Что такое художественно спортивные праздники

Виды физкультурно-спортивных праздников

По доминирующей задаче :

· Формирование здорового образа жизни. Это тематические праздники типа «Праздник чистюль», «В гостях у Айболита» и т.п. Правильно подобранные тематические подвижные игры и упражнения в сочетании с литературным текстом, включение детей в поединки с врагами здоровья (ленью, обжорством, страхами и т.п.), позволяют формировать положительное отношение к закаливанию, физкультуре, гигиеническим процедурам, режиму дня.

· Воспитание интереса к физкультуре и спорту. Праздники такого типа направлены на решение задачи воспитание стойких и глубоких интересов к занятиям спортом, к личным достижениям и успехам, интереса к спортивным событиям нашей страны и всего мира. Характерными особенностями данных праздников является включение в программу игр с элементами командного и личного соревнования и эстафет. Немаловажная роль отводится также подбору познавательного материала, связанного с историей олимпийского движения, направленного на систематизацию знаний детей о видах спорта, российских спортсменах и т.п. Тематика таких праздников разнообразна: «Олимпийцы среди нас», «Путешествие в Спортландию», «Весёлые старты».

· Позабавить детей, доставить им удовольствие. Это шуточные праздники-развлечения, направленные, главным образом, на создание хорошего настроения от игр, аттракционов, совместной с взрослыми деятельности, музыкального сопровождения, забавных атрибутов, снарядов.

· Развитие творческой активности, инициативы, коммуникативных способностей. Участниками праздника данного типа могут являться дети старшего дошкольного возраста. Правильно продуманная тематика, мотивация оказания помощи героям, отыскания клада, демонстрация своей удали и закалки, цепочка сложных заданий-испытаний для команд участниц делает этот праздник одним из самых привлекательных для детей 6-7 лет. Деятельность детей на таком празднике менее регламентирована, так как они сами определяют направления выхода из критической ситуации, вступают в противоборство с силами зла, стихией природы, сюрпризами погоды, неожиданными катаклизмами. Тематика определяется возрастом детей, их интересами, представлениями, возможностями взрослых. Это «Юные Робинзоны», «Космические приключения», «В подводном царстве», «Спасатели», «Сигнал SOS принят».

Читайте также:  Кирилл морозов агентство праздник

· Демонстрация спортивных достижений. Данный вид праздника обычно совмещается с какими-либо итоговыми событиям в жизни детей: окончание учебного года, выпуск из детского сада («Какими мы стали», «Вырастайка» ) или сезонными изменениями: конец зимы, лета («Лыжные соревнования», «Велосипедные гонки», «Праздник Русалок»).

· Воспитание интереса к народным традициям. Это фольклорные по тематике и содержанию праздники, проводимые в соответствии с христианским календарём (Рождество, Масленица, Сороки, Троица). Праздники составляются на доступном детям фольклорном материале с использованием народных игр, забав, хороводных плясок, песен, с использованием атрибутов национальной одежды, инвентаря.

· Формирование познавательной активности. Эти праздники направлены на расширение и систематизацию знаний в области экологии, географии, астрономии, литературы, основ безопасной жизнедеятельности и т.д. Игры и двигательные задания, составляющие основу таких праздников, наполняются соответствующим познавательным содержанием. В праздник включаются элементы соревнования эрудитов (юных астрономов, экологов, знатоков правил дорожного движения и т.п.) в виде викторин, решения простейших кроссвордов, отгадывания загадок. Знания и прикладные умения детей проверятся при решении задач, имеющих социально значимую, направленность: спасти Землю от экологической катастрофы, наладить контакт с внеземными цивилизациями, научиться правилам безопасной жизнедеятельности. Путешествуя из эпохи в эпоху, по разным континентам, дети получают элементарные представления в области географии, истории, естествознания и других наук.

· Воспитание нравственных качеств.Эти праздники особенно ценны для разновозрастных и разнополых коллективов, где создаются благоприятные условия для реализации задачи формирования дружеских взаимоотношений между детьми и гуманного отношения ко всему живому. Включение детей в игровую деятельность, направленную на формирование готовности и умений прийти друг другу на помощь или выручить персонажа из опасной ситуации является непременным и обязательным условием содержания таких праздников. Как правило, их сюжет развивается в двух направлениях. Первое: все дети-участники объединяются одной целью оказания действенной помощи попавшему в беду герою-персонажу и вступают в противоборство с силами зла. Второе: дети в соответствии с сюжетом делятся на две и более команд (моряки-путешественники и аборигены, земляне и пришельцы, люди, животные и птицы) и включаются в совместную деятельность, предусматривающую активное сотрудничество, оказание взаимопомощи в борьбе с общими врагами: злом, страхами, жестокостью, завистью.

По двигательному содержанию:

· Комбинированный. Он строится на основе сочетания разных видов физических упражнений: гимнастики, подвижных и спортивных игр, спортивных упражнений.

