Что такое праздник формулировка

ПРАЗДНИК

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .

Смотреть что такое «ПРАЗДНИК» в других словарях:

ПРАЗДНИК — [зн] праздника, м. 1. В религиозном обиходе день (или несколько дней подряд), посвященный памяти какого–н. религиозного (исторического или легендарного) события или так наз. святого (церк.). Праздник пасхи. Праздник кущей. 2. День торжества в… … Толковый словарь Ушакова

праздник — Табель, праздничный (табельный, неприсутственный, царский) день; торжество, триумф. Праздник большой, церковный, престольный. Табель высокоторжественных и викториальных дней. .. Прот. будень. См. день править праздник, справлять праздник. … … Словарь синонимов

ПРАЗДНИК — противопоставленный будням (повседневности) отрезок времени, характеризующийся радостью и торжеством, выделенный в потоке времени в память, или в честь кого или чего либо, обладающий сущностной связью со сферой сакрального, отмечаемый в… … Энциклопедия культурологии

Праздник — П. Господня существовал уже в IV в., что указывает на ещеболее раннее его происхождение. Св. Елена, мать Константина Вел.,построила на горе Фаворе храм в честь П. господня, разрушенный Саладиномв XIII в. В VIII в. св. Иоанн Дамаскин и Козьма… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ПРАЗДНИК — в архаичной мифопоэтической и религиозной традиции временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальную причастность к этой сфере всех участвующих в П. и отмечаемый как некое институциализированное (даже… … Энциклопедия мифологии

Праздник — Праздник ♦ Fête Особый момент, часто заранее вписанный в календарь в память о другом, который принято отмечать; первоначально – повод к благоговению, затем – к радостному времяпрепровождению. В наше время последний повод все заметнее… … Философский словарь Спонвиля

Читайте также:  Праздник контрольно ревизионных органов

праздник — веселый (Бальмонт); радостный (Фруг); светлый (Бальмонт, Фруг); шумный (Фруг, Языков) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон . А. Л. Зеленецкий. 1913. праздник Бесподобный,… … Словарь эпитетов

Праздник — см. Торжество (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

праздник — праздник. Произносится [празник] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

праздник — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? праздника, чему? празднику, (вижу) что? праздник, чем? праздником, о чём? о празднике; мн. что? праздники, (нет) чего? праздников, чему? праздникам, (вижу) что? праздники, чем? праздниками, о чём? о… … Толковый словарь Дмитриева

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/178110

ПРАЗДНИК

Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .

Смотреть что такое «ПРАЗДНИК» в других словарях:

праздник — Табель, праздничный (табельный, неприсутственный, царский) день; торжество, триумф. Праздник большой, церковный, престольный. Табель высокоторжественных и викториальных дней. .. Прот. будень. См. день править праздник, справлять праздник. … … Словарь синонимов

ПРАЗДНИК — противопоставленный будням (повседневности) отрезок времени, характеризующийся радостью и торжеством, выделенный в потоке времени в память, или в честь кого или чего либо, обладающий сущностной связью со сферой сакрального, отмечаемый в… … Энциклопедия культурологии

Праздник — П. Господня существовал уже в IV в., что указывает на ещеболее раннее его происхождение. Св. Елена, мать Константина Вел.,построила на горе Фаворе храм в честь П. господня, разрушенный Саладиномв XIII в. В VIII в. св. Иоанн Дамаскин и Козьма… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ПРАЗДНИК — ПРАЗДНИК, а, муж. 1. День торжества, установленный в честь или в память кого чего н. Первомай п. весны. 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. В день храмового праздника. Престольный п. (в честь… … Толковый словарь Ожегова

ПРАЗДНИК — в архаичной мифопоэтической и религиозной традиции временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальную причастность к этой сфере всех участвующих в П. и отмечаемый как некое институциализированное (даже… … Энциклопедия мифологии

Праздник — Праздник ♦ Fête Особый момент, часто заранее вписанный в календарь в память о другом, который принято отмечать; первоначально – повод к благоговению, затем – к радостному времяпрепровождению. В наше время последний повод все заметнее… … Философский словарь Спонвиля

праздник — веселый (Бальмонт); радостный (Фруг); светлый (Бальмонт, Фруг); шумный (Фруг, Языков) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон . А. Л. Зеленецкий. 1913. праздник Бесподобный,… … Словарь эпитетов

Праздник — см. Торжество (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

праздник — праздник. Произносится [празник] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

праздник — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? праздника, чему? празднику, (вижу) что? праздник, чем? праздником, о чём? о празднике; мн. что? праздники, (нет) чего? праздников, чему? праздникам, (вижу) что? праздники, чем? праздниками, о чём? о… … Толковый словарь Дмитриева

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/966614

Праздники

Пра́здник (сравните со словом «праздность») — это запланированное событие, разрывающее повседневную практику и порождающее хорошее настроение.

