ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ МАССОВЫХ
ПРАЗДНИКОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
СВЯЗЬ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ИСКУССТВОМ ЭСТРАДЫ. — КОНЦЕРТ КАК НЕПРЕМЕННАЯ ЧАСТЬ МАССОВОГО ПРАЗДНИКА. — ТЕМАТИЗМ МАССОВОГО ПРАЗДНИКА. — ГОРОДСКАЯ СРЕДА И ЛАНДШАФТ КАК МЕСТА ДЕЙСТВИЯ В СЦЕНАРИИ МАССОВОГО ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. — СОЕДИНЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЭСТРАДЫ И СПОРТА В МАССОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ. — МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА ДЛЯ МАСС. — ОСТРЫЕ, ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕМЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЦЕНАРИСТА.
На тему сценарной разработки и постановки массовых праздников и театрализованных представлений сегодня есть достаточно много добротной учебной литературы. Этому направлению в разнообразии эстрадных жанров, если можно так сказать, повезло. Здесь можно выделить книги Б. Петрова, И. Шароева, А. Рубба, которые указаны в библиографии.
Но и в данном учебнике, думается, этой темы надо коснуться. Во-первых, время идет вперед, происходят определенные изменения, которые накладывают отпечаток на эстраду, в том числе и в такой ее области, как массовые праздники. Во-вторых, на отдельных позициях драматургии массовых праздников, которые кажутся принципиально важными, хотелось бы особенно заострить внимание, чему и посвящена данная глава.
В-третьих, наш обзор эстрадных сценарных разработок был бы не полон, если бы мы не коснулись такой столь важной сейчас, популярной и любимой народом формы, как массовые праздники.
Массовые праздники и театрализованные представления имеют к эстраде самое прямое отношение, так как непременной — а нередко и самой главной частью массового праздника и, естественно, представления является та или иная форма концерта.
Стр.253
В Москве сейчас существует подразделение, которое гордо именуется Театр масс. Есть Комиссия по массовым праздникам, организованная почему-то не при Союзе концертных деятелей, не при Петербург-концерте, а при Союзе театральных деятелей. Но это все «структурные игры» эпохи шоу-бизнеса, не более того.
Без эстрадных звезд и рядовых исполнителей, без артистов эстрады сегодня немыслим ни один настоящий народный праздник.
Для нас принципиально важно другое. У любого массового представления всегда есть свой сценарий, по которому оно развивается*.
Любое массовое представление включает в себя не только массовые сцены, спецэффекты, лазерные шоу, выступления разного рода начальства, салюты, фейерверки, фонтаны, но и непременно выступления со своим привычным репертуаром (реже — специально созданным к этому случаю) популярных артистов и коллективов, точно так же, как и в любом эстрадном концерте.
Это с одной стороны. А с другой, естественно, мы сталкиваемся с действием общего закона природы, гласящего о переходе количества в качество.
Являются ли массовые праздничные представления какой-то особой, автономной по отношению к остальной эстраде областью? Вряд ли. Это, как поется в одной прекрасной старой песне, «братья по крови, горячей и густой». «Бригантина» у нас общая. И на массовом праздничном представлении «Алые паруса» весной на набережных Невы, и на концерте в анфиладе комнат Петербург-концерта.
Реально, после того как через несколько лет будет перестроен знаменитый Кировский стадион в Санкт-Петербурге, когда он получит современное световое, звуковое и прочее оборудование, а главное, — раздвижную крышу, — разница в тех задачах, которые становятся перед режиссером и сценаристом в создании театрализованной программы для Ледового дворца и этого дворца спорта под полуоткрытым небом, будет просто минимальной.
Любой, самый современный танк, все равно танк, а не самолет, любой самолет это самолет, а не подводная лодка, любой слон, —
* И если публика и пресса, как правило, не знают имени сценариста, автора этого сценария, то и в непременно существующей общей смете массового праздника графа «Оплата сценария» обычно тоже присутствует. Как говорится, «уж так сложилось!». Сценарий есть, но автор неизвестен. Это такой своеобразный «человек-невидимка».
Стр.254
большой или маленький, все равно слон. А люди — везде люди, зрители, слушатели, участники представления.
