбирает одиночество. Особенно это характерно для школьной среды, где подобные факторы часто являются методом выбора лидера и аутсайдера в коллективе.
«У нас в школе стоит коробка, туда можно получить валентинку. Естественно те, кому приходит много открыток в конце дня — крутые, а кому ни одной — считаются лохами», — рассказывает учащаяся 7 класс.
Александра Коллонтай писала:
«В коммунистическом обществе любовь, «крылатый Эрос», предстанет в ином, преображенном и совершенно незнакомом нам виде. К тому времени «симпатические скрепы» между всеми членами нового общества вырастут и окрепнут, «любовная потенция» подымется и любовь-солидарность явится таким же двигателем, каким конкуренция и себялюбие являлись для буржуазного строя. Коллективизм духа и воли победит индивидуалистическое самодовление. Исчезнет «холод душевного одиночества», от которого люди при буржуазной культуре искали нередко спасения в любви и браке; вырастут многообразные нити, переплетающие людей между собою душевной и духовной спайкой. Изменятся чувства людей в сторону роста общественности, и без следа пропадет, затерянное в памяти былых веков, неравенство между полами и какая бы то ни было зависимость женщины от мужчины.
В этом новом, коллективистическом по духу и эмоциям обществе, на фоне радостного единения и товарищеского общения всех членов трудового творческого коллектива Эрос займет почетное место как переживание, приумножающее человеческую радость. Каков будет этот новый, преображенный Эрос? Самая смелая фантазия бессильна охватить его облик. Но ясно одно: чем крепче будет спаяно новое человечество прочными узами солидарности, тем выше будет его духовно-душевня связь во всех областях жизни, творчества, общения, тем меньше места останется для любви в современном смысле слова. Современная любовь всегда грешит тем, что, поглощая мысли и чувства «любящих сердец», вместе с тем изолирует, выделяет любящую пару из коллектива. Такое выделение «любящей пары», моральная изоляция от коллектива, в котором интересы, задачи, стремления всех членов переплетены в густую сеть, станет не только излишней, но психологически неосуществимой. В этом новом мире признанная, нормальная и желательная форма общения полов будет, вероятно, покоиться на здоровом, свободном, естественном (без извращений и излишеств) влечении полов, на «преображенном Эросе».
Но пока мы находимся еще на переломе двух культур. И в этот переломный период, сопряженный с жаркими схватками двух миров на всех фронтах, включая фронт идеологический, пролетариат заинтересован в том, чтобы всеми мерами облегчить скорейшее накопление запасов «симпатических чувствований». В этот период моральным идеалом, определяющим общение полов, является не оголенный инстинкт пола, а многогранные любовно-товарищеские переживания как мужчины, так и женщины. Эти переживания, чтобы отвечать складывающимся требованиям новой пролетарской морали, должны покоиться на трех основных положениях:
1)равенства во взаимных отношениях (без мужского самодовления и рабского растворения своей личности в любви со стороны женщины),
2)взаимное признание прав другого, без претензии владеть безраздельно сердцем и душою другого (чувство собственности, взрощенное буржуазной культурой),
3)товарищеская чуткость, умение прислушаться и понять работу души близкого и любимого человека (буржуазная культура требовала эту чуткость в любви только со стороны женщины)».
Таким образом, мы призываем вас критически смотреть на этот праздник и не помогать капиталисту обогащаться за счет создания у людей комплексов по поводу одиночества. Настоящая любовь может быть основана только на искреннем чувстве товарищества, и чтобы найти ее нужно сначала выработать в себе соответствующие установки, основанные на принципах марксизма. Любовь такого рода возможна исключительно между людьми, которые разделяют общие убеждения и уважают друг друга, и конкретный день, выбранный для стимуляции спроса — тут совсем не важен.
