Основные русские народные праздники
Троица
Страстная неделя
Яблочный спас
Святки
Крещенский сочельник
День Петра и Февронии
Ильин день
Вербная неделя
Коляда
Масленица
Пасха
Семён Летопроводец
Чистый понедельник
Покров день
Медовый спас
Иван Купала
Красная Горка
Материал создан: 28.04.2014
комментарии к статье
Основные племена участвовавшие в формировании русского народа
восточные славяне:
— вятичи
— словене новгородские
— словене ильменские
— кривичи
финно-угры:
— весь
— меря
— мещера
— мордва
балты:
— голядь
p.s. речь идет о племенах в границах современной России
Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее.
Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее.
Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее.
Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее.
В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее.
Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее.
Источник статьи: http://iamruss.ru/basic-russian-folk-festivals/
Русский народный календарь
Ру́сский наро́дный календа́рь (Народный календарь восточных славян, Народные святцы, Численник, Месяцеслов) — календарное собрание русских народных праздников, обрядов и обычаев, поверий и примет на каждый день, с помощью которого организуется повседневная жизнь людей в течение года. Как правило был соотнесён с православным месяцесловом [1] .
Зафиксировано использование, в основном в крестьянской среде, с первой половины XVII — по первую половину XX века. Наилучшая сохранность народного календаря среди восточных славян — в Полесье, где, несмотря на деградацию обычаев, он ещё используется до настоящего времени (нач. XXI века) [2] .
Содержание
Специфика календаря
В основе народного календаря лежит церковный календарь — месяцеслов, определяющий порядок и иерархию праздников, постов и мясоедов, в значительной степени и их терминологию. Однако содержание народного календаря, интерпретация праздников, периодов и сезонов, а также их ритуалы являются частью народной традиции. Основу содержания народного календаря составляет мифологическая трактовка времени, различение времени сакрального, чистого, светлого и — нечистого, тёмного, опасного, что находит отражение в названиях праздников, почитаемых и опасных дней и периодов [3] .
Анализ примет и названий дней позволяет придти к заключению, что если бы народный календарь основывался на церковном, то в первую очередь были бы упомянуты наиболее значимые фигуры церковного пантеона. Однако в месяцеслове отмечен целый ряд «второстепенных» мученников, а большая часть учеников христа (апостолов) не указана, как и половина ветхозаветных пророков [4] . Создавая месяцеслов, народ исходил не из христианских святцев, а из имевшихся сельскохозяйственных примет и обрядов, часто принимая святых по созвучию, чьи имена перекликаются со старорусскими названиями («мокрый день», т. е. день дождя и града, стал Днём Мокия (англ.) русск. или Днём Царя-града; День первой встречи весны стал Сретеньем или Встретеньем) или просто к именам святых добавил прежнее название («Купала» стал «Иваном-Купалой», «Скотий бог — сшиби с зимы рог» назвали «Власий — сшиби рог с зимы»). А одна из сотен святых, особо не отмеченных церковью — Параскева, стала на Руси одной из самых почитаемых под именем Парескева-Пятница, в честь которой даже имелся особый «Пятничный календарь».
Народный календарь бытует преимущественно в устной форме, отчасти также в форме рукописных списков праздников. У всех славян существовали в быту ещё и примитивные деревянные календари (бирки, резы, рабоши), на которых даты праздников и важнейших событий обозначались зарубками. Отдельные славянские традиции были довольно различны в составе, соотношении, толковании и названии единиц времени, составляющих народный календарь [3] .
Комплекс воззрений и традиций, который составляет народный календарь, формировался на протяжении многих веков, начиная с языческой эпохи, и окончательно сложился в XVI—XX вв. В XVIII—XX вв. происходила значительная трансформация народного календаря под влиянием изменения официальных летоисчисления и календарных стилей, поэтому современные даты примет не совпадают, к примеру, с дореволюционными. Существуют региональные отличия народного календаря.
Учёные выделяют различные составляющие народного календаря: календарь сельско-хозяйственной деятельности, общинно-церковной жизни (православные праздники), семейный календарь, детский народный календарь, календарь молодёжных гаданий, демографический народный календарь и т. д.
