- Успение Пресвятой Богородицы
- Почему мы празднуем Успение Пресвятой Богородицы 28 августа? Разве мы знаем точную дату?
- 28 (15) августа: «День Марии Богородицы»
- Рождество в конце лета?
- При чем тут Успение?
- Великий праздник Успение Пресвятой Богородицы православные христиане почитают 28 августа
- Успение Пресвятой Богородицы 28 августа, история
- Обряды и традиции в этот день
- Что можно просить у Богородицы
Успение Пресвятой Богородицы
Успение Богоматери
Праздник Успения (кончины) Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии значится одним из двенадцати (двунадесятых) главных праздников Православной церкви. Он предваряется строгим Успенским постом и празднуется Православной Церковью по новому стилю — 28 августа. В этот день во всех православных храмах проходят торжественные богослужения.
После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием.
Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами.
Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы». Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми было повито пречистое и благоухающее тело.
Успенье Пресвятой Богородицы совершается после Успенского поста (период с 14 по 27 августа), который в народе назывался спожинками (или госпожинками), так как праздник Успения знаменовал собой завершение уборки урожая — спожинать означало дожинать. Слово спожинки превратилось в госпожинки по созвучию со словом госпоженка, как иногда в народе называли Богоматерь.
Другие праздники в разделе «Православные праздники»
Источник статьи: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1476/
Почему мы празднуем Успение Пресвятой Богородицы 28 августа? Разве мы знаем точную дату?
В Евангелии ничего не говорится об Успении Пресвятой Богородицы, мы знаем об этом событии только из церковного Предания. Но и в Предании не указаны подробности, например, точный день, когда это произошло. Откуда же взялась дата празднования Успения — 28 (15 по старому стилю) августа?
28 (15) августа: «День Марии Богородицы»
Чтобы ответить на этот вопрос, стоит вспомнить, как возникали церковные праздники. В первую очередь христиане стали праздновать дни, связанные с событиями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Прежде всего — дни Его Воскресения из мертвых (Пасха) и Рождества, которое в древней Церкви называлось Богоявлением, то есть днем явления Бога в мир, и входило в единый праздничный цикл с Крещением Господним.
А вот праздники, посвященные Богородице, возникли позже. Ведь и почитание Пресвятой Девы Марии установилось в Церкви не сразу. Только в 431 году на III Вселенском Соборе в городе Эфесе епископы христианских общин окончательно согласились, что Деву Марию следует почитать как Богородицу, то есть удостоившуюся стать Родительницей не просто человека Иисуса, но воплотившегося Бога. С тех пор и можно говорить об общецерковном почитании Божией Матери.
В это время никто уже, конечно, не помнил и не знал обстоятельств Ее жизни. Сохранялись разве что отдельные предания, жившие в Поместных Церквах, которые высоко чтили Богородицу и прежде.
В их числе была Иерусалимская Церковь, колыбель всего христианского мира. Здесь еще в IV веке существовал особый день, посвященный Богородице, — 28 (15) августа.
В одном из древнейших дошедших до нас сборников богослужебных библейских чтений — древне-армянском Лекционарии, созданном еще до отделения армян от единой Церкви (то есть до середины V века), 15 августа обозначено как «день Марии Богородицы». Этот армянский Лекционарий — перевод еще более древнего иерусалимского сборника богослужебных чтений. Так что это именно Иерусалимская Церковь выбрала 15 августа для празднования памяти Богородицы.
Ее примеру последовала и Церковь Константинополя, столицы Византийской империи. 28 (15) августа праздновал день Богородицы один из самых знаменитых константинопольских храмов — Влахернский, тот самый, где Божия Матерь некогда распростерла покров над христианами, молившимися о снятии вражеской осады. Об этом свидетельствует «Стишной пролог» — древний календарь дней памяти святых (месяцеслов), составленный в стихотворной форме. Кстати, Влахернский храм и сам был посвящен Деве Марии; в середине V века византийская императрица Пульхерия даже велела положить здесь Ее ризу.
