Что такое хабадские праздники

Содержание
  1. ХаБаД
  2. Содержание
  3. Философия Хабада
  4. История
  5. Рабби Шнеур-Залман из Ляд (Альтер Ребе)
  6. Рабби Дов-Бер (Мителер Ребе)
  7. Рабби Менахем-Мендель (Цемах Цедек) Шнеерсон
  8. Рабби Шмуэль Шнеерсон из Любавичей
  9. Рабби Шалом Бер Шнеерсон из Любавичей
  10. Рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон из Любавичей
  11. Рабби Менахем-Мендель Шнеерсон из Любавичей
  12. Хабад в мире
  13. Хабад в России
  14. Ссылки
  15. Примечания
  16. Смотреть что такое «ХаБаД» в других словарях:
  17. Хабад
  18. Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
  19. Оглавление
  20. Общие сведения [↑]
  21. Рав Шнеур Залман бен Барух из Ляд [↑]
  22. Рав Дов Бер Шнеури [↑]
  23. Рав Менахем Мендл (Цемах Цедек) Шнеерсон [↑]
  24. Рав Шмуэль Шнеерсон из Любавичей [↑]
  25. Рав Шалом Дов Бер (или Довер) Шнеерсон из Любавичей [↑]
  26. Рав Йосеф Ицхак Шнеерсон из Любавичей [↑]
  27. Рав Менахем Мендл Шнеерсон [↑]
  28. «Мивцаим» [↑]
  29. Деятельность «посланников» (шлихут) [↑]
  30. «Бейт Хабад» [↑]

ХаБаД

Хабад, Хабад-Любавич (ивр. חב»ד ‎ ‭— от «хохма, бина, даат» — мудрость, разум, знание — названия трёх верхних сфирот в Каббале) — иудейское религиозное движение, разновидность хасидизма, также называется любавичским хасидизмом. Резко выделяется среди других хасидских движений своим особым стилем. К началу XXI века насчитывало около 200 000 приверженцев [1] [2] [3] [4] . Движение создано ребе Шнеуром Залманом из Ляд в 1772.

Благодаря усилиям последнего лидера Хабада М. М. Шнеерсона, обучение иудаизму было распространено во многие страны (включая страны бывшего СССР), где в результате были созданы и развиты еврейские общины. В странах СНГ и Восточной Европы Хабад является крупнейшим иудейским течением [5]

Содержание

Философия Хабада

Движение Хабад призывает к служению иудаизму и исполнению законов Торы с радостью, которая возникает в результате интеллектуального понимания секретов Торы (хасидизма и Каббалы). Изучение Торы вызывает положительные эмоции. Отсюда и название-акроним «ХаБаД» — «мудрость», «ум», «знание».

Читайте также:  Что такое синонимы праздник

Философия Хабада основывается на рационализации и логическом подходе к мистическим учениям Каббалы и внедрении их в такие рациональные области иудаизма, как религиозный канон Галаха).

Хасидизм Хабада объясняет (с помощью Каббалы) каким образом при исполнении заповедей Торы, еврей

  • соединяет конечный материальный мир с бесконечностью духовных миров и Создателя;
  • выполняет не только миссию своего существования на земле, но и суть существования всего мира;
  • кульминация проявляется в мессианской эре, приход которой произойдет, когда разделение между материальным и нематериальными мирами разрушится.

Используя многие идеи Каббалы и соединяя их с другими областями иудаизма (например, с Талмудом), Хабад стремится показать философское единство идей иудаизма и связь их с идеей единства Создателя (то есть, проявить иудаизм как настоящий монотеизм), подобно тому, как талмудическое движение Тосафот (Тосфос) доказывало, что, несмотря на многочисленные поверхностные противоречия, Талмуд является единым сводом, в котором на самом деле нет противоречий.

История

Свою историю, развитие философии и влияния движения Хабад разделяет по периодам, связанным с правлением его лидеров:

Рабби Шнеур-Залман из Ляд (Альтер Ребе)

Рабби Шнеур-Залман родился 18-го элула 5505 г. (1745). В 13 лет, когда он отмечал свою «бар-мицву», выдающиеся мудрецы того поколения называли его великим гением, авторитетом в законах Торы.
В 5520 г. (1760) женился. Приложил большие усилия и потратил немалые средства, призывая евреев заняться земледелием.
В 5524 г. (1764) впервые отправился в Межирич. В 5527 г. (1767) занял должность магида в Лиозно.
В 5530 г. (1770) начал писать свою книгу Шулхан Арух.
В 5532 г. (1772) основал хасидское учение ХаБаД. Призывал евреев, живших в районе Витебска, к переселению в пределы России. В 5533-5538 гг. (1773—1778) основал и занимался укреплением йешивы в Лиозно, которая была известна как «классы» («1-й класс», «2-й класс», «3-й класс»).
В 5534 г. (1774) вместе с р. Мэнахэмом-Мэндлом отправился в Вильно, чтобы встретиться с Виленским Гаоном раби Элияhу. Виленский Гаон отказался принять их.
В 5537 г. (1777) сопровождает р. Мэнахэма-Мэндла, отправившегося в Эрэц-Исраэль, и вместе с ним доезжает до Могилева-Подольского.
В 5543 г. (1783) принимает участие в знаменитом диспуте в Минске и побеждает в этом диспуте. Начиная с 5551 г. (1791) его писания — касающиеся как открытой части Торы, так и скрытой ее части, — получают широкое распространение.
В 5554 г. (1794) публикует свою книгу «hИльхот талмуд Тора» («Законы изучения Торы»); в 5557 г. (1797) — книгу «Тания».
В 5559 г. (1798), на следующий день после окончания праздника Сукот, был арестован. 19-го кислева того же года вышел на свободу.

