Что такое иконы с изображением праздников

Праздничный ряд икон в русском иконостасе

Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени. Иконостас – это ярусное бытие, все ряды его, в конечном счете, являются ни чем иным, как раскрытием смысла первой и основной иконы – образа Иисуса Христа. Иконостас состоит из нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке.

Самый верхний ряд – праотеческий, представляет ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева (праотцы, ближе всех стоящие по времени райской жизни: Адам, иногда Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и т.д.).

Второй ряд – это лица, стоящие под законом, это ветхозаветная Церковь от Моисея до Христа (вожди, первосвященники, судьи, цари, пророки; центральные фигуры – Давид, Соломон, Даниил).

Третий ряд – праздничный, появляется в иконостасе позднее, с XIV в. (в XVII–XVIII вв. он помещался еще ниже, под деисусом). В этом ряду изображена земная жизнь Христа («Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Троица», «Успение Богоматери», «Воздвижение Креста», годовой литургический круг).

Дополнительно к этим двенадцати, или, как говорили в старину, двунадесятым, праздникам (а иногда и взамен некоторых из них) в этот ряд включали иконы на другие евангельские темы. Чаще всего это были «Сошествие Святого Духа на апостолов» (иначе называемое «Пятидесятницей»), «Покров», «Воскресение Христово — Сошествие во ад», «Преполовение Пятидесятницы» и другие.

Кроме этого в праздничном ряду могли присутствовать иконы страстного цикла, где изображались страдания (или «страсти») Христа, связанные с его распятием и смертью на кресте, а также непосредственно предшествовавшие «страстям» события; сюда входили такие композиции, как «Омовение ног», «Тайная вечеря», «Суд Пилата», «Бичевание Христа», «Водружение тернового венца», «Шествие на Голгофу», «Распятие», «Снятие со креста», «Жены-мироносицы у гроба», «Молитвы в Гефсиманском саду».

Читайте также:  Проф праздники 2020 год

Иногда в праздничном ряду помещали «Евхаристию», то есть причащение апостолов. Иконы с изображением «Евхаристии» ставили в центре ряда, но чаще этот сюжет писали на сени царских врат.

Четвертый ряд – деисис («молитва», «моление»). Он символизирует исполнение новозаветной Церкви, осуществление всего того, что изображено в трех верхних рядах иконостаса. Это моление Церкви за весь мир.

Нижний (местный) ряд – изображения местночтимых святых, а также икона того праздника, которому посвящена церковь. В центре этого ряда – царские врата, слева (если смотреть от молящегося) – икона Богородицы, справа – икона Спасителя.

Источник статьи: http://azbyka.ru/days/p-prazdnichnyj-rjad-ikon-v-russkom-ikonostase

Иконы двунадесятых праздников

Каждый день в году хранит в себе воспоминания о событиях мирской жизни Иисуса Христа и Богородицы, приурочен к имени святого или посвящен чествованию чудотворных икон. Но есть ещё и большие праздники, такие как Светлая Пасха и Воскресение Христово. После них следует сказать о двунадесятых праздников, имеющих огромное значение для христианства, так как приурочены к событиям из жизни Христа и Пресвятой Богородицы. Раньше эти праздники были и гражданскими, эти дни были нерабочими.

Иконы двунадесятых праздников обычно располагаются между местными и деисусными иконами во втором снизу ряду. Храмы, посвященные какому-либо из 12 праздников, могут разместить свою икону и в местном ряду.

Двунадесятые праздники – это двенадцать православных праздников, каждому из которых соответствует одноименная икона. Праздники условно делят на непереходящие и переходящие, это связано с датами праздников: девять непереходящих ежегодно отмечаются в один и тот же день, а даты переходящих праздников отсчитываются от Пасхи, перемещаясь по календарю вместе с ней.

Каждый из двенадцати праздников имеет кроме самого дня празднества дополнительные дни: предпразднство – подготовка верующих к празднику, попразднство – продолжение празднества, отдаяние – заключительный день. Также почитаются и двенадцать праздничных икон, каждая из которых посвящена отдельному событию. По старому календарю новый год начинался с первого сентября, именно с этого дня и начинаются церковные праздники.