Рождество в конце лета?
Что же именно праздновали древние Церкви Иерусалима и Константинополя 28 (15) августа? Событие с непонятным на первый взгляд названием: «стояние на третьей миле от Вифлеема».
Судя по всему, христиане вспоминали одну из остановок на пути Богородицы, носившей под сердцем Младенца, и праведного Иосифа Обручника из Иерусалима в Вифлеем. В Евангелиях этой истории нет, но она описана в одном из древних христианских апокрифов Апокрифы — тексты, которые Церковь считает недостаточно достоверными, чтобы включить их в Священное Писание, но заимствует отдельные сведения из них. — Протоевангелии Иакова. Из этого же памятника, кстати, Церковь почерпнула сведения о двух других событиях, положивших основу праздникам Рождества Богородицы и Введения Ее во храм.
Протоевангелие Иакова повествует, как Иосиф и Мария идут в Вифлеем, чтобы участвовать в переписи населения. Пройдя три мили, Иосиф обернулся и увидел, что лицо Марии печально, а затем оглянулся еще и увидел ее радостной. «Перед моими глазами два народа, — объяснила обрученная ему Дева. — Один плачет и рыдает, другой радуется и веселится».
Когда же они прошли полпути, Мария просила Иосифа помочь Ей сойти с осла на землю, ибо «То, что в Ней, заставляло Ее идти пешком». Стало ясно: приближается час Рождества Младенца. Тогда Иосиф укрыл Марию в пещере, а сам отправился на поиски женщины, которая могла бы принять роды, — и вдруг начались чудеса: «Я, Иосиф, шел и не двигался. И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете остановились, посмотрел на землю и увидел поставленный сосуд и работников, возлежавших подле, и руки их были около сосуда, и вкушающие (пищу) не вкушали, и берущие не брали, и подносящие ко рту не подносили, и лица всех были обращены к небу. И увидел овец, которых гнали, но которые стояли. И пастух поднял руку, чтобы гнать их, но рука осталась поднятой. И посмотрел на течение реки и увидел, что козлы прикасались к воде, но не пили, и всё в этот миг остановилось». Когда же Иосиф вновь оказался у пещеры, то, как говорится в апокрифе, вначале увидел у ее входа сияющее облако, а затем в пещере засиял свет, невыносимый для глаз, и явился Младенец.
Получается, что, вспоминая «стояние на третьей миле от Вифлеема», христиане Палестины и Константинополя по сути праздновали Рождество Христово, только акцент переносили на почитание Его Матери.
Другие христианские Церкви (к примеру, копты) отмечали очень похожий праздник в честь Богородицы сразу после Рождества Спасителя, в конце декабря. Да и в Православной Церкви следующий за Рождеством день, 26 декабря (8 января по новому стилю), именуется Собором Пресвятой Богородицы и посвящен Ее чествованию.
Какая из дат, претендующих быть днем Рождества Христова, — декабрьская или августовская — ближе к истине, нам теперь уже не разобраться. Не так уж это и принципиально: даты всех праздников, связанных с евангельскими событиями, более или менее условны, ведь никто специально не запоминал, в какой день Христос крестился во Иордане или преобразился на горе Фавор. Относительно точно можно установить только дату Его распятия (и, значит, Воскресения) — благодаря указанию апостола Иоанна, что суд над Христом состоялся накануне ветхозаветной Пасхи (Ин 19:14). Пасху иудеи всегда праздновали в один и тот же день, или, точнее, ночь — с 14-го на 15-й день месяца нисана, который выпадает на конец марта — начало апреля…
Что же до Рождества Христова, здесь важна не дата, а сам факт: Бог пришел в сотворенный Им мир.
При чем тут Успение?
Какое отношение всё это имеет к Успению Богородицы? Как ни странно, прямое. Дело в том, что к VI–VII веку, когда праздник Успения уже вошел в круг самых значительных, христиане разных Церквей — и восточных, и западных — даты Рождества Спасителя и Успения Богородицы стали сближать. Где-то — например, в римской Церкви — кончину Пресвятой Богородицы взялись праздновать 18 января (а 14 августа — отдельно — взятие Ее на небо).
