Что за праздник свистунья

Что за праздник свистунья

Праздник «Вятская свистунья»

«Вятская свистунья» — это очень древний и традиционный Вятский народный праздник. Изначально он носил название «Свистопляска», именно поэтому одно из прозвищ вятчан долгое время было «свистоплясы». Обычно этот праздник отмечался в четвертую субботу после Пасхи.

Истоки возникновения этого праздника уходят в далекий 1418 год. Тогда, глубокой ночью, в известном всем жителям Кирова Раздерихинском овраге, случилась жестокая битва между вятчанами и устюжанами. Легенда гласит, что произошла нелепая ошибка… Для того, чтобы помочь жителям Вятки выстоять набеги татар, устюжане пришли к ним на помощь. Но, по-видимому, темнота сыграла злую шутку, и случилось так, что свои своих не распознали и свои своих поубивали. Так, список «Летописца старых лет» гласит о том, что в битве при Раздерихинском овраге погибло около 5000 человек. По одной из версий, захоронены воины были на склонах этого оврага. Конечно, с тех пор, сложилось много легенд о битве между вятчанами и устюжанами, вместе с тем, это событие так и осталось одной из самых загадочных страниц в истории Вятского края. Как память об этой битве, у Раздерихинского оврага была выстроена часовня, в которой периодически проводились панихиды в память о погибших в этом бою.

Первые праздники «Свистопляски» носили языческий характер. Во время празднования возле часовни устанавливали шатры для торговли глиняными лошадками, свистками с погремушками, шариками и различными вкусными лакомствами. Собравшаяся на праздник детвора играла в куклы, беспрестанно свистела, плясала и изображала в игровой форме бой вятчан и устюжан. Они занимали позиции по обе стороны оврага и начинали обкидывать друг друга глиняными шариками. Кстати, свист свистульки является символом выражения промаха. Народные гуляния во время «Свистопляски» с песнями под звуки скрипки и балалайки продолжались до позднего вечера.

Читайте также:  Эвент агентство праздник для всех

Самые первые упоминания об этом празднике относятся к началу XIX века, а последняя «свистунья» на Вятке состоялась в 20-е годы XX века. Вообще, в прошлые времена праздник «Вятская свистунья» был посвящен поминовению умерших предков, которых поминали по-особенному – весельем, народными песнями и плясками и, конечно же, свистом в глиняные дымковские игрушки-свистульки.

С тех пор, более восьмидесяти лет, этот веселый и любимый всем Вятским народом праздник, находился в забвении. Вспомнили и заговорили о нем лишь в начале XXI века, а со временем кировчане задумали его возродить и ежегодно проводить на своей земле. Конечно, в наши дни от древнего праздника «Свистопляски» не осталось ни кулачных боев, ни драк мальчишек за глиняные шарики «шарыши» на глубине оврага. Осталась лишь ярмарка, которую так любили дети во все времена за продаваемые на ней игрушки и сладости, а также за традицию свистеть в глиняные уточки. Именно благодаря этому Вятскому празднику сохранилась наша знаменитая дымковская игрушка.

Сегодня праздник «Вятская свистунья» приурочен к Дню города Кирова и отмечается 12 июня. Главным атрибутом праздника является глиняная свистулька-уточка, а открытие «Вятской свистуньи» начинается с карнавального шествия в стиле дымковской игрушки.

В наши дни на празднике «Вятская свистунья» все желающие гости могут посетить мастер-классы, где известные в Кировской области умельцы покажут и дадут Вам самим возможность расписать дымковскую игрушку или же матрешку. Вы можете даже попробовать сплести лапти! Кроме того, обычно во время этого праздника дают концерты различные фольклорные коллективы, организаторы фестиваля устраивают традиционные русские игры для детей и их родителей, где можно выиграть самые разные призы. Запоминающимися являются конкурсы типа «Вятская краса» и «Удаль молодецкая». У гостей праздника есть также возможность посоревноваться в технических видах спорта – «Асфальтовое кольцо».

Поскольку «Вятская свистунья» носит статус праздника-ярмарки, все желающие смогут приобрести самую разную продукцию местных мастеров-умельцев и фермерских хозяйств, от молочной продукции по сниженным ценам до полезных товаров для садоводов и огородников. Организация подобного праздника на Вятской земле позволяет популяризировать и продвигать традиционные русские народные художественные промыслы. Естественно, что на празднике-ярмарке достаточно широко представлены такие изделия народного творчества, как: бурачки, резные, расписные и плетеные изделия для дома, коклюшечное кружево, дымковская игрушка, Вятская матрешка и другие уникальные вещи.

Следует заметить, что активное участие в праздничном мероприятии принимают также и школьники города Кирова. Так, между учениками разных школ устраиваются спортивные состязания, различные конкурсы и викторины, концертные номера, а также мастер-классы обучающего характера.

