Что за праздник братчина

Братчина — древний славянский ведический обряд

Братчина — древний славянский ведический обряд, который сопровождал большинство празднеств наших Предков. В переводе с древнерусского «братчина» означает — пиршество, устраиваемое в складчину, то есть общинный праздничный пир. Народные пиршества, известные под названием «братчина» сохранялись почти в неизменном виде с древнейших времён вплоть до начала 20 века. Русская братчина нередко сочеталась с крупными годовыми праздниками, была приурочена к окончанию сбора урожая, а также ко дням почитания верховных Божеств славянского языческого пантеона.

Обряд братчины восстанавливается ныне примерно следующим образом: назначается день братчины и выбирается староста-пирник; собираются взносы на покупку продуктов для общего стола; откармливается заготовленное животное; изготавливаются необходимые обрядовые напитки (квас, вино, пиво, сурья), то есть готовится канун. Община, гости, торговые, купцы, дружина, поселяне, горожане выбирают место проведения братчины. Местом для братчины мог служить дом старосты братчины, поле, курган, святилище и другие места. На братчину необходимо получить приглашение, в том числе и скоморохам, музыкантам, песенникам. Гости рассаживаются на братчине по строгому порядку, за разными столами: «передними», «средними», «окольными». Принцип размещения мог иметь разную основу: по заслугам перед общиной или по возрасту. Скоморохи в былинах сидели за печкой, и только по мастерству их игры определяли пересаживать ли их на более почётное место.

Обязательно на братчине выпивались три рядобные чаши, то есть братины идущие строго по ряду сидящих за столом, остальным можно было не пить. На пирах-братчинах обсуждались различные вопросы, видимо, именно от этого и зависел состав участников пира. Пир мог продолжаться несколько часов подряд — день, два, три дня, двенадцать дней и даже месяц. Кости съеденных животных, восковые и глиняные хлеба и другие приношения захоранивались, топились в воде или сжигались. Жертвы преподносились упомянутым ранее Богам и четырём стихиям мироздания, при этом возносились молитвы или заговоры.

Читайте также:  Праздник для детей вао

Источник статьи: http://ruspravda.info/Bratchina-drevniy-slavyanskiy-vedicheskiy-obryad-878.html

Братчина

Братчина (братщина, братшина [1] ) — вид пирования на Руси, совершаемое в складчину в определенное время и на котором могли решаться внутренние вопросы сельского или городского общества [2] [3] [4] . Словом братчина назывались также сельская общинная, религиозно-общинная или городская ремесленная (цеховая) корпорация. У каждой такой общины или корпорации имелся свой святой покровитель и годовой праздник [5] .

Содержание

Праздничные братчины

Обычно братчину устраивали на Николин день (Никольщина), Покров (Покровщина) или Рождество (Рождественская), а также на Масленицу и храмовой праздник. Ещё в XIX веке в них принимали участие вместе с крестьянами и некоторые владельцы. Иногда такие застолья сопровождались драками, в связи с чем духовенство советовало помещикам не участвовать в крестьянских братчинах. Для разбирательства возможных ссор и драк, из числа участвовавших на пиру-братчине, избирались братчинники [6] .

Содержание братчины

  • Товарищество, братство, артель, с правом самосуда, которое удержалось за ней до конца XVII века. Во главе её стоял выборный староста, ведавший хозяйство братчины и наблюдавший за порядком во время пированья. Впрочем, под конец дела уголовные были изъяты из ведения братчины.
  • Складчина, ссыпщина, пир на общий счет, называемый иногда братовщиною и братовщинками; участники в ней назывались ссыпцами, вероятно, от того, что в старину каждый жертвовал на варение пива и браги зерном.

Обычаи

Русская братчина нередко сочеталась с храмовыми, установленными по обету, отдельными годовыми, наиболее чтимыми праздниками («Никольщина», «Михайловщина», «Кузминки», «Покровщина» и т. п.). Иногда братчины связывались с окончанием сбора урожая, с Ильиным днём.