Читайте также:  Праздник внутренних войск поздравления

В 5561 г. (1800), на следующий день после окончания праздника Сукот, ему было приказано прибыть в Петербург. 11-го ава 5561 г. (1801) вернулся из Петербурга в Ляды (Могилевская губерния). В конце месяца ав 5572 г. (1812) вместе с семьей и многочисленными хасидами покинул Ляды. 12-го тевета 5573 г. (1813) прибыл в деревню Пена (Курская губерния), где и скончался на исходе субботы, 24-го тевета. Похоронен в г. Гадяч (Полтавская обл.).

После смерти своего учителя Магида из Межирич вернулся в Белоруссию и собрал вокруг себя учеников, которые стали ядром будущего любавичского хасидизма. Шнеур Залман стал автором книги Тания (Ликутей Амарим) и Шулхан Арух арав (свод еврейских законов в духе хасидского учения), книги которые легли в основу хасидизма. Рабби Шнеур Залман требовал от своих последователей углубленного изучения Торы и работы над собой и видел себя, как советника и духовного руководителя. Он старался также влиять на политическую ситуацию и улучшить материальное положение евреев, за что несколько раз подвергался гонениям и даже был заключен в Петропавловскую крепость. Однако он был освобожден и получил звание «Потомственный почетный гражданин». Его попытка найти взаимопонимание с другими течениями в иудаизме не увенчалась большим успехом, Виленский гаон отказался его принять.

Книги, написанные Алтер Ребе(В список включены только опубликованные книги, а не включены те, что остались в рукописи):

1. hИльхот талмуд Тора
2. Бирхот hа-нэhэнин
3. Тания
4. Сидур
5. Шулхан Арух
6. Биурэй hа-Зоhар
7. Тора op
8. Ликутэй Тора
9 Бонэ Йерушалаим
10. Маамрэй Адмор hа-закэн — hанахот hA-рав
11. Маамрэй Адмор hа-закэн — Этталех Лиозно
12. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5562
13. Маамар Кэ-тапуах ба-ацэй h-аяар
14. Маамар Йесовэвэнhу
15. Маамар Бэ-хохма йибанэ байит
16. Маамар Ани йешэна
17. Маамар Цийон бэ-мишпат типадэ
18. Маамар Пкуда литэн махацит hа-шэкэль
19. Маамар Вэ-hа-арэц hайта тоhу
20. Маамар У-Мошэ нигаш эль hа-арафэль
21. Маамар Ашрэй йошвэй бэйтэха
22. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5568
23. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5565
24. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5566
25. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5567
26. Игрот кодэш
27. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5563
28. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5564
29. Маамрэй Адмор hа-закэн — hа-кцарим
30. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5569
31. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5570
32. Маамрэй Адмор hа-закэн — аль парашийот hа-Тора вэ-hа-моадим
33. Маамрэй Адмор hа-закэн — инъяним
34. Маамрэй Адмор hа-закэн — аль марзаль
35. Маамрэй Адмор hа-закэн — нэвиим
36. Маамрэй Адмор hа-закэн — ктувим

Рабби Дов-Бер (Мителер Ребе)

Перенес центр движения из Ляд в Любавичи. В отличие от р. Аарона из Староселья подчеркивал углубленное изучение Торы и Тании, а не экзальтированное состояние молитвы и попытку достичь единство с Всевышним таким способом. Его учениками были составлены несколько сборников его выступлений.

Рабби Менахем-Мендель (Цемах Цедек) Шнеерсон

Последний лидер объединёного хасидизма, автор книги «Цемах Цедек» — комментариев к недельным главам Торы и Талмуду. Ему принадлежит окончательная редакция Тании и других книг р. Шнеура Залмана. Р. ММ старался наладить дружественные отношения со всеми еврейскими лидерами его эпохи.

Рабби Шмуэль Шнеерсон из Любавичей

Посвятил свою деятельность борьбе с государственным антисемитизмом назревающим в России и за еврейское образование. Нередко подвергал свою жизнь опасности за свою деятельность.

