Что за праздник ава

15 Менахем-Ава — великий праздник

В Мишне сказано: «Никогда не было у Израиля более великих праздников, чем 15 Ава и Йом Кипур». В Талмуде приводится несколько объяснений, почему 15 Ава — праздник, по значению превосходящий все остальные.

6 причин

1. «В этот день коленам Израилевым было разрешено смешиваться между собой». Ранее, в силу закона о наследовании, женщине, получившей по наследству имущество отца, было запрещено вступать в брак с мужчиной из другого колена. Этот запрет был отменен 15 Ава.

2. «В этот день колену Биньямина было позволено присоединиться к обществу». Из-за вражды между коленом Биньямина и другими коленами эти последние поклялись, что не будут отдавать своих дочерей в жены мужчинам из колена Биньямина. Эти раздоры между коленами также прекратились 15 Ава.

3. «В этот день люди поколения Исхода перестали умирать». Поколение, вышедшее из Египта, было обречено на гибель в пустыне из-за греха разведчиков. В течение сорокалетнего скитания в пустыне, каждый раз на девятый день Ава (9 Ава), кто-то из этого поколения умирал. В сороковой же год все остались живы. Евреи решили, что ошиблись в отсчете дней, и когда 15 Ава увидели, что никто не умирает, то поняли, что сорокалетнее наказание закончилось. С того момента этот день они стали отмечать как праздник.

4. «В этот день Ошеа бен Эло снял посты, которые были установлены на дорогах Йеровамом бен Навот для того, чтобы не разрешать сынам Израилевым совершать по праздникам паломничество в Иерусалим». После смерти короля Шломо (Соломона) Йеровам бен Навот поднял восстание и, расколов страну надвое, стал править десятью коленами (Израильское Королевство), в то время как сын Шломо правил двумя другими коленами (Иудеей). По обычаю, по крайней мере три раза в год, евреи совершали паломничество в Бейт а-Микдаш (Священный Храм), который находился в Иерусалиме, в Иудее. Йеровам, опасаясь, что эти паломничества закончатся тем, что люди уйдут из его королевства и поселятся в Иудее, учредил в своем государстве языческие культы и установил посты на дорогах, ведущих в Иерусалим. Впоследствии король Израильский Ошеа бен Эло в день 15 Ава снял эти посты и отменил запрет на паломничество в Иерусалим.

Читайте также:  Новогодние праздники закончились пора

5. «В этот день было разрешено похоронить павших в Бейтаре». Бейтар — один из последних городов, захваченых римлянами входе завоевания Святой Земли. Когда Бейтар в конце концов пал, римляне запретили хоронить погибших защитников города. Этон разрешение было дано 15 Ава.

6. «В этот день заканчивали заготовку дров для жертвенника», длившуюся все лето, ибо с 15 Ава летняя жара начинает спадать и дрова уже не успевают «доходить». Сырые дрова чадят и из-за этого их нельзя использовать для жертвенника. Кроме того, в них могут завестись черви, а червивые дрова не пригодны для алтаря. Поскольку заготовка дров для алтаря была священной обязанностью и важной заповедью, то в день ее завершения устраивали праздник, как устраивали праздничную трапезу после завершения изучения Торы.

Эти перечисленные в Талмуде шесть причин в сущности сводятся к пяти, так как первые две — «день, когда коленам Израилевым было разрешено смешиваться между собой» и «день, когда колену Биньямина было позволено присоединиться к обществу» — воплощают одну и ту же идею.

15 Ава и 9 Ава

Праздник 15 Ава превосходит все другие еврейские праздники еще и потому, что в этот день наступает полнолуние.

Еврейский календарь — лунный, да и самих евреев наши мудрецы уподобляют луне. Как луна убывает, а затем возрастает, так и еврейский народ, иногда опускавшийся на низкий духовный уровень, в конце концов обязательно снова поднимался. 15 Ава, день полнолуния, символизирует возрождение еврейского народа.

Однако есть и одиннадцать других месяцев, когда луна также бывает полной. Более того, в месяцы Нисан и Тишрей полнолуние отмечает начало праздников — соответственно Песах и Суккот. Чем же, собственно, так отличается месяц Ав, что «у Израиля не было более великих праздников, чем 15 Ава»?