Источник статьи: http://vk.com/@freie_frauen-chto-delat-markistkemarksistu-na-14-fevralya
Новости Челябинск
20.12.2019
Новости , Кратко , Популярное , Экспертиза , Спецпроекты
«Гадкий праздник буржуазный…» Спецпроект РИА Новый День «Песенки под елочкой»
В преддверии Рождества постоянный автор РИА «Новый День» Вера Владимирова рассказывает об истории одного, очень известного в начале прошлого века, стихотворения и его автора, которого в России вот уже лет 100 (за исключением этого стихотворения, активно использованного советской пропагандой) как не любят печатать:
«Ровно сто лет назад – 20 декабря 1919 года 33-летний «белогвардейский поэт» Валентин Горянский, уже решивший покинуть не только свой последний приют на родине – Одессу, но и Россию, написал вот такое стихотворение:
Скоро будет Рождество –
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придет капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Елку срубит топором,
Отпустивши злую шутку.
Тот, кто елочку срубил,
Тот вредней врага раз в десять,
Ведь на каждом деревце
Можно белого повесить!
Строки стали едкой реакцией на настроения одной из большевистских фракций относительно предстоящего Рождества и празднования Нового Года. Эти радикалы полагали праздник «буржуазным предрассудком» и предлагали его «отменить» (в отличие от многих других своих соратников, включая Ульянова-Ленина)…
И, конечно, это стихотворение – рефлексия поэта по поводу затянувшегося в Отечестве братоубийства и его недвусмысленное неприятие большевистских реалий.
Через несколько месяцев на пароходе « Габсбург» Горянский вместе с женой и сыновьями, сестрой и матерью, некоторыми коллегами и просто соотечественниками – принципиальными антисоветчиками навсегда уплыл в эмиграцию.
Рождество же в России, пока был жив Ильич, особо не трогали. Хотя и пытались разнообразными способами превратить его в «Красное Рождество».
И все же стихотворение стало провидческим – через 10 лет после появления этих строк большевики таки «ликвидировали» Рождество, именно как буржуазный пережиток. И возродили его как советский праздник – Новый год (без «крошки-ангела», рождественского вертепа, но с елочкой, Дедом Морозом и его внучкой Снегурочкой) только через шесть – восемь лет, когда «жить (по словам «великого кормчего») стало лучше, стало веселее». К слову, до этого в российских ежегодниках все церковные даты, включая Рождество, были помечены в разные годы либо как праздники, либо как дни отдыха, то есть были нерабочими: Рождество в календарях 1919-1923 годов отмечены 7 и 8 января (из-за перехода страны в 1918 году на григорианский календарь), а 1924-1929 годов– 25 и 26 декабря.
Поразительно, но в тот 1929-й год, когда из календарей СССР исчезло Рождество, в тот же день, что и написанное десятью годами ранее «Скоро будет Рождество», Горянский пишет стихотворение «Тов. Сталину» – одно из многих «посвящений» советскому вождю (его официальный день рождения – 21 декабря, но 20-е, наряду с 18-м, тоже фигурирует среди дат появления на свет «отца народов», да и годы с девяткой на конце – официальные «сталинские юбилейные»), в котором не скупится на ядовитый смех, иронию и даже ругательства. Как и в других «тематических» стихотворениях: «Жене Сталина», «Мироеду Сталину» и, конечно, «Подохни сам», где поэт представляет советского вождя зверем, вампиром, коварным змеем и пр. неприятными персонажами.
Разумеется, советская публика (рожденная незадолго до и после революции) ничего «из Горянского» не читала практически до конца ХХ века.
Его дореволюционные стихотворения и пьесы в СССР, по понятным причинам, не переиздавались.
«Свеженькие» поэзию, прозу, драматургию и фельетоны ВГ с 1927-го по 1940-е печатали в литературных изданиях русской эмиграции в Париже, где после пары лет жизни в Константинополе и четырех в Загребе осел со своими близкими Горянский.
После смерти поэта последовали десятилетия забвения, что также вполне понятно – такова судьба многих литераторов – эмигрантов. Особенно тех, кто, как и Горянский, не захотел становиться «поэтом мира», и продолжал на русском языке маниакально писать о России, или о «русском зарубежье».
Собственно, и сейчас, опубликовано или переиздано из творческого наследия Валентина Горянского немного. Большая часть так и осталась частью архива – частного в отечественном ИРЛИ – и разбросанного по нескольким зарубежным собраниям документов.
