Что за праздник день ермака
Сибирь словно ждала Ермака. Ведь еще в 1555 году послы князей — братьев Едигера и Бекбулата, из татарского рода Тайбугинов, просили Иоанна IV принять Сибирь «под свою руку».
26 октября (по новому стилю 8 ноября) православная Церковь отмечает День памяти святого великомученика Димитрия Солунского, с древних времен почитаемого на Руси покровителя воинов. Согласно летописям, Ермаку и его товарищам перед решающей битвой на Чувашском мысу было видение этого христианского святого, что обещало поддержку свыше и победу в богоугодном деле.
Расширение границ России изменило ее политический статус, способствовало обогащению экономической, духовной и культурной жизни России. Обширные плодородные земли, населенные ценным пушным зверем леса, могучие сибирские реки, несметные запасы полезных ископаемых стали достоянием всего Российского государства.
Послание императора
История свидетельствует, что в 1881 году император Александр III обратился с торжественным посланием к жителям Сибири в честь 300-летия вхождения ее в состав российского государства. Он пожелал сибирскому краю процветания и отметил выдающееся значение этой земли. В крупных городах России, в Москве и Петербурге, 26 октября 1881 года прошли праздничные мероприятия. Так Россия впервые отметила День Сибири.
С того времени крестные ходы и благодарственные молебны, посвященные памяти Ермака и его дружины, научные и просветительские мероприятия, общественные обеды, губернаторские приемы и балы, ярмарки и народные гулянья стали проводиться ежегодно. Специально к празднику выпускались газеты и журналы. Отмечался День Сибири в России вплоть до 1919 года.
Место для подвига
Сибирь дала православному миру таких святых как Василий Мангазейский, Иоанн Тобольский, Иннокентий Иркутский, Симеон Верхотурский, Герман Аляскинский, Филофей Лещинский и Миcаил Абалакский.
Любовь к матушке-Сибири, благородное желание послужить ей, были присущи многим сибирякам. Сибирские купцы (Текутьев, Щеголевы, Кузнецовы, Переплётчиков, Баландина, Кытмановы и др.) проявляли свою любовь к родной земле щедрой благотворительностью, представители интеллигенции — истинные подвижники — были неизменными радетелями расцвета этого края.
Освоение месторождений нефти и газа, добыча и переработка полезных ископаемых — величайший трудовой подвиг нашего народа.
В краю непроходимых болот, дикой тайги, приполярной тундры, вечной мерзлоты проложены линии электропередач, автомобильные и железные дороги, выстроены красивые современные города.
Главное богатство края
И в наше время одним из главных богатств Сибири остаются люди, стремящиеся потрудиться во имя прославления и процветания родного края. Благодаря горячим душам и трудам таких сибиряков, в начале нашего века возобновилась традиция празднования Дня Сибири. Уже не первый год отмечают этот праздник города Красноярск, Иркутск, Чита и Тюмень. Именно в День Сибири представители разных национальностей собираются вместе, чтобы поблагодарить Бога за то, что довелось родиться, жить и трудиться в щедром краю, прославить землю сибирскую.
Празднование Дня Сибири позволяет глубже осознать, что мы едины, мы можем и будем жить дружно, воспитывая у своих детей уважение и доброжелательность к землякам, соседям.
Исследователи сибирского края отмечают свободолюбие, ярко выраженную привязанность к родной стороне и чувство собственного достоинства жителей этой гостеприимной земли. Добропорядочность, душевность, отзывчивость, любовь к Отечеству — вот те качества, которые сроднили русский народ с коренными народами Сибири, помогли общими силами отстоять Родину в период Великой Отечественной войны, помогают сегодня жить в мире и взаимопонимании.
Возрожденный праздник
В Тюмени возобновилась традиция отмечать этот замечательный праздник с 2011 года. Большой вклад в это благое начинание внесли известные общественные деятели города Николай Константинович Фролов — заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор филологических наук, профессор, академик РАЕН и АЭН, председатель Фонда имени Ермака Тимофеевича и секретарь Фонда Любовь Петровна Кузнецова (к сожалению, сегодня с нами их нет).
Ежегодно к празднику объявляется конкурс детского рисунка на тему «Тебя, Сибирь, мои обнимут длани».
«Иллюстрация исторического сюжета», «Я и Ермак», «Братской жизни народов посвящается», «Мирное и дружное управление братьев Едигера и Бекбулата», «Игрушки и игры Ермака» — вот только некоторые номинации конкурса.
