- Сценарий народного чувашского праздника «Акатуй» методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Сценарий утренника «Чувашский праздник «Чуклеме» подготовительная группа учебно-методический материал (подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Сценарий развлечения «Я живу в Чувашии»
Сценарий народного чувашского праздника «Акатуй»
методическая разработка на тему
Знакомство дошкольников с народной культурой не обходится без проведения народных праздников. С этой целью был разработан данный сценарий, для участия в нем детей всех возрастных групп детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_prazdnika_akatuy_-_kopiya.docx | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник был проведен с целью приобщения детей к истокам народного творчества, с целью развития художественно-эстетического вкуса у детей через декоративно-прикладное искусство.
Формирование целостного представления о культуре чувашского народа.Знакомство с традициями, обычаями, обрядами чувашского народа.
Пьеса для детей подготовительной к школе группы.
Сценарий драматизации чувашской народной сказки«Почему сосна и ель вечнозеленые».
Потомки первых переселенцев проводят обряды, поют, танцуют и готовят собственное пиво Традиционный праздник, который отмечают все народы без исключения, — День урожая. В этот день на селе проход.
Сценарий народного праздника в детском саду«СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группаЦель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихо.
Сценарий драматизации чувашской народной сказки«Почему сосна и ель вечнозеленые».
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2016/11/15/stsenariy-narodnogo-chuvashskogo-prazdnika-akatuy
Сценарий утренника «Чувашский праздник «Чуклеме» подготовительная группа
учебно-методический материал (подготовительная группа)
П отомки первых переселенцев проводят обряды, поют, танцуют и готовят собственное пиво Традиционный праздник, который отмечают все народы без исключения, — День урожая. В этот день на селе проходят концерты, проводятся игры, конкурсы, танцы. У представителей чувашской национальности этот праздник также в почете. С наступлением осени они проводят несколько старинных обрядов, связанных с полевыми работами. Как только уборка хлебов завершена, чуваши организуют осенний праздник Чуклеме, на котором они проводят поклонение верховному богу Туре, благодарят матушку землю за богатый урожай.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_dlya_publikatsii.docx | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Утренник «чувашский праздник «чyклеме» подготовительная группа
- Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с чувашским национальным музыкальным фольклором.
- Закреплять умение ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.
- Закреплять знания детей о традициях чувашского народа.
- Беседы о чувашских национальных праздниках и традициях.
- Разучивание стихов, исполнение танцев, песен.
Зал празднично украшен.
Чувашская мелодия (Фон)
Ведущая: На берегу великой Волги живет и трудится чувашский народ. Народ со своей интересной историей, своими обычаями, самобытной культурой. Трудолюбием, усердием достиг чувашский народ больших успехов во всем. А чтобы жизнь была интересней, чуваши старались от души веселиться. Сегодня мы побываем на одном из праздников чувашского народа «Чyклеме».
Под чувашскую мелодию, слышится: Ку-ка–ре-ку! Ку-ка–ре-ку!
Потягиваясь и протирая глаза, выходит мальчик Васюк.
Васюк: Ах, дружок, петушок, золотой гребешок,
Что так рано поешь? Что мне спать не даешь?
Очень рано сегодня ты будешь зарю.
Слышишь, Петя, тебе говорю
Санюк: Не сон одолел тебя, а лень.
Позабыл, видно, ты, какой нынче день?
Васюк: Как какой? А… Я вспомнил. Постой, погоди!
День рождения у деда Михея, поди.
Санюк: Ну и ну, засмеют тебя мне на беду!
Ныне праздник, Чyклеме, в нашем детском саду!
Васюк: Чyклеме! Ну про это я знаю, не думай что нет.
Чтоб я позабыл? Мне же целых шесть лет!
Мне давно уже дома «большой» говорят,
Одеваться сегодня красиво велят.
Санюк: Праздник, веселый, собирай друзей.
Будут шутки, будет смех.
Этот праздник наш для всех.
Васюк и Санюк идут к ребятам.