Социальное время можно разбить на три вида: повседневность (будни), выходные и праздники. Повседневность — это череда практик, повторяющихся изо дня в день. Выходные — это регулярные перерывы в беге повседневности. Повседневность и выходные имеют тенденцию к рутинизации. Чаще всего основным содержанием повседневности является труд. В выходные же преобладает свободное время. В это свободное время может меняться график и содержание питания, индивид может сам выбирать свое окружение. Считается, что в выходные человек должен восстанавливать свои силы после рабочих будней.

Праздник является особым элементом в структуре социального времени. Главная функция праздника — социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции.

Праздничный спектакль любого уровня строится по образу семейного праздника, при этом делаются попытки усилить интеграцию социокультурных полей, приблизить управляющих к управляемым, главу государства к народу. В общем, сплотить ту или иную социальную общность.

Цель государственных праздников — сплочение граждан вокруг официальных лидеров. Государственные праздники бывают двух уровней: организуемые самими властями и индивидуальные. Второй уровень, это когда государственный праздник сливается с индивидуальным и люди устраивают застолья. В случае первого уровня праздник просто становится дополнительным выходным.

Религиозные праздники обеспечивают интеграцию всех членов данной церкви вокруг ее руководства.

Праздники используются и бизнесом, преследующим ту же цель, что и государство: сплотить потребителей вокруг своей марки. (на пример, праздник Пива)

Семейные праздники выполняют функцию сплочения членов семьи и родственников.

Важную роль в праздничных ритуалах играет потребление. Оно выражается в застолье, подарках и специальной праздничной одежде. Формирование общества потребления превращает бизнес в ключевого участника праздничного дискурса. Праздник — это инструмент маркетинга.

К тому же, праздник выполняет важную функцию релаксации. Праздник делает перерыв в рутинизированной жизни человека.

Содержание

Драматургия праздника

Праздник включает в себя два ключевых элемента:

1. социоструктурный (организационный) компонент, состоящий из формирования набора статусных позиций, полей, определения форм связи между ними.

2. поведение людей, занимающих позиции в пространстве праздника.

Первая структурная предпосылка праздника — разрыв повседневности. Для этого требуется власть над социальным временем.

Структура праздника характеризуется ярко выраженной драматургией. Основное содержание праздника диктуется культурной программой социокультурного поля, часто национального уровня.

Общая матрица драматургического анализа:

Название праздника. Жанр. То есть то, какой это праздник (ироничный, серьезный, …)

Масштаб празднующего сообщества. То есть это может быть семейная пара, а может быть религиозное сообщество.

Сценарий. Это схема празднования того или иного праздника. Это может быть план, который накануне придумал человек, который устраивает праздник (например, именинник), а может быть традиция празднования праздника.

Режиссура. То есть активное участие того, кто координирует ход праздника.

Отбор участников. То есть это те, кто будет играть в спектакле под названием «праздник».

Стимуляция праздничной игры. То есть алкоголь, музыка, то с помощью чего люди поддерживают праздничное настроение.

Праздничные костюмы. Человек подчеркивает свое участие в празднике по средствам праздничной одежды.

Декорации. Эта часть праздника, как и костюм подчеркивает отличие праздника от повседневности.

Игра участников. Праздник предполагает эмоциональную работу. Участники праздника должны демонстрировать хорошее настроение и праздничный настрой. Если этого нет, то праздник превращается в фарс и перестает быть праздником для его участников.

Календарное принуждение. Праздник вытекает из ключевых характеристик социокультурного поля. Это поле принуждает людей праздновать.

Праздники России

Все праздники можно разделить на группы:

1. государственные праздники, нагруженные идеологией исторической символикой.

2. общественные праздники, идеологический и религиозный компонент которых для большинства населения выветрился или вообще не имел места.

3. религиозные праздники, организуемые церковью и пронизанные мифологией соответствующей концессии.

4. частные праздники, маркирующие даты из жизни отдельных людей или семей.

5. корпоративные праздники.

Грань между этими группами размыта, потому что один и тот же день разные люди отмечают вкладывая в него разные смыслы.

Ярким примером можно назвать 7 ноября. Для коммунистов это начало новой светлой эпохи, для антикоммунистов это начало подавления свобод, для остальных просто выходной. Этот праздник долго пытались приспособить к действительности путем его переименования, но Путин его отменил.

Аналогичный дискурс существует и вокруг праздника 1 мая. Этот праздник тоже часто переименовывали, и теперь в сознании людей осталось просто «1 мая». Для кого-то это действительно, праздник с застольем, а для кого-то просто удачный повод съездить на дачу.