· На основе спортивных игр. Целым событием в детском саду может быть проведение между параллельными группами чемпионата по футболу, баскетболу, хоккею и т.д. Такого типа праздник проводится в том случае, если дети уже достаточно хорошо владеют техникой игры и знакомы с правилами. Чтобы привлечь к участию в празднике всех детей, можно включать в перерывы между таймами танцевальные выступления девочек и игры для болельщиков. Если уровень двигательной подготовленности еще недостаточно высок, то праздник может принять форму соревнований между командами на скорость и качество выполнения отдельных элементов спортивных игр (ведение мяча и бросок в корзину, кто больше продержит теннисный мяч на ракетке, забить волан ракеткой в круг, кто больше забьёт мячей в ворота и т.п.) Лучше всего для этой роли подходят игры-эстафеты и игры с элементами индивидуальных и коллективных соревнований.

· На основе спортивных упражнений (см средняя группа).

· На подвижных играх, аттракционах, забавах. Праздник не требует большого количества сложного инвентаря, оборудованной площадки, так как его можно провести на любой достаточно большой полянке или утрамбованной дорожке.

· Интегрированные. В содержание праздника этого вида наряду с двигательной включаются элементы познавательной, изобразительной деятельности, театра и т.п.

По методам

Выделение разновидностей праздников в соответствии с данным признаком достаточно условно, так как в любом их них используется широкий арсенал методов и приёмов обучения и воспитания детей. Поэтому речь пойдёт только о преимущественном использовании какой либо одной группы. Итак, это праздники с использованием:

· Соревновательного метода. Разновидности : 1) участники двух и более команд соревнуются между собой или 2) все дети вступают в противоборство с реальным или воображаемым персонажем.

· Метода сюжетного рассказа. Одна из наиболее привлекательных разновидностей праздника. В данном случае выполнение двигательных заданий осуществляется под сюжетный рассказ ведущего. Все игры и упражнения объединяются единой темой и идеей.

· Метода творческих заданий, направленного на формирование творческой активности, самостоятельности принятия решений, инициативы (проблемные ситуации и задачи, задания-головоломки, вопросы-провокации, поисковые вопросы, метод групповой дискуссии и т.п). Этот вид праздника менее всего регламентирует деятельность детей. Его проведение требует от взрослого высокого профессионализма, находчивости, так как неожиданное для ведущего решение детей может изменить ход сценария. Поэтому в его основу закладываются разные варианты выхода из предлагаемой детям ситуации, чтобы участники почувствовали себя ответственными за ход и результаты своих действий.

По месту проведения :

· на спортивной площадке или стадионе,

· в природных условиях (в лесу, у водоёма, в парке),

Источник статьи: http://infopedia.su/12x13c.html

Массовые спортивно-художественные представления на стадионе

Дальнейшее развитие массовых спортивно-художественных представ­лений как жанра и их режиссуры связано с проведением Спартакиад народов СССР.Приняв эстафету от Всесоюзных физкультурных пара­дов, праздники открытия и закрытия Спартакиад очень быстро завоева­ли авторитет и признание.

Роль Спартакиад особенно возросла, когда в их финальной части ста­ли принимать участие зарубежные спортсмены. Впервые это произошло в 1979 году. Тогда на VII Спартакиаду в Москву прибыли спортсмены из 81 страны (на VIII Спартакиаду — из 61 страны). Таким образом, финал Спартакиады народов СССР превратился в крупные международные со­стязания и, вместе с тем, в масштабный форум мира и дружбы спорт­сменов разных стран и континентов.

Начиная с 1956 года, проведено восемь Спартакиад (I -1956 год, II-1959 год, III -1963 год, IV — 1967 год; V-1971 год, VI -1975 год, VII -1979 год, VIII -1983 год).Восемь Спартакиад — восемь праздников откры­тия и закрытия на стадионе в Лужниках — дают основание говорить не только о тенденциях развития и становления режиссуры этих праздников, но и о современном уровне массового спортивно-художественного теат­ра у нас в стране.

Праздник открытия I Спартакиады(главный режиссер – М.Д.Сегал) по своей структуре он мало чем отличался от Всесоюзных физкультурных парадов предшествующих лет. Он также имел четко выраженные две час­ти: первую — торжественное открытие, включая марш-парад участников Спартакиады, и вторую — массовые гимнастические выступления и спортивные соревнования. Вместе с тем, марш-парад получил здесь со­вершенно новое осмысление, чем в Физкультурных парадах. Потеряв самостоятельность, он превратился лишь в один из элементов церемо­нии открытия Спартакиады.

Впраздниках открытия первых Спартакиад марш-парад завершал церемонию открытия. Это связано с тем, что вначале он строился по принципу военных парадов, где торжественный марш воинов, как извест­но, завершает действие. Главной фигурой, как и в военных парадах, был командующий. Он руководил церемонией — подавал команды участникам и отдавал рапорт принимающему парад, подавал команды на вынос иподъем Государственного флага, на прохождение участников церемонии

в марш-параде. Роль командующего была очень почетна и ответственна. Поручалась она, как правило, выдающимся спортсменам страны (В.Чукарин, Ю.Власов и др.).

В дальнейшем церемонии открытия Спартакиад стали строиться по принципу открытия Олимпийских Игр, т.е. начинаться с марш-парада участников. Поэтому роль командующего парадом в них посте­пенно отмирает, а движущей силой всего действия становятся музыка и дикторский текст. Естественно, подобное решение церемонии от­крытия потребовало более серьезного подхода к ее подготовке и проведению.