Ведущая: Только-только рассвело, праздник празднует село.
В старину, чуваши праздновали Чyклеме, после завершения осенних полевых работ. К этому дню чуваши пекли хлеб из зерна нового урожая, лепешки, делали сыр, готовили квас и приглашали в гости близких и родных и угощали друг друга.
Выходят дети в национальных нарядах
Ребенок: Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.
Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.
Ребенок: Если мы хотим кого-то
Встретить честью и почётом,
Встретить щедро от души
С уважением большим
Мы гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
Выходят девочки, держат в руках каравай и мальчик с кружкой.
Ребенок: Дорогих гостей встречаем,
Хлебом солью угощаем,
Круглым пышным караваем.
Ребенок: С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим
Дети: Дорогие наши гости
Принимайте хлеб да соль.
ХОРОВОД «Хуран тарри хумханать» (Качается макушка березы. чувашская народная песня)
Садятся на скамейки.
Ведущая: Чувашский народ очень трудолюбивый. Не зря говорится в пословице: «Маленький чуваш одной ногой в колыбели, другой на пахоте». Дети, вы знаете чувашские пословицы и поговорки о труде?
— Умелые руки найдут себе работу.
— Работа к рукам не пристаёт
— Кто хочет есть калачи, лежать не будет на печи.
— Труд человека прославляет
— Нет на земле такой работы, которую бы человек не сделал.
— Глаза боятся, да руки делают.
Ведущая: Вот спасибо, сколько пословиц и поговорок о труде вспомнили. Да, действительно, чувашский народ издавна выполнял разную работу: строил дома, выращивал хлеб, пас скот. А после трудового дня умели весело отдыхать и пели звонкие песни.
Поют сидя «Васюк тухре урама» Васюк выходит с дудочкой и показывает движения.
Ведущая: Вы ребята молодцы, вы поёте от души. А теперь для всех для вас наш чувашский перепляс.
«Ачасен ташши» (Детский танец. Чувашская народная)
Дети садятся. Звучит чувашская мелодия, заходит девушка.
Илемпи: Эп Илемпи ятл. Ыр кун пултр!
(Меня Илемпи зовут. Добрый день) .
Ведущая: Ыр кун пултр! Илемпи.
(Добрый день, Илемпи)
Илемпи: Пришла я к вам на праздник с загадками и играми.
Стоит стеной, шумит волной
Волна золотая, не видно ни края.
Дети: поле пшеницы
Илемпи: Теплым белым кругом хлеба
Солнышко спустилось с неба.
Долго пахарь полем шел,
Хлеб тот осенью нашел.
Илемпи: Люди меня ждут,
а как только покажусь,
так все прячутся.
Илемпи: Без рук, без ног,
Ведущая: Илемпи, чуваши не только в полях трудились, но и занимались собирательством в лесах. Наши леса тоже богаты урожаем. Вот послушай песню об осенних грибах, какие грибы наши дети нашли в лесу в этом году.
Ведущая: А теперь ребята давайте поиграем.
Игра Журавушка (Тарналла)
Один игрок выбирается сторожем, другой журавлем, остальные – птенцы. Сторож охраняет гороховое поле. Журавль с птенцами прилетает на поле поклевать горох. Сторож их ловит. Поймав птенца, он запирает его в своем домике на краю горохового поля и засыпает. К пойманному птенцу прилетают журавль с журавликами и поют песню:
Ах, журавлик наш, журавушка,
Не забыл ли домик матушки?
Журавлик поет в ответ:
Не забыл я, но сегодня
На гороховом на поле
Меня сторож подловил,
Да и в клетку посадил.
Журавль и птенцы улетают на гороховое поле. Сторож ловит их.
Правила игры. Журавль с птенцами прилетают к каждому пойманному журавлику. Игра продолжается до тех пор, пока сторож не сможет поймать журавля, то все птенцы освобождаются.
Илемпи: А сейчас игра для самых сильных и смелых. Для вас, мальчики, я приготовила игру «Перетяни канат».
