Что такое праздник девятая пятница

Девятая Пятница по Пасхе — главный местный праздник Соликамска

Девятая после Пасхи пятница – главный местный праздник Соликамска, «кочующий», как и сама Пасха. Когда бы ни было Светлое Христово Воскресение – Пасха, в марте, в апреле или в мае, пятницу на девятой неделе после него в Соликамске никогда не пропускали. Так повелось издавна.

Находясь на окраине русских земель, в начальный период своей истории Соликамск, не имея ни крепостных сооружений, ни военной силы, неоднократно страдал от набегов враждебных соседей – вогулов, ногайских и сибирских татар. Таких набегов было несколько. Самым значительным и кровопролитным был набег в мае 1547 года.

25 мая на Усолье Камское, как тогда назывался Соликамск, напали ногайцы. Они сожгли город и окрестные селения, побили многих жителей – согласно летописным сведениям, погибших было 886 человек, остальные в ужасе рассеялись по лесу. Казалось, никогда больше на этом пепелище не зазвучит человеческий голос. Но Соликамску суждено было возродиться.

Крестный ход в 9 Пятницу по Преображенской улице. Фото Б.И. Чернавина. Нач. ХХ в..jpg

Летопись не сохранила нам имени человека, который собрал по лесам оставшихся в живых и повел за собой на ногайцев. Может, и не было такого человека, но усольцы организовались и с помощью подоспевшего отряда из Искора, посланного великопермским наместником, побились с ногайцами и победили. Победа одержана 30 мая, на который в тот год выпал день Девятой после Пасхи пятницы. В память об этом событии с конца XVI века жители города стали ежегодно проводить крестный ход.

Читайте также:  Педагогический проект по народным праздникам

В 1709 году официальная церковь запретила его, мотивируя тем, что никакого православного праздника в этот день нет. В течение почти десятилетия крестный ход в Девятую пятницу не проводился, но богомольцы продолжали по привычке сходиться в город со всей округи. Со временем, видя тщетность проделываемого ими пути, они перестали появляться в Соликамске. Местные священники и горожане неоднократно направляли челобитные в Вологодскую епархию, к которой тогда относился Соликамск, с просьбами о возобновлении праздника в Девятую пятницу. При этом подчеркивалось, что не соблюдается древний обет предков, утрачена традиция и скудеет церковная казна от потери большого количества богомольцев. На все челобитья следовал новый запрет.

В 1718 году к преосвященному Алексию, архиепископу Вятскому и Великопермскому, соликамские священники и горожане направили новую делегацию во главе с земским старостой Тучнолобовым, человеком настойчивым и красноречивым. Разрешение на возобновление крестного хода было получено. Девятая пятница прочно заняла свое место в православном календаре Верхнекамья.

Крестный ход в Девятую Пятницу по Спасской улице

Торжество в день Девятой пятницы совершалось следующим образом. Накануне в город съезжались и сходились жители Соликамского и Чердынского уездов, из-за Камы толпами приходили коми-пермяки. Вечером начинался колокольный звон, и все спешили на городскую окраину встречать иконы, приносимые для участия в празднике из Пыскора – образ Богоматери, из Ныроба – чудотворный образ Святителя Николая, из Городища – явленный образ Знамения Божией Матери. После встречи иконы, сопровождаемые богомольцами, приносились в Троицкий собор, где начиналось всенощное бдение.

Утром в день Девятой пятницы, в 9 часов, в Троицком соборе и во всех городских церквях, кроме Воскресенской, одновременно начиналась ранняя обедня. По ее окончании духовенство и прихожане сходились к Троицкому собору, откуда начинался крестный ход вокруг города с хоругвями, крестами и выносными образами из всех церквей. По сообщению очевидца, «иконы Знамения Божией Матери и Святителя Николая неслись во главе усердными богомольцами, которые теснились около них и наперебой старались прикоснуться к носилкам и понести хоть минуту священную ношу».

