- Зелёные русалии. Что это за дни такие в славянской мифологии
- Когда Зелёные Святки
- Что за праздник — Зелёные Русалии
- Девичий праздник
- Проводы русалки
- С какими страхами связывают Русалий день
- Русальная неделя: обряды, приметы и традиции
- Кто такие русалки?
- Чего стоит опасаться в русальную неделю
- Как защититься от русалок?
- Гадания на русальную неделю
- Русальная неделя
- Содержание
- Названия дней
- Обычаи
- Проводы русалок
- Вождение «Русалки-коня»
- Похороны Костромы
- Поговорки и приметы
Зелёные русалии. Что это за дни такие в славянской мифологии
Русалий праздник у славян считался важным событием. Случался он дважды в году, весной: первая неделя в апреле с 16 по 22-е число, а в мае, когда природа расцветает, Зелёные Русалии. Опасное это время было, но и торжественное. В этот период славяне опасались проделок русалок. Но также с этой порой связывали и весьма яркие, радостные традиции.
Когда Зелёные Святки
Русалий праздник приходит 26 мая. Длились Зелёные Святки по 2 июня. Хотя в некоторых регионах праздновали их аж до 21 июня (праздник Ивана Купало) и, лишь дождавшись этого дня, народ изгонял русалок и завершал вторую Русалью неделю.
Что за праздник — Зелёные Русалии
Вторая Русалья неделя чем-то схожа с периодом Зимних Святок. Славянская мифология гласит, что в эту пору духи спускаются на землю, к ним можно обратиться с вопросами о будущем и просьбами о счастье в любви. Духи охотно общаются с людьми и помогают предсказаниями, советами. Однако обращаться к русалкам нужно осторожно, чтобы не прогневать их.
Вот что рассказывают о встречах с русалками в весенние дни:
«На мельнице тятя был. Мельница ходила, работала, вдруг остановилась. Открыли дверь в колесницу — сидит красавица, коса распущена, в воде ноги моет. Они испугались, выбежали. А она им говорит: «Чего испугались? Вот вымоюсь уйду». Вытащила ноги, ушла, и мельница заработала».
Девичий праздник
Зелёные Русалии — девичий праздник. В это время наступает черёд проведения обряда кумовства (сестринство — другое название). Девушки плели венок и подвешивали его на берёзе, затем целовались через него. До самого завершения праздника «посестрившиеся» должны были оставаться верными подругами. По завершении праздничной недели, они могли сами решать, сохранять ли дальше дружбу.
Чудесные русальные браслеты
Во многих обрядах на Русалью неделю участвовали только юные девицы. Они одевались в белые одежды, танцевали обрядовые танцы, плели венки и спрашивали духов о будущем. Мужчины в этих празднествах, как правило, считались лишними, потому туда они не допускались.
Проводы русалки
Завершающий Русалий день — проводы русалки. Этот обряд совершался с целью изгнания духов из мира людей. В разных регионах это делалось по-своему. Например, есть обряд «вождение куста». В виде русалки представляли небольшую берёзку, которую наряжали лентами, а по завершении обряда топили в реке. В других регионах устраивали красочное и шумное «изгнание русалки». В нём участвовали ряженые, изображающие действо — изгнание русалки в её стихию. Девушек, обряженных природными духами, парни гнали из села до ближайшего поля. Там «русалочки» прятались в траве и обещали всему селу плодородное, богатое лето.
С какими страхами связывают Русалий день
Как Русалий праздник заканчивался, люди переставали бояться ходить в лес и отпускали без страху гулять детей. А вот, в период Зелёных Святок мало, кто решался отпустить деток гулять по лесным тропам и к берегу реки. У славян было поверье, что в эти дни русалки шалят и могут навредить людям. Считалось, что эти существа заманивают и уводят к себе детей, рассказывали об этом так:
«Шишихи, русалки, хватают за ноги и топят. Бабки свиклу сажали, а женщина в воду зашла. Ее кто-то тянет, а потом на ногах следы от пальцев».
