Крампус
В Европе 6 декабря принято отмечать праздник святого Николая – чтобы скрасить ожидание Рождества, прообраз Санта-Клауса приносит детям подарки. Принципы общения с ним известны – за хорошее поведение полагается награда. А что ждёт тех, кто в течение года не слушался? В фольклоре альпийских регионов нашлась управа и на хулиганов – в ночь с 5 на 6 декабря с ними приходит побеседовать Крампус!
В Австрии, Баварии и северных областях Италии в Крампуса принято наряжаться в течение первой недели декабря и бегать по улицам, пугая детей. Он воспринимается как неизменный антипод святого Николая, однако фигурировал он ещё в сказаниях дохристианского времени. В языческой германской мифологии он олицетворял духа зимы и обретал власть в самое тёмное время года. В переводе с немецких диалектов слово krampus означает «высохший», «безжизненный» – напоминание о неизбежном «мёртвом» периоде начала зимы с самым коротким световым днём. Другой вариант происхождения – от слова krampen – «коготь», что намекает на не совсем кроткий нрав персонажа. Впрочем, духи зимы во всех легендах весьма неприятные существа, жаждущие погубить человека, поэтому лишних вопросов о характере Крампуса не возникает. Считалось, что он по ночам умыкал из домов детей на съедение, а если был сыт и доволен, то сбрасывал со скалы: суровые альпийские зимы переживали далеко не все младенцы, так и возникла плодородная почва для подобных сказаний.
Когда церковь вступила в свои права, упоминания о Крампусе были строго запрещены – уж больно он напоминал дьявола. Но языческие традиции и христианские нововведения в народном сознании вылились в непредсказуемое сочетание – отныне Крампус стал сопровождать святителя Николая, забирая непослушных детей себе на рождественский ужин.
Коммерциализация Крампуса началась в конце XIX века, когда типографские компании получили некоторую свободу и возможность выпускать изображения на своё усмотрение. Тогда-то в немецкоязычных регионах на марках и открытках появились покрытые шерстью демоноподобные существа с большими рогами. Они ходили в цепях и с колокольчиками, а за спиной болтался мешок, подобный рождественскому, только в него складывали непослушных детей.
Образ зимнего духа заметно изменился с течением времени: если сначала на торжествах антипод Николая выглядел относительно благообразно, то в наши дни в Ночь Крампуса любители повеселиться выбирают откровенно инфернальные костюмы. По улицам Австрии, Баварии, Чехии, Хорватии и Венгрии бегают чудовища с жуткими мордами, гремя цепями и размахивая кнутами. Дети визжат, а молодые девушки предусмотрительно остаются дома.
В крупных туристических городах Крампусы выглядят не так страшно, даже комично, и ведут себя пристойно, грозя детворе когтистым пальцем ради профилактики. Во многих регионах ходовым рождественским товаром являются розги: родители покупают на ярмарках позолоченные прутья с новогодним декором и ставят на видное место – так, на всякий случай.
Кто ещё может испортить Рождество
У Крампуса есть единомышленники и в других странах. В Исландии дети начинают вести себя смирно при упоминании Йольского кота – усатый зверь размером с быка может похитить хулиганов и превратить их в праздничный ужин. Его не испугают ни собаки, ни родители. Чтобы задобрить кота-переростка, нужно соорудить рождественский обед и купить свитер – котяра терпеть не может лентяев, а новая одежда и вкусная стряпня дадут ему понять, что вы не теряете времени даром.
В Германии способна испортить Рождество фрау Перхта – ведьма раздаёт подарки праведникам, а с провинившимися поступает довольно жестоко. Некоторые пугают детей Белсникелем – этот персонаж тоже носит косматые шкуры и не скупится на розги. В общем, в Германии с такими легендами особо не побалуешься.
Во Франции анти-Сантой считается Ганс Трапп – алчный богач, который заключил договор с дьяволом, был изгнан жителями, но ежегодно возвращается в образе соломенного пугала. И у Пер Ноэля, французского Деда Мороза, есть антипод Пер Фуэтар, который лучше осведомлён насчёт детского поведения и подсказывает ему, стоит ли вручать сорванцу подарки.
Рождественская страшилка не могла не вдохновить представителей киноиндустрии: так, рогатого духа можно лицезреть в сериалах «Гримм», «Зов крови», в фильмах «Рождественские страшилки» и одноимённой кинокартине, посвящённой Крампусу. Глядя на этого фольклорного персонажа, невольно задумаешься, а хорошо ли ты вёл себя в этом году?
Улица Мира
ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Улица Мира в ЭТНОМИРе — уникальный проект, сердце этнографического парка. Не хватит и дня, чтобы внимательно осмотреть все дома и павильоны, которые знакомят с архитектурой, культурой, традициями, ремёслами и гостеприимством разных народов мира. Это самая удивительная улица на свете.