Ответ заключен в другом знаменательном дне — 9 Ава. В этот день, но в разные годы, были разрушены оба Бейт а-Микдаш; в этот день началось долгое и мучительное изгнание, в котором мы до сих пор пребываем. Разрушение Храма — трагедия, посланная евреям в наказание за их прегрешения. 9 Ава — это самая низкая точка в еврейской духовной и физической истории.

Но все эти трагедии — не бесцельные «удары судьбы». «После спуска начинается подъем»: чем глубже спуск, тем выше будет последующий подъем. Именно после 9 Ава — низшей точки — мы можем достичь недосягаемых высот. Таким образом, 15 Ава — день, когда луна достигает максимальной полноты, — символизирует следующий за «падением» 9 ава взлет еврейского народа на уровень, возвышающийся даже над пятнадцатым днем Нисана или Тишрея (праздниками Песах и Суккот).

Таким образом, пять радостных событий 15 Ава соответствуют пяти трагическим событиям 9 Ава. Бедствия 9 Ава 15 Ава преображает в величайшее из благ — «в Израиле никогда не было более великого праздника, чем Пятнадцатое Ава…». Основной смысл бедствий месяца Ав заключается в том, что они должны быть преображены в радостный праздник 15 Ава.

Любовь к ближнему

Бейт а-Микдаш (Храм) был разрушен из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу. Все события 15 Ава, в противоположность событиям 9 Ава, выражают понятие любовь к ближнему.

«В этот день коленам Израилевым было разрешено смешиваться между собой, а колену Биньямина — присоединиться к обществу». Приведенные в Талмуде два объяснения, которые, по сути, сводятся к одному — совершенно очевидно выражают идею любви к ближнему. Действительно, тот факт, что в этот день произошло объединение еврейского народа, уже сам по себе заслуживает праздника.

Кроме того, «в этот день было разрешено похоронить павших в Бейтаре и в этот день перестали умирать люди поколения Исхода». Эти два объяснения также говорят о любви Б-га к евреям, проявившейся в этих актах милосердия к ним.

«В этот день Ошеа бен Эло снял посты на дорогах и тем самым запрет, введенный Йеровамом бен Навот на паломничество в Иерусалим по праздникам сынов Израиля». Это дало возможность всем коленам Израиля объединиться. Здесь опять вступила в силу любовь к ближнему.

Дрова, которые заканчивали заготавливать 15 Ава, предназначались для жертвоприношений на алтаре, а алтарь, по выражению наших Мудрецов, «отменяет и кормит, делает приятным и искупляет». Слово «отменяет» подразумевает «отменяет суровый приговор Израилю», а слова «делает приятным» — «делает приятным в глазах Всевышнего» — это опять идея любви.

Кроме перечисленных в Талмуде причин празднования 15 Ава, связанных с понятием любовь к ближнему. Мидраш приводит еще одну: «В эти дни дочери Иерусалима… выходили водить хороводы в виноградниках со словами: «Молодец, подыми взор свой и посмотри, кого ты выбираешь себе в жены. Не обращай внимания на красоту, а смотри на семью. Обманчива прелесть и тщетна красота — лишь Богобоязненная женщина достойна похвал». Талмуд развивает эту тему и говорит, что «дочери Иерусалима выходили одетыми в одолженные ими белые одежды, чтобы не смущать тех, у кого не было своих одежд». В этом тоже проявлялась любовь к ближнему.

Общая тема всех причин празднования 15 Ава — любовь к ближнему. Реализация этого принципа на практике ликвидирует причины изгнания и в конечном итоге само изгнание.

Источник статьи: http://moshiach.ru/calendar/5/15av.html

15 Ава

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

15 Ава — праздник любви? [↑]

Мишна в трактате Таанит говорит: «Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур».

Что это за день — Пятнадцатое ава и почему он сравнивается с Йом Кипуром?

Мудрецы наши разъясняют: Йом Кипур символизирует прощение греха золотого тельца. И прощение это даровано Вс-вышним именно в этот день, и именно тогда Моше Рабейну спустился с Синая с новыми Скрижалями завета.