Завод «Балтика» отмечал праздник «День пива» по всему городу — от Дворцовой площади до «спальных окраин» (этот массовый праздник был почему-то совмещен с другим праздником — «Днем города»). Еще один производитель аналогичной продукции, завод имени Степана Разина, поступил скромнее и предпочел отметить свой юбилей шоу-программой в БКЗ «Октябрьский».
Естественно, что сценарные разработки в этих случаях были з чем-то разными, а в каких-то позициях, что называется, пересекались.
Например, в БКЗ «Октябрьский», конечно же, главной фигурой эстрадной театрализованной программы был Стенька Разин, бунтарь-волгарь (в современных терминах — экстремист). Его роль с увлечением играл артист санкт-петербургского Театра «Балтийский дом» Р. Громадский. А программу «Балтики» вел шоумен С. Прохоров, переодетый в костюм пивовара далеких времен. Он въезжал прямо в ворота цеха на телеге, полной пивных бочек и запряженной красавцем першероном-тяжеловозом. При этом народная артистка СССР И. Бо-гачева под большой симфонический оркестр приветствовала его бессмертным классическим произведением со словами «Налей, налей бокалы полней. ».
Тема у этих представлений была одна, даже сценарист оказался один и тот же, некоторые песенки, репризы, фрагменты монологов почти повторяли друг друга, но сами программы были в чем-то разными, а в чем-то — несомненно родственными, что в конечном счете почти неизбежно.
Во всех странах существует масса праздников такого, если можно так выразиться, «гастрономического характера». От нашего православного «Яблочного спаса», или импортного «Дня пива», или «Дня мороженого» — до придуманной недавно «Шашлыкиады» и «Пельмениады». А есть еще и «День русской каши».
Один из первых в Санкт-Петербурге праздников, посвященный мороженому, был реализован на Невском проспекте, на площадке возле Аничкова дворца, перед концертным залом «Карнавал».
На асфальте были обозначены соответствующие теме праздника «улицы», «проспекты», «площади» и «переулки»: «Улица Сливочная»,
Стр.255
«Проспект имени Крем-брюле» с соответствующими «указателями». Были костюмированные персонажи, представлявшие «в живом плане» любимые сорта этого продукта, — имеются в виду Миша и Маша. Был «Эскимос-на-палочке». Была приглашенная из Университета певица-африканка. Будучи от природы шоколадного цвета, она очень органично пела соответствующую песенку «Шоколадницы». Гвоздем программы являлся приезд. Деда Мороза (действие происходило 27 мая!) на велосипеде, в ластах и с удочкой. Новогодний персонаж говорил, что не мог остаться в стороне от такого праздника, прервал свой законный плановый отпуск, который проводил на Северном полюсе, и пожаловал в свою любимую Северную столицу. А покидал праздник Дед Мороз в карете, но. на оленях!
Через год подобный массовый праздник был реализован на площадке у Александрийского театра.
Там было организовано театрализованное костюмированное шествие, в котором шли персонажи спектаклей «близлежащих» театров: Театра Комедии, Театра им. В. Ф. Комиссаржевской, Кукольного театра им. Е. Деммени. От Дома кино подходили киногерои, от Цирка — «Мишка на Севере», со стороны зала «Карнавал» — артисты эстрады. Движение колонны регулировал «палочкой мороженого» милиционер Дядя Степа — естественно, на ходулях.
Со своими отдельными программами работали одновременно три концертные площадки. Главная — у входа в Александринку, вторая на углу у Публичной библиотеки, третья у входа в сквер Аничкова дворца.
На соответствующий лад были подтекстованы популярные песенки.
В целом при разработке сценариев массовых праздников всегда разумно учитывать «местную географию», «привязываться» к ней. Это относится и к праздникам внутри городской среды, и в парках, и на стадионах, и в поле, и в лесу, и на реке. Они должны разворачиваться, что называется, «на земле, в небесах и на море»*.
Вот несколько примеров использования разных пространств и мест действия.
* Хотя в свое время в столице Киргизии городе Фрунзе (ныне Бишкек) День Военно-Морского флота весело и шумно отмечался на берегах. городского пруда в Парке культуры.