Выставочный комплекс представит собой 15 павильонов общей протяжённостью в 1,5 километра. Каждый из павильонов задуман как отражение культуры и традиций разных регионов мира: старинной Европы, загадочного Востока и самобытной Азии, жаркой Африки, солнечных Австралии и Океании, и, конечно, стран Нового Света — Северной и Латинской Америки. Многое в ЭТНОМИРе уже построено, но в проектах – ещё больше. ЭТНОМИР растёт и развивается, приезжайте гулять и познавать мир вместе с нами!
Источник статьи: http://ethnomir.ru/articles/krampus/
НОЧЬ КРАМПУСА
Крампус, он же дьявол или чёрт — легендарное существо в фольклоре стран альпийского региона, спутник и в то же время антипод Николая Чудотворца, заменяющего Санта-Клауса и Деда Мороза. Ежегодно в ночь с 5 на 6 декабря эта парочка осуществляет по отношению к подрастающему поколению воспитательную функцию, делая это методом кнута и пряника — Чудотворец награждает хороших детей подарками, в то время как его напарник Крампус пугает их и наказывает за непослушание.
Изображать Крампуса принято в Австрии, Южной Баварии, Венгрии, Словении, Чехии, некоторых северных областях Италии (Больцано) и Хорватии. Облик этого создания и его прозвище варьируется в зависимости от местности. Как правило, в альпийском регионе Крампуса изображают как классического чёрта — рогатое и косматое звероподобное чудовище дьявольской внешности.
Ежегодно в ноябре и январе жители западных регионов Австрии одеваются в костюмы Перхтен (также известные в некоторых регионах, как Крампус или Тюифль) дабы осуществить древний языческий ритуал, которому уже более пятнадцати столетий, и с его помощью разогнать призраков приближающейся зимы. Этот ритуал — удивительная культурная достопримечательность Австрии, привлекающая в страну ежегодно толпы туристов. Каждый костюм изготавливается вручную и состоит из дюжины овечьих или козьих шкур, мастер может сконструировать до трёх костюмов за один день. Стоимость каждого костюма составляет примерно 500-600 евро. Резчику же по дереву требуется около 15 часов чтобы создать уникальную дьявольскую маску, которая которая обычно изготавливается из кедра и украшается козьими рогами. Маска стоит дополнительно 600 евро.
Традиционно мужчины наряжаются в наряд Крампуса в первую неделю декабря, а особенно в ночь с 5 (День Крампуса) на 6 декабря (День Св. Николая) и бродят по улицам, стращая детей звоном цепей и колокольчиков.
Легенды гласят, что когда Крампус находит капризного ребёнка, он засовывает его в свой мешок и уносит напуганное дитя в пещеру, предположительно чтобы съесть на рождественский ужин. В более старых версиях легенд Крампус похищает детей и уносит в свой жуткий замок, а останки потом сбрасывает в море.
Упоминания о Крампусе присутствуют ещё в дохристианском германском фольклоре. По некоторым характеристикам он проявляет сходство и с сатирами из древнегреческой мифологии. Во времена инквизиции католическая церковь запрещала празднования с участием ряженых, изображающих рогатых существ. Однако традиция изображения Крампуса сохранилась, и к XVII веку он утвердился в рождественских празднованиях как спутник Святого Николая.
В XX веке австрийское правительство также не поощряло культ Крампуса. После гражданской войны 1934 года режим Дольфуса наложил запрет на данную традицию. Тем не менее, к концу века традиция проведения празднований и гуляний с участием Крампуса обрела вторую жизнь и сейчас остаётся весьма популярной. При этом в Австрии проводилась общественная дискуссия на тему допустимости использования образа Крампуса для маленьких детей.
При всех различиях в изображении Крампуса некоторые его характеристики остаются общими: он покрыт шерстью, обычно бурой или чёрной, у него козлиные рога и раздвоенные копыта. Из пасти вываливается длинный заострённый язык.
Нередко Крампус несёт цепь, что символизирует оковы на дьяволе в христианской традиции. Для достижения большего эффекта он потрясает цепями. Цепи могут также дополняться колокольчиками разного размера. К языческим представлениям восходит такой атрибут Крампуса, как связки берёзовых розог, которыми он стегает детей. Наказание розгами играло важную роль в дохристианском обряде инициации. Розги могут заменяться хлыстом. Иногда Крампус появляется с мешком или лоханью за спиной — они предназначены для того, чтобы унести непослушных детей для их последующего поедания, утопления или отправления в преисподнюю.