Еще одной особенностью церемоний открытия первых Спартакиад было то, что в них большое место занимала так называемая митинговая часть. Иногда выступали 3-4 человека. Это затягивало церемонию, нару­шало темп развития действия. В последующих праздниках вообще отка­зались от этой части. Традиционным стало лишь выступление Предсе­дателя Спорткомитета СССР, который обычно зачитывал приветствие Правительства страны участникам Спартакиады.

В целом церемонии открытия Спартакиад всегда были очень торже­ственны, красочны и впечатляющи. Их неизменный успех обеспечивал­ся многими факторами, в том числе: участием сильнейших спортсменов страны — представителей команд всех Союзных Республик, Москвы и Ле­нинграда, а также физкультурников Добровольных спортивных обществ и ведомств Москвы; многоцветьем спортивных костюмов, знамен и картин художественного фона; прекрасной музыкой; торжественными ритуала­ми выноса и подъема Флага и зажжения Огня*, которые обычно обыгрывались такими эффектными действиями, как выпуск голубей или разно­цветных шаров, каскады фейерверка и салюта и т.п.

Если сравнить церемонии открытия первых Спартакиад только с позиции их содержания, композиции и выразительных средств, то прин­ципиальных различий они не имеют. Вместе с тем, каждый режиссер по-своему решал выход оркестра и участников, расположение их на поле стадиона, построение марш-парада и тематику головной колон­ны, а кроме того, вводил различные дополнительные действия, усили­вающие эффект ритуала или подчеркивающие определенную тему или мысль.

Принципиально важным для режиссеров был вопрос о месте церемо­нии открытия Спартакиады в общей композиции праздника. Ее можно было

рассматривать двояко: и как относительно самостоятельную часть, и как органичное звено сюжетной ткани представления в целом.

Анализируя с этой точки зрения праздник открытия I Спартакиады на­родов СССР, можно отметить две четко выраженные его части: 1) церемо­нию открытия, 2) массовые гимнастические выступления и спортивные соревнования. Не имея единства действия, каждая часть существовала самостоятельно и решала свои задачи.

Содержание и композиция второй части праздника приобрели ряд новых особенностей по сравнению с Всесоюзными физкультурными па­радами. Главным было изменение состава участников. Теперь это были не делегации Союзных Республик, а физкультурники и спортсмены Доб­ровольных спортивных обществ и ведомств Москвы, сильнейшие спорт­смены — члены сборных команд СССР по различных видам спорта. В ряде праздников открытия Спартакиад участвовала также сводная колонна Ин­ститутов физкультуры страны.

Отсутствие массовых гимнастических выступлений делегаций Союзных Республик, которые во многом определяли и раскрывали идейно-темати­ческую основу Всесоюзных физкультурных парадов, очевидно, застало врас­плох руководство и режиссеров праздника открытия I Спартакиады. Иначе трудно объяснить, почему было забыто многое из того лучшего, что нако­пила режиссура того времени в постановке массовых спортивных представ­лений. Имеется в виду, прежде всего, отсутствие общего финала праздника, появление которого в Физкультурном параде 1954 года считалось достиже­нием режиссуры тех лет, а также отсутствие тематичности и образности в решении отдельных массовых гимнастических выступлений, что в то время считалось их неоспоримым достоинством.

В итоге вторая часть праздника открытия I Спартакиады народов СССР носила ярко выраженный спортивный характер. Она изобиловала спортив­ными состязаниями, включая: бег на 10000 м (мужчины), эстафеты 4×800 м (мужчины), 3×800 м (женщины), 4×200 м (мужчины и женщины), фи­ниш многодневной велосипедной гонки (Москва — Харьков — Киев — Минск -Москва). Массовые гимнастические выступления коллективов, а их было всего четыре (школьники Москвы, ДСО «Трудовые резервы», ГЦОЛИФК и колонна спортсменов ДСО профсоюзов), носили демонстрационный ха­рактер. Заканчивался праздник футбольным матчем между командами «ЦСКА» и «Динамо» (Москва), в перерыве которого проводилась мужская легкоатлетическая эстафета 4 х 1500 м.

И все же появление такого чисто спортивного праздника в 1956 г. не было случайностью. Свою роль сыграли такие факторы, как выход на стадион, увлеченность режиссуры спортивными состязаниями в програм-

мах Физкультурных парадов. Кроме того, Спартакиада была совершенно новой формой организации для того времени, что, естественно, усложни­ло определение задач и содержания праздника. Ведь изменился и масштаб массового зрелища, учитывая, что праздник стал лишь частью Спартакиа­ды — ее открытием, и, как уже отмечалось, состав участников второй части праздника. Все это, а может быть, еще и дефицит времени (параллельно началась подготовка VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов) на­правило режиссуру по более простому пути — созданию чисто спортив­ного праздника.

В принципе, подготовка зрелища преимущественно спортивного ха­рактера значительно проще для режиссера, особенно, когда оно прово­дится в масштабах страны. В распоряжении постановщика все лучшее, что имеет спорт. Спортивные номера, входящие в программу Спартаки­ады, специальной подготовки для праздника не требуют — спортсмены всегда готовы показать свое мастерство.

