Положение воинов по законам царя Хаммурапи
Кафедра всеобщей истории
Тема работы:
Положение воинов по законам царя Хаммурапи
Выполнил: Щепетов А. В.
Проверил: Хазина А. В.
С 1792 по 1750 гг. до нашей эры в Вавилоне правил Хаммурапи, шестой царь в первой вавилонской династии. Созданные им законы частично дошли до нас. Теперь они являются важнейшим источником в изучении истории древнего Востока: с их помощью можно оценить характерные черты жизни граждан вавилонии.
Суть моей контрольной работы состоит в рассмотрении законов, относящихся к воинам Вавилона. Это исследование необходимо для того, чтобы в дальнейшем понять, какими правами они обладали, насколько весомой была их роль в жизни государства.
Хрестоматия по истории Древнего мира. Издательство Саратовского Университета., 1989 г. (Тексты законов приводятся по: Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ред. В. В. Струве и Д. Г. Редера.)
– классический вавилонский диалект
аккадского. Законы найдены французской
экспедицией в Сузах (столица древнего Элама).
Датируется XVIII в. до н. э. На данный момент
хранится в Лувре. Тексты были высечены на
черном базальтовом столбе. «Первоначально
насчитывалось 282 статьи, из них сохранилось
а 35 статей были выскоблены, очевидно, по
приказу эламского царя-победителя. Однако
найденные позднее в библиотеке
Ашшурбанапала копии свода законов
позволили восстановить некоторые
Во время правления царя Хаммурапи наблюдается расцвет сельского хозяйства, расширение посевных территорий. К общественному труду привлекались практически все работоспособное население. Особое место в деятельности государства занимала торговля, которой занимались специальные агенты.
В эпоху Хаммурапи становится все более ощутимой разница в социальном положении рабов (они являлись низшим классом вавилонского общества) и простых граждан – Вавилон приобретает рабовладельческий характер. Воины, как основная сила, на которую опиралась царская власть, получали в награду пожизненно земельные участки, скот. В то же время, их казнили за неповиновение приказам. Воин был зависим от воли царя.
« Если редум или баирум 1 , которому было приказано идти в царский поход, не пошел или он нанял наемника и послал его взамен себя, (то) этот редум или баирум должен быть казнен, а его наемник может забрать его дом. » 2 .
По законам Хаммурапи предусматривалась своеобразная система передачи собственности и несения службы воина при его отсутствии. Если посторонний человек проживал на территории редума или баирума (когда они отсутствовали по причине несения службы), он автоматически принимал на себя несение воинской обязанности.
« Если либо редум, либо баирум из-за илька 3 бросил свое поле, свой сад и свой дом и удалился, а после него другой захватил его поле, его сад и его дом и в течение трех лет нес его ильк, то если тот вернется и потребует свое поле, свой сад и свой дом, они не должны быть ему даны; только тот, который захватил их и нес его ильк, может нести его и впредь.» 4
« Если он удалился только на один год, затем вернулся, то ему должны быть отданы его поле, его сад и его дом; пусть он сам носит свой ильк.» 5
Здесь непонятен один момент: что, если редум или баирум вернется, например, через два года? Можно сказать, земельные участки, которыми наделялся воин, все-таки не были его постоянной собственностью.
Как видно из статьи №32, военнослужащего могли выкупить из плена тамкары 6 . Значит, за воина иногда выплачивали деньги, что говорит о его значимости в развитии Вавилонского государства.
Хрестоматия по истории Древнего мира. Саратов., 1989 г. :
1. Редумы и баирумы — воины, получившие в пожизненное пользование движимое или недвижимое имущество от царя и обязанные беспрекословно отправиться на войну при необходимости.
2. Законы Хаммурапи §26
3. Ильк – права и обязанности воина, а также имущество, полученное от государства
4. Законы Хаммурапи §30
5. Законы Хаммурапи §31
6. Тамкар – царский торговый агент, выполняющий разного рода ответственные торговые соглашения и т.д.
7. Декумы и лубуттумы – командные чины.