Для праздника, который будет выполнять консолидирующую функцию 7 ноября власти нашли 4 ноября. Но не понятно, что именно нужно праздновать. Поэтому он пока остается просто дополнительным выходным.

Еще существует 12 июня. Изначально его назвали Днем Независимости, но не понятно от кого. Его преимущество в том, что он празднуется летом, что сделало его поводом для летних массовых развлечений.

Единственным понятным государственным праздником остался День Победы 9 мая. Он является государственным и общественным праздником с заметным проникновением на уровень частной жизни. 8 марта и 23 февраля изначально были государственными праздниками. Но они обрели новые смыслы и проникли в частную жизнь.

Религиозные праздники имеют тенденцию выходить за пределы религиозного сознания и становятся светскими праздниками.

В 1990-е годы в Россию стал проникать День Святого Валентина. Он не является ни государственным ни религиозным, и его празднуют далеко не все.

Самым признанным из общественных праздников является Новый Год. Его празднуют почти все. Он включен в систему маркетинговых инструментов продвижения товаров и услуг.

В советское время день ангела был вытеснен столь привычным сейчас днём рождения. Этот процесс завершился примерно в 1930-е годы. Рождество сохранило свое значение преимущественно для верующих людей.

В фонде общественного мнения (ФОМ) проводилось исследование того, какие праздники празднуют россияне.

«Респондентов спросили: «Какие праздники Вы обычно празднуете в течение года?» Был предложен список с перечислением 16 праздников — государственных и негосударственных, православных и светских. В таблице представлено, сколько процентов жителей России празднуют тот или иной праздник.»

Праздники 2003

День защитника Отечества (23 февраля) 47 %

Старый Новый год 40 %

свой день рождения 85 %

дни рождения взрослых членов семьи 61 %

Женский день (8 марта) 70 %

«При чем, чаще других отмечают праздники жители обеих столиц, респонденты с высшим образованием и лица моложе 35 лет.

В частности, молодые (возраст — до 35 лет) заметно чаще пожилых отмечают Старый Новый год (43 % — против 22 % среди людей старше 50 лет), Валентинов день (соответственно 24 % и 8 %) и День независимости России (соответственно 17 % и 8 %).

Заметим, что «женский праздник» — 8 марта — равно привлекателен и для мужчин, и для женщин (соответственно 63 % и 65 %), тогда как «мужской праздник» — 23 февраля — отмечают главным образом мужчины (43 %) и заметно реже — женщины (29 %).»

Официально установленные праздничные дни, которые объявлены дополнительными выходными днями (в соответствии с Трудовым кодексом):

Официально установленные рабочие праздничные дни (не являются дополнительными выходными, но в эти дни проводятся торжественные мероприятия):

Кроме праздничных дней, в России официально установлены памятные даты, памятные дни, дни воинской славы России и профессиональные праздники.

Неофициальные праздники

  • 14 января — Старый Новый год
  • 14 февраля — День Святого Валентина (День всех влюбленных)
  • 26 марта — День зеленых
  • 1 апреля — День смеха
  • 25 мая — Праздник последнего звонка

Государственные праздники религиозного происхождения

Передвижные праздники — Курбан-байрам, Ураза-байрам, Пасха и т. д.

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1104606

Праздник

Праздник — отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное (небытовое, мифическое [1] ) значение и связанный с культурной или религиозной традицией [2] .

Слово также употребляется в иных, схожих по смыслу, значениях [3] :

  1. официальный день отдыха, установленный в связи с календарным событием, противоположность будням;
  2. массовые развлекательные мероприятия, весёлое препровождение свободного времени;
  3. день какого-либо радостного события;
  4. общее состояние душевного подъёма (обычно в словосочетаниях: «праздник жизни» и т. п.).

Содержание

Этимология

Слово образовалось как суффиксальное производное от старославянского праздьнъ, «праздничный». Буквальное значение — «день, не занятый делами, свободный от работы» [4] .

Место праздника в культуре

М. М. Бахтин сказал, что праздник является «первичной формой человеческой культуры» [5] . Цивилизационное значение праздника состоит в том, что через праздник определяется объединяющая социум система ценностей. Праздник является универсальной и важнейшей чертой цивилизации [5] ; в то же время особенности праздников отражают различия между цивилизациями.

Как отмечали ещё Э. Дюркгейм и М. Элиаде, праздник — это период непосредственного контакта сакральной и мирской сторон существования человека [5] , которые практически не соприкасаются в повседневной жизни. Календарная природа праздника согласует ритмы жизни человека и ритмы вселенной, помогает сделать выбор в пользу порядка, смысла, жизни и против хаоса и смерти («утверждение жизни» по Х. Коксу [5] ). Праздник связан с идеей существования некоего совершенного бытия, принципиально отличающегося от приземлённых будней, зачастую имеющего черты утопии («временный выход в утопический мир» по Бахтину). Праздничная культура потому зачастую включает временный отказ от принятых в обществе норм поведения, временное стирание или переворачивание социальной иерархии.

