- Аспос — эхо ведической руси
- Что такое праздник аспос
- Аспос
- Дата: 21 Сентября 2014 Автор: Калуцкий Владимир
- 21 (8) сентября — День Рождества Богородицы
- «Ой, лугом шли молодушки,
- Ой, крутым бережком красны девушки, Ой, крутой бережок оболмился, Ой, красна девушка утонула. Ой, вышла её лиха мачеха: «Ой, теки, теки, реченька, Ой, ты топи,топи дитё! Ой, дитё не рожденное, Ой, дитё не поенное, Ой, дитё не кормленное!».
- Сейчас только я начинаю понимать, какого мощного пласта народного искусства мы лишились с древними праздниками. Такой поэзии уж не будет.
- . Так вот. Ближе к сумеркам в поселении надевали на семилетню девочку новую рубашку, украшали головку венком из необмолоченной ржаной соломы и объявляли новой Макошью — юной Матерь-землей. И пока её,окруженную поющими и пляшущими праздничными поселянами, в повозке с упряжкой из белого и рыжего коня возили округ поселения, за околицей, на майдане сжигали чучело старой Макоши.
Аспос — эхо ведической руси
21 (8) сентября — День Рождества Богородицы
.
В этот день православные отмечают один из Двунадесятых праздников. Он входит в главные события христианского круга, что посвящены трем главным ликам веры — Христу, Деве Марии и Иоанну Крестителю. Два из этих праздников отведены Марии — 21 сентября и 28 августа, День успения Богородицы. Её отведены и несколько других страниц календаря, но нынче у нас речь о Рождестве Богородицы. И почти во всех приходах, где сегодня чествуется церковный престол Божьей матери , это день именуется еще и Аспосом.
В памяти людей значение этого слова почти стерлось. Кто-то путает его со словом Спас, кто-то вообще считает никак не соотносящимся к событию Рождества Богородицы.
А всё дело в том, что православный церковный календарь пости целиком покоится на датах славянского сельскохозяйственного календаря. И у славян как раз на 8 сентября приходился день рАСПОСадки, или Аспожка, или просто Аспос.
В поселениях племени северян нашего края на этот день приходилось правило распосадки чинов. Подводился итог года, и по его результуту поселяне определяли вклад каждого в общее дело. Условно говоря — в день Распосадки в общине было что-то вроде колхозного отчетно-выборного собрания. Оно и понятно — урожай собран, зерно засыпано, год закончен. Не случайно и сам Новый Год приходился на 14(1) сентября.
В день Аспожки посередине огромного круга из длинных столов поднимали на шестах большущее чучело Макоши, сделанное из обмолоченных ржаных снопов. По всему майдану ставили помосты с угощением, открытые балаганчики с лярвами, разбивали площадки для ристалищ. За столы с яствами и брашной чинно рассаживались славянские хозяева, домовладельцы. Старейшина сначала отчитывался сам, и все мужчины сообща выносили приговор. Каждый мог высказать на старейшину ябеду, мог и рассказать о его достоинствах. Потом по очереди хозева поднимались, пили ковш мёду и произносили «любо» или «нелюбо». Так решали — оставить старейшину еще на год, или избрать нового.
Это был их единственный ковш на пиру.
Потом так же степенно разбирали заслуги всех прочих начальны людей — хожалых, десятских, сотских. Кого-то оставляли , иных меняли.
Потом «ломали столы», всем составом с новыми начальниками под водительством священников-жрецов шли молиться на капище — к Яриле, Волосу, Усладу, Неведомому Богу — грядущему Христу. Тут курили древесную смолу и оставляли у ног идолов плошки с мёдом.
И начинался праздник.
В этот день непременно обламывали молодых лошадей. Делали это юноши, которые тем самым становились воинами. Тринадцатилетним мальчикам впервые давали глоток хмельного. Девочек переводили в разряд невест, вплетая в косу белую ленту. Здесь возраст не имел значения. Отец в семье решал, во сколько лет надо выставлять дочь напоказ. Девочка обязвана была носить ленту ровно год. Если за это время её не сватали — она имела право снять ленту, но могла и носить её до замужества в любом возрасте. В селениях было немало уже старых женщин с белыми лентами. Их звали — Божьи невесты.