Рабби Шалом Бер Шнеерсон из Любавичей

Создал сеть хабадских иешив Томхей Тмимим. Резко выступал против внедрения аскалы в еврейское образование. Впервые влияние хабада вышло за пределы Белоруссии и Литвы, распространившись в Средней Азии и на Кавказе, а также в Америке. Был эвакуирован в Ростов-на-Дону во время первой мировой войны, куда переместился центр движения.

Рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон из Любавичей

Вскоре после вступления на должность обозначил свою деятельность в направлении создания подпольных еврейских школ на территории Советского Союза и назначении подпольных раввинов. Центр движения при нем был в 1920-24 в Ростове, затем в Малаховке возле Москвы, а затем в Ленинграде. Вскоре вступил в открытый конфликт с властями, за что был арестован и посажен в Шпалерскую тюрьму в Ленинграде, затем помилован и сослан в Кострому. Был выдворен из Советского союза в Латвию в 1927, затем переехал в Польшу, а в 1940 в США. Там занялся развитием движения Хабад и его массовым распространением.

Рабби Менахем-Мендель Шнеерсон из Любавичей

Видел себя продолжателем дела своего тестя. Продолжил его деятельность по расширению деятельности Хабад в США, поддерживал контакты со своими приверженцами в СССР. Продолжил создание центров движения в крупнейших еврейских общинах мира и в Индии и Таиланде для центрах туристов-евреев.

Пользовался уважением как еврейский духовный лидер у многих политиков США и Израиля. Внёс свой вклад в решение конфликтных ситуаций в Америке. В его время Хабад начал приобретать все более и более выраженный мессианский характер. Ребе был объявлен мессией, лидером поколения. С 1992 года Хабад начал вести активную мессианскую пропаганду.

Хабад в мире

Хабад в России

В настоящий момент руководит движением Хабад в Российской Федерации раввин Берл Лазар, выдвинутый от организации ФЕОР (Федерация еврейских общин России).

Ссылки

Примечания

  1. The perfect matzo a matter of timing, Associated Press April. 12, 2006
  2. Wertheimer, Jack. A People Divided: Judaism in Contemporary America. New York: Basic Books (A Division of Harper Collins) (1993); pg. xiv-xv
  3. Occhiogrosso, Peter. The Joy of Sects: A Spirited Guide to the World’s Religious Traditions. New York: Doubleday (1996), Chapter: Judaism; pg. 250.
  4. Andryszewski, Tricia. Communities of the Faithful: American Religious Movements Outside the Mainstream. Bookfield, Connecticut: Millbrook Press (1997); pg. 95.
  5. Хабад

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «ХаБаД» в других словарях:

Хабад — Хабад, Хабад Любавич (ивр. חב ד‎ ‭ от «хохма, бина, даат» мудрость, понимание, знание названия трёх верхних сфирот в Каббале) иудейское религиозное движение, разновидность хасидизма, также называется любавичским хасидизмом.… … Википедия

ХАБАД — Хабад, Хабад Любавич (ивр. חב ד‎ ‭ от «хохма, бина, даат» мудрость, разум, знание названия трёх верхних сфирот в Каббале) иудейское религиозное движение, разновидность хасидизма, также называется любавичским хасидизмом. Резко выделяется среди… … Википедия

Мицво-Танки Хабад — … Википедия

Шнеерсон, Йосеф Ицхок — Йосеф Ицхак Шнеерсон Ребе хасидского движения «Хабад» Дата рождения: 9 (21) июня 1880(1880 06 21) … Википедия

Херсон — У этого термина существуют и другие значения, см. Херсон (значения). Город Херсон укр. Херсон Флаг Герб … Википедия

Шнеерсон, Менахем Мендл — Менахем Мендл Шнеерсон … Википедия

Коген, Ешая Элазар — Ешая Элазар Коген Род деятельности: главный раввин Казахстана, главный посланник Любавичского Ребе в Казахстане Дата рождения: 1971 год(1971) … Википедия

Хасидизм — X. от слова хасид , что дословно означает богобоязненный , милостивый и преданный заповедям Господа . X. это религиозно мистическое движение, возникшее в XVIII веке в Подолии. Основателем этого движения был р. Исраэль Баал Шем Тов, прозванный… … Энциклопедия иудаизма

Шнеерсон, Менахем-Мендл — Менахем Мендл Шнеерсон … Википедия

Шнеерсон, Бен-Цион — Бен Цион Шнеерсон Раввин Бенцион Шнеерсон на бар мицве (церемонии совершеннолетия) … Википедия

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1174402

Хабад

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

В первой половине XVIII века в еврейском мире возникло новое явление, которое позднее получило название «хасидизм». Его основателем был рав Исраэль Бааль Шем Тов, живший на территории современной юго-восточной Польши и Украины. Продолжателем дела Бааль Шем Това стал его ученик рав Дов Бер из украинского городка Межерич, которого принято называть Магид ми-Межерич.