Стр256
Во время одного из новогодних ночных праздников на Невском проспекте, с помощью спецэффектов, со своего пьедестала в сквере своего имени «спускалась» Екатерина Великая. Она читала свой монолог в стихах, а потом опять становилась на свое место.
Во время празднования прихода нового тысячелетия на поднятой половинке разведенного Дворцового моста, как на экране, демонстрировался специально созданный документально-художественный кинофильм. Во время массового праздника «Детские игры Доброй Воли» участники, собравшиеся на Елагином острове, по «очень спутниковой связи» вступали в радиоконтакт с видневшимися на другой стороне реки Невки мачтами Кировского стадиона, где шли основные соревнования. Дети слали свои поздравления участникам и чемпионам международных игр и выпускали по направлению к ним десятки воздушных шаров и стаи голубей.
В Южно-Сахалинске, учитывая, что городской стадион расположен у подножья горы, на которую ведет линия подъемника, был использован отряд парапланеристов, разбрасывавших с воздуха цветы над всем стадионом.
Это очень красиво и трогательно, когда под песню «Мы — дети Галактики» прямо на фоне ярко-голубого неба, плавно кружась, летят вниз легкие, разноцветные полевые цветы.
В пригороде Санкт-Петербурга Зеленогорске на празднике шаров состоялся матч-первенство праздника по пляжному волейболу и «ватер-футбол» — игра в футбол на мелководье, забавная и задорная.
Вообще пляж — прекрасное место для проведения массового праздника, скажем, в День физкультурника.
Кроме пляжного волейбола, создания замков и прочих фигур на песке, водных лыж, водного серфинга, показа «пляжных мод» и конкурса купальников, может быть предпринят выход из воды «тридцати витязей прекрасных», того же Нептуна с очаровательными русалками и смешными чертями. Ближе к вечеру может быть зажжен «Костер дружбы», среди почетных гостей могут быть знаменитые «островитяне», тот же Робинзон Крузо с Пятницей.
Прямо из воды могут бить фонтаны, а в акватории дефилировать пожарные катера, создающие водные «веера».
Интересно, что в мировом списке праздников разных стран и народов (есть и такой) существует. Праздник пляжа.
Мировая, да и наша отечественная практика со всей очевидностью показывают, что массовые праздники тогда становятся по-настоящему
Источник статьи: http://infopedia.su/5x968a.html
Раздел 1. Драматургия массового праздника
Введение
Драма (греч. dráma, буквально — действие), один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой;). Драма принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтении. Драма сформировалась на основе эволюции театрального искусства: выдвижение на первый план актёров, соединяющих пантомиму с произносимым словом, знаменовало её возникновение как рода литературы.
Его специфику слагают: сюжетность, т. е. воспроизведение хода событий; драматическая напряжённость действия и его членение на сценические эпизоды; непрерывность цепи высказываний персонажей; отсутствие (или подчинённость) повествовательного начала Драме. присуща глубокая конфликтность; её первооснова — напряжённое и действенное переживание людьми социально-исторических или «извечных», общечеловеческих противоречий. Драматизм, доступный всем видам искусства, закономерно доминирует в драме. По мысли В. Г. Белинского, драматизм — важное свойство человеческого духа, пробуждаемое ситуациями, когда заветное или страстно желаемое, требуя осуществления, находится под угрозой.
Драма как род литературы включает в себя множество жанров. На протяжении всей истории драмы существуют трагедия и комедия; для средневековья характерны мистерия, миракль, моралите, школьная драма. В 18 в. сформировался жанр драмы , в дальнейшем ставший доминирующим.
Распространены также мелодрамы, фарсы, водевили. В современной зарубежной драмы обрели важную роль трагикомедии.
Раздел 1. Драматургия массового праздника
Драматургию всегда воспринимают как часть литературы, однако это совершенно не так. К литературе относятся произведения, написанные для восприятия их читателем, а драматургическое произведение предназначено для восприятия зрителем, то есть пьесу нельзя просто читать, она служит другой цели: ее можно и нужно смотреть на сцене. Отсюда и принципиально другой метод изучения драматургии. В ней бессмысленно искать пейзаж, характеристики героев, лирические отступления. Всего этого просто нет. Характер персонажа таков, каков характер актера, его исполняющего.