От Соборной площади ход направлялся к Спасской церкви и мужскому монастырю, откуда следовал к городской окраине, выходил на улицу Тюфяевскую (ныне Калийная), далее спускался по улице Александровской (ныне Революции) до улицы Преображенской (ныне 20-летия Победы), по которой двигался к Преображенской и Введенской церквям, от них спускался на улицу Спасскую (ныне Набережная) и мимо Богоявленской церкви возвращался к месту начала шествия. У всех церквей останавливались за алтарем, молились, читали Евангелие храму и кропили водой на четыре стороны.

Крестный ход в Девятую Пятницу у монастыря. Фото Б.И.Чернавина, нач. ХХ века

Обойдя город по периметру, крестный ход останавливался на Соборной площади, где совершалось «благодарственное Господу Богу молебствие о избавлении от нашествия вражеского». После молебна все участники крестного хода следовали в Воскресенскую церковь, где служилась поздняя литургия, после которой все выносные иконы возвращались в свои церкви, и богомольцы расходились.

С конца XVIII века к празднику Девятой пятницы приурочили трехдневную ярмарку, поскольку при огромном стечении народа спрос в эти дни превышал предложение. Первоначально в ярмарке принимали участие только местные купцы, продавались изделия местных же мастеров и товары, привозимые с Макарьевской и Ирбитской ярмарок. Оборот был невелик – чуть более 60 тыс. рублей. Со второй половины XIX века стали приезжать торговцы из Перми, Кунгура, Чердыни, Ильинского и даже из Владимирской губернии. И к началу ХХ века торговый оборот ярмарки увеличился до 150 тысяч рублей.

На праздник Девятой пятницы в Соликамск съезжалась чуть не половина уезда, насчитывавшего в 1901 году почти 250 тысяч душ. По вечерам в эти дни в городе устраивали массовые гуляния, водили хороводы, на площади и в заречном саду выступали приезжие циркачи и театральные артисты. Так древний религиозный праздник постепенно превратился в историко-культурную традицию, утраченную со сменой власти.

В 1927 году запретили проведение крестного хода, в 1929 году – и ярмарку. Девятая пятница была забыта на долгие десятилетия. И лишь в июне 1991 года запрет был снят, проведен первый крестный ход, возглавлявшийся архиепископом Пермским и Соликамским Афанасием. Девятая пятница вновь восстановлена.

Источник статьи: http://berezniki.cerkov.ru/devyataya-pyatnica-po-pasxe-glavnyj-mestnyj-prazdnik-solikamska/

Чудотворцы: Параскева — русская Венера

Пятница в христианстве имеет особое значение. Не случайно на нее падает и день Страстей Христовых: муки, которые Спаситель претерпел на кресте, — это начало подготовки к великому Воскресению. А еще с ней связано почитание христианами святой великомученицы Параскевы. По-гречески ее имя как раз и означает «канун великого праздника».

Святая Параскева родилась в III веке в городе Икония в богатой и благочестивой христианской семье. Родители дали ей имя в честь пятницы, которую почитали как день страданий Господних. Еще в юности Параскева решила посвятить себя Богу и дала обет безбрачия. Она стала обращать язычников в христианство, за что и пострадала.

Ее схватили и привели к городскому правителю, который предложил даровать ей свободу и жизнь в обмен на отречение от христианской веры. В честь этого она должна была совершить жертвоприношение языческому идолу. Однако смелая девушка отказалась. За это палачи привязали ее к дереву и терзали железными гвоздями, обрывая мясо с костей, а затем бросили в темницу. Бог даровал святой чудесное исцеление. Однако увидев ее исцеленной, мучители распалились еще больше. И в конце концов, по приказу жестокого градоначальника ей отрубили голову…

Особым почетом Параскева Великомученица пользуется в православии. В святцах и месяцесловах имя ее пишется так: «Святая Параскева, нареченная Пятница». На иконах Параскеву изображают женщиной высокого роста с лучезарным венком на голове. Образа Святой Пятницы считаются чудотворными: они охраняют семейное счастье и благополучие.