Скорее всего, войска были хорошо подготовлены и не набирались из наемников. « Если декум или лубуттум 7 взял негодного воина или же он принял для царского похода наемника и послал его в качестве замены, то этот декум или лубуттум должен быть казнен.» 8
Что очень важно, воин сам был защищен от произвола командных чинов.
« Если декум или лубуттум забрал добро редума в наем, передал редума сильному в суде или забрал подарок, который царь дал редуму, то этот декум или лубуттум должен быть казнен.» 9 Данная статья дает вполне ясное представление об отношении между войсковыми командирами и самими войсками. Эта мера действительно должна была защищать воина от незаконного использования декумами и лубуттами своей власти. Статья также показывает, что в случае незаконного действия применение смертной казни грозило не только редумам и баирумам.
Скот, даваемый редуму (или же другому человеку, несущему повинность) государством, не мог быть продан. Более того, «Поле сад и дом, принадлежащие редуму, баируму или другому человеку, несущему повинность, не могут быть проданы за серебро.» 10 . Эта статья вообще запрещала воинам продавать свою недвижимость. Причем, не указано, являлся ли дом или сад именно даром царя.
Хрестоматия по истории Древнего мира. Саратов., 1989 г. :
7. Декумы и лубуттумы – командные чины вавилонской армии.
8. Законы Хаммурапи §33
9. Законы Хаммурапи §34
10. Законы Хаммурапи §36
Человек, который покупал что-либо у несущего повинность, терял свои деньги и возвращал имущество его владельцу. О чем это говорит? Воин, получивший земельный участок, не мог в полной мере распоряжаться им и, в то же время, попытка его продажи никак не наказывалась. Виновным оказывался покупатель, у которого просто отбирались деньги, которые он предлагал за землю. Передача жене или дочери недвижимости, входящей в состав воинского илька, также была запрещена. « Редум, баирум и другой человек, несущий повинность, не может отписать своей жене или дочери ничего из поля, сада или дома, которые входят в состав его илька, а также не может отдавать их за свою долговую расписку.» 11 . Однако, « Из поля, сада и дома, которые он покупал и приобретал, он может отписать своей жене и своей дочери, а также отдавать за свою долговую расписку.» 12 . То есть, «настоящей» собственностью воина являлась лишь та, за которую он заплатил свои собственные деньги. Наверное, это было даже справедливо. Воин нес службу, получал за это ильк и затем до конца жизни мог им пользоваться (но только он). В наше время это сравнимо, к примеру, со служебным автомобилем, которым также можно пользоваться. Разница одна – право пользования машиной дается только в период работы в организации.
« Если человек обменял поле, сад и дом, принадлежащие редуму, баируму или другому человеку, несущему повинность, и дал приплату, то редум, баирум или другой человек, несущий повинность, может вернуться к своему полю, своему саду и своему дому, а приплату, которая была ему дана, он может взять себе.» 13 . Опять-таки, убытки в данном случае воин не несет. Напротив, иногда он имеет выгоду от такой незаконной сделки.
Хрестоматия по истории Древнего мира. Саратов., 1989 г. :
11. Законы Хаммурапи §38
12 . Законы Хаммурапи §39
Законы Хаммурапи §41
Отсюда следует, что редумы и баирумы
наделялись некоторыми привилегиями по отношению к простым людям.
Итак, мы увидели, что законы Хаммурапи требовали от воинов Вавилонии беспрекословного подчинения и организации, но, вместе с этим, за хорошую и преданную службу редумы и баирумы получали от царя в награду движимое и недвижимое имущество, которое могли использовать до конца жизни. Неповиновение со стороны воина являлось преступлением и предусматривало смертную казнь, которая, судя по законам, являлась единственным наказанием за такую провинность. Царь оградил свою армию от незаконного применения власти командиров, причем последних, в случае нарушения границ полномочий, тоже казнили. Выкуп воинов из плена является важнейшим показателем социального положения войск царя Хаммурапи: армия в Вавилонии являлась основной силой и опорой царской власти.
«Вот справедливые законы, утвержденные Хаммурапи, победоносным царем, водворившим истинное благополучие и доброе управление в стране…» (из заключения).
История Древнего Востока. Под ред. В. И. Кузищина. Москва «Высшая школа» 1988 г.
