Что за божественный праздник 14 октября

Содержание
  1. Православный календарь: какой церковный праздник 14 октября
  2. Место 14 октября в православном календаре
  3. Почему праздник носит такое название
  4. История возникновения праздника Покрова Пресвятой Богородицы
  5. Почему праздники 14 октября отмечают только в России
  6. Почему этот праздник стал одним из самых любимых для православных христиан России
  7. Забота Богородицы о Русской земле
  8. Помощь Пречистой Богоматери советскому народу в дни Великой Отечественной войны
  9. Русские традиции, связанные с празднованием 14 октября
  10. 14 октября 2020: Покров Пресвятой Богородицы
  11. Что такое Покров Пресвятой Богородицы
  12. Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы
  13. События Покрова Пресвятой Богородицы
  14. История празднования Покрова Пресвятой Богородицы
  15. Покров день — народные традиции праздника
  16. Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Покров Божией Матери
  17. Покров Пречистой Богородицы. История в картинках.
  18. Икона Покрова Пресвятой Богородицы
  19. Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы
  20. Кондак Покрова Пресвятой Богородицы
  21. Величание Покрова Пресвятой Богородицы
  22. Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве
  23. Что можно есть на праздник Покрова Пресвятой Богородицы
  24. Что такое Покров Пресвятой Богородицы
  25. Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы
  26. Что можно есть на Покров Пресвятой Богородицы
  27. События Покрова Пресвятой Богородицы
  28. История празднования Покрова Пресвятой Богородицы
  29. Икона Покрова Пресвятой Богородицы
  30. Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы
  31. Кондак Покрова Пресвятой Богородицы
  32. Величание Покрова Пресвятой Богородицы
  33. Покров день — народные традиции праздника
  34. Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве
  35. Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Покров Божией Матери

Православный календарь: какой церковный праздник 14 октября

Несмотря на то что в последние годы религия стала занимать в нашей жизни достаточно важное место и всё больше людей обращаются к церкви, многие из них, искренне считая себя православными христианами, довольно неуверенно ориентируются в таком важном для верующего атрибуте, как церковный календарь. Тогда как даты основных православных праздников известны всем, то даты многих других праздников для некоторых прихожан, особенно для молодёжи, остаются загадкой.

Читайте также:  Международный день мужчин история праздника

Место 14 октября в православном календаре

Не все знают о том, какой церковный праздник 14 октября отмечается в Русской Православной Церкви. Священник любого прихода терпеливо объяснит, что в этот день отмечается один из больших светлых праздников. Называется это торжество – Покров Пресвятой Богородицы.

Почему праздник носит такое название

Само название праздника теснейшим образом переплетено с его историей и смыслом. Распростёртый покров, который Богородица держит в своих руках в виде покрывала, широкой ленты – омофора, призван защитить верующих от разных скорбей, бед, напастей и врагов. Праздник этот считается по церковным канонам Первопрестольным и отмечается только в рамках Русской Православной Церкви. Поэтому 14 октября православный праздник и посвящён Богородице, Её заступничеству и покровительству.

История возникновения праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Событие, которому обязан своим появлением 14 октября православный праздник, произошло в начале X века нашей эры в тогдашней столице Византийской империи – Царьграде (Константинополе). Это были времена язычества на Руси, до крещения её князем Владимиром должен был пройти ещё почти век. В 911 году киевский князь Олег, прозванный Вещим за свою склонность к волхвованию (колдовству, ведовству), объединив Русь Киевскую и Русь Новгородскую и встав во главе славянских племён, повёл войска на завоевание Византии. Воины-варвары под его предводительством стремились захватить Царьград, но им удалось только разорить и разграбить его окрестности.

Испуганные жители столицы укрылись в храме, где хранились ризы – одеяние Пресвятой Богородицы, её головной покров и частички пояса. Храм на тот момент стал единственным убежищем для горожан.

Усердно и с верой люди молились у Святых Риз Богородицы, прося её о спасении и изгнании варваров. В это время в церкви появился святой юродивый Андрей со своим учеником Епифанием. Моления продолжались несколько дней, и однажды, как раз в ночь на 14 октября, Епифаний узрел явление Богородицы с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом. Богоматерь сначала как бы шла по воздуху, затем стала молиться вместе с верующими и, сняв с головы омофор-покрывало, укрыла им всех присутствующих в храме, защищая их от нападения врага.