Сложность постановки праздника, если отбросить все организа­ционные вопросы, определяется его драматургией. Драматургия чисто спортивного праздника очень проста и в то же время очень действенна, так как в ее основе лежит борьба спортсменов за луч­шее место и высший результат.Насыщенность программы праздника спортивными состязаниями по различным видам спорта здесь логична и необходима. Вместе со спортсменами, участвующими в состязании, в эту борьбу вступают и представляемые ими ДСО и ведомства. Спортивный ажиотаж, соперничество, желание быть лучшими в таких праздниках, естественно, передаются и коллективам, участвующих в массовых гим­настических выступлениях, тем более что эти коллективы часто пред­ставляют те же ДСО иведомства. Создается определенная атмосфера, которая захватывает и зрителей. Таким образом, спорт, соперничество за лучшее место являются тем стержнем, на котором строится весь празд­ник, поддерживаются интерес и эмоции зрителей. Постановка такого зре­лища не требует особого напряжения творческих сил в выборе содержа­ния и выразительных средств, определенной логики развития действия для раскрытия темы и идеи представления. Здесь всему голова — спорт. Нарастание действия создает напряженность и интерес.

Конечно, подобные чисто спортивные праздники имеют право на су­ществование. Более того, они необходимы, являясь действенным сред­ством привлечения населения страны к занятиям физической культурой и спортом. Но для главного спортивного праздника страны, каким станови­лись открытия Спартакиад народов СССР, одной спортивной идеи и темы было явно недостаточно. Режиссеры вскоре осознали это и пришли к идее

существенного расширения социального контекста и повышения полити­ческой значимости таких праздников. Они стали отражать не столько дос­тижения спортсменов, сколько раскрывать, используя выразительные сред­ства спорта, более значимые темы, связанные с жизнью и достижениями советского народа, внутренней и внешней политикой СССР. В дальнейшем история подтвердила правильность такого решения.

Летом 1957 города в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Впервые форум молодежи мира был доверен нашей стране. Он проходил в Москве под девизом «За мир и дружбу!».

Программа Фестиваля (главный режиссер — И.М.Туманов) была гран­диозна и интересна. Митинги молодежи, шествия участников Фестиваля по центральным улицам столицы, костры дружбы, вечера искусств, вод­ный праздник на Москве-реке, вечера солидарности, встреча молодежи на Манежной площади, карнавалы, фейерверки — все это способствовало проявлению искренних чувств радости и ликования, сопричастности про­исходящему, укреплению дружбы и солидарности молодежи планеты в борьбе за мир и прогресс. Однако центральным событием, как всегда при проведении подобных форумов, стали праздники открытия и закры­тия Фестиваля (главный режиссер — М.Д.Сегал).

Прежде чем рассказать об этих праздниках, отметим, что проведе­ние таких грандиозных форумов, как Всемирные фестивали моло­дежи и студентов, Олимпийские Игры и т.п., имеют для каждой стра­ны огромное политическое значение. Вних, как в зеркале, отражают­ся экономический, социальный и культурный уровни страны в целом, главные особенности материальной и духовной жизни народа. В нашей стране проведение подобных форумов традиционно является делом общегосударственным и общенародным.Отсюда — и высокий уровень их проведения. VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве продемонстрировал это со всей очевидностью.

Праздник открытия VI Всемирного фестиваля молодежи и сту­дентовбуквально покорил и зрителей, и специалистов. Он состоялся на следующий год после I Спартакиады и выгодно отличался своей тематичностью и насыщенностью содержания. Темой праздника открытия стал девиз фестиваля: «За мир и дружбу!» Для раскрытия этой темы очень умело были использованы выразительные средства спорта и искусства.

Праздник представлял собой синтетическое зрелище, в котором гар­монично сочетались отдельные гимнастические выступления и хореог­рафия. Специально для Фестиваля была поставлена танцевальная сюита «Цвети, наша молодость» (балетмейстер — Р.В.Захаров). В целом праздник отличался строгой подчиненностью всех эпизодов, входящих в програм-

му, главной идее представления. Было исключено все, что могло бы, хоть в какой-то степени, этому помешать. Особенно грандиозным и красоч­ным был финал, сосредоточивший в себе важную смысловую нагрузку.

Вот как описывает это завершающее действие праздника его главный режиссер М.Д.Сегал: «9000 человек построили на поле четкий прямоу­гольник. Одна картина сменяла другую. Заколосилась золотистая нива, символизирующая мирный труд, но вот черной тенью легла на поле атом­ная бомба. Стадион затих в ожидании. И словно по воле тысяч зрите­лей атомная бомба была перечеркнута голубыми лентами. Ее зловещее изображение исчезло в море голубых полотен. Появились очертания пяти континентов. Их сменил силуэт белоснежного голубя — символа мира. Невидимая рука начертала на Восточной трибуне стадиона и на поле слово «мир» на русском языке. Потом это слово было повторено на английском, французском, испанском языках, обозначалось арабской вязью. На поле возник огромный цветок из пяти разноцветных лепестков — эмблема Фес­тиваля, и одновременно на Восточной трибуне физкультурники Москвы разноцветными полотнищами воспроизвели девиз фестиваля «За мир и дружбу» (см.: М.Д.Сегал. Указ. соч., с.137).