На презднестве заявлялось о новых свадьбах, что сыграют в этом году, в пору осенних свадеб. Это будут выходить замуж девушки, кому повязали ленту в прошлом году и в иные ушедшие годы.
Много чего еще происходило в этот итоговый день. Повсюду водили хороводы в благодарность Матери земле. Я еще помню, как у нас на хуторе в этот престольный день женщины пели, хоть и без всякого хоровода, просто сидя за праздничными столами. А праздник, несмотря на зажим советской вастью, был обычно многолюдным. Родня съезжалась изделёка, гостем был всякий заглянувший во двор. А какие были драки! Улица на улицу, село на село.
Так вот о песнях.Помню такую, с припевкой «Да лиле, лиле, лиле» после каждой законченной мысли:
«Ой, лугом шли молодушки,
Ой, крутым бережком красны девушки,
Ой, крутой бережок оболмился,
Ой, красна девушка утонула.
Ой, вышла её лиха мачеха:
«Ой, теки, теки, реченька,
Ой, ты топи,топи дитё!
Ой, дитё не рожденное,
Ой, дитё не поенное,
Ой, дитё не кормленное!».
Сейчас только я начинаю понимать, какого мощного пласта народного искусства мы лишились с древними праздниками. Такой поэзии уж не будет.
. Так вот. Ближе к сумеркам в поселении надевали на семилетню девочку новую рубашку, украшали головку венком из необмолоченной ржаной соломы и объявляли новой Макошью — юной Матерь-землей. И пока её,окруженную поющими и пляшущими праздничными поселянами, в повозке с упряжкой из белого и рыжего коня возили округ поселения, за околицей, на майдане сжигали чучело старой Макоши.
А потом пришло христианство. И нынче, сквозь церковный звон, из-за пелены забвения Макошь Мать-земля напоминает нам о себе лишь коротким непонятным словом — Аспос.
Источник статьи: http://proza.ru/2018/09/18/960
Что такое праздник аспос
Сказания русского народа
собранные Иваном Петровичем Сахаровым
На Аспосов день наш народ встречает осенины играми и песнями. Рано утром женщины выходят к берегам рек, озер и прудов встречать матушку осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг ее поют песни. После сего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот.
В Тульской губернии к новобрачным сходились все родные и знакомые. Таких гостей позыватый приглашал: навестить молодых, посмотреть на их житье-бытье и поучить их уму-разуму. После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все свое хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка.
В селениях Московской губернии есть поверие, что змеи с этого дня перебираются из нолей в леса и уходят в землю.
14. Приметы и обычаи.
Поселяне Рязанской, Тамбовской и Тульской губерний сохранили свои наблюдения в поговорках: Шуба за кафтаном тянется.— Гад и змея не движется, а хлеб с поля сдвинется.— Вздвиженские зазимки мужику не беда.— Смекай баба про капусту на Вздвиженъев день.— У доброго мужика на Вздвиженьев день и пирог с капустой.
С сего дня в городах начинаются девичьи вечеринки— капустницы. Это народное торжество, отправляемое горожанками, известно во многих местах. В Алексине, уездном городе Тульской губернии, девушки, в богатых уборах, ходят с песнями из дома в дом рубить капусту. В домах, где приготовлена для гостей капуста, убирается особенный стол с закусками. За девицами является молодежь с своими гостинцами высматривать невест. Вечером по всему городу разыгрываются хороводы. В Сибири на капустенские вечерки приглашались соседки. Там капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с капустой, как с праздником. Для добрых гостей варилось пиво, приготовлялся обед и ужин, где все торжество хозяйки составлял пирог хлебальный. День оканчивался плясками и играми. Капустницы на Руси продолжались две недели.