Читайте также:  Happy студия детского праздника

Утром следующего дня князь Олег велел своим войскам отступить от города и поспешил увести их из Византии, так и не добившись победы. Так, Пречистая Богоматерь заступилась за истинно верующих и не дала христианский народ в обиду язычникам!

Почему праздники 14 октября отмечают только в России

С тех пор вышеописанные события 14 октября в Византии стали ежегодно отмечаться как праздник Богородицы, её заступничества за весь православный мир. Но Византия пала и исчезла с лица Земли как государство много веков назад. Потихоньку стала угасать и традиция празднования 14 октября как православного праздника на этих территориях. Жители Турции, уже мусульманского государства, мало интересуются развитием истории христианства в их стране в прошлые века и почти не знают, какой церковный праздник 14 октября отмечают православные христиане.

В Греции, в другом мировом центре православия, по непонятным обстоятельствам 14 октября как праздник Богородицы и её заступничества так и не прижился и не был утверждён церковными канонами как торжество. Несмотря на то что греческие православные христиане достаточно чутко относятся к подобным событиям в истории христианства, они так и не приняли 14 октября как православный праздник.

Во второй половине XII века, к времени правления Андрея Боголюбского, христианская вера на Руси завоёвывала всё более прочные позиции. Андрей Боголюбский, будучи русским князем и благочестивым христианином, обратил особое внимание на эпизод из истории Византийского периода развития христианства. По его особому указу с 1164 года на Руси и стали ежегодно отмечать 14 октября как праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Почему этот праздник стал одним из самых любимых для православных христиан России

Если спрашивать русских православных христиан, какой церковный праздник является одним из их любимых, часто можно услышать ответ, что 14 октября – праздник Богородицы. Те, кому чужды эти традиции, удивляются, не могут понять причины такой любви русского человека как к самой Пречистой Богородице, так и отношения к посвящённым ей праздникам 14 октября.

С языческих времён древние русы отличались своей гордостью и своенравием и всегда стремились к независимости и свободе не только физической, но и своих взглядов. Никогда никакой силой не удалось бы князю Владимиру крестить Русь и привить дух христианства на Руси, если бы русская душа не потянулась инстинктивно к религии света, любви и добра, не признала Богородицу и Сына Её как своих родных, как защитников и покровителей Земли Русской, не почувствовала постоянного присутствия Богородицы в сердце. Русского человека невозможно насильно принять в ту веру, которую не принимает его душа, невозможно заставить праздновать те праздники, которые ему не по нраву.

Но, несмотря на особый указ Андрея Боголюбского, никто на Руси не насаждал специально почитание Богородицы и её праздников. Душа русского народа откликнулась, скорее, на реальное отношение Пресвятой Богородицы к простому народу, на её любовь к каждому человеку, а не на тот исторический факт, который когда-то случился в Древней Византии. И поэтому русский человек не опасается вверять Ей свою душу и самого себя всецело. Оттого и почитает Её как родную мать и просит у икон с Её образом прощения, помилования, благословения и помощи.

Русский православный христианин как в воздухе нуждается в Её защите, в Её покровительстве и всегда с верою и надеждою смотрит на Её образ с омофором, распростёртым над просящими защиты. Эта вера делает жизнь легче, помогает переживать трудности, не даёт в сердцах места злобе и ненависти. Поэтому русские люди и любят праздновать 14 октября – праздник Богородицы. И только русский человек может прощать своих обидчиков и честно соблюдать каноны, предписанные православной церковью. В ответ Пресвятая Богородица 14 октября каждому русскому человеку окажет милость и даст свою материнскую любовь.

Забота Богородицы о Русской земле

С давних времён Пресвятую Богородицу считают защитницей именно русских земель. Русские люди именуют её Матушкой и свято верят, что за их преданность и любовь Богородица отвечает им такой же материнской любовью и надёжно укрывает защитным покрывалом их Родину.

Трудно перечесть все чудеса, которые были сотворены Ею на Русской земле. Ни одна страна в мире не может похвалиться покровительством Богоматери.

