Что за праздник русальская

Русальная неделя

Русальная неделя

А. Третьяков. Деревенское гулянье, 1873
Тип народно-христианский
Иначе Троицкая неделя, Проводы русалок, Зелёная, Ярилина, Гряная неделя, Вредная (полес.), Кривая (полес.)
Также Всесвятская неделя (церк.)
Отмечается славянами
Дата 50–55 дни начиная с Пасхи
В 2017 году с 4 по 10 июня по календарю в РПЦ
В 2018 году с 27 мая по 2 июня по календарю в РПЦ
Празднование

народные гуляния, выносят за деревню троицкую берёзку.

Обряды: «Проводы русалки», «Похороны Костромы», «Вождения коня», «Проводы весны»

Традиции запрет на работы
Русальная неделя на Викискладе

Руса́льная неде́ля (также Троицкая неделя, Проводы русалок) — в славянском народном календаре троицкая [1] (начиная с Троицы), реже — предшествующая Троице неделя [2] . Считалась временем пребывания на земле русалок, вышедших из воды после Вознесения. На Русальной неделе обычно совершались обряды, связанные с прощанием с весной: «Вынос троицкой берёзки», «Проводы русалки», «Похороны Костромы», «Вождение коня», «Проводы весны».

Содержание

Другие названия

Неделя: рус. Троицкая неделя, Троицкие святки [3] , Зелёные святки [4] , Зелёная неделя [5] , Проводы русалок, Ярилина, Гряная , Всесвятская неделя, Неделя Святой Троицы [6] , Семичная неделя [7] , Вшивая неделя [8] ; полес. Вредная, Кривая неделя , Греная (неделя), Играная неделя, Марасальный тыждень, Проводная (неделя), Русальный тыждень, Святая неделя, Святкая (неделя), Святки, Святый тыждень, Сухий тыждень, Тровецкая неделя, Троецкие святки, Троецкий тыждень, Троечная неделя, Троечный тыждень, Троица, Тройчаная неделя [9] ; укр. Русальний тиждень, Русальниця [10] ; серб. Русалиjска недеља [11] .

Понедельник: рус. Духов день, День Духа, Троица (воронеж.); Именины Земли [12] (вят.), Земля именинница [13] (тамб., сиб.); Провожание русалок (рязан.); Русальница, Иван-да-Марья ; укр. Богодухів день, Розигри ; белор. Брэзжыны ; полес. Дух, Купальный день, Святый Дух, Троица [9] ; серб. Други дан Духова, Други дан Троjица, Друга Троjица [11] .

Вторник: рус. Проводы Русалок, Похороны русалки, Изгнание русалки, Вода именинница, День воды, Кострома, Проводы Весны, Родительский день [14] (воронеж.), Скорбящая [15] (воронеж.), Семик [16] (воронеж.), Ярилин праздник [17] , полес. Кiнскiй Велык-день, Брюхо, Конский великдень, Сухиндень, Сухиндый, Сухинды, Троечка, Троечник [18] , Вялікадзень мёртвых [19] , укр. Духов день [13] , серб. Трећи дан Троjица, Трећа Троjица, Водени уторак [11] .

Среда: рус. Градобой, Градобойный день, Градовой день [20] , Бураломы [21] , Сухая среда [22] , белор. Градавая серада [19] , Градабой, Серада Русаль [23] .

Четверг: рус. Русальская пасха, Киселёв день [24] , Гряной четверг (брянск.) [25] , белор. Сухі чацвер [19] , Наўскi, Намскi, Сухi чацвер, Наўская Тройца [26] .

Пятница: полес. Дедова пьятница [25] .

Суббота: белор. Летнія Дзяды [19] (слуцк.).

Обычаи

Русальная (Троицкая) неделя у южных и восточных славян является ядром всего троицко-купальско-петровского цикла. Она завершает весьма протяжённый период, связываемый в мифологии весеннего цикла с пребыванием на земле, среди живых, душ предков. В духовскую субботу отмечаются общие для всех православных славян поминки по умершим, символизирующие уход душ в места их вечного пристанища [27] .