Гусиные промышленники и охотники празднуют сей день с особенными обрядами. В старину охотники хаживали по дворам с пшеницей в руках. Входя на двор, они стучали в притолоку и вызывали хозяина показать свою охоту. Хозяин встречал гостя на крыльце и уводил его на загородь, где содержались гуси. Здесь хозяин угощал гостя чаркою вина, а гость рассыпал гусям пшеницу. Такие посещения продолжались во весь день и оканчивались вечером пирушками. Друзья-охотники дарили друг друга лучшими гусями. Гусь передавался из полы в полу, с особенными пожеланиями и проводами до ворот, где чарка с вином скрепляла будущие уверения в дружбе. Вечерние угощения происходили в доме богача охотника. Здесь круговые чаши с вином и медом стояли с самого утра на столе. Гость, входя в дом, после обыкновенных приветствий, угощался из этой чаши вином или медом и клал на стол калач на новоселье гусям. После сбора всех гостей хозяин вносил в комнату пару гусей-бойцов на похвальбу своей охоты. Гуси-бойцы украшались красными лентами. Над головами этих красавцев все гости пили из круговой чаши вино или мед. Хозяин сбрызгивал гусей-бойцов медом. Нередко бывало, что ретивые охотники на веселой пирушке заводили споры и побоища.
Поселяне сей день называют: гусепролет, гусари, репорезы. По их замечаниям, с этого дня дикие гуси улетают стадами на теплые моря. По крику гусей и полету они заключают о наступлении скорых холодов. Огородники начинают на этот день вырывать в полях репу. Тогда они говорят: «Уж видно мужика по репе, что подошли репорезы.—Не дремли баба на репорезов день.» Гусиные промышленники с этого дня начинают скупать по селам гусей. В селах бой гусей прежде начинался с 15 сентября. Когда наши бояре живали в деревнях, им подносили старики на челобитье гуся с гусыней от всего мира. Гусыню накрывали кумачной ширинкой, а на шею гуся надевали льняную плетенку в виде кольца. Челобитчиков бояре одаривали ширинками и угощали вином.
Наши поселяне сохранили странное поверье о гусях: будто они все лето живут под надзором водяного дедушки. Чтобы задобрить сего неумолимого дедушку, они ночью, под 15 сентября, отрывают гусю голову и бросают туловище в воду. Водяной за такие поминки стережет гусей и никому не дает их в обиду. В противном случае он мучит гусей или изводит их. Оставшуюся голову относят на птичий двор из опасения, чтобы домовой по убыли не узнал о проделках мужика. Известное дело, что заботливый домовой ведет счет по головам. Есть голова налицо, он покоен; нет головы, мужик виноват.
Во многих городах на этот день бывают гулянья, а в селах ярмарки. В Ярославле бывает гулянье на Никитской улице, в Москве близ Никитского монастыря. Наши поселяне в старину приезжали с своими новинами на ярмарки, не то чтобы для продажи, а так, запросто, чтобы допытаться: какие цены устаноэятся на хлеб?
Наши поселяне замечают о последнем полете журавлей на теплые моря. Если в сей день полетят журавли, то на Покров будет первый мороз. Если не случится заметить им полета журавлей, то ожидают первого мороза не ранее 20 октября. Тогда дети и взрослые, заметивши издали журавлей, кричат: «Колесом дорога! колесом дорога!» Они твердо уверены, что сей крик расстраивает журавлей: отвращает их от полета на теплые моря, а с ними вместе возвращается и зима назад. В Туле очень часто мои земляки спорили о возможности этим средством отдалить зиму.
