Шагаа — традиции и обычаи. Порядок проведения
Самым любимым и популярным праздником тувинцев является Шагаа — Новый год по лунному календарю. Глубокий смысл праздника заложен в самом его названии — Шагаа, который тувинцами воспринимается как «Шагның чаазы»— «Начало нового времени», т. е. нового цикла, новой жизни и нового года по лунному календарю. Традиции его празднования корнями уходят в древность. Шагаа — особый сакральный праздник, поэтому существует определенные традиции его подготовки и проведения.
- Бүдүү айы — последний месяц уходящего года (канун)
Бүдүү айы – канун или последний месяц уходящего года (белый месяц). Новый год — праздник обновления, поэтому смысл его проведения заключается, в первую очередь, в очищении. Бүдүү айы делится на несколько частей – духовное очищение, очищение дома, распаковка запасов к Шагаа, шитье новой одежды.
В это время каждый человек и каждая семья должны основательно подготовиться к Шагаа, внешнему очищению своего аала (квартиры, дома, двора). Эти действия называются кактаныр, арыгланыр, т.е. «трясти», «очищать» всякую грязь, скверну, которые накопились за год. Войлочные ковры, кожаные вьючные мешки, постель, одежду, обувь выносят и трясут на снегу, все старое выбрасывают. Чистое жилище должно было принести благополучие и процветание его обитателям. Эта уборка, в которой участвуют все члены семьи, имеет глубокий философский смысл: вычищается не столько мусор, сколько болезни и плохие мысли.Для духовного очищения принято посещать молебны или приглашать священнослужителей на дом для очищения и освящения домашнего алтаря. Все помыслы и деяния, совершенные в белый месяц, умножаются во много раз, и плохие, и хорошие, поэтому важно взращивать в себе добродетельные помыслы. Также принято просить прошения и прощать самому. Запрещается проливать кровь животных, употреблять алкоголь. Таким образом, главное назначение бүдүү айы – очищение внешнее и духовное.
Подготовка блюд к Шагаа. Важно было, чтобы праздничный стол ломился от изобилия вкусной еды. Для Шагаа готовят в основном вареную баранину, различные виды выпечки (боова — пресные лепешки, боорзак– печенье в виде жаренных в топленом масле кусочков теста) и белую пищу (ак чем). К белой пище относятся различные виды молочных продуктов: сүттүг шай — молочный чай, саржаг — топленное масло, өреме — молочная пенка, быштак — пресный и прессованный сыры, курут — разные виды высушенной гущи, полученной из кислого молоко и др. Белую пищу ставили в почетной части юрты – дөр, перед буддийским алтарем, как подношение божествам и зажигали лампаду. Также белую пищу использовали в обряде саӊ салыр.
Новогоднюю пищу тувинцы заготавливали осенью, перед зимней перекочевкой. Данную традицию называли үүже кылыр – заготовка запаса мяса, хырбача или хырмача – мясное ассорти, замороженное в бараньем или говяжьем желудке. А в канун Шагаа совершалось үүже бузар – вскрытие ранее спрятанного до зимы хырбача.
2. Бүдүү хүн – Последний день уходящего года (канун)
Последний день уходящего года называют бүдүү хүн. Как правило, до этого дня вся основная подготовительная работа к Шагаа должна быть закончена. В этот день запрещается делать грязную работу, рекомендуется следить за своим поведением, относиться друг к другу с большим почтением.
3. Шагаа хүнү – первый день наступившего года (день Шагаа)
Саӊ салыры. Под обрядом саң салыр в целом понимается ритуальный костер, место установления которого предварительно тщательно очищается. Его, как правило, устанавливают на возвышенном и чистом месте, на восточной стороне. Дрова или палочки, которые берутся для костра, должны быть ровными и чистыми. В зависимости от местных традиций, складывают их по-разному: одни в виде четырехугольника, другие в форме пирамиды.
Саң салыры делали следующим образом: на сооруженной из снега небольшой горке устанавливали три больших камня и на них устраивали жертвенный костер, на который кладут ветку можжевельника — артыш. Его используют во многих ритуальных действиях, поскольку ему приписывают особые свойства, главное из которых – очищение. На костер кладут артыш, затем белую пищу — чем үстүн или чем дээжизин — самую почетную и лакомую часть принесенной еды. Все эти действа воспринимаются как подношение божествам разного ранга, хозяевам местности, а также как «угощение» самому божеству огня. При этом обязательно обходили три раза жертвенник сан салыры произнося йөрээлдер – благопожелания и просили благополучия в наступившем году.
Во время отсутствия мужчин, женщины совершали около своего жилища биче саң салыр – малый обряд возжигания ритуального костра для кормления духа-хозяина домашнего очага, окропляя землю молоком или чаем с молоком с помощью ритуальной ложки — тос карак.