Практикум по истории Древнего Востока. Москва «Просвещение»., 1972 г.
Хрестоматия по истории Древнего мира. Под ред. проф. В . Г. Боруховича и проф. В. И. Кузищина. Издательство Саратовского Университета., 1989 г.
Источник статьи: http://www.km.ru/referats/241EA03B99074E528A5A943A852BE73F
Законы царя Хаммурапи
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 07:58, задача
Описание работы
Агуркал — воин царя Хаммурапи, будучи на царской службе, попал в плен, но вскоре ему удалось бежать. Агуркал обнаружил, что его поле и сад переданы другому воину, а его командир забрал себе все ценные подарки, которые он получил от царя за храбрость. Каково должно быть решение суда?
Необходимо дать общую характеристику Законов Хаммурапи как источника права Вавилонского царства. Охарактеризуйте регулирование имущественных отношений по ЗХ. Рассмотрите правовой режим имущества воинов. Предложите конкретное решение задачи на основе норм ЗХ.
Файлы: 1 файл
Законы царя Хаммурапи.doc
Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) являются важнейшим памятником древневавилонского права. Черный базальтовый столб с текстом законов был найден в начале XX-го столетия французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах, столице древнего Элама. В верхней части стелы изображен сам Хаммурапи, стоящий в молитвенной позе перед покровителем справедливости и солнечным богом Шамашем, который вручает ему эти законодательные положения. Вся остальная поверхность столба с обеих сторон покрыта клинописным текстом, состоящим из трех частей: введения, собственно законов и заключения.
Во введении Хаммурапи перечисляет свои царственные достоинства, призывая в поддержку своей власти богов, и провозглашает основные цели внутренней политики: «дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого» [8, с. 13]. В заключении еще раз констатируются благородные цели царской политики, благосклонность богов к действиям царя, а также перечисляются суровые наказания и проклятия тем, кто будет нарушать эти законы. Хаммурапи стремился представить свои законы как наделенные сверхъестественной силой, справедливые и неизменные.
Непрерывно записанный текст правовых предписаний исследователи условно разделили на 282 статьи, которые можно объединить в несколько тематических разделов:
первый раздел (ст. 1-5) посвящен проблемам осуществления правосудия;
второй раздел (ст. 6-25) содержит правила охраны царской собственности, владений храмов, общинников и царских работников;
третий раздел (ст. 26-41) посвящен охране имущества, полученного от царя за службу;
четвертый раздел (ст. 42-71) посвящен операциям с недвижимостью и охране ее от неправомерных посягательств посторонних;
пятый раздел (ст. 78-126) посвящен регулированию различных торговых и коммерческих операций;
шестой раздел (ст. 127-195) посвящен семейному праву;
седьмой раздел (ст. 196-214) охватывает правила о наказаниях за телесные повреждения;
восьмой раздел (ст. 215-282) регулирует различные сделки с движимым имуществом, включая арендные отношения.
Необходимо отметить, что уровень развития законодательной техники в древневавилонском обществе был еще сравнительно низким. В законах Хаммурапи много очевидных пробелов, а также казуистических положений, представляющих собой запись отдельных случаев из судебной практики. Так, например, ст. 17 предусматривала вознаграждение за поимку беглого раба в степи, умалчивая, таким образом, о случаях, когда раб схвачен в городе или в каком-нибудь другом месте [3, с. 57].
В Законах Хаммурапи нельзя найти ни четкого понятия преступления, которое не всегда можно отделить от частного правонарушения, ни абстрактно сформулированной нормы, касающейся кражи, убийства и т.д. В них отсутствует обоснованная система изложения норм: нормы гражданского, уголовного и процессуального права соединены воедино. Однако здесь присутствует внутренняя логика изложения правового материала. Нормы права группируются по предметам правового регулирования, а переход от одной группы к другой осуществляется путем ассоциаций.
В Месопотамии не сложился институт частной собственности на землю. Земля рассматривалась правом в категориях свободного и зависимого владения, пользования. Значительные массивы плодородной обрабатываемой земли сосредоточивались в царских хозяйствах, а также хозяйствах храмов. Царские и храмовые земли обрабатывались различными категориями зависимого люда, сдавались в аренду, передавались за службу: воинам, тамкарам, жрицам и т.д. [6, с. 128].
