- Осенние Деды (Восеньскія Дзяды) — День памяти предков всего Рода
- Почему белорусы отмечают «Дзяды», что в этот день едят и ходят ли на кладбище
- Что такое «Дзяды»?
- Что делали на «Дзяды» белорусы?
- В чем разница между «Дзядамі» и Радуницей?
- «Дзяды» — это больше про язычество или христианство?
- Есть ли связь между «Дзядамі» и Хеллоуином?
Осенние Деды (Восеньскія Дзяды) — День памяти предков всего Рода
Ежегодно 2 ноября в Беларуси отмечается День памяти. Он был учрежден Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 и считается государственным Днем памяти.
В народе этот день называют Осенние Деды (Восеньскія Дзяды). Этот праздник православные отмечали на третьей неделе после Покрова. В народном календаре существует универсальный алгоритм для вычисления дат всех народных праздников. К сожалению, в отношении Восеньскiх Дзядоу, когда День памяти был включен в список государственных праздников, народная традиция не была соблюдена. У белорусов и украинцев особенно почитаем обряд, проводимый в субботу перед Дмитриевым днём (Дмитриевская суббота). А католическая церковь отмечает День памяти (Деды) 2 ноября. Сейчас этот праздник принято отмечать в одну из суббот с 1 по 11 ноября.
Деды (белор. Дзяды, укр. Діди, польск. Dziady, лит. Ilgės) — поминальные дни в народном календаре белорусов и украинцев, а также населения приграничных с Белоруссией территорий (Подляшье, Смоленщина, Аукштайтия).
На Осенние Деды в Беларуси принято устраивать домашний семейный обед или ужин, на который, как верят белорусы, к ним в гости придут предки. К этому празднику было принято готовиться с особой тщательностью: убирать в доме, мыться в бане. Примечательно, что обязательно после посещения бани оставляли к празднику ведро чистой воды и свежий веник для душ предков.
Женщины на Осенние Деды в Беларуси обычно готовят праздничные блюда, а хозяину дома полагается перед ужином зажечь свечу и прочесть молитву, а также пригласить души предков к столу. При этом все двери в доме остаются открытыми, чтобы предки могли войти и сесть за стол. Традиционным блюдом была поминальная кутя.
Перед тем как приступить к очередному блюду, часть его откладывали на специальную тарелку для духов. Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Каждое блюдо подавалось парно в четном количество (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие.
Торжественный поминальный ужин длился довольно долго, все вели себя сдержано. Вспоминали лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордиться не одно поколение этого рода. Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах — их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно. Так делали каждый год, постепенно передавая всю информацию детям и внукам.
На Дзяды каждая крестьянская семья щедро наделяла нищих, которые ходили по деревне.
На протяжении 20 века традиция поминать своих предков на Дзяды не имела большого распространения.
Современное празднование Осенних Дедов в Беларуси уже редко проводится с тщательным соблюдением всех обрядов. Но все равно, во многих селах и даже городах страны находится немало семей, которые отмечают данный праздник так, как раньше.
ОКНА МЫЛИ, ЧТОБЫ ДУШАМ ЛЕГЧЕ БЫЛО ЗАЛЕТЕТЬ В ДОМ
Считалось, что на Дзяды души умерших предков приходят в дом, чтобы посмотреть, как живут их внуки и правнуки. Залетают души через окна и открытые двери. Поэтому стекла перед этим праздником обязательно мыли. Через чистое окно душам якобы легче пробраться. Вообще же утром в субботу нужно убрать дом, приготовить специальные блюда, одеться в праздничную одежду.
Семейный обряд таков: вечером вся семья собирается за столом. Дзядов зовут стихами:
Святыя дзяды, завём вас,
хадзіце да нас!
Ёсць тут усё, што Бог даў,
чым толькі хата багата.
Просім вас: «Ляціце да нас!»