«Конкурсанты показали удивительные образцы творчества, которые свидетельствуют о любви к Родине, восхищении подвигами своих предков. Детские рисунки подтверждают: среди нас живут добрые люди, и сегодняшний день нашего Отечества — это, прежде всего, преемственность поколений в добром деле…» Эти слова принадлежат членам жюри и организаторам конкурса.
В конкурсе принимают участие воспитанники детских садов, общеобразовательных, воскресных и художественных школ, домов творчества Тюмени и области.
К знаменательному дню организуются выставки рисунков, которые прислали ребята на конкурс, выпускаются журналы и газеты о Ермаке, карманные календари и значки с изображением легендарного атамана.
Праздничные мероприятия обычно проходят в больших концертных залах Тюмени. Церемонию награждения участников конкурса предваряет большой концерт национальных (ненецких, татарских, хантыйских, башкирских, чувашских, цыганских и др.) творческих коллективов, а также выступление детских ансамблей. Участники конкурса получают грамоты, благодарности, дипломы и подарки. Награждаются также педагоги, народные коллективы и их руководители.
Источник статьи: http://xn--90afdmba5a1af3i.xn--p1ai/istoriya-prazdnika/
День памяти завоевателя Сибири легендарного казачьего атамана Ермака Тимофеевича
Сегодня мы также вспоминаем героя Первой мировой войны капитана 1-го ранга Петра Ниловича Черкасова и моряков канонерской лодки «Сивуч»
Сегодня мы вспоминаем завоевателя Сибири легендарного казачьего атамана Ермака Тимофеевича, павшего 6 августа 1585 года. Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных казацких дружин, на Волге защищавших население от произвола и грабежа со стороны крымских татар. Об этом свидетельствуют донесения, челобитные «старых» казаков, адресованных Царю, а именно: Гаврила Ильин писал, что он 20 лет «полевал» (нес военную службу) с Ермаком в Диком поле, ветеран Гаврила Иванов писал, что служил Царю «на поле двадцать лет у Ермака в станице» и в станицах у других атаманов.
В 1579 году дружина казаков (больше 540 человек), под начальством атаманов Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана, Матвея Мещеряка, Черкаса Александрова и Богдана Брязги, была приглашена уральскими купцами Строгановыми для защиты от регулярных нападений со стороны сибирского хана Кучума, и пошла вверх по Каме, а в июне 1579 года прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых. Здесь казаки жили два года и помогали Строгановым защищать их городки от грабительских нападений со стороны сибирского хана Кучума.
К началу 1580 года Строгановы пригласили Ермака на службу, тогда ему было не менее 40 лет. Ермак участвовал в Ливонской войне, командовал казачьей сотней во время сражения с литовцами за Смоленск. Сохранилось письмо польского коменданта Могилева Стравинского, отправленное в конце июня 1581 года королю Стефану Баторию, в котором упоминается «Ермак Тимофеевич — атаман казацкий».
1 сентября 1581 года дружина казаков под главным начальством Ермака, выступила в поход за Каменный Пояс (Урал) из Нижнего Чусовского Городка. По другой версии, предложенной историком Р.Г.Скрынниковым, поход Ермака, Ивана Кольцо и Никиты Пана в Сибирь датируется следующим — 1582 годом, так как мир с Речью Посполитой был заключен в январе 1582 года, а в конце 1581 года Ермак все еще воевал с литовцами.
Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным, Соловьевым и другими), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений.
Важно отметить, что в распоряжении будущего противника казаков, хана Кучума, находились силы, в несколько раз превосходившие дружину Ермака, но вооруженные значительно хуже. Согласно архивным документам Посольского приказа (РГАДА), всего хан Кучум располагал примерно 10-тысячной армией, то есть одним «туменом», а общая численность «ясачных людей», которые ему подчинялись, не превышала 30 тыс. взрослых мужчин.
6 августа 1585 года погиб и сам Ермак Тимофеевич. Он шел с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу. Во время ночевки в устье реки Вагай Кучум напал на спящих казаков и истребил почти весь отряд. Согласно одной легенде, мужественно сопротивлявшийся атаман был обременен своими доспехами, в частности, подаренным царем панцирем, и, пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше. Согласно татарским преданиям, Ермак был смертельно ранен копьем в горло татарским богатырем Кутугаем.