Для ритуальной общесельской трапезы на Русском Севере особо выкармливали и закалывали жертвенное животное — чаще всего быка, вола или барана — и варили в большом котле. Отсюда рус. арханг. «котельная вера». Трапезный стол был длинным («порой саженей до 30»), а мясо из котла делилось на две части: церковному причту и прихожанам по числу семей. Помимо мяса жертвенными продуктами были хлеб, воск и мёд, из которого варили пиво. Так, на Вологодчине (Грязовецкий уезд) в Ильин день в деревне пекли огромный каравай «для всего мира» (из-за этого ломали устье печи) и 12 караваев поменьше. У русских братчиной назывались и общие празднования в складчину (также ссыпщина, ссыпка, мирщина) разного характера и приуроченности. Среди них выделялись законодательно установленные «пивные» братчины (частным лицам разрешалось варить пиво до четырёх раз в год к церковным и семейным праздникам), к ним относились и популярные братчины — «никольщины» в честь «пивного бога» Николы. Ср. русское наниколитъся — напиться в Николин день. На братчину избирался староста, руководящий пиршеством.

В восточной Белоруссии (Могилёвщина, Гомельщина) и в южно-русской зоне (Жиздринский уезд) в городах и сёлах существовали «свечные» братчины — общества, собиравшие в праздник мёда и воска по 10 пудов. Братчики делали большую свечу, иногда в два пуда, по очереди определяя, кому за кем ежегодно принимать в свой дом «мирскую» или «братскую» свечу, которая называлась также свеча Васильевская, благовещенская, юрьевская, Никольская, Ильинская и т. п. в соответствии с праздниками, когда её впервые зажигали. Свечу зажигали «на куте» накануне праздника, и хозяин с домашними, а также братчинами и их семьями пировали за столом с водкой, и на следующее утро свечу относили в церковь к обедне для освящения и вновь возвращали в дом, чтобы она горела при повторном пиршестве, при «гулянии свечи», и под конец его переносили в дом хозяина-братчика, очередь которого приходилась на будущий год.

Основные источники по братчине

  • Первая фиксация братчины под 1159 г. в Ипатьевской летописи в связи с борьбой между князем Ростиславом и жителями Полоцка[7] ;
  • Множество однотипных грамот, объединяемых под одной тематикой — запрет ходить незванными на пиры и братчины [8] ;
  • В Псковской судной грамоте идет речь о предоставлении возможности на братчинах учинять суд [9] ;
  • О братчине говорится в эпических произведениях — о Василии Буслаеве[10] , о Горе-Злочастии[11] .

См. также

Примечания

  1. ↑ Словарь русского языка XI—XVII вв. / Глав. ред. С. Г. Бархударов. — М.: Наука, 1975. — Вып. 1. — С. 326.
  2. Попов А. Пиры и братчины // Архив историко-юридических сведений относящихся до России. — М.: Тип. А. Семена, 1854. — Кн. 2.2. — С. 19—41.
  3. ↑Даль, 1880—1882.
  4. ↑ Этимологический словарь славянских языков / Под ред. О. Н. Трубачёва. — М.: Наука, 1976. — Вып. 3. — С. 9.
  5. ↑Терновская, Толстой, 1995, с. 256.
  6. ↑Брокгауз и Ефрон, 1890—1907.
  7. ↑ Полное собрание русских летописей. — СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1908. — Т. II. Ипатьевская летопись. — Стб. 495.
  8. ↑ См. в сборниках: Акты социально—экономической истории Северо—Восточной Руси конца XIV — начала XVI в. / Сост. И. А. Голубцова. — М: Академия наук СССР, 1952—1964. — Т. I—III.; Акты феодального землевладения и хозяйства / Сост. А. А. Зимина, Л. В. Черепнина. — М.: Академия наук СССР, 1952—1961. — Ч. 1—3.
  9. Алексеев Ю. Г. Псковская судная грамота. Текст. Комментарий. Исследование. — Псков: Возрождение, 1997. — C. 47.
  10. ↑ Былины о Василие Буслаевиче // Новгородские былины / Подг. Ю. И. Смирновым и В. Г. Смолицким. — М.: Наука, 1978. — С. 65, 126, 127, 139.
  11. ↑ Повесть о Горе—Злочастии / Подг. Д. С. Лихачевым и Е. И. Ванеевой. — Л.: Наука, 1984. — С. 6.

