Доу сценарии чувашских праздников

Сценарий народного чувашского праздника «Акатуй»
методическая разработка на тему

Знакомство дошкольников с народной культурой не обходится без проведения народных праздников. С этой целью был разработан данный сценарий, для участия в нем детей всех возрастных групп детского сада.

Скачать:

Вложение Размер
stsenariy_prazdnika_akatuy_-_kopiya.docx 1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник был проведен с целью приобщения детей к истокам народного творчества, с целью развития художественно-эстетического вкуса у детей через декоративно-прикладное искусство.

Формирование целостного представления о культуре чувашского народа.Знакомство с традициями, обычаями, обрядами чувашского народа.

Пьеса для детей подготовительной к школе группы.

Сценарий драматизации чувашской народной сказки«Почему сосна и ель вечнозеленые&raquo.

Потомки первых переселенцев проводят обряды, поют, танцуют и готовят собственное пиво Традиционный праздник, который отмечают все народы без исключения, — День урожая. В этот день на селе проход.

Сценарий народного праздника в детском саду«СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группаЦель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихо.

Сценарий драматизации чувашской народной сказки«Почему сосна и ель вечнозеленые&raquo.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2016/11/15/stsenariy-narodnogo-chuvashskogo-prazdnika-akatuy

Сценарий утренника «Чувашский праздник «Чуклеме» подготовительная группа
учебно-методический материал (подготовительная группа)

П отомки первых переселенцев проводят обряды, поют, танцуют и готовят собственное пиво Традиционный праздник, который отмечают все народы без исключения, — День урожая. В этот день на селе проходят концерты, проводятся игры, конкурсы, танцы. У представителей чувашской национальности этот праздник также в почете. С наступлением осени они проводят несколько старинных обрядов, связанных с полевыми работами. Как только уборка хлебов завершена, чуваши организуют осенний праздник Чуклеме, на котором они проводят поклонение верховному богу Туре, благодарят матушку землю за богатый урожай.

Скачать:

Вложение Размер
stsenariy_dlya_publikatsii.docx 26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Утренник «чувашский праздник «чyклеме» подготовительная группа

  • Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с чувашским национальным музыкальным фольклором.
  • Закреплять умение ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.
  • Закреплять знания детей о традициях чувашского народа.
  • Беседы о чувашских национальных праздниках и традициях.
  • Разучивание стихов, исполнение танцев, песен.

Зал празднично украшен.

Чувашская мелодия (Фон)

Ведущая: На берегу великой Волги живет и трудится чувашский народ. Народ со своей интересной историей, своими обычаями, самобытной культурой. Трудолюбием, усердием достиг чувашский народ больших успехов во всем. А чтобы жизнь была интересней, чуваши старались от души веселиться. Сегодня мы побываем на одном из праздников чувашского народа «Чyклеме».

Под чувашскую мелодию, слышится: Ку-ка–ре-ку! Ку-ка–ре-ку!

Потягиваясь и протирая глаза, выходит мальчик Васюк.

Васюк: Ах, дружок, петушок, золотой гребешок,

Что так рано поешь? Что мне спать не даешь?

Очень рано сегодня ты будешь зарю.

Слышишь, Петя, тебе говорю

Санюк: Не сон одолел тебя, а лень.

Позабыл, видно, ты, какой нынче день?

Васюк: Как какой? А… Я вспомнил. Постой, погоди!

День рождения у деда Михея, поди.

Санюк: Ну и ну, засмеют тебя мне на беду!

Ныне праздник, Чyклеме, в нашем детском саду!

Васюк: Чyклеме! Ну про это я знаю, не думай что нет.

Чтоб я позабыл? Мне же целых шесть лет!

Мне давно уже дома «большой» говорят,

Одеваться сегодня красиво велят.

Санюк: Праздник, веселый, собирай друзей.

Будут шутки, будет смех.

Этот праздник наш для всех.

Васюк и Санюк идут к ребятам.

Ведущая: Только-только рассвело, праздник празднует село.