Праздники являются важнейшим элементом традиции и в этом качестве играют роль стабилизатора общества, сохраняя и передавая социально значимую информацию от поколения к поколению. Участие в праздниках приобщает людей к принятым нормам и ценностям общества. Поскольку праздник является механизмом социальной интеграции, он неизбежно оказывается втянутым в механизм власти: по замечанию А. И. Мазаева, правительство «оказывается размещенным примерно в тех же местах, что и праздник – на сакральном участке» [5] . Мазаев указывает здесь на антиномию: мир идеальной утопии в празднике сочетается со стабилизирующим механизмом существующего общественного порядка.

Смех и социализация

Я. Г. Шемякин классифицирует праздники, отмечая наличие в них двух компонент: ритуально-партисипативную (социальную) и ритуально-смеховую (игровую). Преобладание одной или другой компоненты определяет «лицо» праздника.

Например, религиозные праздники (праздник Нового года в Вавилоне (англ.) русск. , Рождество) являются по преимуществу партисипативными; их отличает «прочувствованная серьезность», чувство приобщения к высшим ценностям и циклам Вселенной. Партисипативные праздники зачастую институционализированы.

В смеховых праздниках (римские сатурналии, бразильский карнавал) доминирует развлекательная компонента, хотя в этом смехе по-прежнему проявляется, по Бахтину, «ритуальное осмеяние божества древнейших смеховых обрядов» [5] . При этом часто происходит «переворачивание» существующего порядка, временное освобождение от господствующих ценностей.

Смеховая компонента праздника и функция социальной интеграции тесно связаны, так как смех оказывается одним из решающих факторов преодоления дистанций между чуждыми традициями, объединяет противоречащее и несовместимое [5] .

Общество и личность

В празднике социальный аспект преобладает над личностным. Исследователи практически единогласны в том, что праздновать в одиночестве невозможно [5] . По словам К. Жигульского (англ.) русск. , «праздник и празднования… всегда требуют присутствия, участия других людей, являются совместным действием, общим переживанием».

История праздника

Возникновение праздника связано с появлением у человечества понятия о времени и календаря. Согласно Жигульскому, «счет времени, одно из величайших достижений человеческой культуры, — календарь — везде в своих истоках выступает как форма упорядочения, закрепления, заблаговременного исчисления праздничных дней и периодов» [5] . Изобретение календаря пришло с осознанием того, что на шкале времени существуют особые точки, соответствующие смене циклов природы или стадий развития общества. Бахтин отмечает: «…празднества на всех этапах своего исторического развития были связаны с крупными, переломными моментами в жизни природы, общества и человека» [5] .

Примечания

  1. ↑ Лазарева, Л. Н. История и теория праздников. ЧГАКИ, Челябинск : 2010. 251 с.
  2. ↑Праздник. // А. И. Пигалев. Культурология XX век. Энциклопедия. М. , 1996.
  3. ↑Праздник. // Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935—1940.
  4. ↑ Праздник // Шанский Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 398, [2] с.
  5. 12345678910 Яков Георгиевич Шемякин. Праздник как историко-культурный феномен: мир идеала и реальность власти

Литература

Праздник на Викискладе
Праздник в Викиновостях
  • Аничков Е. В.Праздники // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Л. Н. Лазарева. История и теория праздников. Челябинск, 2010. 251 с.
  • Праздник. // Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс. Под ред. О. М. Штомпеля. 1996.
  • В. Н. Топоров. Праздник. // Энциклопедия мифологии.
  • Праздник. // Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.
  • Лаврикова И.Н. Краткий экскурс в теорию праздника. // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 2 (217). Философия. Социология. Культурология. Вып. 20. С. 74–78.
  • Яков Георгиевич Шемякин. Праздник как историко-культурный феномен: мир идеала и реальность власти.
  • Анатолий Ильич Мазаев. Праздник как социально-художественное явление: опыт историко-теоретического исследования. Наука, 1978. 391 с.
  • В. И. Ильин. Потребление как дискурс — СПб. : Интерсоцис, 2008. Глава «Повседневность и праздник». — С. 345—360.
  • В. Петрухин. «Праздник» в средневековой Руси // Одиссей: Человек в истории — М. : Наука, 2005, с. 81-88
  • Праздник. // С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка, 4-е издание, Российская Академия Наук, Институт Русского Языка им. В. В. Виноградова, Москва, 1999.
  • К. Жигульский. Праздник и культура. Праздники старые и новые. Размышления социолога. – М., 1985.

Что такое wiki2.info Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. wiki2.info является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

Источник статьи: http://wiki2.info/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA

Оцените статью