После смерти рава Дова Бера хасидизм распался на отдельные направления. Одним из таких направлений был Хабад или любавический хасидизм, основанный близким учеником Магида ми-Межерич, равом Шнеуром Залманом бен Барухом из Ляд. Название «любавический» происходит от наименования белорусского селения Любавичи (ныне Смоленская область), в котором более ста лет находился центр движения. Созвучное русскому слову «любовь», это название как нельзя лучше отражает идею взаимной ответственности и любви к собратьям, присущую учению Хабад. В предлагаемой статье предпринята попытка дать представление о движении Хабад, о его основоположниках и последователях.

Оглавление

Общие сведения [↑]

Движение Хабад или любавический хасидизм — это одновременно философское учение, общественное движение и религиозная организация. Хабад является одной из наиболее активных и влиятельных сил в современном еврейском мире. Основная концепция учения Хабад заключается в раскрытии высших уровней мудрости Торы, направляя разум человека на постижение Творца, понимание цели сотворения мира и осознание важности и особой миссии каждого создания. Хабад учит человека выверять каждое свое действие и чувство мудростью, постижением и разумением.

Слово хабад — это акроним трех ивритских слов: хохма, бина, даат, которые переводятся как «мудрость», «разумение» и «постижение». В Каббале этими тремя терминами обозначаются три высших из десяти сфер или, другими словами, проявлений Всевышнего в нашем мире. Эти три сферы отображают интеллектуальные свойства Творения. Таким образом, в самом названии этого славного направления хасидизма заявлено о превалирующей роли его интеллектуальной стороны. Учение Хабад призывает человека к исполнению заповедей Торы с радостью, которая возникает в результате постижения таинств Б-жественного учения. Это вовсе не означает отказ от чувственного и интуитивного сближения с Создателем, столь присущего хазидизму, совсем нет. Хабад гармонично сочетает в себе концентрацию разума и чувств, направленных на искреннее служение Творцу.

Любавический хасидизм обогатил еврейство огромным числом открытий во всех областях Письменной и Устной Торы, а также неповторимыми мелодиями и напевами, которые создавались на протяжении двух с половиной веков. В Хабаде существуют присущие исключительно этому течению хасидизма очень красивые обычаи, основанные на глубинных познаниях открытой и скрытой частей Торы. Есть среди обычаев Хабада и такие, которым автору статьи не удалось отыскать оправдания в еврейском законе, как, например, отказ от сна в сукке во время праздника Суккот или нежелание устраивать третью субботнюю трапезу с хлебом.

Любавическое направление хасидизма, несмотря на его явное отличие от всех других, все годы его существования, за исключением последнего периода, возглавлял Ребе (наставник) или Адмор (акроним идиомы «господин учитель и раввин наш»). Свою историю и развитие философии движение Хабад разделяет по периодам, связанным с правлением его лидеров. Основателем и первым руководителем Хабада был один из величайших праведников и авторитетов Торы нашей эпохи рав Шнеур Залман бен Барух из Ляд. После него руководство движением осуществлялось еще шестью адморами, последним из которых был рав Менахем Мендл Шнеэрсон.

Рав Шнеур Залман бен Барух из Ляд [↑]

Рав Шнеур Залман бен Барух из Ляд, которого еще принято называть Альтер Ребе (идиш) или Адмор а-Закен (иврит), что переводится как «Старейший наставник» или «Старейшина наставников», родился в 5505 (1745) году в Белоруссии, в городке Лиозно. Его еще часто называют Бааль а-Тания, «Автор Тании» — по названию его монументального труда. Рав Шнеур Залман был учеником рава Дова Бера из Межерича, к которому приехал в 5524 (1764) году. Он был человеком выдающихся способностей, которые проявились и в изучении Торы, и в организации созданного им движения, получившего название Хабад.

В 5527 (1767) году рав Шнеур Залман вернулся в Лиозно, занял должность магида (что-то вроде общественного проповедника) и собрал вокруг себя учеников, которые стали ядром будущего любавического хасидизма. От своих последователей Альтер Ребе требовал углубленного изучения Торы и работы над собой.

В 5533-5538 (1773-1778) годах он основал ешиву, которая была известна как «классы» (первый, второй и третий классы). Он приложил большие усилия и вложил немалые средства (а конкретнее — все приданное, полученное им на свадьбу), с тем чтобы, занимаясь земледелием, евреи имели возможность самостоятельно прокормиться. Был дважды арестован, и после второго ареста, летом 5561 (1801) года, из Петербурга переехал в местечко Ляды.

Летом 5572 (1812) года, спасаясь от нашествия войск Наполеона, Альтер Ребе вместе с семьей и многочисленными хасидами покинул Ляды. Тяжелые переезды подорвали его здоровье и зимой 5573 (1812) года он скончался в деревне Пена (в районе Курска). Альтер Ребе похоронен в городе Гадяч (недалеко от Полтавы).