Для игры выходят по четыре мальчика и два -три папы.
ИГРА «Перетяни канат»
Ведущая: Наши мальчики не только сильные и смелые, они еще и отличные танцоры.
Ведущая: Мальчики молодцы, показали свою силу, смелость,. Илемпи, а для девочек у тебя есть игра?
Илемпи: С девочками я хочу поиграть в игру «Тухья тхн» (Надень тухью»)
Девочки встают в круг, в центре на стульчике лежит тухья. Под музыку девочки танцуют, с окончанием музыки, ведущий говорит: «Тухья тхн». Кто первый, исполняет сольный танец, остальные хлопают.
Илемпи: Поиграли мы на славу. Молодцы.
Ведущая: В нашей республике живут не только чуваши, но и люди другой национальности: татары, марийцы, русские и многие другие. Все они живут в мире, в дружбе и в согласии. Вместе все работают, вместе и отдыхают, песни поют и весело танцуют. Вот и сегодня мы не можем обойтись без русских песен и танцев.
Песня «Осень милая шурши».
Игра «Осень урожайная» (выбирается осень и дождик)
Ребенок: Взяться за руки нам нужно,
Танцевать мы будем дружно.
Танец наш для всех друзей.
Санюк: Туп – туп- тупата, ик урара щапата.
Васюк: Атя, Санюк, урама, ура хуса ташлама.
Дети и родители встают кругом.
ТАНЕЦ «Тух-ха, Санюк» (Выходи, Санюк)
В середину круга встают девочки поют частушки:
Ребенок 1: Ака вал, ака вал,
Ача ташши сака вал,
Ача ташша тухна чух,
ала супни пите чух.
Ребенок 2: Мы осенние частушки
пропоём сейчас для вас!
Громче хлопайте в ладоши,
веселей встречайте нас!
Ребенок 3: Асанма та хам аста,
Саванма та хам аста.
Вайас купас каласан,
Ташлама та хам аста.
Ребенок 4: До чего люблю я осень –
Всё созрело, вкусно очень!
В огород бегу с утра!
Мы пропели вам частушки, вы скажите от души:
Хороши частушки наши?! И мы тоже хороши!
Илемпи: Я вижу, ребята, что вы любите свой родной Чувашский край, много знаете о нем, о его народе. И помните: «Земля талантами богата, земля талантами сильна!» И если вы, ребята, будете хорошо учиться, заниматься, стараться узнавать что-то новое, петь, рисовать и танцевать, наш край будет жить и развиваться. Спасибо вам, ребята, за веселый праздник. Ну а мне пора прощаться с вами. Сыва пулар! До свиданья!
Дети встают в хоровод.
Ведущая: Наш праздник подходит к концу в завершении, вставайте, ребята в хоровод.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2020/02/08/stsenariy-utrennika-chuvashskiy-prazdnik-chukleme
Сценарий развлечения «Я живу в Чувашии»
Ирина Белова
Сценарий развлечения «Я живу в Чувашии»
ЦЕЛЬ: Воспитывать патриотические чувства; любовь к родному краю; вызвать чувство восхищения и гордости.
— Формировать у ребенка мотивационно — ценностного отношения к родному краю.
— Продолжать знакомить детей с чувашскими народными играми и песнями.
Развивающая задача:
— Развивать желание и стремление к изучению чувашского языка.
— Развитие музыкальной ритмики у дошкольников
— Воспитывать любовь к родному краю через музыкальные произведения чувашских композиторов.
Беседа о чувашском крае, разучивание чувашских песен, танцевальных движений, игр «Ят пелмелле»,
Материалы и оборудование:
— презентация «Край родной»
— национальные чувашские костюмы
— музыкальные инструменты: бубенчики, барабан, колотушка.
Дети заходят в зал хороводом под музыку «ИЛЕМЛЕ», проходят змейкой и строятся полукругом.
Музыкальный рук: Здравствуйте ребятки.
Дети: Здравствуйте Ирина Николаевна.