Драматургия массовых театрализованных представлений имеет общие черты с драматургией тех типов представлений, которые организуются на сценических подмостках в современных клубах.
Думается, что и сценарную драматургию представлений на современном этапе целесообразно называть широким и достаточно точным в искусствоведческом плане термином драматургии театрализованных представлений.
Рассматривая возникновение и развитие театрализованных представлений в рамках больших исторических эпох, нельзя не увидеть прежде всего той социально – нравственной функции, которую выполняют массовые празднества и театрализованные представления.
С древнейших времен в народных обрядах, представлениях и празднествах имели место две стороны – элементы культовые и элементы фольклорные.
Театрализованные представления и массовые празднества в честь знаменательных для всей страны дат и важнейших событий в жизни человека занимают все большее место в нашей действительности. Основой всех видов и жанров театрализованных представлений и празднеств является сценарий, имеющий, по единодушному признанию теоретиков. Театрализованные представления и праздники рождают у людей сходное, праздничное настроение, создающее праздничную ситуацию. Праздничная ситуация в свою очередь реализуется в массовом празднике, который является частью культурно-просветительной работы.
Массовый праздник – это явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие. Искусство массового праздника, представления, зрелища – это искусство высоких идей, целенаправленности и гражданского пафоса, требующего в то же время яркой образности, ассоциативности, оригинального, смелого творческого замысла. А для того чтобы лучше организовать и развивать театрализованные представления всех видов и жанров, совершенно необходимо понять основные закономерности этого рода искусства, которые реально существуют, поскольку в течении тысячелетий создавалась и развивалась народная театральная культура.
Что касается массового театрализованного празднества, то это, безусловно, имеющая устоявшиеся видовые праздники и одновременно объемная, синтезирующая форма театрализованного представления. Это венец творчества народа для народа. Постижение сущностных черт драматургии такого празднества может быть плодотворным лишь после подробного изучения других видов театрализованных представлений.
Известно, что основой всех видов и жанров театрализованных представлений и празднеств является сценарий, имеющий по единодушному признанию теоретиков, общие черты с драматургическими произведениями театра, кино, телевидения и радио. Главным объединяющим моментом выступает здесь драматический конфликт, ибо конфликт является основой драмы как рода искусства. Конфликтность как специфическое отражение существенных противоречий действительности в сценарии агитационно-художественного представления, литературно – музыкальной композиции, тематического концерта или массового театрализованного празднества, так же как и в драме, является фактором, определяющим и тематику, и идейный смысл, и сверхзадачу, и даже в конечном счете форму произведения.
Художественное воплощение определенных мыслей, чувств, фактов и обстоятельств текущей и противоречивой действительности осуществляется в сценарии театрализованного представления главным образом с помощью не сюжета, а ряда других средств. Если в драме композиция является моментом, определяющим структуру событий действенно развивающегося сюжета, моментом чрезвычайно важным, но обусловленным другими существенными элементами формы то в сценарии театрализованного представления, ввиду ослабления функции сюжета, композиция берет на себя роль главного организатора художественно – документального материала, ее функция становится определяющей. Общеизвестно, что создание художественного образа любого произведения искусства зависит, прежде всего, от темы и идеи произведения, от главной мысли художника. Практически все разновидности народных празднеств имели и имеют театрализованный характер или же включают в себя элементы театральных действований. Это определяется обрядово – зрелищными формами праздничной культуры, праздничной жизни народа В результате эволюции, видового становления современное театрализованное празднество представляет собой комплекс культурных и художественных мероприятий. Оно, как правило, рассредоточивается на обширной территории, и присутствующие на нем выступают и как зрители, и как участники действований одновременно. И.М.Туманов делит всех участников театрализованного празднества на две основные группы: непосредственные, активные участники – исполнители и, если так можно выразиться, пассивные участники – зрители. Но пассивны они только до тех пор, пока не началось праздничное действие. В течении праздника, тема которого им близка и дорога, а форма понятна и увлекательна, зрители начинают сопереживать, активно откликаться на воздействие.
Источник статьи: http://megaobuchalka.ru/9/36937.html