Описание двенадцати православных праздников

  1. Начинается календарь с праздника Рождество Пресвятой Богородицы, который отмечается 21 сентября. Икона Рождество Богородицы наполнена искренностью и счастьем. Молятся иконе о семейном счастье, здоровых детях, защити. Просят икону, когда долго не получается забеременеть. Связано это с тем, что мать Богородицы была бесплодной, но искренними молитвами и праведной жизнью вымолили у Бога долгожданного ребенка.
  2. Воздвижение Креста Господня отмечается 27 сентября. Икона «Воздвижения Креста Господня» имеет и другие названия: «Крестовоздвижение» или «Утверждение Креста». Таких икон очень много в мире, они отличаются друг от друга, но все соответствуют основному сюжету – радостному обретению креста, Животворящего Древа, символу искупления.
  3. 4 декабря посвящено Введению во храм Пресвятой Богородицы. Иконография этого события, описанного в Евангелие, не меняется веками. С этого дня начинается подготовка Марии к рождению Спасителя.
  4. Широко празднуется Рождество Христово 7 января. Икона же описывает момент рождения Иисуса в пещере от Девы Марии.
  5. Икона Крещение Господне посвящена празднику, отмечаемому 19 января. На иконе крещение Иисуса в водах реки Иордан. Примечательно то, что на иконе отсутствует Богородица.
  6. Очень праздничная и нарядная икона Сретенье Господне изображает момент принесения Богородицей младенца Иисуса в храм. Отмечается это событие 15 февраля.
  7. К празднику Благовещение приурочена икона, отображающая момент встречи Пречистой Девы Марии с архангелом Гавриилом, который рассказал Марии, что скоро она родит Сына Всевышнего Иисуса. Радостное событие празднуется 7 апреля.
  8. Восьмая икона — Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник зависит от дня празднества Пасхи, отмечается ближайшее перед Пасхой воскресенье, на шестой неделе Великого поста. Называется праздник Вербным воскресеньем.
  9. Немаловажна икона Вознесение Господне, описывающая окончание земной жизни Христа и его присоединение к Богу Отцу. Праздник переходящий, отмечается на 40-й день, считая от Пасхи.
  10. Икона День Святой Троицы описывает сюжет из Ветхого Завета, когда триединый Бог спустился к апостолам, дав им множество способностей и умений. Этот день, 50-й от Пасхи или восьмое воскресенье после Пасхи, считается захождением христианской церкви.
  11. Одна из двунадесятых икон описывает явление истинного лика Иисуса трём его ученикам, которым он поведал о будущих его мучениях и смерти во благо всех людей. Праздник Преображение Господне отмечается 19 августа.
  12. Последним праздником в церковном календаре является Успение Богородицы, отмечающемся 28 августа. На одноименной иконе изображена траурная церемония прощания с Богородицей. Над мертвой матерью Иисус держит на руках младенца, ознаменовывающего начало небесной жизни Богоматери. Этот день завершает цикл двунадесятых праздников и дает надежду на светлый и радостный будущий год.

Все иконы двенадцати православных праздников очень важны для истинно верующих. Эти праздники, в отличие от светских, воспитывают дух и очищают разум.

Источник статьи: http://omolitvah.ru/ikony/ikony-dvunadesyatyh-prazdnikov/

Вышитые бисером праздничные иконы. Православные праздники

Православные праздники в иконописи

В иконописи все образа условно делятся на Господние, Богородичные, изображения святых и те, что иллюстрируют важные для понимания церковной истории события. Роль последних выполняют праздничные иконы. Их размещают в праздничном ряду иконостаса, кладут на аналой для поклонения в день чествования, они являются храмовыми, если храм освящен в честь какого-то Евангельского события.

Есть такие образа в домах православных христиан. Безусловно, перед ними молятся, как и перед другими образами. Все праздники православной церкви, которые имеют свою иконографию, делятся на двунадесятые, великие и Пасху. Источниками иконографии служит как Церковное Писание, так и Предание. Каждая праздничная святыня наполнена глубоким духовным содержанием.

Пасхальная икона

Иконы Воскресения Христова – главные праздничные святыни Православной Церкви, как и само событие Воскресения. В центре композиции на фоне нескольких окружностей, символизирующих власть, могущество и славу, изображена фигура Христа. В руках у Него Крест, как символ спасения.

Стоит Господь над черной бездной на двух плитах, символизирующих створки дверей ада. Края его плаща вздуты, как крылья ангела – Он поднимается в Рай. На Руси особое распространение получила святыня, не обилующая символикой. На ней изображен момент выхода Христа из погребальной пещеры. Он в белых одеждах. На выходе Его, смиренно склонив голову, встречают два ангела.

Иконы двунадесятых праздников

Из всех событий новозаветной истории Отцы Церкви выделили двенадцать наиважнейших. Эти праздники названы двунадесятыми и посвящены воспоминаниям земной жизни Христа и Богородицы. Посвященные этим событиям праздничные иконы имеют свои особенности.