В старину, чуваши праздновали Чyклеме, после завершения осенних полевых работ. К этому дню чуваши пекли хлеб из зерна нового урожая, лепешки, делали сыр, готовили квас и приглашали в гости близких и родных и угощали друг друга.

Выходят дети в национальных нарядах

Ребенок: Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.

Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.

Ребенок: Если мы хотим кого-то

Встретить честью и почётом,

Встретить щедро от души

С уважением большим

Мы гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Выходят девочки, держат в руках каравай и мальчик с кружкой.

Ребенок: Дорогих гостей встречаем,

Хлебом солью угощаем,

Круглым пышным караваем.

Ребенок: С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим

Дети: Дорогие наши гости

Принимайте хлеб да соль.

ХОРОВОД «Хуран тарри хумханать» (Качается макушка березы. чувашская народная песня)

Садятся на скамейки.

Ведущая: Чувашский народ очень трудолюбивый. Не зря говорится в пословице: «Маленький чуваш одной ногой в колыбели, другой на пахоте». Дети, вы знаете чувашские пословицы и поговорки о труде?

— Умелые руки найдут себе работу.

— Работа к рукам не пристаёт

— Кто хочет есть калачи, лежать не будет на печи.

— Труд человека прославляет

— Нет на земле такой работы, которую бы человек не сделал.

— Глаза боятся, да руки делают.

Ведущая: Вот спасибо, сколько пословиц и поговорок о труде вспомнили. Да, действительно, чувашский народ издавна выполнял разную работу: строил дома, выращивал хлеб, пас скот. А после трудового дня умели весело отдыхать и пели звонкие песни.

Поют сидя «Васюк тухре урама» Васюк выходит с дудочкой и показывает движения.

Ведущая: Вы ребята молодцы, вы поёте от души. А теперь для всех для вас наш чувашский перепляс.

«Ачасен ташши» (Детский танец. Чувашская народная)

Дети садятся. Звучит чувашская мелодия, заходит девушка.

Илемпи: Эп Илемпи ятл. Ыр кун пултр!

(Меня Илемпи зовут. Добрый день) .

Ведущая: Ыр кун пултр! Илемпи.

(Добрый день, Илемпи)

Илемпи: Пришла я к вам на праздник с загадками и играми.

Стоит стеной, шумит волной

Волна золотая, не видно ни края.

Дети: поле пшеницы

Илемпи: Теплым белым кругом хлеба

Солнышко спустилось с неба.

Долго пахарь полем шел,

Хлеб тот осенью нашел.

Илемпи: Люди меня ждут,

а как только покажусь,

так все прячутся.

Илемпи: Без рук, без ног,

Ведущая: Илемпи, чуваши не только в полях трудились, но и занимались собирательством в лесах. Наши леса тоже богаты урожаем. Вот послушай песню об осенних грибах, какие грибы наши дети нашли в лесу в этом году.

Ведущая: А теперь ребята давайте поиграем.

Игра Журавушка (Тарналла)

Один игрок выбирается сторожем, другой журавлем, остальные – птенцы. Сторож охраняет гороховое поле. Журавль с птенцами прилетает на поле поклевать горох. Сторож их ловит. Поймав птенца, он запирает его в своем домике на краю горохового поля и засыпает. К пойманному птенцу прилетают журавль с журавликами и поют песню:

Ах, журавлик наш, журавушка,

Не забыл ли домик матушки?

Журавлик поет в ответ:

Не забыл я, но сегодня

На гороховом на поле

Меня сторож подловил,

Да и в клетку посадил.

Журавль и птенцы улетают на гороховое поле. Сторож ловит их.

Правила игры. Журавль с птенцами прилетают к каждому пойманному журавлику. Игра продолжается до тех пор, пока сторож не сможет поймать журавля, то все птенцы освобождаются.

Илемпи: А сейчас игра для самых сильных и смелых. Для вас, мальчики, я приготовила игру «Перетяни канат».

Для игры выходят по четыре мальчика и два -три папы.