Параскеву Пятницу считали на Руси покровительницей путешественников, а также убогих и нищих. Ей молились о сохранении скота от падежа, об исцелении от тяжелых душевных и телесных недугов. Как свидетельствуют исторические источники, эта святая взяла на себя «функции» языческой богини Мокоши, которой поклонялись древние славяне, точнее, кривичи. Они считали Мокошь покровительницей ветров и воды, скотоводства, женского хозяйства и брака, а также усопших. Став христианами, восточные славяне перенесли на святую Параскеву также черты богини Лады, супруги Перуна, покровительницы счастливого брака.

В народе Параскеву называли «святой бабой». Считалось, что она помогает молодым девушкам сохранить себя в чистоте до замужества, а матерям помогает в воспитании детей. Девушки, которые мечтали о замужестве, обращались к Параскеве с такой молитвой: «Матушка Парасковея, отдай замуж поскорее». Молитва больше напоминает языческий заговор. Нельзя сказать точно, чего больше было в культе Параскевы: христианского благочестия или языческого радения. Скорее всего, и то и другое слились воедино, как это было с почитанием других святых. Например, на Илью Пророка был перенесен облик Перуна, на святого Власия, покровителя домашнего скота, — облик «скотьего бога» Велеса.

В некоторых устных сказаниях Параскева Пятница предстает в роли божественной пряхи. Причину такой странной трансформации следует искать опять же в культе Мокоши. В славянской мифологии Мокошь — повелительница человеческих судеб, прядущая нити жизней. Историки религии ее соотносят с греческими мойрами и древнегерманскими норнами. В день, посвященный Мокоши, древние славянки не смели заниматься ни пряжей, ни ткачеством. Ситуация не изменилась и после принятия Русью христианства. Считалось, что в пятницу женщинам запрещено заниматься рукоделием. В этот день женщины бросали все домашние дела и кто как мог посвящали этот день Параскеве-Мокоши. Те, кто воспринимал ее как христианскую святую, молились в церкви, а те, кто ее по-прежнему считал грозной небесной пряхой, — в леснойглуши. Церковь, разумеется, была в курсе этого двоеверия и всячески его порицала. «Стоглав», сборник решений церковного Собора 1551 года, называет все суеверия, касающиеся пятничного дня и Параскевы Пятницы, богомерзкими. Если какая-то женщина уличалась в неоднократном следовании таким суевериям, ее могли счесть колдуньей и жестоко наказать.

В Древнем Риме пятничный день посвящался богине любви Венере. По-немецки, «пятница» — Freitag. У древних германцев этот день был днем богини Фрейи. Как уже было сказано, у славян пятый день недели посвящался Мокоши. Имя «Параскева» можно перевести с древнегреческого одинаково как «пятница» и «канун великого праздника». В общем, у филологов и историков есть повод для обсуждения. Но теперь стоит вернуться именно к христианскому почитанию мученицы Параскевы Пятницы.

В честь святой Параскевы строили придорожные часовни и храмы на «подоле», то есть на берегу реки, у воды. Рядом с этими церквями, как правило, селилась в своих лачугах нищая братия, в больших городах вблизи них располагались странноприимные дома, богадельни… Кстати, и Пятницкая улица в Москве названа по некогда стоявшему там приделу храма Святой Троицы, освященному во имя Параскевы Пятницы.

Память Параскевы Пятницы празднуется поздней осенью — 28 октября по старому стилю (10 ноября по новому). День этот в народе часто называли грязнихой, или порошихой, из-за ненастья, характерного для этой поры года. «На Параскеву Пятницу большая грязь… Параскева Пятница — четыре седмицы до зимы… Семь погод на дворе — сеет, веет, кружит, мутит, ревет, сверху льет, снизу метет». В день памяти Параскевы принято освящать в церкви плоды, которые хранятся потом до следующего года.