Вышивка бисером Рождество Христово

Рождество. Иконография праздника прославляет воплощение в человеке Бога. Главные элементы образа – пещера и Вифлеемская звезда, приведшая к Младенцу волхвов. Основная композиция – спеленатый Младенец в яслях, возлежащая рядом с Ним Богородица, сидящий Иосиф, животные возле яслей. Дополнительные элементы, которых может и не быть, – ангелы, восхваляющие Рождество, волхвы и пастухи. На многих, особенно древнерусских святынях, присутствует сцена Омовения (обряд очищения водой) Христа.

Вход Господень в Иерусалим. Иконография прославляет самое торжественное в земной жизни Христа событие – Он вступает в Иерусалим и народ встречает его, как Царя, пришествие Которого предсказали пророки. Основная композиция – въезжающий на осляти Христос, следующие за Ним апостолы и всеобщее народное ликование. Непременные элементы – Елеонская гора в левой части образа и город Иерусалим в правой.

Богоявление или Крещение. Посвященные событию праздничные святыни прославляют момент, когда Господь впервые показался (явился) собравшимся, как Бог. Главные фигуры композиции – крещающийся Спаситель и благословляющий его Иоанн Креститель (Предтеча). Над Христом в сегменте неба изображен голубь, а во многих древнерусских изводах – Бог Саваоф.

Сретение. На сороковой день по Рождеству благочестивые родители принесли Младенца в храм. Там его встретил старец Симеон, имеющий предсказание, что он покинет мир, как только увидит Спасителя, и праведная Анна Пророчица. В этом и смысл композиции. Как правило, фигуры изображаются на фоне ступенек в храм. Этот элемент в иконописи имеет глубокое символическое значение.

Благовещение. Этот день считается Церковью днем всеобщего спасения. Через Деву Марию Бог воплотился и стал человеком. Иконография прославляет момент сообщения Пречистой Деве Благой Вести Архангелом Гавриилом. Она достаточно разнообразна. Момент встречи происходит у колодца, или в доме Иосифа за пряжей (главный извод), или просто на золотом фоне.

Вознесение. На сороковой день по Воскресению Господь вознесся на Небо. Христос изображен в торжестве, каким и придет судить мир. Это иконография Пантократора (Господа Вседержителя). В нижней части композиции изображены апостолы, наблюдающие это событие и, неизменно, Пресвятая Богородица.

Святая Троица вышитая бисером и камнями

Троица или Пятидесятница. Об иконографии Троицы пишутся целые научные труды. Изобразить Бога невозможно, потому что Его не видел никто. Согласно канонам, допустимы лишь символические изображения. Праздничные иконы Пятидесятницы языком иконописи передают историю сошествия Святого Духа на собравшихся в иерусалимской горнице апостолов.

Преображение. Господь на Фаворе явил апостолам через преображение свою Божественную природу. Главные лица композиции – преобразившийся Христос, Моисей и Илия. Моисей держит в руках книгу или скрижали Завета. Иконография может быть дополнена изображением апостолов, которые пришли на Фавор вместе со Спасителем.

Крестовоздвижение. Даже человек слабо знающий церковную историю, легко определит, какое событие прославляется этим образом. В центре композиции – Крест на возвышении. Его поддерживают несколько священнослужителей. Остальные части изображения в разных изводах могут отличаться.

Успение Пресвятой Богородицы. На иконе изображены скорбящие апостолы вокруг тела Богородицы. В верхней части образа – Христос с душой Пречистой Матери.

Рождество Пресвятой Богородицы. Иконография прославляет рождение Матери Господа. В ряду образов двунадесятых праздников стиль и строй этой иконы наиболее земной. Анна сидит или полулежит на ложе. Ей прислуживают женщины. Повивальная бабка вместе со служанками омывают в купели Богоотроковицу и подносят Ее матери. На некоторых изводах Мария изображена спящей в колыбельке.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Введенские праздничные иконы центром композиции имеют фигуру хрупкой маленькой девочки, будущей Богородицы, которую родители, согласно обету, привели во Храм. К Ней склонился первосвященник. По преданию, им был Захария – отец Предтечи.

Иконы великих Православных праздников

Кроме двунадесятых есть еще и великие праздники – Обрезание Господне, Покров Богородицы, Рождество Иоанна Крестителя, день памяти Первоверховных Апостолов, Усеконовение Главы Предтечи.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы вышитая бисером

Покров. Композиция образа Покрова основывается на событии, когда Богородица простерла над молящимися во Влахернской церкви свой омофор, как символ заступничества и Ее особой милости. Богородица с омофором – главный элемент композиции, отличающий праздничные иконы Покрова от других Богородичных образов.