Однако, как это ни парадоксально, если говорить о режиссерских находках, то в празднике открытия VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов их практически не было. Все в той или иной мере было знакомо режиссуре того времени. Режиссеры и раньше достаточно хорошо владели массой и могли на высоком профессиональном уров­не поставить отдельные массовые гимнастические выступления. Имелся достаточный опыт в использовании таких ударных выразительных средств, как специальные конструкции для выполнения поточных уп­ражнений («Белорусская ваза»), высотные гимнастические снаряды, мозаичные рисунки и др., нашедшие применение в Фестивальном праз­днике. Зрители еще до войны, наблюдая Всесоюзные физкультурные парады, любовались синтетическими зрелищами, построенным на идее синтеза спорта и искусства, в частности, физических упражнений и хо­реографии.

Следовательно, секрет огромного успеха открытия VI Фестиваля был заключен не в отдельных выразительных средствах, а в режис­серском решении праздника в целом, в умелом использовании вы­разительных средств для раскрытия замысла и главной темы представ­ления.Как справедливо отметил И.М.Туманов, «Массовые гимнастичес­кие выступления, показанные на праздниках открытия и закрытия VI Все­мирного фестиваля молодежи и студентов, убедительно доказали, что мо­гут быть подчинены единой теме, объединены общим драматургическим

сюжетом, превращаясь тем самым в один из видов массовой театральной постановки» (см.: М.Д.Сегал. Указ. соч., с.141).

Вполне естественно, что именно такому празднику было суждено ока­зать решающее влияние на дальнейшее становление главных спортивных праздников страны. Однако это произошло не сразу. Режиссура еще дол­гое время не могла отойти от традиций показа чисто соревновательных, развлекательных номеров. Одно время бытовало даже такое мнение: если в программе не будет спортивных соревнований, входящих в зачет Спар­такиады, и главное — календарного футбольного матча, праздник не собе­рет зрителей на стадион. Поэтому, несмотря на позитивный опыт Фестива­ля, праздники открытия Спартакиад еще долгое время сохраняли в своих программах чисто спортивные и другие развлекательные номера.

Например, в 1967 г. в программе праздника открытия IV Спартакиады народов СССР все еще имело место чередование массовых гимнастичес­ких выступлений с состязаниями в отдельных видах легкой атлетики, входя­щими в зачет Спартакиады (эстафеты 4х 100 и 4×200 м — мужчины и женщи­ны), а также с номерами чисто развлекательного характера (показатель­ные выступления спортсменов-конников ДСО «Труд»), тогда как праздник посвящался 50-летию Октября (главный режиссер — М.Д.Сегал, режиссер-постановщик — Я.Б.Теверовский). Даже в 1971 г. праздник открытия V Спар­такиады народов СССР включал состязание по легкой атлетике и футболь­ный матч «ЦСКА» — «Динамо» (Киев).

Однако режиссеры уже стали понимать, что включение спортивных соревнований в программу вместе с массовыми гимнастическими выс­туплениями ведет к нарушению драматургии праздника и мешает вос­приятию зрителями смысла представления. Но, боясь окончательно рас­статься с чистым спортом, они выводят спортивные состязания и футбол в отдельную часть представления. Подобные решения имели место в праздниках открытия II и III Спартакиад (главный режиссер — Н.П.Серый), а также V Спартакиады (главный режиссер — М.А.Закута).

Эти праздники по своей драматургии и композиции очень похожи друг на друга. Композиция каждого из них состояла из трех четко выраженных частей. Первая часть — церемония открытия Спартакиады, вторая — массо­вые гимнастические выступления, третья — спортивные соревнования, фут­бол. Общая продолжительность каждого праздника составляла более 4 ча­сов, где только футбол занимал 1 час 30 мин чистого времени. Во второй части праздника представительство делегаций в массовых гимнастических выступлениях было сравнительно небольшим — от трех до пяти. Завершаясь финальным действием, эта часть по времени занимала 1,5-2 часа.

Драматургия второй части в основном строилась и держалась на тема-

тике отдельных гимнастических выступлений. Рассмотрим, к примеру, коллективы и темы массовых гимнастических выступлений праздника от­крытия V Спартакиады народов СССР по порядку их следования в про­грамме:

1) Юные гимнасты спортивных школ профсоюзов Москвы. Тема:

2) Сводная колонна студентов физкультурных вузов страны. Тема: «Выше знамя советского спорта!»;

3) ДСО «Динамо». Тема: «Служим Родине!»;

4) ДСО «Трудовые резервы». Тема: «Слава труду!»;

5) Воины-спортсмены Вооруженных Сил. Тема: «На страже мира и безопасности Родины!»