Рав Шнеур Залман является автором таких монументальных трудов, как книга «Ликутэй Амарим» (Тания) и свод еврейских законов «Шулхан Арух», который принято называть «Шулхан Арух а-Рав». В 5554 (1794) году рав Шнеур Залман опубликовал книгу «Илхот Талмуд Тора» (Законы изучения Торы). Он также написал очень глубокие комментарии на Тору «Тора Ор» и «Ликутей Тора». Многочисленные выступления и беседы Альтер Ребе составили серию книг под общим названием «Маамарей Адмор а-Закен».

Главное творение и философское произведение рава Шнеура Залмана — книга «Ликутэй Амарим» или, как ее называют по первому слову «Тания» (Учение) — основополагающая книга по хасидизму, опубликованная в 5557 (1797) году. Книга была заявлена автором как практическое руководство для «смятенных» и «ищущих» и призвана помочь им укрепить веру во Всевышнего. Последний любавический ребе, рав Менахем Мендел Шнеерсон, назвал книгу «Тания» «Устной Торой хасидизма».

Рав Дов Бер Шнеури [↑]

Старший сын Альтер Ребе, рав Дов Бер Шнеури (Шнеури — по имени отца, Шнеура), был вторым руководителем течения Хабад. Его еще называют Миттлер Ребе (идиш) или Адмор а-Эмцаи (иврит), что в переводе означает «средний (между первым и третьим) Адмор», т.к. он возглавлял движение между первым и третьим Ребе. Он родился в 5534 (1773) году в городке Лиозно. В 5573 (1812) году, после смерти отца, рава Шнеура Залмана, принял руководство движением Хабад.

Через некоторое время Миттлер Ребе перенес центр движения Хабад из Ляд в местечко Любавичи, и с тех пор последователи этого движения называются «любавическими хасидами». Из огромного числа рукописей рава Дова Бера, содержащих глубокие идеи и открытия в различных областях Торы, несколько десятков было издано в качестве отдельных книг. Он организовал в Любавичах первую хабадскую ешиву. В 5575 (1815) году ему удалось получить от властей земли в районе Херсона, где он основал еврейские сельскохозяйственные поселения. Он отличался необычной музыкальностью и организовал капеллу, исполняющую созданные его отцом нигуны (напевы). Адмор а-эмцаи умер в 5588 (1827) году в городке Нежин.

Рав Менахем Мендл (Цемах Цедек) Шнеерсон [↑]

Рав Менахем Мендл Шнеерсон (Шнеерсон — сын Шнеура) — третий руководитель течения Хабад. Его часто называют по имени его главного труда — «Цемах Цедек». Он родился в 5549 (1789) году в Лиозно и был внуком Альтер Ребе по линии матери, в доме которого жил с двухлетнего возраста и под руководством которого изучал Тору и Талмуд. Он женился на своей двоюродной сестре, дочери дяди, второго хабадского ребе, рава Дова Бера Шнеури. В 18 лет написал книгу «Таамей а-Мицвот» (Смысл заповедей).

В 5587 (1827) году рав Менахем Мендл возглавил движение Хабад. Он прикладывал большие усилия для спасения еврейской молодежи от рекрутской повинности в период «кантонистов». Активно боролся против чуждого принципам Торы и насильно навязываемого евреям «движения просвещения». Был арестован. Ему принадлежит окончательная редакция «Тании» и других книг его великого деда. Рав Менахем Мендл Шнеерсон ушел из жизни в 5626 (1866) году в Любавичах, оставив после себя более 70 томов, содержащих потрясающие открытия во всех областях Письменной и Устной Торы.

Рав Шмуэль Шнеерсон из Любавичей [↑]

Рав Шмуэль Шнеерсон — четвертый руководитель течения Хабад. Родился в 5594 (1834) году в местечке Любавичи. Он был седьмым и младшим сыном ребе Цемах Цедека. Старшие сыновья ребе организовали очаги хасидизма в местечках Копысь, Бобруйск, Нежин. Рав Шмуэль Шнеерсон написал такие важные труды, как «Ликутей Тора» и «Ликутей Торат Шмуэль». Он в совершенстве владел многими языками и использовал это для пользы евреев и еврейства. Так, благодаря знанию языков, ему удавалось воздействовать на влиятельных евреев, проживающих во Франции и Германии, в вопросах оказания помощи евреям царской России, в частности, путем давления на правительство России, с тем чтобы препятствовать еврейским погромам. Рав Шмуэль умер в Любавичах в 5643 (1882) году, оставив после себя 13 томов книги «Торат Шмуэль».