«Русалки-то, да, слыхивала. Сейчас уж никого не стало, а раньше много было всего, много рассказывали историй всяких. Вот у одной женщины утонул сын. Он и плавал-то неплохо, хорошо плавал-то и вот вдруг утонул. А было летом, конечно. Ну, народ-то: «Водяной утащил!» А потом, уж много времени прошло-то, пошла она стирать на реку и глядит, сидит на камне девушка, красивая, да голая, волосы черные, длинные. Она их чешет. Та [женщина] как увидела ее, и сердце захолонуло сразу. Спугалась сильно, стоит, не дышит аж. Забоялась шибко сильно. А как же, ошарашно ведь! Что ты! Эта русалка как посмотрит на кого, как застывши человек стал, так и будет стоять, долго может так, да. Вот та и стоит. Вдруг русалка повертывается и говорит: «Твому сыну хорошо, иди домой и не ходи больше сюда». И в воду прыгнула, а гребень оставила на камне. Женщина тогда опомянулась, бросилась домой, молилась долго, много. Снилось ей все долго еще, потом прошло. А сына тело так и не нашли, глубоко больно. А хто они? А хто знает. У нас иногда говорят, что это девушки, умершие перед самой свадьбой. Они вот и томятся всю жизнь, и людям жить мешают».
Источник статьи: http://xn--80aejvmu5h.xn--80aswg/rusalnaya-nedelya-rusalii/
Русальная неделя: обряды, приметы и традиции
Русальная неделя, которую в некоторых областях называют Троицкой или также Прощальной, в календаре восточных славян приходится на дни, начиная с праздника Троицы или сразу после нее.
Хотя русалки и не имеют никакого отношения к христианству, этот праздник тесно переплелся с православием от языческих времен. Никакие проповеди в храмах и грозные предостережения священников не смогли стереть из народной памяти языческие обычаи и традиции, связанные с явлениями природы и темными силами.
Разумеется, уже не все эти обычаи соблюдают, большинство людей даже не подозревают об их существовании. Тем не менее русальная неделя имеет место быть, в разных областях ей придают разное значение. Где-то русалок опасаются, где-то, наоборот, обращаются к ним за помощью в делах сердечных или хозяйственных.
Кто такие русалки?
Славянские русалки лишь отдаленно похожи на андерсеновскую русалочку. Общее между ними только одно — они живут в воде, да то не всегда. У некоторых народов считалось, что это лесные девы. Русалочки славянские по поверью — это души умерших от несчастной любви девушек и женщин, неупокоенные души утопленниц и самоубийц. Раз в год, на русальную неделю, души в виде прекрасных девиц выходят на божий свет, бродят по берегам рек и озер, лесным чащам, веселятся, водят хороводы. Ради развлечения эта красивая нечисть не против и пообщаться с людьми. Итоги такой встречи считались непредсказуемыми. Гнев русалок страшен — они могут испортить урожай, лишить красоты, свести с ума и самое страшное — защекотать до смерти или утащить с собой в пучину или лесную чащу. В то же время, понравившемуся человеку они могут указать клад, сделать так, чтобы любимый ответил взаимностью.
Встречи с этими красивыми наядами искали только самые отчаянные головы, которым терять было нечего.
Чего стоит опасаться в русальную неделю
Какими бы красивыми не представляются русалки, все же это нечистая сила. Наиболее богобоязненные люди старались избегать встреч с ними.
— В эту неделю не купались в реках и водоемах и старались даже не подходить к ним, чтобы не попасть в вечный плен водяных. Особенно это касалось юношей: не дай бог понравиться нечистой силе — утащит в воду, женит на себе и не выпустит!
— Лесные чащи тоже считались опасными, в эти дни никто ходил в лес без особой нужды, и всегда брали с собой компанию. Даже проехать на лошади лесом представлялось делом рискованным.
— Невестам, беременным женщинам и кормящим мамам традиции вообще запрещали выходить со двора. Древние люди считали, что русалки из зависти могут навредить женщине или младенцу.
— В некоторых регионах считалось, что лесным девам присуще что-то вроде женской солидарности. К примеру, если женщина, обиженная мужчиной, пожалуется наяде, то этого изменщика или домашнего деспота могут так наказать, что он сойдет с ума или окажется на кладбище.
— Бегали девушки к русалками и за помощью в любовных делах. Правда, по преданиям, русалки помогали не просто так, им нужно было заплатить. Иногда дело ограничивалось красивым платочком или бусами, а иногда и более серьезными вещами — например, жизнью ребеночка.
— В русальную неделю крестьяне старались защитить свои посевы и домашнее хозяйство. Существовало стойкое поверье, что русалки могут наслать неурожай и падеж скота. Защищали свое хозяйство оберегами и подношениями речным и лесным девам.
Как защититься от русалок?
Самой верной защитой от нечистой силы всегда было крестное знамение. Примерно так же, как в повести Н.В. Гоголя «Вий», люди очерчивали круг вокруг себя или дома, и крестили его. Вешали крестик не только на грудь, но еще и на спину.
Те, кто не сильно надеялся на божью защиту, обвешивали себя травами против нечистой силы. С собой и на себе носили всю неделю пучки полыни, молодой чеснок, листья любистока и крапивы. В кармане или на шее держали осиновый крест.