Как видно, каждая тема отражает жизнь и деятельность определен­ной общности людей, представляющих конкретное ДСО или ведомство. Однако, темы массовых гимнастических выступлений настолько масш­табны, что, раскрываясь в действии, выходят за рамки этих коллективов. Создаются более обобщенные образы, олицетворяющие более широкие понятия, связанные с жизнью народа, страны в целом. Каждый зритель при этом становится как бы единомышленником, лицом, заинтересован­ным в происходящем на поле. Этим объясняются большая эмоциональ­ность и пафосность подобных представлений. Таким образом, получает­ся, что хотя темы и содержание массовых гимнастических выступлений совершенно разные и действием не связаны друг с другом, представле­ние воспринимается как единое целое. Это происходит потому, что от­дельные образы, создаваемые коллективами при раскрытии своей темы, в конечном итоге создают у зрителей единый образ — образ Родины. Окон­чательному его формированию способствует завершающее действие — финал, который своим масштабным и впечатляющим действием обобща­ет весь образный строй представления и ставит в восприятии зрителей финальный аккорд.

Это положение подтверждают все рассматриваемые нами праздники открытия I, III и V Спартакиад народов СССР, финалы которых посвя­щались Родине. Следовательно, тема финала в подобных представлени­ях совпадает с идеей, к которой режиссер стремится подвести зрителей содержанием массовых гимнастических выступлений и представления в целом. Эта идея объединяет тематику отдельных выступлений, которые часто не имеют между собой собственно действенной связи. Если, напри­мер, поменять выступления делегаций местами (переставить темы) или даже одну из них исключить вообще из программы, то смысловая основа и идея представления в принципе не изменятся, не нарушится и действие.

Представление может проиграть лишь с точки зрения нарастания и напря­женности действия. Таким образом, в основе драматургии массового спортивного представления в целом лежит принцип образного решения, а в основе композиции — монтаж отдельных массовых гимнастических выступлений.

Драматургия и композиция отдельных гимнастических выступлений строится на иных принципах. Прежде чем их анализировать, отметим, что в 60-70-х годах уровень отдельных массовых гимнастических выс­туплений, демонстрируемых ДСО и ведомствами на праздниках откры­тия Спартакиад, достиг своего апогея. Огромная массовость, доходящая до 1500-3500 человек в каждом выступлении, красочность итематичность, логичность развития действия и образность решения выбранной темы, целостность и законченность являлись основными чертами их дра­матургии и композиции.

У зрителей надолго остались в памяти прекрасные выступления физ­культурников ДСО «Трудовые резервы», представлявших традиционную для них тему труда и роли профессионально-технического образования в подготовке надежной смены рабочего класса (режиссеры-постановщики — Д.К.Осипов, Е.А.Буженков); сводной колонны студентов Физкультурных вузов страны, раскрывавших в изумительных, каждый раз новых, компози­циях тему большого спорта (режиссер-постановщик — В.А.Губанов); физ­культурников ДСО «Динамо», композиции которых отличались четкостью исполнения и интересными находками в раскрытии темы «На страже Ро­дины» (режиссер-постановщик — М.В.Левин); воинов Советской Армии, всегда очень оригинально и образно раскрывавших тему силы и могуще­ства Вооруженных Сил СССР (режиссер-постановщик — Б.Н.Петров); за­дорные и веселые выступления юных спортсменов на тему «Счастливое детство» (режиссеры-постановщики — Л.Н.Кудряшова и М.А.Закута).

Выступления носили разный характер: спортивные, пропагандирую­щие физическую культуру и спорт; спортивно-художественные, синтези­рующие спорт и искусство в единое красочное действие; тематические, в которых средствами спорта и искусства последовательно раскрывалась определенная тематика. Однако, какими бы ни были отдельные мас­совые выступления по своему характеру и содержанию, все они имели четко определенную логику в развитии действия как в смысловом, таки, особенно, в пластическом выражении.

Рассмотрим, например, либретто массового гимнастического выступ­ления физкультурников ДСО «Трудовые резервы» в празднике открытия II Спартакиады народов СССР (1959 г. Режиссер-постановщик — Д.К.Осипов, художник — И.З.Миневич, композитор — А.Н.Цфасман.) Тема выступле-

ния — «Мы молодые рабочие страны!» Количество участников — 3200 че­ловек.

«Звучат позывные сигналы. Две колонны спортсменов вступают на стадион. На ковре возникает заводской цех. Будущие молодые рабочие выполняют упражнения, напоминающие трудовые процессы на произ­водстве. Работа в цехе приостанавливается, начинается физкультпауза, во время которой демонстрируются занятия производственной гимнас­тикой. Полная сил молодежь продолжает работу в цехе. Во второй части характер выступления меняется. Комбинезоны девушек превращаются в красочные спортивные костюмы. Молодежь отдыхает: в руках у юношей появляются гармошки, возникает веселый хоровод» (см.: Программа праздника открытия II Спартакиады народов СССР. М., 1959).

Здесь видно, как массовое действие развивается по определенному пла­ну. Драматургия выступления выявляется через его композицию, которая включает тематические построения и перестроения на поле стадиона, а также характерные движения и упражнения, посредством которых участ­ники выражают основную мысль данного выступления.