Рав Шалом Дов Бер (или Довер) Шнеерсон из Любавичей [↑]

Рав Шалом Дов Бер или Адмор а-Рашаб (по аббревиатуре его имени) был пятым хабадским ребе. Он родился в 5621 (1860) году в Любавичах. Создал сеть хабадских ешив «Томхей Тмимим», что оказало огромное влияние на развитие движения Хабад. В 5657 (1897) году организовал ешиву в Любавичах. Затем, благодаря усилиям Адмора а-Рашаба, в 5671 (1911) году была открыта хабадская ешива (Торат Эмет) в Земле Израиля, в городе Хеврон, а в 5676 (1816) году — в Грузии. Название «Томхей Тмимим» стало названием для всех хабадских ешив.

Рав Шалом Дов Бер резко выступал против внедрения «светского нееврейского просвещения» в образование еврейских детей. В его годы впервые влияние Хабада вышло за пределы Белоруссии и Литвы, распространившись в Среднюю Азию, на Кавказ и в Америку. Во время Первой мировой войны он эвакуировался в Ростов-на-Дону, куда вместе с ним переместился центр движения Хабад. Адмор а-Рашаб умер в 5680 (1920) году в Ростове-на-Дону, где и был похоронен. Он оставил после себя большое число важных трудов по разным вопросам Торы.

Рав Йосеф Ицхак Шнеерсон из Любавичей [↑]

Рав Йосеф Ицхак Шнеерсон или Адмор а-Раяц (по аббревиатуре его имени), наследовал своего отца, рава Шалома Дова Бера, в руководстве движением Хабад и являлся шестым любавическим ребе. Он родился в Любавичах в 5640 (1880) году и во время Первой мировой войны вместе с отцом переехал в Ростов-на-Дону. С юных лет он был личным секретарем отца и осуществлял руководство ешивами «Томхей Тмимим». Дополнительно к существующим, он открыл отделения ешивы также в Бухаре и в Польше. Он неоднократно обращался с просьбой к еврейским общинам зарубежных правительств повлиять на царское правительство, чтобы оно остановило еврейские погромы. За свою деятельность дважды был арестован, но вскоре освобожден.

В 5680 (1920) году, после смерти отца, рав Йосеф Ицхак занял пост любавического ребе. Вступив на должность адмора, он направил свою основную деятельность на активную борьбу против ассимиляции в Советском Союзе, создавая подпольные еврейские школы и подготавливая раввинов. Параллельно с этим начал развивать деятельность Хабада за границей. Центр движения Хабад в период с 5680 по 5684 (1920-1924) годы находился в Ростове-на-Дону, после этого — в поселке Малаховка (Подмосковье), а затем — в Ленинграде.

В определенный момент рав Йосеф Ицхак посчитал необходимым открыто выступить против гонений властей на иудаизм, за что был арестован органами ОГПУ и приговорен к смертной казни, которая под давлением общественности была сначала заменена на ссылку в Кострому, а затем — на выселение из страны. В итоге, в 5688 (1927) году адмор а-Раяц выехал из Советского Союза и поселился в Риге, позже перебрался в Польшу, в город Отвоцк, а в 5700 (1940) году, во время оккупации Польши, эмигрировал в США. Рав Йосеф Ицхак приобрел дом в Бруклине по адресу Eastern Parkway 770, ставший легендарной штаб-квартирой Хабада в Америке. В США он занялся развитием движения Хабад и его массовым распространением.

Сразу же по приезду шестой ребе основал организацию «Всемирное объединение хасидов Хабада», создал американское отделение ешивы «Томхей Тмимим», а также сеть учебных заведений «Маханэ Исраэль», которая включала в себя детские сады и школы для мальчиков и для девочек. Адмор а-Раяц открыл книжное издательство «Кеат» (сокр. от карней од а-Тора), организовал молодежное движение Хабада «Агудат Циерей Хабад», многочисленные организации, занимающиеся распространением иудаизма в среде евреев Америки, а также по оказанию материальной помощи своим собратьям.

В течение многих лет рав Йосеф Ицхак оставался руководителем нелегальных общин Хабада в СССР. Сразу после того, как Израиль был официально объявлен независимым государством, он основал недалеко от Тель-Авива поселение Кфар Хабад (Хабадская деревня), специально предназначенное для беженцев из Советского Союза. Он также заложил основы хабадских центров, действующих сегодня в Северной Африке. На протяжении всей жизни рав Йосеф Ицхак напряженно занимался изучением Торы сам и обучал других. Его открытия в Торе, выступления, беседы и письма вошли в книги «Сэфер а-Маамарим», «Сэфер а-Сихот», состоящую из 13 томов, и «Ликут Дибурим». Он так же очень живо и в красках описал историю движения Хабад в книге «Сэфер а-Зихронот». Адмор а-Раяц скончался в Нью-Йорке в 5710 (1950) году.