Чолукшулга ёзулалы — это очень важная часть праздника, поскольку в этом обычае соединено несколько смысловых значений: младший по возрасту протягивал руки к локтям старшего ладонями вверх, как бы говоря: когда ты будешь совсем немощный, я поддержу тебя, помогу. Старший же протягивал руки ладонями вниз (у всех народов это жест отдавания), обещая поделиться самым главным, чем владеет пожилой человек – жизненным опытом. Таким образом, это философский жест обещания поделиться всем важным тем, что имеешь. А если учесть, что этим обещанием обменивались все жители Тувы, получалось, что все люди обещали каждый год помогать ближнему. При совершении чолукшууру все говорили: «Амыр менди!» – Мира Вам! И отвечали: «Сол менди!» – Мира и Вам тоже! Не приветствовали друг друга только супруги.
Кадак сунар езулал. Кадак является особым символом уважения, чистого, дружеского и радушного отношения, бескорыстия дарящего. Кадак сгибают и преподносят лицевой стороной на раскрытых ладонях. Сгиб должен быть обращен к себе, а сложенная открытая часть тому, кому он подносится. Это означает чистоту и открытость помыслов подносящего. Принимающий вытягивает руки в знак признательности и благодарности, затем аккуратно складывает его. Кадак никогда не вешают самому себе на шею, поскольку это знак уважения другого человека, а не самого себя. Возлагать кадак на шею имеют право только духовные наставники или аксакалы.
После наступления Шагаа и в течение наступившего ак ай — белого месяца принято оказывать почтение старшим, особенно пожилым, ходить друг другу в гости, общаться, играть национальные игры (кажык, тевек, шыдыраа, даалы, панчык, хендирбе сый шагары и т.д.).
Источник статьи: http://tmgnews.ru/culture_tradition/shagaa-tradiczii-i-obychai-poryadok-provedeniya/
Шагаа — национальный праздник тувинского народа
статья по теме
Шагаа — Новый год по восточному календарю. К нему тувинцы тщательно готовились. Проводился праздник по-этапно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Шагаа — национальный праздник тувинского народа
Шагаа — Новый год по восточному календарю. К нему тувинцы тщательно готовились. Проводился праздник по-этапно.
Обряд ««сан салыр» осуществлял обычно шаман или лама, а при их отсутствии — старейшина рода, семейства или самый старший и уважаемый житель данной местности.
На специально сооруженном алтаре или костре возжигают артыш (можжевельник) и бросают в огонь дээжи — самую почетную и лакомую часть принесенной еды: топленое масло (саржаг, сарыг ус), молоко, муку из поджаренного пшена (далган), роджаренное просо (тараа), сушеные пенки (ореме),сыр (быштак),сухой творог (ааржы), пресные лепешки (поова, боорзак).
Во время обряда присутствующие молятся духам, с приветствиями поклоняются восходящему солнцу.
После обряда участники выбирают место почище, куда никто еще не ступал ,валятся на снег и катаются в нем с целью очищения, а затем снимают шапки и полощут их в снегу.
Затем после окончания обряда «сан салыр» начинается следующий обряд «чолукшуур»- обмен новогодними приветствиями.
Младший старшему (или женщина мужчине, если они ровесники)протягивает руки ладонями вверх, старший кладет сверху свои руки ладонями вниз. В этом жесте выражается уважение и обещание в случае необходимости помощи и поддержки. Иногда он — между родственниками и товарищами- сопровождается легким прикосновением щек.
Этот обряд иногда дополняется тем, что младший может на вытянутых руках преподнести хадак- шарф и возложить его на кисти протянутых рук старшего, тот возвращает его, перекладывая на кисть правой руки младшего, и лишь после этого ритуала оба совершают «чолукшуур».
Раньше женщины вместо хадака получали платок, и при совершении обряда «чолукшуур» в отличии от мужчин они не снимали головные уборы, а обшлага их рукавов были спущены.
Во время обряда «чолукшуур» тувинцы обменивались не только хадаками или платками. Дарили, например, пушнину белого цвета. А иногда преподносили дадаазын — ремешок от одежды, подношение бедняков.
Завершив обряд «сан салыр», все возвращаются домой, и праздник переходит на стадию взаимных поздравлений, приема гостей и хождения в гости.
Прежде всего, члены каждой семьи поздравляли друг друга. Особенно полагается усердствовать младшим членам семьи. Они должны спешить поздравить старших первыми.
Затем — непрерывная цепь хождений по домам, из юрты в юрту, поздравлений, застолий, обмена подарками — до тех пор, пока все родственники не обойдут друг друга.
Современные тувинцы за время запрета Шагаа в советское время утратили обычай хождения в гости, поэтому стараются праздновать его уединенно в узком семейном кругу. Здесь заметно влияние традиции празднования европейского, а скорее, советского нового времени.
Но, тем не менее, сегодня можно наблюдать, как некоторые люди возрождают церемонию приема гостей и посещения домов родственников, друзей.
В старину люди, собираясь то в одной юрте, то в другой, играли в различные игры, пели песни, играли на музыкальных инструментах, слушали сказителей, устраивали гадания.
Гаданием занимались ламы-астрологи, они составляли каждому человеку его индивидуальный гороскоп на наступивший год.
В обязательном порядке следует посетить, проведать родственников, живущих в других населенных пунктах, в отдельных местностях, обменяться с ними приветствиями и подарками.