Логика описанного выше действия развивается строго по законам дра­матургии. Мы видим ярко выраженное начало выступления, т.е. красоч­ный выход участников под спортивными знаменами ДСО «Трудовые ре­зервы» на специально написанную песню «Марш Трудовых резервов», затем — четкое перестроение участников, одетых в комбинезоны с эмбле­мой ДСО, для выполнения массовых упражнений (экспозиция, завязка). Далее начинаются массовые упражнения девушек и юношей, раскрыва­ющие тему труда в заводском цехе, после чего — производственная гимна­стика и вновь работа в цехе, но уже в новом рисунке построения, в более высоком темпе, на новых, более совершенных «станках» и «конвейерах», построенных из самих участников (развитие действия), и, наконец, — транс­формация костюмов в другой цвет и картина отдыха, завершающаяся об­щим веселым танцем — финалом выступления.

Можно привести и другие примеры, которые убеждают, что действие в отдельных массовых гимнастических выступлениях развивается стро­го по определенному плану, последовательно раскрывая содержание и смысл происходящего на поле стадиона. Переставить местами отдель­ные фрагменты и номера, входящие в выступление, уже невозможно, так как нарушится действие и изменится смысл.

Таким образом, драматургия отдельных массовых гимнастических выступлений раскрывается только действием, развивающимся пласти­чески непрерывно и обязательно в строгой логической последовательно­сти. Здесь действие ведет мысль и рождает образ.

Опыт построения отдельных гимнастических выступлений вполне ес­тественно привел спортивную режиссуру эпохи Спартакиад к постановке вопроса о том, можно ли использовать описанный принцип при поста­новке представления в целом, например, в празднике открытия Спартаки­ады. Последующие праздники открытия Спартакиад дали на этот вопрос положительный ответ.

Режиссура пошла именно по этому пути, который позволил сохра­нить специфику массовых спортивных зрелищ, т.е. их образность и масштабность, и, в то же время, обеспечить целостность и завершен­ность представления в целом. Однако путь этот оказался весьма слож­ным. Мешали традиции, установившиеся в организации подобных праздников.

Дело в том, что вплоть до конца 70-х годов основной структурной единицей монтажа в массовых спортивных представлениях были отдельные массовые гимнастические выступления.Каждое такое выступление готовило и представляло на празднике конкретное ДСО или ведомство. В Москве, например, в спортивных праздниках традиционно принимали участие такие ДСО, как «Динамо», «Трудовые резервы», «Спартак», а из ведомств — Вооруженные Силы, профсоюзы (сводные ко­лонны спортсменов профсоюзов или юных гимнастов спортивных школ профсоюзов), Спорткомитет (Государственный Центральный институт физической культуры или сводная колонна студентов спортивных вузов страны). Финансирование и вся организация выступления (участники, места репетиций, питание, жилье, реквизит, костюмы и пр.) обеспечива­лись ДСО и ведомствами.

Отвечая за подготовку своего выступления, руководство этих органи­заций, естественно, оказывало влияние и на решение творческих вопро­сов, включая выбор темы и ее воплощение. Собственно тема и не выби­ралась, она традиционно оставалась одной и той же и была связана с принадлежностью выступающего коллектива. Поэтому стояла всегда одна проблема: как воплотить эту тему в выступлении, чтобы не повторять того, что было на предыдущем празднике. К тому же в практике сложи­лось так, что выступления ДСО и ведомств на протяжении многих лет гото­вили одни и те же режиссеры. Все они являлись штатными работниками этих организаций и, конечно же, всегда стояли на защите их интересов.

Такое положение устраивало всех. Головная организация (например, Спорткомитет) большую часть забот по подготовке и постановке праздни­ка перекладывала на ДСО и ведомства, а те, в свою очередь, получали полную самостоятельность в решении поставленной задачи. При таком подходе в трудное положение попадал только главный режиссер праздни-

ка. Ему ничего не оставалось, как идти на поводу у ДСО и ведомств. Пред­ложить что-то принципиально новое было очень сложно, т.к. это чаще всего встречало сопротивление со стороны руководителей и режиссеров отдельных массовых гимнастических выступлений, для которых свое выс­тупление было гораздо важнее, чем праздник в целом. Таким образом, реально действовавший состязательный принцип существенно ограни­чивал творческие возможности главного режиссера в создании целост­ного представления.

Нужны были кардинальные изменения в монтаже представления, что­бы поднять авторитет главного режиссера и создать условия для нового творческого прорыва в становлении спортивно-художественных представ­лений на стадионе. Такой качественный скачок выразился в измене­нии структурной единицы монтажа представления: вместо отдель­ного массового гимнастического выступления структурной едини­цей стал эпизод.

Это была очень важная замена, т.к. в эпизоде первична творческая сторона (тема, драматургия, композиция), а не организации, кото­рые представляют его участники. Эпизод — понятие значительно более широкое и емкое, чем отдельное гимнастическое выступление. В зави­симости от замысла, драматургия эпизода может раскрываться коллек­тивами различной принадлежности, действия которых подчинены здесь общей логике и решают строго определенные задачи, связанные с рас­крытием темы эпизода.Лишь в единичных случаях, когда это соответству­ет режиссерскому замыслу представления, отдельное массовое гимнасти­ческое выступление может выполнять роль эпизода.

В таких условиях при подготовке представления ДСО и ведомства про­должают курировать все организационные вопросы, однако теряют свою самостоятельность в творческих вопросах и становятся исполнителями сценарно-режиссерского замысла представления в целом. Постановка представления осуществляется главным режиссером, который приглаша­ет режиссеров-постановщиков на отдельные эпизоды. Исчезает состяза­тельный принцип в подготовке выступлений между ДСО и ведомствами. В результате создается нормальная творческая обстановка для всего режиссерско-постановочного коллектива, где главный режиссер реально являет­ся вдохновителем всей творческой и организационной работы.

