Что такое двунадесятый непереходящий праздник

Содержание
  1. Церковный праздник
  2. Двунадесятые праздники — список и даты Господских, Богородичных, переходящих и непереходящих
  3. Двунадесятые праздники
  4. Господские двунадесятые праздники
  5. Богородичные двунадесятые праздники
  6. Непереходящие двунадесятые праздники
  7. Переходящие двунадесятые праздники
  8. Что такое переходящие и непереходящие праздники? И как определяются их даты?
  9. Что такое переходящий праздник?
  10. Какие праздники — переходящие?
  11. Почему Петров пост тоже меняет свои даты?
  12. А как появились даты непереходящих праздников?
  13. Какие праздники — непереходящие?
  14. Двунадесятые праздники
  15. Значимость двунадесятых праздников в православии
  16. Двунадесятые непереходящие праздники
  17. Двунадесятые переходящие праздники
  18. Православный календарь
  19. Двунадесятые православные праздники: переходящие и непереходящие праздники
  20. Переходящие двунадесятые праздники
  21. Даты переходящих двунадесятых праздников по годам
  22. Непереходящие двунадесятые праздники
  23. Господские непереходящие даты
  24. Богородичные двунадесятые праздники
  25. Богослужение двунадесятых праздников
  26. Богослужение двунадесятых Господских праздников
  27. Богослужение двунадесятых Богородичных праздников

Церковный праздник

Православный календарь на сегодня, завтра, месяц, год

Двунадесятые праздники — список и даты Господских, Богородичных, переходящих и непереходящих

Двунадесятые праздники

В статье мы поведаем о том, какие церковные праздники называются двунадесятыми, как подразделяются по своей тематике и по способу исчисления даты.

Наиглавнейшем праздником для христиан является Пасха. Следом за ней по значимости идут церковные праздники, которые называют двунадесятыми (иногда дванадесятыми). По количеству их 12, и посвящены они важнейшим событиям, связанным с земной жизнью Иисуса (такие именуются Господскими) и Богородицы (именуются Богородичными). Также различают переходящие и непереходящие праздники. Непереходящие празднуются всегда в одну и ту же дату. А вот дата переходящих связана с Пасхой.

Господские двунадесятые праздники

Таких в году насчитывается 7. В списке они расположены согласно особенностям православного церковного календаря, год в котором начинается с 14 сентября (1 сентября по старому стилю)

  1. Воздвижение Креста Господня (27 сентября)
  2. Рождество Христово (7 января)
  3. Крещение Господне (19 января)
  4. Вход Господень в Иерусалим (переходящий, ближайшая дата- 25.04.2021)
  5. Вознесение Господне (переходящий, ближайшая дата- 10 июня 2021, четверг)
  6. День Святой Троицы (переходящий, ближайшая дата- 20 июня 2021, воскресенье)
  7. Преображение Господне (19 августа)
Читайте также:  Аналитическая справка по проведению праздника осени

Богородичные двунадесятые праздники

Это церковные события, связанные с жизнью Пресвятой Богородицы Девы Марии. Список в порядке православного календаря:

  1. Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября). Это первый из двунадесятых праздников в православном календаре.
  2. Введение во храм (4 декабря)
  3. Благовещение Богородицы (7 апреля)
  4. Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Это последний в православном календаре двунадесятый праздник.
  • Двенадцатый праздник — Сретение Господне. Его отмечают ежегодно 15 февраля. Он уникален тем, что имеет признаки и Господского и Богородичного.

Непереходящие двунадесятые праздники

  1. Рождество Пресвятой Богородицы (Богородичный, 21 сентября)
  2. Воздвижение Креста Господня (Господский, 27 сентября)
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы(Богородичный, 4 декабря)
  4. Рождество Христово (Господский, 7 января)
  5. Крещение Господне (Господский, 19 января)
  6. Сретение (15 февраля)
  7. Благовещение (Богородичный, 7 апреля)
  8. Преображение Господне (Господский, 19 августа)
  9. Успение Пресвятой Богородицы (Богородичный, 28 августа)

Переходящие двунадесятые праздники

Таких в православном календаре всего 3, и все они господские. Это:

  1. Вход Господень в Иерусалим (за неделю перед Пасхой, в воскресенье). Также называется Вербным воскресеньем.
  2. Вознесение Господне (на сороковой день после Пасхи)
  3. День Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи)

Источник статьи: http://eparhia.info/dvunadesyatye-prazdniki/

Что такое переходящие и непереходящие праздники? И как определяются их даты?