Литература

  • Братчинники // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Ветловская В. Е. Летописное осмысление пиров и дарений в свете фольклорных и этнографических данных // Генезис и развитие феодализма России: Проблемы идеологии и культуры. — Л.: Ленинградский государственный университет, 1987. — С. 58—78.
  • Брат // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882. — Т. 1.
  • Дорофеев Ф. А. Братчина в произведениях С. М. Соловьева (к вопросу о генезисе православных братств) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — № 2 (1). — 2010. — С. 191—194.
  • Зеленин Д. К. Древне-русская братчина, как обрядовый праздник сбора урожая // Сборник статей в честь академика А. И. Соболевского / Сборник Отделения русского языка и словесности. — Л.: Академия наук СССР, 1928. — Т. 101. — № 3. — С. 130—136.
  • Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусскаго народа в XVI и XVII столетиях. — СПб.: Тип. К. Вульфа, 1860. — 216 с.
  • Лущай Ю. В.Братчина на Русі за даними Марка Поло. // Збірник наукових праць. Серія «Історія та географія». – Харків: Колегіум, 2013. — Вип. 49. (укр.) Братчина на Руси по данным Марко Поло (перевод на русский).
  • Попов А. Пиры и братчины // Архив историко-юридических сведений относящихся до России. — М.: Тип. А. Семена, 1854. — Кн. 2.2. — С. 19—41.
  • Прыжов И. История кабаков в России в связи с историей русскаго народа. — СПб.—М.: Изд. М. О. Вольфа, 1868. — 320 с.
  • Соловьев С. М. Братчины // Русская беседа. — 1856. — Т. IV. — С. 108—117.
  • Старкова Ю. Ю. Братчина-пир в языческой традиции Древней Руси // Жертвоприношение: Ритуал в культуре и искусстве от древности до наших дней. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 253—265.
  • Братчина / Терновская О. А., Толстой Н. И. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 256—257. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Фомина Т. Ю. Повседневно—бытовая культура Великого Новгорода X—XII вв. (По археологическим материалам и письменным источникам) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». — 2009. — № 3. — С. 3—8.
  • Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). — М.: Московский государственный университет, 1982. — 246 с.

Ссылки

Что такое wiki2.info Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. wiki2.info является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

Источник статьи: http://wiki2.info/%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Братчина

Братчина — вид пирования на Руси, совершаемое в складчину в определенное время и на котором могли решаться внутренние вопросы сельского или городского общества.

Содержание

Содержание братчины

  • товарищество, братство, артель, с правом самосуда, которое удержалось за ней до конца XVII века. Во главе ее стоял выборный староста, ведавший хозяйство братчины и наблюдавший за порядком во время пированья. Впрочем, под конец дела уголовные были изъяты из ведения братчины.
  • Складчина, ссыпщина, пир на общий счет, называемый иногда братовщиною и братовщинками; участники в ней назывались ссыпцами, вероятно, от того, что в старину каждый жертвовал на варение пива и браги зерном. Братчины собирались преимущественно между крестьянами и в праздники и потому назывались именами праздников: Братская Никольщина (на Николин день), Братская Покровщина, Братская Рождественская и др. На них участвовали также вместе с крестьянами и владельцы, и они сопровождались большими бесчинствами и драками, чем пиры частные, почему духовенство не советовало участвовать на них. Такие пиры происходят и теперь среди крестьян — на масляной, осенью, в храмовой праздник, и среди некоторых инородцев (мордвы).

Основные источники по братчине

  • Первая фиксация братчины под 1159 г. в Ипатьевской летописи в связи с борьбой между князем Ростиславом и жителями Полоцка[1] ;
  • Множество однотипных грамот, объединяемых под одной тематикой — запрет ходить незванными на пиры и братчины [2] ;
  • В Псковской судной грамоте идет речь о предоставлении возможности на братчинах учинять суд [3] ;
  • О братчине говорится в эпических произведениях — о Василии Буслаеве[4] , о Горе-Злочастии [5] .

