- Празднование Собору Радонежских святых
- Собор Радонежских святых
- Собор Радонежских святых: история установления и фото
- Во глубине веков
- Установление благочестивой традиции
- Официальное установление праздника
- Печальник и Чудотворец всея Руси
- Родственники святого
- Ученики святого наставника
- Преподобный Никон
- Воины и художники, ставшие учениками святого Сергия
- Благословение на битву
- Основатели монастырей на Белоозере
Празднование Собору Радонежских святых
История установления Собора Радонежских святых восходит к середине XVII века. Именно в то время были восстановлены первые списки учеников преподобного Сергия Радонежского, был напечатан «Канон молебен преподобным и богоносным отцом нашим игумену Сергию и ученику его Никону, чудотворцам». Приблизительно к тому же времени относится написание иконы Собора Радонежских святых. Последующие события в установлении Собора Радонежских святых связаны с именем митрополита Московского Филарета. В 1843 году наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний по благословению и под наблюдением митрополита Филарета устроил общежительное отделение Лавры – Гефсиманский скит. 27 сентября 1853 года в скиту была освящена трапезная церковь во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских. К летнему празднику обретения мощей преподобного Сергия (18 июля по новому стилю) была составлена «Служба преподобным отцом нашим Сергию и Никону, Радонежским чудотворцам. В храме их, в ските Гефсимании». На протяжении XIV–XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой Лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих, в том числе сродники, ученики и собеседники преподобного Сергия, святые иноки Троице-Сергиевой обители. 11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Иероним освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители. По благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Радонежских святых на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского – 19 июля. 19 июля 1981 года было впервые совершено торжественное празднование Собора Радонежских святых.
В состав Собора Радонежских святых, возглавляемого преподобным Сергием, вошли его сродники, ученики и собеседники, а также святые иноки Троице-Сергиевой обители. В общей сложности к началу XXI века в Соборе вспоминаются более семидесяти пяти угодников Божиих, в том числе:
Прп. Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 1392; память 5 июля, 25 сентября)
Сродники преподобного Сергия
Прпп. Кирилл и Мария, родители († 1337; память 18 января, 28 сентября)
Прп. Стефан, брат (XIV—XV вв.; память 14 июля)
Свт. Феодор, архиеп. Ростовский, племянник († 1394; память 28 ноября)
Ученики преподобного Сергия
Прп. Авраамий Галичский, Чухломский († 1375; память 20 июля)
Прп. Сильвестр Обнорский († 1379; память 25 апреля)
Прпп. воины-схимонахи Александр Пересвет († 1380) и Андрей Ослябя (XIV в.) (память 7 сентября)
Прп. Леонтий Стромынский († ок. 1380; память 20 июля)
Прп. Илия келарь († 1384, память 29 мая)
Прп. Михей († 1385, память 6 мая)
Прп. Исаакий Молчальник († 1388; память 30 мая)
Прп. Афанасий Железный Посох и Феодосий Череповецкие († ок. 1388; память 25 сентября, 26 ноября)
Прп. Василий Сухий († до 1392; память 1 января)
Прп. Митрофан-игумен, старец († до 1392; память 4 июня)
Прп. Симон, архимандрит, Смоленский († до 1392; память 10 мая)
Прп. Мефодий Пешношский († 1392; память 4 июня, 14 июня)
Прп. Роман Киржачский († 1392; память 29 июля)
Прп. Савва Стромынский († 1392; память 20 июля)
Прп. Игнатий († после 1392; память 20 декабря)
Прп. Макарий († после 1392; память 19 января)
Прп. Симон екклисиарх († после 1392; память 10 мая)
Прп. Андроник Московский († ок. 1395–1404; память 13 июня)
Прп. Варфоломей (XIV в.; память 11 июня)
Прп. Елисей диакон (XIV в.; память 14 июня)
Прп. Иаков Посольник (XIV в.; память 23 октября)
Прп. Иаков Стромынский (XIV в.; память 21 апреля)
Прп. Иоанникий (XIV в.; память 4 ноября)
Прп. Наум (XIV в.; память 1 декабря)
Прп. Нектарий Вестник (XIV в.; память 29 ноября)
Прп. Онисим Вратарь (XIV в.; память 15 февраля)
Прп. Григорий Голутвинский, Коломенский (XIV–XV вв.; 25 января)
Прп. Ферапонт Боровенский, Калужский (XIV–XV вв.; память 27 мая)
Прпп. Афанасий Старший († после 1401) и Афанасий Младший († 1395), Высоцкие, Серпуховские (память 12 сентября)