В календаре балканских и восточных славян (особенно в украинско-белорусском регионе) наступает время «заложных» или «нечистых» покойников (главным образом умерших девушек и малолетних детей), появляющихся на земле с «того света» на короткий период Русальной недели [28] . Именно этим внутренне мотивирован хрононим «Русалчин Великдень», означающий период временного воскресения русалок (ср. другое название русального четверга — Навская Троица, также имеющее поминальную семантику) [27] . В Полесье вся неделя была посвящена утопленникам [29] .

По завершении Русальной недели русалки покидают землю и возвращаются на «тот свет», что кое-где отмечается обрядом «проводов (удаления, изгнания) русалки». В иных местах русалки «возращаются» на «тот свет» на Аграфену Купальницу или Февронию Русальницу [27] [30] .

В Полесье (Брестская область) четверг назывался «сухим». В этот день запрещались некоторые хозяйственные работы, прежде всего связанные с землёй (копание, пахота, сев), посадка и прополка огородных культур, стирка [31] .

Проводы русалок и Ярилы

Обряд представлял собой шествие по селу или выход за пределы села группы участников, которые сопровождают ряженого, именуемого русалкой.

В некоторых местах русалок провожали в Клечальную субботу (тул.), в Духов день (астрахан.), во вторник на Русальной неделе (рязан.), в день заговенья на Петров пост (саратов., рязан.). В восточном Полесье ритуал приурочен к первому понедельнику Петрова поста [32] .

В Муроме на Семик женщины пели особую песню о Костроме и устраивали её «похороны» [33] , а в Твери хоронили Ярилу. В Рязани понедельник после Зелёной недели назывался Провожанием русалок. В брянском Подесенье обряд проводов русалки проходит с Троицы по Семик (четверг на троицкой неделе) или по Петровские заговины [34] .

Ритуалы с чучелом и явно эротические элементы вообще семицкой обрядности призваны вызвать плодородие земли. В данный период это особенно важно, поскольку для земледельца конец весны и начало лета — критический и решающий момент: посев уже закончился, и рост хлеба полностью зависит от плодоносных сил земли. Ритуалы с чучелом, как показывают исследователи, являются проявлением не до конца сформировавшегося у славян культа умирающего и воскресающего бога, связанного с плодородием, природой и её сезонными изменениями [35] .

Вождение «Русалки-коня»

В середине XIX века в селе Ульяновка Лукояновского уезда Нижегородской губернии, молодёжь отмечала «проводы русалки», которые одновременно понимались и как проводы весны. Участники собираются на площади в центре села «тут кого-нибудь наряжают лошадью, подвешивают под шею колокольчик, сажают верхом мальчика и двое мужчин ведут под уздцы в поле, а позади весь хоровод с громкими прощальными песнями провожает и, придя в поле, разоряет наряженную лошадь с разными играми» [36] .

Подобный обряд «вождения русалки» бытовал в с. Оськино Хохольского района Воронежской области. «Водили русалку» в Русальское заговенье. Русалкой-конём рядились двое мужчин, им на плечи клали лестницу и накрывали сверху материей, делали хвост из конопли. Стоящий впереди держал в руках вилы, на которых была прикреплена лошадиная голова, с рогами (ушами) и бородой из конопли. Руководители проводами специалисты-«русальщики», которые и делали коня. Один из них был «вожак» в глиняной маске. Вёл русалку ряженый «цыган» с кнутом. Иногда водили двое-трое: один вёл за узду, другой шёл с плёткой, третий — «цыган». Иногда с ними шла женщина-«цыганка», она всем гадала и за гаданье просила награду. «Русалка» плясала, за людьми бегала, бодалась. Процессия обходила всё село. Подойдя к дому, «Русалка» била рогами в ворота, ложилась и не уходила, пока ей не дадут подарок (яйцо, кусок мяса, конфеты). Того, кто не даст подарок, русалка грозилась забодать. Женщины и дети приговаривали: «Русалушка, русалушка, боюсь я тебя, забрухаешь ты меня». Подарки собирали 3-4 женщины с вёдрами. Ряженые водили хоровод вокруг русалки, приплясывали. Одевались как можно смешнее. Женщины одевали понёвы, яркие кофты, цветастые платки, лапти, мазали брови сажей, красили щёки свеклой. Сопровождали процессию женщины, которые исполняли песню «В лелей холоду». Иногда на дороге встречались две русалки. Они начинали драться друг с другом. Русалка могла упасть, и тогда её отливали, поливая из чайника водой. Во время «вождения русалки» разыгрывались весёлые сценки, конь-русалка плясала, бросалась на людей, как бы давя их, и т. п., кончалось же всё её смертью: конь-русалка валился на бок и поднимал вверх ноги, а народ разрушал его, растаскивал всё в разные стороны, разбивал глиняную маску, деревянный же остов коня, вилы, на которых держалась голова, и узду убирали и сохраняли до будущего года. После того, как всё село обошли и набрали подарков, русальщики заходили в какой-нибудь дом и готовили обед. Все участники обедали, пели песни, веселились, плясали [37] [38] .