Обрезание. В композиции образа Обрезания главные фигуры – Богородица и Иосиф Обручник, принесшие в храм для совершения обрезания своего восьмидневного ребенка. Перед ними коленопреклоненный слуга с блюдом для жертвоприношений, в стороне – группа священников в торжественных облачениях.

Рождество Иоанна Крестителя. На образах Рождества Иоанна Крестителя, самого почитаемого после Богородицы святого, изображена лежащая на ложах праведная Елизавета, младенец на кроватке рядом с ней и нарекающий сына именем Праведный Захария.

Усекновение главы Иоанна Крестителя. Главный элемент композиции Усеконовения Главы Иоанна Предтечи – Честная Глава Крестителя на блюде, как и была она преподнесена беснующейся Иродиаде.

Малые праздники связаны с памятью святых. Они отмечаются в церкви каждый день и их иконой является образ того или иного святого.

Иконы, творящие чудо

На протяжении сотен лет известны факты исцеления от прикосновения к иконам. Люди исцеляются от разных болезней, фобий и многого другого, что есть в человеке. Почему та или иная святыня начинает исцелять, а другие — нет, неизвестно.

Но факт вещь упрямая и доказательство исцелений есть. Многие паломники стремятся попасть туда, где сейчас находится исцеляющая икона. С верой и надеждой несут они свои проблемы к ней. Возле таких образов молятся не только за себя, но и за своих детей.

Есть люди, которые кардинально не верят в такие случаи или не хотят верить. Есть и такие, которые получили свое исцеление от мучавших их проблем. И каждый раз, когда скептик и верующий встречаются и начинают разговаривать о вере — начинается бурный спор, ведь один видел исцеление, а второй и верить в это не хочет.

С помощью икон проводят экзорцизм и изгоняют бесов, которые мучают человека. Подносят образ к бесноватому и читают молитву. Человек начинает кричать или разговаривать на языке, который он не мог знать.

Иногда бесноватый кидается на священника и его с трудом могут удержать несколько человек, специально находящихся в помещении, именно для этой цели. И такое может продолжаться по несколько часов.

Бывает такое, что одним молящимся возле чудотворной иконы приходит исцеление, другим — нет, у третьих было исцеление, но болезнь вернулась. Возможно, причина возвращения болезни состояла в духовной нищете человека и нежеланием покаяться и изменить жизнь.

Сколько примеров, когда человек получал от Бога свое чудо и начинал опять пить, курить или баловаться наркотой и зарабатывал себе болезнь, от которой он избавился. Поэтому лучше посоветоваться со священником и делать так, как он говорит.

Неканонические иконы не признаются церковью и запрещены для всякого совершения молитвы. Их признают вредными — для духовного понимания мирянами, основных постулатов духовных законов. То есть от неканонической иконы пользы никакой не будет.

Так как же отличить каноническую, от неканонической иконы.

На неканонической иконе могут присутствовать хоть намек на эротизм, могут подменять Иисуса ангелом или сделать образ с множеством деталей которые относятся к земному. На некоторых иконах можно встретить святых которые не смотрят на Иисуса.

И таких всевозможных дорисовок, перерисовок и собственных фантазий может быть множество. Такого нарушения церковь не признает.

Каноническую икону пишут специально обученные иконописи люди, которые много времени проводят в постах и молитве перед написанием иконы. Поэтому она получается такой, какой вы видите ее в церкви. А когда возле неё начинают происходить чудеса, ее называют чудотворной и она признается особо чтимой.

Избранность иконы можно проверить, если с ней происходит чудесное самообновление, может исходить от образа свет, мироточение и слезотечение и тому подобные чудеса. Избранные образы не раз исцеляли больных и спасали от несчастий, катастроф, стихийных бедствий, которых в нашем мире немалое количество.

Образа ставят на восточной стороне дома. Она специально выделяется только для этого и обрамляется освященным полотенцем или полотенцем с вышивкой . Также нельзя, чтобы образа святых стояли выше образа Господа, Святой Троицы и Божьей Матери.

Вышитая бисером икона Богородицы Неувядаемый Цвет

В дизайне украшений сочетание двух оттенков металлов — современный тандем, подчёркивающий хороший вкус. Циферблат часов украшен белыми кристаллами Swarovski и змеёй — символом одновременно страсти и мудрости.

Аксессуар с универсальным и в то же время заметным дизайном станет важным стильным элементом любого ежедневного или торжественного вечернего образа. Идеальным дополнением будут украшения в оттенках белого или розового золота.

Источник статьи: http://ikona2.info/prazdnichnye-ikony.php

Оцените статью