12 главных христианских праздников (двунадесятые праздники) делятся на непереходящие и переходящие. Непереходящие праздники — те, у которых дни празднования не меняются. Например, Рождество Христово и Успение Пресвятой Богородицы. У переходящих праздников нет постоянной даты — каждый год она другая (например, Вознесение Господне). Рассказываем в Слайдах, от чего это зависит и как ее вычислить (но проще посмотреть в календаре).

Что такое переходящий праздник?

Переходящий праздник — тот, у которого нет постоянной даты (то есть празднование «переходит» — переносится с одной даты на другую). Это евангельские события, которые случились в определенный день до или после Пасхи, поэтому их даты переносятся (как и сама Пасха, дата которой зависит от лунного календаря). Поскольку Пасха — самый главный христианский праздник, то и все остальные переходящие праздники «зависят» от него. По правилу I Вселенского Собора, Пасха — первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.
Подробнее о Пасхе и дне ее празднования читайте в нашем материале.

Какие праздники — переходящие?

Из двунадесятых праздников (12 главных праздников Церковного года): Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи); Вознесение Господне (40-й день после Пасхи); День Святой Троицы, Пятидесятница (50-й день после Пасхи). Также от даты Пасхи зависит начало Великого (за 48 дней до Пасхи) и Петрова поста (через неделю после Троицы).

Почему Петров пост тоже меняет свои даты?

Окончание Петрова поста всегда 12 июля — день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла и никуда не переносится. А вот начинается пост всегда в разное время. Дата начала поста — через неделю после праздника Святой Троицы, который празднуется на 50-й день после Пасхи.

А как появились даты непереходящих праздников?

Не все праздники в Церкви соответствуют исторической или даже евангельской хронологии. Устанавливая даты праздников, Церковь иногда преследовала педагогические или миссионерские цели. Так, Преображение Господне, которое, согласно Священному Писанию, произошло до Пасхи, празднуется намного позже нее — 19 августа. Этот праздник был умышленно перенесен на время окончания сбора винограда в Средиземноморских регионах, чтобы вытеснить языческие гуляния — «вакханалии». Рождество Христово также стали праздновать в день языческого праздника Солнца, а не в фактический день рождения Христа (он неизвестен, так как раньше на Востоке дате рождения не придавали большого значения).

А вот уже дату Благовещения установили как день за девять месяцев до Рождества.

Поэтому даты неподвижных двунадесятых праздников нельзя считать исторически верными — так сложилась церковная традиция по тем или иным причинам.

Какие праздники — непереходящие?

Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября), Воздвижение Креста Господня (27 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), Рождество Христово (7 января), Богоявление, или Крещение Господне (19 января), Сретение Господне (через 40 дней после Рождества — 15 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 месяцев до Рождества — 7 апреля), Преображение Господне (19 августа), Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).

Источник статьи: http://foma.ru/chto-takoe-perehodyashhij-prazdnik-i-kuda-on-perehodit.html

Двунадесятые праздники

12 самых главных православных праздников года

Двунадесятые праздники — это двенадцать православных праздников, посвященных событиям земной жизни Исуса Христа и Богородицы. Все двунадесятые праздники входят в число великих праздников, однако уступают «празднику праздников и торжеству торжеств» — Пасхе.

Икона Двунадесятые праздники

По тематике все двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные, а по времени празднования — на переходящие (подвижные) и непереходящие (неподвижные). Непереходящих насчитывается девять праздников, переходящих — три. Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла. Все двунадесятые праздники имеют предпразднество, попразднество и отдание.