Как мне кажется, на Родине это наследие нескоро будет издано. По разным причинам, куда входят и откровенно «либеральные» взгляды автора, и его статус поэта – одиночки (довольно большая редкость для Серебряного века), и его во все времена коварный «эзопов язык». И даже то, что Валентин Иванович – несомненный патриот играет в его случае тоже в минус. У Горянского «одна группа крови», образно говоря, с отрицательным резусом, с Лермонтовым ( «Люблю Отчизну я/ Но странною любовью») или Чаадаевым («Иногда кажется, что Россия предназначена только к тому, чтобы показать всему миру, как не надо жить и чего не надо делать»).
А жаль, потому что Горянский – без всякого сомнения – талантливый автор и весьма занятная и, я бы даже сказала, благородная личность.
На самом деле, фамилия этого весьма одаренного литератора вовсе не Горянский.
А самая безликая, какая только может быть у поэта – Иванов. Да и та – придуманная (как и отчество), по имени восприемника, беллетриста – народника Ивана Леонтьева – Щеглова – неблизкого родственника матери (одаренного, кстати, автора, публиковавшего свои произведения под псевдонимом «Ив. Щеглов»).
Потому что, как и его именитые предшественники – Жуковский, Герцен, Фет – будущий поэт Валентин был бастардом. Родился в Луге. Год рождения и даты – по разным источникам, то ли 24 марта, апреля, мая и даже июля 1886-го или 1887-го, а может и 1888-го года (но если верить его «белому билету», то все-таки май 1886-го).
О матери мальчика – мещанке Александровой – Гурьевой даже доподлинно неизвестно – новгородской она была уроженкой или вологодской. Умерла эта женщина в середине 1920-х, в хорватской эмиграции.
Отцом Валентина Иванова – Горянского был князь Эдмон Адамович Сулиман – Грудзинский. Художник – баталист (запечатлевший, в том числе, и Первую Мировую). А еще мастер подглазурной росписи (рисунок по фарфору): не имел, как считали знатоки, на императорском фарфоровом заводе (князь работал там в соответствующей мастерской) равных в технике пат – сюр – пат, которую Эдмон СГ изучал на аналогичных скандинавских предприятиях. Для любопытствующих – несколько работ Сулимана – Грудзинского (вазы, картины в технике гризайль, выполненные акварелью коричневого цвета) и даже росписей уцелели в бывшей имперской столице.
Князь был, мягко говоря, эпикурейцем. Но не без совести. Ему было, если не стыдно, то весьма неловко и перед мещанкой Александровой, и перед их незаконнорожденными детьми (кроме сына, была еще Иванова – дочка). Кроме того, Эдмон Адамович, как ценитель «изящных искусств» заметил и одним из первых оценил талант сына, писавшего чуть ли не с шести лет стихи.
Короче, когда Валентину должно было исполниться 18 лет, князь решил его усыновить. А юноша отказался. Он был обижен за мать, кроме того уже начал разделять взгляды нео-народников, находясь под влиянием своего крестного, поэтому нисколько не комплексовал по поводу своего происхождения, даже гордился классовой «ущербностью» и уж точно высоко ценил независимость – позже отказался еще от одного покровителя своего таланта – миллионера Смирнова. Хотя жил – во все периоды своей жизни – скромно до бедности.
Учился будущий «пиит» плохо. Из столичной гимназии, а затем учительской школы его отчислили. Из сельхозагрономического учебного заведения он вместе со всеми учащимися старших классов сам ушел – по политическим причинам.
Красотой, как утверждали в один голос его коллеги – литераторы, Горянский также не отличался. Все в один голос называли его «уродливым». Хотя, лично мне, ВГ таким – на немногих известных фото – не показался. Видимо сказалось английское клише: «кудрявый – уже красивый». Кроме того, в «уродливости» Валентина Горянского неуловимо проскальзывают прелестные «обезьяньи» черты Пушкина. Ну, мне (и, кажется Берберовой, а может Брик) так примерещилось.