Фольклорист С. Максимов в сочинении «Крылатые слова», изданном в 1890 году в Санкт-Петербурге, сообщает, что особенно почитались в народе девятая пятница от Пасхи — «девятница», а также десятая и одиннадцатая (Ильинская). У белорусов пятница (или «пяценка», «петка») считалась запретным днем: нельзя было заниматься шитьем, купать детей, стирать белье. Если не успевали выполнить какую-то работу, начатую в четверг, то заканчивали ее в субботу, и тогда же полагалось непременно начать новую, на следующую неделю. Особого почета удостаивались все весенние пятницы, вплоть до «десятухи» (десятой). На них выпадали все праздники и игрища, непременно с песнями и игрой на дуде, так называемые «весенины». А осенью, в пятницу накануне 14 октября, чествовали святую Параскеву.

Читайте также: Княгиня Ольга — первая русская святая

Святая великомученица Параскева вообще пользовалась в Белоруссии особой популярностью. Белорусские крестьянки молились святой Пятенке, прося ниспослать щедрый урожай. По окончании же сбора урожая наступал так называемый праздник дзядов (дедов), на Руси именуемый Родительской субботой. В этот день полагалось поминать своих умерших родителей. В ночь с пятницы на субботу в каждом доме готовили угощение для усопших. Крестьяне пекли блины, резали свиней и варили борщ с салом.

Так или иначе пятница для многих остается значимым днем: кто-то постится, как того требует православие, кто-то поминает усопших родных, а кто-то торопится завершить начатые на неделе дела, чтобы с легким сердцем отдохнуть в выходные. Не мешает вспомнить и о святой Параскеве: если у вас есть проблемы, решение которых в ее «компетенции», то в этот день вы можете с полным правом обратиться к ней за помощью.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник статьи: http://www.pravda.ru/faith/1093284-Paraskeva/

ПРОЕКТ «ДОРОГА К СВЯТОМУ КЛЮЧУ» (ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК «Девятая Пятница)

Скачать:

Вложение Размер
puteshestvie_k_istokaya_1.docx 280.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Надеждинская основная общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

IX Республиканский конкурс

«Путешествие к истокам»

Номинация: Лучший проект в области событийного туризма.

«ДОРОГА К СВЯТОМУ КЛЮЧУ »

(ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК «Девятая Пятница )

Выполнила: Платонова Виктория Борисовна

ученица 9 класса

Руководитель проекта: Гатина Светлана Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта : «Дорога к Святому ключу ( сохранение православного праздника «Девятая Пятница»)

Автор проекта : Платонова Виктория Борисовна

Форма работы : внеурочная

Тип проекта : творческий

Мотивация : личный интерес

Сроки выполнения проекта : октябрь 2018 – июнь 2019 гг.

1.Показать значение святой воды в жизни человека; привлечь внимание жителей и гостей к празднику — Девятая Пятница как способу возрождения и сохранения традиционной культуры русского народа, систематизировать информацию об особенностях празднования Девятой Пятницы.

2.Привлечь внимание сверстников , жителей района и гостей и заинтересовать православным праздником.

3. Показать взаимосвязь на современном этапе православных праздников и народных традиций.

1. Познакомить со Святым ключом, расположенным близ села Чистые Ключи Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан.

2. Узнать о значении Святой воды в жизни православного человека.

4. Узнать, кто такая Параскева-Мученица.

5. Поближе узнать о проведении православного праздника «Девятая Пятница».

Объектом исследования данный проект предусматривает местный православный праздник «Девятая Пятница» как элемент традиционной народной культуры: возрождение православных традиций, интерес общества к культурному наследию малой Родины.

Гипотеза: Способствует ли возрождение русских православных праздников духовному оздоровлению человека?

  1. Сбор информации, наблюдения, встречи – беседы,
  2. Актуальность исследования.

Планируемые результаты реализации проекта:

Позволит донести и показать то, что народные традиции еще живут, а мы – дети ,не забываем их, храним и принимаем участие в проведении такого праздника.

Новизной и отличительной особенностью проекта является то, что сами дети, молодежь занимаются разработкой и реализацией этого проекта, углубляясь в мир народной культуры, вызывая интерес не только у старшего поколения, но и у сверстников.

Необходимость в создании данного проекта существует, так как он может помочь привлечь гостей и жителей окрестных сел и деревень стать непосредственным участником данного православного праздника.

1.Данный праздник «Девятая Пятница» отмечается на девятой неделе после Пасхи , в пятницу.