См. также

Примечания

  1. Полное собрание русских летописей. — СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1908. — Т. II. Ипатьевская летопись. — Стб. 495.
  2. См. в сборниках: Акты социально—экономической истории Северо—Восточной Руси конца XIV — начала XVI в. / Сост. И. А. Голубцова. — М: Академия наук СССР, 1952—1964. — Т. I—III.; Акты феодального землевладения и хозяйства / Сост. А. А. Зимина, Л. В. Черепнина. — М.: Академия наук СССР, 1952—1961. — Ч. 1—3.
  3. Алексеев Ю. Г. Псковская судная грамота. Текст. Комментарий. Исследование. — Псков: Возрождение, 1997. — C. 47.
  4. Былины о Василие Буслаевиче // Новгородские былины / Подг. Ю. И. Смирновым и В.Г. Смолицким. — М.: Наука, 1978. — С. 65, 126, 127, 139.
  5. Повесть о Горе—Злочастии / Подг. Д. С. Лихачевым и Е. И. Ванеевой. — Л.: Наука, 1984. — С. 6.

Литература

  • Братчина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Ветловская В. Е. Летописное осмысление пиров и дарений в свете фольклорных и этнографических данных // Генезис и развитие феодализма России: Проблемы идеологии и культуры. — Л.: Ленинградский государственный университет, 1987. — С. 58—78.
  • Дорофеев Ф. А. Братчина в произведениях С. М. Соловьева (к вопросу о генезисе православных братств) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — № 2 (1). — 2010. — С. 191—194.
  • Зеленин Д. К. Древне—русская братчина, как обрядовый праздник сбора урожая // Сборник статей в честь академика А. И. Соболевского / Сборник Отделения русского языка и словесности. — Л.: Академия наук СССР, 1928. — Т. 101. — № 3. — С. 130—136.
  • Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусскаго народа в XVI и XVII столетиях. — СПб.: Тип. К. Вульфа, 1860. — 216 с.
  • Попов А. Пиры и братчины // Архив историко-юридических сведений относящихся до России. — М.: Тип. А. Семена, 1854. — Кн. 2.2. — С. 19—41.
  • Прыжов И. История кабаков в России в связи с историей русскаго народа. — СПб.—М.: Изд. М. О. Вольфа, 1868. — 320 с.
  • Соловьев С. М. Братчины // Русская беседа. — 1856. — Т. IV. — С. 108—117.
  • Старкова Ю. Ю. Братчина-пир в языческой традиции Древней Руси // Жертвоприношение: Ритуал в культуре и искусстве от древности до наших дней. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 253—265.
  • Терновская О. А., Толстой Н. И. Братчина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М .: Международные отношения, 1995. — Т. 1. — С. 256—257. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Фомина Т. Ю. Повседневно—бытовая культура Великого Новгорода X—XII вв. (По археологическим материалам и письменным источникам) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». — 2009. — № 3. — С. 3—8.
  • Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). — М.: Московский государственный университет, 1982. — 246 с.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Братчина» в других словарях:

братчина — и братчина … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

братчина — сущ., кол во синонимов: 6 • артель (16) • пикник (8) • пир (47) • … Словарь синонимов

БРАТЧИНА — обычай общинного пира у славян … Этнографический словарь

БРАТЧИНА — купеческая или цеховая корпорация на северо западе Русского государства в XIV XVI вв … Юридическая энциклопедия

братчина — братчина, обычай общинного пира у славян … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Братчина — так на Руси и в России дореволюционного периода назывались «складчины», «ссыпщины» съестных припасов для проведения общего праздника, пира, носящего обрядовый характер. Братчина – это коллективная трапеза за счет личных взносов каждого участника… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

БРАТЧИНА — (канун, свеча), совместная трапеза полноправных членов однодеревенской общины, устроенная в складчину после молебна. В основе братчин лежал благочестивый обычай поминание святого, к помощи которого обратилась некогда община для спасения от… … Русская история

братчина — I бра/тчина = братчи/на 1) В старину: товарищество, артель. 2) В старинном крестьянском быту: празднество, устраивавшееся на общий счёт. Собраться на братчину. На братчину варилось пиво с расчетом не только на жителей села, но и на гостей,… … Словарь многих выражений

БРАТЧИНА — Кунаш Братчина, барский крестьянин. 1565. Арх. VII, 2, 271 … Биографический словарь

Братчина — обычай общинного пира у славян … Этнографический словарь

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1285727

Оцените статью