В некоторых народах русалок было принято задабривать подношениями. Почему то считалось, что аромат свежего каравая задобрит лесную нечисть. Люди клали свежий разломленных хлеб у ворот или на крыльцо, чтобы русалки прошли мимо.
Во дворе на деревьях развешивали лоскуты красной ткани, а дома украшали венками из трав снаружи и внутри.
В северных деревнях на Руси с русалками было принято «кумиться», то есть как приглашать породниться. Считалось, что имея в родственниках нечистую силу, можно не опасаться от нее вреда.
Для этого выбирали молодую березку, украшали ее лентами и водили вокруг нее хороводы. Обязательно делали качели из веток, чтобы лесные девы могли вдоволь развлечься. Но после праздников все это тщательно убиралось, чтобы русалки отправлялись восвояси и устраивались проводы русалки — с песнями и плясками молодежи, играми у костра.
Гадания на русальную неделю
Где нечистая сила, там и ворожба! Девушки использовали русальные дни, чтобы погадать на свою судьбу. В первую очередь их интересовало замужество и достаток в доме. Именно с этим и связаны гадания на русальную неделю.
Из луговых или лесных цветов плели венок и забрасывали его на крышу своего дома. Если венок падал на землю, это означало, что девушка в этом году выйдет замуж. А если же он застревал на крыше, то подвенечное платье в этом году не потребуется.
А если суженный у девицы уже имелся, но она сомневалась в его чувствах, то гадала на соке зверобоя. Несколько цветков этого растения срывали, сжимали из всех сил в руке, чтобы появился сок. Если сок был красного цвета, то это означало страсть и верность. Ну а если сок был бесцветным, то увы, — сердце избранника было холодным.
Если девушку такое положение вещей не устраивало, то она обращалась к русалкам за помощью. В ночь на четверг русальной недели девицы, которые страдали от неразделенной любви, отправлялись в лес или на берег реки и оставляли там своеобразный сигнал о помощи в любовных делах. В качестве платы за услугу в красную тряпицу заворачивали бусы, новую ленту или монетку, клали ломоть свежего каравая. А под узелок клали прядь своих волос. Считалось, что русалка, как экстрасенс, сама догадается что нужно сделать.
В областях, где росли хвойные деревья, девушки гадали на смоле. Несколько девиц на рассвете шли в лес. Найдя старую сосну или ель собирали с одного дерева смолу. Дома в укромном месте смолу рассматривали.
Чем светлее и жиже смола, тем лучше — это означает, что жизненный путь пройдет легко, без препятствий. Чем темнее и гуще смола, тем сложнее придется: встретится много преград и неудач.
Можно по-разному относиться к древним поверьям, а уж надеяться встретить сегодня в лесу или возле водоема русалку, вряд ли приходится. Тем не менее, старинные обычаи почему то не канули в лету, а наоборот, оживают. Это может быть вечным желанием людей верить в чудеса или перипетиями генетической памяти. Но вряд ли случится что-то дурное, если поддержать традиции предков в русальную неделю.
Источник статьи: http://sitelena.ru/prazdniki/rusalnaya-nedelya-obryady-primety-i-tradicii.html
Русальная неделя
Русальная неделя | |
---|---|
Обряд «Купание коня». Село Мурзицы, Нижегородская область | |
Тип | народно-православный |
иначе | Троицкая неделя, Проводы русалок, Зелёная, Ярилина неделя |
также | Всесвятская неделя (христ.) |
Установлен | Вероятно имеет древние дохристианские корни |
Отмечается | славянами |
В 2012 году | с 22 мая (4 июня) по 28 мая (10 июня) |
В 2013 году | с 11 июня (24 июня) по 17 июня (30 июня) |
Празднование | народные гуляния, выносят за деревню троицкую берёзку. |
Обряды: «Проводы русалки», «Похороны Костромы», «Вождения коня», «Проводы весны»
Руса́льная неде́ля (также Троицкая неделя, Проводы русалок) — в народном календаре троицкая, реже — предшествующая Троице неделя [1] ; местами период с Семика или Николина дня до Духова дня или Петровского заговенья (воскресенье после Троицы). Считалась временем пребывания на земле русалок, вышедших из воды после Вознесения. На Русальной неделе обычно совершались обряды, связанные с прощанием с весной: Вынос троицкой берёзки, «Проводы русалки», «Похороны Костромы», «Вождения коня», «Проводы весны».