Поселяне в сей день замечают течение ветров. Так на Онеге шелоник — ветер, дующий с юго-запада, производит бури. Рыбаки о нем говорят: «Ветер шелоник на Онеге разбойник». Другие ветры называют там: зимняк, северик, подсеверный, меженец, Галицкие рыбаки ветер, дующий вдоль озера, называют продольным; второй — восточный от столбища, где когда-то, близ княжеского дворца, стоял столб; третий— средним, когда он дует с севера; четвертый — ребровским, когда он дует от села Реброва. Средний ветер, дующий при начале ловли, по их замечаниям, приносит с собою стужу и дождь. Северный ветер почитается у них самым опасным, а в окрестности называется: галицкими ершами. О нем рыбаки говорят: «Подули галицкие ерши.» На озере Селигере есть свои названия. Там попутный ветер называют: поветер, северо-восточный: межник, меженец, противный: противень, боковой: покачень, боковик. Южный ветер волжские рыбаки называют: хилок, и считают его предвестником ведра. Наши степные поселяне имеют свои названия. Сладимте ветры, дующие с юга, при начале посева, обещают плодородие. Ветер весняк, дующий с юго-востока, разбивает почку у дерев. О ветрах полуденном и полуночном они имеют свои поверья. Все подробности о ветрах с их олицетворениями будут изложены в Русской народной символике. Свежий юго-восточный ветер на Волге называется: моряно, моряна. Когда там говорят: «Дует моряна», то это значит, что ветер дует с моря. Там он всегда поднимает воду в Волге, что рыбаки называют нагоном. Перекатом называют переменный, благоприятный ветер, дующий на Каспийском море. При перекатах идет рыба на ловлю. Перекатом дошел — у них значит: проплыл переменными, попутными ветрами в море. Сорочиком или соровчаком называется в Каспийском море ветер, дующий с северо-восточной стороны. Ветры на Байкальском озере имеют свои названия. Веток есть ветер восточный, шелоник — юго-восточный, полуденик—южный, глубник — юго-западный, горный — северо-западный, обетонъ — дующий прямо, битезь — наискось, колышет — зыбление воды под ветром, пурга — вьюга и метелица с ветром и снегом, толкунцы — бурные ветры со шквалами. На Белом море зводнями называются валы, обедни-ком — юго-восточный ветер, шелоником — юго-западный, полудником — северо-западный, полунощни-ком — северо-восточный, голымя — ветр, дующий в открытое море. В Туле московским ветром называют северо-западный; он, по мнению их, приносит с собою холод и дожди. Киевским величают южный; об этом думают, что он приносит с собою теплую погоду. Может быть, со временем успеем привести в известность все местные названия ветров, успеем ими заменить нашу морскую технику. Все эти ожидания скорее исполнятся нашими потомками. Мы слишком спесивы.
Источник статьи: http://www.bibliotekar.ru/rusSaharov/200.htm
Аспос
Дата: 21 Сентября 2014 Автор: Калуцкий Владимир
21 (8) сентября — День Рождества Богородицы
Сегодня православные отмечают один из Двунадесятых праздников. Это главные события христианского круга, ибо посвящены трем главным ликам веры — Христу, Деве Марии и Иоанну Крестителю.
Два из этих праздников отведены Марии — 21 сентября и 28 августа, День успения Богородицы. Её отведены и несколько других страниц календаря, но нынче у нас речь о Рождестве Богородицы.
И почти во всех приходах, где сегодня чествуется церковный престол Божьей матер , это день именуется еще и Аспосом.
В памяти людей значение этого слова почти стерлось. Кто-то путает его со словом Спас, кто-то вообще считает никак не соотносящимся к событию Рождества Богородицы. А всё дело в том, что православный церковный календарь пости целиком покоится на датах славянского сельскохозяйственного календаря. И у славян как раз на 8 сентября приходился день рАСПОСадки, или Аспожка, или просто Аспос.
«Ой, лугом шли молодушки,
Ой, крутым бережком красны девушки,
Ой, крутой бережок оболмился,
Ой, красна девушка утонула.
Ой, вышла её лиха мачеха:
«Ой, теки, теки, реченька,
Ой, ты топи,топи дитё!
Ой, дитё не рожденное,
Ой, дитё не поенное,
Ой, дитё не кормленное!».
Сейчас только я начинаю понимать, какого мощного пласта народного искусства мы лишились с древними праздниками. Такой поэзии уж не будет.
. Так вот. Ближе к сумеркам в поселении надевали на семилетню девочку новую рубашку, украшали головку венком из необмолоченной ржаной соломы и объявляли новой Макошью — юной Матерь-землей. И пока её,окруженную поющими и пляшущими праздничными поселянами, в повозке с упряжкой из белого и рыжего коня возили округ поселения, за околицей, на майдане сжигали чучело старой Макоши.
А потом пришло христианство. И нынче, сквозь церковный звон, из-за пелены забвения Макошь Мать-земля напоминает нам о себе лишь коротким непонятным словом — Аспос.
Источник статьи: http://art-rosa.ru/news/newsread/news_id-4110