Общинная земля находилась как в коллективном владении (выгоны для скота, луга и т.д.), так и в частносемейном. Свободный общинник-крестьянин мог продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству свой участок, как любую другую недвижимую собственность (ст. 39-47, 60-65). При этом не требовалось ни согласия правителя, ни согласия самой общины. Полноправие вавилонянина было прямо связано с земельным наделом общинной земли. По законам Хаммурапи, порывая с общиной, он терял не только земельный участок, но и другие права. Так, например, в соответствии со ст. 136 Законов Хаммурапи «жена беглеца не должна возвращаться к своему мужу» [8, с. 34].
Законы Хаммурапи (ст. 8-11) устанавливали, что собственник пропавшей вещи, обнаружив ее у другого лица, мог через суд истребовать свою вещь. При этом он должен был представить свидетелей, которые подтверждали его право собственности. В этом случае человек, у которого обнаружена вещь, считался вором и мог снять с себя такое обвинение, лишь указав на продавца вещи и на свидетелей, в присутствии которых он купил данную вещь. Тогда вором автоматически признавался продавец вещи.
Рабы в Вавилоне были таким же объектом собственности, как и другое имущество – скот, орудия труда и т.д. Хозяин мог распоряжаться своими рабами: продавать их, дарить, передавать по наследству. Кража и даже укрывательство чужих рабов карались смертной казнью (ст. 15-16).
Причинение вреда чужому имуществу влекло за собой обязанность возмещения убытков. Так, например, если владелец земельного участка был небрежен по отношению к своей плотине, и вода, прорвав ее, затопляла поле соседей, он должен был возместить потерпевшим загубленное зерно (ст. 53). Если он не мог возместить убытки, то продавалось его имущество, а в случае необходимости и он сам, а вырученное от такой продажи серебро шло на возмещение убытка собственникам затопленных полей (ст. 54). В случае смертельного исхода операции, сделанной рабу мушкенума, врач обязан был отдать хозяину раба за раба (ст. 219).
Широкое распространение в вавилонском обществе в связи с развитием товарно-денежных отношений и ростовщичества получил договор займа. Этот договор предусматривал, как правило, не только обязанность должника вернуть долг в срок, но и уплату процентов (в соответствии с Законами Хаммурапи с должника взималось в ряде случаев до 33,5% от суммы долга). Превышение тамкаром процентных ставок по договору займа зерна влекло за собой потерю долга (ст. 91) так же, как в случае самоуправного изъятия им хлеба должника из жилища или с гумна (ст. 113) [6, с. 132].
При таких тяжелых условиях займа в Вавилоне стало обычным явлением, когда несостоятельный должник отдавал в кабалу кредитору членов своей семьи [3, с. 58]. Хаммурапи был вынужден в своих законах несколько ограничить злоупотребления кредиторов, поскольку волнения бедноты и закабаление значительного числа свободных людей подрывали устойчивость самой государственной власти. Так, долговая кабала ограничивалась тремя годами (ст. 117), а самовольное изъятие кредитором предмета долга влекло для него потерю претензий к должнику (ст. 113).
Регулируя договорные отношения между крупными торговцами – тамкарами и торговыми агентами – шамаллумами, законодатель всецело стоял на стороне экономически более сильной стороны. Шамаллум, взявший деньги для ведения дела и не наживший барыша, обязан был вернуть взятое им серебро в двойном размере. Если, возвращая серебро тамкару, он не получил у него документа с печатью, то уплаченное им серебро в счет не принималось (ст. 105).
Лишь небольшое число статей законов Хаммурапи было посвящено широко распространенным в Вавилоне договорам купли-продажи. Эти статьи были призваны обеспечить стабильность торгового оборота, гарантировать интересы покупателя. Закон устанавливал месячный срок, в течение которого покупатель раба мог предъявлять претензии к продавцу. Так, например, в соответствии со ст. 278 «если человек купил раба или рабыню, и до прошествия месяца его постигнет падучая, то покупатель может вернуть его своему продавцу, и этот покупатель получает серебро, которое он отвесил» [8, с. 51].