ИГРА «Перетяни канат»

Ведущая: Наши мальчики не только сильные и смелые, они еще и отличные танцоры.

Ведущая: Мальчики молодцы, показали свою силу, смелость,. Илемпи, а для девочек у тебя есть игра?

Илемпи: С девочками я хочу поиграть в игру «Тухья тхн» (Надень тухью»)

Девочки встают в круг, в центре на стульчике лежит тухья. Под музыку девочки танцуют, с окончанием музыки, ведущий говорит: «Тухья тхн». Кто первый, исполняет сольный танец, остальные хлопают.

Илемпи: Поиграли мы на славу. Молодцы.

Ведущая: В нашей республике живут не только чуваши, но и люди другой национальности: татары, марийцы, русские и многие другие. Все они живут в мире, в дружбе и в согласии. Вместе все работают, вместе и отдыхают, песни поют и весело танцуют. Вот и сегодня мы не можем обойтись без русских песен и танцев.

Песня «Осень милая шурши».

Игра «Осень урожайная» (выбирается осень и дождик)

Ребенок: Взяться за руки нам нужно,

Танцевать мы будем дружно.

Танец наш для всех друзей.

Санюк: Туп – туп- тупата, ик урара щапата.

Васюк: Атя, Санюк, урама, ура хуса ташлама.

Дети и родители встают кругом.

ТАНЕЦ «Тух-ха, Санюк» (Выходи, Санюк)

В середину круга встают девочки поют частушки:

Ребенок 1: Ака вал, ака вал,

Ача ташши сака вал,

Ача ташша тухна чух,

ала супни пите чух.

Ребенок 2: Мы осенние частушки

пропоём сейчас для вас!

Громче хлопайте в ладоши,

веселей встречайте нас!

Ребенок 3: Асанма та хам аста,

Саванма та хам аста.

Вайас купас каласан,

Ташлама та хам аста.

Ребенок 4: До чего люблю я осень –

Всё созрело, вкусно очень!

В огород бегу с утра!

Мы пропели вам частушки, вы скажите от души:

Хороши частушки наши?! И мы тоже хороши!

Илемпи: Я вижу, ребята, что вы любите свой родной Чувашский край, много знаете о нем, о его народе. И помните: «Земля талантами богата, земля талантами сильна!» И если вы, ребята, будете хорошо учиться, заниматься, стараться узнавать что-то новое, петь, рисовать и танцевать, наш край будет жить и развиваться. Спасибо вам, ребята, за веселый праздник. Ну а мне пора прощаться с вами. Сыва пулар! До свиданья!

Дети встают в хоровод.

Ведущая: Наш праздник подходит к концу в завершении, вставайте, ребята в хоровод.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2020/02/08/stsenariy-utrennika-chuvashskiy-prazdnik-chukleme

Сценарий развлечения «Я живу в Чувашии»

Ирина Белова
Сценарий развлечения «Я живу в Чувашии»

ЦЕЛЬ: Воспитывать патриотические чувства; любовь к родному краю; вызвать чувство восхищения и гордости.

— Формировать у ребенка мотивационно — ценностного отношения к родному краю.

— Продолжать знакомить детей с чувашскими народными играми и песнями.

Развивающая задача:

Развивать желание и стремление к изучению чувашского языка.

Развитие музыкальной ритмики у дошкольников

— Воспитывать любовь к родному краю через музыкальные произведения чувашских композиторов.

Беседа о чувашском крае, разучивание чувашских песен, танцевальных движений, игр «Ят пелмелле»,

Материалы и оборудование:

— презентация «Край родной»

— национальные чувашские костюмы

— музыкальные инструменты: бубенчики, барабан, колотушка.

Дети заходят в зал хороводом под музыку «ИЛЕМЛЕ», проходят змейкой и строятся полукругом.

Музыкальный рук: Здравствуйте ребятки.

Дети: Здравствуйте Ирина Николаевна.

Знаете ли вы такой народ у которого 100 тысяч слов,

У которого 100 тысяч песен и 100 тысяч вышивок цветет?