Потом зажигают свечу и читают молитву. На столе обязательно должна стоять одна пустая тарелка — для Дзядов. На нее откладывают часть еды. А посуду со стола после ужина не спешат убирать. Ее можно оставлять даже на ночь. Чтобы души посидели за накрытым столом.
КТО ПЕРВЫМ ИЗ-ЗА СТОЛА ВСТАЕТ, ТОТ ПЕРВЫЙ И УМРЕТ
Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Каждое блюдо подавалось парно в четном количество (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Считалось, что так никто не останется в обиде: ни живые, ни мертвые.
Обязательные блюда — это кутья и блины. А еще разные кисели, пряники и мед.
Разговаривать за столом лучше про своих предков, вспоминать, как они жили, рассказывать детям.
Есть примета: кто первым встает из-за поминального стола, тот в этом году и умрет. Поэтому, пока самый старший член семьи не поднялся, вставать никому нельзя. По этому поводу часто и повторяли поговорку: «Не спяшайся паперад бацькі ў пекла».
На прощание Дзядам говорили: “Святыя дзяды! Елі і пілі — ідзіце да сябе!”.
НАРОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ
КУТЬЯ ПО-БЫСТРОМУ
В отваренный рис (примерно 1 стакан) добавить полстакана изюма (его заранее замочить). Добавить 2 — 3 ложки клубничного варенья и грецких орехов.
КУТЬЯ КЛАССИЧЕСКАЯ
Пшеницу перебрать, промыть водой, залить новой и варить до готовности, отцедить, остудить. Мак заварить кипятком, отцедить на сите, пропустить через мясорубку. Перемешать с пшеницей, добавить измельченные орехи, ошпаренный кипятком и отцеженный изюм, мед и сахар по вкусу, ванильный сахар. Перемешать со сливками, переложить в блюдо. Подавать охлажденной.
КСТАТИ
Дзяды можно отмечать каждую неделю
У белорусов каждый день недели имел свое значение. Суббота всегда считалась днем почтения предков, всех умерших. По сути это и есть еженедельные Дзяды.
Дзядов у белорусов четверо:
Зимние (масленичные) — перед воскресеньем Масленицы
Весенние — на Радовницу,
Летние — в субботу перед Семухой
Осенние (их еще называют Дмитриевские, Богатые или Большие) — перед днем святого Дмитрия.
Зимние, весенние и летние Дзяды посвящаются памяти недавно умерших предков, близких родственников, а осенние — целому Роду. Поэтому осенние Дзяды и считаются главными.
Дзяды. Сказка. Легенда
На родительской неделе подходит к деревне старик – слепец, а вместе с ним – поводырь.
Возле кладбища старик остановился, потянул воздух ноздрями и спросил:
— Никак костёр запалили?
— Запалили, дедушка, – отвечает поводырь. – Большой кострище посреди могил.
А вокруг него люди собрались – пьют да закусывают.
— Не пойму – зачем среди дня костёр жгут?
— Да они же покойничков своих греют. Ныне праздник дедов. Прилетают их души из светлого Ирия, греются у костра, трапезу разделяют с живыми.
— Веди меня туда – будет нынче и нам много еды!
Источник статьи: http://slawa.su/bogi/slavyanskie-prazdniki/917-osennie-dedy-vosenskya-dzyady-den-pamyati-predkov.html
Почему белорусы отмечают «Дзяды», что в этот день едят и ходят ли на кладбище
Современное поколение белорусов привыкло, что «Дзяды» — это день памяти предков 2 ноября. Хотя в истории нашего народа этот поминальный день отмечают минимум четыре раза в год. При этом на Полесье помимо него отмечают еще и «Бабы». TUT.BY узнал у ученых, почему «Дзяды» так важны для белорусов и как мы испокон веков их проводили.
Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY
Что такое «Дзяды»?
«Дзяды» — это один из годовых праздников поминовения умерших. Но это не один день в году, 2 ноября, как мы привыкли думать, а как минимум четыре: есть осенние, зимние, весенние и летние «Дзяды». В некоторых регионах Беларуси их вообще может быть до восьми в год.