А вот со здоровьем и вправду не повезло: в середине 1930-х поэт практически ослеп, частично операция вернула ему зрение только через десять лет.
Время Горянскому тоже досталось не ахти – две Мировые войны, русские революции и Гражданская война, тридцать лет скитаний…
Зато поэту повезло в любви. И талант, конечно, не подвел.
Первое стихотворение ВГ опубликовал, когда ему еще не исполнилось 17 лет – в «Русском паломнике» под псевдонимом Вал. Александров.
Там же появилось еще несколько его произведений. Народнической (точнее, неонароднической, что впрочем, почти одно и то же) направленности: «Я о солнце пою, я о правде пою …», «Памяти Некрасова», «Оглянитесь, ночь на исходе, друзья …» и др.
Как все помнят, после революции 1905-го года в Империи наступило время реакции, и поэт пал духом, постепенно разочаровался в революционной борьбе. И с тех пор неукоснительно разделял политику и литературу, хотя получалось у него это плохо, он по своей природе не мог не быть гражданином.
В 1906-м году Горянский создает лирический цикл «Злоба Солнца», печатается во многих изданиях. Имеет благожелательную критику (особенно часто отмечал его универсальное дарование критик И. Ясинский), да и коллеги с удовольствием приглашали его «посотрудничать» с ними в новых изданиях самой разной направленности.
И все же самым удачным и продуктивным стало «партнерство» Горянского с Аверченко, Тэффи, Сашей Черным в еженедельнике «Сатирикон», а затем «Новый Сатирикон», где в общей сложности ВГ публиковался с 1906-го по 1918-й год. С некоторыми бывшими сатириконовцами, а еще с Буниным, Дон – Аминадо, Куприным и др. литэмигрантами Горянский затеял реанимацию этого проекта в 1931-м году, в Париже. Но на французской почве эти литературные семена русской сатиры не взошли.
В «Сатириконе» же петербургском сатирическое дарование Горянского прямо расцвело. И стало востребовано во многих столичных изданиях того времени, причем, что интересно, самых различных политических ориентаций: в либерально-сатирическом еженедельнике «Златоцвет» (1914), в «Красном смехе» (1915), в либерально-демократическом журнале «Бич» (1916 – 1918), в горьковской «Летописи» (1917), в «Трепаче» (1917), в газете «Петроградское эхо» (1917), в «Красной газете» (1918).
В «сатириконовский» период Горянский выпустил свой первый поэтический сборник – «Крылом по земле» (1915), который получил исключительно положительную критику.
В те же годы – в поисках новых форм – Горянский сближается с Маяковским, пробуя себя и в качестве футуриста. Критики полагают, что оба поэта в определенный период оказали друг на друга «невредное» влияние.
В годы Первой Мировой «белобилетник» Горянский после первого, очень короткого приступа патриотизма, занял позицию пацифиста. Он по собственной инициативе ездил на фронт к солдатам: развлекал, смешил их частушками, писал (неграмотным) письма домой. Одно из его стихотворений той поры, как мне кажется, достойно публикации во всех литературных хрестоматиях мира:
Позволил выдумать людям –
А сам до сих пор их
Оставляешь без света.
Милосердно ли это
Проживем ли на свете,
Да ведь люди же – дети,
Полные страха, если гроза;
Плещутся золотые рыбки, –
При солнечном свете
Дети только – бедные люди!
Им серебряные коньки бы,
А не бомбы дать бы!
Пускай бы играли в свадьбы,
В дни воскресные
Ловили бы солнечные лучи.
Маленькие, смешные, неизвестные,
Пускай бы пели над пашней
И каждый сегодняшний день
Благодарили бы за день вчерашний.
Ну, а уж если порох есть,
И никто не уничтожит –
Если порох есть,
Разве же человек не может
Множество изготовить ракет,
Как в стародревнем Китае,
Если порох есть –
В небе ночном тая,
Почему бы цветам не цвесть?