Значимость двунадесятых праздников в православии

Двунадесятые праздники для каждого верующего человека, регулярно посещающего старообрядческий храм и соблюдающего все посты, имеют важное значение. Данная важность была предопределена еще нашими далекими предками, со времен существования Богородицы и Исуса Христа. В большинстве современных государств традиции культурные, народные и религиозные переплетены между собой довольно тесным образом. Даже несмотря на функциональные возможности электронного века, мы пока не можем отказаться от исторического наследия, хранящего множественные чудеса, секреты и тайны. В России до 1925 года все двунадесятые праздники были также и государственными. Торжественность и соблюдение значимости таких праздников не утратило актуальности и в наше время. Некоторые из них официально отмечаются в большинстве стран мира, когда граждане освобождены от трудов и работ. Утверждение на законодательном уровне взаимодействия Государства и Церкви в очередной раз подтверждает эту теорию.

Двунадесятые непереходящие праздники

Непереходящие, то есть неподвижные праздники из года в год, вот уже на протяжении многих столетий, имеют неизменную дату. Стоит отметить, что практически во всех православных календарях праздники отмечаются по новому и по старому стилю (пишется в скобках). Рождество Пресвятой Богородицы принято почитать 21 сентября. Почему упоминаем этот праздник в первую очередь? Просто потому, что по старому стилю исчисление церковного календаря начинается именно с 1 сентября. Так гласит предание, ведь утверждение этого праздника произошло еще в далеком четвертом веке. Пресвятая Богородица, она же Дева Мария, родилась в семье бедных и довольно престарелых, но от этого не менее счастливых супругов, 8 сентября (по старому стилю), то есть 21 сентября по новому, в далеком Назарете. Девица стала матерью Исуса Христа в результате непорочного зачатия, и поэтому не могло быть иначе, как причисление ее к лику Святых.

Воздвижение Креста Господня отмечается 27 сентября. Посвящение в определенном смысле кресту, как символу вечной и райской жизни, известно не только в христианстве, но и во многих других религиях. С крестом ознаменовывается великая жертва Исуса Христа, как искупление грехов всего человечества.

Следующую иерархическую ступень занимает праздник Введение Во Храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря. В этот день, впервые и особенно торжественно, в храм в городе Иерусалиме была введена трехлетняя Мария.

Рождество Христово, самый светлый, добрый и от этого не менее торжественный праздник, принято отмечать 7 января. Сверхъестественное рождение Богомладенца от непорочной Девы Марии делает его по-особенному благодатным и необычным.

Праздник Крещения Господня, или Богоявление, отмечается 19 января. В этот день происходит чудо явления Ликов Святой Троицы. Исус Христос был крещен в водах реки Иордан. Бог Отец голосом с небес, в присутствии множества людей, его благословляет. В это же время Святой Дух спускается к Исусу в образе белого голубя.

Православная Церковь, согласно евангельской истории, утвердила 15 февраля (по новому стилю) как праздник Сретение Господне. Старцу Симеону сам Бог, возвестившись в образе Святого Духа, пообещал жизнь на Земле, пока он не увидит Исуса Христа.

Неожиданную и чудодейственную Благую весть, по преданию Церкви, получает Дева Мария в день 7 апреля. Ее известил Святой Дух о непорочном зачатии и рождении Богомладенца Христа. С этим днем связано много традиций и обычаев. В этот день празднуется Благовещение.

Преображение Господне (19 августа) связано с очередным знаменательным событием в истории Рождения и Воскрешения Исуса Христа. В этот день он явился своим ученикам в сияющем образе, как солнце, в белых одеждах, подтверждая тем самым, что есть конец каждому страданию, и жизнь вечная ожидает каждого уверовавшего в нее.

Особенно строгим является пост перед Успением Пресвятой Богородицы (28 августа). Скорбный день принято поминать жалобными молитвами, с целью утешения и назидания для всех христиан.