1.Привлечение большего количества заинтересованных людей для участия в данном престольном празднике.

Механизм достижения целей :

1.Проведение внеклассных мероприятий , вовлечение в исследовательскую деятельность, мотивация интереса к культуре своего народа по тематике праздников.

2.Участие в конкурсах духовно-нравственного направления.

3. Проведение экскурсионно-просветительской работы с учащимися и гостями Надеждинского поселения.

4. Непосредственное участие при проведении праздника

В ходе реализации проекта осуществляется взаимодействие детей и родителей. У участников проекта растет чувство ответственности за духовное наследие своего края и возникает потребность бережного отношения к духовных традициям своего Отечества.

  • Проект «Дорога к Святому ключу (Православный праздник «Девятая Пятница» и духовные традиции нашей малой Родины» нацелен на формирование познавательно-исследовательской деятельности учащихся, осознание своей религиозной принадлежности, знание культуры своего народа.
  • Проект даёт возможность школьникам ближе познакомиться с традициями своего народа, глубже понять развитие истории и культуры.
  • Проект предполагает в процессе обучения учащимся активно участвовать в творческих проектах.
  • В школе для реализации проекта имеется необходимое условие- педагогический коллектив работает над проблемой духовно-нравственного воспитания ребёнка.

Я считаю, что в наше время очень важно знать свою культуру. Народные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются в защите и восстановлении.

Забывая эти традиции, мы обедняем в себе человека, теряем нравственную опору. Сейчас стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит, и сохранение ее в нас, в детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое — это фундамент будущего .

Для того, чтобы процесс возрождения народных традиций стал реальностью, нужно представить людям то, что было ими утеряно, нужно вернуть им прежний праздник, чтобы, снова возникнув в жизни людей, он стал их потребностью, как в давние времена, и чтобы в будущем он мог развиваться и дальше, постепенно и органично наполняясь новым содержанием.

2. Легенды Святого ключа

3. Значение Святой воды в жизни человека

  1. Сведения о Параскеве-мученице.

5. Церковный праздник — Девятая Пятница.

В современных условиях культурного кризиса возникает серьёзная задача – сохранение национального культурного наследия и традиций наших предков.

Традиция – это явление, изначально присущее человеку с момента появления его на свет. Традиция означает переход от старших к младшим, от поколения к поколению, устоявшихся форм поведения, навыков, понятий, всего, что образует костяк культуры. Человеческая память коротка. Но есть еще и другая память, она называется культурой. Культура сохраняет правила, обычаи, традиции. В образах праздника передается информация о чрезвычайно важных вещах, тайна которых давно утеряна. Рождество, Святки, Масленица, Пасха, — это те праздники, которые составляют культуру нашего народа и его обычаи. Девятая после Пасхи пятница – один из главных местных праздников Надеждинского поселения Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан. Когда бы ни было Светлое Христово Воскресение – Пасха, в марте, в апреле или в мае, пятницу на девятой неделе после него в Чистых Ключах никогда не пропускали. Так повелось издавна.

Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны,

значит, он равнодушен к своей стране

Нашу местность издавна называют родниковой. Прозрачные, светлые, журчат они, перебегая по камушкам. Вода в них чистая, светлая, холодная. Иной раз припадешь в летнюю пору к воде, зубы начинает ломить от холода. Когда мы ходим на экскурсию в лес, или просто за грибами, мы стараемся не проходить мимо звонкого родника. Люди считают, что родниковая вода обладает живительной силой, придает душе бодрость и успокоение. Люди отмечают одно загадочное явление: вода в роднике летом холоднее, чем в зимнее время. В близлежащих деревнях люди используют эту воду для питья. Чтобы вода была пригодной для использования, нужно следить за состоянием источников, очищать их. Родники издавна берегут как зеницу ока. В народе их когда – то называли «глазами земли», наделяя даром приносить здоровье, возвращать молодость, одаривать богатырской силой каждого, кто хоть однажды испил их студеной воды.