В цветеньи зеленом,
К стройным колоннам,
К рыбачьим щедрым уловам
На уснувший залив,
В дикий горный обрыв,
Где на дне камни молчат,
Волчица стережет сонных волчат,
Прошлогодних листьев сгребши ворох,–
Было бы хорошо так –
Зачем же разрешил порох,
И ружья, и пушки, и власть тюремных решеток?
Февральскую революцию поэт Горянский принял восторженно и даже написал оду «26 февраля» (опубликовали в альманахе «Революция в Петрограде», Пг., 1917).
А к Октябрьскому перевороту отнесся враждебно, восприняв это событие как эсхатологическую катастрофу. И опять же выступил в роли провидца: за месяц до второй революции Горянский создал пьесу «Поэт и пролетарий» (ее даже поставили в канун Рождества(!) в петроградском Троицком театре), где главную роль отвел картонной фигуре «пролетария», вознамерившегося уничтожить поэзию.
В течение 17-го года Горянский предпринимает попытки приноровиться к «новой жизни»: вступает в Общество драматических и музыкальных писателей. Числится сочинителем куплетов и шансонеток. В начале 1918 открывает литературный буфет на Невском проспекте, пытаясь восстановить традиции «Бродячей собаки», а заодно, как иронизирует «и поддержать свои финансовые штаны» – у поэта семья, на его иждивении мать, жена, двое детей.
Ничего не вышло. Поэту глубоко претила будущность, уготованная стране большевиками. Но в 1918-м из столицы (в Одессу) он уехал по причине банального голода, начавшегося в Петрограде еще в 1917-м.
Ну, а об его отплытии на «Габсбурге» уже было сказано.
В Хорватии, как это ни странно, у Горянского выдался удивительно плодотворный период: в журнале «Младость» и в издательстве Вернича опубликовал несколько книг сказок и детских рассказов – в 1926 юмористический роман «Необычные приключения Боба» и книгу для детей «Приключения под абрикосом» (оба произведения издали на сербохорватском языке). Сказки «Волшебные башмачки» и «Перепутанные души» вышли в рижском журнале «Юный читатель» (1926, №16). Если случится – прочитайте эти произведения сами и познакомьте с ними детей и внуков – это большое удовольствие!
В Париже ВГ тоже активно публиковался (пусть и за сущие гроши) в журналах «Юный читатель» (1926), «Иллюстрированная Россия» (1926 – 1928), «Мир и искусство» (1930 – 1931), «Сатирикон» (1931). Сотрудничал в эмигрантских газетах – вначале в «Последних новостях» (1937 – 1939), затем перешел в «Возрождение».
А об его непримиримой антисоветской позиции ходили анекдоты (осевшие потом во многих мемуарах) в духе: «поэт Валентин Горянский отказался подать руку своему старому знакомому – московскому советскому писателю. «Я чекистам руки не подаю!» – заявил он».
В эмиграции ВГ создал немало ностальгических, пронзительных, иногда слезливых или просто по-мещански сентиментальных поэм и стихотворений о потерянной родине («той стране, которой нет») и ее «залитом красным настоящем».
Не забывал поэт оттачивать и сатирическое перо. Мишенью ВГ стал, пардон за частичный плеоназм, не только Сталин, но все его окружение. Поэт не давал спуска всем – Троцкому, Бухарину, Литвинову, Ежову…
Впрочем, Горянский писал сатиры и на коллег – литераторов, и на будни белоэмигрантов – этих зарисовок набралось на целый сборник «Эмигрантский быт».
На эту же тему, уже после Второй Мировой он создал гротеск «Лабардан» – в духе гоголевского « Ревизора». Довольно тягостное, скажу я вам, впечатление остается после прочтения. В двух словах не описать, но приблизительно такое: «в эмиграции нравы тоже были не вполне вегетарианские и уж точно весьма далеки от библейского норматива». В общем, в среде «своих» поэт чувствовал себя совершенно чужим, и, как свидетельствовала его сестра, сильно тосковал по России. Зарабатывал очень мало, но безденежье и даже слепоту считал злом меньшим, нежели саму эмиграцию.