Двунадесятые переходящие праздники

За одну неделю перед празднованием Пасхи принято отмечать переходящий праздник Вход Господень в Иерусалим, то есть Вербное воскресенье. В этот день Исуса Христа принимали как Спасителя и Мессию, приветствуя и признавая его как прообраз Бога. Перед ним стелили одежды, ожидая благословения и спасения от мирских страданий.

Вознесение Господне отмечается на 40-й день после Пасхи. Согласно преданию, возносится Исус Христос на небо, к Богу Отцу, закончив тем самым служение земной жизни. Всегда праздник выпадает на четверг и отражает священность вхождения Сына в небесный храм к Своему отцу.

Святая Троица выпадает на воскресенье, на 50-й день после праздника Пасхи. Перед этим днем принято отмечать Троицкую Родительскую субботу и поминать усопших.

Православный календарь

Календарь на Руси называли месяцесловом. Он охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян, в нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления. Православный календарь подразделяется на две части по принципу подвижной и неподвижной его частей. Наиболее значимые для христианина дни празднований и постов определяются пасхалией. Именно учитывая все факторы лунно-солнечного календаря, сначала высчитывается праздник Пасхи — самый важный и главный праздник по всех смыслах. Исчисление первого весеннего полнолуния следует сразу же за днем весеннего равноденствия. Передвижение точной даты самой Пасхи происходит в пределах 35 дней, то есть в период с 4 апреля до 8 мая. Таким образом, дата этого праздника передвигается, а день недели, то есть воскресенье, остается неизменным. Периоды постов и другие традиционно религиозные дни, связанные с празднованием этого уникального для верующих праздника, отсчитываются именно опираясь на этот принцип.

Источник статьи: http://ruvera.ru/dvunadesyat

Двунадесятые православные праздники: переходящие и непереходящие праздники

Двунадесятые праздники известны каждому православному человеку, при этом высоко почитаются им. Некоторые ошибочно приписывают к этим праздником Воскресение Господне. Но Пасха стоит ступенью выше по важности, выделяясь в отдельную категорию (торжества из торжеств).

Как несложно догадаться по названию, в категории двунадесятых – 12 Великих православных праздников. Они делятся на две подкатегории: Господские и Богородичные. Господские праздники посвящены почитанию важнейших вех из жизни Иисуса Христа, соответственно, Богородичные являются праздниками почитания Девы Марии. Кроме того, различают также переходящие и непереходящие. Эта классификация основывается на датах празднеств. Знать даты и особенности обрядности в эти дни должен любой истинно верующий православный человек.

Переходящие двунадесятые праздники

Переходящие праздники – малая категория церковных дат, не имеющих конкретного дня в году. Их еще называют зависящими от Пасхи.

  • Вход Господень в Иерусалим традиционно отмечается за неделю до Пасхи, т. е. в последнее воскресенье. Его в народе также называют Вербным (за традицию светить веточки вербы в церкви).

В Иудее, откуда и пошла традиция изначально, светили не вербу, а пальмовые листья.

Этот праздник имеет глубокое символическое значение. В начале христианской эры Иудея была порабощена и оккупирована римскими ставленниками. Еще в Ветхом Завете им был предсказан Мессия, который освободит земли от иностранных захватчиков, поэтому вход Иисуса в город – признание евреями Его божественного предначертания. Но также этот праздник имеет второй символический образ. Он отсылает нас ко входу Иисуса в Царство Небесное.

Примечательно, что въехал Христос в Иерусалим на осле. В восточной традиции это являлось символом мирных намерений. Тем самым Сын Божий подчеркнул, что миром, а не силой, Он вернет иудейскую землю евреям.

  • Вознесение Господне отмечается на сороковой день после Пасхального воскресенья. Праздник этот может выпадать только на четверг.

Согласно каноническим текстам, все эти сорок дней Иисус проповедовал апостолам и рассказывал им о Царстве Божьем. Сорок дней спустя, он собрал их снова и велел не расходиться, предсказав скорое явление Святого Духа. В «Деяниях апостолов» также было указано, что однажды свершится второе пришествие Мессии («таким же образом, как и взошел Он на небо»).