Однако путь от идеи сделать эпизод структурной единицей монтажа представления до ее воплощения на практике оказался не простым. Ведь рассмотренные выше праздники открытия Спартакиад в принципе всех устраивали: они были красочны, образны, грандиозны. Необходимо было доказать, что они могут быть еще лучше.

Первые попытки вмешательства режиссуры в организационные осно­вы представления были связаны с изменением его композиции. Как уже отмечалось, поначалу для праздников открытия Спартакиад традицион­ной была структура, включавшая первую часть — торжественное откры­тие и вторую часть — массовые гимнастические выступления и спортив­ные соревнования. На отдельных Спартакиадах спортивные соревнования выносились за рамки массовых представлений и образовывали третью часть. Каждая часть праздника выполняла определенные задачи, но тема­тически, а тем более пластически не была связана с другими.

Переломным стал праздник открытия IV Спартакиады народов СССР, который впервые был построен по иному плану (гл. режиссер — М.Д.Сегал).

В 1967 году страна отмечала юбилей — 50-летие Октября. Именно это­му событию и был посвящен праздник открытия Спартакиады. Перед режиссурой была поставлена сложная тематическая задача — на высоком художественном уровне отразить основные этапы становления и разви­тия нашей Родины. Хронологическая последовательность исторических событий потребовала иного подхода к форме их представления. Одним только образным решением тематики, как это делалось раньше в от­дельных массовых гимнастических выступлениях, обойтись было уже невозможно. Здесь требовалась непрерывность массового действа — от события к событию — в смысловом и пластическом его выражениях.

В связи с этим перед режиссурой встал вопрос о введении в компози­цию праздника новой, дополнительной части, в которой можно было бы самостоятельно, не связываясь с отдельными массовыми гимнастичес­кими выступлениями ДСО и ведомств, решить поставленную задачу. Так появился пролог праздника.Выполняя свою задачу — раскрытие темы 50-летия Октября, пролог задавал также смысл всему празднику и активно выводил действие на решение главной темы всего представления — «Моло­дость нового мира», которая решалась уже отдельными массовыми гим­настическими выступлениями ДСО и ведомств в третьей части. Таким образом, праздник открытия IV Спартакиады впервые состоял из четырех частей. Он начинался с тематического пролога, затем шло торжественное открытие, далее — третья часть — массовые гимнастические выступления и спортивные соревнования, и, наконец, — общий финал.

Пролог праздника открытия ГУ Спартакиады состоял из четырех эпизо­дов — «Октябрь», «Первые пятилетки», «Великая Отечественная» и «Широ­ка страна моя родная» — и воспринимался как единое действие. Это дости­галось не только строгой подчиненностью эпизодов единой теме и логике развития действия, но и пластическим решением всего пролога. Особая

роль отводилась художественному фону (9000 человек). Его картины, ло­зунги, плакаты, раскрывая последовательно содержание пролога, связы­вали все эпизоды в единое целое (см. подробнее в книге Сегала М.Д. «Физ­культурные праздники и зрелища»).

Возвращаясь к характеристике эпизода как основной структурной единицы композиции массового спортивного действа, отметим, что его появление дало возможность решать более сложные тематические зада­чи, связанные не только с образным решением темы, но и с раскрытием определенного событийного ряда в представлении. Это, безусловно, ка­чественно новый уровень драматургии, сближающий массовые спортив­ные представления с театральными постановками. На этом уровне ста­ло возможным говорить о перспективах построения массового спортивного представления по законам театральной драматургии — с конкретным сюжетом и даже конфликтной ситуацией.Важно лишь иметь в виду принципиальное различие между театральной сценой и стадионом как сценическими площадками.

В театральной пьесе развитие сюжета и разрешение конфликта осуще­ствляются через действия актеров и происходят очень утонченно как в смыс­ловом, так и в психологическом отношении. Главное здесь — игра актеров, их поведение, общение между собой, слова, действия. Выразительные средства массовых спортивных представлений совершенно другие: они более скупы, но, в то же время, очень масштабны, т.к. главным героем здесь является не актер, а огромная масса организованных людей — участников представления. Возможности массы как главного действующего лица и актера несравнимы, поэтому развитие сюжета в массовом спортивном представлении и разре­шение конфликта (если он имеет место, то также масштабен по своему зна­чению) осуществляются только крупными мазками, плакатно, символично, образно и доходчиво для зрителей.

Смысловая и пластическая стройность представления достигаются най­денным режиссерским ходом, который организует все эпизоды в единое действие, подчинив их выполнению главной задачи — раскрытию темы и идеи представления. В этом отношении пролог праздника открытия IV Спартакиады можно считать творческим достижением спортивных режис­серов того времени. Он показал, что массовое спортивное действо может быть построено по законам театра и доведено по логике развития действия как в смысловом, так и в пластическом выражении до уровня законченно­го спектакля.

Источник статьи: http://infopedia.su/9x7f45.html

Оцените статью