А в Константинополе император Маврикий в 595 году волевым решением «назначил» дату празднования Успения на 28 (15) августа — в честь одержанной им в этот день победы над персами. По всей видимости, он просто утвердил традицию празднования Успения, которая существовала и раньше.
Можно ли считать это делом случая? Или в памяти христиан действительно сохранилось какое-то древнее предание о том, что Богородица преставилась в тот же самый день, когда родился Христос? Последнее маловероятно, учитывая, что в памяти Церкви не сохранились ни точная дата Рождества, ни какие-либо обстоятельства ухода Богородицы из земной жизни: всё, что мы знаем о Ее Успении, позаимствовано из апокрифической литературы…
Вероятнее всего, 28 (15) августа не является точной датой преставления Божией Матери, как и 7 января (25 декабря) не есть доподлинно известный день Рождества Христова, как и 19 (6) августа — не точная дата Преображения Христова…
И тем не менее, решение Церкви соединить день прославления Богородицы с празднованием Ее Успения кажется абсолютно естественным и логичным!
Важнейшее событие в жизни христианина, с точки зрения Церкви, — его встреча со Христом, переход из жизни временной в жизнь вечную. Недаром дни памяти большинства святых совпадают с днями их смерти или, лучше сказать, успения: ведь земную смерть христианин воспринимает как сон, от которого усопший пробудится в день всеобщего воскресения. Не случайно, наверное, и переход Богородицы в жизнь вечную стал праздноваться в тот самый день, который Церковь уже предназначила для прославления Богородицы. Ведь то, как, по церковному Преданию, Она оставила землю — на руках у Христа, — есть наилучшее свидетельство Ее близости к Богу, а стало быть — и святости.
Источник статьи: http://foma.ru/pochemu-my-prazdnuem-uspenie-presvyatoj-bogorodiczy-28-avgusta.html
Великий праздник Успение Пресвятой Богородицы православные христиане почитают 28 августа
Москва, 10.03.2021, 00:40:35, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Инна Мордасова.
Праздничное событие под названием Успение Пресвятой Богородицы на территории Российской Федерации отмечают каждый год в двадцать восьмой день августа. Примечательно, что уже на следующий день выпадает торжество под названием Третий Спас, он же Ореховый Спас. Эти праздники завершают период церковных мероприятий августа. Всего в третий месяц лета верующие отмечают Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы.
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа, история
Торжество под названием Успение посвящается воспоминаниям о завершении земной жизни Девы Марии, матери Мессии. Представители духовенства называют этот праздник двунадесятым, иными словами — одним из самых важных. Полное название торжества — Успение Пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
В священном писании сказано, что смерть Девы Марии не была неожиданностью. После кончины и до воскресения Мессии Дева Мария несколько лет жила на территории Иерусалима, она часто ходила молиться на Голгофу к Гробу Господню. Во время одного из молитвенных сеансов к Деве Марии пришел архангел Гавриил, который рассказал, что в скором времени она сможет встретиться со своим сыном.
Богоматерь была очень рада этой новости, но перед смертью она безумно хотела посмотреть в глаза всем апостолам своего сына. Для того, чтобы воплотить мечты Богоматери в реальность, ангелы доставили учеников Мессии в Иерусалим из разных земель, где они смогли проститься с Богоматерью. После этого Дева Мария тихо скончалась, в момент смерти ее ложе начало светиться. Апостолы похоронили мать Иисуса в Гефсимании, в семейном склепе, неподалеку от ее родителей Иоакимом и Анной. Рядом с могилой Девы Марии был ее муж, Иосиф, которого в евангельской истории стали называть Обручником. Вход в семейный склеп был закрыт камнями.