Вознесение у православных славян также было связано с аграрным календарем, при этом означало кульминационную точку весны (полный поворот от холодов к лету). А весь период от Пасхи до Вознесения считался временем, когда стирались границы между Раем, Адом и землей.

  • День Святой Троицы (Пятидесятница) отмечается на пятидесятый день после Пасхи. День этот всегда выпадает на воскресенье. Праздник является логическим продолжением Вознесения, ведь именно тогда апостолам было предсказано явление Святого Духа.

По каноническим текстам, свершилось сошествие Святого Духа в еврейский праздник Шавуот, когда апостолы и Дева Мария были в том самом помещении, где происходила Тайная Вечеря. Огненные языки явились с небес, при этом коснулись каждого из присутствующих, даруя возможность говорить на всех языках мира, чтобы проповедовать христианство. Образ Святого Духа, предсказанного Иисусом, указывает на тройственную природу Бога.

В православии существует традиция устилать полы храмов и домов свежескошенной травой и луговыми цветами. Также считается, что с трав, собранных на Троицу и засушенных, надо заварить отвар на Чистый четверг следующего года, чтобы помыться им.

Даты переходящих двунадесятых праздников по годам

В 2018 году даты этих трех событий следующие:

Вербное воскресенье – 1 апреля

Вознесение – 17 мая

Троица – 27 мая

В 2019 году Пасха будет поздней, соответственно, праздники также сильно сместятся в календаре:

Вербное воскресенье – 21 апреля

Вознесение – 6 июня

Троица – 16 июня

В 2020 году в календаре отмечаем следующие даты:

Вербное воскресенье – 12 апреля

Вознесение – 28 мая

Троица – 7 июня

Непереходящие двунадесятые праздники

Те торжества, у которых есть фиксированная дата, не меняющаяся от Пасхального цикла, называют неподвижными или непереходящими. Большинство событий в категории двунадесятых праздников являются именно такими. Для удобства сразу разделим их на Господские и Богородичные.

Господские непереходящие даты

  • Рождество Христово – один из центральных праздников христианства. Отмечается он православной церковью 7 января.

По преданиям, Иосиф и его жена Мария отправились в Вифлеем, чтобы принять участие в переписи, объявленной римским правителем Августом. Придя на родину Иосифа, они остановились в доме его родственников, а так как гостиница, т. е. комната для гостей, уже была занята, рожать Марии пришлось в главной комнате дома, где жили хозяева. Там же палестинцы держали корм для скота и запускали животных на ночь. Отсюда известное заблуждение, будто Иисус родился в хлеву.

  • Крещение Господне также называют Богоявлением. Его дата – 19 января.

Согласно Библии, в возрасте тридцати лет Иисус пришел к реке Иордан, где ждал Его Иоанн Креститель. Проповедовавший о скором пришествии Мессии Предтеча был изумлен, и спросил у Него, точно ли Иисус должен принять от него крещение. В тот момент, когда происходило крещение, небеса разверзлись. С них спустился в образе белого голубя Святой Дух, нарекая Иисуса возлюбленным Сыном Божьим.

На Крещение русские люди традиционно освящают воду. Существует мнение, что для этого достаточно выставить воду на мороз в крещенскую ночь. А вот любимые многими крещенские купания – традиция относительно новая, появившаяся не так давно. В дореволюционные времена в императорской России вместо этого совершался крестный ход к реке (Водосвятие).

  • Преображение Господне свершилось 19 августа.

Иисус привел своих ближайших учеников (Петра, Иакова и Иоанна) на гору Фавор для того, чтобы показать им Небесную духовную славу, что ждет его после непродолжительных земных страданий. В традиции праздника – идея единения Божества и рода человеческого в лице Спасителя. Дав ученикам узреть Преображение, Иисус предостерег их от страха перед грядущими страданиями. На Руси этот праздник также называют Яблочным Спасом из-за традиции святить поспевшие яблоки как дар Господа.

  • Воздвижение Креста Господня, 27 сентября – последний непереходящий Господский праздник.