Похороны Костромы

В XIX веке в Муромском уезде похороны Костромы справляли парни и девицы. Собравшись, они делали соломенное чучело Костромы, одевали его в платье или просто перевязывали веревками. Затем Кострому с песнями относили на берег озера или реки. Здесь все компания разделялась. Одни охраняли чучело: они становились в круг, кланялись Костроме и «производили перед ней разные телодвижения». Другие нападали на первых и старались похитить Кострому. Завязывалась борьба. В конце концов удавалось захватить чучело. С него срывалось платье, верёвки, чучело разрывалось, солому топтали и бросали в воду со смехом. Первая сторона «горевала», «производила заунывный вой», «оплакивала погибель» Костромы. После обе стороны вместе с весёлыми песнями и танцами возвращались в село [39] .

В селе Губаровке Сердобского уезда Саратовской губернии обряд проходил на Русальское заговенье перед Петровым постом. В начале XX века в обряде участвовали в основном старухи. «Они берут ржаной сноп, приделывают руки, обряжают по-бабьи, кладут на носилки, вопят и несут чучело-русалку в ржаное поле, где оставляют на меже. Во время шествия с чучелом-русалкой несколько раз поют песню:

Уж ты свет моя Кострома, Государыня Костромушка была, Не Костромушка, кумушка моя! Не покинула при нужди ты меня, При нужди, при старости» [40] [41] .

Южнославянские русалии или калушары

По болгарским поверьям в это время наступает пора самодив и русалок. Они нисходят в этот мир в Вознесеньев день и их появление предвещает богатый урожай. В то же время, самодивы и русалки могут жестоко мстить тем, кто их разгневает. Считалось, что если человек окажется у родника, где умываются русалки, прервёт их трапезу или помешает их танцам на поляне, то русалки нашлют на него тяжелую болезнь, от которой человек впадает в обморок, резко ослабевает, а порой и умирает.

Такого человека, заболевшего «русалской болезнью» могла вылечить лишь особая группа людей — русалии или калушары. Они объезжали сёла, выполняя обрядовые танцы для здоровья и плодородия, наподобие ряженых и лазарок, и обладали силой прогнать поселившихся в домах и людях злых духов. Лечебные обряды выполняла группа мужчин-русалий из 7, 9 или 11 (чаще всего семи) человек, которых возглавлял ватафин. Ватафин проводил тщательный подбор участников обряда: они должны были быть здоровыми и выносливыми, уметь хорошо танцевать, хранить тайну, быть добрыми и честными. Перед посвящением кандидаты в русалии проходили обучение, потом соблюдали пост на определённый срок, давали присягу и лишь после этого проходили специальную церемонию посвящения, которая предоставляла им право совершать обряд. Обычно эти умения предавались от отца сыну и хранились в строгой тайне.

Источник статьи: http://wiki2.info/%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8F

Что такое Русальная неделя, как отмечалась у древних славян, празднуется ли в наши дни?

Русальная неделя — праздник, посвященный чествованию русалок, которые в мифологии древних славян считаются как духами природы, так и духами предков. Русальная неделя, вопреки названию, далеко не всегда длится неделю, но название в народе закрепилось.

Кто такие русалки в мифологии славян?