Особую заботу проявляла она о России, когда последней грозили иноземные захватчики, давала защиту русским войскам. Как когда-то в далёком Царьграде русские люди, по примеру тех древних христиан, молились перед иконами Её, если их городам угрожала опасность разорения и уничтожения захватчиками. Никто ещё во всей истории не смог покорить, завоевать и разрушить Россию, укрытую покровом Богоматери. И вряд ли великие полководцы и храбрые русские воины смогли бы выигрывать жестокие сражения только благодаря своей доблести, если бы не просили Заступницу помочь и защитить. Всегда перед русским войском несли лики Святых, Христа-Спасителя и обязательно Богородицы.

Помощь Пречистой Богоматери советскому народу в дни Великой Отечественной войны

И даже когда гитлеровские войска терзали Россию, простые русские люди, солдаты и священники немногочисленных уцелевших чудом церквей и храмов, втайне от агентов советской контрразведки и КГБ, молились Богородице и просили её о помощи.

Через всю войну и оставшуюся жизнь русские воины пронесли память о том моменте, когда в ноябре 1942 года в ночном сталинградском небе явился им лик Богородицы, хотя далеко не все из них в то время знали, какой церковный праздник 14 октября отмечается православными христианами. С того времени и началось время перелома в войне и изгнания фашистов с советской земли.

Армия Гитлера, на тот момент сильнейшая в мире, покорившая и растоптавшая всю Европу, не сумела пробиться к Волге, не смогла сломить дух русских солдат, воодушевившихся видением Заступницы-Покровительницы.

То, что было увидено в небе над Сталинградом, было документально зафиксировано. Несколько десятков солдат письменно засвидетельствовали свои показания. По словам очевидцев, которых удалось разыскать через десятки лет после войны, видение, которое посчастливилось им узреть, стало для них реальным щитом не только на войне, но и в жизни после её окончания. Ни один из этих людей в будущем не пострадал от сталинских репрессий.

Русские традиции, связанные с празднованием 14 октября

Какой церковный праздник 14 октября отмечается с соблюдением множества интересных традиций, знают, конечно, те православные христиане, которые регулярно посещают церковь. Традиции эти относятся как к церковным, так и к народным, придуманным самими русскими людьми, любящими забавы и веселье.

Одна из основных традиций заключается в том, что над входной дверью в дом обязательно должна висеть икона Покрова Пресвятой Богородицы. Считается, что если не соблюсти это условие, дом будет оставаться как незащищённым от злых людей, так и уязвимым для нечистых духов.

В этот светлый праздник необходимо особую заботу и внимание проявлять к больным людям, нищим, одиноким старикам, сиротам, вдовам. В прежние времена в этот день им дарили подарки, в основном одежду. Благочестивые люди верили, что забота о нуждающихся в помощи сделает и их жизнь счастливее.

Чтобы заручиться помощью Божьей Матери для всех членов семьи, нужно в канун праздника 13 октября всю семью обрызгать через решето святой водой, при этом читая Богородице особую молитву.

Считается, что Пресвятая Богородица в праздники 14 октября помогает молодым девушкам, незамужним женщинам и вдовам определить дальнейшую судьбу и найти мужа. Поэтому для них этот день имеет особенное значение. Те, кто хочет в текущем году выйти замуж, приходят в церковь до начала праздника, ставят свечи перед иконой Покров Пресвятой Богородицы и молятся о замужестве и о счастье в семейной жизни.

Ещё много интересных традиций, ритуалов, гаданий и народных примет связано с праздниками 14 октября. И как в любой другой церковный праздник, в этот день нельзя делать повседневной домашней работы, а нужно ходить в церковь всей семьёй и просить Матушку о покровительстве и заступничестве. А дома лучше всего посвятить время чтению святых книг, беседам о Спасителе и Его Матери, святых, тихой чистосердечной молитве и душевному просветлению.

Источник статьи: http://fb.ru/article/165317/pravoslavnyiy-kalendar-kakoy-tserkovnyiy-prazdnik-oktyabrya

14 октября 2020: Покров Пресвятой Богородицы

14 октября, в день Покрова Божией Матери, православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. На Руси этот праздник называли Покров день. Мы расскажем о событиях и традициях Покрова.

Что такое Покров Пресвятой Богородицы

Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы

События Покрова Пресвятой Богородицы

История празднования Покрова Пресвятой Богородицы

Покров день — народные традиции праздника

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Покров Божией Матери

Покров Пречистой Богородицы. История в картинках.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы

Величание Покрова Пресвятой Богородицы

Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве

Что можно есть на праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Что такое Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви.

Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Дата праздника фиксированная — 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю).

Что можно есть на Покров Пресвятой Богородицы

На Покров Пресвятой Богородицы поста нет. Если же день праздника выпадает на среду или пятницу — разрешается рыба.

События Покрова Пресвятой Богородицы

История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью.

Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.

Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.

Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызвает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.

Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже. Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча…

Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев? О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких войнах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.

Если это действительно так, то значит моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».

История празднования Покрова Пресвятой Богородицы

Мы читаем об установлении праздника в русском Прологе ХII века (древнерусский житийный сборник).

«Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества. восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».

На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. Одна из самых древних и красивых — Покрова на Нерли. Ее возвел святой князь Андрей Боголюбский. Есть предположение, что именно он и распространил традицию празднования Покрова Богородицы на Руси.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Самые древние на Руси изображения праздника Покрова можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове. Относятся они к XIV веку.

Известны две основные иконографические традиции Покрова – «суздальский» и «новгородский». В первом случае Богородицу изображают перед храмом, она простирает свой омофор (покрывало для головы) над всеми, кто молится в нем. Самый первый известный нам образец «суздальского» типа — храмовая икона Покровского Суздальского монастыря. Она была написана во второй половины XIV века, а сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.

В «новгородском» типе икон омофор поддерживают ангелы, а не Богородица. Сама Божия Матерь изображается стоящей внутри храма. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом. Сейчас ее можно увидеть в Новгородском музее.

В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться.

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

В сей день мы, православные люди, торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богомати, пришествием, и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших»

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы

Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Ныне Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют: ибо о нас молит Богородица Предвечного Бога

Величание Покрова Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся.

Покров день — народные традиции праздника

Шибанов Михаил. «Празднество свадебного договора». 1777. Третьяковская галерея. Москва.

На Руси праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии называли Покров день, а еще: Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, Обсичане, День Романа Сладкопевца, Покров-Батюшка.

В народном сознании христианский смысл события, легшего в основу праздника, тесно переплелся с сугубо мирскими обычаями. Смена времен года, пережитки языческих верований, бытовые хлопоты — все оказало свое влияние.

В эту пору (1 октября по старому стилю, 14 октября — по новому) заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне готовились к зиме, девушки собирались на посиделки. А еще это было начало осеннего свадебного сезона.

Покров — «встреча Осени с Зимой». Люди ждали первый иней, который «покрывал» землю и был предзнаменованием надвигающихся холодов. Кроме того крестьяне связывали слово «покров» с обычаем, согласно которому после свадьбы женщина могла ходить только с покрытой головой. «Простоволосыми» разрешалось ходить только незамужним девушкам.

Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве

Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы в Москве в 1635 году основал царь Михаил Феодорович. По преданию, в честь Покрова Божией Матери его освятили потому, что отец Михаила Феодоровича, Патриарх Филарет, умер именно в этот праздник.

Сначала монастырь назывался «Покрова на убогих домах», потому что здесь, на окраине столицы, располагалось кладбище для погребения бездомных, бродяг и казненных. Покровская деревянная церковь существовала до основания монастыря и была приходской.

В 1808 году на месте обветшавшего храма возвели каменный монастырский собор, а в последующие годы территорию обители украсил еще один храм — во имя Всех Святых, трехъярусная колокольня, стены и ворота. С 1751-ого по 1776-ой здесь располагалась Духовная семинария, а в XIX-XX веках монастырское кладбище было усыпальницей московского купечества.

В 1812-м обитель разорили французы, но за несколько лет после войны ее восстановили. В 1926 году советские власти взорвали монастырскую колокольню, затем закрыли Покровский храм, снесли часовню и могильные памятники. В 1929-м был закрыт Воскресенский храм. На месте кладбища разбили парк, он существует и по сей день. Около 70-ти лет в зданиях храмов и монастырских корпусах располагались тресты, конторы, банки, спортзал, бильярдная.