Описываемое событие произошло в 326 году. Тогда Римской империей правил Константин Великий, первый император, который прекратил христианские гонения. Его мать, Елена, была направлена императором в Иерусалим после того, как явилось ему видение Божьего Креста. Так как из-за содействия императоров-язычников Голгофа была засыпана землей, святой Елене пришлось долго искать это место. Когда же гору отыскали и разрыли, то обнаружили Гроб Господень и кресты. Один из них обладал чудодейственной силой исцелять больных и воскрешать умерших. Так был обретен Крест Животворящий, и патриарх Макарий воздвигнул (поднял) его, чтобы больше христиан могло увидеть Древо и поклониться ему.

Богородичные двунадесятые праздники

  • 15 февраля – Сретение.

На сороковой день от Рождества, как известно, младенца Иисуса принесли во храм. Там он встретил старца Симеона, знаменитого богослова, переводившего священное писание. По легенде, он хотел изменить слово «Дева» на «жена» в той части, где говорилось о рождении Сына Божьего. Но его руку остановил ангел и сказал, что Симеон будет жить до тех пор, пока не убедится сам в правильности пророчества и не встретится с Богом лицом к лицу. Встречи с Иисусом Симеон Богоприимец ждал три сотни лет.

  • Благовещение – 7 апреля.

В день этот, по преданиям, архангел Гавриил явился к непорочной Деве Марии с вестью о том, что будет она матерью Сына Божьего. Центральный момент события – добрая воля самой Марии, когда та соглашается с Божьей волей, принимая его дар, и говорит «быть мне по слову Твоему». Зачатие Иисуса – своеобразное начало новой эпохи человеческого развития.

  • 28 августа – Успение Пресвятой Богородицы.

В этот день вспоминают кончину Девы Марии в доме родителей Иоанна Богослова. Всю свою жизнь после вознесения Христа Мария проповедовала о христианстве и рассказывала верующим о чудесных событиях, сопровождавших ее.

  • Рождество Богородицы – 21 сентября.

В этот день, по преданию, родилась мать Сына Божьего. Ее родители, назаретяне Иоаким и Анна, были уже в преклонных годах, но не имели детей. Однажды Анна молилась и плакала под лавровым деревом, когда явился к ней ангел и предрек рождение дочери по имени Мария. Спустя девять месяцев, родилась благословенная дочь, подарившая радость всему миру.

  • Введение во храм Пресвятой Богородицы отмечается 4 декабря.

Анна и Иоаким, молясь о ребенке, дали обет, что родившееся дитя посвятит жизнь Богу. Когда же Марии исполнилось три года, привели они ее в Иерусалимский храм. Там до 15-ти лет Мария находилась на воспитании, и родители спокойно вручили ее воле Отца Небесного.

Богослужение двунадесятых праздников

Богослужение двунадесятых Господских праздников

Организация служб в эти дни выдает их высокий приоритет в церковной иерархии торжеств. Даже когда праздник выпадает на воскресенье, то воскресная литургия отменяется, а вместо нее служат праздничную службу. В большинстве Господских торжеств одеяния священников белого цвета, символизирующего божественный свет, однако на Вербное воскресенье и Троицу одеяния заменяют на зеленые (цвета вечной жизни). Еще одна черта богослужений в эти дни – усиленное моление, когда вспоминают поместных святых, просят у них избавления от бедствий.

Богослужение двунадесятых Богородичных праздников

Если какой-то из Богородичных дней выпадает на воскресенье, то литургии объединяют в одну, так как нельзя отменять Господский праздник из-за меньшего. В остальные дни обязательно проводится Всенощное бдение. В дни Богородицы церковные песнопения отличаются от других служб своей красотой. Одеяния служителей церкви – голубые, за исключением Сретения. Тогда священники надевают белые одежды, так как Сретение – праздник, имеющий черты как Господских, так и Богородичных.

Источник статьи: http://pravednik.info/dvunadesyatye-pravoslavnye-prazdniki-perexodyashhie-i-neperexodyashhie-prazdniki.html

Оцените статью