За последние несколько десятилетий в Австрии как грибы выросли многочисленные деревенские Крампус-ассоциации с числом участников, превышающих сотню. Несмотря на все исторические препятствия карнавальная традиция растёт и укрепляется.
Якуб Рожальски (Jakub Rozalski) — «На стыке времен»
Источник статьи: http://cezarium.com/noch-krampusa/
Крампус: кто такой рождественский черт и где можно его увидеть?
Если в период с 5-го по 7 декабря вы окажитесь в Хорватии, Словакии, Австрии или в северных областях Италии, не упустите возможность увидеть Крампуса – злобного рождественского черта. В сегодняшней статье рассказываю: кто он такой и где его можно повстречать.
О родословной Крампуса историки и фольклористы спорят до сих пор. Он фигурирует в сказаниях Тироля и Штирии, как «полудемон-полукозел», а его имя происходит от слова Krampen, что означает «коготь». Персонаж альпийского фольклора, жители гор верили в Крампуса еще в дохристианскую эпоху. Возникли легенды о нем, судя по всему, в деревушках, находящихся на территории современной Германии, а некоторые историки связывают фигуру зимнего черта с сатирами, ибо выглядит мифический персонаж очень похоже.
По характеру Крампус злобен и кровожаден. И это совсем неудивительно. Стоит вспомнить хотя бы о том, что даже наш Дедушка Мороз изначально был не добрым персонажем, раздающим подарки детворе, а существом, несущим смерть. Перечитайте, к примеру, поэму Некрасова «Мороз, Красный нос», где он насмерть заморозил несчастную Дарью, только что схоронившую своего мужа Прокла. Духи зимы вообще в легендах всех северных народов – существа пренеприятные, стремящиеся погубить человека, и, если держать это в уме, то вопрос «Откуда взялся страшный Крампус?» сразу отпадает.
Посмотрим на старинные изображения Крампуса. На спине у черта – корзина. В таких жители Альп даже во время Первом мировой войны таскали хлеб и другие съестные припасы. У Крампуса же в ней сидят детишки.
Как говорится, совпадение – не думаю. Согласно легендам черти умыкали малышей из домов на съедение. Или, на худой конец, чтобы утопить, если Крампус был уже сытый и довольный. Тут тоже все понятно: в старину зиму в горах переживали далеко не все дети, вот вам и плодородная почва для страшных народных сказаний.
После христианизации альпийских деревень Крампуса долгое время запрещала католическая церковь, ибо персонаж на дьявола не просто похож – он его практически прямое воплощение. Однако на традиционные верования запреты, как обычно, сильно не повлияли. Более того, уже к XVII веку черт Крампус стал злым спутником доброго Святого Николая – предка современного Санта-Клауса.
Считалось, что 6 декабря в день Николы Зимнего Святой дарит хорошим детям подарки, ведь при жизни он сумел помочь трем сестрам, которых отец хотел отдать в публичный дом. Дабы уберечь дев от бесчестия, Святой подбросил им в окно три золотых шара, после чего юные особы смогли избежать постыдной участи. Языческие верования и христианские традиции подчас могут слиться в народном сознании в единое целое самым непредсказуемым образом. Так, Крампус стал злым спутником Святого Николая.
Жители Альп посчитали: раз Святой приходит к хорошим детям, то Крампус должен являться к плохим и непослушным. И тоже не с пустыми руками! При себе у него должны быть розги – для профилактической порки тех, кто плохо себя вел в прошлом году. К слову, позолоченные розги по сей день продаются на многих рождественских базарах в Европе. Например, в Хорватии или Австрии – это очень ходовой товар. Розги золотят и перевязывают алой ленточкой. Впрочем, сегодня данный предмет покупатели чаще всего используют не по прямому назначению, а просто для рождественского декора помещения.
Рождественские розги на ярмарке в Загребе
Что же представляют собой современные гуляния по случаю прихода в город Крампусом? Друзья мои, это развлечение, в котором стоит принять участие всем и каждому. После того, как солнце скроется за горизонтом, а тьма накроет город, в него входят мужчины, наряженные в костюмы страшных и ужасных чертей. Многие с факелами. Одни щелкают хлыстами и бегают за детьми. Другие гремят цепями. Кстати, цепь – это тоже неспроста. Она символизирует оковы дьявола.
Появление Крампусов часто сопровождается звоном – к меху нередко для пущего эффекта подвешивают колокольчики. Мужчины входят в город и устраивают огненное шоу, пугая окружающих из-за всех сил. Зрители визжат и делают вид, что боятся. Впрочем, юным девушкам, действительно, стоит соблюдать осторожность. Многие мужчины считают, что ночь Крампуса – хороший повод пощупать понравившуюся особу за всякие особо интересные места: мол, я скрыт под маской черта, бояться мне нечего, а шанс упускать глупо.