В 1998 году сюда с Даниловского кладбища были перенесены мощи праведной старицы Матроны. В 2004-м блаженную Матрону причислили к лику святых. Сейчас Покровский монастырь — место паломничества всех, кто хочет помолиться у мощей старицы.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Покров Божией Матери

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

С самого начала христианства на Руси Божия Матерь считалась Покровительницей земли нашей. Под Ее покровом, силой Ее молитвы росла вера православная на нашей земле. И минутами многие спрашивают, задают вопрос себе и другим: Каким же это образом, когда земля Русская, Церковь наша родная изначально были под защитой Пречистой Девы Богородицы, — каким образом могла наша Русская история и судьба нашей Церкви порой быть такой страшной и такой трагичной? Сколько боли, сколько страха прошло через русскую историю, и не только в ее светском образе, но и в самой Церкви. Мученики восставали из столетия в столетие, свидетели Христовы погибали. Как же это можно совместить с нашим убеждением, что над Церковью нашей, над родиной нашей — Покров Пречистой Девы Богородицы? Мне думается, что это можно понять, если только вспомнить, как Она стояла у креста Сына Своего единородного и ни словом не обмолвилась, ни криком, ни слезой не умолила, чтобы Его не распинали, потому что Она знала, что Сын Божий, ставший сыном человеческим через Нее, пришел для того, чтобы жить, учить, жизнь Свою отдать и умереть на кресте для спасения человеческого рода. И мы, христиане, не только люди, которые веруем во Христа, мы, христиане, Его ученики, мы от Него получили в наследие заповедь любить друг друга так, как Он нас возлюбил, иметь такую любовь, которой земля не знает: Никто большей любви не имеет, как тот, который жизнь свою положит за друзей своих.

Мы причащаемся Святых Тайн. Что же это значит? Это значит, что чудом святого приобщения жизнь Христова, человеческая природа Христова делается нашей жизнью и нашей природой, и что хотя бы в зачаточном виде наше присутствие на земле есть икона и реальность Христова присутствия в трагическом, многострадальном нашем мире. Каждый из нас в меру своей отдачи Богу, в меру того, верит ли он или не верит во Христа — не словом, не чувством только, но всей жизнью своей, каждый из нас призван пройти путь Христов. А путь Христов мы знаем. Когда Иаков и Иоанн, два из Его учеников, подошли к Нему, прося, чтобы, когда Он победителем придет, они могли сесть по правую и левую руку Его престола, Он им ответил: Можете ли вы, готовы ли вы пить чашу, которую Я пью? — т.е. разделить ту судьбу, которую Я взял на Себя по любви, к вам, к человеческому роду, готовы ли вы погрузиться в тот ужас, который будет ужасом Моей судьбы: предательство, поцелуй Иуды, бегство апостолов, одиночество, беззаконный суд, лжесвидетельство и, наконец, осуждение на смерть, и путь на Голгофу, нося крест, на котором Ему надлежало быть распяту и умереть? И когда Его пригвождали ко кресту, когда этот крест ставили так, чтобы Он мог умереть на глазах у всех медленной смертью, под насмешками Его осудителей и мучителей, каковы были Его слова? — Прости им, Отче, они не знают, что творят. И Божия Матерь стояла, и ни словом не стала умолять, чтобы пожалели Ее Сына, ни словом Она не обратилась к Нему, с тем чтобы Он Божественной властью и силой Своей сошел со креста, потому что Она знала, что для того-то Он и пришел а мир.

Я когда-то спрашивал Святейшего, приснопамятного, дорогого всем нам патриарха Алексия, как бы он определил Церковь, и он мне сказал: Церковь — это тело Христово, распинаемое ради спасения своих мучителей. Только тогда, когда мы являемся жертвой, получаем мы ту власть, которую Христос имел, сказать: Прости им, Отче! — потому что принятием страдания без протеста, безмолвно отдавая себя (Христос сказал: Никто не отнимает у Меня жизни, Я отдаю ее свободно) — когда мы тоже отдаем себя на поругание, на насмешки, а порой и на худшее, мы получаем власть прощать.