Знаете ли вы такой народ у которого 100 тысяч слов,
У которого 100 тысяч песен и 100 тысяч вышивок цветет?
Посмотрите на экран Конечно же – это чувашский народ
Воспитатель: Живет в самом сердце России, небольшой, но удивительно самобытный народ – Чуваши.
Муз.рук: .Сегодня у нас необычное занятие. Посвятим мы его традициям чувашского народа Чувашский народ издревле любил веселиться и трудиться
В осенне- зимний период девушки парни вечернее время собирались в домах на посиделки. На чувашском языке называется «Улах». Там они пели песни танцевали играли в игры
Чувашия – край звучных песен. В них вся душа народа – доброго, трудолюбивого, искусного
Музыкальный рук:. Вот послушайте музыкальное произведение «Тннки – тннки» Юрия Григорьева
Музыкальный рук: Вам понравилась мелодия?
Музыкальный рук: какая она была (дети перечисляют: Весёлая…. Задорная….) прохлопайте мне ритм этой мелодии Ребята, я буду играть а вы мне хлопать.
Молодцы у нас получилось, хочется добавить и музыкальные инструменты, вы согласны со мной?
Дети: Да! (кто то играет на музыкальных инструментах остальные хлопают, музыкант играет на баяне)
.Много говорили мы о чувашских праздниках, знаем много чувашских песен, стихов. И я предлагаю вам провести сегодня свой маленький «Улах» Споём песню «Сар качча?»
Под музыку дети занимают места к выступлению.
(чувашская сюита.
Пение чувашских песен «Сар качча», «Печек сес путене»
Чувашские плясовые движения,
Чувашская игра «Упа утаман»…
Музыкальный рук: Прощается с детьми
(дети хороводным шагом под музыку выходят из зала
«Год Матери и Отца в Чувашии». (Фотоотчет) 2017 год в Чувашии объявлен Годом Матери и Отца. С этой инициативой к Главе Чувашии Михаилу Игнатьеву обратились Чувашский республиканский.
Фотоотчет «Край, в котором я живу» В нашем детском саду проходил конкурс : «Край,в котором я живу».Критериями конкурса являлось :-разнообразие;-доступность расположения;-соответствие.
«Малые зимние игры в Чувашии «Городской проект» мы приобщаемся к зимним видам спорта». Фотоотчет В рамках городского проекта «Мы приобщаемся к зимним видам спорта» прошла «Зимняя спартакиада» между командами детских учреждений г. Чебоксары.
Фотоотчет «Неделя туризма в Чувашии» С 21 сентября по 27 сентября 2017 года в нашем регионе проходит «Неделя туризма Чувашии». В рамках этой акции воспитанники подготовительной.
Конспект зимней прогулки «Какая зима в Чувашии» При планировании прогулки задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить детей активной, содержательной, разнообразной и интересной деятельностью:.
НОД «Я в России живу» Тема: «Я в России живу» Цель: Создать условия для воспитания патриотических чувств через музыкальные образы России. Задачи: 1. Познакомить.
Проект «Я живу в Подольске» ПРОЕКТ «Я ЖИВУ В ПОДОЛЬСКЕ»[/b] Описание проекта: Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет.
Сценарий музыкально-спортивного праздника «Я живу в России» Музыкально-спортивный праздник «Я живу в России»Действующие лица: Взрослые: ведущий Дети: команда «Закаленные» и команда «Дружные» Задачи:.
Сценарий общешкольной линейки, посвященной 9 мая «Я помню, значит, я живу» Общешкольная линейка, посвященная 9 мая: «Я помню, значит, я живу!» Составила:учитель русского языка и литературы Курилова И. Ю. Цель: формирование.
Жемчужинки Чувашии — выступление детей подготовительной группы «Смешарики» Видео «Чувашские дети» — Воспитание в труде и для трудовой жизни являлось главным в чувашской семье. С раннего возраста детям внушалось это требование.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-razvlechenija-na-temu-ja-zhivu-v-chuvashi.html