Начать знакомство с нашей местностью мне хочется с рассказа о деревне Чистые Ключи, которая входила в состав Надеждинского сельского поселения. История этой деревни с таким живописным названием уходит в далекое прошлое. Сейчас здесь совсем нет жизни, в 2010 году последнюю оставшуюся бабушку взяли к себе родственники. Одиноко, сиротливо стоят заброшенные дома. А раньше в Чистых Ключах было около пятидесяти домов, работала начальная школа. До войны находилась в деревне небольшая ферма, магазин, птичник. Люди были заняты трудом, работали. Деревня в те годы жила полной жизнью, улицы, как сейчас, не зарастали бурьяном. Во время Великой Отечественной войны многие мужчины ушли на фронт. Кому–то посчастливилось вернуться к своим семьям, но многие остались лежать вдали от родного дома, в чужой земле. Вымирать деревня стала после закрытия начальной школы. Постепенно жители стали уезжать в поисках лучшей жизни. Там, где раньше стояли добротные дома , теперь сплошной бурьян, но несмотря ни на что, осталась она и по сей день живописной. Летом утопает в зелени заброшенных садов. Сегодня уже нет тех улиц, которые стояли на страже Святого ключа, но не забывают люди это место.

История родника, именуемым «Святой Ключ», который находится около поселка Чистые Ключи, уходит корнями в давние времена правления Ивана Грозного. Здесь в старые времена жили переселенцы разных национальностей: русские, татары, чуваши, марийцы. С этим местом связано несколько преданий, так рассказывали нам бабушки. Как-то раз пошла на ключ женщина, зачерпнула воды в ведро и поймала икону. Она принесла ее домой. Дома же свекровь сказала, чтобы она унесла ее обратно, потому, что она другой веры…христианской. Она хотела ее сжечь, но икона не горела. Испугавшись, она отнесла ее обратно … Но все- таки кто-то икону Святой Параскевы взял. А еще в том месте видели женщину в белой одежде. Вот оттуда и пошла икона явленная – Параскева — мученица. На том месте, где была найдена икона, поставили люди часовню, через которую протекает ключ.

В соседней деревне Кичкеево в центре села возвели в честь этой иконы деревянную церковь. Здесь проводили службы, крестили детей, венчались. В селе Муратово стояла в те года Казанско-Богородицкая церковь, служители несколько раз забирали эту икону с собой, чтобы привлечь прихожан в свою церковь, но каким — то образом эта икона оказывалась на своем месте в деревне Кичкеево. В 30-е годы, когда рушили церкви, жгли иконы и кресты ,иконы спасли добрые люди, вынесли под верхней одеждой. По словам жителей, икону «Параскева-Мученица» вынес мужчина, который потом переехал в город Волжск и забрал икону с собой, после чего передал ее церкви. По сей день эта икона хранится в церкви города Волжска, в алтаре. Икону можно увидеть и поклониться ей 10 ноября, когда из алтаря выносят ее на обозрение в День памяти Святой Параскевы Пятницы, хранительницы семейного очага. Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием

В благодатном месте, где спокойно бежит чистый ключ и веет прохладой , уже через несколько минут все горести и беды, все, что тревожило, просто исчезает и становится спокойно. Святых источников ,освященных в честь Параскевы-Мученицы, множество, и везде иконы являлись именно на Девятую или Десятую пятницу после Пасхи. В этот день, святая великомученица была замучена до смерти. А что нам известно про Параскеву?

Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних — пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает — Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения: привязав ее к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей, бросили в темницу. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову.

Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. Простой русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной. Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались нашими предками. К святой великомученице Параскеве обращаются с молитвой о покровительстве над семейным очагом, о хороших отношениях в семье, об удачном замужестве, о выздоровлении детей, о помощи в сельскохозяйственных заботах, во всех житейских и материнских нуждах.