Русский народный календарь отразил и специфику образа жизни православного русского крестьянина, и те природные условия, где он жил. Это, прежде всего, Центральной части Европейской России (где он и складывался), с её умеренно континентальным климатом и непостоянством переходных сезонов. Чередование сезонных явлений природы лежит в основе традиционного календаря русских [5] .
О датах церковных праздников
По мнению архимандрита Киприана, даты многих христианских праздников не находят подтверждения в исторических источниках. Главным принципом было замена какого-либо языческого празднества воспоминанием о христианских событиях. Церковь им руководствовалась очень широко. Очень много праздничных дат могут быть этим объяснены именно этим.
Например, римская традиция праздновать Рождество Христово наложилась на день «непобедимого солнца» (зимнего солнцеворота) или праздник Митры 25 декабря. Для вытеснения этого языческого торжества Церковь и установила праздновать день Рождества Своего Основателя именно в этот день [6] .
Выдающийся российский и советский учёный, филолог-фольклорист В. Я. Пропп считал, что:
. и те праздники, которые церковь считает своими, как праздники рождения, смерти и воскресения Христа, также оказываются по своему происхождению языческими [7] .
В установлении дат празднования Церковь руководствовалась своими особыми, «педагогическими» или миссионерскими соображениями. Фиксируя тот или иной день, Церковь стремилась изменить какие-то местные традиции и прежние религиозные обычаи [8] .
Многие церковные праздники являлись наследниками древних народных. Церкви не всегда удавалось удержать контроль над деревенской праздничной культурой, а некоторые сохранили свою сущность до наших дней (например: Масленица, Русальная неделя, Иван Купала). Крестьянские праздники оставались проявлением народных обычаев, сохраняя связь с древним культом плодородия и природными явлениями [10] .
Предметы для отслеживания
Материальное воплощение народный календарь получал, как правило, в дереве, это были предшественники современных настенных и отрывных календарей. Они могли являться двенадцатигранными брусками, где каждая грань обозначает месяц, и имеет зарубки по количеству дней, или связками двенадцати дощечек, так же с отметками дней [11] . Были также бруски шести- и четырёхгранные.
Среди дней-отметок особыми значками отмечались праздники, причём значки их обозначающие часто имели отношение к тематике праздника (например: день солнцестояния обозначался символом Солнца, день Евдокии, когда чинили инвентарь — изображением сохи и т. п.) [12] .
Со второй половины XVII века сохранились народные месяцесловы, напечатанные на бумаге, обычно с рисунками или схемами.
Названия и приметы дней
К XIX веку русский народный календарь упоминал имена более 400 православных святых, мучеников, лиц духовных и князей. «Персонификация» календарных дней позволяла крестьянам лучше ориентироваться во времени и сохранять традиционный уклад, не опасаясь упрёков в язычестве со стороны церкви и государства.
Имена, события, идеи христианства селянами интерпретировались на свой лад, приближались к повседневным нуждам крестьян. Так мученик Евсевий в переосмыслении крестьян стал «Евсей — овсы отсей», два святых Стефана 27 апреля (10 мая) превратились в «Степана-ранопашца». Преображение Господне 6 (19) августа называли яблочным спасом (время начала сбора яблок), праздник в честь иконы с изображением спасителя 16 (29) августа — известен в народе как хлебный спас, т.е. период дожинок в уборке злаков.
Новые святые часто переосмысливались, в зависимости явлений природы для этих дней года. Вероятно, что именно наблюдения за погодой, природными явлениями, лежащие в основе народного календаря, стали причиной того, что «бытовое содержание праздников всегда оказывается более устойчивым, чем тот мифологический смысл, который в них вкладывается».