Посмотрите на экран Конечно же – это чувашский народ

Воспитатель: Живет в самом сердце России, небольшой, но удивительно самобытный народ – Чуваши.

Муз.рук: .Сегодня у нас необычное занятие. Посвятим мы его традициям чувашского народа Чувашский народ издревле любил веселиться и трудиться

В осенне- зимний период девушки парни вечернее время собирались в домах на посиделки. На чувашском языке называется «Улах». Там они пели песни танцевали играли в игры

Чувашия – край звучных песен. В них вся душа народа – доброго, трудолюбивого, искусного

Музыкальный рук:. Вот послушайте музыкальное произведение «Тннки – тннки» Юрия Григорьева

Музыкальный рук: Вам понравилась мелодия?

Музыкальный рук: какая она была (дети перечисляют: Весёлая…. Задорная….) прохлопайте мне ритм этой мелодии Ребята, я буду играть а вы мне хлопать.

Молодцы у нас получилось, хочется добавить и музыкальные инструменты, вы согласны со мной?

Дети: Да! (кто то играет на музыкальных инструментах остальные хлопают, музыкант играет на баяне)

.Много говорили мы о чувашских праздниках, знаем много чувашских песен, стихов. И я предлагаю вам провести сегодня свой маленький «Улах» Споём песню «Сар качча?»

Под музыку дети занимают места к выступлению.

(чувашская сюита.

Пение чувашских песен «Сар качча», «Печек сес путене»

Чувашские плясовые движения,

Чувашская игра «Упа утаман»

Музыкальный рук: Прощается с детьми

(дети хороводным шагом под музыку выходят из зала

«Год Матери и Отца в Чувашии». (Фотоотчет) 2017 год в Чувашии объявлен Годом Матери и Отца. С этой инициативой к Главе Чувашии Михаилу Игнатьеву обратились Чувашский республиканский.

Фотоотчет «Край, в котором я живу» В нашем детском саду проходил конкурс : «Край,в котором я живу».Критериями конкурса являлось :-разнообразие;-доступность расположения;-соответствие.

«Малые зимние игры в Чувашии «Городской проект» мы приобщаемся к зимним видам спорта». Фотоотчет В рамках городского проекта «Мы приобщаемся к зимним видам спорта» прошла «Зимняя спартакиада» между командами детских учреждений г. Чебоксары.

Фотоотчет «Неделя туризма в Чувашии» С 21 сентября по 27 сентября 2017 года в нашем регионе проходит «Неделя туризма Чувашии». В рамках этой акции воспитанники подготовительной.

Конспект зимней прогулки «Какая зима в Чувашии» При планировании прогулки задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить детей активной, содержательной, разнообразной и интересной деятельностью:.

НОД «Я в России живу» Тема: «Я в России живу» Цель: Создать условия для воспитания патриотических чувств через музыкальные образы России. Задачи: 1. Познакомить.

Проект «Я живу в Подольске» ПРОЕКТ «Я ЖИВУ В ПОДОЛЬСКЕ»[/b] Описание проекта: Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет.

Сценарий музыкально-спортивного праздника «Я живу в России» Музыкально-спортивный праздник «Я живу в России»Действующие лица: Взрослые: ведущий Дети: команда «Закаленные» и команда «Дружные» Задачи:.

Сценарий общешкольной линейки, посвященной 9 мая «Я помню, значит, я живу» Общешкольная линейка, посвященная 9 мая: «Я помню, значит, я живу!» Составила:учитель русского языка и литературы Курилова И. Ю. Цель: формирование.

Жемчужинки Чувашии — выступление детей подготовительной группы «Смешарики» Видео «Чувашские дети» — Воспитание в труде и для трудовой жизни являлось главным в чувашской семье. С раннего возраста детям внушалось это требование.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-razvlechenija-na-temu-ja-zhivu-v-chuvashi.html

Читайте также:  Праздник рождения божьего сына
Оцените статью