Народные праздники в Беларуси привязаны к церковному календарю — или православному, или католическому. Весенние «Дзяды» — перед Масленицей, во многих местах Беларуси есть пасхальные «Дзяды», когда перед Пасхой или на второй день праздника люди идут на кладбище. Летом «Дзяды» перед Троицей.
Осенью «Дзяды» чаще всего — в первую субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского, в этом году это 2 ноября. Еще одни «Дзяды» в некоторых регионах Беларуси отмечают на Михайлов день — 21 ноября.
Старший научный сотрудник Института искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Беларуси Татьяна Кухаренок рассказывает, что у католиков 1 ноября — День всех святых, а 2 ноября — День Задушный. В этот день в костелах в специальной молитве поминают умерших в этой парафии.
— Католики обязательно в эти дни ходят на кладбище: кто 1 ноября, кто 2 ноября, а кто два дня ходит. У православных «Дзяды» — это больше семейный, домашний поминальный праздник. Однако в некоторых регионах Беларуси и православные ходят на следующий день после «Дзядов» на кладбище и носят туда остатки блюд с праздничного стола, — рассказывает она.
Зимой «Дзяды» перед Рождеством: с 6 на 7 января на ужин тоже принято приглашать предков, и в народе этот день тоже считается поминальным.
— Основная логика всех этих праздников — встреча семьи, ее живых и мертвых членов. Именно поэтому корректно говорить, что это именно праздник, хотя часто не понимают, в чем он, ведь речь идет про мертвых. Но суть здесь в том, что с помощью памяти живые и мертвые так или иначе встречаются, — объясняет Сергей Грунтов, этнолог, старший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси.
Сергей Грунтов, этнолог, старший научный сотрудник центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси. Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
На Гомельщине поминальный день «Дзяды» часто называют Родители, а вот на Полесье празднуют не только «Дзяды», но и «Бабы». В пятницу — «Бабы», в субботу — «Дзяды».
— Это архаическая привычка — делить покойников по полу, именно поэтому там были и «Бабы», и «Дзяды». На «Бабы» на столе были постные блюда, на «Дзяды» — скоромные блюда, первое блюдо варили с мясом, — говорит Татьяна Кухаренок.
Что делали на «Дзяды» белорусы?
Если речь идет про «Дзяды», которые отмечают 2 ноября, то во время ужина в этот день у белорусов всегда на столе было поминальное блюдо — кутья. Ее варили из какой-нибудь крупы, чаще всего перловой. Также обязательно подавали блюдо, из которого шел пар: считалось, что души предков питаются именно этим паром. Например, это могла быть вареная капуста с сушеными грибами или мясом.
Еще одно обязательное блюдо на осенние «Дзяды» — канун. Из муки пекли проснак — толстый постный блин, его ломали и кидали в воду, разведенную с медом или сахаром. Уже в более поздние времена вместо этого блина использовали баранки.
— Есть очень много локальных традиций. Например, на Витебщине на «Дзяды» варили картофельные клецки с мясом, они так и назывались — клецки с душами. В некоторых местах клецки могли быть и без мяса, — рассказывает Татьяна Кухаренок.
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Умерших предков нужно было обязательно пригласить за стол. При этом в каждом регионе были свои варианты, как это правильно сделать: где-то просто открывали дверь в дом, где-то выходили на улицу с кутьей, где-то только поворачивались к окну, а в некоторых регионах при этом еще держали в руках и свечу.
— При этом нужно было сказать: «Святые деды, приходите к нам ужинать». Где-то предков приглашали поименно, но везде обязательно добавляли: «Идите, ведите маленьких детей, кто не может идти, того на руках несите, и тем, кому некуда идти на ужин, к нам приходите». То есть приглашали всех предков.