Как же проходит этот праздник? Каждый год приходят сюда жители окрестных сел и деревень к Святому ключу на праздник Девятую пятницу, это церковный праздник, посвященный святой Параскеве-мученице (Он отсчитывается от Христианского праздника Пасхи на девятую пятницу, поэтому каждый год дата этого праздника разная). Икону Параскевы Пятницы несут крестным ходом к Святому ключу. Вода здесь считается святой. Затем проходят под святой иконой, прикладываются к ней – это обязательный ритуал. Совершается служба. Затем священник освящает воду, и люди берут ее с собой, потому что существует поверье о чудодейственной силе святой воды. Есть те, кто обливаются освященной водой, и эту часть праздника многие также ждут с нетерпением. Анна Данилова приехала из Казани специально для участия в крестном ходе. Она поделилась своими воспоминаниями из детства:
— Рассказывали, что мимо этого ключа шла женщина, у которой было много детей. Шла и думала, что деньги нужны. Да по дороге на земле и деньги нашла. Я, конечно, денег не находила, но перед экзаменами всегда просила у Святой Праскевы помощи.

Почти все набирают святой воды с собой домой, хранят, а когда болезнь какая нападает, пьют её. Во время богослужения к роднику приходит много народу из всех окрестных селений. Приезжают даже из других регионов, особенно из Чувашии. «Издревле существующее поверье о чудодейственной силе святой воды живо и по сей день и продолжает привлекать к себе людей», — так сказал Отец Алексей Колесников и призвал с подобающим уважением относиться к богатству недр, дарованных нам Всевышним.

После революции этот источник пытались трактором засыпать, чтобы уничтожить веру, чтоб народ не приходил молиться. Но по божьему промыслу этого не случилось.

В 2002 году на пожертвования односельчан, силами работников сельского поселения и культуры построили часовенку. Большое спасибо нашему односельчанину, Корнилову Виктору, он специально взял отпуск у себя на работе, что бы помочь в строительстве. Он сам выложил часовенку из кирпича своими руками и тем самым внес большой вклад. Родом Виктор Корнилов из этих мест, а проживает сейчас в городе Зеленодольске. . Благодаря благотворительной помощи, средствам самообложения место паломничества из года в год становится все более благоустроенным.

Ежегодно в девятую пятницу после Пасхи православные верующие Кайбицкого района совершают крестный ход к роднику около Чистых Ключей.

В этом году поклониться иконе Святой Великомученицы Параскевы Пятницы, получить благословение отца Алексия — настоятеля Успенско-Богородицкой церкви в Малом Подберезье, взять с собой освященной воды пришли из Кичкеева, Большого Подберезья и Малого Подберезья, Надеждина, Багаева, из соседней республики Чувашии. Заместитель главы района Рамис Хаялиев, присутствовавший на мероприятии, поздравил православных с престольным праздником и подчеркнул важность сохранения народных традиций .

Православные люди очень бережно относятся к Святой воде, как к одной из Святынь. Эта вода даже на вкус особенная! Я думаю, что такая вода людям помогает. Иначе не было бы на Девятой Пятнице много народу.

Родники – это символ чистоты. И долг каждого истинного гражданина своей Родины – содержать их территории в порядке, сохранить для будущих поколений. Ведь именно о родниковой воде мы чаще всего отзываемся с уважением. Мы считаем её не просто чистой, а кристальной, не просто целебной, а поистине — животворящей.

Поют ручьи Девятой Пятницы,

Как будто молятся за нас,

И к воде святой склоняемся,

И просим, чтоб Господь нас спас!

Православные праздники озаряют мир, делают его совсем другим — ярким и праздничным, и в тоже время заставляют более пристально приглядеться к тем, кто страдает, кому необходима поддержка. Светлые праздники заставляют людей задуматься на мгновение о доброте, о милосердии, о противостоянии той злобе, которая царит вокруг нас. Каждая молитва ,посланная нами Богу, каждое доброе слово , сказанное во время праздника — это капля, капля света, наполняющая нашу душу.

«Каждый человек, даже если он не знает о Боге или отрицает его – в глубине души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что дает смысл жизни, перед чем можно преклоняться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, дает нам силы чувствовать…»

Источник статьи: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/12/07/proekt-doroga-k-svyatomu-klyuchu-pravoslavnyy-prazdnik-devyataya

Оцените статью