В отличие от западноевропейских мифов, в которых русалка представляется девушкой, верхняя часть которой принадлежит человеку, а нижняя — рыбе, в славянской мифологии русалка почти ничем не отличаются от обычной девушки.

Различия незначительны. Из-за того, что водяные девы обитают на дне озер и водоемов, волосы их зачастую имеют зеленый цвет, а кожа, не видевшая солнца, крайне бледна. Одежду они или не носят вовсе, или обходятся легкими белыми платьями. Подобные платья у славян также используются в качестве погребальной одежды.

Характерными «убранствами» водяных дев являются водоросли, налипшая тина и кувшинки, украшающие волосы и одежду.

Свои водоемы русалки покидают только во время Русальной недели и периода цветения ржи. В местах, в которых водяные девы вели свои хороводы, рожь начинает колоситься невероятными темпами. Это делает их еще и покровительницами плодородия.

Русалками, по поверию древних славян, становились люди, погибшие не своей смертью или те, что не прожили свою жизнь как положено, потому вынуждены доживать оставшееся в мире духов. Хозяином всех русалок считается Водяной.

Живым людям любые встречи с русалками строго запрещены. Для смертных они опасны как в воде, так и на суше. Водяные девы могут утащить человека в омут, защекотать или испугать до смерти. На силы свои тоже рассчитывать не приходится, не даром русалки считаются искусными чаровницами, способными загипнотизировать кого угодно.

Чего стоит опасаться в седмицу праздника?

Русальная неделя (Твоицкая, Русальская) очень точно отображает суть периода, когда земля живых заселяется русалками. Славяне всегда опасались водных дев, искренне считая, что людям те причиняют исключительно вред. От них тщательно защищались. Именно поэтому Русальная неделя полна различными обрядами и запретами. Но это все равно праздник, который славится пирами, гуляньями и весельем.

Название «Троицкая неделя» связана с тем, что Русальная неделя совпадает с Троицей. То есть празднуется за неделю до или после Троицы.

Славяне верили, что массовое появление русалок приходится на время цветения ржи. В данные дни было крайне опасно долго находиться на полях и отходить слишком далеко от дома. Строго было запрещено ходить в лес без компании и купаться. Даже выпуск скот на кладбище считался нежелательным. На Русальную неделю женщины не должны были заниматься женскими делами:

Ходят слухи, что во время Русальной недели можно услышать пение водных дев.

Жертв русалок, по поверию древних славян, узнать было просто. Например, если человек становился жертвой щекотки русалок, то русалки вели вокруг его тела хороводы вплоть до того момента, когда его мертвое тело не окажется обнаруженным. Ходят слухи, что они также украшали бездыханное тело цветами. Труп не начинал гнить, пока его не касалась рука живого человека.

Люди, которых водяные девы утаскивали с собой на дно, становились их заложниками. Их заставляли делать самую тяжелую работу. Но если молодой человек приглядывался русалке, он становился ее мужем. Свадьбы водяных дев проходили на воробьиные ночи.

Русалии принято праздновать два раза в год: в первую неделю русалок встречают, в следующую — прощаются с ними.

Первая: 16-22 апреля

Первые Русалии — апрельский праздник, который празднуется после Водопола. Сразу после того, как пробуждается Водяной, пробуждаются и его русалки. Праздник продолжается с 16 по 22 апреля.

Русальная неделя, проходящая в апреле, связана как с пробуждением природы, так и с обрядами почитания мертвых. Славяне верили, что весной из Ирея в мир смертных возвращаются души предков. Именно поэтому весной проводится множество обрядов почитания мертвых. Русалки по славянским традициям — тоже души погибших людей. Просто их смерть была «неправильной».

На праздник их также одаривают подарками:

В большей части обрядов Русальной недели участвуют исключительно молодые девушки. Самым известным обрядом этого праздника считается танец в белых рубахах, рукава которых держат специальные русальные браслеты.

Вторая: 26 мая – 2 июня

Если на первую Русальную неделю люди встречают русалок, то вторая связана с их проводами. Другое название праздника — Зеленые святки. Эта неделя закрывает этап перехода от весны к лету. В то же время мир смертных покидают души умерших предков и водные девы.