С периодом оккупации Франции связана одна неправдивая история, осложнившая и без того нелегкое положение уже немолодого и больного поэта – о его сотрудничестве с немцами. На основании опубликованных стихов ВГ в прогитлеровском и, конечно, антисоветском журнале «Парижский вестник» (1942 – 1944), издававшемся, как говорится, хорошо известным с плохой стороны деятелем Жеребковым. Согласно мемуарам Дон- Аминадо: « журнал был создан немецкой нацистской властью, преследовавшей свои цели. Его руководители были ‟оком Гитлера» над русской эмиграцией. Более того, это ‟русское око» находилось в свою очередь под систематическим надзором немецкого военного и партийного начальства: русскими ‟гауляйтерами» командовали и руководили ‟гауляйтеры» нацистские».
В этом журнале действительно опубликовали произведения Горянского, как и напечатали и А. Бенуа, и И. Шмелева – они были в портфолио редакции еще с довоенных времен, а кое-что издатель просто перепечатал, так сказать, «для массовости». Из известных фигур сознательно сотрудничал с Жеребковым (да и с оккупантами) только Серж Лифарь, о коллаборационизме которого, впрочем, широко известно.
Но Горянский – уже передвигавшийся по Парижу с поводырем – ни с кем не сотрудничал. А в 1943-м написал аллегорическую, но весьма недружественную и в отношении гитлеровцев, и в отношении Лифаря поэму « Танцовщик и разбойники»: на трагическую тему зависимости художника от власти.
В рядах французского Сопротивления сражались оба сына Горянского – старший был расстрелян гитлеровцами. Младший уцелел.
К счастью, благодаря свидетельствам нескольких близких и не очень знакомых поэта, его честное имя было восстановлено еще при жизни, хотя отголоски той давней истории,
нет-нет да всплывают (в разной интерпретации) в исследовательских текстах…
На почве экзистенциального одиночества, а также в связи с началом очередной мировой бойни, с 1939-го года в поэзии Горянского важное место стали занимать
философско-теологические мотивы – так, он пишет поэму «Смерть ангела» и сборник стихов «Обращенная Харита».
Не примкнувший ни к одной политической системе и ни к одной литературной группе поэт умер в 1949-м году, оставив в наследство потомкам много ярких и оригинальных произведений – увлекательные сказки, поэмы, лиро-сатиры, всевозможные жанровые симбиозы и классические «эзоповы» басни. Некоторые из них весьма утешительны, и точно переживут свою вынужденную консервацию (или продолжающуюся эмиграцию). Было бы написано. А кому нужно – найдет и прочтет. Например, вот этот рождественский привет из самого что ни на есть Серебряного века:
Для огорченных старичков,
Для всех, кому живется скучно,
Открою лавочку сверчков
И буду продавать поштучно.
Я долго их тренировал,
Насвистывал за старой печью,
Чтоб каждый пел из них и знал,
Вникая в душу человечью.
Чтоб тонко голосом владел
И в трели приобрел искусство,
И скромный полюбил удел –
Будить померкнувшие чувства.
И, спрятанную берегами,
На заводи тревожить гладь
Вдруг просиявшими кругами.
Ах, даже соловью с сучка
Такие не певать признанья,
Каким я выучил сверчка
За зимы долгие изгнанья.
Что – соловей? Всего лишь – май,
Всего лишь краткое влюбленье,
Всегда невозвращенный рай,
Печаль, тоска и сожаленье.
А мой сверчок – он домовит;
Певец семьи, вещей и крова,
Всего, чем жив мещанский быт,
Что крепко, честно и здорово.
Сверчка купите в декабре.
Он вам споет под голос вьюги
О звонкой тройке на дворе
И возвращении подруги.
Челябинск, Вера Владимирова
Челябинск. Другие новости 20.12.19
Города Южного Урала вошли в число главных загрязнителей водных ресурсов. / В центре Челябинска очередное ДТП с маршруткой (ФОТО). / Снег традиционно вызвал проблемы на улицах Челябинска. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш Whatsapp +7 (901) 454-34-42
Источник статьи: http://newdaynews.ru/chel/679560.html