Прп. Савва Сторожевский, Звенигородский († 1406; память 19 января, 3 декабря)
Прп. Савва Московский († ок. 1410; память 13 июня)
Прп. Никифор Боровский († до 1414; память 9 февраля)
Прп. Епифаний Премудрый († ок. 1418–1422; память 12 мая)
Прп. Сергий Нуромский, Обнорский († 1421; память 7 октября)
Прп. Никита Боровский († после 1421; память 1 мая)
Прп. Андрей Рублев, иконописец, Московский († 1426; память 4 июля)
Прп. Даниил Черный, иконописец, Московский († 1426; память 13 июня)
Прп. Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 1426, память 17 ноября)
Прп. Александр Московский († после 1427; память 13 июня)
Прп. Павел Комельский, Обнорский († 1429; память 10 января)
Прп. Иаков Железноборовский († 1442; память 11 апреля, 5 мая)
Собеседники преподобного Сергия
Свт. Дионисий Суздальский, митр. Киевский и всея Руси († 1385; память 26 июня, 15 октября)
Блгв. вел. кн. Димитрий Донской († 1389; память 19 мая)
Прмчч. Григорий и Кассиан Авнежские († 1392; память 15 июня)
Прп. Димитрий Прилуцкий († 1392; память 11 февраля, 3 июня)
Свт. Стефан, еп. Великопермский († 1396; память 26 апреля)
Свт. Михаил, еп. Смоленский († 1402; память 28 ноября)
Прп. Евфимий Суздальский († 1404; память 1 апреля, 4 июля)
Прп. Стефан Махрищский († 1406; память 14 июля)
Прп. Евфросиния Московская, в миру вел. кн. Евдокия († 1407; память 6 июля)
Прпп. Феодор († 1409) и Павел († после 1409) Ростовские (память 22 октября)
Прп. Ферапонт Белозерский, Можайский, Лужецкий († 1426; память 27 мая, 27 декабря)
Прп. Кирилл Белозерский († 1427; память 9 июня)
Святые иноки Троице-Сергиевой обители
Свт. Вассиан (Рыло), архиеп. Ростовский († 1481; память 23 марта)
Прп. Мартиниан Белозерский († 1483; память 12 января, 7 октября)
Свт. Серапион, архиеп. Новгородский († 1516; память 16 марта)
Прп. Арсений Комельский († 1550; память 24 августа)
Свт. Иоасаф (Скрипицын), митр. Московский и всея Руси († 1555; память 27 июля)
Прп. Максим Грек († 1556; память 21 января, 21 июня)
Сщмч. Иоасаф Боровский († 1610; память 12 января)
Прп. Иринарх Пономарь († 1621; память 12 января, 28 ноября)
Прп. Дорофей книгохранитель († 1622; память 5 июня)
Прп. Дионисий Радонежский († 1633; память 12 мая)
Свт. Иоасаф (Горленко), еп. Белгородский († 1754; память 4 сентября, 10 декабря)
Прп. Антоний (Медведев), архим. († 1877; память 12 мая, 3 октября)
Свт. Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский († 1879; память 31 марта, 23 сентября)
Прп. Варнава (Меркулов) Гефсиманский, иером. († 1906; память 17 февраля)
Источник статьи: http://stsl.ru/news/all/prazdnovanie-soboru-ra-donezhskikh-svyatykh
Собор Радонежских святых
Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры
История установления соборного празднования святых Радонежской земли восходит к середине XVII века, когда были восстановлены первые списки учеников преподобного Сергия Радонежского, был напечатан «Канон молебен преподобным и богоносным отцам нашим игумену Сергию и ученику его Никону, чудотворцам». Приблизительно к тому же времени относится написание первой иконы Собора Радонежских святых, которую поместили на западной стороне левого столпа Троицкого собора, и местной иконы 1671 года преподобных Сергия и Никона, которая была поставлена у северных врат в иконостасе Троицкого собора.
27 сентября 1853 года в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры была освящена трапезная церковь во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских. К летнему празднику обретения мощей преподобного Сергия (5 июля) была составлена «Служба преподобным отцам нашим Сергию и Никону, Радонежским чудотворцам. В храме их, в ските Гефсимании».
11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Иероним (Зиновьев) освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители. В том же году 10 июля по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Радонежских святых 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. В 1981 году было впервые совершено торжественное празднование Собора Радонежских святых. В том же году были составлены тропарь, кондак и молитва Радонежским святым. К службе преподобному Сергию, которая была взята за основу, присоединили службы преподобному Михею Радонежскому, в которой упоминаются другие ученики аввы Сергия. Позднее была составлена особая служба Радонежским святым.