Пятнадцатое ава тоже символизирует искупление греха — греха разведчиков, посланных в Страну Израиля и оклеветавших ее. Пятнадцатого ава прекратился мор, уничтожавший выходцев из Египта и бывший исполнением вынесенного Вс-вышним смертного приговора всему поколению, совершившему два тяжелых греха: создавшему золотого тельца и не желавшему идти в Эрец Исраэль.

События, произошедшие 15 Ава [↑]

Шесть положительных событий произошли Пятнадцатого ава:

1. Как мы уже говорили, выходцы из Египта перестали умирать в этот день.

Их было 600 000 — людей старше 20 лет, и каждый год Девятого ава умирало 15 000 человек.

На сороковой год скитаний в пустыне, когда народ Израиля стоял уже на пороге Эрец Исраэль, Девятого ава своей участи ожидали последние 15 тысяч.

Однако Вс-вышний, помня о многочисленных испытаниях, перенесенных нашими предками в пустыне, сжалился над ними и решил оставить их в живых. Оставшись в живых, эти люди решили, что ошиблись и что Девятое ава еще не наступило. Однако когда настало 15 ава, день полнолуния, сомнения исчезли, стало совершенно ясно, что сейчас — действительно месяц ав, что Девятое ава миновало и никто не умер.

Поэтому Пятнадцатое ава навсегда осталось днем радости — потому что Вс-вышний даровал им жизнь и грех разведчиков полностью искуплен.

Вот теперь понятно, что говорит Мишна: не было у Израиля праздников, подобных Пятнадцатому ава и Йом Кипуру, — потому что нет радости большей, чем очищение от грехов, от греха создания золотого тельца — в Йом Кипур, и от греха разведчиков — Пятнадцатого ава.

2—3. В этот день были отменены два брачных ограничения: запрет на браки между мужчинами и женщинами из разных колен Израиля, а также запрет сынам колена Биньямина жениться на девушках из других колен.

Как известно, вследствие инициативы дочерей Цлофхада (о которой рассказывается в книге Бемидбар) Вс-вышний запретил девушке, наследующей состояние отца, выходить замуж за сына иного колена Израиля — чтобы земельное владение не переходило от колена к колену.

Много лет спустя произошла трагическая «история наложницы в Гиве» (Шофтим, 19—21), вследствие которой остальные колена Израиля опрометчиво поклялись: «Никто из нас не отдаст свою дочь замуж в колено Биньямина». В результате возникла опасность, что колено Биньямина вымрет. Обе эти санкции были отменены Пятнадцатого ава. Народ понял, что колено Биньямина не перенесет этого запрета, и раскаялся в совершенном: «Отстранено сегодня одно колено от Израиля!»

Но возник вопрос: «Что же мы можем сделать для них — мы, которые поклялись именем Г-спода, что не будем давать им наших дочерей в жены?!»

Выход был найден: клятва, которой поклялись тогда евреи, не вечна и не распространяется на все последующие поколения. Подобный выход был найден и для отмены запрета браков между представителями разных колен: этот запрет был в силе только для поколения, которое завоевало Страну Израиля.

И 15 ава сынам Биньямина было разрешено «умыкать» себе жен из жительниц города Шило, вышедших в виноградники «водить хороводы».

Так было сохранено существование целого колена Израиля, и, естественно, исчез запрет женщинам-наследницам из одного колена Израиля выходить замуж в другое колено.

Это был первый в еврейской истории случай объединения родов народа Израиля, и книга Шофтим называет его «праздником во имя Г-спода». А с течением времени, как говорит Мишна, стало обычаем начинать сватовство в этот день, чтобы создавать новые семьи в Израиле.

4. 15 ава израильский царь Гошеа бен Эйла отменил заставы на дорогах, ведущих в Иудею.

Когда еврейское царство разделилось на два — Иудейское и Израильское, первый израильский царь Йоровам бен Неват опасался, что если его подданные три раза в году будут приходить на праздник в Иерусалим, их сердце постепенно вернется к монархии Дома Давида. Поэтому он запретил им ходить в Иерусалим, а чтобы гарантировать исполнение своего приказа, перекрыл движение на дорогах, ведущих в Иудею.