По сравнению с Тувой в современной Монголии данная традиция продолжает широко бытовать и по настоящее время в силу того, что она и не прерывалась.
Важнейшая особенность празднования Шагаа — во время него категорически запрещается употреблять спиртные напитки.
Как отмечает Монгуш Кенин-Лопсан (доктор исторических наук) , тувинцы с давних времен считали водку и всякое спиртное «аза суксуну» — напиток чертей.
Шагаа считается самым трезвым праздником.
Ход праздника всегда имел и до сих пор имеет 3 уровня: канун, первый день нового года и весь следующий месяц.
В старину в канун — будуу- люди занимаются уборкой территории аала (аула), юрты, квартир, домов, двора, избавляясь от накопившейся грязи и хлама. Заранее готовят разные угощения: варят жирный суп (шагаа муну), лепят пельмени, закалывают барана, поскольку во время праздника запрещается прерывать жизнь живых существ.
У многих сохранились традиции готовить ууже — ещё осенью перед самым наступлением зимы заготавливают неприкосновенный запас мяса для Шагаа. Первый день — это исключительный день в году. В старину по шагаа опрелеляли возраст, говорили: «Я встретил столько-то шагаа» Новорожденный считался годовалым, а рожденный накануне шагаа- двухлетним.
В последний день старого года люди активно посещали буддийские монастыри — хурээ и совершали обряд очищения от грехов уходящего года.
В новогоднюю ночь шла служба в храмах. Существует поверье: если уснуть в новогоднюю ночь, то богиня Лхамо, облетая планету на своем коне, может засчитать заснувшего в число умерших. Поэтому в ночь последнего дня старого года на первый день нового года люди старались бодрствовать. Дети до 13 лет могли заснуть, а взрослые слушали сказки и сказания, играли в различные игры.
Между 3 и 5 часами утра наступает новый год. По — тувински этот момент называется «шагаа бажы чаларады» — голова нового года показалась.
1. ЛЕ ПТИ ФЮТЕ «Тува». Издательство «Авангард»
2. М.Кенин — Лопсан «Традиционная этика тувинцев»
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/03/03/shagaa-natsionalnyy-prazdnik-tuvinskogo-naroda-0
Шагаа — тывинский Новый Год 2021
Тывинский Новый год — Шагаа в 2021 году отмечается 12 февраля
Д ля жителей небольшой республики Тыва (Тува) в Восточной Сибири Новый год приходит два раза в году: первый раз они его отмечают по григорианскому календарю, а второй раз – согласно своим древним культурным традициям. Тывинский Новый год носит название Шагаа. Точной даты для его празднования нет, но в любом случае это вторая половина февраля. Число, когда будет Шагаа в следующем году, называют ламы, а руководствуются они лунным календарем. На региональном уровне этот день объявляется выходным.
Что такое Шагаа?
Тывинский Новый год прочно уходит корнями в буддийскую культуру, шаманизм. Также Шаага связан с историческим наследием. Тывинцы почти все поголовно были кочевым народом, а занимались скотоводством: разводили оленей, овец, лошадей. Шагаа не случайно празднуется именно в конце зимы, так как к этому сроку вся домашняя скотина уже приносила потомство, завершая годовой цикл всей их деятельности.
В отличие от традиционного Нового года Шагаа приходит на рассвете, с первыми лучами. Древние тывинцы верили, что в первый день Белого месяца на землю спускается сам Будда, чтобы благословить всех, кто его встречает. Тывинцы считали, что Шагаа особое время, когда можно «заложить» основу для хорошего будущего. Для них рассвет, когда наступает Шагаа, это символ жизненной энергии, обновления и победы добра над злом.
Празднование Шагаа: традиционные обряды тывинцев
Празднование тывинского Нового года проводится с большим размахом. Подготовка к нему идет заранее, делают продуктовые запасы, чтобы можно было приготовить потом роскошный праздничный стол. Пиршества обязательны. В преддверии праздника обязательно нужно убраться в доме и вокруг него, украсить – это будет залогом приятных перемен в следующем году.
Перед Шагаа нельзя ложиться спать всю ночь, чтобы не проспать рассвет: тывинцы считают, что Новый год приходит в тот момент, когда на ладонях можно рассмотреть линии. Все, одетые в праздничную национальную одежду, собираются, чтобы не пропустить этот момент. При встрече принято обмениваться традиционным рукопожатием Чолукшуур: те, кто старше, сверху покрывают ладони младших.
Еще один обязательный обряд – поджигание священного костра. По традиции священный огонь зажигают лама или старейшина, после чего в костер кидают угощения, чтобы задобрить духов. После этого семьи собираются за столом и, если кто-то приходит в гости, он обязательно должен присоединиться – голодным его уже хозяева не отпустят.
В старину на праздник Шагаа было состязание, в котором соревновались, кто больше съест: победителю доставался конь. Сегодня стараются возродить почти утраченные за годы существования Советской власти традиции, чтобы вернуть прежний колорит и размах праздника Шагаа.
Источник статьи: http://kakoj-segodnja-prazdnik.com/prazdniki-rossii/shagaa-tyvinskij-novyj-god