Источник статьи: http://stsl.ru/news/all/sobor-radonezhskikh-svyatykh
Собор Радонежских святых: история установления и фото
Среди знаменательных дней, особо выделенных в Православном календаре, есть один, о котором имеют ясное представление далеко не все россияне, желающие в полной мере приобщиться к национальной духовной культуре. Речь идёт о ежегодно отмечаемом 19 июля Соборе Радонежских святых. Что за праздник установлен в этот день, и каковы его исторические корни, мы попытаемся разобраться в данной статье.
Во глубине веков
Историю праздника, именуемого Собором Радонежских святых, принято исчислять с середины XVII века. Именно тогда впервые были составлены списки учеников и ближайших продолжателей дела Сергия Радонежского. Этот труд возложили на себя честные иноки основанной им лавры.
Ими же был составлен в те годы молебный канон Великому печальнику земли Русской (так принято величать Сергия Радонежского) и его ближайшему ученику ─ преподобному Никону. Наиболее ранняя икона «Собор Радонежских святых» также относится к этому периоду. Впоследствии с неё были сделаны многочисленные списки, которые и сегодня можно видеть в российских храмах.
Установление благочестивой традиции
Следующий этап установления праздника Собор Радонежских святых относится к периоду, когда во главе Московской епархии стоял выдающийся религиозный деятель ─ митрополит Филарет (Дроздов). В 1843 году по его благословению и при личном участии был создан Гефсиманский скит, ставший общежительным отделением Троице-Сергиевой лавры. Вскоре на его территории появилась и первая в России церковь, освящённая в честь Радонежских святых ─ преподобных Сергия и Никона.
Там же, в скиту, составили особую службу, написанную в их честь, и впервые совершённую в летнее празднование дня, в который были обретены мощи преподобного Сергия Радонежского (18 июля по н. с.). С тех пор вошло в традицию в день, следующий за этим торжеством, то есть 19 июля поминать всех угодников Божьих, составивших Собор Радонежских святых. Молитвы, возносимые в этот день, обращены не только ко святому Сергию ─ Печальнику земли русской, но и ко всем его многочисленным ученикам. Однако в тот период официального статуса праздник ещё не имел.
Официальное установление праздника
В течение последующих веков список Радонежских святых пополнялся благодаря духовным и светским исследователям становления и распространения православия на Руси, не прекращавшим своих изысканий даже в тяжёлые времена гонения на веру. В результате был составлен полный Патерик Троице-Сергиевой лавры ─ книга, в которой собраны жития всех святых, живших и трудившихся на духовной ниве в различные периоды истории, но являвшихся достойными последователями её преподобного основателя.
Официально же праздник, именуемый Собором Радонежских святых, был установлен уже в советское время. Произошло это событие в июне 1981 года, когда по благословению святейшего Пимена, стоявшего тогда во главе российского православия, в храме Всех святых, находящемся в цокольном этаже Успенского собора — одного из древнейших сооружений лавры, — был освящён в их честь придел. Тогда же, на основании патриаршего указа, получил официальный статус праздник, традиционно отмечавшийся в их честь 19 июля. В том же году соответствующие ему службы прошли во всех, действовавших тогда, российских церквях.
Печальник и Чудотворец всея Руси
Сегодня, отмечая 19 июля Собор Радонежских святых, Церковь поминает имена семидесяти пяти святых угодников Божьих. В их число входят как ученики, собеседники и сродники преподобного Сергия, так те, кто был лишён благодати непосредственного общения с ним, но стал достойным продолжателем его дела.
Остановимся подробнее на тех, чья память отмечается в день Собора Радонежских святых. Прежде всего это, разумеется, сам преподобный Сергий Радонежский, являющийся основателем и первым настоятелем лавры. За те скорби, которые он претерпел, радея о нуждах отчизны, в народе его величают Великим печальником земли Русской, а за дар прозорливости, ниспосланный ему Богом ─ всея России чудотворцем. Точная дата его появления на свет не установлена (1313 или 1324 гг.), но доподлинно известно, что отошёл он ко Господу в 1392 году.
Родственники святого
Далее в Патерике Радонежских святых означены сродники Сергия Радонежского. Это его мать и отец ─ преподобные Мария и Кирилл, родной брат Стефан, окончивший земной путь в лавре, и прославленный в лике святых. Кроме того, в их число вошёл святитель Феодор, являющийся его племянником, и возглавлявший при жизни Ростовскую епархию. Он также был канонизирован после смерти.