В качестве замены Иерусалимского Храма он поместил в двух городах, Дане и Бейт-Эле, идолов в виде тельцов, и приказал поклоняться им. Так окончательно распалось некогда единое государство: в Иудее продолжали служить единому Б-гу, а в царстве Йоровама распространилось идолопоклонство.

Однако последний израильский царь, Гошеа бен Эйла, снял заставы на дорогах, разрешив народу совершать паломничество в Иерусалим и тем самым предприняв попытку сократить пропасть, разделявшую оба царства.

5. 15 ава заканчивали заготовку дров для жертвенника в Храме, о котором Тора говорит: «Постоянный огонь, зажженный на жертвеннике, не должен погаснуть».

В начале эпохи Второго Храма большая часть Страны Израиля была опустошена, и задача заготовки дров для жертвенника была почти невыполнимой. Народ, однако, горячо принялся за эту работу, что зачастую было связано со смертельной опасностью. Те, кто доставлял собранные дрова в Храм, удостаивались возможности принести Вс-вышнему благодарственную жертву под названием «корбан эцим» («жертво-приношение дров»).

Последним днем заготовки дров для жертвенника было 15 ава, потому что с этого дня жара начинала спадать.

Дело в том, что на жертвенник можно было приносить только такие дрова, в которых нет червяков, а с 15 ава вероятность наличия их в дровах увеличивалась, так как повышается влажность, а по ночам становится холоднее. Следовательно, Пятнадцатое ава было также храмовым праздником.

6. 15 ава были похоронены мученики Бейтара, в честь чего к «Биркат Амазон» [Благословение после еды] мудрецы добавили последнее, четвертое благословение.

Дело в том, что римляне запретили хоронить тела защитников Бейтара, но 15 ава, спустя год после падения этой крепости, запрет был отменен.

Двойным чудом было это событие: во-первых, Вс-вышний смягчил сердца безжалостных римлян, а во-вторых, — оказалось, что несмотря на долгое время, которое трупы находились под открытым небом, доступные диким зверям и птицам, они остались в целости и сохранности.

Поэтому в четвертое благословение вставлены слова (ставшие его заглавием) «добрый и творящий добро». «Добрый» — потому что Вс-вышний охранил тела от разложения, «творящий добро» — потому что обеспечил им захоронение.

И по сей день мы отмечаем Пятнадцатое ава как радостный день. В этот день не читают «Таханун» и не предаются скорби.

Круг замкнулся [↑]

С Пятнадцатого ава начинается духовная подготовка к месяцу элул и «Грозным дням».

Продолжительность дня уменьшается, а ночи — увеличивается. Приближаются дни подведения итогов. И сама природа способствует этому: земледельческая страда заканчивается, спадает жара, человеку легче думается в эти дни.

Начиная с Пятнадцатого ава принято желать друг другу доброго года. Гиматрия этого пожелания — «Дай Б-г, чтобы вы были записаны на счастливый год в книге жизни и чтобы запись эта была скреплена печатью!» — равняется гиматрии слов «Пятнадцатое ава» — 928.

Еще один намек на приближающиеся «Грозные дни» мы находим в 29-й главе книги Дварим: «Вы стоите все вместе сегодня пред Г-сподом, Б-гом вашим: главы ваших колен, ваши старейшины и ответственные за порядок, все мужи Израиля, ваши дети и жены ваши, и прозелиты, живущие в стране вашей, — от дровосека до водоноса, — чтобы вступить в союз с Г-сподом, Б-гом вашим, в клятвенный союз, который Г-сподь заключает с вами сегодня». Упоминание дровосека — это намек на 15 ава, когда прекращают сбор дров для жертвенника в Храме; а упоминание водоноса — намек на день Ошана Раба, когда возливали воду на жертвенник; и в течение всего этого времени, от 15 ава до Ошана Раба, «вы стоите все вместе пред Г-сподом, Б-гом вашим».

Возвращается атмосфера дней чтения «слихот» и просьб о милосердии, атмосфера дней суда. Снова мы стоим перед лицом наступающего года со всеми его праздниками и постами, с днями душевного веселья и днями траура, снова нас ожидает подведение итогов уходящего года.

Круговорот года завершен — и начинается новый кругооборот, начинается новый год и его благословения.

Источник статьи: http://toldot.ru/15ava.html

Оцените статью