На старых русских резных деревянных календарях особо, с помощью славянских букв, монограмм и пиктограмм, выделены дни: прилета птиц (Жаворонки, Кулики); окончание санного пути (Прокоп-дорогорушитель) или наоборот — его установления (Введение или Ворота зимы), грозы в Ильин день. Эта традиция продолжает жить и в дальнейшем, народный календарь выделяет дни, для которых характерны те или иные фенологические или метеорологические явления. Приуроченные к определенному периоду года, они не связаны с прогнозом погоды, а лишь отражают сроки сезонных изменений, характерные для климата средней полосы России. Так, пограничным днём на стыке осени и зимы, народный календарь считал Покров — 1 (14) октября. «В Покров до обеда осень, после обеда — зима». Но «настоящая» зима приходила на Казанскую-осеннюю — 22 октября (4 ноября): «Казанская морозцам дорогу кажет». На Кузьму-Демьяна 1 (14) ноября «встреча зимы», а про Михайлов день говорили: «С Михайлова дня зима стоит — земля мёрзнет». Народный календарь выделяет несколько волн холода и морозов в течение зимы. Морозы: Рождественские, Васильевские, Крещенские, Афанасьевские, Тимофеевские, Сретенские (но возможна и оттепель), Власьевские и самые поздние, редкие Благовещенские — 25 марта (7 апреля) . Но уже с Обретенья — 24 февраля (9 марта) — ощущается приход весны, сначала на юге России, где зимующие птицы начинают готовить места для гнёзд, а затем и севернее: «На Обретение птица гнездо обретает». На Василия капельника — 28 февраля (13 марта) — снег начинает активно таять: «Придёт батюшка Василий капельник — и зима заплачет», на Прокопа дорогорушителя — 27 февраля (12 марта) — начинают рушиться зимние дороги [5] .
Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/678624
Народный календарь
Мы отмеряем время по дням, годам, месяцам. В старину было иначе. С древних времен на Руси о смене времен года узнавали по разным приметам. подробнее
Филипп на Благовещенье
Ушел, а на Казанскую
Я сына родила.
Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
У славянских народов в недалеком прошлом исчисление времени велось по церковным праздникам и постам. События русской деревенской жизни происходили «на Сретенье», «на Благовещенье», «в Петровки», «на Казанскую», и были связаны с памятными датами церковного календаря, который тесно переплетался с древними, дохристианскими (языческими) поверьями и приметами. Не было дня в году, не отмеченного поминовением какого-либо одного, а чаще нескольких святых — поэтому народ прекрасно обходился без привычных современному человеку чисел и месяцев.
Провинциальное дворянство также вело счет дням не по официальному календарю. Достаточно процитировать отрывок из романа И.А. Гончарова «Обломов», чтобы представить типичную картину того времени: «Они вели счет времени по праздникам, по временам года, по разным семейным и домашним случаям, не ссылаясь никогда ни на месяцы, ни на числа. »
Мы, люди 21 века, живем в новых динамичных ритмах. Но природа по-прежнему верна своим циклам смены сезонов. Как работают народные приметы сегодня? Следите за народным календарем, сверяйте его сведения с днем сегодняшним!
Праздники на неделю:
Дата по старому стилю: 26 февраля. В этот день православная церковь отмечает память святителя Порфирия, архиепископа Газского, жившего в 5 веке.На Порфирия мудрые люди говорили: «Ранняя весна ничего не стоит, а поздняя — обманет». Несмотря на при.
Дата по старому стилю: 27 февраля. В этот день вспоминают преподобного Прокопия Декаполита — исповедника, жившего в 8 веке.На Прокопа, как правило, наступала настоящая весна, снег таял, зимние дороги переставали существовать. В народе говорили: «.
Дата по старому стилю: 28 февраля. В этот день православная церковь чтит преподобного Василия Декаполита, исповедника.На Василия было принято приносить в дом сосновую ветку: она очищает воздух и дает здоровье всей семье. Из сосновой хвои и веток .
Дата по старому стилю: 1 марта. Святая Евдокия Илиопольская, память которой отмечается в этот день, — раннехристианская мученица. В молодости она отличалась красотой и, будучи блудницей, заработала огромное состояние. В христианство Евдокию обратил м.
Дата по старому стилю: 2 марта. В этот день отмечается память священномученика Феодота, епископа Киринейского, жившего в 4 веке. На Руси святого Феодота (Федота) прозвали Ветроносом, поскольку в его праздник нередки были сильные ветры. В народе с.
Дата по старому стилю: 3 марта. В этот день отмечается память мученика Евтропия Амасийского, жившего в 3-4 веках в Малой Азии и погибшего за веру от рук язычников.В народе имя святого зарифмовали в поговорку: «Евтропий путь торопит да снег топит».
Дата по старому стилю: 4 марта. Герасим Иорданский, память которого отмечается в этот день, — христианский монах, живший в 5 веке в Ликии. Он родился в богатой семье, но оставил мирские дела и стал отшельником. Будущий святой жил в египетской пустыне.
Источник статьи: http://www.calend.ru/narod/