Существует легенда о Фоме и поясе Богоматери. Согласно этой легенде, ученик Христа, которого зовут Фома, опоздал на церемонию прощания с Девой Марией. Он попросил своих товарищей открыть склеп, чтобы проститься с Богоматерью, но когда они это сделали, то обнаружили, что Девы Марии там уже не было, вместо этого они нашли розы. Оказывается, Богоматерь уже вознеслась на небеса, она торопилась к своему сыну. Богоматерь передала с неба Фоме пояс. Частицы этой обретенной через несколько веков святыни хранятся в разных местах, в том числе в одном из афонских храмов.
Обряды и традиции в этот день
В день, когда скончалась Дева Мария, представители духовенства вспоминают ее земную жизнь и переход на небеса. В двадцать восьмой день августа у верующих завершился Успенский пост. В 2020 году торжество выпадает на пятницу, это значит, что разговение состоится на следующий день. На праздничном столе у православных присутствуют только рыбные блюда. Отметим, что в это время нужно отправиться в церковь для того, чтобы выстоять молебен. В канун торжества в центр храма выносят Плащаницу, на которой изображен лик Девы Марии. После этого проходит всенощная служба.
Ранее во время праздника народ собирал урожай из овощей и фруктов, после чего нужно было делать заготовки на зимний период. Людям, которые не смогли вовремя собрать урожай, помогали всей деревней. Во время торжества работать нельзя, вместо этого народ отправляется на гулянья, устраивая так называемый успенский пир. Спиртными напитками злоупотреблять нельзя.
В народе говорили, что сегодня нельзя быть в плохом настроении, запрещается конфликтовать и ругаться с родственниками и даже знакомыми, не разрешается поднимать на них голос. Для того, чтобы не болеть, нельзя ходить сегодня босиком. Также наши предки говорили, что земле в этот день требовался отдых, поэтому нельзя втыкать в нее острые предметы. Деву Марию на Руси сопоставляли с Матерью-Землей, а значит, чтобы год принес урожай, любые манипуляции с землей попадали под запрет. Представительницы слабого пола на выданье в этот день не должны стричь волосы, иначе их планы обречены на провал.
С этого дня начинался свадебный период. Юноши искали себе даму, которой они хотели сделать предложение. Для того, чтобы предложить девушке выйти замуж, нужно подойти к ней и вручить икону Богоматери. Если девушке понравился парень, то она принимала подарок и взамен давала ему красную ленту, которую снимала со своей головы. В том случае, если парень не нравился даме, она забирала икону, но взамен ничего не дарила.
Что можно просить у Богородицы
Наши предки считали, что в этот день Дева Мария прислушивается к молитвам о детях, именно поэтому в двадцать восьмой день августа женщины, у которых были дети, очень часто молились. Традиционно сегодня принято молить о здоровье для детей, для них просили хорошей судьбы, и чтобы они не болели. Если у детей были проблемы, то для того, чтобы решить их, нужно провести сеанс молитвы. Покидая церковь, не забывайте, что нужно одарить нуждающихся милостыней.
У каждого иконописца образа Девы Марии есть своя история, значение и смысл. Икона под названием «Успение Пресвятой Богородицы» особенная, в ней заключен важный смысл для каждого человека, это иллюстрация того, что смерть не является концом жизни.
Икона «Успение» — это изображение перехода Девы Марии из живого мира на Небеса. На священном образе можно увидеть все моменты, которые так или иначе связаны со смертью Девы Марии. Очень важно обращать внимание на любые детали образа. Например, багряный цвет покрова одра и пурпурный цвет сандалий Богоматери — это знак царского достоинства и величия Девы Марии. Каждый иконописец видит лик по-своему, но зачастую у них может быть одна вещь, которую можно увидеть на всех иконах, в данном случае это не вещь, а человек. Это Петр, в руках которого кадильница, он окуривает одр. Есть и еще один человек, которого можно найти во многих иконах Богоматери — Иоанн, он оплакивает Деву Марию.
Источник статьи: http://pronedra.ru/velikij-prazdnik-uspenie-presvyatoj-bogorodicy-pravoslavnye-xristiane-pochitayut-28-avgusta-503223.html