Ученики святого наставника
Вслед за этими угодниками Божьими, состоявшими во дни своей земной жизни в кровном родстве со святым Сергием, в день празднования Собора Радонежских святых поминаются его ученики. Их перечень включает в себя более сорока имён. В него входят не только те, кто сподобился жить в одно время с преподобным Сергием, но и многочисленные последователи, духовно возросшие на примере его святой жизни. Не имея возможности подробно рассказать о каждом из них, остановимся лишь на некоторых наиболее ярких примерах.
Преподобный Никон
Прежде всего это преподобный Никон Радонежский, память которого отмечается 30 ноября. Являясь ближайшим учеником святого Сергия, он принял из его рук настоятельский посох и возглавил братию лавры после блаженной кончины своего учителя.
Ещё в юности, прослышав о великих духовных подвигах и аскетической жизни, которую вёл его будущий наставник, Никон оставил суетный мир, и пришёл к нему в обитель. Однако преподобный Сергий, решив испытать его смирение, отослал молодого инока к другому своему ученику ─ Афанасию, являвшемуся в те годы настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове. Безропотно пробыв в указанной ему обители почти два десятка лет, Никон вновь явился в лавру и на этот раз остался в ней до скончания своих дней. Именно он является духовным наследником преподобного Сергия. На иконах Собора Радонежских святых, появившихся, как было сказано, ещё в XVII веке, их фигуры изображаются рядом.
Воины и художники, ставшие учениками святого Сергия
В перечень учеников преподобного наставника входят и два легендарных монаха-воина ─ Александр Пересвет и Родион Ослябя, которые по благословению своего духовного отца и учителя отправились вместе с Дмитрием Донским на Куликовскую битву. Оба они сложили головы за веру и отечество, причём, согласно летописи, перед началом сражения Пересвет сошёлся в поединке с богатырём-любимцем татарского хана Челубеем, убив которого, также пал, пронзённый его копьём. Оба воина, надевшие поверх монашеских ряс боевые доспехи, позднее были прославлены в лике святых.
Также всенародно известным святым, прошедшим свой земной путь уже в более поздние годы, не имевшим личного общения с преподобным Сергием, но, тем не менее, по духовному родству причисляемым к его ученикам, является святой иконописец Андрей Рублёв. Известно, что в 1420 году, то есть уже после кончины преподобного Сергия, он вместе с другим выдающимся живописцем ─ Даниилом Чёрным трудился над созданием фресок Троицкого собора лавры. Там же им был создан и его знаменитый шедевр «Троица». Оба прославленных иконописца почитаются Русской православной церковью в лике святых.
Благословение на битву
К этой категории угодников Божьих относятся те, кто, не имея с ним тесного общения, сподобился, тем не менее, встречаться, беседовать и, получив благословения, вести в дальнейшем жизнь, направленную на исполнение заповедей Божьих. Среди наиболее известных собеседников преподобного можно назвать святого благоверного князя Дмитрия Донского.
Известно, что перед Куликовским сражением, где его войско обратило в бегство полчища Мамая, князь приезжал в обитель к преподобному Сергию, и получил от него благословение на борьбу с супостатами. Кроме того, в день сражения, разыгравшегося 8 сентября 1380 года, святой внутренним взором следил за происходившими на значительном отдалении от него событиями, и не только возвещал окружавшим его инокам о ходе битвы, но и молитвенно испрашивал помощь русским воинам у Небесных Сил.
Основатели монастырей на Белоозере
В качестве собеседников преподобного в Патерике упоминаются также два святых Русской православной церкви, внесших значительный вклад в становление российского монашества. Это преподобные Ферапонт и Кирилл Белозерские, ставшие основателями известнейших в наши дни обителей, расположенных на берегах Белоозера. Когда-то эти земли принадлежали сыну Дмитрия Донского ─ можайскому князю Андрею. Со временем обе обители вошли в число крупнейших духовных центров России, подаривших ей немало истинных подвижников благочестия и прославленных богословов. Всего же в перечне собеседников преподобного Сергия приводится 12 имён.
Остальными же угодниками божьими, в честь которых ежегодно 19 июля в православных храмах читается акафист Собору Радонежских святых, являются иноки Троице-Сергиевой лавры, прославившие её своими деяниями в течение длительного исторического периода, берущего начало во второй половине XV века и завершающегося в XX столетии.
Источник статьи: http://fb.ru/article/342008/sobor-radonejskih-svyatyih-istoriya-ustanovleniya-i-foto