Содержание
Названия дней
Понедельник: Духов день, День Духа; «Богодухів день» (укр.), «Розигри» (укр.); Троица (воронеж.); Именины Земли [2] (вят.), Земля именинница [3] (тамб., сиб.); Провожание русалок (рязан.); Русальница, Иван-да-Марья, «Брэзжыны» (белор.).
Вторник: Проводы Русалок, Похороны русалки, Изгнание русалки, Вода именинница, День воды, Кострома, Проводы Весны, Родительский день [4] (воронеж.), Скорбящая [5] (воронеж.), Ярилин праздник [6] , «Кiнскiй Велык-день» [7] (полесье), Семик [8] (воронеж.), Духов день [3] (укр.).
Среда: Конец Зелёным святкам, Проводы русалок, Бураломы, Сухая среда.
Четверг: Русальская пасха, «Русалчин Великдень» (белорус.), «Русальний Великдень» (укр.), «Мавський великдень» (укр.), «Навська трійця» (укр.), «Трійця умерлих» (укр.), «Сухий день» (укр.), Кривой четверг (укр.), Русальный четверг (серб.).
Пятница: Игрище Ярилы.
Суббота: «Летнія Дзяды» (слуцк.).
Воскресенье: Игрище Ярилы, Ярило (нижегород.), Заговень (нижегород.), Строма (нижегород.), Развивание венков (воронеж.), Русальское воскресенье (воронеж.), Русальское заговенье, Крапивное заговенье, Кострома, Проводы Весны (нижегород.), День Всех Святых.
Обычаи
Русальная (Троицкая) неделя у южных и восточных славян является ядром всего троицко-купальско-петровского цикла. Она завершает весьма протяжённый период, связываемый в мифологии весеннего цикла с пребыванием на земле, среди живых, душ предков. В духовскую субботу отмечаются общие для всех православных славян поминки по умершим, символизирующие уход душ в места их вечного пристанища.
После этого в календаре восточных славян (особенно в украинско-белорусском регионе) наступает время «заложных» (нечистых) покойников (главным образом умерших девушек и малолетних детей), появляющихся на земле с «того света» на короткий период Русальной недели. Именно этим внутренне мотивирован хрононим «Русалчин Великдень», означающий период временного воскресения русалок (ср. другое название русального четверга — Навская Троица, также имеющее поминальную семантику).
По завершении Русальной недели русалки покидают землю и возвращаются на «тот свет», что кое-где отмечается обрядом «проводов (удаления, изгнания) русалки». В иных местах русалки «возращаются» на «тот свет» на Аграфену Купальницу или Февронию Русальницу.
Проводы русалок
В Муроме на Семик женщины пели особую песню о Костроме и устраивали её «похороны» [9] , а в Твери хоронили Ярило. В Рязани понедельник после Зелёной недели назывался Провожанием русалок. В этот день хороводы девочек и девушек с весёлыми песнями сходились с разных сторон города в назначенное место и пели и плясали около часа. В центре каждого такого хоровода стояла девушка и держала чучело, изображающее русалку. Затем остальные женщины начинали отнимать у девушки русалку, а отняв, разрывали на части и раскидывали в разные стороны. Считалось, что русалок проводили. После этого никто не пел и не плясал, а детям запрещалось играть в горелки и старинную игру «уточки».
В некоторых местностях чествовали чучела «Семика и Семичихи». Их одевали в рубаху и сарафан соответственно, выносили в поле и устраивали рядом с ними трапезу и пляски, в ходе которых участники обряда — парни и девушки — должны были по очереди целовать чучела и друг друга. На ночь Семика и Семичиху оставляли в поле, а возвращаясь утром, спрашивали: «Как вы ночку провели, молодица с молодцом?». Увенчав головы чучел венками, их несли к реке, после чего раздирали и бросали в воду. В некоторых местностях (например, во Владимирской губернии) Семика и Семичиху изображали переодетые девушки или (реже) юноши, которые с ватагой детей и подростков обходили дома односельчан, выпрашивая дары. Обходы часто сопровождались песнями.
Ритуалы с чучелом и явно эротические элементы вообще семицкой обрядности призваны вызвать плодородие земли. В данный период это особенно важно, поскольку для земледельца конец весны и начало лета — критический и решающий момент: посев уже закончился, и рост хлеба полностью зависит от плодоносных сил земли. Ритуалы с чучелом, как показывают исследователи, являются проявлением не до конца сформировавшегося у славян культа умирающего и воскресающего бога, связанного с плодородием, природой и её сезонными изменениями [10] .