К слову, Крампус – не единственный злобный горный дух, который навещает деревни и города в декабре. В Германии и Австрии популярна и Перхта – мифическое существо немецкого фольклора. Ее образ связан с зимним солнцеворотом и запретом на изготовление пряжи в пост.
Согласно языческим верованиям, Перхта навещала юных девушек и маленьких девочек в Крещенский вечер. Если те были прилежными и до начала поста успевали перепрясть всю пряжу, Перхта дарила им серебряные монеты, а если девочки были недостаточно ловкими и умелыми, рождественская старуха могла сурово их покарать, даже убить.
Кроме того, в окрестностях Зальцбурга существует традиция «Дикой охоты». Энтузиасты-фольклористы наряжаются в костюмы ужасных ростовых кукол в виде чертей гигантского роста и в таких образах заходят в деревни.
В окружении персонажей «Дикой охоты»
В чем принципиальное отличие от Крампуса? В том, что узнать, где именно появятся персонажи «Дикой охоты» – невозможно. Их маршрут тщательно скрывается – для пущего эффекта. И, надо сказать, это даже жестоко. Я видела костюмы «Дикой охоты» в музее, они и там на неподготовленного зрителя производят сильное впечатление. А представьте таких демонов ночью внезапно повстречать?
С Крампусом же все проще. Его передвижения известны точно. Делюсь с вами расписанием его появления в разных городах Европы.
АВСТРИЯ
ИНСБРУК: первый парад чертей состоится здесь 24 ноября в 16:00, место проведения – спортивная площадка Obermieming (адрес: Sportplatz, 6414 Mieming). Второе, более масштабное нашествие Крампусов в центр Инсбрука ожидается в субботу 1 декабря в 17:00.
Кроме того, Крампусы – частые персонажи на городских рождественских ярмарках. Их можно наблюдать в центре Инсбрука вплоть до 24 декабря.
ЛИЕНЦ: здесь Крампусов ожидают в среду 5 декабря в районе 16:00-17:00.
ЗАЛЬЦБУРГ: в этом городе Австрии явление Крампусов – не разовое мероприятие, а регулярное событие. Кроме того, тут проводят шествие и мифических Перхт.
◙ Первое появление Крампусов в Зальцбурге ожидается 1 декабря, в 16:30 начнется парад, а в 19:00 — забег чертей.
◙ Также забег Крампусов в центре Зальцбурга пройдет 3 декабря в 17:30.
◙ 4 декабря в 18:00 Крампусы будут гулять по рождественской ярмарке.
◙ 5 декабря с 17:00 и до глубокой ночи планируется забег Крампусов по центру города.
◙ 6 декабря в 15:30 в Зальцбург прибывает Санта-Клаус, Крампусы также будут его сопровождать.
◙ 8 декабря в 18:00 планируется еще один забег Крампусов по городу.
◙ Ну, а 21 декабря в 19:00 в Зальцбурге состоится парад Перхт. Хотите увидеть мифических прях – запомните дату и время.
ГЕРМАНИЯ, МЮНХЕН
В Баварии шествия Крампуса проходят практически во всех альпийских деревушках, в особенности тех, что находятся на границе с Австрией. Если же говорить о самом крупном явлении Крампусов, то обратите внимание на Мюнхен. Там рождественских чертей ожидают в воскресенье 9 декабря с 15:00 до 17:00 и 23 декабря с 16:00 до 17:00. Место действие – центральная городская рождественская ярмарка.
СЛОВАКИЯ, БРАТИСЛАВА
В Братиславу Крампусы прибудут 15 декабря, гуляния начнутся в 17:00 в центре столицы Словакии на рождественской ярмарке.
ХОРВАТИЯ, ЗАГРЕБ
В столице Хорватии Крампусов ожидают 15 декабря, планируются вечерние гуляния с 18:00 и до упора.
ИТАЛИЯ
БОЛЬЦАНО: на ярмарку в городок на границе с Австрией Крампусы прибудут 8 декабря в 17:00.
МЕРАНО: здесь Крампусов можно будет наблюдать 3 дня подряд: 5-го и 7 декабря они будут пугать прохожих с 15:30 до 19:00, а 6 декабря с 15:00 до 17:00.
ТРЕНТО: ночное шествие Крампусов начнется 7 декабря в 20:30. Кроме того, чертей ожидают и на рождественской ярмарке в Левико Терме (Levico Terme) – парке термального курорта, что находится близ города Тренто. Дата и время: 7 декабря, 16:00.
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Источник статьи: http://trip-point.ru/2018/11/21/krampus-kto-takoj-rozhdestvenskij-chert-i-gde-mozhno-ego-uvidet/