Казаков оставалось так мало, что атаман Мещеряк должен был выступить обратно на Русь. После двухлетнего владения казаки уступили Сибирь Кучуму, чтобы через год вернуться туда с новым отрядом царских войск.
Сегодня мы также вспоминаем героя Первой мировой войны капитана 1-го ранга Петра Ниловича Черкасова (1882-1915) и моряков канонерской лодки «Сивуч», героически павших 6/19 августа 1915 года .
Полностью статья опубликована в разделе Этот день в Русской истории
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия «Насилию.нет»»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».
Источник статьи: http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/19/den_pamyati_zavoevatelya_sibiri_legendarnogo_kazachego_atamana_ermaka_timofeevicha/
День Сибири
К годовщине взятия столицы Сибирского ханства Ермаком и учреждения праздника
26 октября 1582 года, в день памяти великомученика Димитрия Солунского, казачьи отряды Ермака Тимофеевича, отслужив молебен, торжественно вступили в покинутую татарами столицу Сибирского ханства Кашлык (Искер).
Событие это произошло после разгрома 23-25 октября Ермаком и его казаками у Чувашского мыса 15-тысячного войска хана Кучума, бежавшего после поражения в Ишимскую степь. Вот как описывает эти события Ремезовская летопись: «И тогда задумали все казаки завершающий удар, и была это битва с кучумлянами четвертой. (. ) И тогда казаки по воле Божьей вышли из городка, едногласно восклицая: «С нами Бог! Подумайте, язычники, и покоритесь, потому что с нами Бог!» И 23 октября началось сражение и произошла великая битва, дрались врукопашную, побеждая противников своих. (. ) Когда стоял Кучум на Чувашской горе, то, видя большие потери среди своих, молилися со слезами сам и все неверные, приказав агунам и абызам своим взывать с мольбою к кумирам, но спали боги их, и оказался (Кучум) беспомощен и опозорен, тесним невидимою силой, и задумал бежать. А сражались три дня без сна неотступно. 24 октября князьки низовских остяков раньше всех из подданства и власти Кучума вышли и сразу бросились бежать без оглядки по своим местам, и стали жить, словно звери, в дремучих лесах, да спрячутся от русских людей. (. ) 25 октября Кучум, в усталости и печали лежащий на постели своей ночью, видение от Бога получил: внезапно отверзлись небеса с четырех сторон света, движущиеся его уничтожить воины светлые, вооруженные, крылатые и грозные; и дойдя до улуса его, окружили всё войско его, говоря: «Нечестивый сын темного демона Бахмета, отступись от этой земли, ибо Господня земля и все живущие на ней христиане благословенны, ты же беги в места своего обитания поближе к пропасти окаянного демона Бахмета». И вскочив, Кучум затрепетал всем телом, и так сказал: «Бежим отсюда, очень страшное место, да не погибнем». И ангел Господень погонял их, ибо путь их темен и скользок».
А 26 октября, как писал Н.М.Карамзин, «Ермак, уже знаменитый для Истории, отпев молебен, торжественно вступил в Искер, или в город Сибирь, который стоял на высоком берегу Иртыша, укрепленный с одной стороны крутизною, глубоким оврагом, а с другой — тройным валом и рвом. Там победители нашли великое богатство, если верить летописцу: множество золота и серебра, азиатских парчей, драгоценных камней, мехов и все братски разделили между собою».
Заняв Кашлык, Ермак милостиво («лаской и приветом») отнесся к местному населению, пообещав защиту от Кучума и, возложив на них обязанность ежегодно платить ясак, привел местные народности в подданство русскому Царю.
В царствование Императора Александра III дата эта — 26 октября — была принята за отправную точку присоединения Сибири к Российскому государству. Но из-за разночтений в летописях годом взятия Кашлыка посчитали не 1582-й, а 1581 год, постановив отметить 300-летие присоединения сибирских земель в России в 1881 году, после чего праздник стал ежегодным. Государь тогда обратился к сибирякам с Высочайшим посланием, в котором отметил выдающееся значение сибирского края для России и пожелал ему процветания. «Надеюсь, — сказал он, — что со временем, с Божьею милостью и помощью, обширный и богатый Сибирский край, составляющий уже три столетия нераздельную часть России, будет в состоянии нераздельно же с нею воспользоваться одинаковыми правительственными учреждениями, благами просвещения и усилением промышленной деятельности на общую пользу во славу дорогого нашего Отечества».