Вождение «Русалки-коня»
В середине XIX века в селе Ульяновка Лукояновского уезда Нижегородской губ, молодёжь отмечала «проводы русалки», которые одновременно понимались и как проводы весны. Участники собираются на площади в центре села «тут кого-нибудь наряжают лошадью, подвешивают под шею колокольчик, сажают верхом мальчика и двое мужчин ведут под уздцы в поле, а позади весь хоровод с громкими прощальными песнями провожает и, придя в поле, разоряет наряженную лошадь с разными играми».
Подобный обряд «вождения русалки» бытовал в с. Оськино Хохольского района Воронежской области. «Водили русалку» в Русальское заговенье. Русалкой-конём рядились двое мужчин, им на плечи клали лестницу и накрывали сверху материей, делали хвост из конопли. Стоящий впереди держал в руках вилы, на которых была прикреплена лошадиная голова, с рогами (ушами) и бородой из конопли. Руководители проводами специалисты-«русальщики», которые и делали коня. Один из них был «вожак» в глиняной маске. Вёл русалку ряженый «цыган» с кнутом. Иногда водили двое-трое: один вёл за узду, другой шёл с плёткой, третий — «цыган». Иногда с ними шла женщина-«цыганка», она всем гадала и за гаданье просила награду. «Русалка» плясала, за людьми бегала, бодалась. Процессия обходила всё село. Подойдя к дому, «Русалка» била рогами в ворота, ложилась и не уходила, пока ей не дадут подарок (яйцо, кусок мяса, конфеты). Того, кто не даст подарок, русалка грозилась забодать. Женщины и дети приговаривали: «Русалушка, русалушка, боюсь я тебя, забрухаешь ты меня». Подарки собирали 3-4 женщины с вёдрами. Ряженые водили хоровод вокруг русалки, приплясывали. Одевались как можно смешнее. Женщины одевали понёвы, яркие кофты, цветастые платки, лапти, мазали брови сажей, красили щёки свеклой. Сопровождали процессию женщины, которые исполняли песню «В лелей холоду». Иногда на дороге встречались две русалки. Они начинали драться друг с другом. Русалка могла упасть, и тогда её отливали, поливая из чайника водой. Во время «вождения русалки» разыгрывались весёлые сценки, конь-русалка плясала, бросалась на людей, как бы давя их, и т. п., кончалось же всё её смертью: конь-русалка валился на бок и поднимал вверх ноги, а народ разрушал его, растаскивал всё в разные стороны, разбивал глиняную маску, деревянный же остов коня, вилы, на которых держалась голова, и узду убирали и сохраняли до будущего года. После того, как всё село обошли и набрали подарков, русальщики заходили в какой-нибудь дом и готовили обед. Все участники обедали, пели песни, веселились, плясали [11] [12] .
Похороны Костромы
В XIX веке в Муромском уезде похороны Костромы справляли парни и девицы. Собравшись, они делали соломенное чучело Костромы, одевали его в платье или просто перевязывали веревками. Затем Кострому с песнями относили на берег озера или реки. Здесь все компания разделялась. Одни охраняли чучело: они становилась в круг, кланялись Костроме и «производили перед ней разные телодвижения». Другие нападала на первых и старались похитить Кострому. Завязывалась борьба. В конце концов удавалось захватить чучело. С него срывалось платье, верёвки, чучело разрывалось, солому топтали и бросали в воду со смехом. Первая сторона «горевала», «производила заунывный вой», «оплакивала погибель» Костромы. После обе стороны вместе с весёлыми песнями и танцами возвращались в село [13] .
В селе Губаровке Сердобского уезда Саратовской губернии обряд проходил на Русальское заговенье перед Петровым постом. В начале XX века в обряде участвовали в основном старухи. «Они берут ржаной сноп, приделывают руки, обряжают по-бабьи, кладут на носилки, вопят и несут чучело-русалку в ржаное поле, где оставляют на меже. Во время шествия с чучелом-русалкой несколько раз поют песню:
Поговорки и приметы
«На Русальний тиждень не шиєм, не мажем на дворе, щоб Русалкам очей не забризкать глиною» (укр.). «Пакуль жито красуе (т. е. цветёт), русалки у жите ходять» (укр.). На Всесвятской неделе — всякий кусок свят! Невестится невеста, а будет ли толк — Bсe-Святые скажут. Святая неделя — красная, Всесвятская — пёстрая. Все Святые с одним богатырём — Ярилой борются, совладать не смогут. Ярило яровые ярит. На Ярилу пьёт баба, на Купалу опохмеляется.
На Полтавщине в течение троицкой недели избегали пропалывать свёклу, считая, что иначе впоследствии в борщ попадёт жаба или мышь; белорусы остерегались строить дом в период между Духовым и Петровым днями, поскольку в нём непременно завелись бы тараканы и клопы.
Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1130127