За столом старший человек в семье зажигал свечу, и все приступали к трапезе. На отдельную тарелку накладывали блюда и предкам, если пили алкоголь, то его тоже наливали в отдельную рюмку. Эту еду оставляли на ночь: подразумевалось, что предки придут и смогут отужинать. Утром еду отдавали курам, овечкам, корове. Свинье отдавать было запрещено, потому что она считалась нечистым животным. А вот покормить птиц приветствовалось — люди верили, что птицы смогут отнести крупы усопшим на небо.
В некоторых регионах Беларуси была распространена еще одна традиция: мыться накануне «Дзядоў» в бане и оставлять покойникам воду, веник, полотенце, чтобы они тоже могли прийти и попариться.
— Считалось, что если в семье не празднуют «Дзяды» или что-то на них делают неправильно, то покойники придут во сне. Мы записывали много историй от людей из разных регионов Беларуси, и до сих пор помню историю семьи, которая недавно переехала из Наровлянского района и не праздновала «Дзяды». И вот женщина из этой семьи рассказывала, что к ней во сне пришли предки и говорят: «Мы пришли к вам из Наровлянского района, а вы нам тут ничего не сделали, а мы такую далекую дорогу шли», — говорит Татьяна Кухаренок.
В чем разница между «Дзядамі» и Радуницей?
Радуница и «Дзяды» — это не одно и то же, хотя Радуница — это тоже день поминовения усопших весной после Пасхи.
Радуница — это православный праздник, католики его не отмечают. На Радуницу в Беларуси по традиции выходной. Альтернатива Радуницы в католичестве: День всех святых 1 ноября. Он в Беларуси — рабочий, хотя католики в нашей стране просили его сделать выходным. При этом 1 ноября в соседних Польше и Литве, где большинство жителей — католики, выходной.
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Если сравнить белорусов с соседями, нельзя сказать, что у нас культ предков сильнее. Потому что поминовение предков важно и для поляков, и для литовцев, и для украинцев. С другой стороны, только в Беларуси Радуница считается государственным выходным днем. В России этот день сделали выходным только в некоторых регионах.
— То, как мы празднуем Радуницу, на уровне общегосударственного выходного дня, не имеет аналогов. Поэтому Радуница у нас стала одной из определяющих нацию особенностей. Когда белорус задумывается, чем он отличается от соседей, то оказывается, что по этой линии мы точно другие: соседи в этот день работают, а у нас большие выходные, — говорит Сергей Грунтов.
«Дзяды» — это больше про язычество или христианство?
«Дзяды» — это дохристианская традиция поминовения предков. Однако нельзя сказать, что это языческая традиция, этому нет подтверждений. Хотя некоторые обычаи имеют языческие корни.
— То, что на «Дзяды» птицам оставляют остатки блюд, — это больше языческий момент, — объясняет Татьяна Кухаренок.
Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY
— «Дзяды» — это праздник внутри народного христианства, потому что в нем сочетаются и поминальная молитва, и народные верования. «Дзяды» — это православный праздник, а не католический, потому что именно в православии осталось больше вот таких народных моментов, чем в католицизме, где народные верования костел в XIX веке в значительной степени вытравливал. А в православной среде это лучше сохранилось и прекрасно дошло до наших дней, — считает Сергей Грунтов.
Есть ли связь между «Дзядамі» и Хеллоуином?
Хеллоуин празднуют 31 октября. Считается, что в этот день духи умерших могут вернуться на землю. Осенние «Дзяды» — 2 ноября, и это день поминовения усопших.
— Косвенная связь между «Дзядамі» и Хеллоуином есть, потому что эти праздники про отношения живых с загробным миром, — отмечает Сергей Грунтов. — Порой говорят, что Хеллоуин чужд для таких стран, как наша, его здесь исторически не праздновали, но Хеллоуин как раз таки нормально вписывается в логику этих осенних дней, когда поминают умерших. Просто для нас непонятны карнавальные формы Хеллоуина, которые есть в США, Латинской Америке.
Источник статьи: http://news.tut.by/society/659028.html