Что касается договоров займа, то в Законах Хаммурапи проводятся четкие различия между наймом лиц «благородных» профессий: врачей, строителей, корабельщиков и наймом сельскохозяйственных работников, а также рабов. Характерно, что размеры оплаты услуг врача зависели в Законах Хаммурапи от социального положения пациента: при успешной хирургической операции врач получал 10 сиклей серебра, если больной был авилумом; 5 сиклей – если он был мушкенумом; 2 сикля – если больной был рабом (ст. 215-217).
Специально предусмотрены в законах условия найма земледельца. Ст. 257 оговаривает своего рода заработную плату, выдаваемую ему серебром или хлебом, которая была более высокой в летний период основных полевых работ (ст. 273). Наемный работник, не вырастивший хлеб на поле, укравший семена, изнуривший скот хозяина, должен был уплатить штраф зерном. В соответствии со ст. 256 неуплата штрафа грозила ему жестокой смертью – его разрывали с помощью скота на части [6, с.132].
Значительное внимание в Законах Хаммурапи уделялось имущественным правам воинов – редумов или баирумов. За свою воинскую службу царю, воин наделялся земельным участком (имущество илку. Обладатель имущества илку обязан был лично выполнять военную службу в пользу государства. Если он наймет себе заместителя, которого пошлет вместо себя на службу, он подлежит смертной казни, и его дом передается тому, кого он нанял в качестве своего заместителя (ст. 26).
Участки, предоставленные воинам, остаются за ними все время, пока они выполняют службу, и переходят по наследству к их сыновьям, если на них будет возложена та же служба. Вместе с участком земли воинам давали нередко и рабочую силу из посаженных на землю землевладельцев, вероятно, из жителей завоеванных земель.
Даже попав в плен, воин сохранял право на земельный надел, на часть участка сохранялось право его сына под условием несения службы (ст. 28). В соответствии со ст. 29 «если сын его малолетен и не может нести повинность своего отца, то должно отдать треть поля и сада его матери, и мать его вырастет его» [8, с. 20].
Если воин ради избавления от службы бросал надел, он не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям (ст. 31). Однако если воин оставит землю без обработки в течение трех лет и кто-либо другой овладеет ею и примет на себя все обязанности, связанные с владением этой землей, первоначальный владелец теряет все свои права на землю (ст. 30).
Земли, дома и прочее имущество, предоставленное воинам, изъяты из оборота: их нельзя ни купить, ни продать, ни завещать жене или дочери, ни употреблять на выкуп воина из плена, ни обратить на уплату своих долгов. Если кто-либо вздумает купить поле, сад и дом воина, то договор признается ничтожным. В этом случае согласно ст. 37 покупатель «теряет свое серебро, поле, сад, и дом возвращаются их хозяину» [8, стр. 21].
Согласно ст. 27 Законов Хаммурапи «Если редум или баирум будет уведен в плен, будучи на царской службе, а после него его поле и сад будут отданы другому и тот будет нести его воинскую повинность, то если он вернется и достигнет своего поселения, должно возвратить ему его поле и сад, и он будет сам нести свою повинность» [8, с. 20].
Как видно из условий задачи, Агуркал – воин царя Хаммурапи, будучи на царской службе, попал в плен. Однако вскоре Агуркалу удалось бежать, и он достиг своего поселения. В связи с этим суд должен постановить, что отданные другому поле и сад, будут возвращены Агуркалу, чтобы он сам мог нести свою повинность.
Согласно ст. 34 Законов Хаммурапи «Если декум или лубуттум возьмет пожитки редума, причинит вред редуму, отдаст редума в наем, предаст редума на суде более сильному или возьмет себе подарок, который дал редуму царь, то этого декума или лубуттума должно убить».
Поскольку командир Агуркала забрал себе все ценные подарки, которые он получил от царя за храбрость, суд должен вынести командиру смертный приговор.
Источник статьи: http://www.yaneuch.ru/cat_06/zakony-carya-hammurapi/45186.1285691.page1.html