Рав Менахем Мендл Шнеерсон [↑]

Рав Менахем Мендл Шнеерсон являлся седьмым адмором в династии вождей любавического хасидизма. Он родился в 5662 (1902) году в городе Николаев. Его отец, рав Леви Ицхак Шнеерсон, по отцовской линии был праправнуком третьего ребе, Менахема Мендла (Цемах Цедека). С 5669 по 5699 (1909-1939) годы он был главным раввином Екатеринослава (ныне Днепропетровск). Его перу принадлежит целый ряд важных трудов по Каббале и хасидизму. В 5699 (1939) году рав Леви Ицхак был обвинен в антисоветской деятельности и сослан в Казахстан в поселок Чиили (ныне Шиели). В последние дни жизни он получил разрешение переселиться в Алма-Ату, где скончался и был похоронен.

Рав Менахем Мендл женился на дочери шестого адмора, рава Йосефа Ицхака Шнеерсона. Он был верным соратником своего тестя в его борьбе за сохранение иудаизма в Советской России и, когда адмор а-Раяц в 5688 (1927) году покинул страну, рав Менахем Мендл вместе с женой последовал вместе с ним за границу. Оставаясь глубоко Б-гобоязненным евреем, искренним праведником, пламенным хасидом, рав Менахем Мендл получил высшее техническое образование в лучших университетах Германии и Франции, при этом никогда не отвлекаясь от глубокого изучения Торы. В 5701 (1941) году рав Йосеф Ицхак Шнеерсон помог своему зятю и дочери Хае Мушке выехать в США из оккупированной Франции.

Рав Менахем Мендл Шнеерсон был преемником своего тестя в руководстве движением Хабад и видел себя продолжателем его дела. Вступив в 5711 (1951) году в должность адмора, он активно занялся расширением деятельности Хабада в США. Прекрасно владея русским языком, он также постоянно поддерживал контакты с советскими евреями, боролся против ассимиляции, создавал образовательные программы для евреев всех возрастов. После распада СССР рав Шнеерсон активно включился в восстановление еврейской жизни в бывших союзных республиках, отправляя туда посланников-раввинов. Под его руководством движение Хабад приобрело всемирные масштабы: с невероятной интенсивностью создавались духовные центры в еврейских общинах мира, а также на международных туристических курортах в разных уголках планеты, куда могли попасть евреи. В его время Хабад начал приобретать все более и более выраженный мессианский характер.

Последний Ребе соединил в себе все выдающиеся черты своих шести предшественников-адморов Хабада. Он обладал глубочайшими и широчайшими познаниями в Торе, был непревзойденным организатором и наставником. Седьмой ребе оставил после себя богатейшее наследие, составляющее около двухсот пятидесяти томов: комментарии к Торе, выступления, беседы, письма. Это книги «Ликутей Сихот», «Сихот Кодэш», «Игрот Кодэш» и др.

Рав Менахем Мендл проявлял искреннюю конкретную заботу о многих тысячах евреев, и вместе с тем пользовался уважением как еврейский духовный лидер у многих политиков США, Израиля и других стран. Он активно выступал против отдачи территорий Израиля арабам и за интенсивное заселение всех территорий страны, в особенности, Иудеи, Самарии, сектора Газа и Голанских высот. Рав Шнеерсон внес свой вклад в решение конфликтных ситуаций в Америке. Он прожил долгую и плодотворную жизнь и скончался в Нью-Йорке в 5754 (1994) году.

Говоря об этом выдающемся мудреце, праведнике и лидере, невозможно обойти стороной великую трагедию всего еврейства, связанную с его именем. Уже при жизни рава Шнеерсона, в 70-х годах XX века, значительная часть любавических хасидов начала верить в мессианскую роль своего руководителя. Это проявилось в титуловании его «королем Машиахом» (т.е. царем, которого в «конце времен» Всевышний поставит во главе всего народа). К середине 80-х годов развернулась мощнейшая кампания по внедрению веры в то, что ребе является Мессией: в прессе и на рекламных щитах под портретом рава Менахема Мендла Шнеерсона стояло слово «Машиах». Кампания приобретала всемирный масштаб. Во многих хабадских синагогах в конце утренней, дневной и вечерней молитвы зазвучали восславления: «Да здравствует господин наш и учитель, царь Машиах!»

После смерти рава Шнеерсона в рядах монолитного до этой поры Хабада произошел раскол. Часть хасидов признает кончину лидера, но верит в его второе пришествие. Некоторая часть любавических хасидов обожествляет покойного. Официальные инстанции Хабада начали распространять «теорию» о том, что ребе не умер, а продолжает руководить движением и в ближайшее время должен «раскрыться» перед всеми. Ни одно печатное издание Хабада не пишет после упоминания имени Ребе «благословенной памяти», как это принято писать после упоминания каждого покойного праведника. В некоторых изданиях после имени ребе ставится ивритская аббревиатура шлита, что означает «пусть живет он долгие годы», как если бы речь шла о живом человеке. Появилось поверье (граничащее с идолопоклонством), что, если вложить в один из томов сборника писем ребе записку с просьбой или вопросом, на одной из двух страниц, между которыми она окажется, найдется ответ на вопрос или просьбу.