Вторая Русальная неделя открывается с праздником Кукушки. На этот праздник молодые девушки уходили в лес и украшали местные березы. На их ветки вешались венки, через которые юные девы целовали друг друга, устанавливали кумовство и обменивались подарками. Через них же проводили гадальные обряды.

Зеленые святки — небезопасный период, в который люди проявляли недюжинную осторожность. Запрещены были купания, детей ни на шаг не подпускали к лесу. Вплоть до проводов русалок все это было чревато последствиями. Поэтому конец второй Русальной недели сопровождался обрядом, с помощью которого ускоряли уход водяных дев.

Какого числа празднуется Русалий День?

Русалий День — это, безусловно, праздник воды и огня, в который две противоборствующие стихии на короткое время становятся едиными. Именно в этот день начинается купальный период в водоемах и озерах. По приданию, купаться люди начинают только после «третьего грома», когда «огонь небес» передает воде особую силу, делающую ее единой с огнем.

Из-за того, что в современном календаре пасхальный праздник «плавает» в пределах целых пяти недель, определить точную дату многих старых праздников — дело крайне тяжелое. Это произошло и с Русалим днем, изначально привязанным к 25-ому дню после Пасхи.

Однако дата изменений не претерпела.

Поверья

Славяне считали, что игнорировать нельзя ни одной традиции, иначе незадачливого человека непременно настигло бы наказание. Считалось, что посмевшего нарушить традицию ждало ужасное невезение на протяжении всего будущего года. У него рождались уродливые дети, портились вещи и не прорастал урожай.

Считалось, что почти каждый русальный день имел отдельное название. Оно зависело от обряда, проводимого в этот день. Например:

  1. Задушными поминками называли Вторник. Именно в этот день люди начинали призывать водных дев.
  2. Среда имела название буреломной. Беление холстов было под строжайшим запретом в этот день, а нарушивших правило ожидала страшная и разрушительная буря.
  3. Воскресенье, в которое для русалок организовывался праздник, называлось русальным заговеньем.

Прощание с русалками в последний день Русальной недели несет ритуальный характер.

Традиции и обряды

У Русальной недели огромное количество традиций и обрядов, большая часть которых касается женихов и замужества.

Как только наступает первый день русальной недели, люди отправляются на луг собирать цветы и плести венки. Делается это с первыми лучами рассвета. Собранные венки после целый день носят на голове, а с вечера смотрят на его состояние:

  • если венок остался свежим, то девушку ждет скорое замужество;
  • если венок привял, то любимый гадающей загулял;
  • развалившийся венок означает то, что свадьбы в скором времени не намечается.

Если при этом они зачитали нужный заговор, то в следующий месяц они встретят своего суженого. Русалка сама его приведет, а вот углядеть его — дело самой девушки. Обряд этот может провести и юноша, просто ему нужно будет изменить слова заговора.

Если девушка желает в ближайшем году получить долгожданное предложение от возлюбленного, то ей стоит попросить близкую подругу сплести венок. Потом этот венок нужно будет обвить носовым платком будущего жениха и, надев под вечер его на голову, пойти к водоему. Пущенный по воде венок обеспечит скорое предложение руки и сердца.

Главные обряды Русальной недели проводятся, конечно, в последний день. По одному из таких обрядов, молодые люди (как девушки, так и юноши) наряжались в русалок и нечистую силу, разукрашивали лица, надевали запачканную одежду и венки из листьев. В таком виде они пугали людей, таким образом отваживая русалок обратно в их водоемы.

Есть места, в которых Русальная неделя отмечается и в настоящее время. Легко определить, когда в 2019 году празднуются и на какое число приходятся эти дни, так как день Тройцы — 16 июня. Правда, прежний ритуальный характер этот праздник уже не несет, но о традициях расскажет многое.

Русальная неделя — еще один показатель того, с каким задором славяне прежних дней устраивали праздники, и каким бытом жили.

Источник статьи: http://slav-rus.com/kultura/rusalnaya-nedelya.html

Читайте также:  Агентство наш праздник молодой
Оцените статью