Источник статьи: http://xn--80ady5a5d.xn--p1ai/prazdnik/6/prazdnik-vyatskaya-svistunya/

Евдокия Свистунья: что за праздник, традиции, приметы и заговоры, что нельзя делать 30 мая

На Руси праздник, носивший название Евдокия Свистунья, отмечали дважды. В марте церковь вспоминает раннехристианскую святую Евдокию Илиопольскую, а в конце мая — Евдокию Дмитриевну — супругу Дмитрия Донского, — которая, овдовев, фактически стала во главе Московского княжества. Ее брак с князем Дмитрием Донским считается образцовым — они прожили в любви и согласии 22 года, у них было 12 детей. После смерти супруга Евдокия строила церкви и монастыри, вела строгий и праведный образ жизни, а затем ушла в монастырь.

Память Евдокии Дмитриевны чтут 30 мая (17 мая по старому стилю).

Евдокия Свистунья: народные приметы

На майскую Евдокию Свистунью (прозвище было связано с тем, что в это время певчие птицы, у которых продолжается брачный период, громко поют) на Руси начинали окучивать картошку. Считалось, если сделать это именно на Евдокию, урожай картофеля (который на Руси называли вторым хлебом) будет хороший, выращенная картошка не сгниет и будет хорошо храниться.

Поскольку в это время сев уже был закончен, все время посвящали огородным работам, а также подновлению инвентаря, укреплению жилища и так далее.

В этот день наблюдали за погодой: по приметам, какова Евдокия — таково и лето.

— Если на Евдокию дождь — лето будет дождливым. Особенно верной эта примета считалась, если праздник приходился на новолуние.

— Если дует северный ветер — лето будет холодным, а год — неурожайным.

Также в этот день вспоминали святого Андроника (одного из 70 апостолов, проповедовавших учение Христово в I веке), который считался избавителем от засухи.

Андронику (в народной традиции — Ондрону) следовало возносить специальные молитвы, чтобы он избавил от засухи — главной беды крестьян. Были также специальные заговоры от засухи, например, такой:

«Святой Ондрон — отвори врата небесные, чтоб дожди пролились на зерно, которое в землю легло».

Были и специальные обряды для предотвращения возможной засухи. Например, мужчина-крестьянин выходил в поле, брал осиновую ветвь, обтесывал ее и втыкал в землю. Считалось, что осиновый кол притягивает влагу, которая напитает посевы.

Что нельзя делать 30 мая

В майские дни на Руси не принято было лениться, под запретом был алкоголь. Также на Евдокию нельзя было охотиться на птиц и ловить их.

В этот день, если оставалась прошлогодняя картошка, ее обязательно старались доесть. Картофель ели во всех видах — жареный, вареный, в пирогах и т. д. Отказываться от таких блюд было не принято, иначе, согласно приметам, новый урожай картофеля сгниет на корню.

Если праздник приходился не на среду и пятницу, на столе было мясо, поститься в это время не полагалось.

Из уважения к святой Евдокии в этот день старались не обижать женщин, особенно пожилых. Считалось, что женские слезы горько отольются обидчику.

Источник статьи: http://riafan.ru/1280186-evdokiya-svistunya-chto-za-prazdnik-tradicii-primety-i-zagovory-chto-nelzya-delat-30-maya

Свистунья — праздник со страшной историей

«Своя своих не познаша, своя своих побиваша» — распространенный сюжет, получивший в современной военной терминологии обозначение Friendlyfire — дружественный огонь. Но только на Вятской земле легенда о братоубийственной битве, случившейся по ошибке, породила разгульный праздник с элементами язычества — Свистопляску, или Свистунью.

В темноте все враги

Легенда о ночной битве 1418 (дата неточная) звучит так. Вятку осаждали татары, на помощь городу прибыл отряд из Устюга (тогда этот город назывался еще просто Устюгом, не Великим). Устюжане высадились из ладей в темноте и остановились у Вздерихинского оврага (так до XVIII века назывался Раздерихинский овраг). Вятчане, приняв их за противника, совершили вылазку. Началась беспощадная битва, и когда с первыми лучами солнца горожане признали ошибку, уже погибло больше четырех или пяти тысяч человек. С тех пор вятчан называют «слепородами». Именно в этом виде легенду о происхождении Свистуньи записал в 1770 году географ и экономист Петр Рычков. Предполагают, что со слов епископа Вятского Варфоломея, хотя в своей книге Рычков о владыке ничего не писал.

Существует версия, что речь идет не о дружественном кистене (если можно так выразиться, по аналогии с дружественным огнем), а о вполне осознанной битве с противником. Устюжане явились в Вятку, чтобы привести к власти боярина Анфала Никитича и сына его Степана, но проиграли бой. Сторонники версии напоминают, что на плане Хлынова 1759 года (так назывался город до 1781 года, пока Екатерина II не переименовала его в Вятку) есть Вздерихинская улица, от слова «вздираться» — взбираться, поэтому устюжан побили при попытке ворваться в город по стене оврага — природному укреплению. Уже позже и улицу, и овраг, станут называть «Раздерихинскими».