Близкий мне человек, друг мой, старше меня лет на двадцать с лишним, был взят в концентрационный лагерь во время немецкой оккупации. Когда он вернулся, я его опросил, встретив на улице: Что вы принесли с собой из лагеря? И он мне сказал: Неумолкающую тревогу. Я на него посмотрел и сказал: Неужели вы там потеряли веру? — Нет, — сказал он, — но пока я был в лагере, пока я был в страдании, под опасностью смерти, когда меня мучили, терзали и голодом и побоями, я в любую минуту мог сказать: Отче, прости им, они не знают, что творят! — и я знал, что Господь не может не услышать мои молитвы, потому что я своей кровью Ему свидетельствовал в том, что я всерьез эти слова произношу, из глубины страдания взываю о прощении моих мучителей. А теперь я на свободе, а те, которые нас так мучили, так терзали, так зверски с нами поступали, может, не покаялись, не поняли, что они делали, но когда я кричу к Богу, вопию к Нему, плачу перед Ним о том, чтобы Он их как-нибудь спас, не может ли Господь мне сказать: Легко теперь о них молиться: ты не страдаешь; чем ты докажешь Мне свою искренность в молитве. Вот отношение простого русского христианина. И к этому все мы призваны, потому что мы крещением облекаемся во Христа, потому что мы миропомазанием получаем Духа Святого, потому что мы причащением становимся одним телом, одной жизнью со Христом Спасителем, Сыном человеческим, во всем подобным нам, кроме греха, но и Сыном Божиим, и начинается в нас тот процесс, который должен нас приобщить Божественной жизни в конце времен.

И вот когда мы думаем о Покрове Божией Матери над Русской землей, разве мы не можем понять, что Она — да, вместе с нами стояла у престола Божия, что Она слезно молила Бога о том, чтобы милость сошла на нас, чтобы крепость нам была дана, но не о том, чтобы мы были лишены чудесного дара жить и умирать во спасение тех, которым нужно наше прощение и нужно свидетельство о том, что значит быть человеком, в котором живет Божественная любовь.

Но вы скажете: Как это сделать? Где найти силы. Апостол Павел обратился к Богу, видя, что ему надлежит совершить на земле, обратился к Нему с мольбой о силе, и Христос ему ответил: Довольно тебе Моей благодати, сила Моя в немощи твоей проявляется. В какой немощи? Конечно, не в страшливости, не в трусости, не в лени, не в унынии, а в той немощи, которую мы можем явить, когда мы отдаем себя беззащитно, как ребенок себя отдает в объятия матери, не защищаясь, просто зная, что он безопасен в ее объятиях. Вот как мы должны отдать себя Богу, и тогда сила Божия в нас совершится, не мудростью наших слов, не силой наших действий, а открытостью нашей благодати Божией, которая будет изливаться через нас на всё и на всех вокруг нас.

Мы имеем другую еще радость сегодня: мы впервые можем молиться Святейшему Патриарху Тихону. Он для нас — образ многострадальной, распятой Руси. Он, человек старого времени, вошел в новое время, неведомое ему до того, и вгляделся в пути Божии; и эти пути он сумел прозреть, и смысл их для себя и для других раскрыть, и он поставил Церковь в должное положение по отношению к земным властям и к Богу. Он для нас — образ всех новомучеников, которых мы вспоминаем, всех подвижников веры, мужчин и женщин, детей и стариков, которые свою жизнь отдали, которые жизнью и смертью поплатились за то, что они захотели до конца остаться Христовыми. Он как бы ключ, он — средоточие всего этого подвига. Он в свое время соединял невидимо, через непроходимые границы, тех, которые остались на многострадальной, измученной нашей родной земле, и тех, которые, подобно моим родителям и мне, оказались на чужбине, лишенные родины и лишенные такой земли, в которой они могли стать своими. Он нас соединял, он был тем, который за нас всех молился и за которого мы и тут, и там могли молиться одним сердцем. Какое чудо! Конечно, он молился за нас, за Русскую землю и когда был на земле живым, и когда предстал перед престолом Божиим. Признание его святости говорит в первую очередь не о его святости, а о том, что теперь мы можем ее провозгласить, о том, что теперь мы ее понимаем, как, может быть, не понимали раньше, и благодарим Бога за то, что, подобно ему, следуя его учению, его образу, миллионы людей на родной земле жили и умирали по вере своей. Слава Богу. И поэтому когда нам придет время скорби, большой или малой, будем помнить, что скорбь наша — это скорбь Христова, что несем мы эту скорбь, потому что мы Христовы, потому что мы — тело Христово на земле, продолжение Его телесного присутствия, Его распятого тела. Аминь!

Рекомендовано для использования на уроках ОПК.

Источник статьи: http://foma.ru/14-oktyabrya-2013-pokrov-presvyatoj-bogorodiczyi.html

Оцените статью