Столичные и региональные издания откликнулись на юбилей публикациями, в которых вспоминался подвиг Ермака и его дружины, а также рассуждениями о современном положении Сибири и необходимости его улучшения. В Санкт-Петербурге и Москве состоялись праздничные обеды.
«26 октября 1881 года, в зале гостиницы «Демут» состоялся Сибирский обед в ознаменование 300-летнего присоединения Сибири к России, считая памятный день взятая Искера началом покорения обширной Восточной окраины, — отмечалось в специально выпущенном по этому случаю издании. — Праздновать этот день собралось более двухсот человек. Это были большею частью сибиряки, сибирячки и лица посвящавшие свои труды Сибири. Среди них виднелись генералы, профессора, доктора, студенты, уроженцы Сибири, учащиеся девицы, курсистки и дамы, которым Сибирь была близка по воспоминаниям. (. ) Из отличительных блюд были в меню сибирские пельмени (по обыкновенно в супе), рябчики с салатом из северных ягод и мороженое из облепихи. (. ) Первый тост был провозглашен председателем за здоровье Государя Императора».
Среди гостей был на том обеде и ротмистр лейб-гвардии атаманского полка Султан Тази-Булат Вали-Хан, который произнес следующие слова: «Один из чингизидов, находящийся среди вас в этот многознаменательный день, желает сказать свое слово о великом значении объединения, необходимого между киргизами и другими сибирскими инородцами с народностью русскою. (. ) Хотя киргизы и называют коренных сибиряков: урус-казак, а себя просто — казак, но желательно было бы, чтобы эти особенности названий постепенно сглаживались, точно так же, как прежняя борьба между этими казачествами перешла ныне, с поля брани, в возвышенное соревнование — в области культуры и цивилизации». Завершая свое выступление, дальний потомок Чингисхана призвал к скорейшему объединению «инородных элементов Сибири с элементом русским».
В этот день в Российской Империи проходили крестные ходы с молебнами в честь Ермака, его сподвижников-первопроходцев и основателей острогов, в европейских городах России собирались сибирские землячества, в крупных сибирских городах зародилась традиция губернаторских приемов и балов, а также банкетов для именитых сибиряков, также проводились собрания местной интеллигенции, «Дню Сибири» посвящались специальные выпуски местных газет и журналов. Также было принято чествовать сибирских купцов-меценатов, которые, в свою очередь, в этот день торжественно вносили крупные пожертвования на нужды приютов, больниц, нищих. А в «Сибирском народном календаре», вышедшем в 1913 году, день этот, наряду с днем памяти Святителя Иннокентия Иркутского, был отнесен к «выдающимся сибирским праздникам».
Кроме того, как отмечают сибирские краеведы, день этот, следовавший вскоре после празднования Покрова Пресвятой Богородицы, выпадал на дни, когда осенняя страда была уже позади, и начинался массовый забой скота, позволявший сибирякам устраивать «гулянки» с богато накрытыми столами. «Так, — отмечается в одной из публикаций, — День Сибири олицетворял собой праздник благодарения краю за все «излишества и удобства», за сытую благодатную жизнь. С этих праздничных отметин итогов хозяйственной деятельности начиналась череда ярмарок в крупных старожильческих селах, своеобразных «выставок достижений крестьянского хозяйства»».
«День Сибири» отмечался ежегодно вплоть до 1919 года, когда традиция эта по понятным причинам прервалась. Вспомнили о ней в 1990-х годах местные краеведы, которые стали знакомить сибиряков с традициями родной земли и предложили властям возродить общесибирский праздник. И сегодня «День Сибири» или «День благодарения Сибири» вновь отмечается в ряде сибирских городов на местном уровне. Как сообщает тюменское издание «Наш город», в этом году «Фонд имени Ермака Тимофеевича» совместно с Тобольской митрополией и Комитетом по делам национальностей Тюменской области, возрождая традицию празднования присоединения Сибири к России, уже в третий раз отметят «День Сибири» заупокойной литией по Ермаку Тимофеевичу и его дружине, благодарственным молебном великомученику Димитрию Солунскому о присоединении Сибири к России, историческим вечером, концертной программой, выставкой детских рисунков и угощениями.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук
Источник статьи: http://ruskline.ru/news_rl/2013/11/08/den_sibiri