Письменные источники скудны, и вряд ли удастся точно выяснить, что произошло в начале XV века: страшная ошибка или одна из обычных средневековых битв. Но позднейшие легенды появились, чтобы объяснить реально существующий праздник, имитирующий сражение.

Шарыши и шишки

Свистунья проходила в четвертую субботу после Пасхи. Сперва был молебен в раздерихинской часовне, точнее, часовне Михаила Архангела, на краю оврага. После молитвы начиналась непосредственно игровая-веселая часть, сопровождавшаяся выпивкой и закуской.

Особая роль в празднике принадлежала мастерам, точнее мастерицам, из слободы Дымково. Они заранее лепили, обжигали и приносили корзины со своим товаром. В первую очередь — свистульками в виде козлов, баранов, лошадей, других животных и птиц. В свистульки полагалось свистеть, не жалея своих легких и чужих ушей — как на склонах оврага, так и на соседних улицах.

Прежде этим занимались все участники, без различия пола и возраста. К середине XIX века город остепенился, и свистели в основном дети и молодежь. Можно было также купить глиняную фигурку простой бабы или барыни — считалось, что они символизируют вдов погибших воинов.

Предлагалась и еще одна глиняная продукция — шарыши, полые глиняные шары, величиной с апельсин, и цельные шарики величиной с грецкий орех. Эти черные, с цветными крапинками шары превращали память о битве в современное побоище. Вот что вспоминал свидетель и участник, семинарист Савва Сычугов:

«Праздник начался киданием шаров сверху и подбиранием их ребятами в овраге. Я уже нахватал шаров целую пазуху, как один из них, попавший в голову, свалил меня с ног, и тогда началась настоящая бомбардировка. Я взмолился, просил пощады, но шары все чаще и чаще сыпались на меня. Встать и бежать я не мог и только руками инстинктивно защищал голову… Я скоро отдышался и стал наблюдать за нарядной публикой. Представьте себе, что не только мужчины, но расфранченные в пух и прах барыни и даже дети с удовольствием целились в головы овражных ребят; каждый меткий удар встречался поощрительным хохотом и восклицаниями. Меня так отхлопали, что картуз нельзя было надеть, так сильно распухла голова. Когда мы вышли из оврага, мой товарищ опорожнил мою пазуху, продал шары и купил мне большую свистульку и булку».

Другие свидетели, в частности учитель вятской гимназии Василий Баженов, сообщают, что шарыши предназначались не столько для обстрела овражных мальчишек, сколько для метания друг в друга, с разных сторон рва. Юные сборщики не долетевших боеприпасов становились более доступной целью.

К началу XIX века кулачные бои и и пьянство прекратились, позже прекратилось и метание шарышей. В послереволюционное время гонений на любые традиции Свистопляска дожила до 1920-х, после чего, казалось, умерла, оставив расписное наследство в виде дымковской игрушки.

Яйца вместо глиняшек

Вятская земля хранит древнюю воинскую славу не только в региональной столице. В городе Котельнич, в «семик» — седьмое воскресенье после Пасхи, были свои поминки над братской могилой, в которой, по местной легенде, лежат земляки, павшие в битве с новгородцами. Когда-то после панихиды начиналось метательное сражение, только вместо шарышей использовались вареные яйца.

Молодецкие забавы

В позднесоветское время региональные власти осознали достаточно очевидную вещь: в любви к старине нет ничего крамольного и устоявшийся набор праздников можно разнообразить. Вместо четвертой субботы после Пасхи ярмарку с народными ремеслами и гуляния под гармошку стали проводить в День города. Первая возрожденная ярмарка с элементами Свистуньи прошла в 1979 году (подтвердить этого не могу).

После Перестройки, когда стало проще с частными инициативами, к гуляньям добавились забавы энтузиастов. Вместо метания шарышей в овраге проходили боевые игры. Кроме кулачных боев стенка на стенку, практиковались развлечения, которые вполне могли бытовать у ушкуйников (русских средневековых речных пиратов). Например, сорвать шапку с водящего, у которого были завязаны глаза. Водящий вооружался толстым прутом и наносил круговые удары. Участники игр вспоминают, что удары эти ощущались и под кожаной курткой. Позже, чтобы избежать травм, прут заменили мячиком на веревке.

Помирились с Устюгом

Часовня Михаила Архангела была снесена в советские годы. Ее восстановление надолго затянулось. Когда часовню достроили в 1999 году, на ее освящение прибыла делегация из Великого Устюга.

Сейчас ярмарки с забавами и игрушками проходят в День города, 12 июня, совмещаясь с государственным праздником. Возможно, когда-нибудь Свистунья отделится от него и станет подобием фестиваля Эскалад в Женеве: в 1602 году солдаты герцога Эммануила Савойского приставили лестницы к городской стене, но были отбиты горожанами. Кровавое событие, документированное или легендарное, осталось в прошлом, а ныне является поводом для невинных развлечений и потенциального туристического интереса.

Источник статьи: http://sever.foma.ru/svistunja-prazdnik-so-strashnoj-istoriej/

Оцените статью