Все без исключения главы поклонения, представители как ашкеназской, так и сефардской общины, как литовские раввины, так и хасидские адморы, а также целый ряд общественных деятелей открыто выступают против мессианизма, проповедуемого некоторой частью любавических хасидов, и признания их умершего лидера живым. Коммюнике с осуждением мессианских взглядов в Хабаде выпустили главный раввинат Израиля и раввинский совет Америки.

«Мивцаим» [↑]

Хабад призывает каждого еврея не только самому соблюдать заповеди, но и стимулировать других евреев, в том числе и нерелигиозных, соблюдать максимальное количество заповедей. Седьмой ребе говорил: «Даже если твоя жизнь в целом далека от идеалов Торы, начни соблюдать хотя бы какую-нибудь заповедь, ибо исполнение даже одной заповеди имеет непреходящую ценность, и она не зависит от соблюдения всех остальных предписаний».

Рав Менахем Мендл выделил десять заповедей, на которые стоит делать особый акцент. Эти заповеди принято называть мивцаим («мероприятия»). Перечислим их. Любовь к ближнему, образование в еврейских традициях, регулярное изучение Торы мужчинами, зажигание субботних и праздничных свечей еврейскими женщинами и девушками, соблюдение законов семейной чистоты и кашрута, исполнение заповеди помощи неимущим (цдака), тфилин и мезуза, приобретение еврейских книг. Заметим, что, как все воззрения Ребе, идея о мивцаим не осталась теоретической. Специально подготовленные для этой цели добровольцы в любых местах, где бы ни находились евреи, обучают их исполнению заповедей и обеспечивают их всем необходимым для этого.

Деятельность «посланников» (шлихут) [↑]

Продолжая инициативу шестого любавического ребе, рав Менахем Мендл активно использовал практику внедрения своих посланников (шлихим) в различные регионы мира с целью стимулировать евреев, далеких от традиций, начинать соблюдать заповеди. Посланники всесторонне помогают евреям соблюдать заповеди, причем помощь выражается как в духовном руководстве и обучении, так и в материальной помощи нуждающимся.

Декларируемой целью работы посланников является поощрение изучения евреями наследия своего народа и соблюдение заповедей иудаизма. В течение уже нескольких десятилетий происходит подготовка раввинов, учителей, шойхетов и моэлей, которые разъезжаются по разным уголкам мира. Обычно шалиахами, прибывающими в новый город, является молодая семья (в возрасте 23-26 лет) с одним или двумя детьми.

«Посланники ребе» организовывают уроки Торы, субботние и праздничные трапезы, обеспечивают евреев мезузами и тфилин, помогают откашеровать кухню, открывают миквы, доставляют нуждающимся еду и одежду, оказывают заботу больным и роженицам — и делают многое другое. Сегодня хабадские шлихим находятся практически во всех цивилизованных странах мира. Они с готовностью прибывают на армейские базы, в тюрьмы, в самые опасные места, чтобы помочь своим братьям вести еврейский образ жизни, удостоиться исполнять заповеди, приближаться к Творцу.

После развала Советского Союза работа посланников Хабада в России заключается в восстановлении еврейской жизни в маленьких и крупных городах, учреждении еврейских детских садов и школ, организации кошерного питания, проведении еврейских праздников. Во многих городах то и дело открываются новые синагоги Хабада, в которых ежедневно проходят молитвы, кипит жизнь.

«Бейт Хабад» [↑]

Бейт Хабад переводится со Святого языка как «Дом Хабада». В тех местах, куда прибывают посланники, они стараются сразу же организовать общинные центры. Обычно Бейт Хабад является базой для всех образовательных и социальных программ, проводимым шалиахом и его коллегами в общине. Обязательным элементом Бейт Хабада является синагога, большую часть посетителей которой составляют евреи, недавно начавшие соблюдать заповеди или не соблюдающие их вовсе. Иногда функцию Бейт Хабада выполняет квартира, в которой со своей семьей живет шалиах, где в качестве синагоги выступает гостиная.

Сегодня центры Бейт Хабад функционируют в десятках стран мира. Их задача — пробуждать в нерелигиозных евреях (как местных, так и приезжих туристов) интерес к исследованию своих национальных и исторических корней и возвращению к традициям своего народа. Помимо Израиля, Соединенных Штатов Америки, России, Украины, Средней Азии и Кавказа, крупные центры Хабада находятся в Австралии, Индии, Канаде, Таиланде и т.д. — в десятках стран, находящихся на всех пяти континентах земного шара. Организаторы Бейт Хабада прикладывают все силы, чтобы любой посетивший его еврей чувствовал себя там как дома.

Источник статьи: http://toldot.ru/habad.html

Оцените статью